Ад и рай свидетельство очевидцев: стоит ли доверять

Как выглядят рай и ад? Свидетельство очевидцев очень бы помогло получить хоть какие-то представления об этих местах. Клиническая смерть — главный источник таких рассказов.

А если эти свидетельства о рае и аде ещё и совпадают с христианскими представлениями, для многих это становится едва ли не 100% доказательством верности популярных образов загробного мира.

Но всё не так просто. Не все, кто видел ад или рай (по их утверждениям) могут быть для нас непредвзятыми свидетелями.


Где находится рай: на земле, на небе или где-то ещё?

Как появился ад Библия не сообщает, но его мог сотворить только Господь

На первый взгляд, Библия ничего не говорит о том, кто создал ад. Это даёт почву для домыслов. Мол, Бог творит всё только хорошее. А ад — это уродливое место, полное зла и страданий. Его явно придумал какой-нибудь дьявол.

Но это противоречит всему тому, что мы знаем из Священного Писания. Если подробно изучить фигуру дьявола в Библии, то станет ясно, что её довольно сложно даже конкретизировать.

Есть ли этот дьявол вообще или это метафора всего злого в человеке? Тема большая, достойная отдельной большой книги.


Правильное изображение ада на православных иконах — тёмное место. Фото: belygorod.ru

Мы же поговорим об аде. В Библии есть лишь один Творец — Господь. Другим существам в подобном качестве отказывается. Как появился ад, в христианстве не сказано. Но ясно, что нечто столь грандиозное не могло быть чьим-либо творением, кроме творения Всевышнего.

Было бы странно допустить, что Бог дал некой демонической сущности право создавать столь грандиозные духовные, если угодно, институты, но ни словом не обмолвился об этом в Священном Писании. Отсюда единственный логичный вывод: ад — это часть Божественного творения.

Преуспеяние зла на земле

Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель. Прежде, нежели приступим к описанию этого величайшего и чудеснейшего события, взглянем еще на состояние злосчастного мира, в то время как Господь низошёл на землю и вочеловечился для обновления и спасения человечества. Мир был погружен на всем пространстве его в идолопоклонство.

Люди, возненавидев друг друга, завидуя друг другу, полили всю поверхность земли своею кровью в ожесточенных бранях, в которых истребились и исчезли многочисленные народы, пожатые мечом и лишенные народности невольничеством и продажею на рынках вселенной подобно скоту или бездушному товару.

Бедствия и гибель человечества признаны величайшею славою для человечества, и обагренные кровью собратий завоеватели объявлялись еще при жизни их богами. Другим злодеям, отличавшимся гнусными пороками, воздана божеская честь по смерти их. Удовлетворение постыднейшим страстям считалось высшим наслаждением.

Некоторые из отверженнейших людей вступили в явное сношение с сатаною, облекшись в силу его, содействовали укреплению его господства над землею и человечеством. Это господство достигло полного развития. Под это господство склонился и избранный народ Израильский. Крайне умалившись числом и упав в гражданском отношении, народ этот подпал под власть народов идолопоклоннических. Внутренняя, существенная сила его, заключавшаяся в общении с Богом посредством познания и исполнения Его воли, истощилась.

Жизнь по заповедям Божиим, образующая в человеке чистоту ума и сердца, которую осеняет Божественная Благодать, просвещая человека истинным духовным разумом и Богословием, заменилась в большинстве школьным изучением Закона, соединенным с небрежением о богоугодном жительстве, которое книжники и фарисеи – так назывались иудейские ученые того времени – старались заменить притворством и лицемерством.

Эти омраченные сатанинскою гордостию ученые, исполненные презрения и ненависти ко всем прочим сословиям народа, рабы страстей, не способные к вере по своей неограниченной и исступленной привязанности к земной славе и земным преимуществам.

Способные по этой привязанности ко всевозможным преступлениям, совершители этих преступлений, захватили во власть свою вероучение, отвергли из него заповеди Божии, ввели в него свои нелепые предания, сами стремясь в слепоте своей к погибели, влекли к ней и руководимый ими народ.

Немногие, весьма немногие люди остались верными Богу самою жизнью своею и от такой жизни зависящим и воссиявающим истинным Богопознанием. Святы имена их – в Святом Евангелии.

Ад в Библии называли «шеол», это место без света

В Ветхом Завете ад называют «шеол». Греческие тексты переводят это слово как «хадес» (аид), хотя античный образ ада отличается от еврейского.

Упоминание «шеола» среди некоторых месопотамских богов даёт основания для осторожного предположения, что для древних семитов Шеол — это не только место, но ещё и божество. Возможно, так именовали супругу бога смерти Мота.

Шеол — возможно, имя богини, персонификации загробного мира.

Еврейские представления об аде нам известны мало. По всей видимости, это место, лишённое света, где души находятся, как в темнице.

Это роднит шеол с тартаром, но не с хадесом. Хадес — это просто царство мёртвых, без каких-либо положительных или отрицательных оценок. Тартар — однозначно плохое место, темница. Он упоминается в Новом Завете:

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

(2Пет. 2:4)

На счёт ада нам известно, что в этом месте есть врата.

«И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

(Мф. 16:18)

Примечательно, что ещё в месопотамских мифах врата — деталь, которую связывали с адом.

Значимые события мировой истории.

Для нашего рассмотрения ими признаются: (1) творение мира, (2) творение Ангелов, (3) творение человека, (4) падение Денницы, (5) падение прародителей, (6) смерть Адама, (7) Воскресение Христа, (8) Страшный суд. Каждое из этих событий существенно меняло состав мироздания и устанавливало новые связи (и/или изменяло старые) между его составными частями.

Если попытаться последовательно осмыслить космологию тварного мира с христианских позиций, но не так пространно, как это сделал прот. Василий Зеньковский, получаем следующую картину.

Есть ли ад с демонами и огнём, — нет, такой ад придумал Данте

А как же раскалённые сковороды и демоны с трезубцами? Сам образ пламени возник на основе геенны огненной (то самое озеро огненное). Это не ад, а место, куда, согласно Библии, только предстоит попасть грешникам из ада.

«И смерть и ад повержены в озеро огненное».

(Откр. 20:14)


Ад на иллюстрации к «Божественной комедии» Данте не имеет ничего общего с христианским представлением об аде. Фото: eksmo.ru

Огненным ад показан в исламе. А кто придумал ад с пламенем для христиан? Это был поэт Данте. Он сильно исказил представление об аде и дьяволе в «Божественной комедии».

К сожалению, именно его фантазии сегодня известны широкой аудитории. Всё, что находится в аду у Данте, — это осколки греческих мифов, ничего не имеющие с христианством.

Пережившие клиническую смерть рассказывают о рае и аде, но их свидетельствам нельзя доверять

Рассказы про ад и рай для многих христиан — некая находка, возможность доказать, что их религия точнее всех описывает наш мир, в частности — его загробную область.

Но это неправильный подход. Во-первых, христианство не нуждается в том, чтобы кому-то доказывали его правильность. Это уже давно самая популярная религия, которой ничего не угрожает. Почти любой человек на земле с нею знаком и, если желает, может изучить подробнее.

Дикие времена религиозных войн прошли.

И чудеса сейчас ищут лишь показушники, которым никак иначе не укрепить веру. Видел ли кто-то ад, в православии это ничего не меняет. Оно уверенно чувствует себя без сомнительных доказательств.

Во-вторых, всевозможные «свидетельства» лишь искажают христианские представления людей о загробном мире. Вот, например, рассказывает некий «очевидец» загробного мира Борис Пилипчук:

«За огненными воротами я увидел сияющий золотом куб. Он был огромным».


Один из самых популярных образов, который видят люди в момент клинической смерти, — туннель. Фото: salik.biz
Чем такая история поможет православию? Образ явно отсылает к серии фильмов «Восставший из ада», а точнее — ко второй части серии, но никак не к Священному Писанию.

В полной гармонии творения и Творца

Эдемский сад. Ватиканский кодекс. XII век

Все мироздание содержит в себе многочисленные свидетельства Божественности своего происхождения. Важнейшим из них является трехсоставность (трихотомичность), отражающая Троичность Лиц Божества. Эта трехсоставность проявляется во всей Вселенной, во всей живой и неживой природе, в антропологии и, конечно же, в трихотомичности порядка, установленного Богом на земле. В лаконичном и содержательном повествовании книги Бытие сказано, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Впоследствии слова «Едем» и «рай» стали почти тождественны. Но в первичном, библейском, значении Едем – это название местности, а рай – дивный Божественный сад на востоке Едема, в котором Господь поместил первых людей. В этом райском саду наши прародители общались с Богом непосредственно и пребывали в полной гармонии творения и Творца – в райском блаженстве. Существует устойчивая богословская точка зрения, согласно которой в таком мироустройстве также узнается трехсоставность: рай, Едем и весь остальной мир. Позже, спустя почти три тысячелетия, в устройстве Иерусалимского Храма рай стал прообразом Святая Святых, Едем – святилища, а мир за пределами Едема – двора. Эта же трехсоставность сохраняется и в устройстве нашего Новозаветного православного храма: рай – алтарь, Едем – трапеза (центральная часть храма, где и собираются молящиеся) и притвор, символизирующий внешний мир.

Те, кто видел ад, описывают его по-разному

А вот свидетельство, которое приводит исследователь загробной жизни Раймонд Моуди:

«Когда демоны продолжали мучить меня, я пытался, как бы избавиться от них, постарался выползти из этой своей камеры.

Я посмотрел в одну сторону, но там была непроглядная тьма, и я там услышал миллионы человеческих воплей.

Это были очень громкие вопли. И я так же имел это знание, что там есть очень много таких тюремных камер как моя и там были как бы ямы в горящем огне».

Раймонд Моуди

психолог

Это явно не тот ад, о котором рассказывает Библия. Это ад, пришедший из произведений Данте. Разве скептически настроенные люди после таких «свидетельств» не получают основания для того, чтобы свысока смотреть на религиозных людей?

Христианство учит, что в рай или ад человек попадает после настоящей смерти, а не после клинической

Очевидцы о рае и аде рассказывают часто. Христианские, эзотерические и СМИ мистического толка очень любят публиковать истории людей, переживших клиническую смерть.

Но клиническая смерть — это вовсе не то состояние, которое ждёт нас после смерти. Человек в нём остаётся живым и не преодолевает тот порог, который перешагивает умерший. Так что можно ли судить о том, есть ли ад или рай по таким вот воспоминаниям?


9 кругов ада по Библии

Есть и другие причины не доверять таким свидетельствам:

  1. В аналогичное состояние можно погрузить при помощи гипноза. Известный исследователь Раймонд Моуди собрал сотни свидетельств историй о том, что видели люди после смерти. Он верил, что рассказы про ад и рай отражают реальную картину.
  2. Но этот же исследователь обнаружил, что человеку вовсе не обязательно умирать. Сидя перед зеркалом в тёмной комнате люди тоже видели в отражении рай или ад. Стало быть, это игра психики.


Раймонд Моуди — известный на весь мир американский врач психолог, исследователь загробной жизни
Описания отличаются. Был бы один, конкретный рай или ад, люди бы описывали его похожим образом. Но нет. Есть некие общие черты, но то светлый тоннель с чернотой в конце, то тёмный со светом.

Загробный мир и вовсе разный: где-то ждут умершие родственники, а где-то просто стоят столы с яствами. Больше похоже, что у каждого человека возникают свои образы откуда-то из подсознания.

Описания воспроизводят религиозные представления. Занятно, что ни одно свидетельство христиан не описывает исламский рай, а видения мусульман не отражают религиозные воззрения христиан.

Африканец из дикого племени во время клинической смерти никогда не видел Иисуса Христа.

Не видел он и апостола Петра, либо кого-то, кто бы представился библейским персонажем. Опыт умирания всегда основан на тех идеях и образах, которые близки самому человеку.

В состоянии полусна люди видят то же самое. Известный российский исследователь Михаил Радуга много лет изучал феномен так называемого внетелесного опыта. Он доказал, что с помощью элементарных упражнений всего за три дня любой человек может добиться необычного состояния.

«Я открыла глаза и встала, а моё тело осталось на кровати, и это не было сном», — так описывают эффект от техник Михаила Радуги добровольцы. Но самое забавное в этом то, что состояние, которое автор методики назвал «фаза», в сущности, является именно сном, просто очень реалистичным.

Михаил глубоко убеждён, что многие внетелесные опыты, встречи с пришельцами и видения духов вызваны именно игрой подсознания на границе сна и яви. Человек без опыта просто не способен опознать состояние фазы.


Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания. Фото: fb.ru

О психологических исследованиях Михаила Радуги можно прочесть на официальном сайте

Для нас же важно, что, как утверждает исследователь, практически любое аномальное событие, которое начинается словами «я лёг» спать или «я только проснулся», — это ни что иное, как провал человека в состояние фазы.

Дом, Сад, Город, Царство, Брачный Пир

У нас слово «метафора» часто ассоциируется с чем-то неконкретным и малореальным. На самом деле, речь идет о вещах в высшей степени конкретных и реальных. Вы не сможете объяснить африканцу, на что похож снег, не прибегая к иносказаниям, но вы-то (в отличие от вашего собеседника) знаете, что снег абсолютно реален, вы помните, как он тает в руках и хрустит под ногами. Рай абсолютно реален, пóдлинен, несомненен — более реален, чем тот мир, в котором мы живем сейчас — но мы можем говорить о нем только иносказательно. Различные метафоры могут быть полезны потому, что в нашем мире, в нашем опыте есть отблески рая — мы живем в падшем мире, но не в аду, и те добрые и хорошие вещи, которые мы знаем, могут служить нам указателями.

Ибо знаем, — говорит апостол, — что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор 5:1,2). Рай — это наш родной дом; мы предназначены для него, а он — для нас. Мы не уходим в далекую страну; напротив, мы возвращаемся домой. У Сергея Есенина есть известные строчки: «Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!” / Я скажу: “Не надо рая, / дайте родину мою”». Может быть, это великая поэзия, но это ошибочное представление о рае. Рай и есть наша подлинная Родина, и то, что есть святого в святой Руси, несет в себе отсветы рая, на рай указывает и в раю обязательно будет. Можно вспомнить, что на другом конце христианской Европы, в кельтском мире, святые места, такие, как знаменитый монастырь Айона, назывались «тонкими» — местами, где небеса «просвечивают» сквозь земной ландшафт — для тех, кто имеет глаза их увидеть. Красота мироздания — как и красота Церкви — помогает нам, хотя и «гадательно, как через тусклое стекло», увидеть отсветы рая.

Писание называет рай городом — небесным Иерусалимом. Надо сказать, что «город» в библейские времена не был похож на современный мегаполис, где люди, даже стиснутые в вагоне метро, остаются чужими друг другу. Город был организмом, единством, в котором люди были связаны между собой узами взаимной верности, общей памятью и общей надеждой. Спасенные, как говорит пророк, вписаны в книгу для житья в Иерусалиме (Ис 4:3). Вступая в Церковь, мы обретаем небесное подданство; у нас есть родной город, где, как говорит апостол, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф 2:19).

Другой образ рая — это сад. Персидское слово «парадиз», вошедшее во многие языки для обозначения рая, первоначально и означало «огороженный со всех сторон сад». Сад полон растений, птиц, и нередко — прирученных животных. Сад — образ, говорящий о природе. Поэты, художники и композиторы всегда пытались передать чувство изумленного благоговения перед красотой и величием природного мира. Как сказал некто, пытаясь передать свои ощущения от посещения одного древнего собора, «это такое место, где атеист чувствует себя неловко». Природа — это огромный собор, и когда мы входим под своды зимнего леса, мы понимаем, что мы — в храме. Красота природы указывает на красоту за ее пределами, как сказал один человек, описывая открывшийся ему вид, «это как небеса — для тех, кто в небеса верит». Но в природе — какой мы видим ее сейчас, в нашем падшем мире — есть не только красота, но и угроза, паразиты и жала, клыки и когти. Хуже того, человек в своем отношении к природе чаще является хищником и грабителем, чем садовником. Но Сад — это не дикий лес, куда охотник входит, чтобы убивать или быть убитым. В Саду отношения между природой и человеком обретают гармонию. Как говорит об этом грядущем мире пророк Исайя, Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6—9).

Другой образ рая — это образ Царства. В наше время «царство» часто понимают как «страну», «территорию». В Евангельские времена речь шла о другом — о владычестве. Мы принадлежим к Царству Божию, если наш Царь — Христос. Как говорит Он сам, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). Это реальность, в которой Христос является Владыкой и законодателем, реальность, в которой правит Его любовь.

Христос говорит о рае как о свадебном пире. Для современного читателя Писания бывает трудно понять значение этих двух образов — пира и брака. Начнем с пира. В Палестине I века люди совсем по-другому воспринимали ценность пищи; они ели умеренно — часто вынужденно, из-за нехватки еды, иногда добровольно, принимая на себя пост. Сейчас, когда еда продается на каждом углу, мы утратили сознание ее ценности, и только церковные посты могут вернуть нам понимание того, что такое пир, радостное принятие изобилия Божиих даров.

Но пища имела еще одну, утраченную в современном обществе, функцию. Сегодня мы живем в культуре фаст-фуда, часто едим в одиночестве или на ходу, и нам нет никакого дела до человека, с которым мы случайно разделили столик в кафе быстрого обслуживания. Но для людей того времени есть с кем-то вместе было глубочайшим проявлением человеческого общения и общности. Нечто подобное сохранилось и в наше время, когда семья собирается за одним столом. Мы все, собравшиеся за столом, — родные или близкие друзья, разделяем не только пищу, но и жизнь друг друга. Пир был противоположностью не только голоду, но и одиночеству, он утолял потребность не только в еде, но и в человеческом братстве.

Это особенно относилось к свадебному пиру, когда любовь юноши и девушки соединяла не только их, но и их семьи — люди становились родными друг другу. Брак был проявлением того, что на библейском иврите называлось «хесед» — верной, неизменной любовью. Смутное томление первой любви, ожидание чего-то великого осуществлялось, когда влюбленные становились супругами, создавали семью. Счастливая семья, полная любви и заботы, — образ рая; близость и понимание, существующее между родными людьми, являет собой образ — пусть несовершенный и поврежденный — той любви, которая будет воздухом и светом будущего века.

Можно голодать и жаждать не только пищи и питья, но и любви, правды, красоты, смысла. Сам Господь использует этот образ жажды и голода, когда говорит Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6). В Раю будет утолена глубочайшая жажда человеческого сердца — мы придем к самому Источнику всякого добра, красоты и истины, чтобы никогда больше не покинуть Его.

Свидетельства тех, кто видел ад или рай, для христиан бесполезны

Невозможно знать всё про ад или рай. Мы живём в земном мире явнее не случайно. Господь установил некие рамки нашего существования, а всё, что за ними, покрыл завесой тайны. И если мы всецело доверяем Всевышнему, то должны согласиться, что этот барьер не случаен.


Описание ада в Библии, так же как и рая, отсутствует. Совершенно очевидно, что Бог не считал эти знания столь необходимыми для человека

Священное Писание призывает человека сосредоточиться на «здесь и сейчас», уже тут стать человеком веры, любви и совести.

Рассказы про ад и рай — это сильный стимул для того, чтобы заставить человека активнее действовать на духовом поприще. Но такая причина делает сам духовный энтузиазм человека не искренним.

Вера не нуждается в стимуле вроде рая или ада.

Поэтому справедливо, что Господь призывает человека совершать добрые дела по зову сердца, а не из-за того, что бедного смертного напугали адские картинки.

Христианство не может однозначно сказать, существует ли ад, рай в качестве некого места, либо это состояния, метафоры или что-то ещё. Но как бы то ни было, переживать верующим людям не о чем.

Даже когда мы переступаем порог между жизнью и смертью, нас сопровождает заботливый Господь. И на Него всегда можно положиться.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Замечания о терминах.

О пространстве.

Невозможность дать привычные физические пространственные указания на то или иное конкретное место (координаты) не означает отсутствие места как такового или разницы между местами. Неограничен только Бог, Который везде, и ограничена Его тварь: если творение (человек, Ангел) находится в одном месте, его (их) нет в другом. Святой пророк Даниил три недели ждал посланного к нему Ангела, которому мешало пройти сатанинское войско, и который прошел в конце концов лишь при помощи Архангела Михаила (Дан. 10:12-13). Это означает, что, хотя речь и идет о «духовных реалиях», к которым «наши понятия неприменимы», Ангелу тем не менее потребовалось три недели, чтобы добраться куда надо. Ангел не смог одновременно быть в двух «местах», ему требовалось «прийти» из одного места в другое.

Поэтому, когда далее будет употребляться слово «место», это термин будет браться в широком смысле. В пятимерном ли пространстве, параллельном, духовном, как угодно и неважно, – но это именно место и есть; место как понятие, характеризующее ограниченность твари и неразрывно с этой ограниченностью связанное.

О времени.

Отсутствие времени не есть отсутствие процессов и причинно-следственных связей. Мы знаем, что было «время», когда времени не было, и настанет «время», когда времени не будет. Это библейское знание необходимо подразумевает, что ни Бог, ни Его твари, для того, чтобы жить (а не замереть), не нуждаются ни в каком времени.

Трудно даже и предположить, что после сотворения новых земли и неба все процессы остановятся. Как минимум известно, что праведники в горнем Иерусалиме будут славить Бога – в отсутствии процессов это было бы затруднительно.

Человек в горнем Иерусалиме будет пребывать в теле, как и наш Спаситель. Возвращение в тело (обновленное, духовное) означает для человека возвращение возможности творчества. Этой возможности принципиально лишены бестелесные Ангелы. И что же, творческий человек будет жить и не творить?

Когда появилось время: до творения мира или после? А что является причиной и следствием: Божий замысел о мире и человеке и, как следствие, творение мира, или наоборот? Причины и следствия, несмотря на отсутствие времени, существуют.

Коротко говоря, отсутствие времени не означает отсутствие событий, отсутствие жизни и творчества.

Скорее всего, время является служебным параметром поврежденной Вселенной, характеризующим неубывание энтропии (возрастание тления вплоть до смерти — т.н. «стрела времени»). А может быть, время является категорией, необходимой для реализации процесса изменения состояния человека из падательного в непадательное (могу согрешить, могу не согрешить, не могу согрешить). К сожалению, однозначных указаний в Писании и Предании найти пока не удалось.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]