9 января — день памяти праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня


Икона святого Пророка Давида Царя

Образ святого Давида станет хорошим подарком на именины мужчине или мальчику с этим именем. Икона пророка Давида — образ предка Самого Христа. Он являлся прямым предком Иисуса Христа. В юном возрасте будущий царь пас овец, принадлежащих его отцу. Он был глубоко верующим, набожным человеком. Во время военного похода филистимлян на израильскую землю, Давид сразил в бою гиганта Голиафа, что предрешило исход войны. Весть об этом поединке облетела все земли, повсюду о ней слагали легенды. После гибели царя Саула и кончины его наследников его провозгласили царем израилевым. Первым делом Давид основал новую столицу богоизбранного народа – город Иерусалим, что в переводе с иврита означает «Город мира». Умер Давид глубоким старцем. На смертном одре он провозгласил, что в скорости мир посетит Мессия и Искупитель — Господь Иисус Христос.

Ковчег Завета

Мечтой Давида было вернуть Ковчег Завета. Эту святыню похитили филистимляне, но вскоре суровая кара постигла тех, кто прикасался к ней. Поэтому филистимляне захотели вернуть Ковчег обратно в Израиль. Таким образом, сбылось желание Давида. Согласно Библии, царь так обрадовался, увидев, что Ковчег вносят обратно в Израиль, что плясал от радости в одной льняной одежде перед всеми людьми, забыв про свое звание.

За это супруга царя упрекнула его, сказав, что царю не подобает так себя вести. По преданию она была наказана за это тем, что не смогла больше иметь детей.

Царь поместил Ковчег Завет на святой горе Сион. При царствовании Давида Иудея и Израиль снова объединились. Давид отменил человеческие жертвоприношения, служения идолам. Богослужения стали более музыкальными, ведь царь сам сочинял псалмы.

Царь очень хотел построить для Ковчега храм, но его желание смог осуществить только его сын. Господь не допустил его до строительства храма, потому что царь пролил много крови.

Икона Давид Гареджийский

Преподобный Давид Гареджийский пришел на грузинскую землю из Сирии. Обосновался вместе со своим учеником Лукианом в окрестностях близ Тбилиси. Каждую неделю Давид приходил в Тбилиси и проповедовал христианское вероучение. Однажды ему повстречалась беременная женщина, которая утверждала, что отцом ребенка является святой Давид. Позже выяснилось, что на подобное признание ее подговорили местные язычники. Тогда Давид собрал вокруг себя всех верующих и позвал беременную женщину, оговорившую его. Давид сказал, что её неправота станет очевидна, после того как она родит камень. Так и получилось в итоге. После этого Давид с учеником отправился на юго-восток Грузии в пустынное место, где им была основана знаменитая Давидо-Гареджийская Лавра.

Православная Жизнь

Существует много видов подвижничества, умерщвления своей плоти ради степенности и возвышения духа: затворничество, пустынножительство, постничество, ношение вериг, столпничество. Одно из малоизвестных – древесничество, когда подвижник совершает свой молитвенный подвиг находясь на дереве.


Древесничество, как и столпничество, является строгой формой подвижничества. Оно появилось в Месопотамии в V в. и было распространенно на Востоке Византии, не достигнув Рима и западных пределов Византии. Один из святых, подвизавшихся на дереве, преподобный Давид Солунский, иначе называемый Давид Дендрит или Давид Древесник. Он является покровителем города Фессалоники (ранее именовался Солунью) и местным юродивым.

Житие Давида Древесника, жившего с 450 по 540 г., известно из двух источников: «Луга духовного» Иоанна Мосха (VII в.) и анонимного жития, написанного в VIII в.

Согласно этим трудам, между 465 и 470 гг. Давид прибыл из Месопотамии в Солунь и стал монахом в монастыре святых Феодора и Меркурия, который располагался в городской стене северной части города и именовался Кукулиатон (Κουκουλιατῶν), поскольку его монахи носили плащи с капюшоном (кукулий), что отображено на иконе. Давид – «муж весьма добродетельный, любвеобильный и строгой жизни. Он провел в затворничестве около семидесяти лет»(1). Добродетельная жизнь святого обратила в христианство и к благочестивому образу жизни многих людей.

Такие чудеса были результатом изучения Священного Писания и усиленной аскезы, поста и бдения Давида, чей авторитет возрос настолько, что его решили избрать на место умершего наместника монастыря. Однако Давид отказался. Желая снискать разум и смирение, а также вдохновившись прочитанным житием столпников Симеона и Даниила с целью найти мир с ними после смерти, он решил взобраться на миндальное дерево, росшее недалеко от монастырской церкви. Перенося все разнообразие погодных условий (при колебаниях из-за сильного ветра дерево не давало надежного убежища), Давид провел на дереве 3 года. «Это символическое число (три) соответствует, согласно житию, трехлетнему периоду, за который Пророк Давид получил доброту, образование и благоразумие после его молитв к Богу»(2). По истечении трех лет Давиду явился Ангел Господень. Он уверил, что его молитвы были услышаны и что срок его подвига как дендрита закончился. Ангел повелел исповеднику спуститься с дерева и продолжить аскетическую жизнь в тишине в келье, продолжая восхвалять и благословлять Бога, чтобы сделать «еще одно дело любви».

Слава о святом Давиде Древеснике усилилась настолько, что переселение в келью происходило при большом стечении народа, в присутствии мирян и духовенства во главе с архиепископом Солунским Дорофеем I (ум. после 520 г.). Келья, согласно «Лугу духовному», находилась приблизительно в 555 метрах от города.

Многие люди стекаются к аскету, прося молитв и выздоровления. Два чуда исцеления – бесноватого юноши и слепой женщины – подробно описаны в житии. О первом сказано: «Молодой человек был одержим бесом и пошел к Давиду с криком: ‟Освободи меня, Давид, ибо огонь, который исходит от твоей кельи, сжигает меняˮ. Услышав это, Давид протянул руку через небольшое окно своей кельи и, коснувшись юноши, сказал: ‟Господь наш Иисус Христос, Сын Бога живого, повелевает тебе, нечистому духу, выйти из Его творения!ˮ Перекрестив юношу, демон был изгнан немедленно, и все, удивляясь, прославили Бога, который милует тех, кто молится Ему и благодарит Его». Об одном из чудес – принятии монашества аввой Палладием из монастыря Лифазомен в Египте – читаем в «Луге духовном»: «Однажды ночью военная стража охраняла стены города от варваров. Воины стояли на стене, обращенной к той стороне, где в затворе жил старец. Вот и видят воины в одну ночь, что огонь исходит изо всех окон кельи. Вообразив, что варвары подожгли келью старца, лишь только рассвело, они бросились к келье и, увидев, что старец невредим и келья цела, остановились в изумлении. В следующую ночь воины снова видят огонь в келье старца – и это повторялось потом не раз. Необычайное явление стало известно всему городу и всей той стране, так что многие проводили ночи на стене, чтобы видеть дивный огонь. Явление продолжалось до самой кончины старца. Я сам видел это чудо не раз и не дважды, а много раз. И сказал я сам себе: если и в этом еще мире Бог прославляет рабов Своих столь великой славой, что же будет в грядущем веке, когда лицо их просияет, как солнце?! Вот, чада мои, это и было поводом к тому, что я принял иноческий образ»(3). В келье Давид жил около 20 лет (с 500 по 520 г.)

В империи происходят важные исторические события, перенос столицы Иллирии из Солуни в Юстиниану Первую. И в этом важную роль играет Давид Древесник.

После смерти архиепископа Солунского Дорофея его преемник Аристид Солунский приходит к Давиду с просьбой от себя и всех солунян в знак любви поехать в Константинополь, чтобы просить императора Юстиниана I (527–565 гг.) не переносить столицу Иллирии в Юстиниану Первую, потому что это приведет к снижению престижа Салоников. Сам Аристид не может поехать в столицу, потому что не хочет оставить город без пастыря перед лицом варварской угрозы. Давид берет благословение архиепископа и вместе с двумя своими учениками, Феодором и Димитрием, отправляется в Константинополь. В столице, где слава о нем была велика, Давида встретили с уважением и почетом. Седовласый до пояса и с бородой до земли старец был похож на ветхозаветного Авраама. Поскольку император Юстиниан отсутствовал, солунское посольство с особым почетом приняла императрица Феодора, выслав навстречу сановников, оказав радушный прием и поселив во дворце. Свою просьбу перед императором в сенате Давид начал с того, что взял уголек и засвидетельствовал уважение, покадив императора и присутствующих, не обжигая при этом рук. Просьба была удовлетворена

Через несколько дней император отпустил Давида. По пути домой на корабле, когда монастырь оказался в поле зрения, святой помолился, простился с учениками Феодором и Димитрием и предал душу Богу.

Архиепископ Аристид велел перенести останки Давида в монастырь и положить их в гроб. Через 150 лет игумен монастыря Димитрий решил откопать мощи преподобного, чтобы взять часть себе, однако могильная плита раскололась на множество осколков, испугав рабочих. Игумен Димитрий воспринял это как нежелание святого, чтобы его останки были разделены. Преемник игумена Димитрия, ученик Сергий, повторил попытку своего учителя и после продолжительных молитв, раскопав могилу, он нашел нетленные мощи Давида Древесника, взял как реликвию несколько волос с бороды и головы.

Мощи преподобного Давида Древесника находятся в монастыре преподобной Феодоры Солунской в Фессалониках.

На иконах святой часто изображается в виде седовласого старца с волосами до пояса и с бородой до земли, в плаще с капюшоном, сидящем на ветвях дерева. На одной из картин в церкви Хора в Константинополе преподобный Давид изображен в похоронной часовне и равноудален от Закхея на смоковнице с одной стороны и от Моисея, который видел Неопалимую Купину, с другой.

Протоиерей Андрей Ухтомский, кандидат богословия, преподаватель КДА

Примечания:

1. Иоанн Мосх. Луг духовный. 69. Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj 2. Hermits in the Trees: The Dendrites // Эл. ресурс: https://citydesert.wordpress.com/2014/01/04/hermits-in-the-trees-the-dendrites/ 3. Иоанн Мосх. Луг духовный. 69. Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида. // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj

В чем помогает

По характеру православных подвигов святых традиционно разделяют на лики (классификации, разряды): апостолы, равноапостольные, святители, пророки, мученики (великомученики, преподобномученики, священномученики), праведные, преподобные,, юродивые, благоверные, исповедники и др. Подумайте, в чем вы могли бы последовать примеру своего святого. Постарайтесь обратить внимание на их подвиги и немного подражать им своей жизнью, тогда и святой вам поможет.

Просите своего небесного покровителя Давида обо всем, молитесь во всех нуждах. Старайтесь жить церковной жизнью. Особенно икона Давид помогает в борьбе с дурными помыслами. Начните читать ежедневное молитвенное правило: молитвы утренние и вечерние, которые есть в каждом молитвослове. Если сложно читать — перебирайте четки с Иисусовой молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» (одна молитва — сдвиг одной бусины). Также если вы находитесь в тяжелом состоянии, не можете читать и смотреть фильмы, больше молитесь Иисусовой молитвой: просто лежите и перебирайте четки, молясь. Это успокаивает, а молитва будет просвещать и исцелять вас благодатью Божией.

При возможности посетите храм, помолитесь за богослужением. Если вы еще не крещены — примите Святое Крещение, об этом вам расскажут или сотрудники церковной лавки, или священник. Если вы крещены — можно исповедаться у священника, вспомнив свои грехи, и за утренним богослужением — Литургией — причаститься Святых Христовых Тайн приготовившись молитвой. Если вы тяжело больны, можно пригласить священника в палату, это обычная практика в современных больницах.

Возьмите из храма или попросите принести оттуда родных просфору (дается, когда о вашем здоровье молятся на Литургии, для этого родные могут написать записку «О здравии») и святую воду (это питьевая вода, освященная на водосвятном молебне, она раздается бесплатно в каждом храме).Дорогие Братья и Сестры, напоминаем Вам, что купить икону Давида по низкой цене легко в нашей православной лавке!

Путь до монастыря

Этот знаменитый монастырь, который сегодня превратился в популярное место у паломников, расположен в 45 километрах к югу от Сагареджо по извилистой дороге. Чуть ближе — около 30 километров — он от Гардабани, но этой дорогой редко пользуются, потому что она сильно разбита, и времени на ее преодоление вы можете потратить значительно больше.

Раньше из Тбилиси в Гареджи ходили автобусы, но сейчас их отменили. Можно доехать на маршрутке до Сагареджо, а оттуда вызывать такси непосредственно до монастыря. С некоторыми таксистами можно договориться доехать до храма прямо из Тбилиси.

В 13 километрах от этого святого комплекса находится поселок Удабно, что с грузинского языка дословно переводится как «пустыня». До него ведет асфальтированная дорога, но добраться можно только на личном транспорте.

Из Сагареджо заказать такси до монастыря можно приблизительно за 35 лари. За эти деньги вас отвезут туда-обратно, учитывая два часа ожидания.

В 2014 году появился автобус из Тбилиси, который отправляется ежедневно. Сесть на него можно в районе площади Свободы в 11 часов утра, на улице Пушкина. Стоимость проезда составляет 25 лари. За эти деньги вас доставят до монастырского комплекса, а через три часа отвезут обратно. По дороге автобус делает одну остановку в кафе «Оазис-Клаб». Рейс работает только в туристический сезон, примерно до середины октября.

Молитва Святому Давиду

Есть небольшие правила для чтения молитв, хотя вы можете обращаться ко Господу и святым в любом месте. Молитвы читают перед иконами, в «красном углу», где обычно располагается домашний иконостас. Перекреститесь, глядя на икону, поклонитесь. Теперь можете прочитать молитву и дополнить ее, помолившись своими словами. Читайте молитву со вниманием, пребывайте в общении с Богом. После молитвы можно поцеловать икону по традиции — это называется «прикладываться к иконе»: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз. Да хранит вас Господь Своей благодатью!

После молитвы можно поцеловать икону по традиции — это называется «прикладываться к иконе»: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз. Молитву святому можно читать онлайн по тексту ниже:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий Давид, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей»

Битва с Голиафом


Фото: Pixabay.com
Летописи указывают, что Голиаф был воином громадного роста и вышел на сражение, одетый в броню. Голову его защищал железный шлем, а в руках он держал копье. У Давида вообще не было никаких доспехов, а его оружием была обычная праща. Наблюдавшим за поединком людям, казалось, что итог битвы уже предрешен. Однако Господь не оставил своей помощью Давида, а посланный юношей из пращи камень попал точно в лоб Голиафу и сразил его.

С тех пор Давид одержал еще множество побед и мудро правил своим народом. Умер он после сорока лет царствования и был похоронен в Иерусалиме. В православии образ Давида стал примером царя, олицетворяющего величие своего народа и символом непоколебимой веры в Господа.

(10 оценок, среднее: 4,60 из 5)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]