Как вычислили дату Рождества? История одного Дня рождения


Телеграм канал @ieshua.org

Иногда Рождество меня раздражает. Нет, я совсем не ненавистница Рождества и всего, что с ним связано, в духе старого скряги Скруджа. В чём же дело? В том, что самое ожидаемое событие в истории еврейского народа – приход Мессии – у нас отняли и исказили до неузнаваемости.

Я еврейка и я верю в Иешуа (Иисуса), но с Рождеством у меня давно уже сложные отношения. Нет, на самом деле, я очень люблю тёплую, светлую атмосферу рождественских праздников: мерцающие огни, аромат горячего шоколада, уютные заснеженные пейзажи и весёлую музыку. В прошлом году я даже попыталась приготовить рождественский пудинг. Как и у многих американских евреев, рождественские традиции были частью моего детства. Но по мере взросления тёплые и светлые чувства во мне ослабевали, уступая место растущему беспокойству.

Люди любят говорить, что «в центре этого праздника Иисус», но я довольно рано поняла, что всё не так просто. Похожие традиции соблюдались в это время года задолго до Его рождения — на Сатурналиях, римских празднествах в честь зимнего солнцестояния. Так что сегодня мы имеем смешанный, гибридный праздник, установленный в IV веке н.э.

В этом году я не выдержала! Я поняла, что должна узнать, когда же на самом деле родился Иешуа. Возможно, поняв это, я найду традицию, которая действительно стоит того, чтобы её соблюдать.

Откуда взялась дата 25 декабря?

Согласно ранним мессианским верованиям, Иешуа родился весной. В самом старом из известных письменных источников сказано, что Он родился «за сто девяносто четыре года, один месяц и тринадцать дней» до смерти римского императора Коммода (который умер 31 декабря 192 года), что даёт нам дату 18 ноября[1].

Наши мудрецы долгое время верили, что цадики (праведники) умирают в день своего рождения[2]. Некоторые историки, неправильно истолковав это древнее еврейское верование, настаивали, что Иешуа родился 25 декабря. В христианской интерпретации день рождения почему-то превратился в день зачатия. Следуя этой логике, если Иешуа умер 25 марта (наиболее вероятная дата, по общему мнению), то и зачат Он был в этот же день. А значит, родиться Он должен был ровно девять месяцев спустя — 25 декабря.

В общем, свой поиск даты рождения Иисуса я начала с запроса в Google (что было неплохой идеей), но результаты быстро показали, что все эти традиции основаны на давно устаревших предположениях. Если я хочу выяснить реальную дату рождения Иешуа, мне понадобятся научные данные. Потом до меня дошло: волхвы пришли с востока в поисках новорожденного Мессии, следуя за звездой[3]. И если удастся отследить точное время появления этой звезды, то можно будет установить и дату рождения Иешуа.

В гостинице не нашлось места

(Лук 2:7-16)

Родила Сына своего Первенца и положила в ясли.

Ясли — кормушка, делалась из камня, куда складывали сено, траву и там питались овцы. Эти ясли очень похожи на пустую могилу Иисуса.

В башне Гадер, где была гостиница, для Него не нашлось места. И попытался ли Иосиф добиться этого места, рассказав свою генеалогию? Нет. Есть сила в том, чтобы предавать все в руки Божьи. Любящим Бога все содействует ко благу. Бог должен был дать знамение пастухам.

Надо было показать всему миру, что все агнцы, приносимые в жертву ранее, все указывают на этого младенца. Это Агнец Божий, берущий на Себя грех мира.

Еврейские упоминания о звезде Мессии

Как оказалось, «рождественская звезда» имеет самое что ни есть еврейское происхождение. В течение тысячелетий приход Мессии ассоциировался с появлением звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17).

Это пророчество произнёс на Израиль языческий чародей Валаам, когда мы ещё были в пустыне. Именно после этого события наши мудрецы стали считать, что рождение Мессии возвестит звезда[4]. Много веков спустя Рабби Акива дал имя «Бар-Кохба» руководителю вооружённого восстания против римлян Шимону Бар-Косеве и объявил его Мессией.

«Рабби Аккива отнёс к Шимону Бар-Кохбе знаменитое мессианское пророчество: «восходит звезда от Иакова». … Именно так он и получил имя «Кохба», что означает «звезда»»[5].

Эти ожидания записаны также в свитках Мёртвого моря: «Звезда есть Толкователь Закона … ибо написано: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля»»[6]. Аналогичные мнения упоминаются у Филона Александрийского[7], в Пешитте, Таргумах Неофити, Онкелоса, Псевдо-Ионафана и во Фрагментарном Таргуме, а также во свидетельствах Иуды и Левия в «Заветах двенадцати патриархов»[8].

Пожалуй, наиболее интересное упоминание этого феномена мы находим в пост-раввинистическом мидраше «Агадат ха-Машиах»: «Есть учение со слов наших мудрецов, [что]… звезда взойдёт на востоке. Это звезда Мессии…». В том же источнике приводится одно из самых убедительных описаний этой грядущей звезды:

«Звезда появится с востока и вверху неё жезл огненный, подобный копью. Языческие народы скажут: «Это наша звезда», но это не так; она принадлежит Израилю, как предсказано в Писании: «восходит звезда от Иакова…»» [9, 10].

Точки зрения на происхождение Иисуса

Каково истинное происхождение Мессии? В христианстве принято считать, что, как говорится в древнем пророчестве, Иисус был Сыном Божьим, рожденным от Непорочной Девы и Святого Духа в Вифлееме.

Они пытались объяснить рождение Спасителя в разное время с помощью ряда различных альтернативных версий его происхождения. Некоторые из них полностью противоречили интерпретации предсказания пророка Исайи о том, что Мессия родится девственницей. Эту позицию в основном занимали евреи. Они утверждали, что пророческие слова Исайи никак не связаны с явлением Сына Божьего, потому что они относятся к событиям, совпадающим со временем, описанным в предсказании. Такого же мнения придерживаются некоторые светские знатоки Священного Писания.

Что касается античной эпохи и поздней антихристианской полемики, то они характеризуются с точки зрения рождения Спасителя внебрачными связями. Христиане, как и следовало ожидать, оспаривают эту гипотезу. В то же время они указывают на противоречия, ряд обстоятельств, описанных в Новом Завете. В частности, это касается посещения Христа и тех, кто находится рядом с его Храмом в Иерусалиме, а также описания его пребывания там в возрасте 12 лет (читаем в Евангелии от Луки).

Но даже это не мешает критикам держаться, то есть сомневаться в подлинности Нового Завета. Их не останавливает даже то, что Евангелие было написано свидетелями всего, что произошло с Иисусом. Кроме того, эта книга была создана при участии учеников Мессии Иоанна и Матфея.

Современные теории

Ладно, пророчество о звезде было хорошо известно, оно упоминается во многих еврейских источниках на протяжении всей истории и связывается с пришествием еврейского Мессии. Но существуют ли какие-то научные данные, доказывающие, что такая звезда действительно появилась во времена рождения Иешуа? Именно это я и хотела выяснить.

Я вернулась к интернет-поисковику и наткнулась на видео об исследованиях доктора Колина Ничолла из Оксфорда. И я ещё думала, что это я уделила много времени своим изысканиям! Колин Ничолл, доктор богословия, посвятил целых десять лет изучению астрономии, чтобы выяснить правду о Вифлеемской звезде! Из его книги я узнала, что звезда, приведшая волхвов в Вифлеем, могла на самом деле быть кометой (библейское описание «звезды» вполне допускает такое толкование). Мне показалось, что его теория хорошо соответствует и описанию мессианской звезды у раввинов, в частности, объясняет наличие у неё «жезла огненного, подобного копью».

Ничолл утверждает, что комета появилась в период исторически задокументированного астрономического события, когда созвездие Дева оказалось на одной линии с солнцем и луной 15 сентября 6 года до н.э. (1 тишрея 3756 г.). Он высчитал, что Иисус родился в день, когда эта комета «родилась» из созвездия Девы — 20 октября 6 года (5/6 хешвана 3756 г.)[11].

Д-р Ничолл любезно ответил на пространное электронное письмо, которое я отправила после прочтения его книги. У меня была масса вопросов – особенно после того, как я познакомилась с другими теориями относительно рождения Мессии.

Например, с книгой «Обращение Ермона» д-ра Майкла Хайзера. В 4-й главе Хайзер излагает свою теорию о Вифлеемской звезде. Он считает, что эта звезда была визуальным эффектом соединения на небе планеты Юпитер и звезды Регул. В 3 году до н.э. произошла целая серия таких соединений, одно из которых пришлось на 11 сентября 3 года до н.э. (1 тишрея 3759 г.). Именно эту дату Хайзер считает подлинным днём рождения Иешуа[12]. Расчёты он выполнял с помощью специального астрономического программного обеспечения. Согласно его теории, царь Ирод умер в 1, а не в 4 году до н.э., как считает большинство современных ученых. Хотя среди исследователей Библии нет единого мнения о дате смерти Ирода, все они единодушны в том, что он был жив и царствовал на момент рождения Иисуса.

Хотя исследования обоих этих учёных исключительно интересны, их теории останутся неубедительными, если вам не известен ещё один элемент этой головоломки – знак Девы.

Предсказание пророка Михея

Земля, где родился Спаситель, описана в Священном Писании. Что это говорит нам об этом? Сборник Священных Книг указывает на то, что это государство называлось Иудейским царством или просто Иудеей, а Иерусалим был выбран его столицей. Царство образовалось в 10 веке до нашей эры после распада израильского царства Соломона и Давида. Географически он охватывал земли колена Симеона и Иуды, а также часть земель колена Вениамина.

А что говорит Священное Писание о поселении, где родился Мессия? Что это за город, в котором произошло большое событие? Пророчество Михея дает нам информацию по этому поводу. Он был создан задолго до рождения Сына Божьего, примерно за 7 веков до Рождества Христова.

Евангелие возвращает нас к словам Михея, в частности к той части, которая была написана Матфеем. Это забота царя Ирода. Он был взволнован новостью о рождении иудейского царя. Как известно, волхвы принесли его ему. Правитель получил данное послание для толкования теми, кто изучает Библию. Он попросил их определить название места, где родился Спаситель.

В экспертном ответе царю была цитата из пророчества Михея. Именно он открыл миру тайну города, в котором родился Сын Божий, который называется Вифлеем. Интересно, что с иврита это же слово переводится по-разному. Все зависит от вашего письма. Фраза в переводе на русский язык может звучать как «дом из мяса» или «дом из хлеба».

Знак Девы

Ряд библейских богословов считает, что в 12-й главе Откровения Иоанн описывает небесные явления, происходившие во время рождения Мессии:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Иоанна 12:1-2).

Это описание – не просто туманный символизм, но реальное положение созвездий, которое наблюдалось на небе (причём даже дважды) в период с 7 по 1 год до н.э., в который и родился Иешуа. «Жена», о которой говорит Иоанн, — это созвездие Девы. По словам метеоролога и исследователя Библии Эрнеста Мартина: «Слово «знамение», которое автор Откровения использовал для описания положения звёзд на небе, — это то же самое слово, которое древние авторы использовали для обозначения зодиакальных созвездий» [13].

Мартин датирует данное явление 11 сентября 3 года до н.э. (1 тишрея 3759 г.). Программные расчёты подтвердили, что в эту дату солнце находилось в центре созвездия Девы («облечённая в солнце»), а луна – под его «ногами». «В 3 году до н.э. эти два фактора совпали приблизительно на полтора часа… вечером 11 сентября с 18:15 (заход солнца) до 19:45 (заход луны). Это единственный день в году, когда могло произойти астрономическое явление, описанное в 12-й главе Откровения» [14].

Хайзер и Мартин приходят к одной дате – 11 сентября 3 г. до н.э. Однако д-р Ничолл очень убедительно доказал мне, что Ирод умер в 4 г. до н.э. и что наиболее современные программы астрономических расчётов показывают, что в период между 7–1 годами до н.э. (по всем данным, Иисус мог родиться только в этот промежуток времени) описание из Откровения 12:1 полностью соответствует положению небесных тел только 15 сентября 6 года до н.э.[15]. По его утверждению, в 3 году до н.э. луна не была точно под ногами Девы, и только в 6 году до н.э. её положение полностью соответствовало описанному.

Итак, две теории, обе основанные на астрономических и исторических данных, датируют рождение Иисуса с разницей в несколько лет, но при этом всего лишь в несколько недель в рамках календарного года.

И что ещё бросилось мне в глаза – и Мартин, и Ничолл соглашаются, что небесное знамение, возвестившее приход Мессии, произошло в Рош ха-Шана.

Описание жилища Иисуса Христа

Проповедник Иисус Христос, как известно, долгое время не сидел на одном месте, пытаясь выполнить свою миссию: направить людей к Богу и укрепить их веру в Него. Для этого он объездил много земель, в том числе и языческих… Он посетил, например, Финикию.

Однако детские годы он провел в доме родителей. Где находится этот особняк и как он когда-то выглядел? Этим вопросом интересуются миллионы. Однако точно ответить пока невозможно. Одно можно сказать наверняка: место, где родился Иисус Христос, не стало для него домом, потому что в данном случае это пещера, в которой были вынуждены остаться Мария и ее муж, приехавшие в Вифлеем для участия в переписи населения.

Что касается дома, в котором вырос Мессия, то в последнее время он упоминается в некоторых популярных изданиях, посвященных археологическим раскопкам. Другое исследование привело ученых к известняковому холму, внутри которого были обнаружены остатки резных каменных стен.

Фотографии предполагаемой обители нашего Спасителя привлекли внимание мировой общественности. Ученые поспешили констатировать, что фрагменты хижины, запечатленные на фотографиях, датируются примерно I веком нашей эры.

Первая версия расположения дома Мессии была выдвинута еще в конце 19 века. Подтверждения о ней исследователи предоставить не смогли, так как первые раскопки с соответствующей целью были организованы только в 2006 году. Долгое время у людей не было научных доказательств существующих теорий, однако теперь появилась возможность их приобрести.

Ученые уверены, что они на правильном пути. Надежду на это им дают письменные упоминания о месте, где вырос Иисус, оставленные нам крестоносцами и византийцами. Что касается дома, который покинула семья Мессии, покинув Назарет, то на его месте, по предварительным данным, был возведен храм, рядом с которым позже было оборудовано кладбище.

(Ис 9:6-7) Ибо младенец родился нам — Сын дан нам

Божий Сын, Иисус, всегда существовал с Богом. Он навеки Бог.

Иисус был рожден как Младенец. Но как Сын он не может быть рожден — потому что существовал всегда. Именно поэтому Библия говорит очень точно: младенец родился, а как Сын был дан.

Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный — творец чудес, Советник, Бог Крепкий, Отец Вечности, Князь Мира. Умножению величества Его и мира нет предела.

(Лук 2: 8)

Пастухи услышали великую радость о Спасителе, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Почему Ангел сказал пастухам, что младенец в пеленах будет знамением?

Знак — знамение, это что-то выходящее за рамки обычного. Младенец был положен в ясли, и пастухи поняли, в чем знамение. Он лежал в яслях, чтобы люди от Него питались.

Люди в миру говорят: «Иди в церковь и учись у Иисуса». Но нужно не просто учиться у Иисуса. Мы призваны не только учиться. Мы не сможем стать такими как Иисус. Узнавай о Нём. То, какие вы сегодня и сколько у вас силы зависит от того, что вы ели вчера. Какие проповеди вы вчера слушали. Ваша сегодняшняя сила является результатом вчерашнего дня — того, чем вы питались вчера в Церкви. Почему сегодня у людей нет силы на позитивный взгляд на жизнь? Почему нет силы, чтобы иметь веру? И почему нет силы прощать, любить, быть сильнее того, кто смущает на дороге?

Почему нет силы, чтобы стать выше того, кто воздает злом за добро? Потому что мы не питаемся от Иисуса. А если и питаемся, приходя в Церковь, то не от Иисуса.

В одних церквях мы питаемся политикой, в других грехами, правильным поведением, историями. Единственная пища, которая нужна верующему — это Христос.

Распятый Христос — вот наша пища. Распятый Христос — это Божья сила и Божья мудрость. Питайтесь Христом, и вы будете становиться здоровее, сильнее и мудрее.

Важно!

Вы становитесь подобными Тому, Кем питаетесь, потому что вы то, что вы едите.

Эпилог


Автор фото: о. Сергий Клинцов.

Рождество делит время на две эпохи — «до» и «после». В разные времена были попытки начать летосчисление от других событий, но рано или поздно всегда происходило возвращение на круги своя, и таким образом человечество доказывало, что появление на земле Христа, несмотря ни на что — главное событие в его истории.

Но человечество — это ведь живые, конкретные люди — все мы, с нашими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями, верой и сомнениями. Поэтому очень верны оказываются слова Иосифа Бродского — «в Рождество все немного волхвы». Все хотят увидеть и последовать за звездой, которая приведет к яслям Спасителя. Правда, часто мы идем к Нему не с подарками, а за подарками, забывая, что прежде чем просить, надо принести. Но что можно принести в подарок Богу? Сердце. Именно ради них, ради человеческих сердец зажглась две тысячи лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда.


|

Переживание праздника

Что же произошло? Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние и совсем не романтичные обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических (от греч. «гносис» — знание). Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию. Составлялись самые фантастические религиозные системы, заимствованные из мифологии, египетских и восточных верований. Гностики — бывшие язычники — считали, что они не обязаны с принятием христианства оставлять свои прежние теории. Напротив, они хотели с их помощью истолковать христианство «в высоком и совершенном смысле». Отсюда утверждение, что они обладают истинным знанием (гносис), в отличие от якобы ложно перетолкованного христианами учения Иисуса.

Все эти системы очень трудно классифицировать. Объединяло их одно — мифологизация образа Иисуса Христа, отрицание того, что Бог реально стал человеком. То есть отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви. В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление (греч. — Епифания). Этот праздник был двуединым. Отмечалось и рождение Христа, и Его Крещение. Как писал один из отцов Церкви Иероним Стридонский, «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, а в Крещении совершенно». Действительно, только после Крещения в возрасте тридцати лет Христос начинает Свое общественное служение. Праздник Богоявления отмечался 6 января (по юлианскому календарю).

В IV веке (по разным данным в 336 или в 353 годах) в Римской Церкви Рождество было отделено от Крещения. Соответственно, 25 декабря стали отмечать Рождество, а 6 января — Крещение. Кстати, праздник Крещения Господня не перестал называться Богоявлением. Несколько позже практику раздельного празднования приняла и Восточная Церковь. Это решение было окончательно закреплено на II Вселенском Соборе в 381 году.

Смерть и воскресение

Последние события, принесшие господу эмоциональную и физическую боль, причисляют к его страстям. Среди них:

  • торжественный вход в воскресенье в священный город, когда он въехал в него на осле (символе мира), встреченный горожанами, устилавшими его путь пальмовыми ветвями. А в среду Иуда предложил представителям высшего религиозного учреждения – Синедриона – предать его за 30 монет;
  • в четверг пасхальная трапеза с апостолами (Тайная вечеря), где он преподал им величайший пример любви и смирения, омыв их ноги, предсказал предательство одного из них и судьбу мира, а также установил обряд Святого Причастия;
  • молитва в Гефсиманском саду, где просил Отца избавить его от предстоящих страданий;
  • арест стражниками, ворвавшимися в сад вместе с Иудой. Предатель поцеловал и тем выдал им своего учителя. Поздно ночью его приговорили к смерти, признав виновным в богохульстве;
  • подтверждение в пятницу римским наместником Пилатом несправедливого наказания. Вначале он не нашел вину праведника, заслуживающей казни, и с целью спасти невиновного, предложил его амнистировать ради праздника. Но народ, собравшийся на площади, выбрал для помилования вместо безгрешного Богочеловека убийцу Варавву. Тогда Пилат приказал подвергнуть его избиению в надежде, что толпа, увидев его окровавленным, смягчится. Но желаемого не произошло, и он утвердил вердикт.

Примерно в полдень Спасителя отвели на Голгофу и распяли на кресте. Предсмертные страдания его длились около 6 часов. Когда же он скончался, земля сотряслась и погрузилась во тьму.
Распятие Иисуса Христа

Иудейский старейшина Иосиф из Аримафеи вместе с еще одним приверженцем учения Христа с позволения Пилата снял господа с креста и похоронил в принадлежавшей ему гробнице, прорубанной в скале.

На 3 день после гибели Сын Божий воскрес. Он являлся Марии Магдалине и апостолам, беседовал с ними, поручив распространение его идей. На 40-й день на виду апостолов он вознесся на небо.

Воскрешение Иисуса Христа

Рождество Христово: православная версия

В России григорианский календарь был введен в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила. Тогда в 1923 году Константинопольский Патриарх выступил с инициативой придерживаться юлианского календаря. На совещании Православных Церквей она была принята.

Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на новоюлианский (григорианский) календарь. Но церковный народ встретил это протестами, и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Рождество Христово завершает сорокадневный рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки: святые дни, или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Рождество Христово: традиции

В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Главным украшением рождественского стола была именно птица. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Традиционное рождественское блюдо – гусь с яблоками.

Холодную птицу подавали с солеными огурцами, помидорами и зеленью, на гарнир к горячему — жареный картофель. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать, петь народные песни о Рождестве Христовом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]