Царские врата в храме: что это такое и для чего нужны


В православном храме каждая деталь имеет важный смысл и конкретное значение. Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь. Войти к святому месту, обозначающему небо, где находится Бог, позволяется не всем. Это делают только священники. Считается, что Христос незаметно присутствует на престоле (четырехугольный стол, накрытый двумя тканями: нижнее белое полотно и верхнее из парчи).

Отделяет алтарь от зала храма иконостас. Небольшая его часть (называемая солеей) символизирует гору, с которой Христос читал проповеди, Вифлеемскую пещеру, камень (с него ангел возвестил о Воскресении Христа). Солея обустраивается перед иконостасом. В его центре располагается дверь, открывающая проход священнослужителей к алтарю. Это и есть Царские врата. Они являются самой красивой, праздничной частью иконостаса.

Что такое Царские врата

Тип храмовой архитектуры возник не сразу, он формировался столетиями. Алтарь с вратами появился вместе с увеличением числа верующих.

Автоматически возникла необходимость в создании защиты святого места от непредсказуемого натиска посетителей храма:

  1. Первым вариантом охраны явилась «твердая преграда», представляющая собой особые столбы «стасисы». Они размещались вокруг алтаря и упирались в потолок. Пролеты между ними были закрыты бронзовыми решетками. Центральный пролет был открыт, и через него осуществлялся проход к алтарю. Такой вариант обустройства внутренней части храма был у древнего Храма Воскресения Христова и Вифлеемской базилики, других паломнических центрах. Войти в храм через главную дверь имели право император, действующий глава общины. Прихожанам предоставлялся проход через боковые двери.
  2. Другим способом защиты алтаря являлась специальная завеса (катапетасма), открывающаяся в отдельные моменты литургии. Она и сейчас находится во многих храмах. Только после создания в православных храмах элемента «алтарь» название перешло на другую дверь, и ее вид сформировался окончательно.

Происхождение названия

Важный элемент украшения православного храма связан с появлением Царя Славы Христа для чтения проповеди мирянам. Во время открытия дверей выходит Господь Бог. Называются Царскими вратами они в его честь.

Определение понятия

Считается, что существующее понятие появилось в IV столетии. Защитное ограждение алтаря с конкретными рядами икон, Святыми вратами окончательно сформировалось в XV-XVI веках.

Выполняются Царские врата в храме в форме двустворчатой двери с фигурным верхом. Устанавливаются они на двух столбиках перед престолом. Открываются для торжественных случаев и моментов богослужения, определяемых уставом церкви.

Делает это иерей, диакон. Присутствующие совершают поясной поклон. Во время движения рядом с вратами положено делать поклон, крестное знамение. В обычных службах проход к алтарю идет через северную, южную двери (диаконские). Без полного облачения только архиерею разрешается входить и выходить через священный вход.

В храмах древности у главного входа стояли служители (остиарии, дверники), регулирующие проход верующих к месту Причастия. Проблем открытия дверей, защиты алтаря не появлялось.

Со временем церковный чин оглашаемых исчез, причастников стало намного меньше. Алтарь закрыли от присутствующих в храме во избежание осквернения Таинства. Священник перед проходом к алтарю произносит слова молитвы о благоговении.

При открытых вратах и отдернутой завесе видны:

  • Престол;
  • горнее место;
  • действия, происходящие внутри алтаря.

Символическое значение

В культуре многих народов образ ворот связан с ритуальным переходом в другую жизненную ситуацию. Пространство, скрытое за вратами, предполагает существование таинственных сил, дающих человеку возможность измениться.

Символически Святые врата храмов представляют собой врата Рая. Они открывают верующим дорогу в Царство Небесное — Божье. Изображения благовестников Царствия (Евангелистов) и Благовещения Пресвятой Богородицы олицетворяют весть о начале спасения человечества.

Иконостас Храма Христа Спасителя

Очень оригинально решен иконостас Храма Христа Спасителя. Проектировал его, как и весь собор, архитектор Константин Тон. Иконостас Храма Христа Спасителя представляет собой восьмигранную часовню, украшенную в русском стиле колоночками, килевидными кокошниками, луковичными главками и увенчанную бронзовым позолоченным шатром. Силуэт иконостаса напоминает силуэты башень Кремля и Покровского собора, олицетворяя собой национальный русский стиль, образы Москвы и России.

Иконостас Храма Христа Спасителя четырехъярусный. Высота его вместе с шатром составляет 26,6 метров – это выше шестиэтажного дома. Изначально иконостас был выполнен из белого, без прожилок, каррарского мрамора, с орнаментами и инкрустациями из мрамора разных цветов. Для отделки использовались также лабрадор и шокшинский кварцито-песчаник. Шатер, главки с крестами, царские врата и рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом.

При восстановлении храма Христа Спасителя проводились обширные исследования. Например, в Музее геологии им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его конструктивные особенности и цветовую гамму. В целом иконостас храма Христа Спасителя воссоздан очень близко к первоначальному виду. Белый, даже белоснежный, полированный мрамор создает впечатление выполненного из фарфора

Использован итальянский каррарский мрамор, отечественные камни лабрадор, красный гранит, порфир и яшма

Иконостас церкви Пимена Великого в Новых Воротниках

В конце XIX – начале XX веков стали создаваться иконостасы из новых, ранее не используемых для этого, материалов. Вот, например, церковь Пимена Великого в Новых Воротниках. Воротники в названии слободы означают не деталь одежды, а сторожей у ворот, которые селились в этой местности и дали ей название.

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Сама церковь старая: в камне была выстроена в 1702 году на месте сгоревшей деревянной, потом не раз достраивалась. А в 1897 году по проекту архитектора Ф.Шехтеля были обновлены интерьеры храма и был создан иконостас, не имеющий аналогов в Москве. Он выполнен из итальянского мрамора и украшен неглубокой, но четко читаемой резьбой.

Так как церковь имеет главный престол (в честь Святой троицы) и два боковых придела (в честь святого Пимена и Владимирской иконы Божией матери), то соответственно подобает иметь три иконостаса. Но здесь три отдельных иконостаса объединены в единую трехчастную композицию

Посмотрите на фото 1912 года: иконостас практически не изменился и дошел до наших дней таким, как его создавал великий Ф.Шехтель. Возможно, этому способствовало и то, что храм в советское время не закрывался, правда, одно время он был оплотом обновленцев – т.е. течения, поддерживающего советскую власть и выступавшего против патриарха.

Все три иконостаса двухъярусные. Помимо иконостаса, из мрамора выполнена решетка вокруг предъалтарного пространства. А вот отдельно стоящие киоты с иконами сделаны из дерева и только расписаны под мрамор. Интерьеры этой церкви я видела только при неярком освещении свечей и ламп, которое дает резкие тени, подчеркивающие резьбу. Но посмотрите, как роскошно смотрится резной мрамор при ярком свете

Царские врата украшены изображениями пальмовых ветвей, а весь иконостас — виноградными лозами с гроздьями ягод

Не могу не сказать про роспись внутренних интерьеров храма: эта стилизация под древнерусское теремное зодчество выполнена с огромным художественным вкусом и фантазией и дарит вам ощущение сказки и волшебства. Росписи были выполнены воспитанниками Строгановского училища по эскизам Шехтеля. Я нашла информацию, что орнаменты храма исполнены по образцам М.А.Врубеля, а мне растительные узоры напоминают рисунки Билибина

Вид от входа на внутренние интерьеры церкви Пимена Великого в Новых Воротниках

Иконостас Храма Преображения Господня в Тушине

Удивительную перекличку с этим шехтелевским иконостасом являет собой заново созданный в наше время иконостас Храма Преображения Господня в Тушине. Нынешнее здание храма построено в конце XIX века по проекту архитектора В.О.Грудзина. В советское время храм был закрыт, колокольня и купол взорваны, помещения отданы под склады.

Храм Преображения Господня в Тушине

После возвращения храм был восстановлен в совершенно новом, даже новаторском, внутреннем убранстве. По замыслу, оформление храма должно быть таким, чтобы позволить православному из любой страны мира найти здесь частицу своей культуры. В итоге первая часть храма расписана фресками, а стены и потолок центральной части украшены мозаиками из натурального камня с минимальным вкраплением золотой смальты. Неяркие, но четко читаемые фигуры панно навевают образы древних катакомбных или пещерных храмов.

Сдержанному оформлению стен, лишенному открытого пафоса и пышного ликования, вторит одноярусный иконостас, в котором прочитываются аналогии не только с эпохой модерна, но и с древними грузинскими и греческими храмами

В 1994 году за мозаичное убранство храма Преображения Господня в Тушине пятеро художников были удостоены Государственной премии Российской Федерации. Впоследствии один из художников, Корноухов Александр Давыдович, был приглашен в Ватикан для создания мозаик в капелле Папского дворца к юбилею 2000 года. Эта капелла, по замыслу Папы Иоанна Павла II, должна была стать символом единения православной и католической культуры

История ворот

Самостоятельное значение врата приобрели в XI веке. Их внешний вид принял современное состояние вместе с образованием иконостаса в XV столетии.

Первоначально вместо ворот использовались завесы (катапетасмы), низкие перегородки.

Существует мнение, что обязательное использование преград, закрывающих Престол, ввел святитель Василий Великий, заметив поведение диакона, оглядывающегося на женщин в храме. Со второго тысячелетия завесы с изображениями святых стали популярными в создании внутреннего убранства церквей. Постепенно определились функции трех дверей преграды на пути к алтарю, их роль в соответствии с типом церковных служб.

Назначение и применение в религии

Как и любая деталь православного храма, Царские врата несут в себе особый смысл.

Функции их можно проследить по следующим моментам, когда они отверзаются в процессе Литургии:

  1. В процессе Малого входа с Евангелием. Символ прохода Христа для свершения проповеди. После прочтения Евангелия ворота закрываются. Евангелие берут с престола, выносят через дьяконские ворота, возвращают через центральную дверь, символизируя Боговоплощение. Благодаря ему мир обрел Спасителя.
  2. Для Великого входа, когда Святые Дары переносят на престол. Врата закрываются. Это означает, что Спаситель сошел в ад.
  3. После прочтения евхаристических молитв церковные Дары станут Кровью, Телом Христа. Смысл состоит в том, что в Святых Дарах Спаситель воскреснет. Их вносят через Царские ворота. Кто причастится ими, наследует Вечную Жизнь.
  4. Перед началом всенощного бдения. Святые врата открываются, священник совершает каждение. Пройдя через них от алтаря, он кадит храм, молящихся, иконы. Это говорит о том, что Бог пребывал в Раю. Люди общались с ним. После каждения врата закрываются. При открытых вратах в храме зажигается свет как символ райского сияния.

Поселок Вижай

Посёлок Вижай расположен в 66 километрах к северу от города Ивдель, в горно-таежной местности, на правом берегу реки Лозьва, в устье правого притока реки Вижай.

От Вижая начинаются маршруты до популярных туристических объектов. Вижай был предпоследним населённым пунктом, который посетила группа Дятлова перед выходом в роковой поход. Он же должен был быть конечным пунктом активной части их маршрута. Благодаря этому посёлок получил известность в документалистике и художественных произведениях.


Поселок Вижай, сгоревший полностью в 2010 году в результате лесных пожаров. Автор фотографии: Александр Морозов

11 августа 2010 года, в результате лесных пожаров практически полностью выгорел. Погибших не было. Население переселено в Ивдель. Официально восстановление посёлка не планируется.

Внешний вид святых ворот

Две створки дверей украшаются фигурами архангела Гавриила, Девы Марии. Совместно они образуют сцену Благовещения, говорящую, что двери Рая, закрытые после грехопадения людей, вновь открылись.

Над вратами всегда находится икона «Тайная вечеря».

Фигуры четырех евангелистов, подтверждают радостную весть и говорят, что приобщение к вере, Евангельской проповеди позволит человеку открыть дверь для спасения.

Элементы дверей были выполнены резьбой и покрыты:

  • позолотой;
  • серебрением;
  • полихромной краской;
  • литьем из олова;
  • вставками из самоцветов.

Искусство резьбы передавалось по наследству от отца к сыну. До 16-го столетия резной декор выполнялся в виде невысокого орнамента (плетенок).

В последующие века чаще применяли ажурную прорезку (сквозная резьба по дубу). Растительный орнамент усложнялся. Его называли «травы разметные» и делали на отдельных деревянных пластинах. В дальнейшем их тщательно подгоняли, создавая незаметное соединение и образуя фантастический узор из сложных завитков. Особое место в оформлении дверей занимали иконы.

Иконы

Существуют определенные традиции размещения икон на дверных половинках.

Они наполняют атмосферу церквей великим божественным смыслом:

  1. Икона Пресвятой Богородицы располагается слева от ворот.
  2. Двери оформляют изображениями архангелов Михаила, Гавриила.
  3. Также изображают первых диаконов Стефана и Филиппа или первосвященника Аарона, пророка Моисея.
  4. Храмовая икона размещается рядом с иконой Спасителя (справа).
  5. На дверных створках иногда располагают изображения святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, подчеркивая их деяния в создании литургии.
  6. Верх украшает крест с распятым на нем Христом.

С левой стороны обустроена северная дверь. В противоположной стороне находится икона Спасителя. Южная дверь монтируется с правой стороны иконы.

Оформление и украшения

C точки зрения требований к оформлению, украшению дверей зодчим, выполнявшим эту работу, предоставлялось право широкого выбора.

Подбор икон для оформления дверей выражает следующий смысл:

  • Изображение евангелистов. Архангел Михаил доносит благую весть нового открытия дверей в Рай. Святое Евангелие определяет путь к нему.
  • В небольших храмах евангелисты могут быть изображены в виде символов: Матфей – ангел, Лука – телец, Марк – лев, Иоанн – орел.
  • Изображение божественной трапезы в верхней части дверей говорит о том, что в алтаре причащаются священники, а перед ним (на солее) происходит Причастие верующих. Тема причащения Апостолов подтверждает действие Христа в роли первосвященника.
  • Вместо «Тайной вечери» над входом могут размещаться Евхаристия (Причащение апостолов Иисусом Христом) или Ветхозаветная или Новозаветная Троица.

Элементы украшения выполнялись резьбой, золочением. Из них создавались сложные узоры в виде виноградной лозы, невиданных животных.

Изготовление и процесс оформления

Требования к оформлению основаны на понимании, что ворота ведут в Рай, Царствие Небесное. С точки зрения расположения они должны стоять строго в центре по оси храма. За ними идут Престол, горнее место. Иконы часто помещаются в специальные рамки-храмы. Они увенчаны небольшими главками, что символизирует Иерусалим (Небесный Град).

Используемые материалы

Царские врата допускается изготавливать из любого вида строительных материалов, определяемых задумкой автора.

Это может быть:

  • дерево;
  • мрамор;
  • железо;
  • фаянс;
  • фарфор;
  • камень.

Вход в Рай всегда создавался в роли самой красивой части защитного сооружения алтаря. Например, в Гжели она сделано из фарфора, в Греции — много каменных дверей, в России — железных. Определяющим моментом выбора строительного материала чаще всего являлась его доступность, возможность приобретения рядом с храмом.

Особенности работы

Внешний вид дверей иконостаса находится в единой гармонии с ним. Безупречное их исполнение в настоящее время делается специалистами по конкретной документации на современном оборудовании. Это могут быть новые модели или восстановленные старинные образцы.

Особенности требований православной церкви заключаются в запрете женщинам участвовать в последнем этапе сборки перед алтарем. Участниками таких работ могут быть только мужчины.

Река Вижай

Рек с таким названием, пригодных для туристического сплава, на Урале две. Одна в Пермском крае, вторая – на севере Свердловской области. Река быстрая, горная, средний уклон – 2,2 метра на 1 километр. Средняя скорость сплава по Вижаю составляет порядка 8 км/час.


Автор фотографии: Сергей Комков

Известные Царские врата в России

Каждый православный храм России имеет свою историю, взлеты, падения. Жизненные обстоятельства часто требовали сохранения святынь храмов. Разрушали колокола, алтари, исчезали иконы. Верующие старались спасти святыни, сохранить их для будущих поколений. Многие из них постепенно оказывались в музеях, частном владении.

Сейчас в церквях можно увидеть древние артефакты — отреставрированные, сверкающие свежей позолотой. Особенной красотой они сияют в следующих храмах России:

  1. Храм Спас-на-Крови. Утраченные в 20–ых годах прошлого столетия врата с уникальной конструкцией восстановлены благодаря ювелирной работе специалистов. Их возвращение сравнивают с воссозданием знаменитой Янтарной комнаты.
  2. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Врата из древней церкви села Монастырщина отличаются редкой стрельчатой формой щита сложного орнамента, аналогичного изделиям Новгородской школы иконописи середины 16-го века. Также украшены врата Благовещенского собора Кремля в Москве.
  3. Преображенская церковь на острове Кижи. Врата изготовили около 300 лет назад неизвестные мастера из сосны, липы. Барочная резьба в форме виноградных лоз, акантовых листьев покрыта сусальным золотом. Сохранилась только икона евангелиста Иоанна, выполненная способом объемной резьбы. Врата восстановлены в период с 2003 по 2007 годы.
  4. Исаакиевский собор, город Санкт-Петербург. Вход украшают (кроме стандартных икон) малахитовые колонны, скульптурная группа «Христос во славе».

Символика важного церковного элемента имеет большое значение для верующих, для любого человека, осознающего свои грехи, неблаговидные деяния. Пути их исправления на дороге в Рай открыты.

Иконостас Рублева

Иконы и фрески Троицкого собора были выполнены мастерами под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. Именно для этого иконостаса была написана «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Сейчас подлинник хранится в Третьяковской галерее, а в иконостасе представлена копия

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]