Русская Православная Церковь
Будущий Патриарх Иов (мирское имя — Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился во второй половине 20-х гг. ХVI столетия.
Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1550-х гг. был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального. Впоследствии стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту Иову как архимандриту Успенского монастыря.
В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Русской Церкви и государства, участвовал в церковных Соборах.
В 1575 г. стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве.
В 1581 г. состоялась хиротония архимандрита Иова во епископа Коломенского, богослужение возглавил митрополит Московский Дионисий.
С середины 1580-х гг. — близкий сподвижник Бориса Годунова; в 1586 г. переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, при содействии царя собором епископов 11 декабря 1586 г. возведен в митрополиты Московские.
В 1588 г. в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеремия II, в ходе его визита царь вновь поднял вопрос об учреждении в России Патриаршества (русские власти начали обсуждение этой темы летом 1586 г., во время посещения Москвы Патриархом Антиохийским Иоакимом VI). 26 января 1589 г. при участии Патриарха Иеремии II состоялось возведение митрополита Иова на Патриарший престол.
Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в стране Православия и Русской Церкви, проявлял заботу об укреплении дисциплины духовенства. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии — Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую; другие епархии стали архиепископиями — Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и строительство храмов.
Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.
При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.
При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь.
Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.
3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь.
После свержения Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит Казанский Ермоген. В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.
Патриарх Иов скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.
В 1652 г. при Патриархе Иосифе нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в Собор Тверских святых, первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 г. Для всероссийского почитания святитель был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.
Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, совершается Церковью 5/18 апреля и 19 июня / 2 июля.
Патриарх Московский и всея Руси
Святейший Патриарх Московский и всея Руси — титул предстоятеля Русской православной церкви. Является правящим архиереем Московской епархии, кроме того, в соответствии с уставом РПЦ, обладает рядом общецерковных полномочий в рамках поместной Русской православной церкви. Патриарх имеет первенство чести среди епископата и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Также он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии РПЦ управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест. Сан Патриарха является пожизненным.
Патриархи Московские и всея Руси
Патриархи Московские и всея Руси
Второй Патриарший период (1917 — наст. время)
Кирилл | Гундяев Владимир Михайлович | 1 февраля 2009 | |
Алексий II | Ридигер Алексей Михайлович | 10 июня 1990 | 5 декабря 2008 |
Пимен | Извеков Сергей Михайлович | 2 июня 1971 | 3 мая 1990 |
Алексий I | Симанский Сергей Владимирович | 2 февраля 1945 | 17 апреля 1970 |
Сергий | Страгородский Иван Николаевич | 8 сентября 1943 | 15 мая 1944 |
Тихон | Беллавин Василий Иванович | 4 декабря 1917 | 7 апреля 1925 |
Первый Патриарший период (1589-1721)
После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 Блюститель патриаршего престола — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).
Адриан | Андрей | 24 августа 1690 | 16 октября 1700 |
Иоаким | Савелов Иван Петрович | 26 июля 1674 | 17 марта 1690 |
Питирим | 7 июля 1672 | 19 апреля 1673 | |
Иоасаф II | Новоторжец | 10 февраля 1667 | 17 февраля 1672 |
Никон | Никита Минин (Минов) | 25 июля 1652 | 12 декабря 1666 |
Иосиф | Дьяков | 27 мая 1642 | 15 апреля 1652 |
Иоасаф I | 6 февраля 1634 | 28 ноября 1640 | |
Филарет | Романов Фёдор Никитич | 24 июня 1619 | 11 октября 1633 |
Святой Гермоген | Ермолай | 3 июня 1606 | 17 февраля 1612 |
Игнатий | 30 июня 1605 | май 1606 | |
Святой Иов | Иван | 23 января 1589 | июнь 1605 |
1 февраля 2009 года Интронизация новоизбранного главы Руссой Православной церкви, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась в храме Христа Спасителя в Москве. Возведение на патриарший престол, совершаемое во время Божественной литургии, эпохальное событие в жизни всей Церкви, поэтому всегда отличается особой торжественностью.
27 января 2009 года Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Поместным Собором РПЦ был избран 16-м Патриархом Московским и всея Руси, набрав 508 голосов из 677, то есть 75%. Двумя днями ранее архиерейским Собором РПЦ в Москве, прошедшим под его председательством, митрополит Кирилл был избран одним из трех кандидатов на Московский патриарший престол: получив 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования.
11 ноября 1917 года решением Всероссийского Поместного Собора в России было восстановлено Патриаршество. Первым Патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон, митрополит Московский. До Октябрьской революции Русская церковь имела статус государственного института в Российской империи.
25 января 1721 года Пётр I окончательно упразднил в России патриаршество, с согласия Константинопольского патриархата подписав манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. Во главе встал обер-прокурор — чиновник, всецело подотчетный царю.
26 января 1589 года в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия II совершил каноничное поставление первого русского Патриарха — Иова.
23 января 1589 года в Москве Собор, с участием Константинопольского Патриарха Иеремии, учредил на Руси патриаршество. Это решение было не только утверждением и признанием самостоятельности Русской Православной Церкви, это был также закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество.
Первый Патриарх
Святитель Иов
Какие бы события ни происходили в нашем Отечестве, Русская Православная Церковь всегда помнила и молилась о своем первом Патриархе. По Промыслу Божиему накануне потрясений Смутного времени Церковь наша получила Патриаршее возглавление, ставшее важной вехой в ее истории и истории государства. Это историческое событие подняло авторитет Русской Православной Церкви на качественно новый уровень. Отныне Россия превратилась в самостоятельное государство как в политическом, так и в церковном отношении.
Неоднократно говорил и писал о своем великом предшественнике Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так, 2 июля 2012 года, в день памяти святителя Иова, он совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:
«Именно на месте, на котором я стою, мой блаженно почивший святой предшественник, святитель Иов, собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не дает благословения иноземной власти, незаконной и ложной. И святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда и был родом, в монастырь, с которого началось его Патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный Патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.
Этот великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша – плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. И не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твердо стоял на правде и, будучи даже низвергнутым, вошел в историю как святой угодник Божий.
Святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой Патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, этого не сделал. Он остается в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божиему.
И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принес смуту в русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти.
Гнев Божий пролился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени еще сильнее. И мы знаем, что в результате этой победы над Смутой, над нестроениями человеческими народом нашим был обретен внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего: и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены именно как результат Божиего Промысла и победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время».
* * *
Будущий первый Святейший Патриарх Русской Православной Церкви, как мы знаем из его жития, в миру носил имя Иоанн. Он происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, где Иоанн получил первоначальное образование. Благодаря монастырскому воспитанию у юноши возникло желание служить Богу в иноческом образе.
В 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, его духовник, архимандрит Герман, постриг его в монашество.
«Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ… И наречен бысть во иноцех Иов».
Иов провел в Старицкой обители более 15 лет, где под руководством опытного духовника воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем молодой инок отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Когда Иов стал настоятелем Старицкой обители, он словом и жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.
В 1569 году, когда Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный, Иов привлек к себе его благосклонное внимание. Вскоре он был возведен в сан архимандрита. Спустя два года, в 1571 году, архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве, где с прежним усердием исполнял возложенное на него послушание.
В 1572-м и в последующие годы как настоятель одного из важнейших монастырей того времени Иов участвует в Соборах Русской Православной Церкви, а нередко и в делах государства.
В 1575 году архимандрит Иов возглавил другую древнюю московскую обитель – Новоспасский монастырь. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским.
* * *
Шесть столетий с момента Крещения Руси в X веке шла Русская Православная Церковь к своей полной независимости. До учреждения Патриаршества наша Церковь, которая до середины XV века была митрополией Константинопольского Патриархата, возглавлялась митрополитами.
После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость. Значение России как могущественной христианской державы неуклонно росло.
«Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей, – пишет митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви», – сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире – так понимали ее сами русские, так же смотрели на нее и все православные Востока и Юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений».
***
Первым из русских правителей, кто начал активно бороться за право Русской Православной Церкви на автокефалию, стал сын Иоанна Грозного, царь Федор Иоаннович.
В 1586 году он принимал в Москве Патриарха Антиохийского Иоакима, и тот поддержал его идею. Более того, Иоаким согласился стать своего рода посредником в переговорах по этому вопросу с Константинопольским Патриархатом и главами других Поместных Церквей.
А в 1588 году следом за Антиохийским Патриархом Иоакимом в Россию приезжает уже сам Вселенский Патриарх Иеремия II. Он соглашается предоставить долгожданную независимость – учредить Московский Патриарший престол.
2 февраля (23 января) 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе, традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского Патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на Патриаршество. Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Федору Иоанновичу трех кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама.
Окончательный выбор государя пал на Иова. Здесь же, в царских палатах, было произведено его наречение в Патриархи.
Торжественная церемония интронизации первого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при многочисленном стечении народа состоялась спустя три дня. 26 января / 5 февраля 1589 года Константинопольский Патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию Святейшего Иова.
«После Литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия, – описывает это историческое событие архимандрит Иосиф в книге «Краткие сведения о всероссийских Патриархах», – вручил новопоставленному Патриарху посох, а царь возложил на него панагию и драгоценный клобук».
Перед отъездом из Москвы Патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения Патриаршества в России. Грамота эта также закрепляла формулу «Третьего Рима» и, в частности, гласила:
«Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью; вторый же Рим, сие есть Константинополь, Агарянскими внуцы, от безбожных турок, обладаем; твое же, о благочестивый Царь, великое Российское Царствие, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое едино собрася, и ты един под небесем христианский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнися. И по благодати Святаго и Животворящего Духа, и изволением благочестиваго великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Иоанновича… Пресвятейший Еремей, Божиею милостию, архиепископ Константинополя, Новаго Рима, и Вселенский Патриарх, по правилам Божественных Апостол и святых отец… избрал и поставил в Патриархи… Иова Преосвященнаго, Митрополита всея Русии».
Далее последовала своего рода волна признания. Судьбоносное для Русской Православной Церкви решение Патриархи всех Церквей восточного обряда подтвердили на Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов. Решениями Соборов было установлено, что Патриаршие права в России закрепляются за Святейшим Патриархом Иовом и за всеми его преемниками «на вся веки».
Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви получал пятое место после глав Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского престолов. Это связано со сравнительной молодостью нашей Церкви. Однако по величине, влиянию и мировому значению она уже тогда первенствовала в православном мире, что, в частности, выражалось в покровительстве с ее стороны восточным Патриархам.
***
Главная цель всей деятельности Святейшего Патриарха Иова – возрастание духовной мощи Русской Православной Церкви, укрепление в России православия, распространение христианства в Поволжье, покоренном при Иоанне Грозном, и в Сибири, присоединенной в годы правления Бориса Годунова, близким сподвижником которого святитель стал с середины 1580-х годов. И в дальнейшем Патриарх Иов всегда поддерживал политику Бориса.
По инициативе Святейшего Патриарха Иова были проведены преобразования: в Mocковский Патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Из важных церковных событий его Патриаршества – канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, блаженного Иоанна Московского, святителей Казанских Гурия и Варсонофия, благоверного князя Романа Угличского, преподобных Антония Римлянина и Корнилия, Игнатия Вологодского и Мартирия Зеленецкого.
В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование.
Святитель неустанно занимался духовным просвещением народа. Богослужебных книг повсеместно не хватало, особенно в Казани, Астрахани, Сибири. Святейший Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу – распространение Священного Писания и святоотеческих книг.
***
В 1598 году умер царь Феодор Иоаннович – пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. Начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.
В этот трагический период Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, Святейший Патриарх Иов, который фактически первым возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, coxpaнил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. И в устных проповедях, и в особых Патриарших посланиях с призывом к защите веры и Отечества, которые он рассылал по всем епархиям, Патриарх Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию, обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Григория Отрепьева.
Он приводил свидетельства подлинности смерти царевича Димитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца для попрания на Руси православной веры. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживавших его изменников. Грамоты Святейшего Патриарха отрезвили многих здравомыслящих людей. Однако силы для борьбы были неравными. Лжедмитрий, который успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, вступил в пределы нашей страны с немалым войском и быстро продвигался к Москве.
13 апреля 1605 года после внезапной «кончины», как гласила официальная версия, царя Бориса Гoдyнова (на самом деле убийства – по свидетельству ряда современников!) в Москве вспыхнул бунт. Русская столица была сдана самозванцу и полякам. Святейший Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. Лжедмитрий поставил на «русское» Патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, грека по национальности. Измученный, претерпевший множество поношений, святитель Иов в простой черной рясе был сослан в Старицкий монастырь, где некогда начинал свой иноческий подвиг. Он утратил зрение, но всё время проводил в молитве.
17 мая 1606 года боярская партия Василия Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит. Его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжен. Пепел самозванца зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришел.
25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем. Он просил вернуться на Первосвятительский престол законного Святейшего Патриарха Иова. Но святитель Иов из-за немощи не мог более нести тяжелый крест такого служения. На свое место он благословил митрополита Казанского Ермогена (Гермогена).
* * *
19 июня 1607 года Святейший Патриарх Иов мирно скончался. Он был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.
5/18 апреля 1652 года при Святейшем Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Святейшего Патриарха Иоасафа. От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.
…Прошло три с лишним столетия. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года.
Для Всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7–14 октября 1989 года.
Материал подготовил Николай Головкин