Клин православный
«Миром Господу помолимся». Это первое прошение Великой или Мирной ектеньи. Каждый верующий хорошо знает эти слова. Они звучат в самом начале Божественной литургии, сразу же после возгласа «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» Этими словами мы провозглашаем цель нашего собрания, нашей молитвы и, в конечном итоге, — всей нашей земной жизни. И вот теперь: «Миром Господу помолимся».
Слово «мир» близко нашим сердцам. Значений у этого слова много. Прежде всего, говоря «миром», мы имеем в виду состояние души каждого молящегося. Ведь если нет в душе мира, разве может она говорить с Богом? Но парадокс как раз в том и заключается, что в душах большинства пришедших в храм мира-то и нет. Мы ищем его, мы стремимся к нему. А пока мы делаем первые шаги, без которых мира в душе не стяжать ни за что.
Мы еще до службы должны были примириться со всеми ближними, простить всех, обидевших нас, попросить прощения у обиженных нами, если это возможно. Мы примиряемся с Богом, с сокрушенным сердцем исповедовав перед Ним свои грехи. Без этого мирной молитвы не получится.
Но есть еще и другое значение у этого слова. На Руси часто говорили «миром» или «всем миром» в значении — все вместе, единодушно. В церковь мы не должны приходить каждый сам по себе. Мы приходим в свою семью, к братьям и сестрам во Христе. Наша молитва — общая молитва, не перестающая при этом быть личной. «Миром Господу помолимся», — возглашает священник или диакон. А мы все отвечаем: «Господи, помилуй!» И хотя слова эти обычно поет только хор, но поет он их от имени всех молящихся. Мы же мысленно участвуем в этом пении, осеняя себя крестным знамением и склоняясь пред Богом. «Господи, помилуй!» — мысленно просим все мы. В эти общие для всех слова каждый вкладывает нечто свое. Слово «помилуй» объемлет все нужды человеческие. Но главная из них — стремление примириться с Богом, общаться с Ним, соединиться с Ним, чтобы Бог был в нас, а мы — в Боге.
«Миром» — все вместе. Кто это «все»? Все, находящиеся в храме? Нет, гораздо больше. В каждом Богослужении, даже в самой маленькой сельской церквушке, духовно присутствует вся Вселенская Православная Церковь. Не только ныне живущие и здравствующие христиане, но и живущие в ином, лучшем мире, и прежде всего — святые.
«Миром Господу помолимся». Предстанем пред Господом, примирившись с людьми и с самими собой, связанные узами любви и единомыслия, со всеми братьями и сестрами, идущими за Христом тернистыми земными путями, и теми, кто уже прошел свой путь, пронес свой крест и пребывает в Царстве Небесном.
Фото: Геннадий Алексеев
Со страхом Божиим Почему зажигается лампада перед иконой?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
«Миром Господу помолимся» Объяснение Мирной ектении
Мирная, или Великая ектения находится в начале всех богослужений суточного круга. Это значит, что она содержит прошения о самом необходимом, о том, что нужно нам в первую очередь.
«Миром Господу помолимся»
Мир – очень важное качество человека, верному Божьему замыслу о нем. «Мир!» — это древнее библейское приветствие органично вошло в жизнь Христианской Церкви с первых дней ее существования. Спаситель сказал ученикам: «Мир мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14,27) – именно этот мир Христов преподает епископ или священник во время церковного богослужения, возглашая «Мир всем!». В западной латинской богослужебной традиции возглас «Мир всем» был передан как «Господь с вами», что подчеркивает библейское понимание слова «Мир», как одного из качеств Бога.
Мир и мирное настроение и устроение духа есть одно из главных оснований всей христианской жизни, и, конечно же, первейшее условие молитвы. – В мире помолимся Господу! – призывает диакон.
Если попытаться описать это понятие «от противного», то «немир» — это гнев, злость, обида, раздражительность, осуждение, страстное желание чего-либо, нездоровое возбуждение и другие разрушительные состояния души. Все это – препятствие для общения с Богом, для молитвы. Не потому, что так нельзя, а потому что так невозможно. Душа в таком случае уже занята чем-то другим, и значит, для Бога, для общения с Ним, сейчас он не готова, она просто занята другим. Если у нас есть серьезный разговор к одному человеку, мы стараемся поговорить с ним наедине. Если таких вопросов несколько, то мы решаем их по очереди – вместе серьезный вопрос не решишь. Разговор с Богом – дело, которое требует исключительного внимания. Поэтому главный результат подготовки к молитве – умиротворение, освобождение от всего, внимание и мир.
«О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»
«Без Меня не можете сделать ничего» — это вечный ответ на все наше отчаяние от собственной беспомощности. Действительно трудно в наш век придти не просто в храм для молитвы, но придти в мирное состояние души, готовой для общения с Богом. Пусть Господь пошлет нам свыше Свой мир и спасет наши души – таково содержание этого прошения.
«О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся»
Только когда мы сами пришли в мирное состояние, мы можем молиться о мире всего мира – космоса, всей Вселенной, о том, чтобы все люди исполнились миром Христовым. Молитва о мире приносит гораздо больше результатов, чем «борьба за мир».
Что такое «благостояние»? Это, выражаясь современным языком, когда «все в порядке». Молясь о «благостоянии святых Божиих церквей» мы просим у Господа, чтобы жизнь Церкви была избавлена от нестроений, расколов, разномыслий. Как мы убедились совсем недавно, все это – не удел прошлого, истории Церкви, а реальность, с которой приходится сталкиваться каждый день. В Церкви люди разные. Не для всех мир и созидательная атмосфера являются целью. Личные амбиции, заблуждения и, нередко, греховная, а не святая простота приводят к тому, что люди, именующие себя верующими, нарушают «благостояние» Церкви, смущают умы других и этим совершают большой грех. Мы желаем, чтобы в Церкви «все было в порядке», чтобы Церковь могла осуществлять свою цель – свидетельствовать всему миру о Боге.
«О соединении всех». С момента грехопадения и до сегодняшнего дня наше человеческое общество – это общество разделения. Все разделяются и по разным причинам. Разделяются государства, прежде бывшие одним целым, разделяются семьи, разделяются друзья, коллеги, родственники, соседи. Главная цель Диавола – сеять разделение среди людей. Разделение – грех, смерть, безбожие. Господь заповедует Своим ученикам единство, молится перед крестными страданиями об их единстве. Апостолы призывают первые христианские общины хранить единство как большую ценность. Наконец, своим единством Церковь свидетельствует миру о том, что Господь дает исцеления от греха разделения и только во Христе можно принять исцеление греха и научится жить соединением, а не разделением, научиться строить, а не разрушать свою жизнь и жизнь ближних. Этим прошением мы молимся, во-первых, о преодолении разделений в самой Церкви, среди нашей общины, и конечно, подобно прошению о «мире всего мира», так мы просим и соединения всех людей в мире, кто страдает от разделения и вражды.
«О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся»
Молитва о храме еще более естественна, как молитва о жилом доме, производственном или ином здании, которые освящаются Церковью посредством специального чина. Содержание молитвы о храме лучшего всего смогут изложить те, кто потратили несколько лет или десятилетий своей жизни на то, чтобы создать храм. Как усердно молятся те из нас, кто еще не имеет храма – в спальном районе современного мегаполиса, или на руинах поруганного в безбожное время древнего храма. А какой радостью наполнена наша молитва в долгожданный день освящения храма! Вспоминается ветхозаветный царь Соломон, который произнес вдохновенную молитву по окончании строительства Иерусалимского храма: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь…Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем». (3 Царств, 8,29). В Новом Завете христианский храм – это место совершения таинства Евхаристии. Если есть храм – есть Евхаристия. Наша молитва «о святем храме сем» — это просьба Господу не лишить нас и в будущем живительно таинства Евхаристии и возможности общения с нашим Небесным Отцом.
С верой, благоговением и страхом Божиим входящие в храм.
Храм – это место собрания общины христиан – людей, чья жизнь подчинена Богу, Его заповедям, наполнена общением с ним. В храм нельзя зайти просто так, как в любое здание. Храм – это особое место общения с Богом. И заходить сюда надо с особым настроением.
Вера – в Бога – условие и содержание христианской жизни.
Благоговение – осторожность и внимательность к себе, своим поступкам, к их соответствию Божиим заповедям, искание воли Божией о своей жизни, действиях, поступках.
Страх Божий. «Начало мудрости – страх Господень» (Притчи 9,10). Совершенство духовной жизни – горячая совершенная любовь к Богу, которая как пишет апостол Иоанн Богослов, «изгоняет страх» (1 Ин. 4,18). Но входить в храм, надо, конечно, со страхом Божиим.
Только те, кто с такими чувствованиями души входит в храм в действительности являются членами христианского собрания, общины. Тот, кто войдя в храм, разговаривает (в том числе, по мобильному телефону), неуважительно ведет себя по отношению к другим, и к идущему в храме богослужению, о таких Церковь не молится, они, в переносном смысле, в храм и не пришли, присутствуют здесь лишь телом, и конечно, согрешают таким поведением.
«О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся»
Епископ – предстоятель христианской общины, архипастырь, наследник апостолов. Молитва за епископа – свидетельство о принадлежности Церкви всей общины в целом и каждого из нас в отдельности. В первохристианской Церкви епископ был в каждой общине. Именно епископ был совершителем таинства Евхаристии. С умножением Церкви епископ становится управителем обширных епархий, он рукополагает и назначает священников на приход и преподает им право совершать Евхаристию. Без епископа нет Церкви и нет Евхаристии. Вознося имя епископа за богослужением, мы свидетельствуем, что наша община живет по благословению епископа, и что Евхаристия в нашем храме совершается по его благословению.
Помощники епископа – пресвитеры – священники, диаконы, весь причт, который в древней Церкви имели много ступеней и наименований, наконец – все люди – все члены общины. Таким образом, в этом прошении мы молимся о всех нас – членах христианской Церкви и свидетельствуем о составе Церкви.
«О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся»
В том, что мы родились и живем в нашей стране для каждого из нас – несомненно – воля Божия. «Вы – соль земли» — говорит Спаситель нам, христианам. Можно сказать, что христиане – «соль страны». Задача каждой Поместной Церкви, каждой общины христианской – быть солью для окружающих. Свидетельствовать об истине словом и жизнью, и конечно, молиться за свою страну – важное призвание христианина.
Еще апостол Павел призывал христиан молиться «за царей (т.е. языческих императоров Римской империи) и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную» (1 Тим. 2,2).
Молитва «о властех» в чине богослужения Русской Православной Церкви появилась в 20-х гг. ХХ в., когда новые реалии жизни породили и изменения в литургическом поминовении власти. До февраля 1917 г. диакон призывал молиться «о благочестивейшем…». Молиться о тех, кто обладает гражданской властью над нами, не значит признавать, что эти люди – христиане, которые заботятся о благе Церкви. Какими бы они не были, мы все равно молимся и будем молиться о том, чтобы их деятельность принесла пользу Церкви, даже в том случае, если сейчас они приносят Церкви лишь вред.
О воинстве молись всегда – и сейчас мы не хотим, чтобы нами управляли иностранцы. В годы Великой Отечественной войны, митрополит, а затем Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), благословляя воинов Красной Армии на брань с фашистской Германией знал, что Армия защищала не только советскую власть, но и Церковь, храмы, которые в долгосрочной идеологической программе нацистов предполагалось уничтожить к 1960 г.
«О граде сем (веси сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся»
Город, деревня – это не просто населенный пункт, но совокупность живущих в нем людей, праведных и грешных. Вспоминая события библейской истории, мы видим, что судьбы городов зависят целиком от людей. Ради десяти праведников Господь мог сохранить Содом (Быт. 18, 32). Господь осуждает иудейские города: «Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида… И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня…» (Мф. 11,21-23). Люди, которые живут в городе, делают его судьбу. Казалось бы, случайно объединенные в одну общность – «москвичи», «киевляне», «минчане» — зависят друг от друга посредством нравственных поступков. И благо для города – праведник. Поэтому, молясь о городе, не увеличения квадратных метров жилья и развития инфраструктуры мы просим у Бога, но чтобы Он, Своей милостью, умножил праведников в нашем городе, чтобы он еще постоял на лице земли, чтобы продолжалась Божия служба в городских храмах. Те же самые размышления относятся и к стране. Мы молимся о всех городах, странах, и верующих, живущих в них.
«О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и времених мирных Господу помолимся».
Сегодня, в эпоху экологического кризиса, это прошение все больше становится понятным нам. Именно «благорастворение (т.е. когда все хорошо перемешивается) воздухов» нарушается бурной деятельностью человека и приводит к тайфунам, ураганам, цунами, землетрясениям и прочим «недовольствам» природы. Молитва «о изобилии плодов земных» — это молитва на благо всех тружеников аграрно-промышленного комплекса, всех производителей сельскохозяйственной продукции. Все, что дает земля – это наша пища. Хлеб – это еще и хлеб для таинства Евхаристии. Без этого не может жить человек. «Мирные времена» — это противоположность «военному времени». Вот здесь мы уже молимся о том, чтобы не было войны.
«О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся»
В древности плавание еще больше чем сегодня было весьма рискованным предприятием, в которое пускались исключительно из-за отсутствия альтернативного способа передвижения. Опасность морской стихии, опасность морских разбойников, болезни и т.д. – все это ставило путешествующих морем в отдельный чин для беспокойства и для молитвы о них. «Путешествующие» — это путешествующие по суше, где опасностей было меньше, но они были – разбой на дорогах был обычным делом. Кроме того, путешествия занимали значительное время: бедные люди путешествовали пешком, побогаче – на лошадях. Сегодня мы бы добавили отдельное упоминание о тех, кто путешествует по воздуху – этот основной современный способ передвижения на большие расстояния тоже является предметом беспокойства и для самих путешественников, и для тех, кто ждет их дома.
«Недугующие» — больные, одержимые каким-либо недугом.
«Страждущие» — греческий оригинал этого слова обозначает 1) «уставших от жизни»; 2) смертельно больных.
Находившиеся во вражеском плену в эпоху постоянных войн древности были почти в каждой семье. К сожалению, в наше время, некоторые российские семьи вновь испытали, что это такое.
«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся»
Что мешает нам совершать дело нашего спасения?
Скорбь – внешнее обстоятельство, неприятное для нас. Несмотря на то, что нередко скорби помогают человеку обратить свое лицо к Богу, после того как он забывал это делать, для нормального течения жизни мы просим Бога избавить нас от скорбей.
Гнев – всякое зло, исходящее от нас, в силу нашей слабой человеческой натуры, пораженной грехом. Мы только стараемся научиться управлять собой, но зачастую, душа выходит из под управления и мы извергаем свой гнев на окружающих.
Нужда – нехватка материальных средств для существования. Нужда заставляет идти на преступление, обман, разрушает семьи, предприятия. Господи, избави нас от нужды!
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию»
Заступи – защити в трудных обстоятельствах жизни и духовного возрастания
Спаси – избавь от греха, проклятия и смерти
Помилуй – уврачуй наши греховные раны
Сохрани в Церкви и в молитве к Тебе Твоей благодатью. Даже сейчас мы видим людей, усердно ходивших в храм и без всяких внешних гонений покинувших Церковь. Господи, сохрани нас в Церкви Твоей!
«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувшее, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Источник — Храм Иоанна Предтечи на Пресне
Просмотрено: 1 021
Предыдущий текст
Молитва предложения при поставлении дискоса и чаши:
Боже, Боже наш, небесный хлеб, пищу всему миру, Господа нашего Иисуса Христа
пославый спаса и избавителя и благодетеля, благословяща и освящающа нас, сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник.Помяни, яко благ, и Человеколюбец, принесших, и ихже ради принесоша: и нас неосуждены сохрани во священнодействии божественных твоих таин. Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя твое, Отца и Сына и святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Людие: Аминь.
И паки поют певцы херувимскую песнь:
Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувимы, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Каждение престола:
Владыко вседержителю, царю славы, ведый вся прежде бытия их, сам прииди к нам во святый час сей призывающим Тя, и избави ны от срама греховнаго, очисти наш ум и помышления от нечистых похотей и мирския прелести и всякаго диавольскаго действа, и приими от рук нас грешных фимиам сей, якоже приял еси приношение авелево, и ноево, и аароново, и самуилово, и всех святых твоих, избавляя ны от всякаго деяния лукаваго, и спасая во еже всегда благоугождати, и покланятися, и славити тебе, Отца и единородного твоего Сына, и Духа твоего всевсятаго, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Премудростию божиею вонмем.
Верую
Боже и владыко всех, достойны ны соделай часа сего недостойных, да очистившеся от всякаго коварства и всякаго лицемерия, соединимся друг другу мира и любве союзом, утверждены твоего боговедения священием, ради единородного твоего Сына Христа, с нимже благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Станем добре. Миром Господу помолимся.
Яко Бог милости, любве, щедрот и человеколюбия еси, ты, и единородный твой Сын, и Дух твой всесвятый, ныне и присно, и во веки веков.
Людие: Аминь.
Мир всем.
Людие: И духови твоему.
Возлюбим друг друга лобзанием святым.
Люди:
Возлюблю тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение, и прибежище и избавитель мой.
Целование дискоса, чаши, трапезы, сослужащих.
Главы наша Господеви приклоним.
Людие: Тебе, Господи.
Едине Господи и милостиве Боже, преклоншым выи своя пред святым твоим жертвенником, и просящым у тебе духовные дары, ниспосли благодать твою благую, и благослови всех нас всяким благословением духовным и неотъемлемым, иже в вышних живый и на смиренныя призираяй. Яко хвально, и покланяемо, и прославлено есть всесвятое имя твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господь да благословит ны, и да поспешит нам, и достойны да сотворит ны предстояния святаго своего жертвенника и пришествия (+ зде знаменует дискос) святаго своего Духа (+ зде знаменует чашу) своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Люди: Аминь.
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (3-жды). Господи, устне мои отверзеши. и уста моя возвестят хвалу Твою (3-жды). Да исполнятся уста моя хваления, Господи, яко
да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое (3-жды).
Служащий выходит к народу и поет во глас 5:
Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе.
Людие же отвещают в той же глас:
Дух святый найдет на тя, и сила вышнего осенит тя.
Миром Господу помолимся.
Спаси, помилуй, ущедри и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
О свышнем мире и божии человеколюбии, и о спасении душ наших, Господу помолимся.
О мире всего мира и единении всех святых божиих церквей, Господу помолимся.
О святей вселенстей и апостольстей церкви, еже от конец земли даже до конец ея, Господу помолимся.
О спасении и заступлении святейшего нашего отца и архиепископа (имя рек), всего причта и христолюбивых людей, Господу помолимся.
О благочестивейших и боговенчанных православных царех, всей палате и воинстве их, и о еже с небесе помощи и победе, Господу помолимся.
О святем Христа Бога нашего граде, царствующем граде, всяком граде и стране, и иже в православной вере
и благочестии божии живущих в них, о мире и безмятежии их, Господу помолимся.
О плодоносящих и добродеющих во святых божиих церквах, и поминающих убогия, вдовицы и сироты, странные и в нужде сущыя, и о заповедавших нам, яко да поминаем их в молитвах, Господу помолимся.
О еже в старости и в немощи сущих, болящих, труждающихся, и от духов нечистых стужаемых, еже от Бога скором исцелении и спасении их, Господу помолимся.
О еже в девстве и чистом подвизе, и в честнем браце пребывающих, и о еже в горах, вертепах и пропастех земных подвизающихсяпреподобных отцех и братиях, Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, странных христианех, и о еже в пленении и изгнании, и в темницах и в тяжких работах сущих братиях наших, мирном возвращении коегождого в дом свой с радостию, Господу помолимся.
О предстоящих и сомолящихся нам в час сей святый и во всякое время отцех же и братиях, тщании, труде и усердии их, Господу помолимся.
И о всякой душе христианстей, скорбящей и озлобленней, милости Божия и помощи требующей, и о обращении заблудших, здравии болящих, освобождении плененных, упокоении преждепочивших отец и братий, Господу помолимся.
О оставлении грехов и прощении согрешений наших, и о еже избавитися нам от всякия скорби, гнева, беды и нужды, востания язык, Господу помолимся.
Пространнее о благорастворении воздухов, дождех мирных, росах благих, плодов изобилии, совершенном плодородии и о венце лета, Господу помолимся.
О еже услышану и благоприятну быти молению нашему пред Богом и ниспослатися нам богатым милостем и щедротам Его, Господу помолимся.
Пресвятую, пречистую, преславную благословенную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, святых и блаженных Иоанна, славнаго пророка, предтечу и крестителя, Стефана перводиакона и первомученика, Моисеа, Аарона, Илию, Елисея, Самуила, Давида, Даниила пророки, и вся святыя и праведныя помянем, яко да молитвами и молении их вси помилованы будем.
О предлежащих честнех и пренебеснех, неизреченных, пречистых, славнеых страшных, ужасных божественных дарех и о спасении предстоящего и приносящего сия честнаго отца нашего и архиерея (имя рек, или иерея имя рек, аще литургисает иерей) Господа Бога молим.
Людие: Господи, помилуй. 3-жды:
Молитва святаго Иакова:
Призревый на ны милостию и щедротами, владыко Господи, и даровавый дерзновение нам смиренным и грешным и недостойным рабом твоим предстояти святому твоему жертвеннику и приносити тебе страшную сию и безкровную жертву о наших гресех и людских неведениих, призри на мя, непотребного раба твоего, и изглади моя прегрешения благоутробия ради твоего, и очисти моя уста и сердце от всякия скверны плоти и духа, и остави от мене всякий промысел срамный же и неразумный, и удовли мя, силою всесвятаготвоего Духа, в службу сию, и приими мя ради твоея благости, приближающагося святому жертвеннику, и благоволи, Господи, приятным быти приносимым Тебе даром сим руками нашими, снисходяще моим немощем, и не отвержи мене от лица твоего, ниже возгнушайся моего недостоинства, но помилуй мя, Боже, и по множеству щедрот твоих презри беззакония моя, яко да неосужденно пришед пред славу твою, сподоблюся покрова единородного твоего Сына и озарения всесвятаго твоего Духа, и не яко раб греха отвержен буду, но яко раб твой обрету благодать и милость и оставление грехов, в сем и будущем веце. Ей, Владыко вседержителю, всесильный Господи, услыши моление мое: ты бо еси вся действуяй во всех, и от тебе вси чаем во всех помощи же и заступления, и от единородного твоего Сына
и животворящего Духа, ныне и присно и во веки веков.
И молитву сию:
Боже, иже ради многаго твоего ради и неизреченного человеколюбия ниспославый единородного твоего Сына в мир, да заблудшее возвратит овча, не отвратися нас грешных, вручающих ти страшную сию и бескровную жертву: не бо на правды наша уповающи есьмы, но на милость твою благую, еюже наш род соблюдаеши. И ныне молимся и просим твою благостыню: да не будет во осуждение людем твоим устроенное нам сие ко спасению таинство, но во оставление грехов, во обновление душ и телес, во благоугождение тебе, Богу и Отцу.
Молитва завесы:
Благодарим тя, Господи Боже наш, яко дал еси нам дерзновение во входе святых, егоже обновил еси нам путь новый и живый чрез завесу плоти Христа Твоего. Сподобившеся же внити на место селения славы твоея, внутрь же быти завесы, и святая святых зрети, припадаем благостыне твоей, Владыко, помилуй нас: понеже пристрашни и трепетни есьмы хотяще предстояти святому твоему жертвеннику, и приносити тебе страшную сию и бескровную жертву о наших согрешениих и о людских неведениих. Ниспосли на ны Боже, благодать Твою благую, и освяти наши души и телеса и дуси, и премени помышления наша ко благочестию, яко да чистою совестию принесем ти милость, мир, жертву хваления милостию и щедротами и человеколюбием единородного твоего Сына, с нимже благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Людие: Аминь.
Мир всем.
Людие: И духови твоему.
Диакон: Станем добре. Станем благочестне. Станем со страхом божиим и сокрушением. Вонмем: святое возношение в мире Богу.
Милость мира, жертву хваления.
И знаменательно одевающая священнодействие сие покровы гаданий открыв, ясно покажи нам, и умные очи наша необыменного твоего света исполни, и очистив нищету нашу от всякия скверны плоти и духа, достойны соделай ны страшнаго сего и ужаснаго предстояния, яко преблагоутробен и милостив
Бог еси, и тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Благословение:
Любы Бога и Отца, и благодать Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и причастие и дар всесвятаго Духа, буди со всеми вами.
Людие: И со духом твоим.
Горе имеим ум и сердца.
Людие: Имамы ко Господу.
Архиерей или иерей: Благодарим Господа.
Далее
Тексты сильных молитв за мир
Просить у Господа мира для всех людей можно своими словами. Но специальные канонические тексты будут услышаны гораздо быстрее.
Священнослужители рекомендуют молиться о мире, выбрав посредниками таких святых, как:
- праведного отца Иоанна Кронштадтского;
- преподобных Силуана Афонского и Серафима Саровского;
- архангела Михаила.
Божественной силой обладают и молитвенные слова, читаемые перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы», а также Псалом 26.
Силуана Афонского
Преподобный Силуан Афонский прослыл великим молитвенником за мир. Родители хотели сделать из него воина, но праведник, зная, какое горе приносят войны, оставил воинскую службу ради служения Господу.
На протяжении всей своей земной жизни святой призывал людей к примирению и прощению врагов. Силуан Афонский считал, что спасение человечества возможно лишь через сохранение мира. Святой учил любить врагов, и тогда благодать Божья заполнит душу.
Текст молитвы Силуана Афонского:
«Господи, даруй мир Твой людям Твоим. Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро. Господи, даруй им благодать Твою, чтобы они в мире и любви познали Тебя, и возлюбили бы, и сказали бы, подобно апостолам на Фаворе: “Добро нам, Господи, быть с Тобою”. Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли. Утешителю благий, слезно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою».
Иоанна Кронштадтского
Иоанн Кронштадтский – один из любимых святых многих христиан. К нему обращаются верующие за помощью в самых разных ситуациях. Но не все знают, что преподобный Иоанн не только проповедовал христианство, но и составлял молитвенные тексты.
Один из таких священных текстов верующие читают во время молебна за мир, звучит он следующим образом:
«Сла́ва Тебе́, Бо́гу, Благоде́телю моему́, во ве́ки веко́в! Позна́н бу́ди, Го́споди, в ве́ре Твое́й, все́м лю́дям Твои́м и все́м племенам земны́м, да все́ просла́вят Тебя́ еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем от восто́ка со́лнца до за́пада. Бу́ди, бу́ди!»
Серафиму Саровскому
Преподобный Серафим Саровский является одним из святых, помогающих верующим в защите Отечества. Согласно преданиям, те воины, кто перед сражением получал благословение от чудотворца, возвращались домой живыми и здоровыми. И в настоящее время к Серафиму Саровскому обращаются с молитвами о помощи и защите во время военных конфликтов.
Слова сильной молитвы Серафиму Саровскому:
«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.
Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бопо всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».
Перед «Покровом Святой Богородицы»
Пресвятая Дева Мария – Небесная покровительница всех христиан. Существует легенда о чудесном спасении Константинополя от мусульманских захватчиков. Жители города вместе со священником собрались в храме, прося у Господа помощи и защиты от вражеских войск.
Вдруг прихожане увидели образ Пречистой Богоматери, преклонившей колени возле алтаря. Прочитав молитву, Богородица обернулась к молящимся, сняла с головы омофор и простерла его над прихожанами.
Константинопольцам удалось выиграть сражение и спасти город от нашествия врага. С тех пор был установлен праздник, называемый в народе Покрова. А само событие иконописцы запечатлели на иконе.
Перед святыней верующие просят о мире, обращаясь к Богородице со следующими священными словами:
«О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шних Си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно-благода́рственное пе́ние сие́ от на́с, недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты́ уми́лостивиши Его́ о на́с, Влады́чице, я́ко вся́ Тебе́ от Него́ возмо́жна су́ть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рей Засту́пнице на́шей: услы́ши на́с, моля́щихся Тебе́, осени́ на́с вседержа́вным покро́вом Твои́м и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́ па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим стра́х Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние: все́м же на́м ду́х ра́зума и благоче́стия, ду́х милосе́рдия и кро́тости, ду́х чистоты́ и пра́вды. Е́й, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на пу́ть пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й и при́зри на все́х на́с призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния; воздви́гни на́с из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния; ми́лостива на́м бу́ди зде́ и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на Стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты́ бо еси́, Госпоже́, Сла́ва небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты́ по Бо́зе на́ша Наде́ждо и Засту́пнице все́х притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш предае́м, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Архангелу Михаилу
Архангел Михаил, возглавляющий воинство Господне, с давних времен помогает благоверным людям в сражениях. Согласно свидетельству очевидцев, в 1239 году благодаря архангелу новгородцам удалось устоять против татарских войск. Воинам хана Батыя, собиравшимся штурмовать город, явился архангел Михаил, запретив идти на штурм крепости. С тех пор главному Небесному воину возносят молитвы за мир во всем мире.
Слова священного текста:
«О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Псалом 26
Ветхозаветный Псалом 26 принадлежит перу царя Давида. По мнению многих православных старцев, он обладает большой защитной силой. Один из оптинских старцев – святой Амвросий – рекомендовал читать его воинам перед сражением. А преподобный Арсений Каппадокийский советовал крестьянам читать псалом для предотвращения нападения врагов на поля и села.
Текст Псалма 26:
«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа».
Сила молитв о мире во всем мире
Общение с Богом невозможно без молитвы. Любые слова, обращенные к Господу, доходят до него. Чем чище, искреннее помыслы молящегося, тем скорее Всевышний услышит их. Чем больше людей читают священные тексты, прося о мире, тем действеннее будут молитвы.
Особенно это касается священных текстов, написанных кем-либо из святых во время земной жизни. Во время нападения врагов на Отчизну праведники молились Творцу о защите. Их слова обладали особой энергетикой. Поэтому и сейчас верующие читают молитвы о мире, произнесенные когда-то одним из святых.
Но для обретения мира во всем мире люди должны искоренить в себе злобу, гнев, ненависть. Тогда, возможно, род людской будет удостоен Божией благодати.
Как правильно читать
Возносят молитвенные обращения к Господу в храме во время богослужения либо дома. Это можно делать во время утреннего или вечернего молитвенного правила. При келейном чтении священного текста рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Выбрать уединенное место, расслабиться, забыв на время обо всех проблемах.
- Поставить перед иконостасом зажженную лампадку либо церковную свечу.
- После прочтения Господней молитвы «Отче наш» произнести молитву за мир во всем мире.
- Поблагодарить Господа, Богородицу, святых угодников за помощь, завершив молебен крестным знамением.
Читают молитву медленно, вдумчиво, вникая в смысл произносимых слов. В противном случае Господь не откликнется на молитву. Значение имеет и регулярность чтения молитвенных текстов. Молиться о мире во всем мире желательно ежедневно, даже если война идет где-то далеко.
Чин Божественной Литургии
молитва
Диакон: Благослови, владыко
Священник: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь
Диакон: Миром Господу помолимся
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О граде сем (или: веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Антифоны изобразительные
Поются по воскресеньям; в будние дни заменяются антифонами вседневными, а в праздники — особыми праздничными
Первый антифон
Хор: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси Господи.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Второй антифон
Хор: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему , дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: и той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарися Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправ, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Третий антифон, Блаженны
Блаженны — изменяемая часть Литургии. Вместе с евангельскими стихами поются отрывки из канона праздника или святого, память которого совершается в этот день.
Хор: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Вход с Евангелием
Диакон: Премудрость, прости.
Хор: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны , Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа.
Изменяемая часть Литургии: хор поет тропари и кондаки – дня, праздника или святого, в честь которого освящен храм, и праздника или святого, память которого совершается сегодня
Священник: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Диакон: И во веки веков.
Хор: Аминь.
Трисвятое
Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Диакон: Вонмем
Священник: Мир всем.
Чтец Апостола: И духови твоему.
Диакон: Премудрость
Чтец и хор
Прокимен (изменяемый; здесь приведен воскресный, 1-го гласа)
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Диакон: Премудрость.
Чтец: К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено).
Диакон: Вонмем.
Чтение апостола.
Священник: Мир ти.
Чтец: И духови твоему.
Диакон: Премудрость.
Чтец и хор: Аллилуиа (трижды)
Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия).
Священник: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа
Диакон: Аминь.
Священник: Премудрость, прости, услышим святого Евангелиа. Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: От Матфея (или другого евангелиста) Святаго Евангелия чтение
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Священник: Вонмем. И читается Евангелие. По окончании чтения:
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Диакон: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатая милости.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Яко да Господь Бог учинит душу (душы) его (ея, их), идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник: Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Помолитеся, оглашеннии Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Огласит их словом истины.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Открыет им Евангелие правды.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе Господи.
Священник: Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Литургия верных
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Премудрость.
Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Премудрость.
Священник: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Херувимская песнь
Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.
Великий вход
Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дароносимо чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.
Хор: Господи помилуй.
Диакон: О предложенных Честных Дарех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Добрых и полезных душам нашым и мира мирови у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.
Хор: Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
Диакон: Двери, двери, премудрость вонмем.
Символ веры
Диакон и весь народ в храме: Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, И страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго , Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема с сславима, глаголовшаго пророки. Во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедаю едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити.
Хор: Милость мира, жертву хваления.
Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.
Священник: Горе имеим сердца.
Хор: Имамы ко Господу.
Священник: Благодарим Господа.
Хор: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Священник: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще.
Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Священник: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов.
Хор: Аминь.
Священник: Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.
Хор: Аминь.
Священник: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.
Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
Священник: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
На большие праздники вместо «Достойно есть» поются праздничные задостойники.
Священник: В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго митрополита (или: архиепископа, или: епископа; титул епархиального архиерея), ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины.
Хор: И всех и вся.
Священник: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.
Диакон: Все святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О принесенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати:
Хор и все молящиеся: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Вонмем.
Священник: Святая святым
Хор: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь
В алтаре совершается причащение священнослужителей
Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.
Хор: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Священник: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко Сие есть Самое Пречистое Тело Твое и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела.
Хор: Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите.
Совершается причащение молящихся.
Священник: Спаси, Боже люди Твоя и благослови достояние Твое.
Хор: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть.
Священник: Всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас о Твоей святыни, весь день поучатис правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Диакон: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: С миром изыдем.
Хор: О имени Господни.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник: Благословляяй благословящыя Тя, Господи, и освящай на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоему, Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов. И Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века. (Трижды)
Священник: Благословение Господе на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе
Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.
Священник: Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своей Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Хор: Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.
К списку молитв