Аэробаптизма — греческая традиция крещения мирянином


Аэробаптизма — греческая традиция крещения мирянином

Поделиться


Крещение — единственное таинство Православной Церкви, которое может совершить не священник, а мирянин. Подобное возможно только в исключительной ситуации, когда, например, некрещенный человек, умирая, хочет стать христианином, а священнослужителя поблизости нет. В таком случае крещение может совершить православный мирянин. Для этого ему нужна вода, а также знание крещальной формулы: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Крещение, совершенное мирянином, признается Церковью законным. И если крещенный таким образом человек выживает, он должен обратиться к священнику. Тот уже не будет совершать таинство повторно, но восполнит его, прочтя определенные молитвы и, конечно же, совершив таинство миропомазания.

Отсутствие воды не является кардинальным препятствием для совершения крещения. Воду в экстремальной ситуации можно заменить любой приемлемой жидкостью (соком, например) или сыпучим веществом. Для этой цели вполне подойдет песок. Но как же я был удивлен, когда узнал, что в Православных Церквах греческой традиции: Константинопольской, Элладской и иных, — крещение мирянским чином может быть совершено при помощи … воздуха. Подобный обряд даже имеет собственное особое название — аэробаптизма. То есть крещение воздухом. Раньше аэробаптизма совершалась в Греции над младенцем, который находился в тяжелом состоянии здоровья. В наши дни крещение воздухом происходит почти над каждым греческим ребенком. Технически аэробаптизма выглядит так. Младенца (обычно мама) берет на руки и трижды поднимает его вверх или чуть-чуть подбрасывает. При этом она произносит упомянутую уже крещальную формулу: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Обычно аэробаптизма совершается прямо в роддоме. Сразу после того, как младенца принесли его мамочке в палату. Как же так? — спросите вы. Получается, что реальное крещение водой в греческих храмах из-за аэробаптизма теперь не совершается? Но в том-то и особенность аэробаптизмы, что этот обряд не отменяет настоящего крещения. Аэробаптизма считается у греков формой икономии (оправданного отступления от принятой нормы по причине внешних обстоятельств). Православные греки верят, что если ребенок, над которым крещение воздухом было совершено, умирает, то считается полноценным православным христианином. Если же он выживает, то аэробаптизма никак не мешает его полноценно покрестить в церкви, где священник трижды окунет его с молитвой в святую воду.

Аэробаптизма — уникальное для православного мира явление, которое встречается только в греческих Церквях. Священноначалие и греческие богословы объясняют этот обряд как «крещение через намерение», которое Господь, как они верят, не отвергает. В качестве доказательства правоты своей позиции они приводят примеры древних мучеников, некоторые из которых не были крещены, но, обозначив только намерение стать христианином, были казнены язычниками. Совершая аэробаптизму, православные эллины тем самым обозначают опять же намерение крестить ребенка в будущем. Если он до собственно таинства не доживает, считается, что намерения достаточно, чтобы считать умершего младенца крещенным православным христианином и, соответственно, поминать его на богослужении.

Крещение повитухой

О крещение кем-то кроме священника я только читала.

Представьте мое удивление, когда в одной метрической книге я встретила сразу 3 необычных записи! В январе и дважды в марте младенцев крестила повивальная бабка.

Вот пример такого примечания к метрической записи о рождении Михаила Головина 10 марта 1914 года. Указано, что крещение младенца произведено повивальной бабкой.


Метрическая запись о рождении и таинстве крещения 10 марта 1914 года младенца Михаила. Указано, что он погружен бабкой крестьянкой села Тапарки-Буровой.

Крестил ли Сам Иисус Христос?

Блаженный Феофилакт Болгарский: “Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что «Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2). Спросишь ли «почему Он Сам не крестил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф.3:11). А Духа Святого Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения”. Источник

Кто Крестил апостолов и Богородицу?

— Иоанн Мосх запечатлел в Луге Духовном: «Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное? — Нет! — отвечали на это. — Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих “Гипотипоз”. Изъясняя слово апостола: “Благодарю Бога, что никого из вас не крестил”, — он говорит: “Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных”» (блаж.Иоанн Мосх. Луг Духовный.176) — Святитель Софроний Иерусалимский и на основе Предания, хранившегося в Иерусалимской Церкви, свидетельствует: «Господь наш Иисус Христос Своими руками крестил Петра, а Петр, в свою очередь, крестил Андрея, Иакова и Иоанна; Иаков же и Иоанн крестили прочих Апостолов. Божию же Матерь крестили вместе Апостолы Петр и Иоанн» (Fragmentum. De baptismate apostolorum. – Migne. PG.87/3, col.3372). — Синаксарь Цветной Триоди на Вознесение Господне: “Епифаний Кипрский повествова: яко Богослов убо Иоанн Богородицу крести, Петр же и той и прочия апостол» (Триодь Цветная, изд. в 6‑е лето патр. Иосифа, л.451 об.). — Преподобный Ефрем Сирин: «Как наименовать мне Тебя?… Назову ли Тебя Женихом или Господом, Родившим Матерь Свою новым Рождением в водах». И здесь же отвечает от Лица Богородицы: «Я – Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и крестил Меня в водах… И как родила Я Его новым Рождением во плоти, так и Он родил Меня вторым Рождением» (Преп. Ефрем Сирин. Песнопения на Рождество Христово, п. 10 // Творения, т. 5, п. 151, с. 148). — Тертуллиан в слове “О крещении”: «Если они (т. е. Апостолы) приняли человеческое крещение Иоанна, то желали и Господнего Крещения, почему Сам Господь призвал единое Крещение, говоря Петру, не желающему быть измовенным: “кто однажды измовен, не имеет вновь в этом нужды” (Ин. 13, 6), чего, конечно, Он не сказал бы тому, кто некрещен».

Как быть, если имени крещаемого нет в святцах?

Если имени крещаемого нет в святцах, во время Крещения человека переименуют с целью обретения православного небесного покровителя. В таком случае имя человека может быть двойным: одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. При Крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Так, Яну чаще всего крестят с именем Иоанна, Илону или Нелли – Елена. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например Светлана – это Фотиния (от греческого photos – «свет»), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победа». Тем не менее, можно выбрать себе имя, которое необязательно будет созвучным мирскому имени крещаемого.

Кто такая повитуха?

Повитуха, повивальная бабка — женщина, которая помогала женщине в родах, а затем обмывала младенца и присматривала за ним несколько дней после рождения.

В ее обязанности входило перерезать пуповину, а затем обмыть младенца.

В разных регионах Российского государства существовали свои традиции. Например, в центральной части России перерезать пуповину у мальчика было необходимо на дубовой доске или топорище, а девочке на ольховой доске или веретене. Поверье предполагало, что мальчик будет отличным мастером, а девочка превосходной рукодельницей.

Повитуха перевязывала пуповину льняной ниткой, переплетенной с несколькими волосками родителей.

О страхе Креститься

Еще в четвертом веке многие жители Византии отказывались принимать Крещение, мотивируя это тем, что не смогут отказаться от привычного образа жизни, любимых дел и увлечений. И в том, что христианская жизнь по Евангелию вовсе не потребует от них столь радикального отказа, убеждал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам святитель Иоанн Златоуст: «…Зачем ты убегаешь? Так, скажешь; я не могу соблюсти заповедей. Но разве Бог заповедал невозможное? <�…> Разве не позволяется тебе заниматься делами? Разве я отвлекаю тебя от жены? Удерживаю тебя только от прелюбодеяния. Разве от пользования имуществом? От любостяжания только и хищения. Разве принуждаю раздать все? Только немногое, по мере возможности, уделять нуждающимся. <�…> Разве принуждаем поститься? Запрещаем только предаваться опьянению и пресыщению. Устраняем то, что причиняет тебе бесчестие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже признаешь постыдным и ненавистным. Разве запрещаем веселиться и радоваться? Только бы это было не постыдно и не бесчестно».

Символика таинства


Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Иисусу Христу
Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Иисусу Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой преклонение перед Богом. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф. 16:24)

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке — духовное просвещение, свет радости.

Крещение является духовным рождением — после крещения и миропомазания можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви.

Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10).

Нужны ли крёстные взрослому человеку?

Крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей (до 14-ти лет), для взрослого наличие крестных не обязательно. Когда крестится взрослый, он сам может исповедовать свою веру в Иисуса Христа и хочет принять Святое Крещение для жизни по Его воле. Но поскольку большинство людей крестят в младенчестве, когда ребенок ещё не имеет сознательной веры, не может её гласно исповедовать, за него это делают крестные. Таким образом, детей крестят по вере восприемников и по вере родителей.

Можно ли Креститься, если неизвестно был ли крещён ранее?

«Если о младенце неизвестно, был ли он крещён (т. е. нет свидетелей, которые могли бы точно сообщить об этом), он может быть крещён обычным чином без каких-либо ограничений (Карф. 72; Трул. 84). Опираясь на это же правило, разрешается крестить подкидышей». Православная энциклопедия. Том 38. М., 2015. С. 656.

«Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство. В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое “условное Крещение”, при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен». Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]