Аэробаптизма — греческая традиция крещения мирянином

Совершение таинства Крещения проводится в соответствии с требованием чинопоследований, изложенных в требнике.

Таинства Крещения и Миропомазания (совершаются, как правило, единовременно) проводятся по следующему последованию:

Священник приглашает желающего креститься, крестных, родителей, гостей в крестильню, поясняет, где кому можно встать и при необходимости дает прочую информацию.

Устав предусматривает, что священник должен прочитать несколько молитв в первый (первые дни) после рождения ребенка, молитвы очень важные, ОНи обращены к Богу с сердечным умилением над роженицей и ее ребенком, который будет крещен только через некоторое время. К сожалению, об этом мало кто знает, а молитвы очень нужные.

Очистительные молитвы над мамой

Первое действие совершается, если крестят младенца. Священник молится, возглашая очистительные молитвы над мамой, которые должны читаться в 40-ой день после рождения. Мама встает рядом со священником. Священник обращается к Богу, совершая обычное молитвенное начало, и начинает молиться очень трогательными и важными молитвами. Он просит за предстающую маму очистить ее от всякого греха, от всякой скверны, и неосужденно сподобиться ей причаститься Христовых Таин.

Сразу после этого священник начинает молиться о рожденном ребенке, просит его благословить, возрастить, освятить, уцеломудрить, благословить младенца с родителями и восприемниками.

Наречение имени младенцу

Наречение имени сопровождается призывом к молитве присутствующих, священник возглашает: «Господу помолимся», народ может и должен ответить «Господи, помилуй», и далее священник обращается к Богу с молитвой: «Господи Боже Наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица твоего на рабе твоем сем…. и т.д.»

Если гражданское имя оглашенного неправославное, например: Юрий, Светлана, Стелла, Алиса, Олеся и т. д., — то соответственно ему будет наречено другое имя, при этом, безусловно, учтется пожелание родителей, с новым именем ребенок будет проходить все таинства и молитвы в дальнейшем.

Молитва о предстоящем человеке перед Крещением (об оглашенном)

Священник поворачивается к крещаемому, дует на его лицо трижды (напоминая, что создал Господь человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою), знаменует его голову, его руки, налагает руку на голову (рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа — жест защиты и благословения).

Призывает предстоящих людей к молитве: «Господу помолимся», народ отвечает «Господи, помилуй». Священник обращается к Богу: «О имени твоем, Господи Боже Истины, и единородного твоего сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба твоего (называет его имя) сподобльшагося прибегнути ко Святому Имени Твоему….» Священник продолжает молиться об оглашенном и просит, чтобы крещаемый был под покровом Господа, соблюдал его заповеди, сохраняя и взращивая такие добродетели, как вера, надежда и любовь и другие.

Погружение в воды иорданские

Ну, вот подошли к главному моменту, к кульминации, сейчас будем погружать. Напряжение достигает наивысшей точки. Удаляюсь в алтарь, в храме остаются только крёстные, если крестим младенца, а если взрослого, то помощник при Крещении, по полу того, кто крестится. Родители и все присутствующие удаляются (обычно удаляется только мать), если это младенец моих духовных чад, то в северный притвор, а в последнее время — за закрытые двери ризницы. Почему так? Дело в том, что, как мне говорили помощники, родители волнуются, когда слышат всплески воды при погружении младенца. Ну, а если родители не духовные чада (таковых, правда, сейчас практически нет)? Их вообще с этого момента просят выйти на улицу или пройти в трапезную. Они же волнуются, а их волнение передаётся мне, мешает сосредоточиться. Постоянно «нажимаю на тормоза», чтобы не перейти на невнятную скороговорку. Сначала крещаемый мужеского пола в чём мать родила опускается на колени в большую металлическую купель. «У-у-у, бр-бр-бр», — издаёт характерные звуки, опускаясь в холоднющую воду. Отступать уже некуда. «Готов», — слышу голос помощника. Быстренько выхожу из алтаря, крепко беру левой рукой руки крещаемого, скрещенные на груди с пальцами в двуперстии, кладу правую руку на голову. Надо с усилием окунуть с головой в воду, а то, бывает, только лицо с водой соприкоснулось, и происходит обратное движение

Говори не говори, что надо самому регулировать дыхание, немного отдышаться после каждого окунания, но часто всё равно глотают воду и кашляют. Ну всё, барьер взят, свершилось! С плеч долой большая часть груза. Мокрый, омываю руки в алтаре, а крещённые вытираются, но пока не одеваются. Здесь сделаю отступление, оно очень важно. Речь идет о необходимости полного погружения при Крещении. Издревле Православная Церковь крестила погружением, подражая Иоанну Крестителю, «от коего во Иордане июдеи крещахуся», и Самому Господу Исусу Христу. В Евангелии (Мф.3,16; Мк. 1,10) повествуется, что Исус Христос после Крещения Своего от Иоанна Предотечи «изыде из воды». Это выражение дает понять, что Исус Христос сходил в реку Иордан и, следовательно, крестился через погружение. Да и само слово «крещение» в переводе с греческого означает «погружение».


Книга Деяний Святых Апостол повествует, что когда апостол Филипп и слуга царицы Эфиопской подъехали к воде, этот слуга произнес исповедание своей веры во Исуса Христа, как Сына Божия. Затем оба они сошли в воду (Деян. 8,36-39). Стало быть, апостол Филипп крестил слугу царицы Эфиопской через погружение, иначе бы им не было никакой надобности сходить в воду.

Если учесть, что внешний обряд всецело отражается на внутреннем состоянии человека, то можно сказать, что человек, лишенный погружательного Крещения, не умирает вместе со Христом, т.е. не полностью отрекается от греха и, следовательно, со Христом не воскрес. Так, по крайней мере, понималось погружательное Крещение святителем Кириллом Иеросалимским.

Пятидесятое Апостольское правило, придавая первостепенное значение погружательному Крещению, гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения, да будет извержен».

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения». Святитель в своем первом правиле называет погружательный способ Крещения «изначальным преданием». Тертуллиан пишет: «Трижды погружаемся, как Господь определил в Евангелии…» Климент Александрийский доказывает: «Будучи погружаемы в воду, мы просвещаемся». О погружении говорят и Апостольские постановления (III век): «Потом мы, епископ или пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святаго Духа, погружаем их в воде». Святитель Григорий Нисский в «Слове на Крещение Господне» пишет: «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы сокрываемся в воде… троекратным погружением в оную».

На Руси всегда проявляли должное внимание погружательному способу Крещения. Очень авторитетный в Русской Церкви Владимирский Собор 1274 года строго запрещает в подражание латинянам обливательное Крещение и указует епископам и священникам, что Крещение следует совершать только через погружение. «А что есть доныне крещали дети, в руках держа, а водою сверху поливали, а то неправо Крещение», — писал митрополит Киприан псковскому духовенству в 1395 году. На Соборе 1620 года в Москве было установлено, что латинян следует принимать в Православие только через правильно совершаемое Крещение. Обливание, таким образом, считалось настолько неверным обычаем, что его даже не признавали Крещением; и католиков, и даже православных украинцев крестили вторично. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Русь в XVII веке, писал о проникающем в Русскую Церковь латинском влиянии, о небрежении украинцев и белорусов к Таинствам и их склонности к унии с католиками, о том, что из этих западных областей латинская зараза стала проникать на всю Русскую Церковь. А вот как Павел Алеппский описывает благочестивый обряд Крещения на Руси:

Взрослых, как правило, нерусских, крестили в реке. После того, как они определенное время обучались молитве, церковным обычаям, тайнам веры и 40 дней постились, стоя в притворе церковном в положении оглашенных, их приводили на берег реки и после помазания елеем снимали одежду и ставили в одной сорочке. Потом священник вводил крещаемого в реку, и после того, как тот погружался с головой трижды, при помощи пояса, продетого под мышками, вытаскивали на берег, где его полностью одевали во всю новую одежду; даже обувь и головной убор полагались новые. Священник трижды обходил с ним вокруг купели, стоящей на берегу.

Так крестили в присутствии архидиакона Павла трех мужчин. «Мы увидели нечто чудесное, — пишет он, — их лица были черными и мрачными, и тотчас, о удивление, преобразились в сияющие светом!». Младенцев крестили, в основном, в храме, в купели, с полным погружением, но иногда и в реке.


Обливание на Руси допускалось только исключительно при невозможности погрузить человека полностью в воду; это была лишь крайняя мера: если человек находился в тюрьме или в степи у татар, на одре болезни. Дореволюционный духовный журнал «Руководство для сельских пастырей» писал, что обливательное Крещение «есть явное отступление от узаконенного чина».

Сегодня, во время всеобщего обновления церковной жизни, следует особенно быть внимательным, чтобы это обновление, вернее, возрождение, происходило строго в церковном русле, в соответствии с евангельскими и святоотеческими нормами. Нужно всегда помнить, что, вынужденные жить в «тесноте», мы многое списывали на эту «тесноту» или на «обстоятельства». По нашему глубокому убеждению, духовное возрождение нашего Отечества нужно начинать с возрождения правильного исполнения Таинства Крещения, через троекратное полное погружение в воду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28,19).

Запретительные молитвы власти дьявола над оглашенным

После окончания молитвы начинается важное действие: священник возглашает: «Господу помолимся», народ отвечает «Господи, помилуй», и священник начинает сугубо молиться, запрещая дьяволу и его силам властвовать над данным человеком. Данную власть он имел до Крещения, а теперь, после того, как священник помолится, дьявол эту власть теряет. Но для этого священнику нужно приложить усилия, он молится, обращаясь к Богу четырьмя молитвами, в которых дьявол унижается, в молитвах часто слышны призывы «Запрещаю Тебе, дьяволе»…

«Бог Святый, страшный и славный во всех делех и крепости своей, непостижимый и неизследимый сый, той предопределивый тебе, диаволе, вечные муки томления, нами недостойными его рабы повелевает тебе и все споспешней твоей силе, отступити от новозапечатанного именем Господа Нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего. Запрещаю тебе убо вселукавому, и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Иисуса Христа, всякого власть имущего на небеси и на земли….»

По окончании четырех запретительных молитв священник поворачивается к крещаемому дует на уста, голову и руки со словами: «изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его»

Отречение от сатаны

Крестные поворачиваются спиной к священнику, лицом на запад (т. е. лицом к выходу из храма), если крещаемый взрослый, то и он самостоятельно поворачивается на запад. Священник задает вопрос крещаемому, если это младенец, то за него отвечают оба крестных, трижды его повторяя.

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его и всея гордыни его?»

На каждый вопрос правильный ответ: «Отрицаюся», этим ответом крестные или сам крещаемый отвергаются от прежних греховных привычек и образа жизни, отказываются от гордыни, сознавая, что прежде был пленником страстей, сатаны. Крещаемый не боится сделать это, так как изгнание нечистых духов сделало его свободным.

Священник спрашивает трижды: «Отреклся ли еси сатаны?»

Правильный ответ на каждый вопрос: «Отрекохся!»

Священник наставляет: «И дуни и плюни на него!».

Таким образом, священник говорит дунуть вниз и плюнуть (символически) вниз на сатану, тем самым окончательно унизив дьявола и отрекшись от него.

Затем крестные и крещаемый поворачиваются лицом к священнику и алтарю и продолжают отвечать на вопросы.

В чем заключается суть Крещения?


Фото: Ocapodvorie.org
Проходить Крещение требуется в обязательном порядке всем, кто становится православными. Пока человек не совершил это священнодействие, ему запрещается участвовать в других церковных Таинствах. Получается, что других вариантов для получения Божьей Благодати просто не существует.

В ходе этого священнодействия верующий, переходящий в православие, получает Божественную Благодать, отрицая свою прежнюю греховную жизнь. Это символ того, что человек обращается к Всевышнему, обещает служить ему и следовать его заповедям. В христианстве это становится своеобразным символом того, как будто человек заново появляется на свет в купели.

При этом верующий обязан вслух отречься от сатаны и всех его дел, объявить, что принимает православие, обещает служить Всевышнему. Естественно, все это рассчитано на взрослого человека, который приходит креститься в осознанном возрасте. Однако на Руси издавна было принято крестить ребенка в младенческом возрасте, такая же традиция существуют во многих других православных странах. Этому есть практическое объяснение, так как в прежние времена существовала высокая детская смертность, поэтому родители стремились крестить ребенка как можно раньше, чтобы он не умер, непросвещенный Божественной Благодатью.


Фото: Zlateparhia.ru

По той причине, что ребенок во младенческом возрасте самостоятельно не в состоянии произнести слова отречения от сатаны и воссоединения с Всевышним, это за него делают взрослые люди, которых называют крестными родителями. Считается, что они после этого становятся его духовными родственниками. Стоит отметить, что функции крестных заключаются не только в том, чтобы произнести слова отречения от дьявола и воссоединения со Спасителем. В будущем они обязаны заботиться о духовном воспитании своего крестника, постоянно молиться за него, поддерживать и помогать советом в трудных жизненных ситуациях. Если по какой-то причине умирают биологические родители крестника, крестные должны его усыновить.

Рекомендуем прочитать: Крещение взрослого человека

Когда в священнодействии участвует взрослый человек, крестные родители ему не требуются, так как он самостоятельно провозглашает молитву Символ веры и произносит слова отречения от дьявола.

Глубинная сущность Таинства заключается в том, чтобы освободиться от первородного греха, а также разорвать связи, существующие между дьяволом и человеком, принять его в чин православных верующих, которые нацелены на следование христианским заповедям, служение Всевышнему.

Подтверждение своей веры во Христа

Дальнейшие действия можно расценивать как присягу христианина.

Священник спрашивает трижды: «Сочетаваеши ли ся Христу?»

Правильный ответ на каждый вопрос: «Сочетаваюся!»

Священник спрашивает единожды: «Сочетался ли еси Христу?»

Правильный ответ: «Сочетахся!»

Священник спрашивает: «И веруеши ли ему?»

Правильный ответ: «Верую ему, яко Царю и Богу».

Сразу после этого крещаемый либо крестные начинают читать Символ веры: «Верую во едино Бога отца вседержителя, Творца Неба и земли….»

Далее священник возглашает: «И поклонися ему!» и вместе поклоняются: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу Троице Единосущней и нераздельней»

Священник после возглашения «Возгласа», призывает молящихся вновь к молитве, «Господу помолимся», ему ответствуют «Господи, помилуй!», и начинает молиться: «Владыко, Господи Боже Наш, призови раба твоего (называет имя), ко святому твоему просвещению и сподоби его великия сея благодати святаго твоего Крещения…» и это последняя напрямую подготовительная молитва оглашенного.

И после всех вышеперечисленных молитвословий и действий, начинается само последование ко святому Крещению, которое предваряется усердным молением священника и предстоящих людей.

Откуда пошло Крещение?


Фото: Hram-irtyshskij.ru
В Новом Завете Крещение упоминается неоднократно. Сам Иисус Христос крестился в реке Иордан, которая сейчас играет огромную роль в христианстве.

До прихода на землю Спасителя существовало Иоанново крещение. Святой Иоанн, названный Предтечей и Крестителем, являлся предшественником Иисуса и его учеников. Именно он самым первым начал крестить людей в реке Иордан. К нему являлись последователи в большом количестве. Прежде чем начать крестить, он читал проповедь, посвященную святому покаянию.

На Иоанново крещение приходили все желающие. Предварительно они должны были покаяться во всех своих грехах. После этого Иоанн окунал их в реку, что становилось своеобразным символом очищения души от всех грехов. На берег люди выходили очищенными и свободными от всех своих прегрешений.


Фото: Troitsk-eparchy.ru

Важно отметить, что данное крещение не являлось христианским, но играло большую роль, и было необходимым для появления в мире Иисуса. Иоанн неоднократно повторял, что вскоре придет истинный Мессия, которому он будет недостоин даже завязать ремень на обуви (т.е. сделать рабскую работу). Иоанн отмечал, что он крестит людей водой, а Мессия, который придет вслед за ним, будет крестить с помощью Святого Духа, то есть использую Божественную Благодать. Благодаря этим предречениям, Иоанна стали называть Предтечей, что означает предыдущий, так как он был первым, кто начал говорить о появлении Спасителя.

Важное место в Новом Завете занимает эпизод, в котором описывается, как Христос пришел к реке Иордан, требуя, чтобы Иоанн крестил и его как остальных. Иоанн ответил, что Спасителю это в действительности не требуется, так как за ним нет никаких прегрешений. Христос на это заявил, что таким образом требуется «исполнить всякую правду». Это означает, что то, что должно случиться, обязательно должно произойти.

Как только Спаситель вступил в реку, все окружающие стали свидетелями необычайного явления. На голову Христа опустился белоснежный голубь. На самом деле это был Святой Дух, принявший в этот момент телесную оболочку. После все услышали голос Всевышнего, который вещал с неба. Он заявил, что отправил на землю своего Сына. В этот момент миру была явлена Святая Троица в виде Бога, Сына и Святого Духа.

Своим поступком Иисус продемонстрировал всем христианское послушание, дав самое первое Таинство для верующих – Крещение. Его должен проходить каждый человек, принимающий веру, в знак освобождения от совершенных ранее грехов и проступков.

Начало самого таинства Крещения

Священник возглашает: «Благословен Бог Наш всегда — ныне и присно и во веки веков! Аминь».

И начинается мирная ектения, дополненная прошениями для освящения воды и подготовки крещаемого к принятию таинства. Напомню, что ектения — это ряд важных прошений, направленных на совместное моление священника с людьми, ектении возглашаются священником четко и разборчиво, чтобы все стоящие проникались молитвой ведь именно для людей они и возглашаются.

В рамках данного материала описывать всю ектению не буду, думаю, те прошения, которые опишу ниже, раскроют весь смысл данной ектении, и читающий проникнется и удивится глубочайшему смыслу каждого действия. Рядом с не совсем понятными, на мой взгляд, прошениями внесу пояснения.

Миром Господу помолимся! (т. е. все вместе, примирившись, не имея зла в душе ни на кого)

— Господи, помилуй!

О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О мире всего мира Благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О святем храме сем и с верою благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О еже освятитеся воде сей, силою и действом и наитием Святаго духа Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О еже низпослатися ей благодати избавления благословению иорданову Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О еже приити на воду сию чистительному пресущественные Троицы действу Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О еже просветитеся нам просвещению разума и благочестия, наитием Святаго Духа, Господу помолимся

— Господи помилуй! О еже ныне приходящем ко святому просвещению и о спасении его Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О еже услышати Господу Богу глас моления нашего, Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

О еже избавитися ему же и нам от всякие скорби гнева и нужды Господу помолимся!

— Господи, помилуй!

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже Твоею Благодатию!

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми поминувше сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу Предадим!

Как и в любом другом таинстве, в Крещении существуют молитвы, так называемые тайные, их священник может читать про себя, может вполголоса, здесь таких молитв не много. И сразу после ектении священник начинает молиться тайной молитвой, которая содержит в себе исключительный смысл: священник обличает пред Господом свою греховность и недостоинство и просит ниспослать на него силу его с высоты, укрепить его, сделать достойным совершить это таинство и дать возможность совершить это таинство, просит также и за крещаемого, чтобы Господь его назидал на протяжении всей его жизни и с надеждой

После тайной молитвы священник прославляет Господа возглашениями и молитвословиями.

Крестительный конвейер

Это идеальная модель, но что происходит на практике? Адекватна ли эта модель современной церковной реальности? У протопресвитера Александра Шмемана читаем: «Из всеобъемлющего акта, совершаемого всей Церковью, охватывающего все мироздание, крещальная литургия превратилась в частный обряд, давно уже отрезанный как от “собрания Церкви”, так и от завершения своего в “таинстве всех Таинств”, в Евхаристии. Церковь сведена здесь на уровень “требоисправительницы”, а мироздание — к трем символическим каплям воды, “необходимым” и достаточным для совершения Таинства. Между тем Таинство Крещения самой своей формой относит нас к “материи”, к миру, к космосу, а также и к Церкви, как к вхождению в новую жизнь, как к предвосхищению Царства Божьего». Даже представитель модернистского направления в современном богословии (прот. А. Шмеман принадлежал к Американской Автокефальной Церкви) признавал, что Таинство Крещения в современной Западной Православной Церкви утратило свое онтологическое значение.

Что же мы видим в храмах РПЦ? Почти везде преобладает конвейер, Таинство совершается скороговоркой, преимущественно обливанием, бывает, даже окроплением, без полного погружения, за короткое время, под плач младенцев. Выдают «свидетельство», механически причисляя новокрещенного к Церкви. Соединился ли он с ней духом? — это никого не волнует. Таинство считается действительным, независимо от того, кто и как его совершил. Но есть, конечно, исключения из этой печальной практики. Только в последние годы было обращено внимание на необходимость серьезной катехизации перед крещением. Теперь необходимо обязательное собеседование с кандидатами на крещение. И раньше были храмы, где крестили после предварительной катехизации (и таких уже много в Москве, и не только в ней), есть священники, которые крестят по полтора часа одного человека, катехизируя его в процессе Крещения.

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго»…

А потом он воцерковляет их, причащает, приглашает за трапезу вместе со своими чадами, любуясь, как на ангелов, на новокрещенных, на глазах покрывшихся светоносными одеждами.

Сколько раз был батюшка в «зонах» под Петербургом, где он обязательно крестил всех, кто был к этому готов, сколько бы их ни оказалось, до поздней ночи, и было видно, как изводится из темницы каждая заключенная душа, хриплым голосом отвечая батюшке, помогающему ей пройти все испытания и вернуть себе человеческий облик. Однажды батюшка крестил больную девочку полутора лет. Диагноз — «двигательно-церебральный паралич» от рождения, ножки висели, как плеточки, очень слабенькая, ходить не могла, только сидела, немножко стояла, все время в больницах, под капельницей, постоянно «Скорая помощь». И когда он крестил ее дома, полным погружением, она сразу после Крещения сделала несколько шагов, а на следующий день — пошла! Первое время пользовались ортопедической обувью, но потом начали, по благословению, девочку часто причащать, и она стала совсем здоровой и крепенькой. В другой раз батюшка крестил в реке мальчика, у которого сильно болел зуб, и боль прошла. А о скольких случаях мы просто не знаем! Но где большая благодать, там и большие искушения: бес ополчился, и девочку отняли у матери по суду «за религиозный фанатизм»; мать приняла постриг и стала странствующей монахиней Марьей. А батюшку, который, пока был настоятелем храма на Конюшенной, целых полгода крестил полным погружением (кажется, единственный в Петербурге), убрали. Настоятель велел в 24 часа убрать из храма купель, сделанную специально на заказ для Крещения взрослых, с краниками на дне, чтобы удобно сливать воду.

Освящение воды

Священник призывает Благодать Святого Духа снизойти и освятить воду сию.

Просит Господа дать Благодать избавления, сделать ее источником исцеления, источником грехов прощения, болезней исцеления, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступной, ангельской крепостью наполненной.

Далее священник продолжает: знаменует крестным знамением, погружая руки в воду, и, дунув на нее, возглашает: «Да сокрушатся под знамением образа Креста твоего вся сопротивныя силы» и так совершает трижды.

Вновь священник возносит важную молитву, с глубокий, разносторонним содержанием, здесь упоминаются прошения о сохранении воды в ангельской чистоте, просит, чтобы сошел при Крещении дух лукавый, помрачение помыслов. Вновь в молитве упоминаются прошения, чтобы Господь дал воде очистительные свойства и показал нам ее водой избавления, водой освящения, очищения плоти и духа, водой оставления прегрешений, просвещения душ, источником жизни. Молитва эта поистине широка и глубока, и в данном материале мы рассмотрели лишь малую часть того, что она раскрывает.

Крещение — погружение в купель

Сопровождая первое погружение словами: «Крещается раб Божий (называет его имя) во имя Отца, Аминь!» Второе погружение: «И Сына, Аминь!» Третье погружение: «И Святаго Духа, Аминь!» Свершилась глубочайшая тайна: Обновление жизни человеческой, от греха, единение Божественного и Человеческого. Духовное рождение. Священник самостоятельно достает ребенка из купели и передает его крестным. Крестные оттирают младенца от остатков воды и надевают на него крестильный набор (белую одежду). Священник умывает руки, читая 31 псалом.

К Крещению через изменения ума

Таинство Крещения является дверью в церковную ограду. Это первое Таинство, которое открывает нам дорогу к другим Таинствам Церкви. О значении Таинства Крещения можно судить по тому, что в Древней Церкви оно было составной частью праздника Пасхи и, как правило, совершалось на глазах у всех верующих.

Условием для Крещения человека всегда было его покаяние, «метанойя» (греч.) — «изменение ума». Это радикальное изменение представления о себе, резкое его занижение, которое возникает тогда, когда человек перестает ощущать себя центром Вселенной и мерилом всех вещей, а вдруг с удивлением открывает, что центр занят не им, а Кем-то доселе недосягаемым, и тогда человек со стыдом и раскаянием отходит в угол и до слез сокрушается о своих грехах.

Эгоистическое, автономное, гордое «я» перестает существовать, беспризорное существование во Вселенной сменяется усыновлением Небесным Отцом, Творцом вселенной этой покаявшейся и прозревшей твари, наконец-то понявшей, что она не целое, а только частица, по своему неведению или умыслу отпавшая от целого, к которому можно вновь прилепиться, отрекшись от первенства, покаявшись, умалив себя до положения раба, истинных своих размеров, осознав свое ничтожество перед Сыном Божиим, добровольно пострадавшим на Кресте ради нашего спасения.


Покаяние — это припадание грешника к стопам Владыки-Христа, грешника, исказившего в себе Его образ, сознающегося в этом и готового понести любое наказание за несоблюдение в себе образа Божия, несохранение себя на высоте заповедей Его. Покаяние — это потребность пребывать далее только во Христе и со Христом и невозможность находиться в наличном своем падшем состоянии не потому, что от этого тяжело мне, а потому, что это оскорбляет Его. Покаяние — это слезная молитва о прощении и помиловании, о неоставлении, о сопричастии себя Ему вновь и вновь. «Покаяния отверзи ми двери…» Первое покаяние приводит ко Крещению, последующие раскаяния — к возрастанию во Христе, к укреплению в вере, к обретению радости освобождения от грехов.

Что еще нужно для Таинства Крещения? Нужна вера в Спасителя и вера в спасение в Его Церкви. В-третьих, для Крещения нужно обещание Богу жить по доброй совести, обещание нести подвиг добродетели. В-четвертых, троекратное полное погружение верующего в воде Крещения. В-пятых, крестить нужно во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что дается в Таинстве Крещения? Во-первых, во святом Крещении даруется прощение грехов. Грехи кающегося человека омываются в воде Крещения. Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви, становится христианином.

Таинство Миропомазания

Миро — это масло, которое приготовлено и освящено особым образом. После того как крещаемый одет в белые ризы, священник начинает молиться о даровании крещаемому Печати Дара Святаго Духа, таким образом подготавливая новопросвещенного к таинству миропомазания, просит сохранить в Божественном освящении, утвердить в православной вере, избавить от лукавого и всех начинаний его, и спасительным страхом Божим в чистоте и правде душу крещаемому соблюсти. По окончании молитвы священник помазывает миром лоб, глаза, ноздри, уста, грудку, оба ушка, ручки, ножки и произносит на каждое помазание: «Печать Дара Святаго Духа. Аминь!» Как правило, «Аминь» говорят крестные Таинство миропомазания имеет огромный смысл — это уже крещеному человеку преподается дар Духа святого, т. е. Сошествие Духа Святого на душу крещаемого. Разные части тела помазываются для того, чтобы освятить тело и душу человека, а именно освятить душу, глаза, чувства, слух, благословить руки на благословенный труд и ноги на путь к Богу.

Прокимен, Апостол, Евангелие

Начинается торжественная часть, возглашается прокимен. После прокимна сразу начинается чтение Апостольского послания. Далее чтение Евангелия. Хотелось бы особо отметить этот важный торжественный момент, который, как правило, остается без внимания присутствующих, все эмоции и внимание у людей остаются на моменте погружения, помазания, да и еще и хождения вокруг купели, а к важным апостольским посланиям и Евангелию по случаю Крещения вовсе не остается никакого интереса, а ведь Церковь именно в апостольских чтениях и в Евангелии пытается донести присутствующим на Крещении очень важные точки отсчета, всю смысловую нагрузку Крещения, а также призыв самого Господа, отображающегося в историческом моменте: необходимости креститься и учиться через священников. После окончания чтения Евангелия начинается краткая ектения, в которой священник обращается к Богу и велит всем присутствующим помолиться о восприемниках и новопросвещенном.

Омовение

Далее священник возносит две молитвы и совершает омовение частей тела, которые были помазаны святым миром (смывание святого мира). Господу помолимся! — Господи, помилуй! Священник читает молитву перед пострижением (пострижение с древнейших времен было символом жертвы, готовности служения), благословляет крещающегося и полагает на него руку, окончив, обращается к новопросвещенному, постригает его крестообразно и возглашает: «Постригается Раб Божий (называет его имя) во имя Отца и Сына и Святаго духа». После чего возглашается вновь небольшая ектения, с упоминаем восприемников и новопросвященного. Вслед за тем священник творит отпуст, повернувшись с крестом к народу. После окончания таинства Крещения, если Крещение проходило в крестильне, проходят в храм и совершают воцерковление. Это происходит очень быстро и останавливаться на этом долго не стоит, важно только знать, что на воцерковлении ребенка берет на руки священник. Девочку доносит до Царских Врат, а мальчика заносит в алтарь. После чего крещаемого возвращают именно маме. И наконец, если есть дары, священник вынесет чашу с дарами из алтаря и причастит в первый раз младенца.

По окончании таинства не забудьте забрать Свидетельство о Крещении, в котором должен расписаться совершающий таинство священник.

Проект нуждается в Вашей помощи, обратите, пожалуйста, на это внимание!

Если возникли у Вас добрые чувства благодарности к совершающему таинству священнику, не оставляйте их без внимания, часто через Вас Господь благодарит священника за его труд, ведь просто так, из ниоткуда, ему никто не поможет, только через Вас, дорогие друзья! Поблагодарить лучше лично, потому как если положите благодарность в церковный ящик, средства пойдут исключительно на содержание Храма. А священник тоже очень нуждается в Вашей помощи.

[Закон Христов] [Церковь] [Россия] [Финляндия] [Голубинский] [ Афанасьев] [Академия] [Библиотека]

Карта сайта

Протопр. Н. Афанасьев. Вступление в Церковь

[] [Содержание] [вперед>]

4. «МИРЯНСКОЕ КРЕЩЕНИЕ»

1. Православная Церковь, как и Католическая, признает, что каждый верный не только может, но и должен в случае отсутствия священника совершить таинство крещения над тем, кто находится в смертельной опасности. В настоящее время речь идет в этом случае почти исключительно о младенцах.

Дозволение мирянам совершать крещение при современном понимании таинств является совершенно неожиданным. Оно ставит сложный догматический вопрос: каким образом допускаются к совершению таинств, хотя бы даже одного крещения, миряне, которые, согласно догматическому богословию, абсолютно отстранены от совершения священнодействий? Современные догматические системы не дают ясного ответа на этот вопрос. Nemini sine baptismo comptere salutem

(1), а потому во имя спасения человеческой души мирянин должен совершить крещение. Первая посылка, что
без крещения нет спасения
, бесспорна, но вывод, что мирянин должен совершить таинство крещения, только в том случае верен, если признать наличие второй посылки: что миряне имеют способность к совершению священнодействий. Без этой второй посылки совершение мирянами таинства никак не может способствовать вечному спасению человека, так как совершенное ими священнодействие не может дать того, что дает таинство. Современное догматическое богословие не признает этой второй посылки. Согласно современному учению, миряне не имеют способности к совершению священнодействий. Действительность таинств вытекает из самого факта совершения их законно поставленным священником, который правомочен совершать их и помимо церковного собрания, и без участия народа. Каким образом при таком понимании таинств может быть мирянам придана, ради спасения человека, способность к совершению таинства крещения? Если же миряне способны совершать таинство крещения, то, значит, основное положение школьного богословия о полной неспособности мирян к совершению таинств неправильно. Современное богословие, требуя, чтобы таинство крещения, совершенное мирянином, было дополнено священником, не объясняет, к чему должны быть приложены дополнительные акты: к таинству крещения действительному или условному. Если таинство действительно, то каким образом оно действительно? А если оно условно, то может ли быть условным таинство?

Единственный ответ на все недоуменные вопросы относительно «мирянского крещения» как будто нужно искать в учении о священническом достоинстве лаиков, утерянном догматическим богословием, но сохраняющемся в церковной жизни. Обладая священническим достоинством, лаики имеют способность совершать священнодействия, а потому, при некоторых условиях, совершенное ими крещение благодатно-действительно. Однако и этот ответ, хотя и наиболее естественный, не вполне соответствует древнему пониманию таинств и практике Восточной Церкви.

2. Царственно-священническое служение лежало в основе всей жизни древней Церкви, но это служение исполнялось не отдельно каждым членом Церкви, а совместно с остальными под предстоятельством епископа. Оно выполнялось на церковном собрании, которое всегда включало в себе его предстоятеля, который был «устами церкви». Мы видели, что прием в Церковь совершался епископом на церковном собрании, а не в индивидуальном порядке. При совершении приема в Церковь епископ мог поручить совершение таинства крещения в его точном смысле — как одного из благодатных актов приема в Церковь — пресвитеру или диакону, но «печать» накладывалась обязательно епископом. Трудно предположить, что епископ мог поручить — при наличии пресвитеров — совершение крещения лаику. Что касается совершения крещения вне церковного собрания, то оно, если имело место, совершалось в исключительных случаях. При установившейся дисциплине оглашения почти невозможно представить себе случая, когда лаик самостоятельно мог совершить крещение. Очень мало вероятности, чтобы лаик совершал крещение раньше установления дисциплины оглашения, так как для принятия в Церковь с самого начала требовалось согласие местной церкви.

В случае внезапной болезни оглашенного крещение совершалось на одре болезни епископом или пресвитером. Впервые о крещении, совершаемом лаиками, упоминает Тертуллиан: «Право исполнения его [то есть крещения] принадлежит прежде всего первосвященнику, то есть епископу. Совершать его могут также священники и диаконы, но не без дозволения епископа, дабы сохранить уважение к Церкви в ее начальнике и соблюсти мир чрез сию подчиненность. Впрочем, даже и мирянам в крайнем случае дозволено крестить. Таким образом, когда нет ни епископа, ни священника, ни диакона то никто не должен отрекаться от сообщения дара Господня» (2). Из указания Тертуллиана следует, что лаик мог совершить крещение в отсутствие епископа, пресвитера или диакона в случае неотложной необходимости. Слова Тертуллиана оставляют впечатление, что он говорил теоретически, а не исходил из фактов церковной жизни. Конечно, мы не можем совершенно отстранить возможности такого положения, что лаик принужден был совершить крещение оглашенного, но такого рода случаи при тогдашнем строе церковной жизни были совершенно исключительны. Действительность такого крещения не подвергалась, по-видимому, сомнению, но тем не менее оно считалось дефектным, так как не было совершено в церковном собраний. Если крещенный лаиком оставался в живых, то он «запечатлевался» епископом на церковном собрании.

Первое каноническое постановление о допущении лаиков к совершению крещения содержится в постановлении Эльвирского собора (305). Церковная жизнь к этому времени уже значительно изменилась по сравнению с предыдущим временем. Среди оглашенных появляется стремление откладывать крещение по собственному желанию. В силу этого время пребывания в разряде оглашенных могло оказаться весьма продолжительным, а потому и случаи экстренного крещения могли представляться гораздо чаще. Эльвирский собор в своем постановлении, по-видимому, исходил из принципиальной возможности совершения лаиками крещения. Его 38-ое правило указывает, что оглашенный в случае болезни, находясь в пути или вдали от церкви, может быть крещен лаиком, который lavacrum suum integrum habet nec sit bigamus

. *

* Получил правильное крещение и не является второбрачным.

Необходимо отметить, что речь идет об оглашенном, то есть о том, кого церковь допустила к приготовлению к приему в Церковь. Этим указанием как-будто исключается возможность крещения того, кто не является оглашенным. Из этого следует, что собор стремился по возможности сохранить церковный характер крещения. Такого рода крещение должно быть восполнено возложением рук епископа, если бы крещенный лаиком поправился. Это постановление стало общей практикой для Западной Церкви, хотя некоторое время еще раздавались отдельные голоса против действительности такого крещения.

На Востоке возможность совершения мирянами крещения подвергалась большому сомнению. Восточные соборы этим вопросом не занимались и нигде не упоминают о том, что мирянам разрешено кого бы то ни было крестить. При сложившемся в IV веке учении о священстве это молчание соборов указывает скорее на отрицательное, чем на положительное отношение соборов по этому вопросу.

Среди крупных церковных деятелей Василий Великий отрицал возможность совершения крещения мирянами. Это следует из того, что он рассматривал крещение еретиков как крещение мирян, которое подлежит церковному очищению (3). Нам известно, что он принципиально считал крещение еретиков недействительным. Сторонников крещения мирян на Востоке было мало, и они не имели решающего влияния на этот вопрос. Даже в XII веке в Византии этот вопрос вызывал сомнение. В толковании 18-го правила Сардикийского собора (344) Вальсамон пишет следующее: «Итак, как нам определено 83 (72) правилом Карфагенского собора без предосуждения крестить тех, о которых есть сомнение, крещены ли они, хотя бы и поистине они получили крещение, так безопасно и без всякого сомнения мы должны крестить и того, кто крещен человеком, не получившим власти крестить и через крещение отпускать грехи [ибо крещение, говорит, очищает от грехов], дабы такое сомнение не лишало его очищения, получаемого от святого крещения. А если кто говорит, что это крещение должно считаться истинным по причине совершенного мирянином чтения святых молитв и помазания святым миром, таковой, конечно, скажет и то, что посвященные в клир епископами, ложно и не по истине поставленными, должны считаться клириками и по дознанию о сем зле, что несообразно и противно правилу 4-му святого и вселенского Второго собора… и 18-му правилу Сардикийского собора, которое определяет, что принятые в клир Мусеем и Евтихианом могут быть приняты только как миряне, но как с клириками — с ними не должно иметь общения, потому что Мусей и Евтихиан суть не рукоположенные. Итак, как не суть клирики рукоположенные непосвященными Максимом и Евтихианом, и Мусеем, так не должен считаться крещеным и тот, о котором говорят, что крещен от непосвященного; почему таковой и должен без предосуждения удостоен быть истинного крещения… Если же кто захотел бы противопоставить мне случившееся во дни святого Афанасия Великого — ибо написано, что крещенные им в детской игре в песке морском были приняты как крещенные, — и то, что совершилось на св. Порфирии, когда он крещен был лицедеем в виде шутки и вследствие этого удостоился мученического венца потому, что тотчас увидел ангелов, предходящих ему со светильниками и взывающих: елицы во Христа крестистеся

, — то я противопоставлю этому законное правило, в котором говорится: что не по правилу, то в пример не приводится. Итак, если непосвященный, совершивший крещение, удостоен такой же Божественной благодати, как и Афанасий Великий и св. Порфирии, то примем и мы совершенное им крещение; если же этого нет, и мы необходимо будем следовать Божественным и священным правилам» (4).

Мы выписали это несколько длинное рассуждение Вальсамона, так как оно во многих отношениях, очень показательно. Вальсамон выступает как решительный противник признания действительности крещения, совершенного мирянами, но сам свидетельствует, что в его время это мнение не было единственным. Вальсамон полемизирует с теми, кто склонялся к признанию крещения, совершенного мирянами. Как видно из его рассуждений, они приводили в качестве доказательств не только богословские мнения авторитетных отцов, но и разные случаи из церковной практики. С точки зрения установившегося в Византии богословия, аргументация Вальсамона бесспорна. Мирянин как непосвященный (это основной его аргумент) не может совершать крещения. Если он может совершить крещение, то он может в случае необходимости совершать и все остальные таинства, в том числе и таинство рукоположения. Это неизбежное следствие из факта признания крещения, совершаемого мирянами, которое так старательно и безуспешно обходит современное школьное богословие. Только тот, кто получил благодать совершать таинства, то есть посвященный, с точки зрения Вальсамона, может совершать крещение. Вальсамон готов признать действительными случаи крещения, приводимые им из житий святых, так как святые имели благодать помимо рукоположения, непосредственно полученную ими от Бога. Тем не менее окончательно возобладала на Востоке противоположная точка зрения (5) под несомненным влиянием практики Католической Церкви. По Православному исповеданию

,* в случае крайней нужды, крещение может совершить каждый верный, мужчина или женщина (6).

* Православное исповедание — так называемая «символическая книга», изложение вероучения «кафолической и апостольской Церкви Восточной», одобренное в качестве такового всеми Православными Церквами в 1645 году.

3. Допущение женщин к совершению крещения является еще большим парадоксом современной жизни. В древней Церкви оно вызывало большие сомнения. Тертуллиан был противником того, чтобы женщины совершали крещение. «Некоторые жены, как выше примечено, — писал Тертуллиан, — присвоили себе право учить. Неужели будут они столь дерзки, что покусятся и крестить? С трудом могу тому поверить. Если те из них, которые читают послания Павловы без разбора, вздумают в сем случае сослаться к своему оправданию на пример св. Феклы (7), которой Павел будто бы дал власть учить и крестить: то да ведают, что книга, о сем упоминающая, писана не Павлом, но одним Азийским священником, выдавшим ее под именем Павла и наполнившим ее собственными бреднями. Сей священник, уличенный и сознавшийся в том, что он ее сочинил, был за то отрешен и изгнан из Церкви. Да и в самом деле, может ли быть малейшая вероятность, чтобы св. Павел, едва дозволивший женам присутствовать при публичном учении, стал уполномачивать их самих учить и крестить?» (8) Оставляя на ответственности Тертуллиана правильность его утверждения относительно точки зрения апостола Павла на церковную деятельность женщин, отметим, что, по-видимому, Тертуллиану лично неизвестны были случаи крещения, совершаемого женщинами, но Тертуллиан несомненно знал, что в некоторых гностических сектах они допускались к совершению крещения. Епифаний (ум.403) еще более решительно восставал против совершения крещения женщинами, указывая, что даже Божия Матерь не совершала крещений (9).

Составитель Апостольских постановлений

запретил совершение крещения женщинам: «О крещении чрез женщин да будет вам ведомо, что покушающимся на него предлежит немалая опасность: почему не соизволяем на него, ибо опасно, даже беззаконно и нечестиво. Если глава жены муж, и если в священство избирается он, то несправедливо поступать вопреки закону творения и, оставив начало, обращаться к остальному телу… Если в предыдущем не позволили мы женщинам учить, то как позволит им кто, вопреки природе, священнодействовать? Поставлять при богинях женщин-священниц есть заблуждение эллинского безбожия, а не постановление Христово. Притом, если бы надлежало креститься от женщин, то, конечно, и Господь крестился бы от Матери Своей, а не от Иоанна, или, посылая нас крестить, Он вместе с нами послал бы на то же дело и женщин. Однако ничего такого Он никогда не повелевал и не предал в письмени; ибо знал и чин природы, и благоприличие дел как Творец и Законоположник постановлений» (10). Тем не менее, уже в IX веке в Византии патриарх Константинопольский Никифор Исповедник высказывал мнение, что в случаях крайней нужды женщины могут совершать крещение. Когда признана была возможность совершения мирянами крещения в случаях смертельной опасности, то в их число были включены и женщины (11).

1 Тертуллиан. De baptismo, XII.

2 Тертуллиан. О крещении, XVII. (Русск. пер.: СПб, 1857, с.23-24.)

3 Epist.188, can.I. PG 32, 688. Григорий Назианзин, перечисляя тех лиц, которые имеют право совершать крещение, ничего не говорит о мирянах (Orat.XL, 26. PG 36, 396. ср. Carmen I.II. PG 35, 102). Составитель Апостольских Постановлений

не разрешает мирянам совершать крещение: «Мирянам мы не позволяем совершать какое-либо из дел священнических, каковы: жертва или крещение, или рукоположение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, не призываемый Богом, потому что достоинство это дается через возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его сам по себе, потерпит наказание Озии» (III, 10. Русск. пер., с.112). Из Западных отцов бл. Иероним не высказывал сомнений относительно возможности совершения лаиками крещения в случае необходимости (Adversus Luciferianos. IX. PL 23, 165).

4 Вальсамон. Толкование 18-го правила Сардикийского собора.

5 Согласно правилам Никифора Исповедника (IX в.), крещение может быть совершено каждым верным: «Если в каком-либо месте нельзя найти священника, то некрещеных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин» (45/37 правило Никифора Исповедника).

6 Православное Исповедание, Ч.1., вопрос 103.

7 Сказание о св. Фекле в Деяниях Павла (раннехристианский апокриф. — Прим.ред.)

8 Тертуллиан. De baptismo, XVII. (Русск.пер., ч.П, с.24-25.)

9 Епифаний Кипрский, Adversus Haereses, 79. PG 42,744.

10 Апостольские Постановления. 111,9. (Русск. пер., с.111-112.)

11 На Западе право совершения крещения женщинами при тех же условиях, что и на Востоке, то есть в случаях смертельной опасности, было признано папой Урбаном в XI веке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]