От редакции: Как возник епископат в Древней Церкви? Какова была процедура выдвижения епископов? По каким критериям выбирались кандидаты во епископы и какое участие в этом принимала община? Предлагаем статью историка Кирила Михайлова.
***
Епископат является важнейшим основанием церковной структуры — и по своим особенным административным функциям, и в своём духовном измерении. Слово «επίσκοπος» в переводе с греческого означает «надзиратель», «смотритель за порядком». Это высшая ступень церковной иерархии — именно епископы являются носителями апостольской благодати, даров Духа Святого. Вопросы апостольского преемства, идейной стройности епископата, внутреннего соподчинения — одни из первостепенных в жизни церковной общины. Эти вопросы могут привести и к гражданским войнам, и к цивилизационным конфликтам. В истории русского старообрядчества важнейшей проблемой стал именно епископский вопрос, он привёл к внутренней драме всего сообщества ревнителей древнего благочестия — разделению на два непримиримых идейных лагеря: поповцев и беспоповцев. Поскольку беспоповцы после смерти епископа Павла Коломенского больше не видели на Руси и где-либо в мире благочестивых архипастырей, исчезла возможность поставления новых священников, а после смерти всех попов, не поддержавших никоновскую реформу, пропала и возможность совершения важнейших для христианской жизни таинств — например, Брака и Евхаристии. Как следствие, в среде беспоповцев не выработалось всеобщего согласия по этим вопросам, важнейшим для духовной жизни всякого христианина, что привело к дальнейшему размежеванию беспоповства. Так, наиболее морально крепкая и духовно здоровая часть российского общества не смогла консолидироваться против секулярных церковно-государственных мероприятий и была вытеснена на периферию социально-политической жизни — как в фигуральном, так и в географическом смысле.
Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, ныне покойные. Фото из архива иерея Иоанна Гусева
Таким образом, епископ — не просто администратор, это и духовный лидер церковной общины, её моральный ориентир. Для христианского сознания эти три измерения епископства — мистическое апостольское преемство, организующие функции и духовное отцовство — связываются вместе, и не может возникнуть вопроса о какой-то одной из этих сторон в отрыве от остальных двух.
Епископ — это центр церковной жизни. Но он — не вся Церковь и даже не община. Важно проследить, как формировался институт епископата, как он трансформировался со временем и какие уроки его история может дать нам.
Как возник епископат
Само слово «епископ» — не христианского и даже не религиозного происхождения. В римской юридической литературе термин встречается в разных смыслах, причем не всегда использовался по отношению к языческим жрецам, верховным или даже рядовым. Так, были «епископы» в среде служителей при храме Аполлона Родосского, были чиновники, заведовавшие сбором денежных средств, были инспекторы в Афинском морском союзе. Зачастую «епископами» именовали разного рода смотрителей: за покоренными территориями, за строительными работами, за рабами, за рыночной торговлей на рынках.
В Священном Писании слово «епископ» имело место в Ветхом Завете (2 Ездр. 9: 39-40), откуда оно и было заимствовано впоследствии апостолами. Сам Спаситель в Священном Писании называется «епископ», что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2: 25); «Архиереем», «Первосвященником» (Евр. 4: 14; 7, 26). Апостольское именование на практике не употреблялось, заменяясь понятием «епископ» (Деян. 1: 20). От апостолов титул епископа был передан их непосредственным ученикам. Св. Климент Римский так описывает «создание» апостолами епископского сана: «проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (1 Посл.).
По мере роста первохристианских общин возникла необходимость в организующем начале — это подробно описано в Апостольских посланиях, в особенности у Св. Павла. Уже при первых Апостолах — свидетелях Воскресения и Вознесения Спасителя — появились первые лжеучители, в том числе «любящие первенствовать» (3 Ин., 1: 9). Поэтому значение епископа-блюстителя состояло в том, что он объединял в себе и администрирование, и вероучительный авторитет, и высокие моральные критерии.
Трёхчинная церковная структура (епископ-пресвитер-диакон) сложилась ещё в Апостольской Церкви. Но зачастую при чтении Св. Писания в отрыве от церковного Предания может сложиться превратное представление о двухчастности древнего духовенства: зачастую термины «пресвитер» (иерей, священник) и «епископ» (архиерей, первенствующий) употребляются как синонимы. Этим фактом пользуются протестанты, утверждая относительность первоцерковной иерархии. Отчасти это так: Св. Апостолы не были бюрократами, и «первенствующим» в какой-то общине могли именовать как собственно епископа, так и авторитетных иереев. И наоборот: «пресвитерами» именовали как собственно священников, так и архиереев, в небольших общинах продолжали совершать рядовую священническую деятельность. Да и по логике вещей: архиерей — это не кто-то извне духовенства — это священник почти во всей своей полноте, почти абсолютный проводник благодати Духа Святого. «Почти» — потому что полный, абсолютный проводник — это Сам Спаситель, как его именует Апостол Павел: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно (…) приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр., 7: 26-28).
Однако если мы обратимся к письменно зафиксированной части Священного Предания — к Апостольским правилам и постановлениям, к письмам Св. Отцов, мы увидим, что древняя Церковь с самого своего основания в день Пятидесятницы имела ту же структуру, что и сегодня.
Кто такой архиерей в православной традиции
Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.
В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.
Происхождение слова
Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).
Значение понятия
Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.
Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).
Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.
Официально принятое обращение:
- к епископам — «Ваше преосвященство»;
- к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
- к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».
Кто и как становились епископами
Теперь вторая, противоположная сторона вопроса. Нельзя, как некоторые сегодняшние любители тотального администрирования, сводить всю древнюю церковь к иерархии. Церковь — это община, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр., 2: 9). Именно в общине происходило действие благодать Св. Духа, именно церковная община является прообразом Царствия Небесного. С самых первых слов любой Апостол настаивает на общинной молитве, на соборном действии в благотворительности и взаимной поддержке. Соответственно, такие «товарищеские» отношения исключали вторжение извне некой «властной вертикали». В этом отношении первохристианская община противостояла как римско-языческим сообществам, объединяющимся вокруг всесильных жрецов, так и иудейским сообществам Диаспоры, которым в религиозном плане руководили «первые среди равных» (напомним: раввин (от «ребе» — «учитель») — не духовный сан, а почтительное именование авторитетного учителя; священники имелись только в единственном храме в Иеросалиме, до его разрушения римлянами). В отличие от «эллинов и иудеев» первые христиане объединили иерархический и партнёрский способы самоорганизации своих сообществ.
Самое важное доказательство — известия об избираемости первохристианских епископов. Однако избирали не только епископов, но и пресвитеров — из числа наиболее грамотных и нравственных прихожан. Происходило это зачастую стихийно (в связи с ситуативными гонениями на первых христиан и мобильностью первых общин), потому поначалу никак не было ритуализовано и упорядочено. Никакой системы духовных учебных заведений у первых христиан не существовало, поэтому по взаимной договорённости пресвитером предлагали стать наиболее образованному и духовно опытному — тому, кто в действительности мог стать истинным пастырем для всех христиан какого-то анклава. О том, как рукополагали пресвитера, многократно свидетельствует и Писание, и Апостольские правила.
С епископом была несколько иная ситуация — более спонтанная, а потому требовавшая юридического и обрядового закрепления. Как правило, стареющий или болеющий архипастырь сам избирал своего преемника — из числа тех, кто для общины станет настоящим духовным руководителем, потому вопрос всеобщего голосования за него был делом вторичным. Но во многих ситуациях (опять же, в связи с гонениями) большим общинам в каких-то областях («епархиях») приходилось самодеятельно избирать себе архипастыря. И если кандидатура не была предложена предыдущим архиереем или — в случае многолюдных общин в крупных городах — могла быть спорной, устраивалось голосование. В этих выборах участвовали и священнослужители, и простецы — принципиальной «юридической» разницы между ними в Древней Церкви не было. Однако «испытание» кандидатов находилось в ведении священноначалия. Св. Софроний Иерусалимский писал: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (из Соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).
Уже Апостолы означили высокую моральную планку для кандидатов в епископы: «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью», а также, что он не должен быть «из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим., 3). Свт. Иоанн Златоуст, анализируя эти строки, о (включая дозволение однократного вступления в брак до хиротонии), которая требуется от кандидата во епископы, что, по его мнению, было вызвано острой потребностью в архипастырях в ту эпоху. К архиерейскому служению относятся и наставления, данные Тимофею в др. главах Павлова Послания: возложение рук, суд над пресвитерами, забота о вдовах, учительство, управление церковью как своим домом, сохранение предания церковного.
Важно, что института монашества в ту эпоху как такового не существовало. От кандидата в епископы не требовалось, как много позднее, непременное иноческое пострижение. Единственное требование — его однобрачие. Но на практике уже Древняя Церковь стала отдавать предпочтения вдовцам или безбрачным (целибатам), следуя словам Св. Павла: «неженатый заботится о том, как угодить Господу, а женатый заботится о том, как угодить жене, и он разделён» (1 Кор., 7: 32). Постановления Шестого и Пято-Шестого Соборов уже законодательно закрепили обязательно безбрачие архиерейства.
Феофил Александрийский следующим образом описывает порядок избирания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, если может и народ свидетельствовать о нём» (7 правило). Так в определении нового архипастыря стали символически и мистически участвовать две стороны: община («народ святой») и собственно апостольские преемники. Участие народа предотвращало личностную диктатуру отдельных властолюбцев, организующее влияние и нравственное руководство священноначалие предостерегало общину от увлечённости коллективными страстями, описанными в Деяниях Св. Апостолов. Так сформировались два основных пункта в появлении нового епископа:
- Избрание
- Посвящение.
Особенности служения
Владыка, находясь в богослужебном собрании, исполняет ту же роль, какую исполнял Христос в обществе своих учеников. Именно поэтому в большинстве случаев он должен предстоятельствовать за каждым богослужением в своей епархии. Отправление служб другими священнослужителями совершается только с волеизъявления главного священнослужителя.
По древней византийской традиции знаком, разрешающим священнослужителю отправлять службы, является выданный ему епископом антиминс (плат из льна или шелка, в который вшиваются части мощей какого-то святого).
Святитель Симеон Солунский, живший в конце 14 века, говорил о таком служении следующее:
«Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от Владыки; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним епископом… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мира…, следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан».
Каждый священник имеет право совершать Евхаристию (причастие) и другие службы в своем приходе, но он все равно не обладает полнотой дара Апостолов, который снисходит на епископа. Даже порядок литургии и отчасти других церковных служб может сильно видоизменяться, если службу возглавляет священнослужитель такого уровня или даже просто присутствует в церкви.
Рукоположение в сан
Каждому епископу сан передает другой епископ – это позволяет сохранить непрерывную связь через века между поколениями священства. Кандидат избирается и утверждается патриархом и Святейшим Синодом.
Сама процедура рукоположения совершается обычно собором епископов, возглавляемым патриархом. Русская православная церковь избирает епископов из числа монахов малой схимы, а в католической церкви это могут быть вдовцы – священники или безбрачники.
Епископ в протестанстве
В связи с отрицанием апостольской преемственности доктриной протестантизма, епископ избирается и воспринимается простестанскими коллективами как исключительно фигура организаторской деятельности, не имеющая отношения к восхвалению своего факта существования и не имеющая никаких материальных привилегий. Это связано с отсутствием разницы в Новом Завете между епископом и пресвитером христианской общины.
Протестантский православный священник, пусть даже и занимающий административно-организационный пост, должен быть максимально близок как к мирянину, так и к высшим силам.
Протестансткий епископ — это председательствующий пастор, рукополагающий в сан дьяков и пресвитеров, председательствующий на конференциях, следящий за порядком в Церкви и посещающий все приходы своей епархии.
В англиканских епископальных протестанстких церквях епископы считаются преемниками апостолов, и поэтому в своих епархиях они имеют всю полноту священной власти.
Епископат в католицизме
Центральное место в управлении римско-католической церкви принадлежит коллегии епископов, существование и обязанности которой были прописаны в догматической конституции Второго Ватиканского Собора 21 ноября 1964 года. Президентом этой коллегии является Римский Папа, который имеет полную власть над Церковью и выполняет роль наместника Христа на земле. При этом только консолидирование коллегии епископов с Папой Римским делает её деятельность законной и богоугодной. Папа также является единоличным владельцем суверенной территории Ватикана и верховным правителем Святого Престола.
Особое место в системе управления римско-католической церковью принадлежит римскому епископу, чей статус развивался веками в русле тотального контроля церковью всех сфер жизни общества.
Типовой католической епископ, фото которого представлено справа, также имеет исключительное право проведения обряда миропомазания — конфирмации.
Определение (в церковной иерархии)
Фото: Kazansko-bogorod.cerkov.ru
Архиерей в переводе с греческого — старший, главный священник, начальник всех клириков. Он относится к третьей, высшей степени священства. Соответственно патриарх, митрополит, архиепископ, епископ — архиереи. Он имеет благодать совершать все церковные Таинства, рукополагать, освящать святое миро (особая смесь масел, используемая при проведении определенных священнодействий), антиминсы (четырёхугольный шелковый или льняной плат, в который вшита частичка мощей кого-либо из святых угодников).
Звания иереев
из белого духовенства Иерей
Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.
из черного духовенства
Иеромонах
Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.
Игумен (греч. ведущий)
в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.
Участие диакона в богослужениях не обязательно.