Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания

Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.

Изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» сегодня относят к поговоркам. Разница в том, что оно имеет автора, и не одного. Выражение, подобное приведенному выше, применяли в своих произведениях многие авторы.

Откуда появилось изречение

Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».
Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.

Иеромонах Иов подробно расшифровывает известное высказывание, что совершенно не схоже с обывательским объяснением. Он утверждал, что одних лишь благих намерений недостаточно, чтобы угодить Спасителю. Пожелания не соединят нас с Господом. Как правило, намерения остаются лишь желаниями, которые никогда не станут реальностью. Чтобы угодить Всевышнему, необходимо иметь непоколебимую веру. Только она способна провести христианина через испытания и тернии.

Благодарение Господу и Богоматери за всякое благодеяние

Тропарь

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби Твои, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!»

Кондак

Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.

Перевод: Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!»

Богородичен

Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.

Перевод: Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: благими намерениями вымощена, благими намерениями вымощена дорога в ад, благими намерениями вымощена дорога в ад смысл, добрыми намерениями вымощена дорога в ад

Значение выражения

Существуют самые разнообразные толкования высказывания о благих намерениях, вымостивших дорогу в преисподнюю. Человек постоянно намеревается сделать что-то хорошее, полезное, но все на этом и заканчивается. Постоянно находятся отговорки: то нет возможности, то времени, то повседневные дела затягивают. Так эти намерения и остаются всего лишь замыслами, превращаясь в несовершенные добрые дела. Каждое из них – камень в упомянутой дороге, ведущей в преисподнюю, так как несовершенные добрые намерения дают пространство для недобрых поступков, т. е. для греха. Это, пожалуй, наиболее верное толкование этой крылатой фразы.

Зачастую замыслы не касаются другого человека – ухаживать, помочь, защитить, а целью является стать лучше самому. Такие намерения выполнить наиболее трудно. Доброе дело не нужно планировать сделать, а нужно действовать. Изречение применяют в случае, когда, пытаясь сделать добро, человек получает совершенно противоположный результат, как правило, с негативными последствиями.

Другие пословицы

Москва не сразу строилась

Не всё удаётся сразу, с первой попытки. Иногда для достижения результата необходимо много времени.

Беда не приходит одна

За неприятным происшествием часто следует другое.

Как аукнется – так и откликнется

Любой поступок приводит к определённым последствиям.

Работа не волк — в лес не убежит

Сколько работу ни откладывай, делать её всё равно придётся.
Все пословицы

Книга от авторов этой статьи!

Сборник: «100 популярных фразеологизмов русского языка»

Подробнее

Почему важно научиться отделять ложь от истины

Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами.
В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.

Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.

Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.


Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Варианты выражения

В русском языке слова могут изменяться, знакомые выражения начинают звучать по-другому, обретая иной смысл, но при этом сохранив содержание, изменяя словесную форму. Так, высказывание о благих намерениях иногда изменяет глагольную форму, оставляя смысл. В этом случае выражение может звучать следующим образом: дорога в ад выстелена, устелена, устлана.

Как вымощена, так и устлана благими намерениями может быть дорога в преисподнюю. Существуют и другие интересные варианты. Один из них звучит примерно следующим образом: «Из благих намерений дорожка прямо в ад».

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Употребление выражения

Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.

Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром.

Происхождение изречения и его вариантов

Существует версия, что фраза принадлежит писателю из Англии Сэмюэлю Джонсону, о чем упоминает его биограф, автор двух томов мемуаров о литераторе.

Однако существует и иная версия происхождения этого выражения. Считается, что автором является священник и поэт-метафизик Джордж Герберт, живший в 17 веке, у которого фраза звучит следующим образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Она как бы подчеркивает смысл высказывания из Библии, где она звучит как: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада». Наиболее вероятен второй вариант, так как автор как бы демонстрирует этим выражением одну из основ протестантской этики. Его суть в том, что истинная вера несомненно выражается в добрых делах, а не мечтаниям о них.

История имеет много примеров, когда благие намерения привели не только к негативным результатам, но даже к трагическим событиям. Прикрываясь желанием улучшить жизнь человечества, сколько было проведено революций, создано партий и радикальных движений. В результате все приводило к крестовым походам, большевизму, фашизму, цель которых была сделать счастливым если не все человечество, то как минимум отдельный расам или народам, по их мнению достойных этого. Поэтому очень важно, чтобы благие намерения приводили только к добрым делам.

Как оживить в себе веру?

На примере героини вышеизложенного рассказа, мы убедились, что охлаждение веры может испытать даже воцерковлённый христианин. Но усердным трудом над собой можно «реанимировать» веру и вновь почувствовать Божье присутствие в своей жизни. Митрополит Иоанн (Попов) перечисляет, что для этого нужно сделать:

«Если человек возжелал духовно обновиться, то он должен, прежде всего, помолиться сокровенной молитвой, попросить помощи Божьей. Он должен обязательно исповедоваться в том, что им овладело окаменелое бесчувствие. Следующий шаг после исповеди – это помощь ближнему и сострадание, сопереживание. Это то, что человека всколыхнет, заставит его по-новому смотреть на мир».

В молитве, то есть искреннем покаянном общении с Творцом, христианин находит благодатную защиту от зла, утешение в печалях, очищение ума. Не следует ждать особого настроя для беседы с Богом. По словам святых Макария и Петра Дамаскина, Всевышний «даёт молитву молящемуся». Об этом же говорит и преподобный Макарий Оптинский:

«Надо себя принудить к молитве, хотя бы и противилось тому сердце. А Господь, видя такое наше понуждение и усилие к молитве, подает Свою помощь» («Письма к монашествующим»).

Исповедь и Причастие являются основными Церковными Таинствами. Их установил Господь, чтобы мы могли приобщиться к Его естеству и преобразить свои тело и душу. В связи с этим митрополит Иларион (Алфеев) называет Таинства получением опыта неба и предвкушением Царствия Божьего. Преподобный Паисий Святогорец указывает на великое значение регулярного участия в этих священнодействиях:

«Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся… К чистому созданию Божию диавол не приближается» («Слова», том 1).

Дела милосердия облагораживают и умиротворяют душу человека, искореняют в нём эгоизм. Примером такого благого дела является подаяние милостыни. Преподобный Исаак Сирин призывает христианина:

«Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу» («Слова подвижнические).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]