Что запрещается делать на пост перед Пасхой 2022 года

В 2022 году Великий пост начинается с 15 марта и длится до 1 мая. Большинство из нас на время Великого поста отказывается от мясной и молочной пищи, считая, что для соблюдения поста – это самое главное. На самом деле все гораздо сложнее. Существует ряд условий, которые должен выполнять тот, кто хочет действительно пройти путь духовного очищения.

Shutterstock

Несмотря на то, что ограничения в пище являются важной составляющей Великого поста, истинный его смысл совсем не голодании. Чтобы проникнуться духом очищения и переосмысления своей жизни, надо не только ограничить себя в питании, но и заняться своей духовной жизнью. Иначе это будет не пост, а просто не слишком удачная диета: как показывает практика, часто такие «постящиеся» набирают от 3 до 5 лишних килограммов.

Итак, чего же нельзя делать тем, кто относится к Великому посту серьезно и вдумчиво?

Великий пост – зачем он нужен?

Еще в первые христианские времена люди, желавшие креститься, некоторое время перед крещением соблюдали пост. При этом таинство Крещения в древности часто Впоследствии из этого поста возник пост перед Святой Пасхой. Если проводить аналогию с крещавшимся, Великий пост дает нам возможность подготовиться и достойно встретить Христа и Праздник Его Воскресения.

Время поста – очень важный период для христиан: мы можем проверить себя, воспитать, сделать немножко лучше и чище. Сознательно лишая себя чего-то, мы обязательно приобретем что-то очень важное. Поэтому в пост мы добровольно лишаем себя каких-либо житейских удобств, тем самым освобождая место для духовных ценностей.

Первые сорок дней поста установлены в память о том, как Сам Господь, удалившись в пустыню, молился перед началом Своего пути на Голгофу. За ними следует Страстная седмица, богослужения которой подробно рассказывают о последних днях перед Распятием Спасителя, Его страданиях и смерти.

Участие в жизни Церкви в этот период позволяет человеку соприкоснуться с событиями, которые произошли две тысячи лет назад, но имеют прямое отношение к каждому из нас и сейчас. Ежедневная суета отвлекает, множество дел и забот не оставляют возможности остановиться и задуматься. И Великий пост нужен как раз для того, чтобы мы сделали паузу и хотя бы небольшую часть года посвятили не внешнему, а внутреннему, заглянули в свое сердце, очистили душу. И тогда Воскресение Христово будет для нас не просто праздником из календаря, а величайшим событием в истории человечества, случившееся не «когда-то давно», а касающееся каждого из нас лично. Великий пост позволяет не терять это ощущение.

Тра­пеза во время Поста

Пра­во­слав­ная Цер­ковь уста­но­вила четыре про­дол­жи­тель­ных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них гото­вит хри­сти­а­нина к одному из важ­ней­ших Цер­ков­ных Празд­ни­ков, и каждый имеет раз­лич­ное посвя­ще­ние. Самый древ­ний, самый про­дол­жи­тель­ный, самый стро­гий и самый важный Пост – Вели­кий. Он явля­ется под­го­тов­кой ко встрече Страст­ной Сед­мицы и Пасхи Хри­сто­вой. Вели­кий Пост пред­ла­га­ется нам весной и по сви­де­тель­ству Цер­ков­ного Пре­да­ния, зафик­си­ро­ван­ного в Бого­слу­же­нии, сам есть «весна духов­ная» ко обнов­ле­нию наших духов­ных чувств и бла­го­че­сти­вых мыслей. Длится Вели­кий Пост 49 дней. В Типи­коне он име­ну­ется «Святая Четы­ре­де­сят­ница», и самим назва­нием под­чер­ки­ва­ется особая бла­го­дать этих дней. Наиме­но­ва­ние «Четы­ре­де­сят­ница» от цер­ковно-сла­вян­ского чис­ли­тель­ного «четы­ре­де­сять», т.е. «сорок» – не слу­чайно. Соб­ственно Вели­кий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исклю­ча­ются дву­на­де­ся­тые празд­ники Бла­го­ве­ще­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, в кото­рые пост послаб­ля­ется и на языке Типи­кона уже не может име­но­ваться постом в стро­гом смысле, а также 6 дней Страст­ной Сед­мицы, кото­рые обра­зуют особый Бого­слу­жеб­ный и аске­ти­че­ский цикл – Пост Страст­ной Сед­мицы.

Второй Гос­под­ский Пост – зимний, Рож­де­ствен­ский. Он также про­дол­жи­те­лен – длится 40 дней, и явля­ется под­го­тов­кой ко вто­рому по зна­чи­мо­сти Еван­гель­скому собы­тию после Вос­кре­се­ния Хри­стова – Рож­де­ству.

Третий Пост – осен­ний, Успен­ский. Посвя­щен Божией Матери и гото­вит нас к глав­ному Бого­ро­дич­ному празд­нику – празд­нику Успе­ния. Он самый крат­кий, длится всего 14 дней, но по стро­го­сти при­рав­нен к Вели­кому Посту.

Чет­вер­тый Пост – летний, Пет­ров­ский. Это – апо­столь­ский пост, кото­рый посвя­щен трудам и подвигу святых Апо­сто­лов, донес­ших до нас и до всех наро­дов Свет веры Хри­сто­вой. Завер­ша­ется он Празд­ни­ком святых Апо­сто­лов Петра и Павла. Исто­ри­че­ски он пред­на­зна­чался для тех, кто нару­шил или по каким-то при­чи­нам не смог выдер­жать Вели­кий Пост. А позд­нее рас­про­стра­нился на всех хри­стиан. Длина этого Поста в разные годы раз­лична, потому что зави­сит от Пасхи. Начи­на­ется он в поне­дель­ник после Недели Всех святых, а завер­ша­ется 29 июня/12 июля. Соот­вет­ственно про­дол­жи­тель­ность его варьи­ру­ется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о тра­пезе раз­ли­ча­ется, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Как правильно поститься?

Разъяснения о том, как правильно поститься, содержатся в богослужебной книге Типикон. Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням – от растительного масла. В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.

Устав, который дается в Типиконе – это срединная модель нашего поста. Вместе с духовником (а не самостоятельно) человек определяет, как ему поститься – более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее – Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести.

Главный смысл поста не в голодании, а в труде души. А еда должна быть простой, но достаточной для сохранения сил и на молитву, и на повседневные дела. Важно также не осуждать тех, кто поститься менее строго. А гордость за свои «постные подвиги» так и вовсе сводит все старания к нулю.

Нужно стараться не обижать окружающих, внимательно следить за своей жизнью и стараться избавиться от грехов и вредных привычек. Господь слышит тех, кто кается, искренне хочет измениться и обращается к Нему за помощью в этом. Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста.

На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода. Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома.

Что запрещается делать на пост перед Пасхой 2022 года

С 7 марта по 23 апреля 2022 года соблюдается Великий пост. Многие верующие, которые еще не очень хорошо знакомы с церковными правилами, интересуются: «Что запрещено в пост перед Пасхой в соответствии с уставом»? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Что нельзя делать в пост перед Пасхой 2022 года?

Запреты во время поста перед Пасхой прежде всего касаются рациона питания. На протяжении семи недель верующим нельзя употреблять мясо, молоко и молочные продукты, яйца.

Рыбу разрешено есть лишь два раза за время поста – в праздники Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вербное Воскресенье (17 апреля в 2022 году). В Лазареву субботу (16 апреля) можно употреблять рыбную икру (но не рыбу).

Надо, однако, заметить, что если Благовещенье в какой-либо год выпадет на один из дней Страстной недели, то правила поста остаются в силе, несмотря на этот праздничный день. Но это случается редко.

На первой неделе рекомендации для постящихся следующие. В Чистый понедельник (первый день поста) нужно полностью воздерживаться от пищи или же употреблять только хлеб и воду.

В следующие дни нельзя есть продукты, прошедшие термическую обработку. Как правило, в это время употребляют сырые овощи и фрукты, орехи, сухофрукты. В четверг разрешается добавлять в пищу растительное масло.

В субботу и воскресенье можно употреблять вареные продукты и добавлять в них постное масло.

Со второй по шестую неделю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • в понедельник, среду и пятницу, дни сухоядения, разрешены термически необработанные продукты без масла. Можно включать в рацион хлеб, овощи и фрукты, орехи, воду, компоты;
  • во вторник и четверг разрешается горячая пища, приготовленная без растительного масла: салаты, каши, овощные и крупяные супы, овощные рагу, блюда из грибов и т. п.;
  • в субботу и воскресенье можно есть пищу, приготовленную на растительном масле, а также выпить немного красного вина.

На последней неделе, которая называется Страстной седмицей, рацион становится более строгим. С понедельника по среду дозволено употребление исключительно сырой растительной пищи без масла. В Чистый четверг разрешена пища с маслом.

В Страстную пятницу рекомендовано полное воздержание от еды. В субботу верующие также полностью отказываются от пищи и придерживаются сухоядения после появления на небе первой звезды.

Запреты в Пасхальный пост в 2022 году также касаются курения и употребления спиртных напитков. Лишь в определенные дни, установленные церковным уставом, можно позволить себе один бокал красного вина за ужином.

Все эти ограничения способствуют телесному очищению. По одной из версий, само слово пост (ПОСТЬ) является аббревиатурным сокращением древнего славянского выражения: П – полное, О – очищение, С – собственных, Т – телес, Ь – сотворяша.

Однако строгие требования касаются лишь монахов, для мирян же разрешены послабления. Не придерживаться запретов Пасхального поста касающихся правил питания разрешается беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям.

Также послабления допускаются для страдающих различными заболеваниями, которые могут усугубиться из-за ограничений в еде, ведь пост должен идти человеку во благо, а не вредить его здоровью.

Если вы решили поститься впервые, вам стоит побеседовать со священником, который поможет определить степень воздержания в этот период с учетом вашего состояния здоровья и жизненными обстоятельствами.

У одних людей хватает силы воли следовать строгим запретам Пасхального поста от начала и до конца, а другим это бывает не по силам, так что мера воздержания для разных людей может быть разной. Вы можете исключить из рациона только часть продуктов или соблюдать пост лишь в отдельные дни.

Даже если вы откажетесь, к примеру, только от мяса, это уже будет неплохо. Ведь в следующий раз вы откажетесь уже и от молока, и от яиц, постепенно исключая из меню разные скоромные продукты. Но в любом случае, на послабление во время Великого поста нужно получить благословение священника.

Стоит напомнить, что запреты касаются не только рациона, ведь это время прежде всего предназначено для очищения души. По словам святителя Иоанна Златоуста, поститься должны не только уста, но «и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Главные цели поста – переосмысление верующими своей жизни, укрепление веры и самосовершенствование. Чтобы пост положительно отразился на духовном сознании человека, ему необходимо упорядочить свои чувства и мысли.

Что запрещено в пост перед Пасхой?

Сквернословие, грубость, распространение негатива. Верующим не следует гневаться, сплетничать и желать плохого окружающим людям, осуждать тех, кто не придерживается правил поста. В течение семи недель нельзя бурно выражать свои эмоции, будь то печаль или радость.

Святитель Тихон Задонский учил: воздерживаясь от мяса, «не кусай подобных тебе, не ешь людей»; не прикасаясь к животной пище, «не простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое»; удерживаясь от лакомств, «воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения»; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы и брани.

Особенно важно соблюдать эти рекомендации перед светлым праздником Пасхи.

Что еще нельзя делать, когда держишь Пасхальный пост? Категорически запрещены такие развлечения, как посещение ночных клубов, ресторанов, дискотек, шумные посиделки с друзьями. Подобные мероприятия следует перенести на другое время, после завершения Пасхального поста.

На протяжении Великого поста в православной церкви не проводится обряд венчания. Не разрешается в это время и играть свадьбы. Супругам рекомендуется по возможности воздерживаться от интимной близости.

А вот запрета на проведения таинства крещения в этот период нет, хотя службы в дни поста длятся долго, поэтому желающим трудно будет выбрать время, чтобы крестить ребенка или взрослого.

Верующим не следует гадать и выполнять различные магические обряды, ведь цель соблюдения поста – приближение к Господу, а не к Дьяволу. По мнению Церкви, все магические действия обращены к Сатане и отвращают людей от Бога, поэтому участие в подобных ритуалах всегда считалось в православии грехом.

Поведение постящегося должно быть спокойным и уравновешенным. Человеку следует меньше бывать в местах собрания большого количества людей (не считая службы в храме), проводить свободное время необходимо в раздумьях о своей душе, в молитвах.

Важным является и молитвенное правило соблюдаемое в дни поста перед Пасхой. Оно заключается в том, чтобы читать молитвы, соответствующие Пасхальному посту, не менее двух раз в день – утром и вечером.

Помимо традиционного чтения молитвы в храме, делать это нужно также дома, в спокойной умиротворенной обстановке. Нередко к этому приобщают также и детей, тем самым, подготавливая их к соблюдению правил Пасхального поста в будущем.

А что нужно делать в пост перед Пасхой? В эти дни душа должна трудиться, так что не стоит тратить время попусту. Постарайтесь совершать как можно больше добрых дел. Чаще бывайте в храме, читайте Священное Писание, покаянный канон святителя Андрея Критского, включающий 250 тропарей, псалмы царя Давида.

Чтение же акафиста в это время не желательно. Его припев – «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует.

Кроме обычных утренних и вечерних молитв, в это время следует читать молитву преподобного Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон). Боже, очисти мя, грешнаго/грешную». (12 раз с поясными поклонами). И еще раз прочесть всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Для чего люди постятся перед Пасхой?

Нередко можно услышать вопрос: «Почему люди соблюдают пост перед Пасхой и для чего это нужно?». Многие считают, что пост – это лишь соблюдение определенного рациона, своего рода диета, которая полезна для организма.

Да, ограничение в питании в течение семи недель способствует физическому очищению, так как в это время организм избавляется от токсинов и шлаков. Воздержание в пище укрепляет организм и улучшает иммунитет, в результате человек становится сильнее и здоровее.

Однако суть поста не только в отказе от различных продуктов. Прежде всего стоит сказать, что Великий пост – самый длинный и строгий из постов в году – состоит из двух частей – Четыредесятницы (первых сорока дней) и Страстной седмицы (недели).

Для верующих соблюдение поста – это возможность высказать почитание и уважение подвигу, который совершил Господь, который провел в пустыне без воды и пищи сорок дней.

В заключение Великого поста следует Страстная седмица, когда мы вспоминаем о последних днях земной жизни Христа, когда ему пришлось страдать.

Можно сказать так: Четыредесятница – это время, когда верующие, придерживаясь запретов установленных на время Пасхального поста, идут навстречу к Богу. А Страстная седмица – это время, когда Господь через страдания, которые Ему довелось перенести, идет навстречу к людям.

Вера немыслима без стремления, которое предпринимает верующий, чтобы избавиться от грехов и следовать воле Божией. Готовя себя к Пасхе, постящиеся очищают тела и души от всего, что мешает им приблизиться к Небесному.

Именно поэтому в пасхальный пост христиане придерживаются особых правил и соблюдают запреты, которые предписаны церковным уставом, ограничивая себя в еде и развлечениях.

Великий пост: что запрещается делать?

Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены.

В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время – таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения.

Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием. Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил.

Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство – это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу.

Меню диеты на посту (Режим питания)

По церковным правилам питания пищу нужно принимать два раза в день, однако такой режим вряд ли подойдет для работающих людей, ведущих активный образ жизни. Тем более, он не подходит для похудения. Большой перерыв в приеме мало питательной пищи вызовет повышенный аппетит и увеличение порций за ужином. Кроме того, за завтраком вы тоже будете стараться съесть побольше, чтобы «хватило» до вечера.

С точки зрения диетологии оптимально принимать пищу 3-4 раза, но небольшими порциями. Разнообразие постных продуктов помогает составить разнообразное меню. Диета на Великий пост должна включать как можно больше овощных блюд, блюд из бобовых, грибов, соевых продуктов, злаковых, мюсли, несладких кукурузных хлопьев и соков, которые могут выступать как основное блюдо и в качестве перекуса.

Современному человеку трудно обойтись без пряностей, поэтому их можно добавлять к овощным блюдам и супам, но в умеренном количестве. Ниже приводится ориентировочный рацион питания на неделю. При строгом его соблюдении в понедельник, среду и пятницу блюда готовятся без растительного масла, остальные четыре дня недели — с маслом.

Меню-питание во время поста, начиная со второй недели:

Понедельник

Завтрак
  • овсяная каша;
  • фрукты;
  • чай с вареньем.
Обед
  • суп с кабачками, томатами и зеленым луком;
  • чечевица с овощами;
  • компот.
Полдник
  • фрукты.
Ужин
  • каша рисовая;
  • кабачки тушеные;
  • чай.

Вторник

Завтрак
  • рисовая каша;
  • овощной салат;
  • чай с сухофруктами.
Обед
  • щи со свежей капустой;
  • отварная фасоль с томатом и морковью;
  • винегрет;
  • компот.
Полдник
  • ягоды или фрукты.
Ужин
  • картофельная запеканка с грибами;
  • фрукты;
  • компот.

Среда

Завтрак
  • рис с овощами;
  • орехи;
  • чай с медом.
Обед
  • суп из чечевицы;
  • каша пшеничная;
  • салат;
  • компот.
Полдник
  • фрукты и орехи.
Ужин
  • картофель отварной;
  • кабачковая икра;
  • компот.

Четверг

Завтрак
  • рисовая запеканка с изюмом и курагой;
  • чай с вареньем.
Обед
  • грибной суп;
  • чечевица с подливкой из томата и моркови;
  • овощной салат;
  • компот.
Полдник
  • фрукты.
Ужин
  • голубцы овощные с грибами;
  • фрукты;
  • ягодный кисель.

Пятница

Завтрак
  • овсяная каша с курагой и орехами;
  • чай с медом.
Обед
  • вегетарианский борщ;
  • винегрет с фасолью;
  • компот.
Полдник
  • фрукты и орехи.
Ужин
  • гречневая каша с грибами;
  • салат из свеклы с черносливом;
  • компот.

Суббота

Завтрак
  • паштет из фасоли;
  • овощи тушеные;
  • чай с медом.
Обед
  • постные щи;
  • рис с овощами;
  • компот из свежих фруктов.
Полдник
  • ягоды и орехи.
Ужин
  • картофель отварной с соусом из грибов;
  • салат;
  • кисель.

Воскресенье

Завтрак
  • манник с сухофруктами и вареньем;
  • чай с медом.
Обед
  • щи со свежей капустой;
  • винегрет с большим содержанием фасоли;
  • чай.
Полдник
  • фрукты и орехи.
Ужин
  • картофель запеченный;
  • кабачковая икра;
  • фрукты;
  • чай с медом.

Такая схема питания может повторяться до окончания поста. Исключение составляет последняя неделя, когда в пятницу перед Пасхой рекомендуется воздержание от пищи.

Великий пост: кто может не соблюдать?

Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее – Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником.

Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост – это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый.

Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной (домашней, индивидуальной) молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил.

Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется.

Что еще нужно соблюдать во время поста кроме питания

В СМИ часто делают упор на диетическом значении поста. Некоторые воспринимают его, как лучшее время, чтобы сбросить лишние килограммы. На самом деле, это утилитарное отношение.

Пост — это прежде всего очищение души; возможность дисциплинировать себя, как в делах, так и в мыслях.

Воздержания следует придерживаться не только в еде.

  • Нужно отказаться от увеселительных мероприятий.
  • Проявлять больше терпения.
  • Не давать волю выходу отрицательным эмоциям.
  • Воздержаться от плотских утех.
  • Прощать обиды.

В пост нужно доброжелательно относиться к окружающим; проявлять отзывчивость, милосердие. Нужно делать больше добрых дел.

Почему Великий пост начинается в разное время?

Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником.

Праздником – потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом!» Передвижным – потому что его продолжительность всегда одинаковая, и всегда он начинается за 48 дней до Пасхи. Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя – то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта.

Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля.

Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха – воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника (в Католической – со среды), а заканчивается – в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника.

Петров пост

Второй пост уста­нов­лен в честь святых апо­сто­лов (Петров пост).

Дли­тель­ность его зави­сит от дня празд­но­ва­ния Пасхи. Он всегда начи­на­ется через неделю после дня Святой Троицы и про­дол­жа­ется до дня памяти святых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла – 12 июля. Самый про­дол­жи­тель­ный пост может длиться шесть недель, а самый корот­кий восемь дней.

Цер­ковь при­зы­вает нас к этому посту при­ме­ром святых апо­сто­лов, кото­рые, приняв свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, в посте и молитве гото­ви­лись ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия. Бла­жен­ный Симеон Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет, что пост этот уста­нов­лен в честь апо­сто­лов «потому, что через них мы спо­до­би­лись многих благ и они яви­лись для нас дея­те­лями и учи­те­лями поста, послу­ша­ния и воз­дер­жа­ния… Согласно с поста­нов­ле­ни­ями апо­столь­скими, мы, после соше­ствия Свя­того Духа одну неделю тор­же­ствуем, а потом за сле­ду­ю­щей затем, чествуем пре­дав­ших нам поститься апо­сто­лов».

Петров пост в отно­ше­нии пищи менее строг, чем Вели­кий. Во время него исклю­ча­ются мясные и молоч­ные про­дукты. В поне­дель­ник, среду и пят­ницу нельзя упо­треб­лять рас­ти­тель­ное масло и рыбу. Но по втор­ни­кам и чет­вер­гам цер­ков­ный устав раз­ре­шает пищу с рас­ти­тель­ным маслом; по суб­бо­там и вос­крес­ным дням, а так же в дни памяти вели­кого свя­того или хра­мо­вого празд­ника – рыбу. Если празд­ник при­хо­дится на среду или пят­ницу, то раз­го­вев (начало вку­ше­ния мясной пищи) пере­но­сятся на сле­ду­ю­щий день, а в этот день можно вку­шать рыбу.

В период от окон­ча­ния Пет­рова поста до начала Успен­ского (летний мясоед) среда и пят­ница – пост­ные дни, но если на эти дни выпа­дут празд­ники вели­кого свя­того, кото­рому слу­жится поли­е­лей­ная служба, то раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом. Если же в среду и пят­ницу слу­ча­ются хра­мо­вые празд­ники, то раз­ре­ша­ется и рыба.

Почему Великий пост длится 49 дней?

Великий пост состоит из двух периодов – Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне (оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения) и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста – это отдельное событие (раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой), когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения.

Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами (Литургия Преждеосвященных Даров). В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди.

В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели.

Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад. Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда.

Одно­днев­ные посты

Уста­нов­лены Святой Цер­ко­вью в среду и пят­ницу в тече­ние всего года.

Время поста зани­мают не слу­чай­ные дни. Пост в среду напо­ми­нает нам о пре­да­тель­стве Иудой Гос­пода нашего Иисуса Христа, а в пят­ницу – о Его Стра­да­нии и Рас­пя­тии. Вспо­ми­ная о них, как может хри­сти­а­нин не огра­ни­чить себя путем воз­дер­жа­ния? По словам свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого, «чело­век, раз­ре­ша­ю­щий себе есть ско­ром­ное в среду и пяток, так же рас­пи­нает Гос­пода».

Рыба в среду и пят­ницу раз­ре­ша­ется, когда на эти дни выпа­дают празд­ники Сре­те­ния Гос­подня, Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, Рож­де­ства Бого­ро­дицы, Вве­де­ния Бого­ро­дицы во храм, Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Рож­де­ства Иоанна Пред­течи, память апо­сто­лов Петра и Павла, апо­стола Иоанна Бого­слова, а также в тече­ние всей Пяти­де­сят­ницы – период от Пасхи до Троицы. Если празд­ники Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня попа­дают на среду и пят­ницу, то пост в эти дни отме­ня­ется. В наве­че­рие (канун, сочель­ник) Рож­де­ства Хри­стова (обычно день стро­гого поста), слу­чив­ше­еся в суб­боту или вос­кре­се­нье, раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом.

Кроме среды и пят­ницы суще­ствуют сле­ду­ю­щие одно­днев­ные стро­гие посты без рыбы, но в кото­рые раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом:

КРЕ­ЩЕН­СКИЙ СОЧЕЛЬ­НИК (наве­че­рие Бого­яв­ле­ния) – 18 января, день нака­нуне празд­ника Кре­ще­ния Гос­подня. В этот день веру­ю­щие при­го­тав­ли­вают себя для при­ня­тия вели­кой свя­тыни – аги­асмы – кре­щен­ской святой воды, для очи­ще­ния и освя­ще­ния ею на пред­сто­я­щем празд­нике. По цер­ков­ному уставу в этот день пред­пи­сы­ва­ется упо­треб­лять в пищу сочиво или коливо (варе­ные в меду зерна пше­ницы или отвар­ной рис с изюмом). Вку­шают пищу после литур­гии, только по при­ня­тии освя­щен­ной воды.

УСЕК­НО­ВЕ­НИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕД­ТЕЧИ – 11 сен­тября. В этот день уста­нов­лен пост в память вели­кого пост­ника, про­рока Иоанна Кре­сти­теля, и убий­ства его Иродом.

ВОЗ­ДВИ­ЖЕ­НИЕ КРЕСТА ГОС­ПОДНЯ – 27 сен­тября. Этот день напо­ми­нает нам о печаль­ном собы­тии на Гол­гофе, когда «нашего ради спа­се­ния» постра­дал на Кресте Гос­подь наш Иисус Хри­стос. И потому этот день нужно про­во­дить в молитве и посте.

Почему нельзя жениться в пост?

Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания.

Создание новой семьи – это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста – время для молитвы и покаяния. Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием – насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению – и все эти навыки необходимы в семье.

Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой.

Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста. Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно.

Успен­ский пост

Через месяц после апо­столь­ского поста насту­пает стро­гий Успен­ский пост. Он уста­нов­лен перед вели­ким празд­ни­ком Успе­ния Божией Матери и про­дол­жа­ется две недели – с 14 по 27 авгу­ста. Успен­ским постом Цер­ковь при­зы­вает, нас под­ра­жать Божией Матери, Кото­рая перед пере­се­ле­нием Своим на небо непре­станно пре­бы­вала в посте и молитве. Бла­жен­ный Симеон Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет: «Пост в авгу­сте (Успен­ский) учре­жден в честь Матери Божия Слова, Кото­рая, узнавши Свое пре­став­ле­ние, как всегда под­ви­за­лась и пости­лась за нас, хотя, будучи святой и непо­роч­ной, и не имела нужды в посте; так осо­бенно Она моли­лась о нас, когда наме­ре­ва­лась перейти от здеш­ней жизни к буду­щей и когда Ее бла­жен­ная душа имела чрез Боже­ствен­ного Духа соеди­ниться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и вос­пе­вать Ее, под­ра­жая житию Ее и про­буж­дая Ее тем к молитве за нас. Неко­то­рые, впро­чем, гово­рят, что этот пост учре­жден по случаю двух празд­ни­ков, то есть Пре­об­ра­же­ния и Успе­ния. И я также считаю необ­хо­ди­мым вос­по­ми­на­ния обоих этих двух празд­ни­ков, одного – как пода­ю­щего нам освя­ще­ние, а дру­гого – уми­ло­стив­ле­ние и хода­тай­ство за нас».

На первый день Успен­ского поста при­хо­дится празд­ник «Про­ис­хож­де­ние (изне­се­ние) Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня». Он был уста­нов­лен в Кон­стан­ти­но­поле для избав­ле­ния от болез­ней, часто бывав­ших там в авгу­сте. В этот день из цар­ской сокро­вищ­ницы в Софий­ском соборе пола­гался Крест, на кото­ром был распят Гос­подь наш Иисус Хри­стос, и народ, при­кла­ды­ва­ясь к нему, исце­лялся. В храмах в этот день совер­ша­ется покло­не­ние Кресту и малое освя­ще­ния воды. Вместе с водой освя­ща­ется также и мед нового сбора, поэтому этот день еще назы­вают «Медо­вый Спас».

На время поста, как уже упо­ми­на­лось, при­хо­дится дву­на­де­ся­тый празд­ник – Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (19 авгу­ста).

Этот день посвя­щен вос­по­ми­на­нию о зна­ме­на­тель­ном собы­тии на горе Фавор, где Хри­стос пре­об­ра­зился перед уче­ни­ками в Своей Боже­ствен­ной славе, яви­лись про­роки Моисей и Илия и раз­дался глас с небес: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, Его слу­шайте». Празд­но­ва­нием Пре­об­ра­же­ния Цер­ковь испо­ве­дует соеди­не­ние во Христе двух естеств: чело­ве­че­ского и Боже­ствен­ного. Смысл Пре­об­ра­же­ния Христа в том, что Хри­стос откры­вает дорогу и надежду на пре­об­ра­же­ние всего чело­ве­че­ства.

В храмах в этот день совер­ша­ется освя­ще­ние плодов – вино­града и яблок и бла­го­слов­ля­ется их вку­ше­ние. Отсюда и второе назва­ние – «Яблоч­ный Спас».

По стро­го­сти соблю­де­ния Успен­ский пост при­рав­ни­ва­ется к Вели­кому (без мясных, молоч­ных и рыбных про­дук­тов). В суб­боту и вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ется рас­ти­тель­ное масло. И только один раз за весь пост раз­ре­ша­ется вку­шать рыбу – в празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня. Если конец поста (Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы) при­дется на среду или пят­ницу, то этот день – также рыбный, а раз­го­вев пере­но­сится на сле­ду­ю­щий день.

Закан­чи­ва­ется пост празд­ни­ком Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 27 авгу­ста за вечер­ним бого­слу­же­нием во всех церк­вах выно­сят для покло­не­ния из алтаря Пла­ща­ницу с изоб­ра­же­нием Божией Матери. Пла­ща­ница нахо­дится посреди храма до чина погре­бе­ния, когда ее крест­ным ходом про­не­сут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Воз­не­се­ния Гос­пода Иисуса Христа жила в доме свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. Одна­жды, когда Она была в Геф­си­ман­ском саду, Ей явился архан­гел Гав­риил. Он воз­ве­стил Царице Небес­ной, что через три дня Ей пред­стоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сде­ла­лось так, что ко вре­мени Ее Успе­ния в Иеру­са­лим из даль­них стран стали чудес­ным обра­зом соби­раться апо­столы. Во время общей молитвы, в тре­тьем часу, когда должно было совер­шиться Успе­ние Бого­ро­дицы, «обли­стал неиз­ре­чен­ный Свет Боже­ствен­ной Славы, пред кото­рым померкли пылав­шие свечи», и сошел Сам Хри­стос, окру­жен­ный архан­ге­лами и анге­лами. Святые апо­столы понесли одр, на кото­ром лежало тело Пре­свя­той Бого­ро­дицы, через весь Иеру­са­лим в Геф­си­ма­нию. Над про­цес­сией появи­лось облако света и послы­ша­лись звуки небес­ной музыки. Пер­во­свя­щен­ник Афония, желая оста­но­вить шествие, попы­тался опро­ки­нуть одр, но ангел Гос­по­день огнен­ным мечом отсек его руки. Афония рас­ка­ялся, полу­чил исце­ле­ние и стал испо­ве­до­вать учение Христа. К вечеру святые апо­столы поло­жили тело Пре­свя­той Бого­ро­дицы во гроб и закрыли вход в пещеру боль­шим камнем.

По Божи­ему Про­мыслу, апо­стол Фома не при­сут­ство­вал при погре­бе­нии Бого­ро­дицы. Он пришел в Иеру­са­лим на третий день и стал пла­кать возле гроба. Апо­столы сжа­ли­лись над ним и отва­лили камень от гроба, чтобы Фома мог при­ло­житься к свя­тому телу Прис­но­девы. Но тело Пре­чи­стой исчезло. В пещере лежали только погре­баль­ные пелены. Бого­ро­дица была взята на небо в теле. Вече­ром того же дня Матерь Божия яви­лась апо­сто­лам за тра­пе­зой и про­из­несла: «Радуй­тесь! Я с вами во все дни». В ответ апо­столы, подняв часть хлеба, вос­клик­нули: «Пре­свя­тая Бого­ро­дица, помо­гай нам». В память об этом в мона­сты­рях совер­ша­ется чин пана­гии – воз­но­ше­ние части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пят­ни­цам в период от окон­ча­ния Успен­ского поста до начала Рож­де­ствен­ского (осен­ний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пят­ни­цам рыба раз­ре­шена только в дни дву­на­де­ся­тых и хра­мо­вых празд­ни­ков. Пища с рас­ти­тель­ным маслом в среду и пят­ницу раз­ре­шена лишь в том случае, если на эти дни выпали празд­ники памяти вели­кого свя­того с поли­е­лей­ной служ­бой нака­нуне.

Можно ли курить или пить алкоголь в пост?

По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль (приблизительно две чашки), но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот.

Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития.

Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения.

Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются. В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста. При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно.

Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу. Неправильно будет сказать: «Я курю (или выпиваю), а потому не буду поститься вовсе и в храм не пойду». Пусть для начала будет сделан малый шаг (например, уменьшено количество выкуриваемых в день сигарет), но не будет утеряно стремление идти за Христом. И с Божьей помощью постепенно человек будет меняться, если сам не будет закрывать для себя такую возможность.

Нужно ли держать пост? Для чего?

Многие сейчас считают, что поститься – это только ограничивать себя в еде, исключив из своего меню продукты животного происхождения. На самом деле Великий пост – это и другие телесные ограничения, работа над своей душой и совестью, над своим покаянием.


Пост — это не диета, а ценное время для очищения души и тела

ВАЖНО: На вопрос, нужно ли держать Великий пост, каждый должен найти ответ сами. Такое решение необходимо принимать самостоятельно, беря на себя полную ответственность. Только тогда в конце поста можно ощутить благодать и радость, необходимую в жизни каждого человека

Так, например, во время поста нужно меньше предаваться внешним развлечениям, а перейти на спокойный, созерцательный образ жизни, обращаясь вглубь себя, больше думать о Боге и о вечном.

Те, кто привык молиться, в пост молятся больше и чаще, те же, кто не делал этого раньше, должен обращаться к молитвам. Во время поста нельзя злиться, ругаться бранными словами, употреблять алкоголь, даже заниматься сексом.

Таким образом, ограничения в еде – это лишь часть телесных ограничений, необходимых для испытания души и тела человека.

Можно ли есть морепродукты в пост?

Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты.

Впрочем, одни верующие считают, что «морские гады», как еще называют моллюсков, это почти растительная пища, а другие предпочитают все же обойтись без них. Решение о том, можно ли есть кальмары или мидии в эти дни, нужно принимать руководствуясь реальными потребностями. Если человек много работает, учится, занимается тяжелым физическим трудом или спортом, безусловно, ему необходимо восполнять недостаток белка в организме, и морепродукты как нельзя лучше для этого подходят в дни поста. Но стоит обойтись без них в дни, которые в календаре отмечены как особенно строгие.

Важно учитывать, что еда в дни поста должна быть простой. Существует даже великопостная традиция средства, сэкономленные на дорогих мясных и молочных продуктах, жертвовать на дела милосердия. При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза.

Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться. Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту. И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение (7 апреля), Лазареву субботу и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи).

Рож­де­ствен­ский пост

Рож­де­ствен­ский пост начи­на­ется 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, пред­ва­ряя собою празд­ник Рож­де­ства Хри­стова. Этот пост назы­вают «Малой Четы­ре­де­сят­ни­цей», считая Рож­де­ство Хри­стово «второй Пасхой». Поэтому Рож­де­ству Хри­стову пред­ше­ствует тоже соро­ка­днев­ный период духов­ного очи­ще­ния и воз­дер­жа­ния. Также он назы­ва­ется Филип­по­вым постом, потому что заго­ве­нье на пост при­хо­дится в день памяти свя­того апо­стола Филиппа (27 ноября).

По словам бла­жен­ного Симеона Фес­са­ло­ни­кий­ского, Рож­де­ствен­ский пост «изоб­ра­жает собой пост Моисея, кото­рый, постив­шись сорок дней и ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и при­ем­лем живое Слово от Девы, начер­тан­ное не на камнях, но вопло­тив­ше­еся и родив­ше­еся, и при­об­ща­емся Его Боже­ствен­ной плоти». Этот пост уста­нов­лен ко дню Рож­де­ства Хри­стова, чтобы мы очи­стили себя пока­я­нием и молит­вою и с чистым серд­цем встре­тили явив­ше­гося в мир Спа­си­теля.

Пра­вила воз­дер­жа­ния, пред­пи­сан­ные Цер­ко­вью в Рож­де­ствен­ский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запре­щены мясные, молоч­ные про­дукты и яйца. В поне­дель­ник, среду и пят­ницу Уста­вом запре­ща­ется вку­ше­ние рыбы и рас­ти­тель­ного масла. В осталь­ные же дни – втор­ник, чет­верг, суб­боту и вос­кре­се­нье – раз­ре­шено при­ни­мать пищу с рас­ти­тель­ным маслом. Рыба раз­ре­ша­ется в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни, а также в вели­кие празд­ники, напри­мер, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (4 декабря), день памяти свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца (19 декабря), дни вели­ких святых, хра­мо­вые празд­ники (если они при­хо­дятся на втор­ник или чет­верг). От дня памяти свя­ти­теля Нико­лая до пред­празд­не­ства Рож­де­ства, кото­рое начи­на­ется 2 января, рыба раз­ре­ша­ется только в суб­боту и вос­кре­се­нье. Послед­ние дни поста – со 2 по 6 января пост уси­ли­ва­ется: рыба воз­бра­ня­ется во все дни, пища с маслом раз­ре­ша­ется только в суб­боту и вос­кре­се­нье.

Как раз на дни более стро­гого поста при­хо­дится граж­дан­ский празд­ник Нового года, а для многих людей стало тра­ди­цией соби­раться всей семьей в ново­год­нюю ночь. Но все же надо пом­нить о посте: стол должен быть скром­ным, а засто­лье – без чрез­мер­ного весе­лья.

Послед­ний день Рож­де­ствен­ского поста, 6 января, назы­ва­ется Сочель­ни­ком. В этот день ничего не вку­шают до вечера – до появ­ле­ния первой звезды, напо­ми­на­ю­щей о явле­нии Звезды на востоке, кото­рая воз­ве­стила о рож­де­нии Гос­пода нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу гото­вят коливо или сочиво – варе­ные в меду зерна пше­ницы или отвар­ной рис с изюмом. От слова «сочиво» и про­ис­хо­дит назва­ние этого дня – «сочель­ник».

Празд­ник Рож­де­ства Хри­стова – дву­на­де­ся­тый. По вели­чию вос­по­ми­на­е­мого собы­тия он празд­ну­ется тор­же­ствен­нее всех празд­ни­ков, за исклю­че­нием Пасхи.

Две­на­дцать дней после Рож­де­ства Хри­стова назы­вают «свят­ками» – свя­тыми днями, ибо они освя­щены вели­кими собы­ти­ями Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния. Пост в эти дни отме­ня­ется, но от супру­же­ских отно­ше­ний, со гласно цер­ков­ным пра­ви­лам, сле­дует еще воз­дер­жи­ваться.

Период от поста Рож­де­ствен­ского до Вели­кого назы­ва­ется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пят­ницы пред­пи­сы­ва­ется соблю­дать так же, как и в мясо­еды «летний» и «осен­ний», то есть рыба раз­ре­шена только в дни дву­на­де­ся­тых и хра­мо­вых празд­ни­ков. Пища с рас­ти­тель­ным маслом в среду и пят­ницу раз­ре­шена лишь в том случае, если на эти дни выпали празд­ники памяти вели­кого свя­того с поли­е­лей­ной служ­бой нака­нуне.

При­ме­ча­ние:

Запрет Устава на вку­ше­ние в неко­то­рые пост­ные дни рас­ти­тель­ного масла связан с тем, что масло в эти дни заме­ня­ется олив­ками (мас­ли­нами). Так и про­ис­хо­дит в южных стра­нах, откуда родом наш Устав. (Север­ной ана­ло­гией могло бы являться, напри­мер, пра­вило упо­треб­лять яблоки, вместо того, чтобы выжи­мать из них сок для услаж­де­ния).

Почему нельзя растительное масло в пост?

По Типикону, пост – это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста.

Обычно миряне (то есть не монахи) все же едят растительное масло и в будние дни. Условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Во многом изменились состав и качество продуктов. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Более того, большинству из нас сегодня питаться всухомятку запретят врачи. Все это необходимо учитывать, решая, что именно будет у вас на столе в Великий пост.

Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного – с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния.

Если нарушил пост: что делать?

Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения.

На Пасхальном богослужении каждый год читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором говорится о том, что наступает Праздник для всех – для постившихся и для непостившихся, для тех, кто воздерживался с самого начала, и тех, кто присоединился позже.

Это, конечно, не повод, чтобы отказываться от следования уставным предписаниям, но это повод, чтобы не отчаиваться, если пост проходит не так идеально, как хотелось бы.

А ведь даже если мы сможем на весь этот период отказаться от пищи, которую считаем скоромной (непостной), сможем ли мы совсем-совсем не раздражаться, не обижаться, не осуждать других? Сможем ли мы настолько очистить свое сердце и свою душу, что не будем допускать даже в мыслях никакого греха? Сможем ли, в точности следуя уставным предписаниям, не впасть в гордыню? А разве не будет все это нарушением поста?

Так что, если нарушил пост, надо не бросать свои старания, а обязательно идти дальше. Пасха – великий праздник для всех, но потрудившийся ради Господа ярче почувствует пасхальную радость.

Календарь питания по дням недели по монастырскому уставу

Монастырский устав очень строг. Далеко не каждый мирянин способен выдержать его требования, да это и не нужно. Ведь в монастыре образ жизни совершенно не такой, как в миру, да и рацион отличается. У монахов в меню нет мяса, нет молока. Постятся они не только во время определенных периодов, но и каждую среду-пятницу в обязательном порядке, а также когда чувствуют в этом духовную потребность, либо по указанию наставника. То есть к ограничениям им не привыкать. А обычному человеку резко отказаться от пищи очень сложно.

Великий пост в монастырях в 2022 году

СедмицаПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
ПерваяОтказ от пищиХлеб и водаСырые овощи и фрукты без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаВареная еда с маслом, виноВареная еда с маслом, вино
ВтораяСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда с маслом, виноВареная еда с маслом, вино
ТретьяСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда с маслом, виноВареная еда с маслом, вино
ЧетвертаяСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда с маслом, виноВареная еда с маслом, вино, рыба, морепродукты
ПятаяСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда с маслом, виноВареная еда с маслом, вино
ШестаяСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаВареная еда без маслаСырые овощи и фрукты без маслаРыба, икра, горячее с маслом, виноРыба, морепродукты икра, горячее с маслом, вино
Седьмая (страстная)Сырые овощи и фрукты без маслаВареная еда с масломОтказ от пищиСырые овощи и фрукты без маслаПасха

Требования к постящимся сложились исторически. Во многих странах и до сих пор существуют значительные отличия. Так, например, Африке 40 дней подряд можно кушать что угодно, но только один раз в день и только после захода солнца. В Риме отказываются от мяса и молока, но питание разрешено двухразовое, а сэкономленные на еде деньге жертвуют на одежду и продукты нищим.

Если согрешил в Великий пост – Бог не простит?

Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала.

Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает – то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить.

Нет, наверное, человека, который не оступаясь пройдет по великопостному пути. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А потому надо быть внимательным к себе и иметь желание исправлять ошибки. И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви.

Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь – не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить.

А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха.

Если День рождения в Великий пост – можно ли отмечать, или это грех?

Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера – такой праздник лучше не отмечать.

Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, – такой День рождения вполне можно отметить.

А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить – «а без этого что за праздник?!» – будет неправильно. Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь.

В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная.

Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция – в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли?

Как поститься в великий пост: питание и меню в пост

Постный рацион необходимо строить по следующим правилам:

  1. Первый день поста – строгий отказ от всяческой пищи, кроме хлеба и воды
  2. Страстная пятница (последняя пятница 40-дневного поста перед Светлым Воскресением) – хлеб и вода
  3. Как вариант, строго поститься можно в первую и последнюю неделю поста. В остальные дни, при благословении батюшки, можно иногда позволить себе что-то из молочных продуктов
  4. Питание должно складываться, по возможности, из натуральных продуктов. Овощи и фрукты – из огорода или с рынка, но не те, что продаются консервированными или переработанными в супермаркетах
  5. Питание должно быть маленькими порциями и часто, 4 – 5 раз в день. Например, каша, потом щи, потом окрошки, потом овощной салат

Составить меню помогут книги бабушкиных рецептов, где описаны ингредиенты и способы приготовления постных блюд. Например, такие. РЕЦЕПТ № 1: Постный борщ с черносливом.


Аппетитный и очень вкусный постный борщ

  • Свеклу отварить. Замочить грибы (сушеные, желательно, белые) на 3 – 4 часа. Грибы отварить, бульон процедить. Нарезать свеклу соломкой, грибы – ломтиками, обжарить их на растительном масле
  • Отдельно нарезать и пассировать мелко нарезанную морковь, репчатый лук. До того, как они начнут менять цвет при пассировке, добавить в них томат или помидоры и пропарить их еще мин 5- 7
  • Порезать предварительно замоченный чернослив и нарезать его ломтиками, предварительно удалив косточки В кипящий грибной отвар положить нашинкованную капусту
  • Варить 10 – 15 мин. Добавить в грибной бульон обжаренные грибы, пассированные овощи с томатом, чернослив. Прокипятить еще 5 – 7 мин до готовностиРЕЦЕПТ № 2: Окрошка на хлебном квасу.


Пикантная окрошка на квасе
Предварительно приготовить хлебный квас из закваски и сухариков из ржаного хлеба. Натереть на терке редьку. Отварить картофель в мундире, порезать холодный картофель. Смешать редьку с картофелем. Посолить. Оставить постоять на 40 – 50 мин. Добавить охлажденный квас и тертый хрен (по вкусу). Подавать к столу с зеленью. РЕЦЕПТ № 3: Грибной салат с постным майонезом.


Аналог Оливье — салат с грибами и постным майонезом

Отваривают до готовности 3 картофелины средних размеров, 1 морковь, нарезают кубиками. 300 г шампиньонов чистят и варят 5 минут, нарезают дольками. Два свежих огурца нарезают тонкими полукольцами. Измельчают зелень и зеленый лук. Все смешивают, посыпают кунжутом и заправляют постным майонезом.

ВАЖНО: Сегодня те, кто постится, могут побаловать себя сладостями: постные печенье и халва продаются практически во всех кондитерских и супермаркетах


Постное печенье можно купить или приготовить самому

Если приглашают в гости в Великий пост – нужно отказаться?

Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица.

Пост – это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие – а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста.

Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время.

Как правильно выбрать продукты для поста

При выборе продуктов, нужно обращать внимание на их состав, особенно это касается хлебобулочных изделий. Если в них содержатся яйца, молоко, масло, то они не подходят для постящегося христианина.

Диетологи рекомендуют «окружать» себя правильными продуктами, которые станут источниками энергии и витаминов:

  • фасоль;
  • соя;
  • нут;
  • рис и булгур;
  • макаронные изделия на основе воды;
  • орехи;
  • сухофрукты;
  • мед;
  • растительное молоко.

Если угощают непостной едой – что делать?

Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи – бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится – тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок.

Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга». И как раз здесь ее уместно вспомнить.

Если человек умер в пост: это что-то значит?

Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе.

Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном. При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник – это знак особого Божьего благоволения к человеку.

Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее.

Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его. Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику.

Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью. А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]