Рождество Богородицы — праздник, посвященный евангельскому преданию о рождении Девы Марии, Богоматери, матери Иисуса Христа. В православии праздник отмечается 21 сентября (в 2022 году празднование приходится на вторник) и относится к двунадесятым, то есть двенадцати важнейшим, помимо Пасхи. Рождество Богородицы фактически совпадает с осенним равноденствием — с наступлением календарной осени, отсюда славянское название праздника — Осенины.
В народно-православной традиции праздник в честь Богородицы был очень важен. Культ Богоматери, всеобщей бабьей заступницы, был на Руси очень силен, в народе ее почитали даже больше, чем самого Христа. Этот день считался бабьими именинами, окончанием бабьего лета. Народное название праздника — Вторая Пречистая (Первая Пречистая — это отмечаемое в конце августа Успение Богородицы).
История возникновения
Ежегодно 21 сентября православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к числу главных двунадесятых. В народе его называют второй Пречистой. Вот уже несколько веков подряд христиане отмечают не только Рождество Спасителя, но и праздник рождения его святейшей матери. Ведь именно Пренепорочная Дева Мария подарила верующим Сына Божьего, спасшего природу людскую от грехопадения.
Обо всех подробностях рождения Богородицы стало известно благодаря апокрифическому (не признанному Церковью) тексту под названием «Протоевангелие Иакова», относящемуся к середине 2 столетия. В самом Святейшем писании об этом событии (рождении Марии) не упоминается.
Родилась Пренепорочная Дева в Иерусалиме. Ее родители жили в Назарете. Отец Иоаким был праведным и зажиточным человеком. У него было много скота. Иоаким происходил из рода славнейшего царя Давида. Мать Богородицы звали Анной. Она была из рода священнослужителей.
Супруги вели праведный образ жизни, помогали нищим, приносили дары Богу. Несмотря на благополучие, у святейшей четы была одна огромная проблема — они не имели детей. Родители постоянно просили Бога послать им ребенка. Ведь не иметь детей у евреев считалось наказанием за грехи. Однажды у Иоакима священнослужитель не принял дары во славу Всевышнего. Ведь считалось, что бездетный человек не имеет благословения Божьего и не вправе рассчитывать на бессмертие души.
Отец Марии от горя ушел в пустыню и долго молился Богу, прося послать ему ребенка. Больше всего страдала Анна. Она тоже просила Всевышнего даровать ей дитя. И тогда Анне явился ангел и сказал, что ее молитва услышана Богом, и вскоре она родит девочку, о которой заговорит весь мир. Назвать дочку нужно было именно Марией, что в переводе с еврейского означало «госпожа» и «надежда». Ангел явился и Иоакиму и велел ему возвращаться к жене и ждать рождения дочери.
Вскоре у уже немолодой четы родилась долгожданная дочка Мария. Произошло это 21 сентября. Церковь празднует даже день зачатия Анной святейшей дочери. Правда, есть версии, что оно не было непорочным. Разумеется, Пренепорочная Дева Мария была безгрешной, но родилась естественным путем. Православная церковь только Рождество Спасителя считает чистым и непорочным.
Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
Молитва в праздник Рождества Богородицы
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тьме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва Рождеству Богородицы
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобившаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Тем же смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия восстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.
Традиции празднования
Рождество Пренепорочной Девы Марии святейшая Церковь стала праздновать только в 5 столетии. Христиане уже много веков подряд прославляют Богородицу, родившую миру Спасителя, принявшего на себя все грехи человечества и искупившего их ценой собственной жизни.
Это первый праздник, который отмечают после начала церковного года (14 сентября). В честь Рождества Матери Бога священнослужители ежегодно совершают праздничную Литургию. Рождение Пренепорочной Девы Марии прославляют 21 сентября. Дата праздника не смещается и не зависит от других церковных празднований. В 2022, а также в будущих годах, Рождество Марии будут отмечать именно 21 сентября.
Когда празднуется Рождество Богородицы
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.
Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Богослужение
В честь Рождества Богородицы 21 сентября в церквях идет праздничное богослужение. Во время Литургии читают тропарь, кондак, задостойник и величание. К празднику все священнослужители готовят праздничные проповеди, в которых рассказывают о чуде рождения Богородицы. Престарелым и бесплодным родителям Всевышний даровал дочь Марию. Эта женщина впоследствии стала матерью Сына Божьего, спасшего человечество от грехопадения.
Канон
Утром на праздничном богослужении читается целая торжественная поэма, состоящая из девяти песен. Каждая песнь состоит из ирмоса (начальной строфы) и нескольких строф-тропарей, прославляющих Богородицу. Весь текст праздничного канона приурочен Рождеству Марии и прославлению Богородицы. В песнях есть просьба утвердить верующих в вере и послать им прощение грехов.
Пе́снь 1
Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Гряди́те, ве́рнии, Ду́хом Боже́ственным ра́дующеся, Ю́же от непло́дове дне́сь прише́дшую челове́ков на спасе́ние Присноде́ву Отрокови́цу пе́сньми почти́м.
Ра́дуйся, Чи́стая, Ма́ти и Рабо́ Христа́ Бо́га, Я́же пе́рвому Хода́таица блаже́нству, челове́ческий ро́д, Тя вси́ досто́йно пе́сньми сла́вим.
Жи́зни ражда́ется дне́сь мо́ст, и́мже челове́цы воззва́ние паде́ния, е́же от а́да, обре́тшии, Христа́ Жизнода́вца пе́сньми прославля́ют.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, Дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в се́рдца на́с, пою́щих Тя́.
Непоро́чно Бо́гу пожи́вшии, все́х роди́сте Спасе́ние, богому́дрии роди́теле Зижди́теля Ро́ждшия и Бо́га на́шего.
Все́м жи́знь источа́яй Госпо́дь от непло́дове произведе́ Де́ву, в Ню́же всели́тися изво́ли, и по Рождестве́ сохрани́в нетле́нну.
А́ннин пло́д, Мари́ю, дне́сь, Гро́зд ро́ждшую живоно́сный, я́ко Богоро́дицу воспои́м, Предста́тельницу же все́х и Помо́щницу.
Седа́лен, гла́с 4
Де́ва Мари́я и Богоро́дица и́стинно, я́ко о́блак све́та, дне́сь возсия́ на́м и от пра́ведных предгряде́т в сла́ву на́шу. Не ктому́ Ада́м осужда́ется, и Е́ва от у́з свободи́ся, и сего́ ра́ди зове́м вопию́ще со дерзнове́нием еди́ней Чи́стей: ра́дость возвеща́ет рождество́ Твое́ все́й вселе́нней.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Услы́шах Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.
Воспева́ем Тя́ Го́споди, ве́рным спаси́тельное приста́нище пода́вшаго все́м, Тебе́ Ро́ждшую.
Тя́ Богоневе́сто, похвалу́ все́м Христо́с яви́ и держа́ву, пою́щим ве́рно Твое́ та́инство.
Неискусобра́чная Влады́чице, Твои́ми моли́твами избавля́еми прегреше́ний, благоразу́мно вси́ Тя ублажа́ем.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Сеннопи́санный мра́к гада́ний разори́в и ве́рных прибы́тием и́стины, Богоотрокови́цею, озари́в сердца́, и на́с све́том Твои́м, Христе́, наста́ви.
Воспои́м лю́дие все́х вину́ су́щаго по на́м бы́ти Вино́внаго: Ея́же о́бразу ра́довахуся сподобля́еми проро́цы, явле́нное спасе́ние от Тоя́ плодя́ще.
От су́ха прозябе́ние жезла́ иере́ева Изра́илю показа́ проразсужде́ние, и ны́не све́тлость прозя́бших пресла́вно све́тит, от непло́дове всесла́вное рожде́ние.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Ко Го́споду от ки́та Ио́на возопи́: Ты́ мя возведи́ из глубины́ а́да, молю́ся, да я́ко Изба́вителю, во гла́се хвале́ния, и́стины же ду́хом пожру́ Тебе́.
Ко Го́споду в ско́рби непло́дства возопи́ша Богома́тере богому́дрии роди́тели и Сию́ в ро́ды родо́в роди́ша, на о́бщее спасе́ние и похвалу́.
Прия́ша Небе́сный да́р от Бо́га досто́ин, Богома́тере богому́дрии роди́тели, саме́х Херуви́мов превы́шшее носи́ло, Сло́ва и Зижди́теля Роди́тельницу.
Конда́к, гла́с 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства и Ада́м и Е́ва от тли́ сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То́ пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти́: непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу жи́зни на́шея.
И́кос
Моли́тва ку́пно и воздыха́ние непло́дства и безча́дства Иоаки́ма же и А́нны благоприя́тное и во у́ши Госпо́дни вни́де, и прозябе́ пло́д живоно́сен ми́ру. О́в бо моли́тву на горе́ творя́ше, о́ва же в са́де поноше́ние ноша́ше, но с ра́достию непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу жи́зни на́шея.
Пе́снь 7
Ирмо́с: Купина́ в горе́ огненеопа́льная и росоно́сная пе́щь халде́йская я́ве предписа́ Тя́, Богоневе́сто, Боже́ственный бо Невеще́ственный в веще́ственнем чре́ве О́гнь неопа́льно прия́ла еси́. Те́мже из Тебе́ Ро́ждшемуся пое́м: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Твое́ в веще́ственных явле́ниих законополо́жник возбрани́ся разуме́ти и вели́кое, Пречи́стая, та́инство, не му́дрствовати земноре́вностная обра́зно наказу́емь иногда́. Те́мже, уди́влься чудеси́, глаго́лаше: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Го́ру и Две́рь небе́сную и мы́сленную Тя́ ле́ствицу боголе́пно ли́к боже́ственный пронарече́, от Тебе́ бо́ Ка́мень отсече́ся не рука́ми му́жескими, и две́рь, Е́юже про́йде Госпо́дь, И́же чуде́с Бо́г оте́ц на́ших.
Пе́снь 8
Ирмо́с: В пещи́ о́трочестей прообрази́л еси́ иногда́ Твою́ Ма́терь, Го́споди, о́браз же Сия́ из огня́ изыма́ше неопа́льно входя́щия, Ю́же пое́м я́вльшуюся Тобо́ю конце́м дне́сь, и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Я́же к Бо́гу на́шего примире́ния предопределе́нная ски́ния е́же бы́ти ны́не начина́ет, иму́щи роди́ти Сло́ва, на́м дебельство́м Пло́ти я́вльшася, Его́же пое́м, из не су́щих во е́же бы́ти Те́м прие́мшии, и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Непло́дства преложе́ние мирско́е благи́х разреши́ непло́дство и я́сно чу́до Христа́ показа́, к земны́м прише́дша, Его́же пое́м, из не су́щих во е́же бы́ти Те́м прие́мшии, и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Я́же пре́жде Со́лнца Свети́льника Бо́га возсия́вшаго, пло́тски к на́м прише́дшаго, из боку́ Деви́чу неизрече́нно воплоти́вшая, Благослове́нная Всечи́стая, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.
И́же непокори́вым лю́дем из ка́мене источи́в во́ду, благопокори́вым же язы́ком да́рует от чре́сл непло́дных пло́д на весе́лие на́м, Тя, Богома́ти Пречи́стая, Ю́же досто́йно велича́ем.
Напра́снаго дре́вняго Отъя́тельницу осужде́ния и прама́тере исправле́ние, Ю́же ро́да к Бо́гу вы́ну присвое́ния, к Зижди́телю мо́ст, Тя, Богоро́дице, велича́ем.
Свети́лен
От непло́дныя дне́сь А́нны цве́т произы́де, Богоро́дица, вся́ благово́ния Боже́ственнаго исполня́ющи концы́ ми́ра, и ра́дости всю́ наполня́ющи тва́рь, Ю́же пою́ще, досто́йно восхваля́ем, я́ко су́щу земноро́дных превы́шшую.
Кондак
В праздничном кондаке говорится, что Иоаким и Анна искупили свою бездетность, подарив миру Богородицу. На супругов снизошла милость Всевышнего, когда-то спасшего Адама и Еву от тления. Мария родила Спасителя, искупившего грех людей ценой собственной жизни. Бесплодная Анна подарила миру Богородицу и, вместе с мужем Иоакимом, получила бессмертие души.
«Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей».
Народные традиции и приметы
С праздником Рождества Богородицы связано много народных примет. В этот день (21 сентября) принято наблюдать за погодой. Если на Вторую Пречистую солнечно, то и вторая половина осени будет теплой. Туман и дождь являются предвестниками ненастья. Сильный ветер и резкое похолодание предвещают лютые морозы в зимние месяцы.
По росе судят о том, как много выпадет снега зимой. Если на Вторую Пречистую трава мокрая до обеда, значит, зимние месяцы будут многоснежным. Если в этот день мало росы или она быстро высыхает на солнце, то и зима будет без снега.
На 21 сентября рекомендуется понаблюдать за птицами. Если они кружатся высоко в небе, значит, вторая половина осени будет теплой. Если птицы жмутся к земле, то остаток осенних дней будет холодным.
Праздник Рождества Богородицы отмечают много веков подряд. За такое длительное время сложилась традиция празднования этого славнейшего дня. Утром на Вторую Пречистую принято ходить в церковь и прославлять Пренепорочную Деву. В молитвах бездетные женщины могут попросить Марию даровать им ребенка. Беременные в этот день молят Богородицу о легких родах. Хозяйки традиционно в этот день пекут хлеб с буквами «Р» (Рождество) и «Б» (Богородицы). Его освящают в церкви и хранят под иконами. Во время болезней от хлеба нужно отломить кусочек и съесть.
Утром 21 сентября принято умываться росой до восхода солнца. Такая процедура помогает женщинам надолго сохранить красоту и молодость. Молодые девушки, умывшись росой или водой из речки до восхода солнца, могут в ближайшее время ждать сватов.
Праздник урожая Оспожинки, считается очень важным особенно для новобрачных
Оспожинки — это еще и праздник урожая, который иногда справляли целую неделю — с играми, песнями, плясками, пирами. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.
На Пречистую к новобрачным приходили родственники: смотрели, как те живут, учили уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее супруг — показать хозяйство: жито в амбарах, упряжь и инструменты в сараях. Называли этот день также Луковым или Пасиковым — от слов «лук» и «пасека». В огородах в это время продолжалась уборка лука, а на пасеках готовили пчел к зимовке. На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени и наблюдали приметы. Если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой.
Это торжество считается очень важным, потому верующие стараются отложить тяжёлую работу и другие мирские занятия, чтобы посвятить день походу в храм, молитвам и общению с близкими.
Иконография
В честь рождения Пренепорочной Девы Марии написано огромное количество икон. Самой древней, дошедшей до наших дней, считается роспись грузинского храма в Атени, датируемая 11 веком. В честь Рождества Богородицы нарисована фреска в апсиде Киевского Софийского собора. Это изображение тоже датируется 11 веком. Древний рисунок во славу рождения Марии есть в Преображенском соборе Мирожского монастыря, в сербской церкви Иоакима и Анны в монастыре Студеница.
На древних иконах изображена святейшая Анна, лежащая на высоком ложе. Иконописцы рисовали ее фигуру более крупной по сравнению с другими персонажами. Около роженицы стоят женщины с дарами. На переднем плане композиции изображена Мария, которую служанки купают в купели.
На иконах позднего периода рисовали столы с принесенными дарами в честь рождения Богородицы. Иконописцы изображали и предысторию появления на свет Пренепорочной Девы. Рисовали иконы, где первосвященник отказывается принять дары от Иоакима, а также сюжет, где отец Марии плачет в пустыне, а мать ее — молится в саду. Есть иконы, где родители святейшей Богородицы встречаются у Золотых ворот. Иконописцы изображали святую пару одних или с младенцем на руках.
Дом Иоакима и Анны
Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.
Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.
КИКТЕНКО Елизавета
Журнал «Фома»
Что нельзя делать в этот день
На Рождество Богородицы запрещается ссориться и конфликтовать с родными, близкими и соседями. В этот светлый праздник рекомендуется сходить в церковь, помолиться Святой Марии и весь день провести в молитвах и прославлении Пренепорочной Девы.
21 сентября христиане придерживаются поста, если число праздника припадает на среду или пятницу. Традиционно на Вторую Пречистую пекут пироги с рыбной и грибной начинкой. В этот день обязательно нужно угостить бедных, подать милостыню нищим. Даже крошки со стола нужно скормить животным. Если на праздник не удастся одарить малоимущих людей, то из дома может уйти достаток.
Запрещено 21 сентября ходить босиком по земле. Ведь в этот осенний день в дверь стучится зима, а босой человек может простудиться и тяжело заболеть. Нельзя на Вторую Пречистую обувать новую или тесную обувь, особенно ту, в которой натираются мозоли. Не к добру это. Приметы, связанные с босыми ногами, связаны с Марией, которая при жизни ходила без обуви.
На Вторую Пречистую нельзя заниматься огородничеством, убирать в доме, рубить дрова, косить сено, шить. Все дела нужно отложить на потом. Запрещено в этот день брать в руки ножи или ножницы. При жизни Богородица пострадала от нападения разбойников, которые поранили ее ножом. Даже хлеб на Рождество Девы Марии нужно отламывать руками.
Что такое Рождество Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.
Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).
Старообрядческие храмы
Рождество святейшей Богородицы, как великий праздник, всегда почитался русскими старообрядцами. В честь этого события даже освящены старообрядческие храмы. Например, в городе Орехово-Зуево Московской области в России есть доныне действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная старообрядцами еще в 1884. Старинное сооружение охраняется законом.
В городе Вилково Одесской области на Украине находится заложенная в 19 веке церковь в честь Рождества Богородицы, тоже построенная старообрядцами. Еще один старинный старообрядческий храм, построенный во славу рождения Пренепорочной Девы, есть в селе Чертень Калужской области в России. Правда, церковь пребывает в запустении и разрушается.