Догмат о Святой Троице — основной догмат христианства и камень преткновения для человеческого разума, находящегося во тьме неверия. Часто этот догмат ставят в укор христианам, чтобы указать на туманность и противоречивость их понятий о Боге. Даже среди тех, для кого авторитет Священного Писания непреложен, находятся подвергающие критике или сомнениям учение древней Церкви Христовой о Боге едином в Троице.
Что смущает — понятно: один не равно трём, три не могут быть одним. С чего же начать попытки понять догмат о Святой Троице? Давайте разбираться.
Как не нужно думать о троичности Бога?
Желающий говорить о природе Божества должен понять, что ступает на почву, по которой ходить без благоговения, значит, подвергнуть опасности свою душу. Не нужно думать, что догмат о Святой Троице так уж прост для объяснения.
Троичное богословие лежит в основе учения Церкви о Боге и формировалось на протяжении нескольких веков. Богословы и учёные мужи многих поколений ломали головы, чтобы выразить в словах Откровение о Единстве Божества в Троице и Его Троичности в Единстве. Это было нелегко, породило несколько еретических учений и урегулировалось
Вселенскими соборами.
Необходимо бережно и благоговейно стараться подбирать слова в попытке объяснить учение о Святой Троице другим.
Немного о Сотворении мира
Фото: Pravoslavie.ru
Вначале Бог сотворил Небо и Землю. И Дух Божий носился над водой. До появления Христа Дух Божий существовал как продолжение Создателя. Христос оказался сыном Божьим, третьим воплощением Господа, который явился на Землю. Святая Троица – это один Бог в трёх воплощениях. У Него единая природа и 3 самосознания. Понять Его сущность невозможно, но можно сравнить с Солнцем, которое ярко светит и одновременно греет.
Что должно знать о Святой Троице?
Мы веруем, что наш Господь — Троица единосущная и нераздельная. По природе Он Единый Бог в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Каждая ипостась – Бог, но Они являются не тремя богами, а единым Божеством. Каждое из Лиц Святой Троицы обладает особенными, ипостасными свойствами. Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит. Сын – предвечно рождается от Отца. Дух Святой предвечно исходит от Отца.
Современная богословская наука придерживается одновременно двух подходов в богопознании катафатического и апофатического.
Катафатический, утверждающий подход на примере Священного Писания, учения Святых Отцов и Учителей Церкви говорит о Едином Божестве Отца, о Едином Божестве Сына, от Отца предвечно рождающегося, Едином Божестве Духа Святого от Отца исходящего. Цитаты из Священного Писания говорят нам о Божестве Сына и Духа Святого. Поучения Святых отцов Церкви и постановления Вселенских соборов изъясняют православное учение о Святой Троице.
Апофатический подход говорит о том, что учение о Триединстве Божества невозможно до конца объять человеческим разумом. Ведение о Троице открывается чистому сердцу христианского аскета после долгих лет молитв и духовных подвигов.
Христианину надлежит одновременно учитывать оба подхода, балансируя в своём понимании о троичности Божества.
Иконография
Иконографическая традиция изображения Троицы, в первую очередь, отражает несколько библейских эпизодов, из которых широко распространены Предвечный совет и Гостеприимство Авраама, реже упоминаются явление Троицы Александру Свирскому и Святая Живоначальная Троица с деяниями [3]
Большой Московский собор 1666-1667 гг. запретил изображать Бога Отца (43 глава). Это касалось распространённых в то время иконописных сюжетов:
- Шестоднев — «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща»;
- Отечество или Новозаветная Троица — «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына Божия во чреве Его и между ними Духа Святого в виде голубя»;
- «Благовещение с Богом Отцом, дышащим из уст».
Простые аналогии
У христианских миссионеров всегда находились некие аналогии, помогающие приблизится к великой богооткровенной тайне Троицы.
Солнце
Говоря о единстве в троичности, указывают на солнце, которое имеет форму шара, рождает свет, источает тепло. Действительно, человеком солнце воспринимается и тройственно: как шар, как источник света, как источник тепла, и едино – как звезда.
Человек
Вторая аналогия – трехсоставность человека. В трихотомии человека некоторые богословы видят образ и подобие Божие. Человек, единый по своей природе имеет телесную составляющую, чувственную составляющую и духовную составляющую.
Глиняный кирпич
Святитель Спиридон Тримифунтский свидетельствовал перед участниками Первого Вселенского собора Троичность Божества, сжав в руке глиняный кирпич. Когда из кирпича вспыхнул огонь, вытекла вода и высыпался песок, Святитель указал на трехсоставность кирпича и его единство одновременно.
Трилистник клевера
Святой Патрик, говоря о Святой Троице, показывал трилистник клевера. Трехсоставное строение листка на одном стебельке помогало понять принцип единства трёх.
Наиболее сложный момент в христианской концепции Троицы состоит в том, что способа должным образом объяснить ее просто не существует. Сама суть Троицы недоступна человеческому пониманию, а тем более, объяснению. Бог возвышается над нами в Своей безграничности, поэтому не следует ожидать, что мы сможем полностью понять Его. Библия учит, что Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог. Библия также говорит, что существует только один Бог. И хотя мы можем в некоторой степени осознавать, в чем заключаются взаимоотношения между лицами Троицы, все же полнота этих отношений недоступна человеческому разуму. Тем не менее, это не значит, что доктрина о Троице неверна или не соответствует Библии.
Исследуя этот вопрос, необходимо иметь в виду, что слово «Троица» не используется в Священном Писании. Этот термин употребляется с целью описания триединого Бога – трех сосуществующих, вечных Личностей, являющихся Богом. Это ни в коем случае не означает, что существует три Бога; Троица – единый Бог в трех лицах. Даже если слово «Троица» и не присутствует в Библии, нет оснований избегать его использования, ведь целесообразнее использовать это слово, чем длинную фразу: «три сосуществующие, вечные Личности, являющиеся единым Богом». Если вас смущает этот факт, обратите внимание на следующее: слово «дед» также ни разу не встречается в Библии, хотя мы точно знаем, что в Библии упоминаются дедушки, такие как Авраам, бывший дедом Иакова. Поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на самом слове «Троица». Что действительно важно, так это библейская идея, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ этим словом. А теперь обратим внимание на тексты из Библии, относящиеся к Троице:
1) Есть один Бог.
Второзаконие 6:4
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
1 Коринфянам 8:4
Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого.
Галатам 3:20
Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
1 Тимофею 2:5
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
2) Троица состоит из трех лиц
Бытие 1:1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Бытие 1:26
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Бытие 3:22
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Бытие 11:7
сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
Исаия 6:8
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?
И я сказал: вот я, пошли меня.
Исаия 48:16
Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
Исаия 61:1
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
Матфея 3:16, 17
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Матфея 28:19
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
2 Коринфянам 13:13
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.
При ознакомлении с ветхозаветными текстами помогает знание древнееврейского языка. В Бытие 1:1 использовано существительное «Элохим» во множественном числе, а в Бытие 1:26; 3:22; 11:7 и Исаия 6:8 используется местоимение «мы». То, что эти слова относятся более чем к двум лицам, несомненно. Дело в том, что если в русском языке существуют только единственное и множественное числа, то в еврейском – единственное, парное и множественное. Парное число относится только к парным предметам, таким как глаза, уши и руки. Слова «Элохим» и «мы» употреблены во множественном числе, то есть они относятся к трем или более лицам (Отец, Сын и Святой Дух).
В книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 Сын говорит, ссылаясь на Отца и Святого Духа. Сравните тексты ниже, чтобы убедиться, что это говорил Сын.
Исаия 61:1
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
Луки 4:14–19
И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
В Евангелии от Матфея 3:16-17, где описывается крещение Иисуса, изображен Бог Дух Святой, нисходящий на Бога Сына, в то время как Бог Отец провозглашает Сыну свое благоволение. В Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:13 также упоминаются три отдельные лица Троицы.
Матфея 28:19
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
2 Коринфянам 13:13
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.
3) Во многих библейских текстах проводится различие между членами Троицы: в Старом Завете «ГОСПОДЬ» отличается от «Господа» (Бытие 19:24). «ГОСПОДЬ» имеет «Сына» (Псалом 2:7, ; Притчи 30:2-4). «Дух» отличается от «ГОСПОДА» (Числа 27:18) и от «Бога» (Псалом 50:10-12). Бог Сын отличается от Бога Отца.
Псалтирь 44:6, 7
Остры стрелы Твои, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
Евреям 1:8, 9
А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».
В Новом Завете, Иисус просит Отца послать Помощника – Святого Духа.
Иоанна 14:16, 17
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Это указывает на то, что Иисус не считает себя Отцом или Святым Духом. Это относится и ко всем остальным местам в Евангелиях, в которых Иисус обращается к Отцу. Разве Он обращался Сам к Себе? Конечно же, нет. Он разговаривал с другой Личностью Троицы – Отцом.
4) Каждый член Троицы является Богом:
Отец – Бог
Иоанна 6:27
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
Римлянам 1:7
всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1 Петра 1:2
по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
Сын – Бог
Иоанна 1:1
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Иоанна 1:14
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Римлянам 9:5
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь.
Колоссянам 2:9
ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
Евреям 1:8
А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
1 Иоанна 5:20
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна́ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
Святой Дух – Бог
Иоанна 14:16, 17
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Деяния 2:1–4
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Деяния 5:3, 4
Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Римлянам 8:9
Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
1 Коринфянам 3:16
Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
5) «Субординация» в Троице: Библия свидетельствует, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну, а Сын подчиняется Отцу. Это внутренняя связь, которая не отрицает божественности каждой Личности Троицы. Это, просто-напросто, сфера, которую наш ограниченный разум не в состоянии понять.
Больше о взаимоотношениях Сына с Отцом читайте: Лука 22:42; Иоанн 5:36; 20:21; 1 Иоанна 4:14.
О Святом Духе: Иоанн 14:16; 14:26; 15:26; 16:7 и особенно Иоанн 16:13-14.
6) Каждый из членов Троицы исполняет различные функции.
Отец является основным источником и причиной для:
- вселенной (1 Коринфянам 8:6; Откровение 4:11);
- божественного откровения (Откровение 1:1);
- спасения (Иоанн 3:16-17)
- служения Иисуса на земле (Иоанн 5:17; 14:10).
Все это происходит благодаря Отцу.
Сын является посредником, через которого Отец совершает следующую работу:
- творение и поддержание вселенной (1 Коринфянам 8:6; Иоанн 1:3; Колоссянам 1:16-17);
- божественное откровение (Иоанн 1:1; Матфей 11:27; Иоанн 16:12-15; Откровение 1:1)
- спасение (2 Коринфянам 5:19; Матфей 1:21; Иоанн 4:42).
Отец делает все это через Сына, который действует как Его представитель.
При помощи Святого Духа Отец совершает такую работу:
- создание и поддержание вселенной (Бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 103:30);
- божественное откровение (Иоанн 16:12-15; Ефесянам 3:5; 2 Петра 1:21);
- спасение (Иоанн 3:6; Титу 3:5; 1 Петра 1:2)
- служение Иисуса (Исаия 61:1; Деяния 10:38).
Таким образом, Отец делает все это при помощи силы Святого Духа.
Всевозможные современные иллюстрации Троицы не передают достаточно точно ее значение. Сравнение с яйцом (или яблоком) не передает сущности этого понятия, поскольку скорлупа, белок и желток являются составными частями яйца, а не самим яйцом. Отец, Сын и Святой Дух – не части Бога, а каждый из Них является Богом. Пример с водой немного лучше иллюстрирует это понятие, но, все-таки, не дает полного отражения Троицы. Жидкость, пар и лед – это формы воды. Отец, Сын и Святой Дух – это не формы Бога, а каждый из Них – Бог. Поэтому, хоть эти наглядные примеры и могут дать нам представление о Троице, эта картина не будет совершенно точной. Безграничного Бога невозможно полностью описать с помощью ограниченных примеров и иллюстраций. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на расшифровке понятии Троицы, лучше обратим внимание на то, как Бог велик и безграничен по сравнению с нами!
Римлянам 11:33, 34
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Чем отличаются евангельские христиане от католиков и православных?
АвтоР: admin
| 14 Окт 2017
Чем отличаются евангельские христиане от католиков и православных?
Евангельские христиане — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей. Евангельские христиане, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никео-цареградский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году. Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около миллиарда евангельских христиан, более миллиарда католиков и 250 миллионов православных. Однако взгляды католиков, православных и евангельских христиан на некоторые вопросы разнятся. Евангельские христиане превыше всего ценят авторитет Библии и право каждого человека понимать ее без посредничества особой касты священников. Православные же и католики ценят свои традиции выше авторитета Библии, а также утверждают, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в это основополагающее обстоятельство. Ниже приводятся ответы на некоторые вопросы, которые, возможно возникают у вас о различиях между православной, католической и протестантской Церквями, но сначала — краткая история евангельских христиан.
Читать полностью »
Topics:
История Церкви Божией | Ваш отзыв »
Бог Сын
Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.
Бог Сын, в отличие от Отца, рождён от Девы Марии. Это земное воплощение Бога. Однако даже Он повинуется Отцу. В молитве «Чаша сия да минует меня», Христос прекрасно знал о своей крестной смерти и о всех страданиях, которые Ему придётся пережить. Но, тем не менее, не смог ослушаться Отца. Однако во всех мучениях был определённый смысл – Христов приоткрыл завесу в жизнь вечную, дав заповеди любви для того, чтобы спастись и оказаться в Царствии Божьем каждому из нас.
Рождество 2021-2022 (2021.12.26 и 2022.01.09)
АвтоР: admin
| 29 Дек 2021
Рождественское служение 26.12.2021 и 09.01.2022
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Евангелие от Луки 2:14
Читать полностью »
Topics:
Наши праздники | Ваш отзыв »
Интересные факты
- Слово «Троица» не является именем Божьим, но богословским термином, указывающим на сущность Божества.
- Идея о триединстве прослеживается во многих языческих религиях, что может служить доказательством истинности христианского учения о Троице: все народы происходят от Ноя, который знал Истинного Бога (Быт.6:9). Его потомки могли сохранить память об Истинном Боге, хотя и в сильно искажённом виде.
- При описании в Библии единства Бога, например в стихе «Господь Бог наш, Господь един есть»
(Втор.6:4) используется еврейское слово echod (един), которое не означает абсолютного однородного единства, но часто сложносоставное единство. Например: муж прилепится к жене своей и будут одна (echod) плоть (Быт.2:24). - Основатель Ислама Мухаммед не знал христианское вероучение о Троице, но слышал о нём, что нашло отражение в Коране. Кораническая Троица состоит из Аллаха, Иисуса и Девы Марии (вместо Святого Духа) (сура 5:116).
Кто такие протестанты?
АвтоР: admin
| 22 Сен 2016
Кто такие протестанты?
Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит от латинского слова protestatio — торжественное заявление, провозглашение, заверение; протест, возражение, несогласие.
В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?
Читать полностью »
Topics:
История Церкви Божией | Ваш отзыв »
Читаем Библию на разных языках
АвтоР: admin
| 30 Янв 2013
Читаем Библию на разных языках
На белорусском языке: | На английском языке: |
Для углубленного изучения Библии рекомендуется программа «ЦИТАТА из Библии» (BibleQuote). Она, на наш взгляд, одна из лучших библейских программ и к тому же совершенно бесплатная. Предлагаем Вашему вниманию несколько обучающих видео по испльзованию этой программы, а так же ссылки на скачивание самой программы и модулей к ней. Читать полностью »
Topics:
Изучаем Библию | 1 отзыв »
Водное крещение 2021.12.19
АвтоР: admin
| 30 Дек 2021
Водное крещение 2022.12.19
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет»
Евангелие от Марка 16:16
Читать полностью »
Topics:
Крещения новообращённых | Ваш отзыв »