На обучение по основной профессиональной образовательной программе высшего образования — программе бакалавриата заочной формы обучения по направлению: Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций (профиль: Православное богословие) Богословско-пастырского факультета Религиозной организации — духовная образовательная организация высшего образования «Белгородская Духовная семинария ( с миссионерской направленностью) православной религиозной организации Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата» (далее — семинария) принимаются священнослужители Русской Православной Церкви, несущие приходское служение и имеющие среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование. Возможен прием на заочную форму обучения лиц, не имеющих священного сана, обязательно несущих служение на приходе, не имеющих возможности обучаться на очной форме по возрастным причинам (старше 27 лет) или иным объективным обстоятельствам. Срок обучения – 5 лет. Обучение бесплатное.
Правила приема на заочное отделение бакалавриата
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДОНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Заочное отделение при Донской духовной семинарии создано по благословению управляющего Донской Митрополии Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Целью создания сектора заочного обучения при Донской Духовной семинарии является возможность преподавания качественного духовного образования духовенству, монашеству и мирянам Донской митрополии, без отрыва от возложенных на них церковных послушаний. Заочный сектор ДДС предназначен для обучения и повышения квалификации священнослужителей и монашествующих Донской митрополии, а так же мирян, несущих послушание в епархиальных отделах, имеющих полное среднее или высшее образование. На заочное отделение при Донской духовной семинарии принимаются клирики РПЦ, монашествующие, состоящие на приходском служении, на епархиальном, монастырском или приходском послушании, не находящимся под церковным прещением или за штатом. Так же миряне, до 55 лет, несущие послушания в епархиальных отделах и благочиниях и рекомендованные к обучению Правящим Архиереем. Лица, имеющие основное высшее светское или незаконченное богословское образование могут быть зачислены на 2-3 курсы семинарии. В отдельных случаях с благословения администрации семинарии допускается обучение по индивидуальному плану и сдача экзаменов экстерном. При обучении на заочном секторе Донской Духовной семинарии реализуется учебный план по программе «бакалавриат». Срок обучения на заочном секторе – 5 лет.
Священнослужители и монашествующие принимаются на Заочное отделение ДДС без вступительных экзаменов на конкурсной основе. Миряне на отделение заочного обучения принимаются по благословению духовника и рекомендации епархиального архиерея по результатам экзаменов на конкурсной основе. Лица, имеющие полное светское или незаконченное высшее духовное образование по представленным документам по результатам собеседования и сдачей учебной разницы в течение первого семестра могут быть зачислены на 2-й или 3-й курс семинарии. Обучение на отделении заочного обучение при Донской духовной семинарии регламентируется
Заочное обучение
Расписания
Расписание сессий пастырского факультета (заочная форма обучения) на 2021/22 учебный год
Образец справки с места несения церковно-приходского послушания
Портал дистанционного обучения
Программы
Новые программы для студентов подготовительного курса Новые программы для студентов 1 курса Новые программы для студентов 2 курса Новые программы для студентов 3 курса Новые программы для студентов 4 курса Вопросы для выпускного междисциплинарного экзамена
Письменные работы
Список тем для сочинений ПО 2021-2022 Правила оформления письменных работ
Темы курсовых работ Положение о курсовой работе (от 27.10.2020)
Положение о выпускной квалификационной работе (от 27.10.2020)
Заочное обучение в Воронежской духовной семинарии
Когда в конце XX-го века Русская Православная Церковь получила свободу действий, повсеместная духовная жажда населения и колоссальная нехватка священнослужителей вынуждала архиереев рукополагать новых пастырей. К сожалению, зачастую у них не было реальной возможности получить необходимое образование в духовных школах. В качестве альтернативы при духовных семинариях и училищах стали открываться заочные отделения.
Уже в 1994 году (через год после возрождения Духовной школы) Воронежское Епархиальное Духовное Училище предоставило возможность клирикам и некоторым мирянам епархии, которые несли церковно-приходское послушание, проходить курс духовного образования заочно (это походило более на экстернат), а в 1996 году при Училище был официально создан Сектор заочного обучения. Через год Определением Священного Синода от 17 июля 1997 г. училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию.
С момента открытия заочного отделения его последовательно возглавляли Николай Владимирович Макеев, священник Андрей Иванов, священник Виталий Давидюк, Олег Викторович Шаталов, иеромонах Меркурий (Федяинов), Елена Аркадьевна Иванова, священник Василий Бакулин. С 2013 года заочным отделением руководит священник Андрей Курлыкин.
За время обучения студенты имеют возможность прослушать установочные лекции и сдают экзаменационные сессии, общаются с опытными священнослужителями, проходят богослужебную практику в Успенском семинарском храме.
С 2022 года Воронежская духовная семинария является апробационной площадкой по внедрению в духовных учебных заведениях системы дистанционного обучения для студентов, получающих образование заочно. Управление заочного образования Воронежской духовной семинарии реализует курс базовой подготовки монашествующих Воронежской митрополии, обучение осуществляется на базе обителей преподавателями семинарии.
Курсы повышения квалификации священнослужителей
Активное развитие всех сторон церковной жизни Русской Православной Церкви и значительные перемены в жизни общества побудили духовные учебные заведения помимо развития основных образовательных программ по подготовке пастырей, церковных регентов, иконописцев и иных церковных специалистов обратить внимание на развитие системы повышения квалификации священнослужителей. С 2008 года по инициативе и благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия Воронежская духовная семинария одной из первых духовных школ Русской Православной Церкви приступила к реализации программы повышения квалификации духовенства. В 2022 году в Русской Православной Церкви была создана единая система повышения квалификации священнослужителей. 25 мая 2022 года Воронежской духовной семинарией было получено Представление Учебного комитета Русской Православной Церкви на организацию и проведение курсов повышения квалификации священнослужителей. Руководителем курсов является иерей Андрей Курлыкин. В рамках краткосрочных курсов священнослужители Воронежской епархии имеют возможность повысить уровень знаний в области богословия и церковной истории, изучить новейшие нормативные акты Русской Православной Церкви, а также познакомиться с деятельностью епархиальных подразделений и непосредственно задать вопросы ответственным сотрудникам и экспертам. Каждый священнослужитель обязан повышать свою квалификацию не реже чем раз в 7 лет. Курсы проводятся в течении двух недель. Обучение проводится по адресу г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 41.
Московская Сретенская Духовная Академия
ГлавнаяОбразование Дистанционное обучение
Дистанционное обучение в Сретенской духовной академии
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 г. №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», с учетом рекомендаций Учебного комитета Русской Православной Церкви, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), минимизации рисков для здоровья обучающихся и работников Академии с 23 марта 2022 г. Сретенская духовная академия временно перешла на обучение исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ всех уровней.
Для осуществления образовательного процесса в режиме онлайн введена в эксплуатацию электронная информационно-образовательная среда Академии, реализованная на базе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle
и платформы видеоконференцсвязи
Zoom
, позволяющая обучающимся слушать лекции, работать на семинарах, использовать для самостоятельной работы ссылки на информационные источники (электронную библиотеку Академии, ЭБС «Университетская библиотека онлайн», лекции преподавателей и др.), выполнять задания и отправлять их на проверку преподавателям, проходить тестирование, участвовать в опросах, получать рецензии на выполненные задания, получать информацию о своей успеваемости и т.д.
Доступ к информационно-образовательным сервисам получили все студенты и более 50 преподавателей.
Лекционные занятия обучающихся в настоящее время проводятся посредством видеоконференцсвязи (в режиме реального времени осуществляются онлайн-встречи и совместная работа через Интернет) по текущему расписанию .
Руководством Академии предусмотрен переходный период для актуализации информации и электронных курсов, размещенных в электронной образовательной среде Академии, и возможности ведения образовательного процесса в дистанционном режиме.
Нормативные документы
- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2022 г. №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- приказ ректора от 16 марта 2022 г. № 18-с «О введении режима повышенной готовности»;
- методические рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.03.2020 г. «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции»;
- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 марта 2022 г. №453 «О деятельности общежитий, гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха и иных мест пребывания, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- письмо заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации М.А. Боровской от 20.03.2020 г. № МН-3/576-МБ «О направлении информации» с рекомендациями по организации деятельности общежитий в рамках приказа Минобрнауки России от 19 марта 2022 г.№ 453 «О деятельности общежитий, гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха и иных мест пребывания, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- циркуляр Учебного комитета Русской Православной Церкви от 19 марта 2022 г. №10/220 «Касательно добровольного согласия на проживание в общежитии»;
- методические рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.03.2020 г. «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (часть 2)»;
- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 марта 2022 г. №484 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2022 г. №206»;
- Учебного комитета Русской Православной Церкви от 25 марта 2020 г. №10/225 «Рекомендации о проведении мероприятий промежуточной аттестации»;
- приказ ректора от 26 марта 2022 г. № 23-с «Об объявлении нерабочих и неучебных дней»;
- приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 02 апреля 2022 г. №545 «О мерах по реализации подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организациями Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2022 г. №239 “О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”»;
- указ Мэра Москвы от 02 апреля 2022 г. №36-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2022 г. №12-УМ»;
- приказ ректора от 03 апреля 2022 г. № 24-с «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции»;
- Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования в Сретенской духовной академии.
Электронные библиотечные системы
Сретенской духовной академией рекомендовано использование электронной библиотечной системы Академии, а также электронных библиотечных систем, с которыми заключены договоры.
- Библиотека Сретенской духовной академии и ЦНЦ «Православная Энциклопедия»: https://188.254.92.189/wlib/;
- ЭБС «Университетская Библиотека Онлайн»: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub
Сопровождение и информирование обучающихся и преподавателей по вопросам реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Контактными лицами для оперативного решения вопросов являются:
- по организации учебного процесса – помощник проректора по учебной работе Дмитрий Александрович Щуров по номеру телефона +7(967)273-91-43.
- по функционированию электронной информационно-образовательной среды – послушник Федор (Немец) по номеру телефона +7(925)270-43-27.
Для оперативной поддержки образовательных организаций открыта горячая линия:
- Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по номеру телефона и на сайте https://keep-learning.globaluni.ru/
Дистанционное обучение на Богословско-Миссионерском факультете Алматинской Духовной семинарии
Отдел Дистанционного Образования Богословско-Миссионерского факультета – это учреждение просвещения Русской Православной Церкви для мирян, построенное на принципах ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, которое призвано дать полноценные знания учащимся в объеме курса духовных семинарий.
Отдел образования Казахстанской митрополии
Отдел Дистанционного Образования Богословско-Миссионерского факультета – это учреждение просвещения Русской Православной Церкви для мирян, построенное на принципах ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, которое призвано дать полноценные знания учащимся в объеме курса духовных семинарий.
Целью Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета является:
Приобретение прихожанами и сотрудниками храмов Русской Православной Церкви систематических знаний о православной вере.
Предоставление педагогам светских – высших и средних – учебных заведений мощного инструмента для воспитания молодежи и достоверных знаний о православной культуре.
Помощь настоятелям православных храмов в воспитании собственных кадров, православных миссионеров и преподавателей церковных дисциплин для воскресных школ на приходах.
Помощь студентам заочных отделений православных духовных семинарий качественно организовать свое обучение и получить глубокие полноценные знания.
Срок обучения:
Два года – для желающих получить базовые знания о православии (с вручением сертификата).
Четыре года – для людей, окончивших базовый курс и имеющих своей целью получение углубленных знаний с последующим их применением в миссионерской деятельности (с вручением диплома).
Студентами отделения Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета могут быть лица православного вероисповедания в возрасте от 18 до 60 лет, прошедшие собеседование.
Успешно окончившие отделение Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета смогут стать катихизаторами, миссионерами, преподавателями Закона Божия, церковнославянского языка, догматического богословия, церковно-исторических дисциплин в воскресных школах и на богословских курсах при Православных приходах.
Поскольку основной задачей Богословско-Миссионерского факультета является воцерковление учащихся, то система дистанционного обучения предполагает живое участие наших студентов в приходской жизни тех храмов, рядом с которыми они проживают.
Принципы дистанционного обучения:
Обучение ведется дистанционным методом через Интернет, без выезда в учебное заведение.
По окончании начального и полного курса предусмотрена выездная экзаменационная сессия.
Дистанционные курсы обеспечивают полноценное изучение материалов в объеме курса духовных семинарий.
Срок обучения два + четыре года. Учебный год разделен на два семестра, каждый из которых подразделен на семь трёхнедельных разделов-уроков. Между семестрами зимние и летние каникулы.
Во время обучения будут изучаться такие предметы как Новый Завет, Ветхий Завет, Катихизис, Литургика, Богослужебный устав, История Русской Православной Церкви, Общая история Церкви, церковнославянский язык, Догматическое Богословие, Сектоведение, Сравнительное Богословие и др.
Учебный процесс заключается в: изучении материалов уроков, подготовленных нашими преподавателями, с использованием библиотеки со специально подобранной литературой, выполнении контрольных работ, которые оцениваются преподавателями, участии в совместных работах группы (ответ всей группы на заданную тему), участии в коллоквиумах (беседа-опрос преподавателем всей группы в прямом эфире), сдаче экзаменов в конце каждого семестра.
Имеется возможность задавать вопросы священнику.
ОБУЧЕНИЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ БЕСПЛАТНОЕ.
Студенты, успешно завершившие учебу и сдавшие экзамены, получают ДИПЛОМ Богословско-Миссионерского факультета.
Желающим поступить на отделение Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского Факультета необходимо:
– заполнить анкету (приема анкет на 2014–2015 учебный год начнется с июня). На указанный Вами в анкете электронный адрес (в течение 5–10 минут после отправки заполненной анкеты) должно обязательно прийти письмо-подтверждение об успешном приеме Вашей анкеты. Если письмо-подтверждение не было Вами получено, то заполните и отправьте анкету повторно. Возможной причиной отсутствия письма-подтверждения может быть неверно указанный Вами в анкете адрес электронной почты.
– ожидать дальнейших инструкций из деканата.
Абитуриент, представивший все необходимые документы, проходит двухнедельные занятия пользователя СДО с 1 по 14 сентября. Решение о зачислении на факультет будет вынесено с учетом результатов этих двухнедельных занятий. Абитуриенты, имеющие недостаточный навык работы на ПК, к основным занятим не допускаются и на БМФ ДО не зачисляются. Мы не проводим специальных курсов компьютерной грамотности.
ПРИМЕЧАНИЕ: Поступающим на Богословско-Миссионерский Факультет рекомендуется взвесить свои возможности обучения на СДО, прежде чем подавать прошение о поступлении (Анкету) это не легкая прогулка по информационному сайту, а напряженная учеба с жесткими сроками изучения материала, сдачи контрольных заданий, работ, экзаменов. Обучение потребует от вас полной отдачи, поскольку проводится по программе Духовной Семинарии (Высшее Образование). График занятий крайне плотный. Вам будет необходимо как минимум 2–3 часа времени интенсивной работы ежедневно. Студенты, успешно завершившие учебу и сдавшие экзамены, по окончании начального курса получают СЕРТИФИКАТ, а по окончании полного курса – ДИПЛОМ.
Контактные телефоны: 8–705-2043479, 8–707-1040843
Отдел Дистанционного Образования Богословско-Миссионерского факультета: https://otdelro.kz
Заочная программа: достоинства и подводные камни
С 14 по 24 ноября в семинарии проходит очередная сессия для студентов заочного отделения. На сегодняшний день по данной программе обучается 80 студентов из разных городов России. Декан заочного отделения Герхард Рехвальд рассказал о том, какими особенностями обладает эта форма обучения и какие сложности в себе таит.
Конечно, как декан заочного отделения, я должен его только рекламировать. Но я предлагаю взглянуть на заочную программу со стороны. Легче смотреть на все вопросы, связанные с заочной программой, на фоне очной программы. Думаю, так и стоит говорить об обучении в семинарии, что основная цель – это очная программа. А для тех, кто не может поступить на очную программу, есть альтернатива – заочная программа. Поэтому, если абитуриент думает поступать на заочную программу, стоит вначале подумать о поступлении на очную, а заочную форму рассматривать как альтернативу.
- Без отрыва от работы;
Поступить на очную программу – значит оставить работу. А если это невозможно или нежелательно, тогда здесь заочная программа дает возможность учиться и работать одновременно. Это особенно важно для тех, у кого есть большая семья или, может быть, частный дом, – все хозяйственные вопросы, которые мешают поступать на очную программу. Если кто-то думает, что очная программа не для меня, потому что у меня есть вот эти хозяйственные вопросы, которые мешают, тогда есть у нас и заочная программа, чтобы дать возможность учиться и таким людям.
Это не преимущество заочной программы как таковой, но это определенная альтернатива.
- Без отрыва от служения в поместной церкви;
На заочной форме возможно так же не отрываться от служения. Если, к примеру, в церкви есть только один пресвитер, и он не может покинуть свою церковь, никому ее передать, тогда для него тоже заочная программа – альтернатива. На две недели сессии уже проще организовать и найти себе замену.
- Финансовый аспект;
Есть и финансовый вопрос, суммарная оплата за обучения на заочной программе получается меньше, чем на очной. Хотя, на самом деле, материальный вопрос никогда не должен быть для нас вопросом. Если кто-то хочет учиться, то он и найдёт себе поддержку и спонсоров.
- Требуется большее самодисциплины;
Студент-заочник учится самостоятельно, то есть вокруг него никого нет, кто мог бы его мотивировать, контролировать или напоминать. Нет никакого давления, чтобы учиться. Поэтому если человек сам не имеет прилежности, он равнодушен к учебе, тогда заочное обучение ведет к тому, что он постоянно откладывает все на потом. В таком случае заочное обучение не может быть так эффективно.
Если есть мотивация и желание учиться, тогда можно, и желательно, работать больше, чем нужно (в реальности из-за отсутствия мотивации видим обратное), потому что заочная программа короче. Вот за эти две недели обучения здесь невозможно преподавать столько уроков чисто по времени, сколько на очной программе. Плюс отсутствует постоянное домашнее задание. В зависимости от предмета студентам начитывают 16-20 часов, очень быстрый темп, и ответственность повторять пройденное лежит на самих студентах. А повторяют или нет, уже неизвестно.
Опыт показывает, что, как правило, студент склоняется к тому, чтобы делать меньше, чем нужно. А заочная программа и так короче очной, получается, что информации студент получает в два раза меньше.
Студент заочной программы может пройти столько же, сколько студент очной, если он работает.
Как себя организовать?
На заочной программе нужно обязательно составить для себя расписание – сделать календарь и в этот календарь вписать, что я хочу успеть на данной неделе: прочитать несколько страниц, написать какую-то домашнюю работу. Чтобы в конце недели или в конце месяца оценить свои успехи, свой рост и достижения. И надо, если это возможно, выделить один учебный день. Так как люди работают, то один вечер, посвященный учебе. Чтобы знать, что этот вечер я держу свободным, и к этому вечеру можно уже заранее готовиться, материал собирать. Я уже знаю, что сегодня не успеваю читать, но у меня будет учебный вечер, тогда я прочту все необходимое.
Что еще очень хорошо сделать, так это найти себе круг людей, которые бы контролировали меня. Круг людей, перед которыми я бы имел некую подотчетность, которые бы меня спрашивали, как идет учеба, что я успел и т.д. Это самое главное, чтобы развивать какое-то постоянство.
Выучить новый язык – реально!
Заочники сами выбирают свою окончательную степень. Теоретически они могут получить магистерскую степень, если учат языки. Но статистика показывает, что греческий учат где-то 4-5 студентов, а для того, чтобы учить еврейский, греческий обязательно, поэтому на еврейский остается 2-3 студента.
Студенты проходят неживые языки, поэтому научиться на них нужно только читать. Конечно, заочникам нужно прилагать больше усилий, у них атмосфера, обстоятельства другие. Но если человек на очной программе способен, то он способен и на заочной программе. А если человек на заочной программе неспособен учить языки, тогда и очная программа для него сильно ничего не изменит, просто будет больше давления.
Изучение языка – это больше вопрос мотивации, а не личных способностей.
Важность общения
В заочной программе отсутствует один важный фактор, который во время учебы студенты не так сильно замечают, но о нем можно постоянно слышать от выпускников – это общение, постоянное общение. Заочники здесь на две недели вместе, но в течение этих двух недель они не могут столько много общаться, как студенты, которые четыре года живут вместе. И в эти четыре года входит как личное общение, так и богословское, тематическое общение. Те беседы, которые начинаются во время занятий, продолжаются и после, в свободное время. То есть очники более интенсивно переживают материал, который преподается.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
1) Прошение на имя ректора (образец прошения можно скачать здесь).
2) Рекомендация-характеристика (направление):
— для поступающих в духовном сане — рекомендация-характеристика правящего архиерея, заверенная печатью направляющей епархии (кроме поступающих из Белгородской и Старооскольской епархии);
— для поступающих мирян — рекомендация-характеристика священника с места прохождения церковного послушания и рекомендация-направление правящего архиерея, заверенная печатью направляющей епархии (для поступающих из Белгородской и Старооскольской епархии — только рекомендация-характеристика священника с места прохождения церковного послушания, заверенная печатью храма).
3) Автобиография (в свободной форме).
4) Анкета (скачайте здесь).
5) Удостоверение о хиротесии во чтеца (для чтецов);
6) Удостоверение о рукоположении в сан священника (диакона) (для
священнослужителей);
7) Удостоверение о постриге (для монашествующих);
Копия последнего указ правящего архиерея о назначении на приход (для
священнослужителей)
9) Страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (только для граждан Российской Федерации);
10) Медицинская справка – форма 086у (подлинник или копия), обязательно: флюорография (оригинал);
11)Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту жительства;
12) Одна фотография 9х12
13) Три фотографии 3х4 ( для клириков — в духовном облачении).
14) Копия документа об образовании.
15) Копия заполненных страниц паспорта.
16) Свидетельство о крещении (копия) или справка с прихода, подтверждающая крещение.
17) Свидетельство о венчании и свидетельство о браке (для женатых) (копии).
Ахилла
Просмотры: 7 044
Повторяем текст 2022 г.
Я в жизни много где учился, но толку от этого чаще всего было мало. Учился в музыкалке в детстве — пять лет мучился, на последнем году бросил.
Пошел на истфак — уже через год передумал и решил перевестись на философский. В итоге отучился два года на истфаке, а потом, сдав все необходимые экзамены за предыдущий период, перешел на третий курс философского.
С духовным образованием тоже вышло через пень-колоду. Чтобы стать попом, я пошел учиться в двухгодичное Духовное училище при Царицынском (Волгоградском) православном университете (ЦПУ), заочно, параллельно работая в деревенской школе учителем (первый год). Поэтому сессии на первом курсе я сдавал наспех и тайком от руководства школы, где директриса была коммунисткой и не терпела православных среди учителей. Но два года я в училище отучился.
Став попом, я расслабился, больше образования получать не стремился, потому как уже на первых курсах госуниверситета понял простой принцип гуманитарного образования: хочешь быть умным — читай книги. И для этого тебе не нужны ни лекции, ни семинары, ни профессора, ни диплом. Мало того, они только время отнимают от спокойного чтения.
Но тут в 2009 году наступила эпоха понтификата Кирилла (Гундяева). И высочайшим повелением было предписано всем попам, не имеющим семинарского образования, получить оное. Духовного училища теперь было мало.
Многих маститых попов в возрасте это решение повергло в шок. Некоторые из них рукополагались в начале девяностых, когда вообще не спрашивали образования, а только наспех учили кадилом махать да литургию служить. Да и попы многие были кто из милиционеров, кто из колхозников, кто из технарей, поэтому их мозг никак не был настроен на премудрости богословий и прочих заковыристых гомилетик.
Но указы патриарха Кирилла не обсуждаются — это поняли все. Поэтому учиться на заочку в наш местный ЦПУ пошли в первой волне попы-олигархи: благочинные, вторые-третьи-четвертые… лица епархии. Тем более, что обучение на заочном секторе стоило очень приличных денег.
Некоторое время остальные попы кой-как отмазывались от этой тягостной повинности, но в 2011 году гайки закрутили, а скрепы зажали, поэтому владыка объявил на епсобрании, что если кто из отцов не собирается учиться, то встанет вопрос об отправлении такового за штат. Отцы заскрипели, застонали, но деваться было некуда. Дошло до абсурда: в ЦПУ стал учиться… декан богословского факультета этого же ЦПУ, так как семинарского образования у него не было, зато сам он был доктором исторических наук. Но все же его взяли сразу на третий курс.
Я же не захотел учиться в нашей местной шарашке, тем паче, что денег у меня лишних никогда не было. Поэтому я решил поступать в Московскую духовную семинарию, наивно полагая, что там учтут мое светское образование и два года духучилища.
Что вышло из этого предприятия — я и расскажу в этих небольших записках, которые писались на моей странице в Живом Журнале сразу по горячим следам.
8 июля 2011 г.
The Matrix has you…
Недаром недавно я прочитал книгу «Alma Matrix» на тему семинарской жизни… Тогда, после прочтения, я воскликнул: «Как хорошо, что я не учился в семинарии!»
И нате вам: неминуемая участь, под названием «циркуляр из Патриархии»: всех необразованных попишек, вроде меня, загнать поганой метлой непременно в этом году в семинарии…
В общем, выбор оставался лишь: куда? Можно, конечно, было отнести документы в наш ЦПУ, но его уровень да 21 т.р. в год меня не вдохновили, поэтому решил везти документы, разумеется, в МДС. Там пока вроде бесплатно.
Позвонил я в канцелярию семинарии и попытался выяснить свои возможности, бо на сайте МДАиС черным шрифтом по белому полю написано, что после училища возможно поступление на второй, а то и третий курс (класс) семинарии. Но в канцелярии юноша меня обломал, сказав, что училище нынче — это фигня (надо архиерею нашему сообщить эту приятную новость), ничего не считается, два года я зря штаны протирал над катехизисом (наизусть, кстати, выучил весь филаретовский катехизис), ц/с языком, всякими уставами, историями, богословиями и прочими миссиологиями… Единственную зацепку дали: кланяйтесь каждому конкретному преподавателю философии, может, тот соблаговолит вам — преподавателю философии по образованию — перезачесть философию (а может, не соблаговолит). То же касается и других предметов.
15 июля 2011 г.
Приехал в Посад, пошел на заочный сектор отдать документы. Довольно задрипанно в этом секторе… Пообщался в канцелярии с женщиной, принимающей документы. Понял, что попал в театр абсурда.
Во-первых, установочной сессии нет, т.е. покупаешь диск с билетами и списком литературы и как хочешь готовишься.
Во-вторых, по ее словам, вполне возможно, что многие предметы мне перезачтут (типа иняза, философии, латыни, ц/с и подобного, но узнаю я об этом… только непосредственно на экзамене (!). То есть или готовься все равно, или рискуй словить халяву. Или не словить.
В-третьих, семестровую работу нельзя выбрать самостоятельно, только тупо из предложенного списка — твое творчество и ум совершенно никого не интересуют, лишь бы выполнил формальности, хоть списал у кого, как школяр.
После этого мне вполне искренне сказали на мое удивление, что, мол, и так всем все понятно: батюшкам ведь лишь бы диплом получить, все равно им учиться серьезно некогда… В утешение мне показали список из сотни попов, оставленных на второй год в первом классе. Шарашка — шарашка и есть.
23 сентября 2011 г.
Сегодня пришло уведомление из МДС, что меня соблаговолили принять в первый класс (первоклашка-первоклашка!!), сообщили, когда сессия. Но одна фраза очень понравилась: «В ближайшее время Вам необходимо получить учебные пособия и ознакомиться с правилами для учащихся-заочников»…
Хм. Это я должен сгонять из Волгограда в Москву за учебниками, или как?.. А с правилами я должен ознакомиться… где? как?.. Слабо, например, было прислать мне эти правила в том же конверте или на электронную почту?
Насчет учебных пособий: летом я купил в канцелярии МДС диск за 100 р. Там вопросы и учебные пособия. Я выбрал те предметы, по которым буду сдавать в эту сессию: например, Основное богословие. Судя по вопросам, основа для ответа — это книга А. Осипова «Путь разума в поисках истины». Прекрасно, скачиваю книгу, начинаю собирать все в кучку. Итог: из 70 вопросов нет нигде ответов на 22…
Еще веселей предмет «естественно-научная апологетика» — мешанина из физико-химии и богословия. Конспект преподавателя: из 32 вопросов нет ответов на 14… Зато страниц 40 конспекта посвящено дурацким картинкам: черепушки предполагаемых «предков человека»… И нафига, извиняюсь за мой английский?
И где я возьму «богословское осмысление антропного принципа»? Или «богословскую оценку этологии и социобиологии»?.. Я, конечно, могу покопаться в интернете по поводу физики или космологии — но где мне обогословить сие? И за что, спрашивается, уплочено 100 р?.. (Кстати, в электронной библиотеке МДА всего три книги по Ест. науч. апологетике, и ни одна не в тему мне.)
Это я еще не копался в остальном. По Литургике мутный конспект, пока в нем что-то найдешь — голову сломаешь, но тут спасибо хоть восьмилетний опыт уже есть, основы устава я сдавал в училище, да и интернет тут помог хорошо.
Елки, два месяца до сессии, а кто за меня будет делать ремонт в храме: доски пилить и саморезы крутить?.. И нафига вам, товарищи начальствы, вся эта хвалынка?.. Чтобы корочка была? У меня уже две есть: стены обклеивать?..
26 сентября 2011 г.
Сижу, пытаюсь состряпать все ответы по Основному богословию. Один из вопросов для экзаменов звучит так: «Гипотеза „изобретения” религии». У Осипова в его «Путь разума в поисках истины» такой темы нет напрочь, только мимолетное упоминание вскользь. Единственное, на что сподобился гугл — выдать несколько ссылок в разных местах на это же скользкое упоминание у Осипова и на учебные программы по курсу Осн. богословия. Нарыл лишь краткие тезисы по теме.
И как учатся бедные отцы где-нибудь в глухомани, без гугла?..
12 октября 2011 г.
Перечитываю конспект по истории Вселенской Церкви, готовлюсь к сессии. Читаю про всякие расколы и ереси, в очередной раз убеждаясь, что главной их причиной были не разногласия по догматическим вопросам или ложные мнения, а почти всегда — банальная человеческая гордыня: кого-то обошли, поставили в епископы не его, а ненавистного конкурента, кого-то не оценили, обидели, прогнали, не дали званий, чинов и наград. И в отместку этот человек, назло своим обидчикам, начинает придерживаться противоположного мнения или присоединяется к врагу своего врага, а дальше все уже катится как снежный ком. Не всегда, конечно, так было, но в большинстве случаев все именно так.
27 октября 2011 г.
Читаю тут Лосева на досуге заради сдачи экзамена по Основному богословию, про его определение религии в «Диалектике мифа». Все умно, субстанционально, так сказать, и вдруг бац:
«Религия же, кроме этого общеисторического мифологизма, уже по самой своей природе чрезвычайно близка к мифу. Ведь она есть по преимуществу бытие личностное, синтетическое, а не изолированно-абстрактное самоутверждение личности. Она в самом своем принципе уже содержит нечто мифическое. Она не может не зацвести мифом. Нельзя, например, быть христианкой и ходить с оголенными выше колен ногами и оголенными выше плеч руками, как это требуется по последней моде 1925–1928 гг. Я лично терпеть не могу женщин с непокрытыми головами. В этих последних есть некоторый тонкий блуд, – обычно мужчинам нравящийся. Также нельзя быть христианином и любить т.н. «изящную литературу», которая на 99% состоит из нудной жвачки на тему о том, как он очень любил, а она не любила, или как он изменил, а она осталась верной, или как он, подлец, бросил ее, а она повесилась или повесилась не она, а кто-то еще третий и т.д. и т.д. Не только «изящная литература», но и все искусство, с Бетховенами и Вагнерами, есть ничто перед старознаменным догматиком «Всемирную славу» или Преображенским тропарем и кондаком; и никакая симфония не сравнится с красотой и значением колокольного звона. Христианская религия требует мифологии колокольного звона. Христианин, если он не умеет звонить на колокольне или не знает восьми церковных гласов или, по крайней мере, не умеет вовремя развести и подать кадило, еще не овладел всеми тонкостями диалектического метода. Колокольный звон, кроме того, есть часть богослужения; он очищает воздух от духов злобы поднебесной. Вот почему бес старается, чтобы не было звону. Нельзя, далее, также быть евреем и – не обрезываться и не делать того, что бывает после обрезания, как нельзя католику замазывать вопрос о Filioque и не искать чувственного явления Христа, Богоматери и святых, и как нельзя коммунисту любить искусство. Мифология обязывает».
И вот я чуток не врубился: это он прикалывается так или всерьез? Про короткие рукава, «ничто» Бетховена перед колоколами и диалектический метод христианина при помощи разжигания кадила?..
14 ноября 2011 г.
Заглянул на сайт МДА. Вы тоже насладитесь (в сокращении, полный текст по ссылке).
Автор — чтец Виктор Деев, студент 1-го курса (Отделение церковно-практических дисциплин)
«По милости Божией, я поступил в Московскую духовную академию из Перервинской духовной семинарии, которую закончил в 2009 году, после прохождения церковно-приходского послушания в качестве помощника инспектора по воспитательной работе. (…)
Заехав в МДА 8 августа, я оказался в духовном оазисе, где цветет не одно столетие студенческая жизнь. Видя большое количество студентов, невольно прославляешь Бога и удивляешься, как это с разных уголков мира съезжаются юноши и девушки, готовые послужить Богу. А обучение в МДА – это уже начальная ступень служения Небесному Отцу.
Итак, будучи абитуриентом, на все начинаешь обращать внимание, и понятно для чего. Смотришь, чтобы с твоей стороны не было промахов, к экзаменам готовишься, но до конца не знаешь, как ты их сдашь. Все незнакомо, все ново. Одна из усерднейших молитв бывает во время поступления и сдачи экзаменов вплоть до объявления результатов: поступил или нет. Помню, что один абитуриент не поступил. Его слова: «На все воля Божия. Буду пытаться поступить в следующем году», — до глубины души тронули меня…»
Интересно, если учеба в МДА — это «начальная ступень служения» Богу, то что такое учеба в МДС? Пыль у подножия начальной ступени?..
22 ноября 2011 г.
Первый день в детсаду. Ой, пардон — в семинарии.
Было забавно до жути. Душа ликовала и трепетала, когда узнал, что семестровое сочинение пишется в… ученической тетрадочке от руки; когда меня вместе с более чем сотней других попов-студентов учили, как оформлять ссылки и библиографию; когда я узрел на стенде, что можно, оказывается, написать семестровое сочинение по ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ на тему «СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПЕТР».
Ну, теперь-то я стану вумный и получу ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ! Начну завтра его получать с… диктанта.
23 ноября 2011 г.
Сегодня писали диктант в детском саду «Ромашка». Иначе это не назовешь, ибо текст состоял из пяти-шести небольших предложений, препод читал чуть ли не по слогам, всячески намекая на все знаки препинания. Но отцы волновались, один у меня скатывал.
25 ноября 2011 г.
Сегодня спокойно перезачел философию, потом с игуменом Никифором попели хором гласы, потренировались перед экзаменом. Затем была лекция по катехизису, вел старенький профессор К. Скурат. Меня потрясли до глубины души отцы-крестоносцы, которые задавали профессору вопросы уровня воскресной школы деревни Запупыркино… На вопрос профессора «когда Господь установил таинство брака?» — кто-то выкрикнул: «В Кане Галилейской!»
Еще один вопрос тоже был из рубрики аута: «Прошу объяснить, в чем было непослушание Адама в раю, а то там все размыто, непонятно…» Это молодой поп спросил. Профессор хорошо ответил, метко, с юмором, но и многие другие вопросы были подобного умственного уровня. Некоторые вопросы были чисто из поповской практики, насчет отпевания самоубийц, хотя любой мало-мальский поп с прихода вроде должен знать, что для решения этого вопроса существуют не профессора, а епархиальный архиерей… Ни бэ, ни мэ, ни кукареку, но некоторые на Осипова не преминули наехать, типа, как он смеет чего-то там о чем-то там неправильное говорить…
26 ноября 2011 г.
Сегодня мне сугубо (или трегубо?) не подвезло. Поехал утром на учебу, в Посаде попал под сильный дождь (и без зонта был), поскользнулся, чуть не грохнул телефон совсем, потом с мокрыми ногами сидел на лекции по библейской истории. Тут снова не повезло: архимандрит Венедикт сказал, что предмет он может перезачесть, если завсектором разрешит, а это вряд ли будет… И обидно, судя по словам преподавателя, спрашивать будут чуть ли не на уровне «Закона Божьего», хотя в училище я всерьез учил и Лопухина, и арх. Аверкия (Таушева)…
С катехизисом, вернее, обещанным профессором Скуратом перезачетом, вообще ерунда вышла: вместо профессора пришел какой-то надутого вида гражданин в пиджачке, просто выгнал из аудитории всех попов нашей второй группы (а сегодня сдавала лишь первая группа), не пожелав даже разговаривать… В итоге, все откладывается на следующую сессию.
В принципе, выходит так, как завсектором протоиерей Сергий Маратканов и предупредил честно вначале: «Это все ВАШИ проблемы…»
28 ноября 2011 г.
Сегодня сдавали литургику, народ валился жестко, путая элементарные вещи, хотя препод не валил, ставил четверку за то, за что не стоило и тройку ставить.
А потом был английский. Где препод сказал, что вузовские оценки перезачтет, но странным способом: только на тройку, а кто хочет лучшую оценку — сдает как все… Я плюнул на будущий похвальный лист и стал троечником.
А завсектором послал меня на… хм, в общем, чтобы сдавал по второму кругу всю ту красоту, что в духучилище: типа, у вас там было чуть-чуть и фуу, а у нас ого-го и уух… Мда, сказал бы я про ваше ого-го, да промолчу…
30 ноября 2011 г.
Основное детсадовское богословие сдал, отвечал на вопрос «Что не есть религия». Я сказал честно преподу, что за такие вопросы руки отрывают в приличном обществе, ибо невозможно отвечать вразумительно и по делу, а так — размазывать по столу лишь. Препод хмыкнул и поставил пятерку.
2 декабря 2011 г.
Сегодня, наверно заступничеством прп. Романа Сладкопевца, сдал благополучно экзамен по пению на 4 с минусом, причем минус даже в ведомость нарисовали.
3 апреля 2012 г.
Сижу тихо, никого не трогаю, занимаюсь глубоко духовным делом: переписываю семестровую работу по священной истории Нового Завета с распечатки в ученическую тетрадку. На каждом переворачивании листа ловлю себя на судорожной попытке «сохранить страницу». Я за последние пять лет столько авторучкой не возюкал по бумаге, сколько сегодня, благодаря МДС… А еще одну работу так же переписывать.
Все это называется «духовное образование духовенства» или по-простому «нафига попу баян…».
Отцы-заочники идут трапезничать
12 мая 2012 г.
«По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет знал он назубок: твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия.
На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку и, получив разрешение говорить, встал:
– Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием – пять тыс… – и сразу осел от визгливого крика отца Василия:
– Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!
Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор». («Как закалялась сталь»)
В общем, эээ… короче, сегодня я благополучно ЗАВАЛИЛ катехизис… Да-да, тот самый катехизис, который я сдал ровно 10 лет назад на пятерку. Просто сюр…
Нет, вы не подумайте, я выучил, но не так, как считал нужным доцент О.В. Стародубцев, который думает, что поп — это гугл, выдающий дословные цитаты из Писания, включая главы и стихи, как пулемет… Близко к тексту, своими словами не принимается, поэтому меня отправили на осень… Такого шока я не испытывал 20 лет, после того, как в 12 лет специально завалил экзамен по баяну, имея твердое намерение бросить музыкалку.
15 мая 2012 г.
Уже становится смешно: нет, ц/с язык я не завалил — меня просто не допустили к сдаче, ибо у меня не было выполненной домашней работы в тетрадочке, о которой отцы почему-то знали с прошлой сессии, а я нет… Я в прошлую сессию в семинарии был восемь раз, обсмотрел все стенды, не было ничего. Как они умудрились откопать эту домашку — не представляю. Конечно, я не был на предварительной лекции осенью, может, там давали. Препод проигнорировал мое желание взять хоть пять билетов зараз и наличие у меня пятерки по ц/с: «вы же заочно учились, сами понимаете, какое оно, заочное образование — несерьезное…» Я долго-долго и задумчиво посмотрел на препода, хотелось спросить: а какое он дает образование, если тут вообще ничего не преподают, а только спрашивают? У нас в училище хоть начитки были, и весь учебник я тогда проработал, все контрольные сделал… Но промолчал, уважив седины товарища доцента.
11 ноября 2012 г.
Рекомендую: лучшее запатентованное средство от бессонницы — пять минут чтения Катехизиса — и вы уже смотрите блачестивые сны.
1 декабря 2012 г.
Вернулся с сессии, досдавал долги по катехизису и ц/с. На катехизисе доцент Стародубцев продолжал, как и в прошлом году, троллить попов, прикалывался над всеми, сбивал с мысли во время ответа, задавал совершенно левые вопросы, не относящиеся к теме. Правда, внезапно одному дьякону поставил автомат лишь за то, что у того пятеро детей. Дьякон ушам своим не поверил, ушел ошалевший.
Одного студента доцент завалил на том же билете, что и меня весной. Но тут я был ученый, без подготовки не пошел, а когда он меня вызвал, то запнулся, округлил глаза: «О! Плужников! Который много времени в интернете проводит, так-так!» Но без всяких так-так я взял первый билет и ответил на пять.
Церковнославянский вообще был банален: пришел тихий кроткий игумен, раздал карточки с тропарями двунадесятых праздников, надо было определить вид глагола, дать перевод. В общем, детский лепет, но отцы почти все заикались через пень-колоду, с трудом отличая аорист от перфекта, и даже глагол от причастия. Я ответил, а игумен решил дать мне задание со звездочкой, говорит, хитренько улыбаясь: «А можете сказать этот тропарь Рождеству Богородицы не в перфекте, как он дан, а в аористе?» — что я ему и продемонстрировал, получив законную пятерку.
В Лавре зашел в Духовский храм, послушал проповедь после литургии одного седого попа про масонов, мерзкий продажный вонючий Запад и наше святое «совестливое» государство, которое «Удерживающий» и т.п. и т.д. Чуть не стошнило…
8 апреля 2013 г.
Учеба в МДС — штука познавательная. Можно много узнать о преподавателях и студентах. Все разные, но попадаются колоритные. Например, среди преподов.
В один из первых дней сессии я пошел на обзорную лекцию по истории России (хотел спросить насчет перезачета). Я опоздал буквально на полминуты, не слышал, как представился препод, молодой пухленький безбородый парень в подряснике (но явно не в сане).
Хлопчик сел и начал:
— Сегодня мы проведем обзорную лекцию по истории России. Чтобы лучше понять историю России, мы рассмотрим ее на примере… жизни русского духовенства XIX в. за рубежом, а конкретно, в Германии… Это моя диссертация, которую я защитил в МДА.
Отцы захлопали недоуменно глазами. А препод открыл свой диссер и ничтоже сумняшеся уткнулся в него и начал бубнеть по тексту:
— Цели нашего исследования… Задачи…
Один батя скромно поднял руку, хотел задать вопрос, но препод предложил все вопросы задавать в конце. Батя посидел еще минутку, потом пожал плечами и вышел.
А юное дарование продолжило:
— Итак, чтобы понять жизнь русского духовенства в Германии — сначала рассмотрим, что такое Германия.
???
— Первые германские племена появились… К ним пришел миссионер такой-то… Потом князь такой-то… Герцогства германские были такие-то…
Через пять минут этого бреда я не выдержал:
— Простите, — с наивежливейшей издевкой спрашиваю, — я вот опоздал чуть: это ТОЧНО лекция по истории России?
Юноша наивно похлопал глазками на меня:
— Да-да, конечно!
Я посидел еще пару минут, насладился виртуозностью этого абсурда, демонстративно встал и вышел. Вслед за мной вышли еще пара человек, но препод лишь покосился в их сторону и продолжил бубнеть свой бред…
1 января 2014 г.
Тут вот Кураева поперли из профессоров МДА, а у меня через полтора месяца экзамен на заочке по миссиологии, а в качестве единственного учебника дан конспект Кураева, и вопросы к экзамену им составлены… Вот и думай теперь: небось, все похерят, скажут, не было на свете никакого учебника и никакого Кураева и вообще, вопросы другие будут.
А вообще, МДС это такая шняга — каждый раз разбираю диск с билетами и конспектами и чуть не матерюсь: то где-то дадут лишь программы и билеты, а никаких конспектов нет, то, как в Сравнительном богословии в этом году, дали два вида билетов и два разных конспекта, и теперь ломай голову, то ли все учить, то ли монетку подбрасывать… То дадут кусок конспекта, а остальное ищите, где хотите. Куча ошибок, повторов, отвратительно составленные материалы. Такое чувство, что это не главная духовная школа страны, а семинария Муходрищенска из Запупырской губернии.
20 февраля 2014 г.
Готовлю тут работу по гомилетике (буэ-буэ), попался конспект лекций годов 50-х по развитию проповеди в России. Заканчивается конспект сугубо в рамках Политбюро ЦК КПСС:
«В проповедях этого времени наряду с темами о духовной жизни, духовно-нравственном совершенствовании уделяется внимание также миротворческому деланию, проблеме защиты мира во всем мире и воспитанию паствы в духе патриотизма.
Из изданных проповедей очень многие посвящены теме защиты мира во всем мире, миротворческому служению Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Алексий был истинным миротворцем и неустанным проповедником мира. Почти во всех своих Пасхальных и Рождественских посланиях, во многих специальных посланиях он призывает христиан как нашей Родины, так и других стран, беречь мир во всем мире. В своих посланиях он осуждает все виды насилия и агрессии и призывает людей доброй воли сплотиться и воспрепятствовать возникновению новых войн на земле.
Кроме миротворческих тем в изданных проповедях и посланиях патриарха Алексия проходит тема мирного созидательного труда на благо нашей Родины. Патриарх Алексий неустанно призывает многомиллионную всероссийскую паству: «Будем всеми силами способствовать укреплению мира, и каждый в меру сил своих вносить долю труда в общий созидательный труд умножения благоденствия народного с молитвою, да дарует Господь благословение Свое на труды наши; да даст веселие в сердца наши, и да никтоже возьмет радости нашея от нас».
За великие заслуги перед Родиной наше Правительство наградило Патриарха Алексия четырьмя орденами „Трудового Красного Знамени”».
Ничего не изменилось, все то же Политбюро, только теперь не за «мир во всем мире», а за «русский мир» и «священную войну».
12 марта 2014 г.
Основное отличие преподов заочки МДС — высокомерно-брезгливое, наплевательское отношение к студентам, которые не казанские мальчики, а как бы тоже попы. Не все такие, но подавляющее большинство. Никого не интересует конкретный студент, его проблемы, возможности. Один маститый препод-протоиерей (обойдусь без фамилий) аж отшатнулся, как от прокаженного, от студента, когда тот попытался объяснить, что он болен, и спрашивал, можно ли сдать с другой группой.
— Что вам надо?.. — прогнусил протопедагог. — Что вы лезете со своими проблемами? Мне заняться, что ли, больше нечем, кроме как вас выслушивать? Да и вообще приезжать тут к вам, принимать — у меня что — других дел нету?!
Так и хотелось сказать: ну и сидел бы дома, зачем полез в преподаватели?
Другие преподы почему-то твердо уверены, что на свете существует лишь его предмет, и студент должен знать его на уровне узкого специалиста. Не знаю, есть ли еще где такая ужасная система, но лично я за 5 дней сдавал 10 предметов, по 2 в день, поэтому на подготовку к каждому было максимум несколько часов вечером. И это при том, что я хоть могу позволить себе мозговой штурм, а вот многие попы за жизнь пару книжек вряд ли прочли…
Но препода это не волнует, как не волнует и то, что у нас есть билеты и конкретные конспекты или учебники, данные нам на диске. Нет, препод без проблем задает вопросы, которых нет в конспекте, мол, должен все знать. Возражать бесполезно — не слушают.
Например, препод по византологии больше всего требует, чтобы студент знал все даты начала и конца правления каждого императора (а их там было штук сорок с IV по XI вв.).
Но самое общее для большинства преподов — это жуткая озабоченность родственными связями героев своих предметов. Так, я с налета сдал литургику, потому что препод спросил, знаю ли я, в каких родственных отношениях состоят Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, творцы канонов. И я знал! И получил отлично.
На других предметах еще хуже, надо было ответить: кто для Константина Великого был Юлиан Отступник, а кто, например, Максимиан (слабо ответить?). Или: как звали убитых Константином сына и жену? Или: как звали папу Феодосия Младшего? А дядю Юстиниана?
Вообще, копание в мелких подробностях было основой: меня чуть не завалили на истории Русской Церкви, когда я рассказывал (внимание!!) ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО! Я посмел забыть, как звали младшего брата прп. Сергия, как звали игумена, который его постриг, и (о, боже!): я не знал, в каком городе рукоположили Сергия! Ибо я готовился по учебнику Знаменского, а там таких данных не было.
Но не все преподы гады. Были и милые. Самый симпатичный был препод по религиоведению, свящ. А. Забелин. Он перед экзаменом сказал так, чуть стесняясь:
— Отцы-братия! Прошу вас: если среди вас есть иподиаконы владык или секретари маститых игуменов, или еще какие шишки, но вы при этом не знаете предмета — не надо пытаться сдавать. А то потом звонят мне ваши начальники и требуют поставить оценку… Это нехорошо, братья. Я ведь в Церковь Христову пришел, а не куда-нибудь еще… Это мерзко. Мне важно лишь, чтобы вы пользу получили от предмета, чтобы могли людям объяснить основы какие-то, а не оценку получить.
Но, к сожалению, таких отцов было очень и очень мало.
***
На этом краткие зарисовки о незаконченном семинарском образовании заканчиваются. Отучившись три полных курса, на четвертый я уже не поехал, потому что совсем ушел из РПЦ. Но мне на электронную почту еще года полтора приходили вызовы на сессию…
***
Небольшое дополнение к семинарскому циклу, уже не связанное непосредственно с учебой:
13 марта 2014 г.
В последний день пребывания в Посаде я, по наводке одного попа-сокурсника, который вычислил меня (как цензора и автора критических статей), посетил сие место:
Этот магазин православной и патриотической книги находится совсем рядом с заочным отделением: ул. 1-й Ударной Армии, 4а (есть ли этот магазин там сейчас? — прим. 2022 г.). В этом магазине мой сокурсник увидел книжку про отрока Славика Чебаркульского (про культ которого я писал статью).
Зашел я туда. Как раз оказалось, что в магазине лишь я и продавец, мужик с сединой. А я был без подрясника.
Прошелся по магазину. Много хорошей литературы, даже научной, богословской. Но зато целый шкаф «патриотической», читай национал-фашистской, типа Т. Грачевой, всякие просталинские книжонки и подобное. А на особой полке красуются в разворот книги про Славика, «старца Самуила с Богом», «старца Антония» — в общем, кондовый бред.
Подхожу. Спрашиваю (очень милым голосом):
— Скажите: кому принадлежит сей магазин?
Мужик сразу напрягся, нахмурился:
— А вам что?
— Да ничего, просто интересно.
— Православным издательствам!..
— Простите, — вежливо сомневаюсь я, — так не бывает: одному издательству — еще ладно, но так — вряд ли…
Мужик начинает злиться:
— Вам чего надо?! Вы сюда книжки пришли покупать или что?
— Я просто хочу узнать… Это что — секретная информация?
— Я не буду отвечать на этот вопрос! Вы что — инспектор какой с проверкой?!
— Ладно, — пытаюсь понизить градус кипения, — следующий вопрос тогда: можно Вас? — приглашаю его к полке с теми книжками. Мужик злобно сжимает губы, прячет глаза и не двигается с места:
— Я не пойду никуда!! Вам ЧТО НАДО?!!
— Хм… Ну ладно: скажите, вот Вы знаете эти книги? Знаете, что они сектантские? Почему Вы их продаете?
Реакция мужика была потрясающей: он вскочил, опять-таки убирая глаза, заметался влево-вправо, схватил какой-то кулечек, стал его мять в руках. Потом подскочил к двери:
— Так! У меня срочный технический перерыв!! Немедленно покиньте помещение! Уходите!! — и топчется в дверях, судорожно пихая ключ в замочную скважину.
Я ошалел:
— Вы спятили? Вы что?..
— Скорей, уходите!!
Я вышел, спускаюсь по лестнице. Он сбежал вниз за угол, проследил, как я подошел к выходу, и помчался обратно к себе в магазин на второй этаж…
Вот такая веселая история: рядом Лавра, семинария-академия, профессора с датами правления императоров Византии, а то, что в 100 метрах от них продается, возможно, годами сектантская хрень — всем по барабану…
***
P.S. После прочтения этих записок кто-то может воскликнуть: ну вот опять — только критика-критика, чернуха, только о плохом, ничего о хорошем.
Нет, было и много хорошего: была и сама Лавра с ее неповторимой атмосферой, был дух преподобного Сергия, был сам симпатичный по-хорошему провинциальный Посад. Был дом, где жил Василий Розанов, и храм, где его отпевали (и где я останавливался в гостинице). Был Гефсиманский скит, и могилы Розанова и Леонтьева. Были Абрамцево, Семхоз и Мураново. Были гостиничные коты и потерявшийся сенбернар, встретивший меня на пути из Лавры в скит, около дома, где жил Пришвин…
Но все это — для других рассказов. Возможно, тех, которые никогда написаны не будут…
Иллюстрация: здание заочного сектора МДС
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: