«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
В этом данном свыше глобальном поручении первым ученикам и апостолам Христа
дважды звучит призыв обучить. Именно поэтому необходимость раскрытия смысла и содержания духовного пути к спасению стоит перед Церковью с самого начала ее создания и реализуется на разных уровнях доступности. Одной из форм церковной проповеди является катехизис.
Икона Апостольские проповеди
Значение слова
Слово «катехизис» греческого происхождения и обозначает сборник доктринальных положений, помогающих разобраться в основах вероучения. Проще говоря, это краткий учебник о сути христианства
.
Первые примеры подобной литературы появились в ответ на запрос молодой растущей Церкви. Самые известные памятники ранней христианской мысли адресованы желающим принять крещение
и
новоначальным
, древнейший среди них — «Дидахэ» (I в.).
Данные творения содержат квинтэссенцию христианского вероучения, но не называются катехизисами напрямую. Да и по своей свободной форме они весьма отличаются от поздней религиозной литературы дидактического характера.
Интересный факт
Первые книги с надписью на обложке «Катехизис» увидели свет только в начале XVI в. Их авторы были
католиками
и протестантами.
Устоявшаяся со временем классическая форма краткого пособия по основам христианской веры «вопрос – ответ» возникла на Западе в эпоху Реформации. Самые известные из них – Малый и Большой катехизисы Мартина Лютера.
Первые православные катехизисы, изданные на Руси
В традиции начального религиозного образования на Руси использовались:
- простые буквари;
- сборники молитв
с их истолкованием; - служебники
.
Во всех этих рукописях обязательно присутствовал Символ веры
.
Подробные списки христианских добродетелей
можно было найти в различного рода поучениях, беседах, содержавшихся в специальных книгах, которые называли «оглашенниками». В свою очередь «оглашенными» на Руси называли тех, кто готовился к принятию крещения.
Самым популярным чтением на Руси были жития
святых,
чьи подвиги рисовали перед благодарными читателями или слушателями высокие образцы христианской жизни. Стараясь подражать этим многочисленным достойным примерам, человек на деле учился постижению нравственного
Закона Божьего
.
Полезные материалы
В распоряжении образованного русского духовенства
и монашества имелось и большое количество рукописей с текстами уважаемых греческих авторов. Благодаря внимательному исследованию творений
святых отцов
на нашей земле появлялись такие светильники духовности, как преподобный Сергий Радонежский, который еще в юности имел возможность исследовать драгоценные кладези церковной мысли.
Необходимость появления собственно катехизисов была обусловлена противостоянием нашей Церкви многочисленным попыткам проникновения на территорию Руси вместе с миссионерами
и просто путешественниками католических и протестантских воззрений. Православное богословие срочно нуждалось в активной и серьезной защите, создании четких определений веры в форме кратких учебников.
Содержание первых русских катехизисов было направлено против хлынувших с Запада инославных заблуждений.
- Творение Лаврентия Зизания Тустановского, появившееся в Западной Руси в 1620 г., ставило своей целью победоносную полемику с католичеством, однако само подпало под влияние последнего. В книге Зизания содержался целый трактат, посвящённый чистилищу.
- В 1720 г. увидел свет букварь под названием «Первое учение отроком», составленный архиепископом из Новгорода Феофаном Прокоповичем, который, наравне с вопросами и ответами содержал заповеди ветхозаветного Декалога
. Вооружившись методами протестантской науки в борьбе с католической схоластикой, этот букварь впал в новую крайность.
Интересный факт
Следует отметить очень интересный факт. О необходимости создания катехизиса, понятного простому народу, заявлял сам император Петр I. По его мнению, высказанному в послании к
Синоду
, в этой простой книге должны быть заключены «наставления, что есть прямой путь спасения… а особливо, веру, надежду и любовь (ибо о первой и последней зело мало знают… а о средней и не слыхали), понеже всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…».
Исповедание митрополита Петра Могилы
«Православное исповедания веры кафолической и апостольской Церкви Восточной» — это результат коллективного творчества самого митрополита Петра и его приближенных.
Первое издание состоялось в 1642 г. на латинском языке, вариант на греческом появился через год, а перевод на церковнославянский напечатали в 1685 г.
Даже изрядно подчищенный от влияния схоластики для перевода на разговорный греческий, документ Петра Могилы остается самым «латиномудрствующим» православным текстом XVII века. Будучи переведенным на русский язык в 1837 г., данное произведение с конца XIX в. оспаривалось на адекватность передачи православного вероучения.
Цель катехизиса обозначена в предисловии к нему:
«Книга эта публикуется не только для того, чтобы священники в своих приходах каждый день, в особенности в воскресные и праздничные дни, читали и объясняли его своим прихожанам; но также, чтобы мирские люди, умеющие читать, преподавали одинаковым способом христианское учение, преимущественно, чтобы родители учили по ней своих детей, а владельцы подвластных себе людей, а также, чтобы в школах все учителя заставляли своих учеников учить наизусть по этой книжечке».
«Православное исповедание» имеет символическую трехчастную форму:
- в первой части разбирается Символ веры;
- вторая часть посвящена молитве и заповедям блаженств;
- третья часть завершает исследование основ обращением к доброделанию.
Труд митрополита Платона (Левшина)
Хорошей попыткой исправить ситуацию с духовной безграмотностью была работа будущего митрополита
Платона (Левшина). Она называлась «Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно в 1757–1758 гг.».
Митрополит Платон (Левшин)
В этом сборнике доступных бесед описывался процесс подготовки верующего к вхождению в Церковь в течение 9 месяцев, подобно постепенному возрастанию младенца во чреве матери. Катехизис был остроумно привязан к годовому богослужебному кругу и напрочь лишен всякой вредной схоластики.
Впоследствии Левшин создал еще несколько сборников как в помощь священнослужителям, так и для личного пользования наследником престола, молодым Павлом. Именно в работах этого церковного деятеля мы находим первое серьезное обращение к святоотеческой традиции. Его катехизисы были востребованы русским православным обществом вплоть до конца XIX столетия.
Пространный Катехизис митрополита Филарета (Дроздова)
Официальный заказ церковных властей на появление унифицированного учебника по основам веры, который должен в полной мере удовлетворять нуждам образования, возник в результате реформы в начале XIX в. Его выполнение поручили ученику митрополита Платона Филарету.
Святитель Филарет Московский
«Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» Филарета (Дроздова) был издан в 1823 г. Горячее желание продолжить дело своего учителя в святоотеческом ключе нашло противодействие в условиях прокатолических веяний.
Митрополиту Московскому Филарету пришлось корректировать свою работу.
В исправленную версию включили католическое учение о предопределении, цитаты на русском заменили на церковнославянский, добавили главу о Священном Предании
. Вопреки возражениям самого митрополит Филарета на многие правки, он был напечатан в 1839 г.
Реакция образованного общества на эту работу была далеко не однозначной. Одни упрекали его в опасных для Православия высказываниях, другие подчеркивали сложность текста и положений духовного учебника для простых мирян из народа.
Тем не менее, творения Дроздова надолго были взяты за основу духовного религиозного образования в России.
Интересный факт
До сегодняшнего дня работа митрополита Филарета с поправками членов Синода остается единственным общепризнанным катехизисом в РПЦ.
1.2. ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?
а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.
Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетовании. Ап. Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).
По истолкованию «Пространного Катехизиса», это означает
«уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем» [ ].
Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой,
«ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).
б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» ап. Павел, когда говорит о людях, которые «отвергли прежнюю веру» (1 Тим. 5, 12), о «невеждах в вере» (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.
в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, «вера — не психологическое состояние», а онтологическая связь (то есть связь по бытию — О. Д. ) между человеком и Богом, связь внутренне объективная» [ ].
С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.
«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4, 3).
Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.
Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14).
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8; 16), и вера в Бога — Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:
«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин. 14, 15);
«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23).
В этом смысле ап. Павел говорит о «вере, действующей любовью» (Гал. 5, 6).
г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание — стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.
Современные издания
В настоящее время в Русской Православной Церкви ведется работа по созданию нового документа, отвечающего по содержанию и стилистике потребностям общества.
Предпринимаются попытки нового изложения основ вероучения. Широко известна работа прот. Олега Давыденкова «Катехизис. Введение в догматическое богословие». Она используется сегодня в качестве рекомендованного пособия в духовных школах.
Проект официального катехизиса РПЦ подготовлен Синодальной библейско-богословской комиссией, которую возглавляет митрополит Иларион (Алфеев). Он был опубликован в 2022 г. для общецерковного обсуждения.
Сегодня эта работа продолжается с учетом принятых поправок и предложений.
Пособия для детей
Отдельные православные катехизисы для детской аудитории появляются в наше время. В 1995 году был издан «Катехизис в рассказах» С. Успенского. А в 2014 году увидела свет книга диакона Георгия Максимова «Катехизис для детей», состоящий из 37 отдельных частей.
«Вера святых» свт. Николая Сербского
Святителя Николая (Велимировича) не зря называют «Сербским Златоустом». Его творения входят в сокровищницу православной мысли XX в.
Произведение свт. Николая, которое можно отнести по форме и содержанию к литературе для обучения основам веры христиан, носит название «Вера святых». Это классический диалог в форме вопросов и ответов на них, с помощью которых излагается учение Православной Церкви.
2.2. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ
Целью жизни падшего человека является достижение спасения. «Пространный Катехизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души» необходимы [ ]:
а) «познание истинного Бога»
Но что значит «познать Бога»? Ведь Бог не есть объект познания в общепринятом смысле слова! Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.
б) «правая вера в Него»
Прокламация декабриста С.И. Муравьева-Апостола
Понятие «катехизиса» использовалось не только для обозначения вероучительной литературы. Любое глубокое руководство, схематично схожее с религиозным документом, называли катехизисами. Примером тому является и «Православный катехизис» Муравьева-Апостола.
Эта прокламация революционного содержания была зачитана утром 31 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге перед строем восставших солдат Черниговского полка. Документ ратовал за создание демократичной республики и был антикрепостническим по своему содержанию, призывал к свержению царя и незамедлительному восстанию против власть имущих.
Призывы к буну против существующей власти в здесь прямо ссылались на библейские тексты. Помимо этого, в «Православном катехизисе» декабристов дается христианское обоснование необходимости военной службы, патриотические мотивы любви к Отечеству опираются на вечные истины.
1.3. ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО КУРСА
Когда мы определяем катехизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:
а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и к человеку;
б) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;
в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения.
Настоящий курс «Катехизиса» ограничен рассмотрением только основных вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры.