Почему митрополит Евгений Кульберг жестче, чем кажется


Русская Православная Церковь

Родился 25 сентября 1972 г. в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве.

В 1989 г. окончил 10 классов Мещеринской средней школы (Ступинский р-н Московской обл.) и поступил в Московский авиационный институт. В 1995 г. защитил диплом по специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Работал по специальности в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте им. Акселя Берга с 1990 по 2004 г.

С 1995 г. алтарничал в храме святителя Николая Мирликийского в Пыжах г. Москвы. Тогда же поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт на заочное отделение.

15 марта 2004 г. в Николо-Сольбинском монастыре архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом рукоположен в сан диакона, 12 июля 2004 г. — в сан иерея.

С 22 ноября 2004 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель храма Рождества Богородицы с. Великое Ярославской обл. С 10 октября 2009 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель Сретенского храма г. Ярославля. С 23 апреля 2007 г. по 12 ноября 2012 г. — духовник Ярославской губернской гимназии им. свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии.

В ноябре 2012 г. переведен в клир Екатеринбургской епархии.

С 7 декабря 2012 г. по 14 октября 2014 г. — настоятель храма «Большой Златоуст» г. Екатеринбурга. Со 2 декабря 2012 г. по 24 марта 2015 г. — председатель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. С 28 декабря 2012 г. — благочинный Ивановского округа г. Екатеринбурга. С 14 октября 2014 г. — настоятель Вознесенского архиерейского подворья. С 15 марта 2015 г. — первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

В 2014 г. защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.

Магистрант кафедры педагогики Общецерковной аспирантуры и докторантуры при Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 50) избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом «Среднеуральский».

16 июля 2016 г. в храме прав. Симеона Верхотурского в Екатеринбурге митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом пострижен в монашество с именем Евгений в честь страстотерпца Евгения (Боткина).

17 июля 2016 г. на всенощном бдении в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 17 июля 2016 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 1 августа за Литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 мая 2022 г. (журнал № 21) назначен Преосвященным Нижнетагильским и Невьянским.

Решением Священного Синода от 11 марта 2022 г. (журнал № 24) назначен на должность заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. (журнал № 53) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Бронницкий», наместником Донского ставропигиального монастыря; также назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации (журнал № 54).

Решением Священного Синода от 8 декабря 2022 г. (журнал № 93) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским, главой Екатеринбургской митрополии, с освобождением от должности наместника Донского монастыря и сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

25 декабря 2022 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Владыка Евгений (Кульберг): «Прикоснуться к тайне жизни…»

Каза­лось бы, толь­ко в про­шлом году Ниж­не­та­гиль­скую епар­хию воз­гла­вил епи­скоп Евге­ний, но за такой неболь­шой срок при­хо­жане сал­дин­ских хра­мов успе­ли всем серд­цем полю­бить моло­до­го архи­ерея. Бывая на служ­бе, слу­шая празд­нич­ные про­по­ве­ди Вла­ды­ки, неволь­но ловишь себя на мыс­ли: епи­скоп Евге­ний ода­рен оба­я­ни­ем Божье­го чело­ве­ка, от него идет осо­бое теп­ло, согре­ва­ю­щее сво­ей любо­вью всех верующих.

– Вла­ды­ка Евге­ний, извест­но, что Вы полу­чи­ли свет­ское обра­зо­ва­ние (МАИ) и про­фес­сия у Вас была весь­ма вос­тре­бо­ван­ная и попу­ляр­ная – инже­нер-систе­мо­тех­ник (понят­нее, навер­ное, для чита­те­лей – про­грам­мист), но Вы, про­ра­бо­тав опре­де­лен­ное вре­мя по спе­ци­аль­но­сти, все же выбра­ли путь и при­зва­ние слу­жить Богу. С чего начи­нал­ся Ваш путь ко Христу?

– Вряд ли кто-то смо­жет ска­зать досто­вер­но, когда начал­ся его путь ко Хри­сту… Когда я учил­ся в инсти­ту­те, у нас были очень инте­рес­ные пред­ме­ты, в том чис­ле свя­зан­ные с экс­перт­ны­ми систе­ма­ми и раз­ра­бот­ка­ми в сфе­ре искус­ствен­но­го интел­лек­та. И све­ти­ло нау­ки про­фес­сор Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Ильин нам гово­рил: «Доро­гие моло­дые люди! Мы такие высо­кие вещи изу­ча­ем, но запом­ни­те раз и навсе­гда: ника­ко­го на све­те искус­ствен­но­го интел­лек­та нет и нико­гда не будет. Истин­ный интел­лект – толь­ко у чело­ве­ка, и разум – тоже». И мне было инте­рес­но раз­мыш­лять, отку­да же у чело­ве­ка интел­лект, в чем – источ­ник это­го интел­лек­та, и есте­ствен­но, мыс­ли дошли до неко­го выс­ше­го разу­ма. А когда стар­ший брат при­нес Еван­ге­лие и рас­ска­зал мне о пра­во­слав­ном веро­уче­нии, все сра­зу вста­ло на свои места, и отпа­ла необ­хо­ди­мость в искус­ствен­ном интел­лек­те и выс­шем разу­ме, пото­му что пра­во­слав­ное веро­уче­ние откры­ло, что Бог – это и есть источ­ник разу­ма, Он сам – Разум, и не надо выду­мы­вать вме­сто него ника­ких про­те­зов в виде искус­ствен­но­го интеллекта.

– Кто ока­зал вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние Вашей лич­но­сти как пас­ты­ря и теперь уже архиерея?

– Мно­же­ство людей. Это и пер­вый батюш­ка, к кото­ро­му я когда-то при­шел на испо­ведь, и кото­рый, сла­ва Богу, по сей день жив. И мно­же­ство при­хо­жан тех заме­ча­тель­ных хра­мов, в кото­рые я ходил на служ­бы. Поми­мо это­го, были заме­ча­тель­ные кни­ги, кото­рых и сей­час очень мно­го в пра­во­слав­ных лавках.

– Как отнес­лись Ваши роди­те­ли к тому, что Вы реши­ли посвя­тить свою жизнь хри­сти­ан­ско­му служению?

– Роди­те­ли не были воцер­ко­в­лен­ны­ми с дет­ства, и для них это было не очень понят­но. Но они отнес­лись с боль­шим ува­же­ни­ем и понес­ли часть тру­дов вме­сте со мной, за что я им очень бла­го­да­рен. Они взя­ли на себя житей­ские, быто­вые нагруз­ки, что­бы у меня была воз­мож­ность пол­но­цен­но посвя­тить себя свя­щен­ни­че­ско­му служению.

– Понят­но, что Биб­лия и Еван­ге­лие – это глав­ные кни­ги жиз­ни. А есть ли у Вас люби­мые тру­ды свя­то­оте­че­ской литературы?

– Конеч­но. Напри­мер, уже в девя­но­стые годы, кото­рые сов­па­ли с нача­лом мое­го хри­сти­ан­ско­го пути, изда­ва­лось мно­го заме­ча­тель­ных книг. Я пом­ню кни­гу Сер­гия Нилу­са «На бере­гу Божьей реки», пре­крас­ное про­из­ве­де­ние о жиз­ни Оптин­ских подвиж­ни­ков. Или – «Опи­са­ние Сера­фи­мо-Диве­ев­ско­го мона­сты­ря», это кни­га, состав­лен­ная свя­щен­но­му­че­ни­ком Сера­фи­мом Чича­го­вым, она посвя­ще­на пре­по­доб­но­му Сера­фи­му Саров­ско­му. Или – уди­ви­тель­ная кни­га о ново­му­че­ни­ках Оптин­ских «Пас­ха крас­ная», кото­рая ста­ла ярким явле­ни­ем сво­е­го вре­ме­ни. А из свя­то­оте­че­ских книг мне очень близ­ки тру­ды серб­ско­го свя­ти­те­ля Нико­лая Вели­ми­ро­ви­ча. Далее мож­но дол­го перечислять.

– Недав­но закон­чил­ся Успен­ский пост, он самый корот­кий из всех Постов. Что мы мог­ли успеть сде­лать за такой непро­дол­жи­тель­ный пери­од для сво­е­го духов­но­го роста?

– В духов­ной жиз­ни, как, напри­мер, в спор­те, есть раз­ные виды упраж­не­ний. Напри­мер, мара­фон и бег на корот­кие дистан­ции. Они зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га, и не может чело­век одно­вре­мен­но зани­мать­ся тем и дру­гим. В духов­ной жиз­ни мара­фон – это Вели­кий пост, а есть такая крат­кая дистан­ция, но совер­шен­но яркая, как Успен­ский пост, он длит­ся все­го две неде­ли. Он посвя­щен Успе­нию Божи­ей Мате­ри, и важ­но успеть про­чи­тать ска­за­ние о Ее жиз­ни, почи­тать ака­фист Божи­ей Мате­ри, Ее Успе­нию. А мож­но прой­ти этот Пост, молясь совер­шен­но заме­ча­тель­ны­ми корот­ки­ми молитвоч­ка­ми, кото­рые посвя­ще­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­це. И все это поз­во­ля­ет за корот­кое вре­мя Успен­ско­го Поста при­кос­нуть­ся к тайне жиз­ни, чисто­ты и вос­кре­се­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Это самое глав­ное, что необ­хо­ди­мо сделать.

– Раз­го­во­ри­лась с веру­ю­щей жен­щи­ной, она посе­то­ва­ла, что послед­нее вре­мя болят ноги и высто­ять Литур­гию быва­ет слож­но, ска­ме­е­чек не так мно­го, да и если есть, то заня­ты людь­ми более стар­ше­го воз­рас­та, чем она. На Кип­ре в церк­вях ска­ме­ек доста­точ­но – для всех при­хо­жан, да и у нас в Рос­сии в неко­то­рых сель­ских при­хо­дах «сидя­чих мест» нема­ло и на служ­бе подав­ля­ю­щее боль­шин­ство сидит (конеч­но, кро­ме самых важ­ных момен­тов Литур­гии). Види­мо, этот вопрос под­ни­мал­ся и рань­ше, ведь есть извест­ное выра­же­ние свя­ти­те­ля Фила­ре­та Мос­ков­ско­го «луч­ше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Может быть, в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни в хра­мах добав­лять ска­мей­ки на богослужение?

– Я знаю, что если батюш­ка в хра­ме забо­тит­ся о сво­их при­хо­жа­нах, то он ста­ра­ет­ся сде­лать так, что­бы для каж­до­го чело­ве­ка, кото­ро­му тяже­ло, нашлась ска­ме­еч­ка. В рус­ской пра­во­слав­ной тра­ди­ции нет такой прак­ти­ки, что­бы весь храм был застав­лен ска­ме­еч­ка­ми, как это есть на Восто­ке. Но тем не менее, ска­ме­еч­ки в хра­ме все­гда есть, а если Вам тяже­ло, а их не хва­та­ет, име­ет смысл подой­ти к батюш­ке и ска­зать об этом. И он обя­за­тель­но помо­жет. А если это­го вдруг не про­изой­дет, нуж­но поис­кать при­ход, где ска­ме­еч­ка для Вас най­дет­ся. Это выра­же­ние люб­ви друг к дру­гу: помо­гать нести немо­щи друг дру­га. Неко­то­рые при­хо­жане носят с собой склад­ные стуль­чи­ки, если есть такая воз­мож­ность, кто-то даже остав­ля­ет их в при­тво­ре. А неко­то­рые при­хо­жане, напри­мер, все­гда смот­рят вокруг и ищут чело­ве­ка, кото­ро­му тяже­ло, и пред­ла­га­ют ему сесть на ска­ме­еч­ку – как это быва­ет в автобусе.

– Вла­ды­ка, что самое глав­ное в жиз­ни хри­сти­а­ни­на? И как прий­ти к вере?

– Самое глав­ное в жиз­ни хри­сти­а­ни­на – верить в Вос­кре­се­ние Хри­сто­во и в то, что сами мы вос­крес­нем. И с такой высо­ты смот­реть на все, что про­ис­хо­дит вокруг. При­ход к вере – это все­гда при­зыв Божий. Гос­подь каж­до­го чело­ве­ка и часто при­зы­ва­ет к вере, а мы пло­хо это слы­шим, дале­ко не каж­дый слу­ша­ет. Что­бы прий­ти к вере, нуж­но поста­рать­ся услы­шать этот при­зыв Гос­по­да, кото­рый при­хо­дит через раз­ные собы­тия и обсто­я­тель­ства. Напри­мер, Апо­сто­лов Гос­подь позвал как рыба­ков, ска­зал: «Иди­те за мною, буде­те лов­ца­ми чело­ве­ков». А апо­сто­лу Мат­фею, сбор­щи­ку нало­гов, Он ска­зал: «Оставь свои нало­ги и сле­дуй за Мною». Или возь­ми­те раз­бой­ни­ка, рас­пя­то­го на кре­сте. Гос­подь уви­дел его пока­я­ние, и ска­зал: «Сего­дня ты будешь со Мною в раю». Каж­до­го Гос­подь при­зы­ва­ет по-сво­е­му: кого-то через болезнь, кого-то через доста­точ­ную сытую жизнь. Один чело­век учит­ся тер­петь болезнь, дру­гой – бла­го­да­рить за все, что есть. Что­бы прий­ти к вере, важ­но пере­стать сопро­тив­лять­ся Божьим при­зы­вам. Или мож­но начать с мало­го – с искрен­ним поры­вом прий­ти в храм. А там уже Гос­подь при­зо­вет. Иисус Хри­стос ска­зал сво­им Апо­сто­лам: «Не вы Меня избра­ли, а Я вас избрал».

– Рабо­та жур­на­ли­ста сопря­же­на с полу­че­ни­ем инфор­ма­ции и пози­тив­ной, и нега­тив­ной. Как уте­шать чита­те­лей нашей газе­ты по пово­ду раз­лич­ных реформ, той же – мусор­ной, пен­си­он­ной, – они уже свер­шив­ший­ся факт.

– К сожа­ле­нию, сего­дня, после дол­гих лет ате­и­сти­че­ской про­па­ган­ды, из жиз­ни чело­ве­ка исчез­ла духов­ная состав­ля­ю­щая, кото­рая его защи­ща­ла от всех невзгод. Пред­ставь­те: едет авто­бус по неров­ной доро­ге. Меж­ду доро­гой и пас­са­жи­ром, что в нем сидит, есть мягонь­кие коле­са и упру­гие амор­ти­за­то­ры, кото­рые сгла­жи­ва­ют шеро­хо­ва­то­сти пути, не дают каж­дой коч­ке и каж­до­му кам­ню сотря­сать этот авто­бус так, что­бы он пры­гал. Так и духов­ная жизнь для чело­ве­ка – это дар Божий, кото­рый смяг­ча­ет уда­ры, что жизнь чело­ве­ку пре­под­но­сит. Если он живет без помо­щи Божи­ей, без жиз­ни духа, то это все рав­но, как если бы он ехал в авто­бу­се, где вме­сто мяг­ких колес поста­ви­ли желез­ные, от желез­но­до­рож­но­го ваго­на, и вме­сто амор­ти­за­то­ров при­кре­пи­ли жест­кие креп­ле­ния. Тогда каж­дый каму­шек на доро­ге тря­сет чело­ве­ка. И пожа­луй­ста: при­шла пен­си­он­ная рефор­ма – и она вос­при­ни­ма­ет­ся как тра­ге­дия. То же – рефор­ма мусор­ная или какая-нибудь дру­гая. Чело­век, при­вык­ший жить мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми и стрем­ле­ни­я­ми, когда узна­ет, что у него их отни­ма­ют, вос­при­ни­ма­ет это изве­стие как тра­ге­дию – у него отни­ма­ет­ся все! В этом смыс­ле Запад уже дав­но живет мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми. И на Запа­де так ста­ра­ют­ся мате­ри­аль­ные цен­но­сти раз­вить, что вез­де очень ком­форт­но: и маши­ны хоро­шие, и соци­аль­ные паке­ты заме­ча­тель­ные, и про­чее. Но в душе у людей при этом очень пусто, духов­ная состав­ля­ю­щая в жиз­ни отсут­ству­ет. А у нас в жиз­ни неком­форт­но, и при этом духов­ной состав­ля­ю­щей не мно­гим боль­ше. Итак, люди, кото­рые свою жизнь раз­де­ля­ют с Богом, с Цер­ко­вью, име­ют амор­ти­за­то­ры. Их бьют – а им не боль­но, у них отни­ма­ют – а они не бед­не­ют. Наши пред­ки жили по срав­не­нию с нами гораз­до бед­нее. Десть-пят­на­дцать чело­век юти­лось в одной двух­окон­ной избуш­ке: баб­ка, дед­ка, отец, мать и шесть-десять детей. И куша­ли один-два раза в день, не так, как мы. И еда у них была скром­ная. И одни сапо­ги на десять лет жиз­ни были. А люди Бога за все бла­го­да­ри­ли и жили радост­но: пес­ни пели, детей вос­пи­ты­ва­ли. У нас сего­дня есть мно­го обу­ви, раз­но­об­раз­ная еда, и живем мы в про­стор­ных домах, и дро­ва не рубим и не носим. А мы при этом не доволь­ны: мусор подо­ро­жал, а нас уже тря­сет. На пять лет пен­сию про­дли­ли? Так рань­ше вооб­ще не было ника­кой пен­сии. И люди жили при этом и радо­ва­лись, пото­му что духов­ный ком­по­нент, вера в Бога, осо­зна­ние смыс­ла сво­ей жиз­ни, дают силы чело­ве­ку пере­но­сить любые нестро­е­ния и непри­ят­но­сти. А если это­го нет, то каж­дый кома­ри­ный уку­сик будет выво­дить чело­ве­ка из себя, и весь мир вокруг будет рушиться.

– Как сего­дня веру­ю­ще­му чело­ве­ку рабо­тать в СМИ обще­ствен­но-поли­ти­че­ско­го характера?

– Надо сего­дня веру­ю­ще­му чело­ве­ку рабо­тать не толь­ко в СМИ, а вооб­ще вез­де, сви­де­тель­ствуя о том, что Бог есть. Рас­ска­зы­вать людям о радо­сти жиз­ни с Богом и в Боге: о том, что рабо­тать води­те­лем веру­ю­щим – луч­ше, чем води­те­лем неве­ру­ю­щим, что вос­пи­ты­вать детей в вере и бла­го­че­стии в Церк­ви – луч­ше, чем делать это без опо­ры на веру в Бога. Гово­рить и тво­рить прав­ду. И эта прав­да реаль­но изме­нит жизнь окружающих.

– Что такое пра­вед­ный гнев, и по отно­ше­нию к кому или чему он оправдан?

– В Свя­щен­ном Писа­нии есть сло­ва: «Гне­вай­тесь и не согре­шай­те». Гнев воз­ни­ка­ет тогда, когда мы видим непра­виль­ные, неспра­вед­ли­вые поступ­ки тех людей, кото­рые нахо­дят­ся рядом с нами или дале­ко от нас. Свя­тые люди гово­рят, что нуж­но отде­лять зло от чело­ве­ка, кото­рый зло тво­рит. Такой заме­ча­тель­ный свя­той как Силу­ан Афон­ский гово­рил, что люди в мире делят­ся не на злых и доб­рых, не на пло­хих и хоро­ших, а на людей, познав­ших Бога, и кото­рые Его еще не позна­ли. О тех людях, что еще не позна­ли Бога, он молил­ся: видя их дур­ные дела, он сожа­лел о них, пла­кал и про­сил Бога, что­бы они Его позна­ли. И вме­сто пра­вед­но­го, как кажет­ся, гне­ва, у него рож­да­лась силь­ная и дей­ствен­ная молит­ва. И эти люди таким обра­зом при­хо­ди­ли к Богу. Вывод в том, что гнев, в любом фор­ма­те, чело­ве­ка раз­ру­ша­ет. Но я еще напом­ню заме­ча­тель­ные сло­ва свя­ти­те­ля Фила­ре­та Мос­ков­ско­го: «Люби­те вра­гов сво­их, пора­жай­те вра­гов Оте­че­ства и гну­шай­тесь вра­га­ми Божи­и­ми». Если тебе лич­но что-то дела­ют не по делу, то с любо­вью отно­сись к тако­му чело­ве­ку. Если раз­ру­ша­ют твою стра­ну или тво­рят горе дру­го­му чело­ве­ку, то его надо защи­тить доступ­ны­ми сред­ства­ми. Ну, а гну­шать­ся вра­га­ми Божи­и­ми – это уже искус­ство, о кото­ром нуж­но посо­ве­то­вать­ся со свя­щен­ни­ком лично.

– Когда духов­ный отец нахо­дит­ся дале­ко, и за пас­тыр­ским сове­том чело­век обра­ща­ет­ся путем мобиль­ной свя­зи, как Вы отно­си­тесь к тако­го рода обще­нию? И – к обще­нию со свя­щен­ни­ком через соци­аль­ные сети, теле­ви­де­ние, все­воз­мож­ные Интернет-ресурсы?

– Лич­ное обще­ние с духов­ни­ком – это когда одна лич­ность обща­ет­ся с дру­гим один на один. Если это про­ис­хо­дит посред­ством раз­го­во­ра – это самая рас­про­стра­нен­ная и заме­ча­тель­ная фор­ма. Воз­мож­но обще­ние посред­ством пись­ма. Мно­гие свя­тые с духов­ны­ми чада­ми обща­лись в пере­пис­ке, и она сохра­ни­лась. Напри­мер, пере­пис­ка пре­по­доб­но­го Амвро­сия Оптин­ско­го, свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го, свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­устого. Они окорм­ля­ли духов­ных чад путем пере­пис­ки. Если эта лич­ная пере­пис­ка будет вестись путем элек­трон­ной почты или каких-то мес­сен­дже­ров, от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, то это вполне при­ем­ле­мая фор­ма духов­но­го обще­ния. А если такая пере­пис­ка выхо­дит в обще­ствен­ное про­стран­ство, в соци­аль­ных сетях начи­на­ют делать паб­ли­ки, это уже не лич­ное обще­ние, а пуб­ли­ци­сти­ка. Но совер­шен­но нор­маль­но в совре­мен­ных усло­ви­ях общать­ся с духов­ни­ком путем мобиль­ной свя­зи или пере­пис­ки. При этом, конеч­но, надо иметь в виду, что мобиль­ные сети совер­шен­но не защи­ще­ны, раз­го­во­ры лег­ко ста­но­вят­ся досто­я­ни­ем тре­тьих лиц. Чего уж не сто­ит делать, так это, навер­ное, испо­ве­до­вать­ся по теле­фо­ну. А духов­ные сове­ты полу­чать вполне можно.

– Испо­кон веков на Руси у пра­во­слав­ных хри­сти­ан было в поче­те соци­аль­ное слу­же­ние. Как это направ­ле­ние раз­ви­ва­ет­ся и укреп­ля­ет­ся в епар­хии, воз­глав­ля­е­мой Вами?

– Я бы не ска­зал, что соци­аль­ное слу­же­ние стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ет­ся, это не про­стой про­цесс. Но тем не менее, как при мно­гих при­хо­дах, так и при мона­сты­рях, суще­ству­ют соци­аль­ные цен­тры помо­щи нуж­да­ю­щим­ся, в первую оче­редь мно­го­дет­ным, мамам, нахо­дя­щим­ся в труд­ном поло­же­нии, и боль­ным. Дея­тель­ность соци­аль­но­го отде­ла, кото­рая объ­еди­ня­ет при­ход­ские соци­аль­ные служ­бы, весь­ма раз­но­об­раз­на и инте­рес­на. Я реко­мен­дую каж­до­му чита­те­лю при­е­хать в храм пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го в Ниж­ний Тагил и позна­ко­мит­ся с заме­ча­тель­ны­ми людь­ми, кото­рые в каче­стве доб­ро­воль­цев свое лич­ное вре­мя посвя­ща­ют помо­щи тем, кому тяжело.

– Как реа­ги­ро­вать веру­ю­ще­му чело­ве­ку, когда выска­зы­ва­ют недо­воль­ство по отно­ше­нию к свя­щен­но­слу­жи­те­лям, обви­ня­ют их в обо­га­ще­нии, рос­ко­ши… Хотя мно­гие батюш­ки живут очень скромно.

– Неве­ру­ю­щий чело­век раду­ет­ся, когда дру­го­му пло­хо. А чело­век веру­ю­щий бла­го­да­рит Бога за то, что дру­гим хоро­шо. И Бог за это дает, что­бы и ему было хоро­шо. Когда веру­ю­щий чело­век видит дру­го­го в бла­го­по­лу­чии, он бла­го­да­рит Бога, что Тот даро­вал ближ­не­му бла­го­по­лу­чие. Если в этом бла­го­по­лу­чии нахо­дит­ся свя­щен­но­слу­жи­тель, то сто­ит побла­го­да­рить Бога, что Бог его дал. И попро­сить при этом о сво­ей соб­ствен­ной нуж­де. И нико­гда не смот­реть на окру­жа­ю­щих людей завист­ли­вым оком. Есть, к сожа­ле­нию, такое явле­ние, когда осуж­да­ют свя­щен­ни­ков. Гово­рят, допу­стим: «Вот какой! Едет на такой кру­той машине!» А ты не поле­нись, позна­комь­ся луч­ше с жиз­нью это­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Вдруг неожи­дан­но обна­ру­жишь, что у него восемь детей?! Потом, узнав, попро­буй сам годик на сво­их пле­чах нести вос­пи­та­ние вось­ми детей. При этом тебе пред­ло­жат ездить на хоро­шей машине. Да чело­век через месяц заво­ет и ска­жет: не надо мне ниче­го, толь­ко дай­те мне диван­чик, что­бы я спо­кой­но лежал! Очень мно­гие люди, нахо­дясь в празд­но­сти, начи­на­ют мерить по сво­ей празд­но­сти людей, кото­рые по какой-то при­чине име­ют бла­го­по­лу­чие. Гос­подь очень про­сто гово­рит: «Я – Судья, вы, пожа­луй­ста, не суди­те, Я воз­дам». И, воз­мож­но, что тому, кто не по делу поль­зо­вал­ся каким-то бла­гом, Бог пошлет болезнь, или печаль, или какую-то поте­рю. А тому, кто не поль­зо­вал­ся, не пошлет. И дай Бог, что­бы никто из чита­те­лей газе­ты не испы­тал таких скорбей.

– Архи­ерей в сво­бод­ное от бого­слу­же­ний вре­мя име­ет пра­во на хобби?

– Конеч­но же, пра­во такое он име­ет. У апо­сто­ла Пав­ла есть заме­ча­тель­ные сло­ва: все мне мож­но. А потом добав­ля­ет: но не все полез­но. И то, что не полез­но, он гово­рит, луч­ше не делать. А есть ли хоб­би у архи­ерея или нет – это уже дело инди­ви­ду­аль­ное. Я, напри­мер, знаю архи­ерея, кото­рый пре­крас­но игра­ет на скрип­ке. И как-то, нахо­дясь в одной коман­ди­ров­ке и живя с ним в одной гости­ни­це, я через стен­ку слы­шал, как в нача­ле седь­мо­го утра он уже играл на скрип­ке. Он уже проснул­ся, совер­шил свои мона­ше­ские пра­ви­ла, и сла­вил Бога через музы­ку. Хоб­би долж­но нахо­дить­ся в рам­ках бла­го­че­стия и здра­во­го смыс­ла. То, что полез­но, как хоб­би хоро­шо. А тем, что не полез­но, зани­мать­ся не стоит.

‒ Вла­ды­ка Евге­ний, Вы нахо­ди­тесь в таком высо­ком сане, и архи­ерей­ский крест на все окру­же­ние (свя­щен­но­слу­жи­те­лей, всех веру­ю­щих) нала­га­ет осо­бые обя­зан­но­сти – бес­пре­ко­слов­ное послу­ша­ние. Это же так слож­но: с Вами никто не спо­рит, никто не воз­ра­жа­ет»! Все­гда пра­вым быть труд­но. И как же тогда фра­за: в спо­ре рож­да­ет­ся истина?

– В моей жиз­ни не было ни одно­го дня, когда бы никто не воз­ра­жал и не спо­рил. Все­гда кто-то спо­рит, воз­ра­жа­ет и ока­зы­ва­ет непо­слу­ша­ние. Быть все­гда пра­вым, конеч­но, труд­но, но у меня таких ситу­а­ций не слу­ча­лось. И посто­ян­но при­хо­дит­ся спо­рить, дока­зы­вать, убеж­дать. В первую оче­редь – убеж­дать себя само­го в том, что пра­виль­но, и как нуж­но посту­пать, а потом эти­ми убеж­де­ни­я­ми делить­ся с дру­ги­ми, что быва­ет очень непро­сто. А что каса­ет­ся исти­ны, то она не рож­да­ет­ся в спо­ре, она живет неза­ви­си­мо от нас. Она не тре­бу­ет, что­бы ее кто-то при­ду­мал или дока­зал, она объ­ек­тив­но суще­ству­ет. Но когда мы спо­рим, мы к ней при­бли­жа­ем­ся. Мы в спо­ре можем отсечь лож­ные суж­де­ния и при­бли­зить­ся к истине.

– Вла­ды­ка Евге­ний, бла­го­сло­ви­те наших читателей.

– Мы про­сим, что­бы Божия Матерь, празд­ник Успе­ния кото­рой сей­час празд­ну­ет­ся, бла­го­сло­ви­ла и каж­до­го чита­те­ля инди­ви­ду­аль­но, и всю редак­цию, и всех, кто тру­дит­ся по выпус­ку этой газе­ты, и лич­но Вас.

Источ­ни­ки: газе­та «Сал­дин­ский рабо­чий» № 33 от 29 авгу­ста 2019 года / офи­ци­аль­ный сайт Ниж­не­та­гиль­ской епархии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]