Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 27.05.2011
Наша сегодняшняя тема — дьякон (диакон) в церкви и их роль согласно Библии. У нас есть несколько вопросов от наших читателей, на которые свои ответы дает учитель церкви — Даглас Джакоби.
Немного теории
Диакон — это первая ступень священства в Церкви. Все священники сначала были диаконами. Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. При хиротонии он становится на одно колено, это образ того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только часть его: он имеет право служить при Святых Тайнах, но не может их совершать.
Диакон украшает службу своим голосом и помогает священнику. Он провозглашает ектении, читает Священное Писание — Евангелие, а если на службе два диакона, то и Апостол, — участвует в каждении и совершении некоторых богослужебных действий. Большинство диаконов обладает хорошим голосом и слухом. Особенно это касается тех, кто служит при архиерее: во время архиерейских богослужений много песнопений, которые поют в алтаре, поэтому, чтобы служба была красивой, надо хорошо и грамотно петь.
Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари. В алтаре есть места, которых пономари не могут касаться — это Престол, он находится в центре, на нём лежит антиминс, и Жертвенник — он расположен в стороне, на нём совершают проскомидию. К ним могут прикасаться только священники и диаконы, на которых лежит ответственность за чистоту этих священных мест.
История появления в христианстве
Диакон (это более правильное церковное произношение вместо мирского «дьякон») является служителем, в отличие от священника, который есть совершитель церковных Таинств и богослужений. Поэтому священник может совершать божественные службы и без диакона, а диакон без священника – не может.
«Диакон». Рябушкин Андрей Петрович
История появления этой низшей степени священства в Православной Церкви восходит ко временам апостольским. В первохристианской Иерусалимской Церкви имело место благочестивое, добровольное общение имуществ. Когда богатые ее члены продавали свои имения и жертвовали деньги бедным христианам. Так, в частности, эти пожертвования шли на содержание вдовиц (вдов), которые в древности обычно были самыми нуждающимися.
Однако через какое-то время евреи рассеяния, называемые еллинистами, стали роптать на иерусалимских евреев, считая, что их вдов ущемляют при раздаче этих вспомоществований. Святые апостолы, не желая оставлять проповедь слова Божия и молитву ради забот о столах:
«Избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6: 5-6).
Все эти диакона, кроме последнего, не только причтены к лику святых, но и являются апостолами от семидесяти. Особенно прославлен святой архидиакон Стефан, который стал первомучеником. Т.е. первым из христиан принял мученическую смерть за Христа во время гонения от иудеев (Деян.7: 54-60).
И во время своего мученического подвига св.Стефан:
«Будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7: 55-56).
Святые отцы говорят об этом так. Господь явил первомученику небо отверстым для того, чтобы все последующие за ним мученики Христовы знали, что для них открыты врата Царства Небесного и не возбранён свободный вход в рай. Это значит, что они по своей мученической смерти свободно входят на небо, не проходя мытарства. Такой необыкновенный дар Божий имеет этот род святых!
Как мы знаем, даже величайшие преподобные отцы, восходя на небо, не миновали мытарств. Что уж говорить об обыкновенных грешниках, души которых по смерти испытывают на двадцати страшных бесовских «заставах». Где несчастную душу встречают лютые демоны, предъявляющие ей списки (хартии) ее грехов и неистово желающие ввергнуть ее в самые пучины ада! И всего этого, по милости Божией, избегают святые мученики Христовы, восхода в рай не возбранено. Вот насколько велик подвиг мученичества, что и открыл нам впервые первомученик архидиакон Стефан.
И еще одну очень важную христианскую заповедь явил он в своем подвиге. Когда иудеи побивали его камнями, он не просил по-иудейски у Бога воздать им «око за око или зуб за зуб», не просил поразить их всех огнем с неба, но молился за них так: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7: 60), — научая нас прощать своих врагов, даже самых заклятых.
Ведь святой своей молитвой действительно мог низвести огонь с неба и поразить насмерть побивающих его. Но тогда бы не было будущего апостола Павла, который в виде фарисействующего юноши Савла был среди этих иудеев, охраняя их одежды (Деян.7: 58). А это и значит, что:
«кровь мучеников – это семя христианства».
Но вернемся к семи диаконам. О последнем из них Николае есть два противоположных мнения. Некоторые говорят, что он отличался строгим аскетизмом. Но большинство святых отцов утверждают, что он превратно понял учение Спасителя о христианской свободе, поэтому проповедовал разврат и невоздержание, положив начало секте николаитов.
О коей упоминается даже в Апокалипсисе, где Господь говорит Ангелу Пергамской Церкви следующее:
«Имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр.2: 14-16).
Думаю, это второе мнение о совращении в данное лжеучение Николая Антиохийского, учитывая, что он, в отличие от первых шести диаконов, не был канонизирован Церковью, — и является истинным.
Диакон помогает только во время богослужений?
У диакона могут быть послушания и помимо службы. В зависимости от места служения, он — помощник священника или архиерея. Также диакон может заниматься административной работой на приходе, волонтёрской деятельностью, преподаванием в воскресной школе. Всё зависит от его талантов и нужд прихода. Лично я служу при архиерее, поэтому у меня специфические обязанности. Я — сотрудник канцелярии Горловской епархии, а ещё ризничный Богоявленского кафедрального собора, что напрямую связано с моим диаконским служением: я отвечаю за убранство храма.
Вы наверняка обращали внимание, что все праздники в нашей Церкви имеют свой цвет: Пасха — красный, Рождество — белый, Троица — зелёный, Богородичные праздники — голубой, и так далее. Накануне праздничного богослужения в алтаре всё украшают в положенный цвет. Я отвечаю за это, а также за то, чтобы всё в соборе было чисто и аккуратно. Помимо перечисленного я несу послушание фотографа: снимаю праздничные богослужения, архиерея и священников нашей епархии. Когда есть необходимость — выполняю обязанности иподиакона. Иподиаконы помогают во время службы архиерею: держат книги, подают специальные подсвечники — трикирий и дикирий, — и так далее. Я старший над иподиаконами, отвечаю за то, чтобы всё было в порядке, но могу и сам при необходимости заменить их.
Диакон помогает священнику не только на богослужениях, но и на требах. Как и священники, мы несём седмицу — в течение недели дежурим в храме с утра до вечера.
Как и священники, диаконы имеют определённые степени. Как я уже говорил, первая ступень священства — это собственно диакон. Если он хорошо исполняет свои обязанности, преданно служит Церкви, его по решению архиерея могут наградить — возвести в протодиаконы. Протодиакона отличает двойной орарь (орарь — узкая лента, которую диакон носит на левом плече).
Современная положение на приходах
В основном, диаконы сослужат епископам и священникам при совершении тех или иных богослужений. Это и делает их одним из самых уязвимых лиц в РПЦ. Ведь, как выше уже было сказано, иерей может служить и без диакона, что делает последнего в определённом смысле лишним, но, однако, нуждающемся в содержании от прихода. Поэтому довольно часто, особенно в бедных храмах, диаконов дискриминируют, обижают, всячески лишая тех или иных имущественных «булочек».
Кроме того, диакон, в отличие от священника, не может самостоятельно совершать требы, которые зачастую и являются основной статьей дохода священнослужителя. Поэтому в диаконских семьях возникают серьезные проблемы, в первую очередь, материального плана.
Этому также способствуют басни, имеющие широкое хождение в миру, о «необычайно высоких доходах священнослужителей». А фактически многие диаконы, чтобы как-то выжить, вынуждены по совместительству работать на каких-то мирских предприятиях.
И вот юная девочка выходит замуж за семинариста, ожидая, что когда он примет сан, то будет зарабатывать кучу денег. Но… столкновение с реальностью очень быстро ее отрезвляет, а иногда (особенно у неустойчивых дамочек) даже более или менее форсировано стимулирует ее на развод!
К этому же иногда приводит и другая проблема нашего общества. Имеется в виду его развращенность, пропаганда разнообразных извращений и т.п. А ведь от членов семей священнослужителей требуется не только избегать всех этих гадостей, но еще также иметь дополнительное воздержание даже в естественных и законных супружеских отношениях. Так, по крайней мере, три ночи следует воздерживаться от них перед совершениям литургии.
И если сам диакон, как человек в какой-то степени подготовленный к сему, скрепя сердце, может выдержать такое воздержание, то его молоденькая жена – не всегда. Во всяком случае, такой пример. На том приходе, где я служу последние десять лет, сменилось семь диаконов. И трое из них ушли по причине развода со своими матушками, которые эти матушки от них потребовали. И насколько я могу судить, потребовали по вышеперечисленным причинам материального и сексуального плана.
Поэтому и выходит та нынешняя статистика, утверждающая, что двадцать процентов браков священнослужителей оканчиваются разводами. Понятно, что подавляющая часть этих 20 процентов падает именно на диаконские семьи. Так что, хотя их по-церковному глав сих семей именуют «отец диакон», но эти отцы в Церкви достаточно сильно умалены. И это очень серьезная проблема РПЦ! Особенно учитывая, что требования к сей низшей степени священства предъявляются достаточно высокие.
Чтобы быть диаконом, нужно учиться?
Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении. Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Так что знания получать нужно — чтобы разбираться в своей вере и адекватно с людьми общаться, знать, что ответить на их вопросы.
Кто может им стать
Как пишет апостол Павел:
«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим.3: 8-13).
Отсюда вполне ясно видно: требования, предъявляемые как к диакону, так и к его супруге-матушке, — достаточно высокие. Что явно диссонирует с довольно униженным положением их в РПЦ. Особенно тяжелым в силу вышесказанного является требование быть мужем одной жены. Согласно которому, диакон может вступить в брак (до своей хиротонии) лишь один раз.
Но если по вышеприведенным материальным и сексуальным причинам жена оставляет его, несмотря на категорическое нежелание мужа давать развод, то бедный отец диакон становится без вины виноватым. Вступить второй раз в брак ему нельзя, а жить без женщины-супруги он не может. Что же ему остается?!
Если честно, то либо снять с себя сан и жениться. Либо принять монашество и стать иеродиаконом. Кстати говоря, я не один раз беседовал с такими брошенными их женами диаконами, предлагая им вариант монашества. Но ответ был один: нет, не могу! Что, собственно, и логично. Ведь христианский брак в наше время – это самое сильное и, зачастую, для очень многих единственное средство избежать блуда.
И если этот брак по вине супруги разрушен, то бедный диакон будет непрерывно подвергаться усиленным ударам демона блуда, тем или иным образом периодически впадая в этот грех. Что для него, как для служителя при Таинствах, особенно, Евхаристии, постоянно причащающегося и потребляющего св.Дары, — духовно крайне тяжко, а иногда попросту невыносимо!
Какой же выход? Думаю, он в вовлечении Церкви в общественное и социальное служение, в котором как раз и могут сыграть очень большую роль диакона. Ведь они, как уже было сказано выше, не могут самостоятельно совершать требы (которыми, как правило, в свободное от службы время заняты священники) — поэтому потенциально имеют достаточно времени и сил, как более молодые, для прохождения вышеуказанного служения. Кое должно быть хорошо оплачиваемо.
Этим достигается сразу несколько целей. Во-первых, диакон будет получать дополнительный и, желательно, достаточный доход от Церкви, а не от мирских трудов; во-вторых, возрастет его общественное значение, что в целом благоприятно скажется на его семейной жизни. Наконец, в-третьих, если все же жена оставит такого диакона, то церковная жизнь для него не будет закончена. Он может снова вступить в брак, и, хотя по строгим канонам будет запрещен в диаконском служении, но зато может продолжать заниматься вышеуказанной общественно-социальной деятельностью.
Обязательно ли диакону становиться священником?
Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником, диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает.
Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами.
Как правильно обратиться
К диакону принято обращаться «отец (имя)», или «отец диакон».
Сколько сейчас насчитывается в РПЦ
По данным, приведенным в конце ноября 2022 года Святейшим Патриархом Кириллом, в РПЦ насчитывается 4640 штатных диаконов. Легко понять, что это достаточно большая сила для вышеозначенной благотворной деятельности. Вопрос только в том, как эту силу целесообразно и разумно применить?!
Второй рычаг в решении указанной проблемы диаконов состоит в подготовке их будущих матушек. Для этого в дореволюционной Церкви существовали специальные институты. В частности, девочек и девушек, обычно дочерей священнослужителей готовили к этому, прямо скажем, жертвенному подвигу (быть супругой диакона или священник) на особых курсах.
Затем устраивались балы, в коих участвовали как эти девицы, а также семинаристы, подыскивающие себе будущую матушку. Знакомились, зарождалась любовь – духовная и плотская, но, конечно же, ничего предосудительного до законного брака себе не позволяли. Затем венчались в церкви, и рука об руку проходили всю жизнь.
Кстати говоря, матушки на тех курсах получали еще и профессию медсестры или акушерки, очень даже полезную на глухом сельском приходе, куда обычно первоначально и направляли новоиспеченных священнослужителей. Вот и думаю, что очень даже полезно было бы восстановить такой институт воспитания будущих матушек и в нынешней Церкви!
Кстати говоря, есть такой забавный, полу анекдотический случай, связанный с этими дореволюционными курсами девиц и балами. На одном из последних некий семинарист, условно назовем его Иван, познакомился с одной симпатичной девушкой, которая ему очень понравилась. Казалось, между ними зарождается любовь, и Иван уже был готов предложить любимой руку и сердце. Но… через некоторое время она ему заявила: «Прости меня, Ваня, я полюбила Колю и завтра выхожу за него замуж». Расстроенный в самых своих интимных чувствах Иван… в результате принял монашество.
Прошло много времени, и он стал епископом. А Коля – священником, отцом Николаем. И надо же было такому случиться, что этого епископа направили возглавить ту епархию, в котором служил о.Николай.
По обычаям того времени, все священнослужители епархии вместе со своими матушками должны были быть представлены новому владыке. И вот бедная вышеупомянутая матушка, ожидая своей очереди представления, терзалась в сердце, не зная, что сказать бывшему Ване, ставшему епископом, коего она в свое время отвергла.
Думала, думала, и, наконец, надумала. Подойдя под благословение к архиерею, она сказала: «Вот видите, владыка, а если бы я тогда вам не отказала, вы бы не стали епископом».
На что владыка густым архиерейским басом ответил ей: «Дура! Если Богу было угодно, чтобы я стал епископом, то я тогда бы на тебе женился, а ты бы потом умерла!».
Шутки шутками, но такой институт воспитания будущих матушек в РПЦ учредить было бы очень даже полезно! Ибо пренебрегать этой низшей ступенью священнического сана ни в коем случае нельзя. Хотя бы потому, что церковная история свидетельствует, о святости многих из них.
Святые, служившие в этом сане
Кроме вышеперечисленных шести первых из них (Деян.6: 5), назовем еще несколько имен сих святых: преподобный Макарий, диакон Печерский (19 января/1 февраля); мученик Лука (29 января/11 февраля); новомученики Трифон (14/27 февраля) и Симеон (15/28 февраля); мученик Валент (16 февраля/1 марта) и многие, многие другие. Наконец, укажем:
Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?
Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.
Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях. Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы. Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.
Протодиакон Михаил Ильчук
Дьякон
Кто такой диакон (служитель)? Сейчас постараемся разобраться в терминологии и рассмотрим,
Дьякон – это человек, выполняющий незначительную функцию в церковной среде. То есть, это своего рода низшая ступень в иерархии. Очень интересна история происхождения данного сана. Изначально дьяконы оказывали бескорыстную помощь людям. То есть в их обязанности входила помощь сиротам, вдовам, бедным семьям; борьба с несправедливостью; распределение денег, которые были определены для благих дел. Все это делалось для того, чтобы священнослужители, которые занимались непосредственно обрядами, всецело отдавали и посвящали себя этому действу, не отвлекаясь на другие дела.
К слову говоря, диаконом могла быть и женщина. Она должна была оказывать помощь сиротам. Также она осуществляла уход за больными и готовила людей к таинствам, которые проводились в церкви.
Существуют своего рода ступеньки этого сана – это иподьякон, иеродьякон и протодьякон. Самым старшим является последний. У протодьякона больше всего привилегий и возможностей.
Обязанности
Итак, мы узнали, что диакон – это служитель церкви. Также мы выяснили, что он не выполняет какой-то значимой функции. Теперь разберемся, каковы обязанности дьякона.
Он принимает непосредственное участие в действиях, осуществляемых священником. Также именно он перед таинствами распространяет по храму благовония. Руководство церкви стремится к тому, чтобы диакон выполнял как можно больше функций. Большинство стремятся выполнять свою работу хорошо.
Это впоследствии даст возможность достичь более высокого сана. Также в обязанности данного служителя входит мытье атрибутов церковных таинств. Дьяконы должны заниматься подготовкой к причастию, помогать проводить некоторые обряды.
Диаконство, которое понимают неверно
Поделившись с вами взглядом Писания на служение диаконии, я теперь хочу привести ошибочные взгляды, которые находил в наших церквях. И вам уже будет хорошо видно, в чем их неверность и даже опасность.
Диакон – серый кардинал церкви
Я слышал в мире такую поговорку: «У кого кошелёк, тот и главный». Поэтому пасторы, бывает, держат в руках все финансы церкви. Но в Теле Христовом так не должно быть.
В здравой церкви финансы собирают и считают диаконы. Они же распределяют их для дел и нужд церкви. На членских собраниях они регулярно дают отчет до последней копейки. Но это совершенно не означает, что диаконы руководят общиной и за ними последнее слово по финансовым вопросам.
Финансы и материальные ресурсы церкви — это тоже сфера духовного руководства, сфера пасторства. Деньги и оборудование даны церкви ни для чего другого, как для вложения в два направления: духовное развитие членов церкви и их благовестие миру. Это ключевые ценности, и пасторы определяют, что именно в эту сторону должны тратиться средства.
Но иногда диаконы превращаются в директоров, которые определяют, чем будет заниматься церковь, а чем не будет. И вместо того, чтобы помогать церкви духовно расти или благовествовать, диаконы ведут себя как руководители бизнеса, у которых нужно спросить разрешения. Они довлеют над людьми, манипулируют ими, превращаются в серых кардиналов – и, не думая о предназначении церкви, тормозят ее развитие.
Наши диаконы лучше меня знают движение средств нашей общины и иногда говорят, что на какие-то проекты у нас пока нет средств. Но вместо того, чтобы запрещать, отказывать и тормозить инициативы, потому что нет денег и людей, мудрые диаконы движутся верой: взывают к Богу о помощи, ищут возможности, разрабатывают стратегии приумножения ресурсов, обсуждают с церковью, как достичь Божиих целей.
Диакон-молчун
Это, я бы сказал, другая крайность: диакон, который вечно в роли младшего брата. Традиционно, в наших церквях весь авторитет отдается пресвитерам, а диаконы воспринимаются, как их помощники. Хотя библейски это не так: и пресвитеры, и диаконы — это одна крепкая команда сотрудников.
Видел я в общинах и диаконов-фаталистов, кредо которых: «Человек я маленький, скажут – сделаю». Они сами стараются ничего особо не предлагать, молча ждут, когда им укажут, что нужно. Как подмастерья на подхвате. Возможно, они хорошие исполнители, но диаконское служение так не выглядит. Ведь диакон – это лидер, который переживает обо всей общине. Он ищет возможности ее развития, болеет за людей, инициативен, потому что любит церковь.
Диакон транзитом
Еще одна ошибка: считать, что диаконство – ступень на пути к пасторству. Я называю это «диакон-временщик». Он в этом служении находится как бы транзитом. Оно ему нужно, чтобы добиться внимания и перейти на “более высокий уровень”.
Эта ошибка даже вошла в традицию наших церквей: прежде чем рукоположить на пасторское служение, брата сначала рукополагают на диаконское. Не знаю, может так делали для смирения, испытания брата в практическом труде. Но результат был нехорошим – диаконское служение перестало восприниматься как важное и стоящее.
Диаконство и пасторство – это не карьерные ступени, а два совершенно самостоятельных служения, разные сферы одаренности и призвания на всю жизнь.