Почему Церковь называется апостольской?
Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.
Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.
Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.
Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.
Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.
Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.
Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.
Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.
Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.
Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».
Содержание
- 1 Этимология
- 2 Употребление термина 2.1 Правописание «церковь» с большой или маленькой буквы
- 4.1 Границы Церкви в католицизме
- 5.1 В Новом Завете
Примечания[ | ]
- М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Статья «Церковь»
- Б. Небесная торжествующая Церковь — Спасительные плоды воскресения Христова — Воскресение Христово — Часть четвёртая. Бог — Спаситель мира — Православное Догматическое Богословие (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года. - Church // The New Shorter Oxford English Dictionary (англ.) (рус. (англ.) / Lesley Brown. — Оксфорд: Oxford University Press, 1993. — ISBN 0-19-861134-X. «8. A non-Christian society or movement regarded as a religion or as having the social, ethical or spiritual qualities of a religion. Example: Church of Scientology
» - Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А.
История и философия науки : учебное пособие. — Флинта : Наука, 2008. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-0257-4 - Johann Jakob Herzog, Albert Hauck, Samuel Macauley Jackson, Charles Colebrook Sherman, George William Gilmore.
The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge: Embracing Biblical, Historical, Doctrinal, and Practical Theology and Biblical, Theological, and Ecclesiastical Biography from the Earliest Times to the Present Day. — Funk and Wagnalls Company, 1969. — Т. 3. — С. 75. — 259 с. «An extension has taken place in recognized usage in accordance with which men speak of the Buddhist or the Jewish
Church
, meaning the whole body of believers in Buddhist or Jewish teaching.» - ↑ 12
Как писать слова, связанные с церковью?
(неопр.)
.
Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»
. «Грамота.ру». Дата обращения: 22 мая 2022. - Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К.
Названия, связанные с религией // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Лопатин В. В.. — М.: АСТ, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-462-00930-3. — ISBN 978-5-699-18553-5. - ↑ 12
Lumen Gentium - Декларация Dominus Iesus на сайте unavoce.ru
- The Council of Trent, The Seventh Session, ON BAPTISM, CANON IV
- КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Второй раздел Семь таинств Церкви ГЛАВА ПЕРВАЯ V. Кто может крестить? 1256
- ECUMENICAL COUNCIL OF FLORENCE (1438—1445) Session 8—22 November 1439 (Bull of union with the Armenians)
- Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (адаптированная редакция) // О девятом члене Символа веры (§ 250)
- ↑ 12
Границы Церкви // Православная энциклопедия, т. 12, c. 265-283 - Протопресвитер Феодор Зисис. Границы Церкви и экуменизм
- Кураев А. В.
, диакон Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви) Архивная копия от 31 марта 2014 на Wayback Machine - Митрополит Минский и Слуцкий Филарет — Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии
- Митрополит Сурожский Антоний. По поводу выражения «Неразделенная церковь»
- 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано 8 июля 2022 года. - Лаврентий Зизаний Тустановский. КАТЕХИЗИС БОЛЬШОЙ Архивировано 17 марта 2014 года.
- Требник Петра Могилы том I стр. рча(191) 213 Архивировано 21 мая 2015 года.
- патр. Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии
- прот. С.Булгаков. Очерки учения о Церкви. Церковь и «инославие».
- Архиепископ Магакия (Орманян).
Армянская Церковь / Епископ Езрас Нерсисян. — Издано тиражом 10 000 экземпляров в раках альманах «Великая Армения». — Финляндия: Арман Джилавян, Армен Джилавян, 2006. — С. 105-107. — 208 с. - Виктор Шленкин Таинства евангельских христиан-баптистов
- Вероучение евангельских христиан-баптистов 1985 года, глава «Церковь Христова» Архивировано 5 апреля 2010 года. // «Братский Вестник». — № 2. — 1992.
- ↑ 12
Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии «Церковь» //
Спраул Р. К.
Новая Женевская учебная Библия. / пер. В. А. Цорн. — М.:Миссионерский союз «Свет на востоке», 2001. — 2500 с. - Баркли Уильям — Толкование на Евангелие от Луки, глава 20
- ↑ 12
Винс Яков — Наши баптистские принципы, Принцип 7
История
Иерархия Апостольской православной церкви восходит к независимой Украинской церкви, которая в начале 1990-х разделилась на две ветви: на Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко) и Украинскую Автокефальную православную церковь, патриархом которой стал епископ Переяславский и Сичеславский Димитрий (Ярема). В 1996 инициативные группы Российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной церкви. 17 декабря 1996, по благословению Патриарха Димитрия, епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) хиротонисали во епископа архимандрита Российской истинно-православной церкви Стефана (Линицкого), от которого Апостольская православная церковь в дальнейшем получила апостольское преемство.
Основателем «Объединения общин апостольской традиции» является архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки, иерарх «Апостольской православной церкви» (АПЦ). Первое время данная неканоническая религиозная организация именовалась «Апостольской реформированной православной церковью». «Апостольская православная церковь» была образована в 2000 по инициативе бывшего священника Глеба Якунина (решением Архиерейского собора Русской православной церкви, проходившем в 1997, отлученного от церкви). 31 января 2000 архиепископ Стефан (Линицкий) и епископ Кириак (Темерциди) вместе с отцом Глебом Якуниным провели пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения за возрождение православия. 13 мая 2000 появилась Декларация о создании Православной церкви возрождения, которая вскоре была переименована в Апостольскую православную церковь. 8 сентября 2000 Апостольская православная церковь провела канонизацию священномученика и просветителя Александра Меня. Весной 2000 общины церкви появились и на Украине. В 2003 был рукоположен епископ для приходов на БАМе (Бурятия). В июле 2003 часть архиереев Апостольской православной церкви присоединилась к Российской истинно-православной церкви митрополита Рафаила (Прокопьева).
В 2004 Апостольская православная церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова).
В 2006 в церкви появились три новых епископа: Арсений (Зубаков), епископ Венский и Ривьерский, Виктор Веряскин, епископ Киевский, Сергий Савиных, епископ Бернский и Западноевропейский. В 2007 был рукоположен Владимир Мочарник, епископ Ужгородский и Черногорский. 8 сентября 2007 епископ АПЦ Алексий Скрыпников-Дардаки отслужил первую «православную литургию» для представителей сексуальных меньшинств. 6-7 сентября 2008 в Москве завершился Собор Апостольской Православной Церкви, на котором были приняты различные церковные документы и причислен к лику святых как святитель и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев).
В августе 2008 архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки покинул «Объединение общин апостольской традиции». Таким образом, по состоянию на сентябрь 2009 г., единственным иерархом данной религиозной организации являлся епископ Дионисий Батарчук. В настоящее время «Объединение общин апостольской традиции» насчитывает три общины в России и одну в Германии. Официально на территории России у АПЦ на данный момент осталась всего одна Бурятско-Иркутская епархия, состоящая из зарегистрированных общин и групп, не имеющих регистрации.
Ссылки
- Сайт Апостольской православной церкви
- Объединение общин Апостольской традиции : сайт
- Объединение общин апостольской традиции // информационно-справочный портал по расколоведению “Раскол.ру”
- Апостольская Православная Церковь заявляет о том, что ее верующие подвергаются гонениям в Республике Бурятия // Credo.Ru. 3 ноября 2006.
- Роман Лункин Митрополит Сибири и Дальнего Востока Апостольской Православной Церкви Дионисий: «Мы считаем всех православных одной Церковью перед Богом и молимся за удаление надуманных препятствий на пути их объединения в единую Церковь” // Credo.Ru.
- Роман Лункин Митрополит АПЦ Сибири и Дальнего Востока Дионисий (Агапов): «Православие возродится, когда освободиться от несвойственных ему государственных, политических и коммерческих функций // Credo.Ru.
- Апостольская православная церковь на сайте Якова Кротова.
Литература[ | ]
- Цитаты в Викицитатнике
- Васильева Е. Н.
Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального богословия // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007. № 2 (2): История, антропология, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания. — С. 118—120. - Васильева Е. Н.
. Церковь и секта: развитие научных представлений. — Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 183 с.
Словари и энциклопедии |
|
Этимология[ | ]
В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному Κυριακόν («Господне, принадлежащее Господу»), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру, прежде, чем попасть в славянские языки слово прошло через языки германские[1]. Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначают словом Ἐκκλησία (экклесия
— «собрание», перевод на греческий еврейского слова קהל
кагал
), непосредственно к которому восходит название церкви на латыни, у большинства народов романской языковой группы, валлийцев, армян, грузин, а также у турок и арабов.
От слова Ἐκκλησία также происходит название «экклезиология» — раздел христианского богословия, освещающий вопросы, связанные с церковью.