Понятие о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви


Почему Церковь называется апостольской?

Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.

Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.

Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.

Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.

Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.

Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.

Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.

Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.

Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Употребление термина 2.1 Правописание «церковь» с большой или маленькой буквы
  • 3 Вселенская церковь (Церковь Христова)
  • 4 Границы Церкви
      4.1 Границы Церкви в католицизме
  • 4.2 Границы церкви в православии
  • 4.3 Границы церкви в нехалкидонском православии
  • 4.4 Границы церкви в протестантизме
  • 5 Церковь и государственная власть
      5.1 В Новом Завете
  • 5.2 В истории
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • Примечания[ | ]

    1. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Статья «Церковь»
    2. Б. Небесная торжествующая Церковь — Спасительные плоды воскресения Христова — Воскресение Христово — Часть четвёртая. Бог — Спаситель мира — Православное Догматическое Богословие (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
    3. Church // The New Shorter Oxford English Dictionary (англ.) (рус. (англ.) / Lesley Brown. — Оксфорд: Oxford University Press, 1993. — ISBN 0-19-861134-X. «8. A non-Christian society or movement regarded as a religion or as having the social, ethical or spiritual qualities of a religion. Example: Church of Scientology
      »
    4. Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А.
      История и философия науки : учебное пособие. — Флинта : Наука, 2008. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-0257-4
    5. Johann Jakob Herzog, Albert Hauck, Samuel Macauley Jackson, Charles Colebrook Sherman, George William Gilmore.
      The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge: Embracing Biblical, Historical, Doctrinal, and Practical Theology and Biblical, Theological, and Ecclesiastical Biography from the Earliest Times to the Present Day. — Funk and Wagnalls Company, 1969. — Т. 3. — С. 75. — 259 с. «An extension has taken place in recognized usage in accordance with which men speak of the Buddhist or the Jewish
      Church
      , meaning the whole body of believers in Buddhist or Jewish teaching.»
    6. 12
      Как писать слова, связанные с церковью?
      (неопр.)
      .
      Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»
      . «Грамота.ру». Дата обращения: 22 мая 2022.
    7. Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К.
      Названия, связанные с религией // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Лопатин В. В.. — М.: АСТ, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-462-00930-3. — ISBN 978-5-699-18553-5.
    8. 12
      Lumen Gentium
    9. Декларация Dominus Iesus на сайте unavoce.ru
    10. The Council of Trent, The Seventh Session, ON BAPTISM, CANON IV
    11. КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Второй раздел Семь таинств Церкви ГЛАВА ПЕРВАЯ V. Кто может крестить? 1256
    12. ECUMENICAL COUNCIL OF FLORENCE (1438—1445) Session 8—22 November 1439 (Bull of union with the Armenians)
    13. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (адаптированная редакция) // О девятом члене Символа веры (§ 250)
    14. 12
      Границы Церкви // Православная энциклопедия, т. 12, c. 265-283
    15. Протопресвитер Феодор Зисис. Границы Церкви и экуменизм
    16. Кураев А. В.
      , диакон Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви) Архивная копия от 31 марта 2014 на Wayback Machine
    17. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет — Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии
    18. Митрополит Сурожский Антоний. По поводу выражения «Неразделенная церковь»
    19. 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано 8 июля 2022 года.
    20. Лаврентий Зизаний Тустановский. КАТЕХИЗИС БОЛЬШОЙ Архивировано 17 марта 2014 года.
    21. Требник Петра Могилы том I стр. рча(191) 213 Архивировано 21 мая 2015 года.
    22. патр. Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии
    23. прот. С.Булгаков. Очерки учения о Церкви. Церковь и «инославие».
    24. Архиепископ Магакия (Орманян).
      Армянская Церковь / Епископ Езрас Нерсисян. — Издано тиражом 10 000 экземпляров в раках альманах «Великая Армения». — Финляндия: Арман Джилавян, Армен Джилавян, 2006. — С. 105-107. — 208 с.
    25. Виктор Шленкин Таинства евангельских христиан-баптистов
    26. Вероучение евангельских христиан-баптистов 1985 года, глава «Церковь Христова» Архивировано 5 апреля 2010 года. // «Братский Вестник». — № 2. — 1992.
    27. 12
      Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии «Церковь» //
      Спраул Р. К.
      Новая Женевская учебная Библия. / пер. В. А. Цорн. — М.:Миссионерский союз «Свет на востоке», 2001. — 2500 с.
    28. Баркли Уильям — Толкование на Евангелие от Луки, глава 20
    29. 12
      Винс Яков — Наши баптистские принципы, Принцип 7

    История

    Иерархия Апостольской православной церкви восходит к независимой Украинской церкви, которая в начале 1990-х разделилась на две ветви: на Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко) и Украинскую Автокефальную православную церковь, патриархом которой стал епископ Переяславский и Сичеславский Димитрий (Ярема). В 1996 инициативные группы Российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной церкви. 17 декабря 1996, по благословению Патриарха Димитрия, епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) хиротонисали во епископа архимандрита Российской истинно-православной церкви Стефана (Линицкого), от которого Апостольская православная церковь в дальнейшем получила апостольское преемство.

    Основателем «Объединения общин апостольской традиции» является архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки, иерарх «Апостольской православной церкви» (АПЦ). Первое время данная неканоническая религиозная организация именовалась «Апостольской реформированной православной церковью». «Апостольская православная церковь» была образована в 2000 по инициативе бывшего священника Глеба Якунина (решением Архиерейского собора Русской православной церкви, проходившем в 1997, отлученного от церкви). 31 января 2000 архиепископ Стефан (Линицкий) и епископ Кириак (Темерциди) вместе с отцом Глебом Якуниным провели пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения за возрождение православия. 13 мая 2000 появилась Декларация о создании Православной церкви возрождения, которая вскоре была переименована в Апостольскую православную церковь. 8 сентября 2000 Апостольская православная церковь провела канонизацию священномученика и просветителя Александра Меня. Весной 2000 общины церкви появились и на Украине. В 2003 был рукоположен епископ для приходов на БАМе (Бурятия). В июле 2003 часть архиереев Апостольской православной церкви присоединилась к Российской истинно-православной церкви митрополита Рафаила (Прокопьева).

    В 2004 Апостольская православная церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова).

    В 2006 в церкви появились три новых епископа: Арсений (Зубаков), епископ Венский и Ривьерский, Виктор Веряскин, епископ Киевский, Сергий Савиных, епископ Бернский и Западноевропейский. В 2007 был рукоположен Владимир Мочарник, епископ Ужгородский и Черногорский. 8 сентября 2007 епископ АПЦ Алексий Скрыпников-Дардаки отслужил первую «православную литургию» для представителей сексуальных меньшинств. 6-7 сентября 2008 в Москве завершился Собор Апостольской Православной Церкви, на котором были приняты различные церковные документы и причислен к лику святых как святитель и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев).

    В августе 2008 архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки покинул «Объединение общин апостольской традиции». Таким образом, по состоянию на сентябрь 2009 г., единственным иерархом данной религиозной организации являлся епископ Дионисий Батарчук. В настоящее время «Объединение общин апостольской традиции» насчитывает три общины в России и одну в Германии. Официально на территории России у АПЦ на данный момент осталась всего одна Бурятско-Иркутская епархия, состоящая из зарегистрированных общин и групп, не имеющих регистрации.

    Ссылки

    1. Сайт Апостольской православной церкви
    2. Объединение общин Апостольской традиции : сайт
    3. Объединение общин апостольской традиции // информационно-справочный портал по расколоведению “Раскол.ру”
    4. Апостольская Православная Церковь заявляет о том, что ее верующие подвергаются гонениям в Республике Бурятия // Credo.Ru. 3 ноября 2006.
    5. Роман Лункин Митрополит Сибири и Дальнего Востока Апостольской Православной Церкви Дионисий: «Мы считаем всех православных одной Церковью перед Богом и молимся за удаление надуманных препятствий на пути их объединения в единую Церковь” // Credo.Ru.
    6. Роман Лункин Митрополит АПЦ Сибири и Дальнего Востока Дионисий (Агапов): «Православие возродится, когда освободиться от несвойственных ему государственных, политических и коммерческих функций // Credo.Ru.
    7. Апостольская православная церковь на сайте Якова Кротова.

    Литература[ | ]

    • Цитаты в Викицитатнике
    • Васильева Е. Н.
      Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального богословия // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007. № 2 (2): История, антропология, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания. — С. 118—120.
    • Васильева Е. Н.
      . Церковь и секта: развитие научных представлений. — Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 183 с.
    Словари и энциклопедии
    • Кругосвет
    • Britannica (онлайн)
    • Treccani

    Этимология[ | ]

    В русском языке, как в большинстве славянских языков, термин «церковь» восходит к греческому прилагательному Κυριακόν («Господне, принадлежащее Господу»), от которого также происходит название церкви в германских языках. Согласно Фасмеру, прежде, чем попасть в славянские языки слово прошло через языки германские[1]. Однако в греческой христианской традиции, включая новозаветную и святоотеческую, церковь обозначают словом Ἐκκλησία (экклесия

    — «собрание», перевод на греческий еврейского слова קהל
    кагал
    ), непосредственно к которому восходит название церкви на латыни, у большинства народов романской языковой группы, валлийцев, армян, грузин, а также у турок и арабов.

    От слова Ἐκκλησία также происходит название «экклезиология» — раздел христианского богословия, освещающий вопросы, связанные с церковью.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]