Понятие царской литургии и порядок проведения Божественного Таинства


Понятие царской литургии в православии

После февральской революции 1917 года Святейший Синод под давлением Временного правительства упразднил царские дни и изменил содержание литургии, исключив прошения, касающиеся царственной особы.

В Российской империи было установлено 10 праздничных дней в честь торжественных событий в жизни членов царской семьи.

В каждом случае служился свой молебен:

  • в день рождения – благодарственный;
  • коронования – по особому чину;
  • тезоименитства – одноименному святому.

С марта 1917 года эти богослужения были отменены. В память о расстреле царской семьи в Екатеринбургской епархии ежегодно с 14 по 19 июля проводятся богослужения с крестным ходом до места гибели царственных особ.

В Задонском монастыре ввели в практику чин заказной литургии под названием Царская. Это богослужение имеет отличия от заказной обедни и проскомидии.

Церковным уставом в нее включены:

  • проскомидия;
  • обедня;
  • ектения;
  • особое прошение.

Во время литургии читаются только те имена, что были поданы в записке на эту требу.

Глава II: о Божественной литургии, или обедне

§ 82.Чтение Апостола и Евангелия

на обедне представляет нам действительную проповедь нашего Господа, И. Христа, и Божественных, Апостолов Его, и чрез это составляег собой одно из важнейших и поучительнейших священнодействий литургийных; поэтому оно, как предваряется и сопровождается, так и заключается многими знаменательными «возгласами», различными поучительными действиями и «торжественным песнопением».

После «приидите поклонимся», и после пения, или чтения, за «приидите», дневного «тропаря с кондаком», 1), священник, стоя в алтаре пред престолом Триипостного Божества, за ниспосылаемые от Него-Святейшего всеосвещающие и всепросвещающие дарования, возбуждает предстоящих к достойному прославлению Его, возгласом: яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и св. Духу…

2) В ответ на этот возглас, после обычного:
аминь,
на клиросе поют так называемое
трисвятое158
, т, е. краткое «ангельское славословие» в честь Пресвятой Троицы159:
Святый Боже
(Отец Божественный),
Святый крепкий
(крепостью всемогущества Божественного победивший смерть и ад, т. е. Сын Божий)
Святый Безсмертный –
(безсмертие и жизнь вечную подающий – Дух св.),
помилуй нас!
А на Р. X., на Богоявление, в субботу Лазареву, во всю седмицу Пасхи и на Духов день, вместо «ангельского славословия», в воспоминание, того обстоятельства, как в первенствующей церкви, во время этих праздников, много было новокрещаемых, и вместе для нарочитого прославления нашего Спасителя, как главного виновника всех наших торжеств и духовных празднеств, поется торжественная крещальная песнь:
елицы
(которые)
во Христа
(в таинстве крещения)
крестистеся
(вверовали и признали в Нем своего единственного Спасителя)
во Христа облекостеся
(приняли Его учение, правила, образ жизни, – освятились Его таинствами, осенилесь Божественною благодатию, покрылись неизреченным Его милосердием, одним словом, как бы облеклись, вообразились в Него, – и вы, крестившиеся таким образом, пойте, как и мы все – крестившиеся прежде вас – поем):
аллилуиа!
3) Во время троекратного пения «трисвятого», священнослужащие, читая и сами его трижды, поклоняются столько же раз пред престолом, и когда пропоют в четвертый раз:
слава Отцу….и ныне….. аминь, Святый Безсмертный, помилуй нас,
или:
во Христа облекостеся, аллилуиа;
тогда, поцеловавши cв. престол, при пении «трисвятого» в пятый раз, отходят за престол, на так называемое
горнее место160.
4) Когда священнослужащие станут за престолом, совершается окончательное приготовление предстоящих к внимательному слушанию слова Божия: а) обычными возгласами:
вон мем, мир всем! и духови, твоему, премудрость;
б) чтением и пением дневного
прокимна161
, и в) повторением приглашения к внимательному слушанию
: премудрость!
с указанием послания из которого будет предложено апостольское чтение: напр.
второго соборного послания св. An. Петра чтение,
и наконец:
вонмем,
за которым следует самое чтение. 5) Во время чтения Апостола162 и вместе пред чтением Евангелия, диакон (а без диакона и сам священник), в знак благодатного влияния учения откровенного на сердца верующих, кадит фемиамом алтарь, св. иконы иконостаса, чтеца и вообще всех молящихся; а священник, в тоже самое время, или, если, служит один, по совершении каждения, как продстоятель, или старейший в своей церкви, т. е. визвестном обществе верующих (или в приходе), сидит за престолом, ддя выражения той поучительной истины что читаемое писание, или «послание» того, или другого Апостола (не исключая и Ап. ІІетра), к той или другой церкви, или, точнее, к тому, или другому из предстоятелей церковных (какими, в свое время, были и некоторые из Апостолов, а после Апостолов, равно как и в наши времена, их преемники), есть послание равного по власти и правам к равному без всякого господства, или преобладания, с одним братским, или чисто христианским побуждением и влиянием. – 6) По окончании Апостола, на сказанное священником благожелание чтецу:
мир ти,
этот последний отвечает обычное:
и духови твоему,
и присовокупляет, обращаясь к поющим:
глас
такой то:
аллилуиа,
кототорое певцы, при сказывании чтецом особенных стихов, и поют трижды. – 7) Пред чтением Евангелия вновь повторяются предуготовительные возгласы, с значительным распространением и изменением их, применительно к чтению евангельскому. Так, а) если в служении участвует диакон, то он начинает таким возгласом, обращаясь к священнику:
благослови
(напутствуй благожеланием и благомолением),
владыко, благовестителя
(т. е. меня, как усердного, благоговейного провозвестника)
св. Апостола и Евангелиста
(напр.)
Иоанна Богослова,
и священник, в ответ на это, возглашает:
Бог, молитвами св. славнаго всехвальнаго Апостола и Евангелиста,
(напр.)
Иоанна Богослова, да даст тебе глагол
(голос внятный, благовыразительный, – тебе)
благовествующему
(возвещающему слово Гооподне, которое само в себе, само по себе сильно, властно, и потому благовествующему с)
силою
(и властью над сердцами слушающих)
могою, во исполнение
(назначения)
Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего И. Христа.
Диакон подтверждает все это обычным:
аминь,
и за этим говорятся окончательные пред чтением Евангелия возглясы:
премудрость, прости…
б) Еели же диакон не участвует в служении, то священник, приготовляясь к чтению Евангелия и приготовляя других к слушанию втого спасительного чтения, прямо, без всего пред этим изложенного, возглашает:
премудрость: прости! Услышим
(чтение)
св. Евангелия,

мир всем!
и получает в ответ от поющих:
и духови твоему.
в) Наконец, когда он, за этим ответом, объявит: (напр.)
от Иоанна св. Евангелия чтение,
и поющие, за столь благодатное радостное объявление, прославят Готпода:
слава Тебе, Господи, слава Тебе;
то, после:
вонмем,
следует самое чтение, во время которого свещеносец, в знамение распространения на верующих света евавгельского – Божественного, держит пред евангелием зажженную свечу. 8) По прочтении Евавгелия, священник говорит диакону (разумеется, если диакон был благовестником):
мир ти – благовествующему;
а певцы, за то, что Господь удостоил верующих услышатъ Евангелие, вновь поют Ему славословие:
слава Тебе, Господи, слава Тебе
! – 9) В первенствующей церкви, за чтением Евангелия, обыкновенно следовало изъяснение прочитанного, т. е.
предлагалось поучение
; но у нас, как это ведется то же с давних времен, «поучения» предлагаются в конце обедни; а за евангелием, когда пропоется:
слава Тебе, Господи…
и затворятся «царские врата», бывшие растворенными с самого «малого входа», непосредственно следует «сугубая эктения».

Порядок проведения

Божественная литургия по царскому чину ведется в традиционной последовательности, но с добавлениями в богослужение во время проскомидии, ектении и заключительного молебна имен, указанных в требе и специальных молитв и прошений. Последовательность проведения заказной службы зависит от назначения: об упокоении усопших или о здравии болящих.

Чин служения об упокоении в Задонском монастыре включает в себя упоминание имен из заказной записки:

  • на проскомидии;
  • несколько раз на сугубой ектенье с дополнительными прошениями;
  • в молитве священника после возгласа.

Также поется заупокойный кондак на Входе «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…», добавляются заупокойные апостольские и евангельские чтения.

Чин богослужения о здравии включает в себя дополнительные молитвословия:

  • на проскомидии – специальная молитва из иерейского молитвослова;
  • на великой ектении – шесть прошений из молебна о недужных;
  • тропарь, прокимен, чтения из Священного Писания о недужных;
  • на сугубой после евангелистского прочтения – три прошения о недужных из Служебника;
  • после возгласа на сугубой священник читает выдержку из молебна о болящих «Владыко Вседержителю…».

Литургии по царскому чину о здравии и упокоении в храме проводятся раз в неделю, с благословения настоятеля монастыря. Вставки в текст богослужения не должны противоречить Типикону, поэтому имеются ограничения на исполнение заказа по времени.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЦАРСКОЙ ЛИТУРГИИ

Cейчас многие православные спрашивают: «А чем собственно отличается Божественная литургия Царских времен от нынешней современной литургии?» Этот вопрос задают не случайно, так как люди устали от каких-то отвлеченных ответов. Народу нужна правда и конкретные пояснения священника. Поэтому- то яи решил в доступной форме, последовательно донести основные отличительные черты Литургии, на которой стояли и молились наши Самодержцы Всероссийские.

1) Возьмем служебник времен Святого Царя нашего Николая Александровича за 1901 год и откроем его в том месте, где начинается Божественная Литургия Святителя Иоанна Златоуста. На проскомидии мы увидим картинку, выделенную красным цветом. На ней представлено расположение частиц на дискосе. Когда священник вынимает частицы на литургии, то он помещает их в последовательном порядке. Сначала он кладет в центре дискоса Святой Агнец, затем с одной стороны частицу из Богородичной просфоры. С другой стороны девять частиц из Девятичинной просфоры, под которыми выкладывается ОСОБАЯ ЧАСТИЦА за ИМПЕРАТОРА. На картинке вынимания частиц она так и определяется. Чуть ниже располагаются частицы за СИНОД, то есть, за здравие архиереев и духовенства, и за ПАТРИАРХОВ, то есть, за упокой Царей и Цариц, святейших патриархов и создателей обителей и храмов. Потом только, еще ниже, помещаются на священном сосуде два пояса частиц ЗА ЖИВЫХ и ЗА МЕРТВЫХ.

2) Молитвы перед выниманием частиц из просфор сильно отличаются от нынешних современных молитв, хотя конечно сохраняются и общие черты. При вынимании частицы за СИНОД священник молился: «Помяни Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, Святейший Правительствующий Синод, и святейшия патриархи, (и митрополита нашего, имярек, егоже есть епархия, или епископа нашего, имярек), честное пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин: игумена, имярек, братию, и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.»

3) Когда же вынималась частица за Императора, то звучала такая молитва: «Помяни Господи, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича всея России, Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну, Матерь Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Марию Феодоровну, Благовернаго Государя, Наследника и Великаго Князя Михаила Александровича, и весь Царствующий Дом.»

На сегодняшний момент времени вместо имени и отчества нашего Государя следует вставлять ЕГОЖЕ ИМЯ, ГОСПОДИ, ТЫ ВЕСИ. Когда же Господь явит нам Царя, то нужда в этой вставке сама по себе отпадет, так как нам станет известно ИМЯ и ОТЧЕСТВО нашего ОТЦА.

4) Святая Православная Церковь на проскомидии всегда молилась и за упокой Самодержавных Царей и Цариц. По современному же чину, такое моление отсутствует, что невозможно объяснить даже просто с нравственной точки зрения. Священник вынимал частицу из пятой Заупокойной просфоры и молился: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, православных и благочестивых Царей, и благочестивых Цариц, блаженных создателей святыя обители сея».

5) На Мирной ектенье звучали следующие прошения: «О Святейшем Правительствующем Синоде, (и о митрополите нашем имярек, егоже область,) честнейшем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людях, Господу помолимся.»

«О Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России: и о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Александре Феодоровне, о Матери Его, Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне, Господу помолимся»

«О Благоверном Государе, Наследнике и Великом Князе Михаиле Александровиче, и о всем Царствующем Доме: о всей палате и воинстве их, Господу помолимся.»

«О пособити и покорити под нозе их всякого врага и супостата, Господу помолимся.»

6) После чтения Святого Евангелия всегда произносится священником или диаконом Сугубая ектенья «Рцем вси», еще ее называют Заздравной. Прошения в ней имеют особый Богословский смысл, который совсем исчезает в прошениях современного служебника. Вот как звучала молитва к Богу до революции 1917 года:

«Еще молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче, всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении Его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити Ему во всех, и покорити под нозе Его всякого врага и супостата.»

Отсюда ясно и четко видно, что Церковь всегда молилась о ДЕРЖАВЕ и о ПОБЕДЕ. Православные всего мира просили Господа, чтобы Он пособил нашему Государю и покорил под ноги Его всякого врага и супостата. Зададим сейчас себе простой вопрос: «А сейчас идет ли хотя бы молитва о нашей победе?!» Увы, даже о Победе над злом не молимся. До чего же мы дошли…

Молятся же сейчас не о Державе, а просто о «Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». А раньше то о Царе молилась Церковь, как о Богоустановленной Власти. И не просто о воинстве, а о христолюбивом воинстве.

7) Великий Вход, воистину Царский был. Духовенство выносило на амвон дискос и чашу, поворачивалось лицом к народу и громогласно возглашало: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего ИМПЕРАТОРА Николая Александровича всея России, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну, да помянет Господь Бог во Царствии Своем,всегда,ныне и присно,и во веки веков. Матерь Его,Благочестивейшую Государыню,Императрицу Марию Феодоровну,да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Благовернаго Государя, Наследника и Великаго Князя Михаила Александровича, и весь Царствующий Дом, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Святейший Правительствующий Синод да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков.»

Обратите внимание, никакого «великого господина» здесь нет и в помине. Перечисляется Царская Семья, Царствующий Дом и Святейший Правительствующий Синод как Собор епископов. Здесь вся полнота Царской Власти, а также и вся полнота епископской власти. Что еще нам православным надо? Неужели можно как-то переиначить эти Богом установленные Власти? За Царя надлежит молиться, так как это наш долг перед Богом. А за Синод надо молиться хотя бы потому, что его никто не отменял. Он как был, так и остался. И в нем вся полнота епископской власти.

8) После возгласа «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.» следует тайная евхаристическая молитва. В ней Святая Матерь наша Церковь всегда молилась особо за Государя Императора, наполняя Свои моления уникальными Богословскими смыслами. Вот как звучал отрывок из этой молитвы на литургии Святителя Иоанна Златоуста, выкинутый ныне из современного служебника:

«Еще приносим Ти словесную сию службу, о Вселенней, о Святей Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих: о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем, Императоре Николае Александровиче всея России: о Супруге Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Александре Феодоровне: о Матери Его, Благочестивейшей Государыне, Императрице Марии Феодоровне, о Благоверном Государе, Наследнике и Великом Князе Михаиле Александровиче, и о всем Царствующем Доме, о всей палате, и воинстве их. Даждь Им Господи мирное Царство, да и мы в тишине Их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте.» Чтобы почувствовать сильный смысловой резонанс между Царской молитвой и современной демократической молитвой достаточно прочесть нынешний служебник в этом же самом месте: «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте.»

В данном примере важно понять, что предки наши раньше просили МИРНОГО ЦАРСТВА, а сегодня мы просим некоего мирного правления. Ясно, что прошения разные, отсюда разный получается и результат. Как молимся, так и получаем.

9) Еще можно увидеть и осознать какой важный кусок этой же молитвы пропущен ныне на литургии Святителя Василия Великого. Здесь Богословский смысл вообще заставляет трепетать душу своей значимостью, так как он фактически доказывает необходимость молиться за Царскую Власть. Вот это моление, которое в свое время сильно запало мне в душу и подвигло меня на то, что я начал молиться именно по Царскому Служебнику:

«Помяни Господи Благовернаго и Христолюбивого Государя нашего Николая Александровича, Императора и Самодержца Всероссийского, ЕГОЖЕ ОПРАВДАЛ ЕСИ ЦАРСТВОВАТИ НА ЗЕМЛИ, ОРУЖИЕМ ИСТИНЫ, ОРУЖИЕМ БЛАГОВОЛЕНИЯ ВЕНЧАЙ ЕГО, ОСЕНИ НАД ГЛАВОЮ ЕГО В ДЕНЬ БРАНИ, УКРЕПИ ЕГО МЫШЦУ, ВОЗВЫСИ ЕГО ДЕСНИЦУ, УДЕРЖАВИ ЕГО ЦАРСТВО, ПОКОРИ ЕМУ ВСЯ ВАРВАРСКИЯ ЯЗЫКИ БРАНИ ХОТЯЩЫЯ, ДАРУЙ ЕМУ ГЛУБОКИЙ И НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ МИР, ВОЗГЛАГОЛИ В СЕРДЦЕ ЕГО БЛАГАЯ О ЦЕРКВИ ТВОЕЙ, И ВСЕХ ЛЮДЕХ ТВОИХ, ДА В ТИШИНЕ ЕГО ТИХОЕ И БЕЗМОЛВНОЕ ЖИТИЕ ПОЖИВЕМ, ВО ВСЯКОМ БЛАГОЧЕСТИИ И ЧИСТОТЕ.»

Я понял, когда прочитал эти слова, что Сам Господь хочет чтобы священство молилось за Царя, так как Он уже оправдал Его «царствовати на земле». Это просто Воля Божья, чтобы Он был, а значит Он есть, Он всегда есть у Господа. И только в тишине Его мы будем жить во всяком благочестии и чистоте. Никакая другая власть нам не даст того, что даст Самодержавный Государь, так как только Царская Власть угодна Богу и потому установлена Им. Как отец в семье есть глава, так и Царь на Руси есть Глава Церкви и Отец народа. Без Него не быть России, как телу без головы.

10) На Заамвонной молитве всегда поминался Государь, что сейчас не делается. Хотя греки до сих пор на заамвонной молитве Царей поминают. У них вроде тоже монархии нет, но ведь молятся же, как в Византийской Империи было принято.

11) После отпуста лик(хор) всегда многолетствовал Императора, а сейчас на месте Царском многолетствуют «великого господина» патриарха всея Руси. Вот как звучало Царское Многолетие: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Нашего ИМПЕРАТОРА Николая Александровича всея России, Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну, Матерь Его, Благочестивейшую Государыню, Императрицу Марию Феодоровну, и Наследника Его, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Михаила Александровича, Святейший Правительствующий Синод, и вся православныя христианы Господи сохрани Их на многая лета.»

Сейчас же в современном служебнике везде, где только можно Царское Место занимает патриарх. А это очень напоминает ситуацию из Ветхого Завета, когда вместо Моисея выбрали первосвященника Аарона. Пришел Моисей со скрижалями Завета и увидел поклонение не Богу, а золотому тельцу. То же самое мы наблюдаем и в Ватикане, когда епископ города Рима называется наместником Христа на земле, то есть Богопомазанника. Папа Римский фактически незаконно восседает на Царском Престоле. Он называется главой Римской церкви и в тоже время главой целого государства Ватикан. А для папистов-католиков он ассоциируется как отец-папа народа – Царь. Для нас же православных это является паписткой ересью. Но, почему то, осознаем мы это только через наш родной Царский Богослужебный Чин. Когда же молимся по современному чину, то недалеко уходим от Римского папы, сотворяя такой молитвой уже другого папу- патриарха Московского и всея Руси. Да не будет этого с нами! Мы русские, значит с нами Бог! Господь всех нас вразумляет через Божественную Литургию Царских времен. Аминь.

С уважением, отец Роман Зеленский.

Фильм о Божественной Литургии по Царскому Чину

Как заказать чин

Царская литургия заказывается подачей заказной записки в свечной ящик.

Существуют определенные правила ее подачи, которые необходимо соблюдать:

  • Заказать поминовение можно только крещеных в православие и веривших/верующих в Бога. (Крещеных в малолетстве, но активно противоборствующих Православной Церкви поминовать не следует).
  • Имена указываются, данные при крещении, в родительном падеже.
  • Не родившихся детей записывать «О здравии» нельзя, так как они некрещеные.
  • Записка должна иметь заголовок (Записка на царскую литургию об упокоении/о здравии).

Заказную записку заполняют аккуратным разборчивым почерком. Одновременно с заказом требы полагается делать пожертвование на нужды храма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]