Источники в окрестностях Дивеево: Суворово, Маевка, Автодеево, Осиновка.

На юго-западе России есть славное место, о котором издавна ходят легенды. Земля эта — Дивеево, обитель, полная чудес и целебного воздействия на тех, кто идет за помощью. Эти места известны еще с довоенных времен. Русские православные верующие едут в Дивеево, источники дают ту самую живительную силу, а слава о них расходится все дальше. Даже за границей знают о Дивеево и чудодейственных источниках, расположенных здесь. Туристы из Германии, Латвии, Франции, Израиля, православные верующие со многих концов планеты приезжают сюда.

Чудесные свойства святой воды

Для успокоения души, для исцеления недугов, для очищения от скверны страждущие прибегают к помощи святой воды. Физические, химические и биологические свойства самого простого и необъяснимого на земле соединения водорода и кислорода до сих пор не изучены полностью. А между тем опыт поколений уверенно говорит в пользу святой воды, которая в любых жизненных обстоятельствах поможет невероятным образом.

Взрослый человек свои проблемы поручает воде, если верит в ее силу. Даже неверующие несознательно прибегают к помощи обычной воды, смывая невзгоды дня под душем. Вода расслабляет и освежает, а это часто первое средство для снятия утомления и сонливости. Ученые доказали, что святая вода имеет особое строение молекул, их действие направлено на благополучие и укрепление здоровья, нормализацию эмоционально-духовного фона человека, гармонизацию пространства вокруг него. Возможно, и до таких открытий людям было известно действие святой воды, но объяснений они не требовали.

Многие добавляют святую воду в ванночку для купания малышей, чтобы детки крепче и спокойнее спали, а наиболее «сильная» вода помогает и от сглаза маленьким детям. Святая вода известна как средство для исцеления болезней духовных и телесных, верующие часто выпивают несколько глотков из серебряных чанов, в которых вода хранится в храмах. Обряд Крещения включает погружение в святую воду или хотя бы омовение ею, не только символизируя очищение от грехов, но и совершая таинство улучшения энергетики.

А самый сильный целебный эффект люди давно заметили у воды из источников святых. Православные верующие обращаются к ним, когда чувствуют упадок сил жизненных и физических, когда сомнения гложут душу и духовные силы на исходе. Но слава источников, которые помогают преодолеть телесные немощи, говорит сама за себя.

И к ним устремляются нуждающиеся с надеждами и верой, вверяя воде свои тела и мысли.

Святые источники в Дивеево

Православные люди устремляются сюда в любое время года. На карте России это село обозначено как Дивеево. Источники, расположенные вблизи него, в этих местах были известны задолго до войны. И сегодня паломники со всех концов света за помощью приезжают именно сюда. Приезжающие в Новгородскую область знают, что каждый из источников, которых всего более двадцати, обладает чудодейственной силой. Какие-то источники очень старинные, некоторые сравнительно молодые, но вся местность, которая предназначена для паломничества, буквально усыпана родниками, будто эти россыпи слетели, как семена в почву, с чьей-то доброй руки.

Божественная сила снисходит на всех без исключения: на взрослых и новорожденных, мужчин и женщин. Чтобы полностью погрузиться в исцеляющую энергию источников, нужно приехать на любой из них. Выпив чистой освященной воды, а может быть, и окунувшись в нее, вы ощутите прилив жизненных сил, телесные болезни уйдут, душевная боль утихнет. Святые источники в Дивеево славятся своими явлениями людям святых, знамений и чудесами исцеления.

В глушь. В Дивеево. За чудесами

ПОБЫВАТЬ в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, что в Нижегородской области, я мечтала давно. Ведь именно здесь находятся одни из главных святынь России — мощи Преподобного Серафима Саровского и Канавка, по которой ступала Богородица (она так и называется — Канавка Царицы Небесной). НАЧИТАВШИСЬ книг о многочисленных чудесах, происходящих в этих местах, я твердо решила: еду. И вот я здесь. С трепетом иду к благочинной монастыря устраиваться на послушание. С этой целью сюда приезжают те, кто хочет потрудиться на благо обители, или, как еще здесь говорят, во славу Божию.

Три голубки на кресте СРАЗУ же мне дают послушание — красить забор. Речи о том, чтобы передохнуть с дороги, устроиться в гостинице или найти другое подходящее жилье, не идет. Сказали красить — значит, надо красить. Вместе с женщинами, только что приехавшими из Новокузнецка, спешно оставляем вещи в хозяйственном помещении монастыря и, накинув рабочие халаты и повязав косынки, отправляемся на объект. Пустословить во время работы строго запрещено. Но обязательно надо молиться, читать про себя Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся…».

Через пару часов перед нами неожиданно появляется известный по последним сериалам актер с бревном на плече. Надвинув фуражку по самые брови, чтобы не узнали, он старается пройти мимо. Я не выдерживаю и прошу автограф. «В святой обители автографов не раздаю!» — получаю в ответ.

Вечером мы все идем окунаться в святой источник матушки Александры. По преданию, в нем исцеляются от многих болезней. Температура воды в купели — всего четыре градуса. С непривычки заходить холодно и страшно, но надо обязательно три раза окунуться с головой, чтобы все нечистые духи вышли. Женщины во время купания должны быть одеты в простую ночную сорочку и косынку в знак чистоты и покорности. Никаких рюшечек, тесемочек, декольте. На них, как утверждают богомолки, бесы цепляются.

После купели я увидела первое маленькое чудо — зашла в источник монахиня, и сразу же на крышу рядом стоящей часовенки прилетели три голубки и, дружно воркуя, сели на крест. «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь», — проговорили хором собравшиеся.

«Смиряйся, сестра»

НОЧЛЕЖКУ нам определили у одной из инокинь. Именно ночлежку, потому что назвать двухъярусные нары со старыми-старыми матрацами, по-другому язык не поворачивается. Все удобства во дворе, кипятить воду даже своим кипятильником не благословляется, никакой посудины вроде таза, чтобы элементарно помыться, нет. Вот так меня встретил монастырь.

Стоило прилечь, как услышала рядом с собой тяжелый грудной кашель, затем соседку стало громко тошнить. «Господи, помоги!» — пронеслось в голове. Оказывается, рядом с нами поселили больную бомжиху, которая каждые полчаса либо сотрясается от кашля и кровавой рвоты, либо ходит под себя. Естественно, за ней нужен уход. После короткого совещания решаем: выносить горшок бомжихи будем по очереди. Я впадаю в панику. И тут же слышу голос одной из своих спутниц: «Смиряйся, сестра».

Немного придя в себя, начинаем знакомиться.

Мария по профессии врач-онколог. Каждый день она видит людское горе — адовы мучения и смерть, но так и не смогла к этому привыкнуть. За помощью обратилась к Богу. Мария рассказывает, как меняется в лучшую сторону неизлечимо больной при исповеди и причастии. Тяжелые болезни раскрывают всю человеческую суть: злые, как правило, озлобляются на весь мир, добрые спешат за все благодарить Бога, судьбу, родных и друзей.

«Неделю назад на руках у меня умирал юноша, — говорит Мария полушепотом, — умница, два диплома и еще учился в аспирантуре. Один экзамен сдать осталось. Лежит на койке весь синий и, превозмогая боль, зубрит высшую математику. Я тогда подумала: зачем родители, зная диагноз, принесли учебник? Лучше бы батюшку позвали, чтобы побеседовал, причастил, успокоил. Говорю, что ему нужно отдыхать, а он отвечает, что некогда, еще успеет. Через два дня санитарочка прибегает, говорит: «Все, уходит». Я бегом к нему. Держу его за руку, а он смотрит на меня (двадцать четыре годка ему на днях исполнилось) и спрашивает: «Это все?». Я молчу, сижу, глажу его руку, а сама думаю, что у меня в соседней палате начинается приступ у дедушки. Но, как приклеенная, сижу с умирающим, не могу выпустить его руки и все говорю, чтобы не боялся. А он вздыхает: «Эх, математику не сдал!» Это были его последние слова»…

В монастырь Мария приехала не в первый раз, за помощью Серафима Саровского. Работать ей с каждым годом все труднее, а в Дивееве у нее как будто второе дыхание открывается.

Ольга работает художником-дизайнером в известной столичной фирме. У нее ухоженное лицо и модная прическа. Впрочем, уверяет она, так было не всегда: «Я несколько лет после развода просидела без работы и без денег. Однажды в троллейбусе ко мне подошла бабулечка и говорит: «Что, миленькая, работу найти не можешь?» Меня словно обожгло: откуда она это знает? «Не могу», — честно призналась я бабке. «А ты, ласточка, пойди в храм, — продолжает она, — купи свечечку потолще да и поставь Иверской Божией Матери и помолись ей. Попроси, чтобы она послала тебе работу. Можешь поминать меня, грешную, какими хочешь словами, если Божия Матерь тебе не поможет».

Как-то, проходя мимо церкви, думаю: дай зайду. Купила свечку, попросила старушку показать мне икону Иверской Божией Матери, подошла к ней, а молиться-то толком не умею. Стою, что-то лопочу про себя — и вдруг как зареву! Проревела минут двадцать, а потом быстро поставила свечку и ушла. Дома закрутилась и забыла про это. А примерно через неделю звонит телефон — в солидной фирме неожиданно освободилась вакансия, и мне предлагают временно поработать. Что интересно: сразу после этого звонка телефон отключили за неуплату… Я с того светлого дня захожу в церковь чаще. Временная работа стала постоянной, потом и замуж вышла, ребенка родила. Вот что мне вера дала…»

С тех пор Ольга считает своим долгом ежегодно ездить по святым местам и хотя бы неделю поработать там бесплатно, во славу Божию.

Екатерина, домохозяйка, мать двоих детей-подростков, рассказывает про себя: «С тех пор как в нашем доме появился компьютер, затем второй, мне жизни не стало. Какие-то дебильные игры, циничные разговоры и тупые-тупые детские глаза. Оба сына одновременно забросили учебу. Муж с утра до ночи на работе, а что я могу одна? Запретила мальчишкам дома играть, так они в компьютерные салоны стали ходить или к друзьям. Как-то младший заявляет: зачем, мол, нас рожала, раз воспитать не можешь? Меня после этих слов чуть инфаркт не хватил.

Я понимаю, что не дети мои это говорят, а бесы, в них сидящие. Сыновья у меня — от природы умные, добрые мальчики. По всем храмам за них сорокоусты заказала, после, можно сказать, насильно привела их на исповедь и ко причастию. Потом также под давлением заставила их пособороваться и молилась, молилась непрестанно и вот гляжу — стали у моих сынулек появляться «тройки». Ага, думаю, значит, ходят на учебу. Господи, помоги, вразуми, настави! И вот буквально перед каникулами слышу, как старший говорит младшему: «Что-то меня вообще к компьютеру не тянет, раньше по десять игр за вечер играл, а сейчас и одной не могу»… Я после этих слов сразу же заказала благодарственный молебен Господу, а сейчас вот в Дивеево приехала помолиться. Знаете, это самое страшное, когда ребенок тебя не понимает».

У Нины есть все, кроме мужа, а ведь ей уже 28. Она говорит, что пару лет назад сюда приехала ее знакомая, тоже старая дева. Поплакала у мощей Серафима Саровского, искупалась в святом источнике Преподобного, усердно помолилась и почти сразу по возвращении домой удачно вышла замуж. Сейчас уже второго ребенка ждут.

Светлана. Она — особый человек среди нас. У нее рак кожи в последней стадии. Мы не расспрашивали ее ни о чем, но, когда она сняла одежду, онемели: все тело женщины сплошь было покрыто застарелыми гнойными язвами. Даже носить одежду для нее — неимоверная мука. Естественно, Светлана, как и все мы, надеется на помощь Святого. Здесь вообще все пронизано его участием. Люди говорят о нем как о живом: вот, мол, к Серафимушке приехали.

Молимся усердно и ложимся спать.

В глушь. В Дивеево. За верой и чудесами

Продолжение.

КТО и зачем едет в знаменитый Серафимо-Дивеевский монастырь? Об этом мы рассказали в прошлом номере «АиФ». Наш тюменский корреспондент Ольга Иженякова тоже давно мечтала побывать в этих местах. Чтобы потрудиться во славу Божию, смыть свои грехи в святых источниках, а заодно поближе познакомиться с монастырским бытом.

Письмо Богородице

УТРОМ я разглядела первое преимущество нашего жилища — прямо из окна открывается вид на небесного цвета Свято-Троицкий собор во всем его великолепии. Сегодня у меня уже другое послушание — надо собирать клубнику. Вместе с молоденькими девушками-студентками, которые здесь регулярно проводят каникулы, мы аккуратно рвем зрелые ягоды, девушки при этом поют псалмы. После клубники нас спешно отвозят разгружать кирпичи, причем без перчаток. Гляжу к вечеру на окровавленные руки и чуть не плачу.

Вечером иду по Канавке Царицы Небесной. После тяжелого дня состояние особенное — хочется усердно молиться. Считается, кто прочитает пятьсот раз «Богородице Дево, радуйся…», тот будет находиться под особым покровом Божией Матери, а еще здесь говорят, что если что-нибудь попросишь во время молитвы на Канавке, то просимое обязательно тебе дано будет. Я прошу всем многочисленным родственникам здоровья «на многая и благая лета» и смотрю, как женщины, идущие впереди меня, аккуратно кладут записочки в ров возле Канавки. Принято считать, что духовное надо просить в начале Канавки, материальное — в конце. Я тут же решаю, что буду просить в конце Канавки, когда прочитаю сто пятьдесят молитв. Но, как только подхожу к концу, меня охватывает такое чувство благодати, отрешенности от земного, что мне уже ничего не нужно, и я шепчу: «Господи, пусть будет так, как сейчас, всегда…»

В трапезной, как обычно, многолюдно. После молитвы садимся ужинать, но не успели мы присесть, как к нашему столу подходит послушница с кухни и произносит: «Ангел за трапезой» (здесь так говорят вместо пожелания приятного аппетита), а потом обращается к моей соседке и просит, чтобы она поставила ноги правильно. Оказывается, нельзя класть ногу на ногу.

Утром моя очередь убирать за бомжихой. Когда я увидела паразитов в горшке, меня начало безудержно рвать. «Ну что ты, миленькая, успокойся!» — слышу ласковый голос инокини. Она отводит меня в свою келью и начинает усердно молиться. Я гляжу на большую, почти в четверть стены, икону Богородицы (как я узнала впоследствии, она чудотворная) и медленно прихожу в себя.

Видя мое состояние, меня на весь день от послушания освобождают, и я отправляюсь за несколько десятков километров к источнику Преподобного. Сюда едут все без исключения: больные и здоровые, бедные и олигархи, президенты и домохозяйки, поп-звезды и ученые. Утверждают, что после купания все в жизни начинает резко меняться.

Но, к сожалению, тысячи людей, приезжающих к источнику, наряду с неописуемыми красотами поневоле видят и вынуждены посещать кошмарные туалеты, больше похожие на собачьи будки с распахнутыми настежь дверьми. Позор, да и только.

Как бесы выходят из человека

НА СЛЕДУЮЩИЙ день я несла послушание на монастырской кухне. Здесь все по-особому. Грязную посуду сначала протирают тряпкой, а потом уже моют горчичным порошком. Считается, что он не только хорошо удаляет жир, но и убивает вредные микробы. В меню для паломников обязательно прозрачно-жиденькая каша, зелень, лук, чеснок. У монахинь рацион несколько разнообразнее, но некоторые из них ради смирения едят вместе с работниками, а другие и вовсе пост держат — живут на хлебе и воде, а порой подолгу голодают.

Для вновь прибывших многое в монастыре кажется необычным. Так, например, развешивать постиранное нижнее белье на веревку нужно так: сначала непосредственно его, а сверху косыночки, полотенца, другие тряпочки. Никто не должен видеть женского белья.

Поскольку на втором месте после послушания молитва, то молиться принято в среднем 8-10 часов в сутки, по праздникам — и того больше. Главный храм богато украшен, в нем все буквально утопает в цветах, возникает чувство, что Господь тебя точно слышит. К мощам Преподобного — неиссякаемый людской поток. Люди плачут, молятся, кого-то начинает лихорадочно трясти. Это, говорят, бесы выходят из человека. Я, например, сама была свидетельницей, как 5-6-летние беспокойные дети после двух-трех служб становились кроткими и послушными.

В главном храме очередь не только к мощам, но и к иконе Богородицы «Умиление». Именно перед ней, по преданию, всю жизнь молился и умер Преподобный Серафим, и к ней прикладывался царь. На иконе висит много золотых крестиков — дары исцеленных прихожан. Чудеса исцеления столь многочисленны, что их не всегда записывают.

Здесь, как, впрочем, и во многих других наших храмах, множество бабулек, готовых по любому поводу поучать ближнего, а особенно молодежь. Сначала я раздражалась, когда мне шипели в ухо, что, мол, не так к иконе приложилась или прошла по храму. Но потом я научилась на все подобные замечания отвечать: «Сестра, если я что-то делаю не так — это мой грех, а не ваш. Вы лучше по-доброму подскажите, вам это потом зачтется».

До сих пор в моих ушах звучит пение дивеевских монахинь. Оно так трогало душу, что слезы, без преувеличения, текли ручьем. Стоящие рядом насельницы не пытаются утешить вас, поскольку считается, что слезы эти очищают душу, которая в такие минуты стремится к небесам.

Окончание следует.

Как исцелиться с помощью святой воды из источника

Говорят, что, набрав в источнике святой воды, люди увозят ее домой, хранят годами, и она остается такой же свежей и вкусной, будто только что набранной из бьющего родника. А при приготовлении консервации на зиму, солений, квашений такая вода обеспечит долгое хранение продуктам, не допуская плесени или загнивания. Кто-то пытался объяснить эти свойства минеральным составом воды, но даже минералы подвержены затхлости при неверной укупорке, а Дивеевская святая вода из источников остается годами неизменной.

Набрав воду с собой в какую-нибудь емкость, металлическую или стеклянную (главное, чтобы она не была пластмассовой), можно увезти жидкость с собой и пить ее по мере нужды. Можно добавлять такую воду в небольших количествах в ванную, в напитки и супы в процессе приготовления.

На основе этого чудодейственного средства можно делать любое питье и давать по мере необходимости всем домочадцам, можно давать ее и грудным детям. Капризного ребенка можно умыть святой водой, чтобы он скорее успокоился.

Чудо исцеления

На данный момент источник Серафима Саровского самый многолюдный — в любое время года здесь не утихает поток паломников и туристов. Люди считают его одним из «сильнейших» — именно здесь они получают исцеление от многих болезней. И случаи таких чудес зафиксированы в свидетельствах — ведется своего рода летопись.

Говорят, что в источнике отца Серафино самая холодная вода, можно сказать, замерзает. Но это никого не беспокоит. Православные христиане верят в его целительную силу — они пьют, купаются с ним и погружаются в воду, чтобы получить исцеление или поддержку в вопросах спасения.

Автор статьи лично знает семью, сын которой получил исцеление отца Серафима у источника. Эта семья, состоящая из супружеской пары с двумя детьми, приехала в паломничество на святую землю Дивеево. Семилетний сын страдал тяжелой астмой, поэтому ему приходилось делать себе инъекции из спрея несколько раз в день. Родители и старший брат искренне и искренне молились в храме у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании здоровья мальчику. А потом мы пошли к источнику. И там с молитвой и крестным знамением ребенок трижды нырял с родителями и братом в источник, и произошло чудо! Болезнь исчезла! Все оставшиеся дни паломничества и по возвращении домой (как нам сообщили по телефону) приступы астмы больше не беспокоили ребенка. Счастливые родители поблагодарили Бога и преподобного Серафима Саровского за чудо выздоровления их сына.

Если вы приехали в Дивеево

Нижегородская область расположена практически в центре юго-запада России. Говорят, что исцеление с помощью источников будет скорейшим, если не просто окунуться в воду купели, но и остаться в Дивеево на ночлег. Среди мирян распространено убеждение о том, что Божья Благодать спускается на тех, кто проводит здесь ночь.


Местные жители знают большое количество историй из жизни тех, кто посещал святые источники Дивеево: от чего помогает посещение купелей, как правильно подготовиться к окунанию, где поставить свечи святым угодникам, как молиться. Недалеко от источников расположен Свято-Дивеевский (Серафимо-Дивеевский) монастырь, можно также посетить часовни. Собранные по случаю истории опубликованы в книги: источники Дивеево, отзывы мирян о них будут полезны прихожанам, ведь они собирались десятилетиями. Трудно даже назвать это отзывами — это опыт, надежды, явленные чудеса исцеления и благодарность святым. Эта миссия начата была одной из канонизированных сегодня святых — матушкой Александрой.

Целебные источники

Приезжающие хотят посетить в Дивеево источники, которые наиболее популярны, слухи о которых и привели их в Нижегородскую область.

В этих местах чтят:

  • источник иконы Божией Матери Казанской и источник Серафима Саровского в Цыгановке,
  • источник святого врачевателя Пантелеймона,
  • источник основательницы храмов в Дивеево матушки Александры,
  • Явленный источник в Кременках,
  • равноапостольных Константина и Елены в Хрипуново,
  • источник Сошествия Духа Святаго в Автодеево и Сатисе,
  • источник Святой Троицы в Канерге,
  • источник Николая-Чудотворца в Хохлово.

Есть и другие небольшие источники, которые начинают пробиваться из-под земли внезапно в других местах. Вся местность будто пронизана ключами, бьющими из-под земли, и чем больше страждущих обращаются сюда, тем богаче край на водицу, нескончаемый поток которой открыт для всех.

Напои меня водой. История дивеевских источников

Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь и его окрестности – места не просто красивые. Здесь царит добрая, спокойная атмосфера, пробуждающая лучшие чувства и помыслы. А еще здесь особая вода. Пресс-служба Главгосэкспертизы России расскажет о святых источниках Дивеева.

Ответ на вопрос, почему в этих местах так много родников, дали в середине XX века гидрогеологи. Они обнаружили на территории Нижегородской области под землей огромное пресноводное море, протянувшееся от Арзамаса до Ардатова через весь Дивеевский район. Из него наружу выходит вода с особым, сбалансированным, минеральным составом. Здесь есть малоизвестные источники в селах Маевка и Рузановка, источники Пресвятой Троицы, Архангела Михаила, Спиридона Тримифунтского, Илии Пророка и тот, который назвали в честь иконы Богородицы Всецарицы.

Несколько дивеевских источников благоустроены: здесь оборудованы купальни, есть часовни, места для отдыха. Самый древний из них – Казанский.

По легенде, он появился в XVI веке, во время правления мурзы Дивея, по имени которого и названы эти земли. На месте, где трижды было явление ангелов с иконой Казанской Божией Матери, забил родник.

В 1845 году над источником поставили часовню, которую затем неоднократно перестраивали, а она с каждым разом становилась все больше и наряднее. Со временем часовня обрела мраморный иконостас с большими писаными иконами. Две из них — святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского – сегодня можно увидеть в Троицком соборе Дивеевского монастыря. Но они сохранились чудом: после революции часовню снесли, а иконы расшвыряли по соседнему полю. Но еще когда часовня была цела, рядом с источником была обретена вмерзшая в лед Казанская икона Божией Матери. В 1943 году она чудесным образом обновилась. Сегодня этот святой образ тоже находится в Троицком соборе.

В 1991 году над Казанским источником вновь поставили часовню и купальню. В 2003-м их заменили на новые, территорию источника благоустроили, дорожки выложили камнем.

В 20 метрах от Казанского находится источник в честь великомученика и целителя Пантелеимона

. Здесь установлена лучшая в Дивеево купальня, она представляет собой большой бассейн. К тому же здесь самая теплая вода. Этот источник открыт, расчищен и благоустроен совсем недавно, освятили его в 2006-м. Но он уже стал одним из самых почитаемых: считается, что его вода помогает в лечении детских болезней, а также в избавлении от затянувшихся хворей у взрослых.

Еще один родник, бьющий здесь же, в пойме реки Лубинки, был освящен в 2011 году и назван в честь иконы Божией Матери «Умиление». Ее Серафим Саровский почитал больше других и в молении перед ней проводил долгие часы. Перед иконой «Умиление» он и скончался 2 января 1833 года. Надо сказать, что с территории комплекса трех источников открывается прекрасный вид на Дивеевский монастырь.

Источник преподобной матушки Александры

находится на берегу речки Вичкинзы. Он расположен ближе всех к монастырю. Питают его дожди и снега, которые уходят с территории обители в подземные воды и там очищаются в естественных фильтрах.

В XVIII веке нижегородская дворянка Агафия Семёновна Мельгунова, овдовев, приняла монашество во Флоровском монастыре Киева под именем Александры. В 1780-х она основала Дивеевскую монашескую общину. Серафим Саровский говорил о схимонахине Александре так: «Это великая жена была. Я и по сей день её стопы лобызаю». До 1960-х годов источник матушки Александры находился в другом месте, но при устройстве запруды на Вичкинзе был затоплен, а его вода и название перешли на ныне действующий. В 2003 году, к 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского, на источнике были произведены ремонтно-восстановительные работы, выстроены купальни и часовня.

В 200 метрах от источника преподобной Александры находится источник, который, по преданию, был собственноручно ею выкопан и назван в честь Иверской иконы Божией Матери

. Здесь построена часовня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды. Затем по территории Дивеевского монастыря идет крестный ход с пением праздничного тропаря. Здания и люди при этом окропляются водой из Иверского источника.

В 12 км от монастыря, у селя Кременки, находится источник Явления Пресвятой Богородицы.

Первые сведения о нем относятся ко времени, когда Дивеевский монастырь еще не был основан. В 1670 году в этих местах произошло кровопролитное сражение царских войск с отрядами Степана Разина. Накануне битвы над полем боя явился лик Божьей Матери, оплакивавшей воинов, а когда сражение закончилось, в местных колодцах не хватало воды, чтобы обмывать мертвые тела. И тогда на одном из склонов забил новый источник, получивший впоследствии название Явленного.

Здесь же произошло явление преподобного Серафима Саровского, который завещал паломникам пройти по Канавке Царицы Небесной и прочитать молитву пресвятой Богородице. А когда уже в советское время мощи Серафима Саровского изъяли из Саровского монастыря и провозили мимо Явленного источника, колокол Кремёнковской церкви зазвонил сам по себе. В народе источник известен как чудодейственный и исцеляющий. Летом 2004 года на нем была возведена часовня и купальня, а теперь к источнику строят дорогу.

Источник преподобного Серафима Саровского

находится в поселке Цыгановка. С этим местом связана своя легенда: о том, как преподобный Серафим явился на берегу реки Сатис, трижды ударил посохом о землю – и из-под нее забили три целебных родника. Изначально источник находился по соседству с запретной зоной города Сарова (который после войны был назван Арзамасом -16 и закрыт, поскольку здесь началась разработка и производство ядерных боеприпасов). Эта территория строго охранялась. В начале 1980-х годов власти распорядились было засыпать источник, но обошлось.

В наши дни к источнику проложили шоссейную дорогу, русло реки Сатис отвели в сторону, а на месте выхода родника устроили озеро. Теперь здесь есть пешеходный мост для посетителей, колодец и удобные деревянные купальни. Возведена и бревенчатая часовня в честь преподобного Серафима Саровского.

Сказания о чудесах

В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря подробно описаны жизни и чудеса его основателей — преподобного Серафима и Агафьи Мельгуновой (схимонахини Александры).

Агафья Мельгунова была монахиней, когда получила знамение свыше от Богородицы, явившейся ей с указанием идти в Нижегородскую область — свой Четвертый и последний Удел на Земле. По жребию, брошенному апостолами, Пречистая Богоматерь собиралась в землю Иверскую (первый Удел), во время морского путешествия к воскрешенному Иисусом Святому Лазарю корабль попал на гору Афон (второй Удел Божией Матери), третьим Уделом считают Киево-Печерскую Лавру. И вот, наконец, в этих землях появилась Агафия Семеновна Мельгунова, направляемая рукой Богородицы.

Возведенный здесь храм поставлен силами преподобного Серафима в конце жизни. Сын купеческой семьи, в молодости исцелившись благодаря чудодейственной иконе Богоматери от болезни, посвятил себя Богу и сам получил чудесную силу, помогающую исцелять нуждающихся.

Сказания о том, как помогали здешние святые людям при жизни, записывали их последователи и настоятели монастыря. В Дивеево источники сегодня продолжают благое дело тех, кто возведен нынче в лик святых.

Расписание богослужений

Территория монастыря открывается с 05:00 утра, а в 22:00 часа ворота закрываются. Паломникам рекомендуется провести весь день на территории обители. Тогда будет возможность посетить все богослужения:

  • 05:30—07:00 — ежедневно литургия, в четверг и пятницу полунощница.
  • 07:00 — молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
  • 13:00 и 14:00 — по будням молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
  • 08:00 по будням — Божественная литургия, за 15 минут до начала проходит общая исповедь.
  • 08:00 в воскресные дни — Параклис: молебный канон Божией матери, 09:00 — литургия.
  • 10:00 — ежедневно, кроме воскресенья, панихида в Казанском соборе
  • 17:00-20:00 — вечернее богослужение, в субботу всенощное бдение.

К мощам преподобного Серафима Саровского можно приложиться в любой день с 08:00 до 20:00 часов. К мощам блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии, преподобноисповедницы Матроны Дивеевских, преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских можно приложиться ежедневно с 08:00 до 17:00 часов.

Купальни святых источников доступны ежедневно с 05:00 до 22:00 часов.

Расписание богослужений в Дивеевском монастыре

Основательница храма — матушка Александра

В миру ее звали Агафья Семеновна Мельгунова. Уроженка богатой помещичьей семьи, вдова полковника Мельгунова уже жила в монашестве, когда явившаяся ей Богородица направила ее в Дивеево. На собственные средства она восстанавливала ветхие часовни и церковь с 1767 года. В схиме приняв имя Александра в 1789 году, она делом своей жизни считала реставрацию и построение новых часовен для людей в Дивеево: источники влекли все больше страждущих, и принять всех желающих стало возможным. Огромное количество святынь в этом чудесном месте веками помогает людям жить, исцеляться, надеяться, переосмысливать свои действия.

Почив в миру, матушка Александра покоится вблизи алтаря Казанского монастыря. Говорят, что воздающие память ей на ее могиле слышат чудный запах, благоухание невозможно не заметить. Иногда сами собой загораются свечи, слышен колокольный звон или журчание, поэтому в народе ходит молва, будто здесь и берет начало ее источник.

Ее поддержкой и последователем стал Серафим Саровский. Источник Матушки Александры славится многочисленными историями прихожан, чудесное исцеления которых также вдохновило преподобного Серафима. Неподалеку выстроена часовня и оборудована купальня. Сюда очень часто приходят верующие, потому что источник — один из ближайших к монастырю. Он помогает тем, кто приходит восстановить силы, утомленным и отчаявшимся. Обращаются к матушке Александре и те женщины, которые хотят зачать: множество случаев, когда пара не могла зачать в течение многих лет, а после посещения в семье рождались даже тройни, на слуху среди мирян.

Источник Преподобного Серафима

Еще при жизни Святой Серафим помогал людям, если бессильны были врачи и медикаменты. Среди частых рассказов о том, кому помогал источник, — случаи с заболеваниями людей нервными болезнями, расстройствами памяти и эпилептическими припадками.

Существует легенда или быль о том, как в этом месте, находящемся на запретных территориях в шестидесятые годы, во время обхода пограничниками огражденной местности Сарова случилось у них видение. В довоенные годы источник существовал, но его неоднократно пытались зацементировать или закопать. В 1947 году военный объект присвоил этой местности статус закрытой, и пустошь была безлюдной. Поэтому военные удивились, заприметив фигуру старца в белом балахоне с посохом, и, окликнув его, увидели, как старик стукнул оземь посохом трижды и исчез. На этом месте из трех точек стал бить ключ. В шестидесятые источник обрел славу, воду из него везли во все концы России. Сюда же приезжали, чтобы искупаться в нем. В начале девяностых военными было принято решение источник засыпать. Однако во время подготовительных работ к машинисту-экскаваторщику явился Преподобный Серафим, прося его не делать этого, а напоследок сказал, что этого все равно не произойдет. И действительно, почва не поддалась ковшу экскаватора, и источник сохранился.

Впоследствии приказ отменили, затем был восстановлен Дивеевский монастырь, и сегодня источник Серафима Саровского числится в его ведении, а вблизи него выстроили бревенчатую часовню.

Говорят, даже во время восстановительных работ по укреплению линии берега потока для безопасности страждущих был один рабочий, который повредил свою спину. Явление Серафима Саровского исцелило его. Сегодня сюда устремляются люди за исцелением физических недугов. Купание в источнике или хотя бы омовение должно непременно сопровождаться определенным настроем, молитвой от чистого сердца.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

История монастыря восходит ко второй половине XVIII века: тогда матушке Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) было видение Пресвятой Богородицы, которая и указала ей на то место, где будет заложена обитель. Фундамент Казанской церкви, освященной в 1780 году, матушка Александра заложила на собственные средства, полученные от продажи всего имущества. Основательница монастыря скончалась в 1789 году у стен Казанской церкви, будучи постриженной в великую схиму.

Постепенно появились новые строения обители. Рядом с Казанской общиной была обустроена Мельничная община в 1827 году, позже их объединили в одну. Названием вторая община обязана тому, что сначала здесь была возведена мельница, а потом уже кельи для сестер.

В 1861 году женская Дивеевская община была возведена в степень монастыря. С этого времени по 1904 годы были возведены многие сооружения, в том числе, колокольня, около 30 корпусов для сестер и Троицкий собор, в котором можно поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

© Marina VR

В 1905 году началось строительство еще одного большого собора, но его освятить не успели, так как началась революция. В 1927 году советская власть закрыла обитель, некоторые купола снесли, каменную ограду разрушили, кладбище и храм при нем уничтожили. В 1950-ые серьезно пострадала Казанская церковь. Монахини и послушницы после закрытия обители пытались сохранить часть дивеевских святынь.

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Сначала был зарегистрирован церковный приход, а затем состоялось и открытие монастыря. Перед освящением в Казанскую церковь торжественно внесли икону Серафима Саровского.

Игумения Серафимо-Дивеевского монастыря в настоящее время — матушка Сергия.

Сейчас на территории обители расположены следующие объекты:

  • соборы: Казанский, Троицкий, Преображенский, Благовещенский.
  • церкви: Рождества Христова, Рождества Богородицы, а также Казанская церковь на источнике.
  • храмы: Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, другие домовые храмы.
  • колокольня.
  • часовня.

На сегодняшний день отреставрированы все здания, расписаны стены соборов. Ведутся работы по облагораживанию прилегающих земель. Почитать про историю каждого строения можно на сайте монастыря.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Помимо мощей преподобного Серафима важной святыней Дивеево является Канавка Божией Матери (Тропа Божией Матери) длиной 700 метров, берущая начало за Преображенским собором и опоясывающая монастырь. Канавку, призванную защитить обитель от антихриста, начал рыть сам Преподобный Серафим, а работы завершились уже после его смерти. Сегодня тысячи паломников проходят по тропе с именем Богородицы на устах. Молитву Пресвятой Богородице нужно прочитать 150 раз. Другая значимая реликвия — икона Божией Матери «Умиление», сохранившаяся от преподобного Серафима.

Канавка Божией Матери, © Елена Акимова

Святые Серафимо-Дивеевского монастыря

С историей монастыря связаны имена нескольких святых, чьи мощи хранятся в соборах обители:

  • Преподобный Серафим Саровский.
  • Преподобные жены Дивеевские: Елена, Марфа и Александра.
  • Дивеевские блаженные: Мария, Параскева Ивановна, Пелагия Ивановна.
  • Новомученики и новомученицы

Чудеса

Многие верующие делятся своими историями исцелений, произошедших в результате посещения Дивеево, купания в источниках или приложения к мощам. Прочитать некоторые отзывы о чудесах можно на сайте Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

© Максим *****

Казанский источник

Дивеево славится несколькими целебными источниками, названия которых любому православному человеку скажут многое. Один из них сегодня назван по имени иконы, которая была в 1939 году найдена вмёрзшей в лёд. Икона была очень старой, вероятнее всего, она попала в воду вследствие разрушения колодца, который стоял в виде сруба над источником. Местные жители считают икону Казанской Богоматери очень сильной, сюда приносили даже новорожденных детей, которым врачи не давали шансов выжить, и чудодейственная сила помогала. Часовню отстраивали заново и снова разрушали, но икона сохранилась. Одна схимонахиня хранила ее и была свидетельницей ее невероятного обновления, а также многих чудес, которые творила сила, идущая от иконы.

Казанская церковь сегодня располагается на окраине села Дивеево, неподалеку находится и сам источник, самый древний из всех. Вода из него благотворно воздействует на здоровье. Именно к нему приходят верующие крестным ходом, чтобы освятить воду, крестят детей, исцеляются болящие.

История[править]

  • Источник святой матушки Александры

Это ближайший к монастырю источник. На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ и теперь если вы будете искать Александровский источник, то вам укажут на этот родник.

Источник матушки Александры. По свидетельству сестер первой общинки, живших при Казанской церкви, на могилке матушки Александры по ночам видели огонь и горящие свечи, слышали необычайный звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы ее. Затем в могиле слышалось какое-то журчание, и потому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Этот источник был у реки за дорогой, напротив Казанской церкви. Когда в советское время сделали дамбу и водохранилище, вода покрыла источник. Вниз по реке на юго-западе освятили другой источник, где и набирают теперь целительную воду.

  • Источник Иверской иконы Богородицы
    — этот источник основательница монастыря мат. Александра выкопала сама. Источники расположены недалеко друг от друга находятся в 5-7 минут ходьбы от монастыря.

Нынешний источник Иверской иконы Божией Матери появился совсем недавно. Раньше на этом месте было несколько небольших разрозненных ключей, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно их углубляя. По рассказам старожилов, в середине 70-х годов здесь увяз трактор, а когда его вытащили, то в образовавшуюся яму стала собираться ключевая вода.

Несколько лет назад над источником устроили каменную купальню. Вода из этого источника обладает целебной силой, особенно помогает страждущим недугом беснования.

Иверский Источник. По тропинке вдоль реки можно дойти до дальнего источника матушки Александры. Великая старица сама вырыла его для утоления жажды рабочих, добывавших известковый камень для созидаемой ею Казанской церкви. По преданию, на источнике местные жители молились в засуху о даровании дождя. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили часовенку. По находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название «Иверский».

  • Источник Казанской иконы Богородицы
    — самый древний из 4 источников в Дивеево.

Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивееве и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

В 1845 году на месте источника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Часовня была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В 50-е годы часовня на короткое время была восстановлена, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.

По описаниям, последняя часовня была высокой, со множеством икон на стенах. В центре ее находился сруб-источник. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Здесь купали больных детей, брали воду из ведра и обливались. Когда часовню разрушили, иконы раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году эта икона чудесным образом обновилась.

В 1991 году над источником была возведена часовня и купальня, вновь затем перестроенные в 1997 году. В источнике часто совершается Таинство Крещения, по причине близости к Казанской деревянной церкви.

Казанский Источник.На северней окраине села Дивеева вблизи деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери находится Казанский источник. Он пробился из-под земли еще во времена Иоанна Грозного после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 г. В 30-е годы XX века на источнике подо льдом была найдена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Икона помещена в Троицком соборе в приделе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

  • Источник святого Пантелеймона
    — расположен в всего нескольких метров от Казанского источника. Купальня над источником существенно больше чем купальня Казанского источника.

Источник святого великомученика и целителя Пантелеймона находится в двух десятках метров от другого – старейшего Дивеевского источника в честь иконы Казанской Божьей Матери.

Источник долгое время был не оборудован для купания, но в 2004 году после празднества в честь преподобного Серафима было принято решении об обустройстве здесь современной купальни. Рядом с купальней располагается деревянный сруб колодца, из которого многочисленные паломники берут святую воду. Источник был освящён в честь Пантелеймона Святого великомученика, целителя.

Великомученик Пантелеймон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении, — Пантелеймон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеймона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

Пантелеймон-целитель и его чудеса на источнике в Дивеево

Святой Пантелеймон известен как целитель с IV века. Безвозмездная врачебная помощь бедным, милосердие ко всем без исключения сделали его выдающейся личностью своего времени и одним из самых почитаемых святых сегодня. Паломничества к источнику сегодня приходятся на любое время года. Источник Пантелеймона в Дивеево находится недалеко от Казанского. Раньше люди здесь не могли купаться, но в 2004 году источник оборудовали и купальней. К тому же вода из него поступает в два разных сруба, в которых оборудованы купальни для женщин и мужчин отдельно. Источник Пантелеймона-целителя — один из самых красивых, вся его территория очень ухожена, а прихожане говорят, что вода в купальнях этого места теплее, чем в других.

К Пантелеймону-целителю обращаются с такой молитвой: «Даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная…»

Источники в окрестностях Дивеево: Суворово, Маевка, Автодеево, Осиновка.

Святой источник святителя Спиридона, епископа Тримифунтского у с. Суворово

Находится в окрестностях села Суворово, в полутора километрах от храма, на склоне оврага. Назвали родник в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца. В августе 2010 г. Здесь была освящена часовня. Оборудовали и купальню. О славном будущем и чудодейственной силе источника в свое время благовестила Дивеевская блаженная Мария Ивановна ( Федина, 1931 ): « Будет колодец до окончания века, все источники посохнут, а этот нет, и все в нем будут пить». Раньше в селе был еще один святой родник, Святой Троицы, но после осквернения источник исчез.

Святой источник иконы Богородицы «Всецарица» и святой источник Архангела Божия Михаила у д. Маевка

Эти два святых источника находятся на речке Вичкинзе между Дивеево и деревней Маевка. Раньше источник «Всецарица» назывался Иверским, здесь был деревянный колодец и стоял поклонный крест. После размыва колодец смыло течением; уже после нового обустройства источников и установки поклонных крестов на высоком берегу источнику дали новое название- «Всецарица». Архангел Михаил издревле особо почитался на Руси как предводитель Небесного воинства. Он главенствует над всеми Небесными силами, поэтому неслучайно в этом месте бывает слышится ангельское пение. Мощный поток воды бьет из-под земли со скоростью 10 л за 3 с.

Святой источник священномученика Киприана и мученицы Иустинии у д. Маевка

У деревни Маевка находятся три святых колодца. Над каждым из колодцев стоит православный крест с иконой. Источники пользуются популярностью в основном у местных жителей из деревни Маевка, сел Череватово и Дивеево. На этих источниках происходят чудесные исцеления.

Святой источник Казанской иконы Богородицы у д. Маевка

Этот источник находится в небольшом деревянном старинном колодце на берегу речки Вичкинзы в поле на окраине деревни Маевка.

Святой источник Святого Духа у с. Автодеево (на фото)

Находится в 11 км от Дивеева и его святых источников, возле атомобильной трассы Дивеево- Ардатов. Источник благоустроен. Здесь построены прекрасные часовня и купальня. Святой источник несколько раз обустраивался, славится чудесными исцелениями. Люди прибегают к нему при самых различных заболеваниях, а в особенности при невозможности деторождения.

Святой источник Казанской иконы Богородицы у с. Автодеево

Находится примерно в 500 метрах за источником Святого Духа. Ныне источник находится в запустении.

Святые источники Царственных мученикиков в деревне Осиновка.

— Св. источник царицы Александры — Св. источник царевича Алексея — Св. источник Марии Магдалины — Св. источник вмц. Екатерины — Св. источник вмц. Варвары

Источники находятся в начале деревни Осиновка под глубоким берегом речки. Здесь находится целый ряд святых источников. На горе возвышается величественный православный крест. Эти источники самые молодые, малоизвестные среди приезжающих паломников. На Дивеевской земле нет ничего случайного, и надо надеяться, что и они прославятся чудесными исцелениями по молитвам святых царственных мучеников и всех святых. Царь Николай II и святые царские мученики приезжали сюда на прославление Серафима Саровского. И вот, спустя 110 лет после прславления явились и забили святые источники царских мучеников в укромном уголке этого края.

Как найти Дивеево

Нижегородская область для приезжих из стран ближнего зарубежья довольно запутана, поэтому если область вам не знакома, то ориентиры такие: Дивеево находится в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от Арзамаса и 345 км от Чебоксар. Если планировать поездку на собственном автомобиле, то будет неплохо воспользоваться навигатором.

Вдоль трассы М-7 будут несколько региональных центров, где можно уточнить, в какой стороне Дивеево, как доехать до села. Но будьте готовы к тому, что не самые ровные дороги позволят перемещаться со скоростью не больше 120-140 км/час. В монастыре парковка хорошо обустроена, для посетителей она бесплатная. В округе много гостиниц, поэтому задержаться в Дивеево и рассчитывать на ночлег можно легко.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]