Оценки
Митр. Макарий (Булгаков) (+ 1882):
“Православное Исповедание поистине составляет эпоху в… истории (православного богословия). Доселе сыны Церкви Восточной не имели особой символической книги, в которой бы могли находить для себя подробнейшее руководство, данное от имени самой Церкви, руководство в деле веры. Православное Исповедание Петра Могилы… явилось первою символическою книгою Восточной Церкви. Здесь в первый раз изложены все догматы от ее имени в возможной точности… Здесь, следовательно, дано подробнейшее и вместе надежнейшее руководство в деле веры, как всем православным, так, в частности, и православным богословам при обстоятельном раскрытии догматов” [1].
Прот. Георгий Флоровский (+ 1979):
«В своем крипто-романизме Могила был не одинок. Скорей уж он выражал дух времени. “Православное Исповедание” — это основной и самый выразительный памятник могилянской эпохи. Трудно точно сказать, кто был автором или составителем этого “Катихизиса”: обычно называют самого Могилу, хотя, возможно, это коллективный труд нескольких его сподвижников. “Исповедание” изначально составлено по-латыни, и в этом первом варианте чувствуется гораздо большее римское влияние, чем в окончательной версии, прошедшей критический пересмотр на соборах в Киеве (1640) и в Яссах (1642). Впрочем, для нас важны не столько отдельные уклонения в католицизм — их можно объяснить случайностью — сколько тот факт, что вся “Confessio Orthodoxa” построена на католических материалах. Связь ее с римо-католическими писаниями глубже и непосредственней, чем с духовной жизнью Православия и Преданием Восточных Отцов. Отдельные римские догматы — например, учение о папском примате — отвергаются, но общий стиль остается римским» [2].
Архиеп. Василий (Кривошеин) (+ 1985):
«[Исповедание является] православным символическим памятником своей эпохи и во всех спорных вопросах, разделяющих православных с римо-католиками, как, например, Filioque, папский примат, или с протестантами, как почитание свв. икон и мощей, призывание святых, таинства и т. д., оно всегда придерживается православного учения, но это не мешает ему быть ярко латинским документом по форме, а иногда и по содержанию и по духу. Следуя в своем изложении известному римо-католическому катехизису Петра Канизия, и почти буквально заимствуя у него целые страницы, особенно в нравственной своей части, Православное Исповедание всецело усваивает латинскую схоластическую терминологию, как, например, материя и форма таинства, намерение (intentio) совершающего таинство как условие его действительности, пресуществление (transsubstantiatio), аристотелевское учение о субстанции и акциденциях для объяснения пресуществления, учение о совершении таинств ех ореrе ореrato и т. д.. В латинские формы Православное Исповедание старается вложить православное содержание. За немногими исключениями (Василий Великий, Псевдо-Дионисий, Псевдо-Афанасий, Августин), в Православном Исповедании почти полностью отсутствуют ссылки на святых отцов — характерный признак отрыва от святоотеческой традиции, чувствующегося во всем богословии этого символического памятника. Можно также сказать, что наиболее характерным для него является не присутствие в нем тех или иных неточностей или уклонений от православного богословия.., сколько отсутствие всякого богословия, скудость богословской мысли…»
«Хотя у нас нет достаточных оснований отвергать Православное Исповедание как исторический памятник, сыгравший положительную роль в деле защиты Православия от его врагов в XVII в., видеть в нем авторитетный символический текст и источник православного богословского учения мы не можем» [3].
Войти на сайт
НАКАЗ — СВЯТОГО МИТРОПОЛИТА ПЕТРА МОГИЛЫ. Поминовение усопших родственников.
Митрополи́т Пе́тр 1596 — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.
Благодаря трудам Могилы возобновилась — православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор.
Павел Флоренский писал:
«Род есть — единый организм и имеет единый целостный образ».
В этом едином Родовом организме МОЖЕТ из поколения в поколение НАКАПЛИВАТЬСЯ благодать Святого Духа. Укрепляющая каждого члена этого Рода в перенесении болезней и жизненных обстоятельств и содействующая их спасению, ПЕРЕДАВАЯ им крепкую веру в Бога. А может и бездарно РАСТРАЧИВАТЬСЯ, накапливая НЕРАСКАЯННЫЕ Грехи, что скажется на последующих поколениях нагромождением несчастий и бед, и даже ПРИВОДИТ к ослаблению Рода (Рождаются Больные и Умственно-отсталые дети) и к пресечению Рода. Благодать в Роду НАКАПЛИВАЕТСЯ молитвой, церковными таинствами и добрыми безкорыстными делами, благочестивой жизнью. Очень хорошо, когда в Роду есть священник или монах – это ВЕЛИКОЕ благо для всех членов Рода! И весь Род должен им и их близким ПОМОГАТЬ и защищать.
Они ОТМАЛИВАЮТ – всех и живых и мертвых!
И Благо идет на весь РОД! Молодая женщина, впервые пришедшая в храм, пожаловалась на исповеди на обрушившиеся на неё несчастья: муж два года назад погиб в аварии, год назад – сын разбился на мотоцикле, но выжил. А в через год летом 12-ти летняя дочь утонула в озере … А причина оказалась в бабушке. Выяснилось, что она ЛЮБИЛА брать ЧУЖОЕ и даже воровала у семьи с ребёнком-инвалидом. Грехи воровства, убийства, насилия и издевательства над людьми, предательства, блуда, разврата и супружеской неверности, педерастии и секс-извращений, колдовства и гаданий , страшным проклятием ЛОЖАТСЯ на потомков до четвёртого колена.
Одна женщина приехала в монастырь с грузом несчастий, печалей и недоумений :
«У меня мама умерла от рака матки, я не хочу идти по её пути».
Ей ответили, что дети рождаются либо в Род отца или в Род матери и потому в чей Род рождены дети – то того Рода они наследуют и несут проблемы в своей жизни.
«Вы несёте проблемы папы, у вас такого рака матки не будет.
У вас брат есть?»
Женщина удивилась:
«У меня было два брата. Я средняя, был старший брат. Он был банкиром и в лихие 90-е годы его убил киллер, детей у него не было. А младший брат погиб от шальной пули, поскольку он был школьником, то у него детей тоже не осталось, ПРОДОЛЖЕНИЕ рода пресеклось. Мама, похоронив двух сыновей, на нервной почве из-за стресса получила онкологию и ушла очень тяжело и этот род по этой ветви ПРЕРВАЛСЯ».
Её спросили:
«А кто у вас был дедушка?»
«А дедушка у меня был начальником НКВД».
Ясно, что он ПОВИНЕН — в расстрелах людей и, возможно, священников. Для исцеления от груза Наследственных болезней, существует ЧИН чтения Псалтири по свт. Петру (Могиле).
Святой Петр Могила, митрополит Киевский — основатель Киево-Печерской Лавры известен и прославлен как святой. Святой Петр Могила, после смерти, когда пришел на Тот свет и увидел, как души усопших страдают – попросил Господа воскресить его и вернуть на короткое время на землю, чтобы он, Петр, написал это ПОУЧЕНИЕ – наказ еще живущим на земле. И чтобы мы, живущие здесь, торопились и ЗНАЛИ , как спасать своих родителей и сродников. Священникам приснился сон, чтобы откопали они гроб с телом святого Петра.
Они собрались и, помолившись, решили так и сделать.
И он был явлен на 40-й день по кончине отцам Киево-Печерской лавры. Они, получив благословение, его раскопали. Святой Петр, ВСТАВ из гроба, написал этот НАКАЗ — поучение как нам НАДО отмаливать наш род, наших сродников по плоти.
И, вернувшись в гроб, снова ушел в Царство Небесное.
Аминь.
То есть, обычный псалтирь: читаются все три славы за упокой, как можно БОЛЬШЕ воспоминаются имен наших усопших сродников и читается этот псалтырь 20 раз. По прочтении псалтири 20-ти раз, как св. Петр говорил, что Господь ПРОЩАЕТ своим милосердием, СНИМАЕТ любой грех и наши родственники ОТПУСКАЮТСЯ с тех мест, где они мучаются.
Дорогие дети, выручайте своих родных, ИЗБАВЛЯЙТЕ их от Вечного огня и мук адских. Кто ПОДАЕТ поминовение усопших на сорок обедней, у того в адской пропасти из родных никого НЕТ.
Господь – ПРОЩАЕТ всех умерших и СНИМАЕТ все грехи с Рода. Тогда у всех живущих на земле – жизнь СТАНОВИТСЯ и лучше и легче.
СЕМЬИ крепкие, и дети умные и здоровые — рождаются.
Сказано Господом: «Кто СПАСАЕТ, те и сами БУДУТ спасены». Господи, вразуми и спаси нас! Пресвятая Богородице спаси нас!
ЗАВЕЩАНИЕ ПЕТРА МОГИЛЫ как поминать усопших родителей. Читая Псалтирь, на всех 3-х «Славах» надо молиться об упокоении, как можно больше поминать имён наших усопших предков и читать Псалтирь 20 раз. Вот, по прочтении 20 раз, как говорил митрополит Пётр (Могила), Господь ПРОЩАЕТ Своим милосердием ГРЕХИ предков.
Но, самое главное, когда ГРЕХИ эти ПРОЩАЮТСЯ, то много проблем СНИМАЕТСЯ с нас и, в первую очередь, физических, физиологических, проблем, связанных с болезнями. Причём эти болезни, часто проходят не постепенно, а получается, что человек утром просыпается вдруг абсолютно здоровым. Вот, насколько ВАЖНО отмаливать свой род, насколько это тесно связано с нашим физическим здоровьем. Но очень ВАЖНО, чтобы вы ОТМАЛИВАЛИ своих родных и близких – из ЛЮБВИ к ним, переживая за них, из желания помочь их душам – ПОЛУЧИТЬ прощение своих грехов и уйти в Рай к Богу. Только, такие ваши молитвы с любовью – ПРИНИМАЕТ Господь! Если же вы читаете молитвы, только для того, чтобы получить облегчение от своих болезней и облегчить свою жизнь – то Бог не примет таких эгоистичных молитв.
Ибо сказано:
Молитву без любви – НЕ ПРИНИМАЕТ Господь!
Существуют грехи 3-х видов:
1. Есть ГРЕХИ первородные от Адама с Евой, но они у нас при крещении СНИМАЮТСЯ таинством. Крещение эти грехи снимает. 2. Есть ГРЕХИ наши собственные, которые СНИМАЮТСЯ опять же таинством Исповеди и причастия. Если человек их не повторяет. 3. И третий вид грехов — ГРЕХИ Родовые. Господь долготерпеливый, многомилостивый, прощающий преступление любое, если оно — РАСКАЯНО, любую вину и грех.
Если они — РАСКАЯНЫ, но, не оставляющий без наказания и наказывающий вину отцов в детях и детях детей до четвертого рода.
У священников — по седьмой род, как старцы добавили. Если этот фактор не учитывать, то мы никогда полностью не исцелимся. И мы не сможем родить и дать здоровое потомство.
Пример из жизни.
У мамы девочка ДЦП, колясочница. Дочь родилась, муж бросил, мама одна осталась с этой девочкой. Но, благодаря этому она и пришла в церковь, она пришла к Богу. Сама мама заболела раком мочевого пузыря, но девочку оставить было не с кем. Родители мамы умерли, мужа нет и девочка совершенно безпомощная оказалась у нее на руках.
Мама все говорила:
«Но почему её дочь такая больная? Почему это мне»?
Понятно, что девочка РОДИЛАСЬ с этой проблемой и эта проблема — Наследственная.
Не ее, не девочкина проблема, девочка родилась в материнский Род и унаследовала все проблемы материнского рода.
Мы знаем, что дети рождаются одни — в отцовский Род, другие — в Род матери. И потому, НЕСУТ жизненные проблемы и болезни того Рода в который они родились.
Мамочку направили в монастырь .
Ей сказали:
«Поезжай с девочкой, правда там очередь большая, но таких людей, без очереди пропускают».
Когда она туда приехала, послушник провел ее без очереди.
Она заезжает с коляской и у батюшки спрашивает:
«За что»?
Он и говорит:
«Зачата в страстную неделю пасхального Поста». Мама выяснила свой Грех, о котором даже и не подозревала. Когда она исповедала свои грехи и раскаялась, вы не представляете, какой скачок произошел с этой девочкой. Казалось, что она сейчас встанет, пойдет.
Она была в монастыре в 12 лет. Сейчас ей 14, 15-ый год.
У нее все функции восстановились и пишет, и рисует. Вот они — чудеса , у нас на глазах проявляются. Но опять потому, что был ВЫЯСНЕН грех – за который этот ребенок страдал.
Мать – раскаялась в этом грехе и её ребенок НАЧАЛ выздоравливать.
В духовной литературе мы нашли у старца Самуила в книжечке:
«Да, благословит Господь, читающих и слушающих эту благодать».
Старче помер в 80-х годах. Он пишет: «Мы должны знать имена ВСЕХ наших предков. Как можно больше поколений назад. Еще узнать о них: от кого мы родились, где они, как им помочь. И это наш долг.
Это не просто какой-то исторический интерес. Нет. Это наш долг Богу. Ибо, если они остаются в аде. Их поколениям спасение трудно. Ибо для того именно и нам Бог даровал жизнь, чтобы кроме нашего спасения мы, МОЛЯСЬ за своих предков, ДЕЛАЯ добрые дела и подавая милостыню, ВЫВЕЛИ из ада в рай , дедов и прадедов своих. Но кто-то скажет нам: да мы то не виноваты, что они грешили и в ад пошли. Да, это верно, что мы за них не виноваты, но они люто мучаются в аде. Поэтому, человече не сердись на тех, что в ад сошли и не любопытствуй, как они мучаются во аде и за что туда попали.
Наше дело – быть добрыми и им всем помочь. А лучше, исследуй Божие милосердие и узнаешь истину, что нет на людях такого греха, которое не победило бы милосердие Божие и что через благодать Христову, кто умножит благодать Христову в себе, можно забрать из ада не только близких сродников, но и далекие поколения.
Даже и тех, которые совсем не имели понятия о Боге. Самоубийц, разбойников, иноверцев. Не исключая всех приходящих в наш мир. И вот, неужели тебя, человече, не радует то, что Сам Бог – НЕ ХОЧЕТ, чтобы кто-то ОСТАЛСЯ мучиться во аде. Но, чтобы все приходящие в мир БЫЛИ спасены. Но это спасение идет только ЧЕРЕЗ живущих на земле человеков.
Так, как мы получили спасение через Бога Иисуса Христа и Господь сказал:
«Я полагаю душу мою за враги моя. А теперь, вы полагайте души свои за своих сродников, за други своя во Христе Господе нашем».
ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЯ — НЕРАСКАЯННЫХ ГРЕШНИКОВ.
Вопрос: «Можно ли одной обедней (литургией) избавить душу от вечных мук?» Ответ: «Иногда одной, а иногда многими – по качеству и тягости грехов» В : «Будут ли сожалеть праведники — о грешниках в будущем веке?» О : «Нет, хотя бы они и были бы самыми близкими утробами» В : «Как велики адские муки?» О : «Самые малейшие адские муки велики более чем в тысячи раз величайших мук на земле» В : «Знают ли осужденные— один другого?» О : «Знают, хотя и не видели на этом свете один другого» В : « Сожалеют ли один другому на том свете?» О : «Нет, но ужасно клянут — друг друга» В : «Привыкнут ли грешники в муках?» О : «Нет, но чем далее, тем в более жестокие мучения они будут ввергаемы» По церковному уставу, от Великого Четверга Страстной Недели до Вознесения Господня, бывают души на Святом месте, а от того дня, опять, возвращаются души — на свои места. И надлежит их поминать во все дни, кроме дня Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. А еще, как душа весьма грешна, а когда ее поминают и изведена будет от места темного — в место светлое, то тому человеку, который своих родителей поминает, Господь изобилие — ПОСЫЛАЕТ и во благоденствии много лет — поживет, и избавлен будет от многих бед и напастей, а в будущем веке наследует — Царство Небесное. Когда поминают усопших, то у них радость БЫВАЕТ — неизреченная, и восклицают они: «О горе нам, что НЕ ЖИЛИ — мы по Святым Писаниям и по Божественному учению. Мы не делали — добрых дел, НЕ УДЕЛЯЛИ время — на послушание Богу, на молитву, на храм. И не старались о душах наших. О, друзья наши! Нельзя нам к вам возвратиться на землю и покаяться во грехах наших. О, если бы можно было, то мы день и ночь — молились бы в келиях своих, хотя бы они и смрадными червями были наполнены, только бы не быть в вечной муке! Но нам отпущения грехов — здесь нет… О чада наши! И сродники! Кто бы выбрался из нашего рода и исправил бы годовую — за все семь колен и за своих родителей! Ждем вас! От чего бывает нам свет и радость? Когда в церкви подаете — просфору, то нам бывает свет и радость от вечера пятницы до понедельника, в весь день и ночь светящий свет душам нашим. Любимые вы наши сродники! Мы у вас моления просим, не разного украшения, а сердечного — поминовения. Кто бы из нашего рода нашелся, да узнал бы Святое Писание и постарался бы за нас. О друзья наши и сродники! Если не найдется ученого человека в нашем роде, то ищите в другом роде или стране, кто бы вам объяснил это. Глаголет Господь: «Весь след твой золотом напишу и грехи отпущу, если БУДЕТЕ искать — Святое Писание и стараться молиться — о душах своих родителей». Так, за сию милость ПОЛУЧИТЕ — оставление грехов в сем веке и ИЗБАВЛЕНЫ — будете от бед и напастей, а в будущем веке наследниками будете — Царствия Божия на Небеси. Кто о своих усопших родителях — не печется, знайте, что они несчастные, лежат вниз лицом, под землей и льют слезы кровавые. Плачут и просят они родных своих: «Любимые вы наши сестры и братья, дети наши дорогие! Постарайтесь вы — о душах наших и о всех грешниках, до будущего Страшного Суда, не оставьте нас, пока еще МОЖНО — получить прощение Божие душам нашим, пока есть еще возможность — вымолить у Господа прощение и освобождение из вечных мук, не оставьте нас!» Если кто своих родителей – НЕ ПОМИНАЕТ, то они, находясь в жестоких муках просят у Господа: «Господи! Пошли Ты на наш род — НАКАЗАНИЕ, если они имеют поле с хлебом, то грозой — побей, если скот имеют, то огнем — сожги, если богатство имеют, то отбери – пошли лихого человека». Дабы они – вразумились и покаялись, и обратились — к Богу! Все православные христиане, живущие в вере – разумейте, что мертвые у наших ворот не стоят, а свое возьмут. Если христианин своих родных — ПОМИНАЕТ, то его родители молят Господа там и восклицают: «Господи! Господи! Воздай им — радость и ПРОДЛИ — им век, и всякого благополучия даруй им седьмерицею, сто крат своим милосердием пошли им и благослови их, Господи!» Христианин, который справляет — годовую, по субботам ПОМИНАЕТ — своих усопших родителей и сродников и двадцать (20) псалтирей, и двадцать (20) канонов заупокойных — читает в год, то его родители и все семь колен его встанут — пред Господом, и молясь с усердием, и скажут о тех, кто научил их сродников на земле живущих, кто оказал им милость: «Господи! Господи! Как они вспомнили о нас! Кто научил их, кто прочитал им Святое Писание! Господи, ДАРУЙ им усердие — ко спасению, и истину веры о избавлении душ наших». Сродники, которые живут в достатке и НЕ ЗАБОТЯТСЯ — о помощи своим усопшим, те бывают одержимы — бесовской скупостью. Таковые — возрыдают, и получат наказание. А их усопшие сродники обратятся в молитве к Богу. Где теперь отыскать нам ходатаев — к Царю Небесному? Кто сможет умолить Господа избавить нас — от страшных мучений? Кто бы сию годовую исполнил? Кто бы нашелся из нашего рода и справил бы сию годовую, то мы все семь колен — молились бы за него Богу. Кто, так своих родителей — поминает, тому Господь ДАЕТ — избавление от скорбей, бед и напастей, а в будущем веке избавляет и от мук вечных. О чада наши, вспомните о муках вечных! Как они — люты! Мы ждем от вас милостыни и, если, кто научит вас молиться, то возглаголим о том: «Господи! Кто научил наших сродников, так стараться о душах наших? Господи, воздай тому человеку, продли его век и пошли — ему здоровье и благоденствие на земле!» А кто НЕ ПОМИНАЕТ — своих усопших родных, то они там, если находятся — в муках, молятся так: «Господи! Возьми у них самое — любимое их чадо, дабы они, поминая свое дорогое чадо, вспомнили бы и о нас». Человек, который сам Святое Писание – НЕ ЗНАЕТ, слушать о том – НЕ ХОЧЕТ и с ненавистью отворачивается — от тех, кто напоминает ему об этом, — горе тому человеку, беда. Лучше бы ему и на свет — не родиться. А кто исполняет в течении года двадцать (20) псалтирей, двадцать (20) канонов о упокоении и каждую субботу, на обедню ПОДАЕТ в Церкви просфору — о упокоении душ своих родителей, то какая бы грешная душа НЕ БЫЛА – будет ИЗБАВЛЕНА от тьмы и мучений, и отведена будет — в Страну Божиего света. Человек, не забывающий — родителей, милостью Божией, своим милосердием и молитвами нашей Святой Православной Церкви избавивший их страдающие души — от ярости ада, уже здесь, при этой жизни — не будет иметь никакой нужды и по окончании земного странствия наследует Царство Небесное. Аминь.
ТАИНСТВЕННЫЙ СМЫСЛ — ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
Одному афонскому монаху однажды было дано видеть, как происходило — поминовение усопших: была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посредине церкви). Я же, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи, стал раздавать их присутствующим. И в это время я увидел, что много народа СТАЛО — входить в дверь храма с улицы, а затем ПРОНИКАТЬ — сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством — прозрачных ТЕНЕЙ. В этой массе я увидел — женщин, мужчин, юношей и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще. После возгласа священника они безшумно, но чрезвычайно быстро ЗАПОЛНИЛИ — собой весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились — к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины. Наконец их набралось, так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них, как будто бы преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых. Но вот, диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились — рядом с ними, глядели на них глазами, полными любви, радостного умиротворения. Мне даже казалось, что в руках духов появилась какая-то духовная горящая свеча и они сами, молясь вместе с молящимися за них, сияли необыкновенно радостными лучами. По мере того, как прочитывалось каждое имя, из толпы теней все более выделялось радостных фигур. Они безшумно — шли и сливались с живыми молящимися. Наконец, когда записки были прочитаны, осталось много неназванных — грустных, как будто пришедших на какой-то общий праздник, но ЗАБЫТЫХ — теми, кто бы мог пригласить их на это великое для них торжество. Некоторые из душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, быть может, придет еще близкий им человек и вызовет их в свою очередь. Но нет, новые лица не появлялись, и неназванным оставалось только радоваться радостью тех, которых призвали пришедшие для единения с ними. Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая как бы смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел еще более чудную картину. В то время, когда произносились слова «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим» или слова «Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих», видно было, как лица живых озарялись светом с лицами отошедших, как слезы не уныния, а радости, текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время какой горячей любовью, беспредельной преданностью горели глаза помянутых. При облаке дыма кадила, при струях дыма от горящих свечей раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой…», и я увидел, что вся церковь как один человек стала на колени и духи, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те, о которых — ЗАБЫЛИ, молились лишь за себя. Когда окончилось молитвенное песнопение, затухли свечи и священник прочитал последний возглас, а диакон закончил общим поминовением отошедших, стоящие передо мной тени стали исчезать, и оставались только люди, пожелавшие отслужить еще частную панихиду за своих усопших. Тогда, я увидел на лицах такой покой, такое удовлетворение, такое обновление, которое не в силах передать. Велик, свят и отраден для усопших — обряд поминовения Православной Церковью! И как грустно бывает тем, кого ПРЕДАЮТ — забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем их духовное — обновление и получение — ПРОЩЕНИЯ их согрешений у Господа — как во время панихиды, так тем более во время — Литургии. Потому, что с каждым разом, когда священник вынимает — частицы за упокой душ, души эти ПОЛУЧАЮТ — милость, при¬ближаясь к Царствию Божию. Эту жажду усопших — чтобы ПОМНИЛИ — испытывает каждый из нас. Оттого нередко они и НАПОМИНАЮТ — о себе в наших снах накануне их дней рождения или смерти, накануне родительских суббот. Каждое наше слово, мысль, воспоминание об усопшем — моментально отзывается на нем, причем воспоминание ДОБРОМ — отрадно, воспоминание же злом — МУЧИТЕЛЬНО, ибо вызывает у него —угрызение совести. Можно себе представить, как УЖАСНЫ — загробные МУКИ для людей, которых трудно вспомнить — добром. Вот почему, законы народного милосердия требуют – НЕ ГОВОРИТЬ ничего дурного об усопших, чтобы не растравлять — их душевные раны. Всё сие должно служить нам — предостережением: в жизни поступать так, чтобы после смерти своей НЕ ЗАСЛУЖИТЬ — чувства презрения к нам, укора и ненависти или, еще того хуже, проклятия, и этим бы ЛИШИТЬСЯ — молитв наших близких.
Вот почему, так особенно ВАЖНА неустанная, горячая родительская молитва в этот ОПАСНЫЙ – подростково-молодёжный период за своих детей.
Поэтому, те дети, у которых родители — МОЛЯТСЯ за детей, если родители – НАУЧИЛИ детей Православию и молитве – БЕЗОПАСНО проходят свои молодые годы. А если, родители — НЕВЕРУЮЩИЕ или к Богу – РАВНОДУШНЫ, заняты — своей карьерой и построением собственного благополучия – вот они то и ТЕРЯЮТ часто своих детей и ХОРОНЯТ их — молодыми. — Геронда, тогда почему наша Церковь молится «и о Еже сохрани́тися на́м» от — ВНЕЗАПНОЙ смерти? — Это дело другое. Церковь просит Бога, чтобы смерть НЕ ЗАСТАЛА — нас неподготовленными. — Геронда, одна мать приходит сюда и безутешно скорбит, потому что она послала своего ребёнка по делам, а он был — сбит машиной насмерть. — Спросил её: «Водитель сбил твоего ребёнка — по злобе? Нет. Ты послала его по делам, для того, чтобы его сбила машина? Нет. Значит, скажи «Слава Тебе, Боже», потому что, если бы машина его не сбила, он мог бы пойти — по кривой дорожке и погибнуть для вечности. Бог забрал его к себе вовремя. Сейчас он находится — на Небе. Что ты плачешь? Неужели ты не знаешь, что ты своим плачем МУЧАЕШЬ — ребёнка? Что ты хочешь: чтобы твой ребёнок мучился или чтобы он радовался? Лучше ПОЗАБОТЬСЯ помочь — другим своим детям, которых ты НЕ НАУЧИЛА — вере и благочестию, и потому, они живут вдали — от Бога и НЕ ИМЕЮТ — над собой Божьей защиты. О них тебе — надо плакать, а не о том, который убился». Да вот и вчера сюда приходила одна заплаканная мать. «Бог забрал моего единственного сына», — плакала она, — и обвиняла в этом Бога. «Если ты как следует подумаешь о том, что с тобой произошло, — сказал ей я, — то придёшь к выводу, что Бог оказал тебе честь. Он забрал к Себе маленького Ангела, забрал ребёнка крещёным, не попустив ему — ПРИОБРЕСТИ грехи и страсти. Бог взял к Себе Ангела, а ты Его за это ещё и ругаешь? Очень скоро ты ощутишь, как твой умерший сын молится — о тебе Богу». Знаете, сколько матерей молятся и просят, чтобы их дети жили с Богом! «Я не знаю, что Ты сделаешь, Боже мой, — говорят эти женщины, — я хочу, чтобы мой ребёнок спасся, чтобы он был с Тобой». Однако, если Бог видит, что ребёнок СОБЬЁТСЯ — с правильного пути, что он катится к погибели и нет — другого способа его спасти, Он берёт его — к Себе неожиданной смертью. Причина этому одна – родители сами живут — МИРСКОЙ, грешной жизнью и детей к Богу — не приводят. И даже и не думают. И вот, чтобы спасти ребенка от вечной погибели, а его смертью – ПРОБУДИТЬ родителей к Духовной жизни, к Покаянию – Господь и попускает это несчастье. К примеру, Он попускает пьяному водителю — сбить ребёнка и забирает его к Себе. Если бы для ребёнка была возможность стать лучше, то Бог помешал бы произойти несчастному случаю. Потом хмель выветривается из головы и у того, кто сбил ребёнка. Человек приходит в чувство и всю последующую жизнь его МУЧАЕТ — совесть. «Я совершил преступление», — говорит такой человек и РАСКАИВАЕТСЯ, постоянно просит у Бога, чтобы Он его — простил. Таким образом этот человек тоже — спасается. А мать погибшего ребёнка, мучаясь от душевной боли, НАЧИНАЕТ жить — более ДУХОВНО, собранно, задумывается — о смерти и ГОТОВИТСЯ — к жизни иной, молится, в церковь ходит, грехи исповедует, причащается. Так спасается — и она. Видите, как Бог за молитвы матери устраивает так, чтобы СПАСАЛИСЬ — человеческие души? Однако, если матери этого не понимают, то они НАЧИНАЮТ — обвинять Бога! Чего же только не приходится Богу — от нас слышать! Если человек ПЕРЕСТАЕТ относиться к вещам — по-мирски, то его душа находит покой. Как человек может обрести утешение, если он не верит в Бога — в жизнь после смерти? Когда я был в монастыре Стомион, рядом в Конине жила вдова, которая постоянно ходила на кладбище и долго рыдала там навзрыд. Она билась головой о могильную плиту! Она давала на кладбище выход всей своей боли. Это продолжалось годы. Муж этой женщины был убит немцами, а её дочь через несколько лет после смерти отца, едва ей исполнилось девятнадцать, умерла от сердечной болезни. Так эта несчастная женщина осталась одна. Если кто-то посмотрит на происшедшее с ней внешне, то скажет: «Почему Бог попустил это?» И сама женщина, относясь к происшедшему именно так — не могла утешиться. Однажды, когда я тоже пришёл на кладбище, чтобы посмотреть, что происходит, она начала мне говорить: «Почему Бог сделал всё так? Мой муж убит на войне. У меня была дочь. Бог забрал у меня и её…» Она всё говорила, и обвиняла Бога. Дав ей выговориться, я сказал: «Я тебе тоже кое-что скажу. Мужа твоего я знал. Человек он был хороший. Он погиб на войне за Отечество, выполняя свой долг, а такие люди — в Рай попадают. Потом, после смерти твоего мужа, Бог на несколько лет — оставил тебе дочь. Она жила с тобой, и ты имела какое-то утешение. Однако потом, Бог видя, что девушка – к вере НЕ ПРИУЧЕНА, никто о ней – НЕ МОЛИТСЯ, а значит, Божьего покрова над ней — НЕТ, и потому, эта девушка МОГЛА – наделать много грехов в жизни, СБИЛАСЬ бы с ПРАВИЛЬНОГО пути, вот Господь и забрал её в том — Добром устроении, в котором она — находилась. Он сделал это, чтобы её спасти». Эта вдова, хотя муж её был тихим человеком, сама БЫЛА — немножко МИРСКОЙ и к Богу — равнодушной. Вот по этой — причине и УМИРАЮТ от болезней или ПОГИБАЮТ — дети от несчастных случаев у таких мирских, РАВНОДУШНЫХ — к Богу родителей. Если родители за своих детей — НЕ МОЛЯТСЯ, к вере – не приучают, как Господь будет — их ХРАНИТЬ? Конечно, я не сказал ей об этом, не сказал ей «ты была мирским человеком», но спросил её: «О чём думаешь сейчас ты сама? Ты любишь мир?» — «Я не хочу никого и ничего видеть», — ответила она. «Вот видишь, — сказал я ей, — мир умер и для тебя тоже и ничто мирское тебя не интересует. Таким образом, скоро все вы вместе будете в Раю. Кому ещё Бог оказал такую честь, как тебе? Ты это понимаешь?» После этой беседы несчастная ПЕРЕСТАЛА — каждый день ходить на кладбище. Она начала — МОЛИТЬСЯ, стала ЧАЩЕ — ходить в церковь. Как только — с чужой помощью — она смогла уловить глубочайший смысл жизни, так сразу же — успокоилась. — Геронда, я слышала, что если человек умирает насильственной смертью, то он расплачивается за свои грехи, потому что его грехи берёт на себя убийца. — У человека убитого, если можно так выразиться, есть смягчающие вину обстоятельства. Он может сказать Богу так: «Я бы покаялся, но он меня убил». Таким образом, тяжесть [его грехов] ПАДЕТ — на убийцу. Однако некоторые, у которых не хватает соображения, говорят: «Если бы Бог был, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников». Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было НЕЧЕМ — оправдаться в том, что они – НЕ ПОКАЯЛИСЬ в своем зле, хотя Он дал им для этого – годы жизни. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже — не оставит.
Использованные материалы
- Архиеп. Василий (Кривошеин) «Символические тексты в Православной Церкви»
- Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.
[1] Цит. по книге архиеп. Василия (Кривошеина) «Символические тексты в Православной Церкви»-
[2] Протоиерей Георгий Флоровский. «Западные влияния в русском богословии». Перевод с английского Н.Холмогоровой —
[3] Архиеп. Василий (Кривошеин) «Символические тексты в Православной Церкви»-
Происхождение и семья
В семье молдавских бояр Мовиле 21 декабря 1596 года родился сын Петру, имя ему дали в честь московского митрополита Петра.
- 1596 год — год принятия Брестской унии, по которой западно-украинская часть православия отходила под владычество римо-католиков.
- 1596 год — время вступления на молдавский престол Симеона Мовиле или Могилы.
- Боярин Симеон, отец будущего митрополита Киевского в начале 17 столетия семь лет правил Валахией, а затем в 1607 году стал господарем Молдовы.
- В 1612 году Кантемир Мурза завоевал Молдову, бояре Мовиле бежали к родственникам в Речь Посполитую, под опеку Михаила Вишневецкого, правителя левобережной Украины.
Святитель Петр Могила
Петр окончил Львовскую братскую школу, в которой преподавали основы православия, для продолжения образования уехал заграницу, посещая различные университеты, изучил латинский язык, в результате выбрал военную карьеру.
Был участником Хотинской битвы между поляками и османами. Для красавца, богача, воина и интеллектуала 1624 год стал переломным. Он отказывается от мира и становится насельником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, где вместе с монахами переживает все гонения от польских властей.
Смерть и почитание
1 января 1647 года в полном расцвете сил святитель Могила внезапно отошел к Господу, был похоронен в Киево-Печерской лавре, 22 марта было решено перенести останки святителя в Софийской обители. За три месяца мощи митрополита остались нетленными, местом его захоронения стала Великая Печерская соборная церковь, место, указанное в завещании святителя.
Митрополит Петр Могила причислен к лику Местночтимых святых
В ноябре 1941 года Киев был захвачен немцами, которые взорвали Великую лаврскую церковь, а вместе с ней была взорвана и могила святого.
В 1982 году при раскопках были найдены пластины из серебра, но которых изображен родовой герб семейства Мовиле и эпитафия.
Святые Отцы, святители, своим жизненным примером являются проводниками оставшихся на земле православных христиан в Небеса. Размышляя над событиями сегодняшнего времени, понимаешь, что история развивается витками, на каждом из них сердца людей являются полем битвы дьявола с Творцом.
8 декабря 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 13 января, как день почитания памяти святителя Петра Могилы, вставшего на защиту православия в 17 столетии, когда православную Украину зажали мусульманская Порта и католическая Речь Посполитая.
Принятие духовного сана
Личное общение с киевским митрополитом Иовом Борецким повлияло на дальнейшую судьбу Петра Могилы, решившего посвятить свою жизнь православной церкви, приняв духовный сан.
Будучи архимандритом Киево-Печерской лавры с 1627 года, он подчиняется Патриарху Константинопольскому и носит титул великого архимандрита. После смерти владыки Иова является душеприказчиком всего духовного наследства владыки, в том числе богатейшей библиотеки.
Новый архиепископ решил основать в Киеве новый просветительский православный центр, чем вызвал противостояние Исайи Копинского, оберегающего первенство Киевского братского училища. В 1632 году умирает польский король Сигизмунд ІІІ, архиепископа Могилу приглашают в составе делегации от Киева на собрание Сейма для избрания нового короля, им стал Владислав Четвертый.
Икона Петра Могилы, митрополита Киевского
Отец Петр оправдал доверенную ему миссию, он сумел убедить нового короля признать легитимными православные епархии и митрополии, прекратить все запреты и притеснения против православных верующих, получив диплом, согласно которого разрешалось:
- свободно исповедовать православную веру;
- совершать Таинства;
- проводить реставрацию храмов и возводить новые церкви;
- создавать братства;
- открывать школы и училища;
- устраивать богадельни.
Православный народ и духовенство получили право избирать митрополита, в ведение которого были переданы все монастыри и храмы.
Важно! 1 ноября 1632 года благодаря княжьему воспитанию и тонкому дипломатическому дару Петра Могилы вышел официальный указ, утверждающий независимость православия в Украине.
В 1633 году священник рукополагается в митрополиты, собирая вокруг себя всех неравнодушных к судьбе православия в Украине.
В 1635 году по благословению отца Могилы было начато восстановление Десятинной церкви, реорганизация школы Киево-Печерской лавры, строительство учебного заведения в Виннице.
В 1634 году было основана московская школа, в которой преподавали монахи киевской лавры. Благодаря стараниям митрополита Петра Иулиания, княжна Ольшанская была прославлена в лике праведников, он прилагал огромные усилия, чтобы увековечить имена Печерских святых в созданном Патерике Печерском.
Читайте о православных святых:
- Григорий Синаит
- Вонифатий Тарсийский
- Закхей Праведный