Ни одна религия мира не претерпевала таких жесточайших и упорных гонений, как христианство. Можно сказать, что христианство было притесняемо всегда — в той или иной степени. Но конечно же, самые жестокие кровавые преследования христиан имели место в первые века нашей эры.
Сам тот факт, что христианство выстояло, не растворилось и не кануло в лету — уже явный признак Божественного благословения. Невозможно даже представить себе, что выдуманный людьми, пустой по своей сути культ мог бы вынести такое уничижение, через которое прошло христианство.
Преследования христиан в другие века
Часто под периодом гонений на христианскую веру предполагают именно начальный период Римской империи. Конечно, тогда были ужасающие по своей кровавости притеснения, и очень много мучеников вышли именно из первых веков. Тем не менее после того, как христианство завоевало право на существование не только на Востоке, но и во многих других странах, так или иначе оно было гонимо практически всегда.
Католические гонения в Средневековье
Коротко осветим основные этапы уничижения в разных регионах мира. Так, в средневековой Европе более всего испытаний выпало христианам в Англии — появление новой религии на земле варваров вызвало страх за разрушение привычных традиций и образа жизни. Параллельно арабы начали свои завоевательные походы на испанские земли, где также истребляли неугодных верующих.
В 10-11 веке, когда, казалось бы, позиции христианской Церкви в Европе были уже довольно прочными, в Англию вторглись языческие войска датчан. Им также не пришлась по вкусу религия, которая не признавала их языческих богов и культов, поэтому христиане истреблялись.
В это же время на Ближнем Востоке под предводительством халифа аль-Хакима прошли самые массовые на этих землях репрессии и гонения против христиан.
В 14-16 веках в Балканских странах, где было уже много христианского населения, проходили завоевания и вторжения турок. Они также нетерпимо относились к местной религии, всячески притесняя верующих.
В 17 веке Япония для защиты своей территории от попыток колонизации полностью закрылась от любого внешнего влияния. Те христиане, которые уже были там, составляли постоянно уничижаемое меньшинство вплоть до середины 19 века.
Очередное противостояние сил Запада и Востока стало причиной казни 8000 христиан в Корее в 1870 году. Через три десятилетия в Китае произошло восстание, где за несколько лет были убиты 30 тыс. верующих из различных христианских конфессий. В нашей Церкви можно найти имена 222 официально канонизированных китайских мучеников.
Сирия
В Сирии христианская община представлена Антиохийской и Сиро-яковитской православными церквями, а также Армянской апостольской, Мелькитской и Маронитской католическими церквями.
До начала гражданской войны в 2011 г. в стране проживали примерно 2 млн христиан (ок. 10% от общей численности населения страны). Уже в 2012 г. их доля, по некоторым оценкам, сократилась до 8%. В 2012-2014 гг. страну покинули еще один миллион христиан. Из Хомса бежало практически все христианское население — около 140 тыс. человек. Оставшиеся были почти полностью уничтожены боевиками. Террористы используют широкий арсенал методов устрашения: похищения, насильственное обращение в ислам, пытки, изнасилования, публичные казни.
В декабре 2013 г. были похищены 12 православных монахинь и четыре послушницы из монастыря святой Феклы во главе с игуменьей матерью Пелагеей (Сайяф), впоследствии монахинь удалось освободить.
До сих пор нет сведений о судьбе похищенных в апреле 2013 г. христианских архипастырей: иерарха Антиохийской православной церкви митрополита Алеппского Павла и митрополита Сирийской ортодоксальной церкви Григория Иоанна Ибрагима (в декабре 2015 г. в СМИ появились неподтвержденные данные об их казни). На захваченных территориях исламисты, как и в Ираке, нередко вводят для немусульман налог «джизья».
С марта по июнь 2014 г. исламскими экстремистами был осажден сирийский город Кесаб, населенный преимущественно этническими армянами-христианами. Город понес значительные разрушения, тысячи семей были вынуждены покинуть свои дома.
22 февраля 2015 г. боевики ИГ учинили расправу над представителями христианской ассирийской общины в окрестностях города Телль-Тамер на северо-западе Сирии. Боевики сожгли десятки домов мирных жителей, а также две древние христианские церкви.
По данным Русской православной церкви, за время гражданской войны в Сирии исламские боевики разрушили около 400 христианских храмов.
Гонения в России в начале 20 века
В 19 веке в православной монархической России начали активно разрастаться революционные идеи. Причин и основ тому было немало, в том числе это и внутренние проблемы в Церкви. Много где вера стала формальным обрядом, а то и инструментом устрашения и наказания. Накал нарастал, и его кульминацией стала революция 1917 года и приход к власти большевиков.
При советской власти многие храмы были разорены
С самого начала новой власти православная вера была отвергаема, как пережиток прошлого. Прогрессивные советские люди призывались верить в человека, общество и труд. Существование Бога отрицалось в принципе, христианские ценности высмеивались несмотря на то, что многие коммунистические идеи прямо базировались на библейских мыслях.
Интересно! К примеру, всем известный советский лозунг «Кто не работает, тот не ест» прямо перекликается со словами апостола Павла из Второго послания к Фессалоникийцам, глава 3, стих 10: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
Верующих людей, которые крепко стояли в православии, репрессировали. Их ссылали в ссылки, где условия содержания и тяжелый труд не позволял многим из них выжить. Многих просто расстреливали без суда и следствия — иногда для этого было достаточно доноса соседей.
Исповедание православной веры часто приравнивалось к антисоветской деятельности и пропаганде, которая нарушает основы коммунистического общества. За этой высокопарной формулировкой стоят тысячи и тысячи человеческих жизней.
История
От своего возникновения до легализации при Константине христианство не имело официального статуса в Римской империи. В первые два столетия христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи. Их считали членами некоего «секретного общества», которые общаются с помощью тайных знаков и избегают приличного общества, поэтому в начале против христиан имели место общественная враждебность и гнев толпы, а не официальные действия. Первая известная попытка сформулировать официальную позицию была предпринята императорским легатом в провинции Вифиния и Понт Плинием Младшим, который в своём письме Траяну сообщил о том, что он получил большое количество анонимных доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора, фактически — официальный документ, рескрипт, сводящийся к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить, подтверждённый Адрианом в 125 году, задал направление имперской политики в отношении христиан на ближайшие десятилетия. Однако практическим следствием рескрипта Траяна было то, что выявленных, сознавшихся и неотрёкшихся христиан подвергали пыткам и казням, как это было в 177 году в Лионе и Вьене, когда вмешательство гражданских властей помешало толпе горожан вытащить христиан из их домов и забить до смерти. Обратившийся за решением императора проконсул получил от правившего в то время Марка Аврелия следующее решение — твёрдых в христианстве казнить, римских граждан мечом, прочих зверями, отступников отпустить.
Первоначальными убежищами первых христиан служили римские катакомбы. Они представляли собой узкие подземные ходы, точное происхождение которых не установлено, но существует предположение, что это были каменоломни, в которых римляне добывали многочисленные ресурсы для построек. Позднее появилось мнение, что на самом деле это были кладбища. Расширяясь всё больше и больше, катакомбы превратились в сеть коридоров и залов протяжённостью в восемьсот шестьдесят километров. Число захороненных там людей не поддаётся подсчёту.
Напротив имя факции должно давать тем, которые сговариваются ненавидеть людей добрых и честных, которые единогласно требуют крови людей невинных, прикрываясь для оправдания своей ненависти тем ложным мнением, что они, христиане, виновники всякого общественного бедствия, всякого народного несчастия. Если Тибр вошёл в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия; то тотчас кричат: христиан ко льву.
Тертуллиан, Апология, глава 40
Для последователей традиционных римских культов христиане были слишком странны — не совсем варвары и не вполне римляне. Их религиозные практики являлись вызовом для традиционных устоев. Христиане отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа и публично критиковали древние обычаи. Иустин Философ сообщает о муже-язычнике, донёсшем на жену-христианку, Тертуллиан о детях, лишённых наследства после обращения в христианство. Традиционная римская религия была неразрывно связана с римским обществом, а христиане отвергали и то, и другое. По мнению Тацита, этим они выказывали «ненависть к роду людскому». Распространены были представления о христианах как о занимающихся чёрной магией (лат. maleficus) для достижения своих целей, а также практикующих инцест и каннибализм.
Тем не менее, в первые два века христианской истории законов против христиан не принималось, а преследования проводились лишь по инициативе местных властей. Так было в 111 году в Вифинии-Понте при Плинии Младшем, в Смирне в 156 году — мученичество Поликарпа Смирнского, первое, о котором есть относительно достоверные сведения, Сцилле близ Карфагена в 180 году по приказу проконсула и т. д. Когда император Нерон казнил христиан после пожара 64 года, это было исключительно местным делом, не выходящим за границы Рима. Эти ранние преследования были хотя и жестокими, но спорадическими, короткими, локальными, не представлявшими угрозы для христианской общины в целом, но, тем не менее, глубоко повлиявшими на мироощущение ранних христиан.
К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан. Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи. Ориген, писавший об этом в 248 году, о. Одним из первых законов против христиан стал изданный в 202 году, как об этом сообщает «История августов», Септимием Севером указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство. После затишья, продолжавшегося до убийства императора Александра Севера, целью Максимина (235—238) стали христианские лидеры, Деций (249—251) требовал всеобщего и явного отправления языческих обрядов. Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу, в результате чего их лидеры подвергались пыткам и казням, как, например, в случае с епископом Рима Фабианом и епископом Антиохии Вавилой. Страдали и простые верующие, как, например, Пионий из Смирны и множество других, замученных при Деции..
Гонения при Деции стали тяжёлым ударом для церкви. В Карфагене и Александрии происходили массовые отречения, а в Смирне к этому призывал местный епископ Евктемон. Поскольку церковь была преимущественно городской, было несложно выявить и уничтожить её иерархию. Эдикты Деция не сохранились и об их смысле можно судить только по косвенной информации. Предполагается, что они были направлены против высшего духовенства и предписывали произвести всеобщее жертвоприношение. Первый эдикт Валериана, изданный в 257 году, предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений. К периоду действия первого эдикта относится мученичество папы Стефана I, казнённого в 257 году. В следующем году был принят более суровый закон, согласно которому духовных лиц за отказ повиноваться полагалось казнить, знатных мирян сенаторского и всаднического сословия — лишать достоинства и подвергать конфискации имущества, в случае упорства — казнить, их жён лишать имущества и ссылать, лиц, состоявших на императорской службе, — лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. В июне 251 года Деций погиб в битве, не доведя этот процесс до конца. В течение последующих шести лет преследований не было, что дало возможность церкви восстановиться. В 253 году престол занял друг Деция, Валериан, в начале производивший на современников впечатление друга христиан, несмотря на то, что в 254 году был подвергнут пыткам и вскоре умер теолог Ориген. Однако в 257 году он издал эдикт, осуждавший христиан на изгнание и каторжные работы, а затем ещё один, устанавливающий для них в качестве наказания смертную казнь. Однако пленение и гибель императора в 260 году приостановили гонения, а сын и преемник Валериана, Галлиен (260—268), установил «мир всех церквей», продолжавшийся до правления Диоклетиана.
Иран
Тип преследования: исламское угнетение
Приблизительное количество христиан: 800 000
Как страдают христиане: правительство Ирана рассматривает обращение мусульман в христианство как попытку западных стран подорвать исламское правление Ирана. Больше всего преследуются христиане мусульманского происхождения, в первую очередь со стороны правительства, но также со стороны их семей и общин. Тайные церкви часто подвергаются набегам, их лидеры и члены арестовываются и приговариваются к длительным срокам тюремного заключения за «преступления против национальной безопасности».
О чем молиться: молитесь за христиан, которые в настоящее время находятся в тюрьме за свою веру. Условия в тюрьмах Ирана очень плохие, и пандемия только ухудшила ситуацию.
Северная Корея
Тип преследования: коммунистическое и посткоммунистическое притеснение
Предполагаемое количество христиан: 400 000
Как страдают христиане: если обнаружат, что человек является христианином, в Северной Корее это означает приговор к смертной казни. Если вас не убьют сразу, вас отправят в трудовой лагерь как политического преступника. В этих бесчеловечных тюрьмах ужасные условия, и немногие верующие там выживают. Все в вашей семье понесут одинаково суровое наказание. Сообщается, что Ким Чен Ын расширил систему тюремных лагерей, в которых в настоящее время находятся приблизительно 50 000 – 70 000 христиан.
О чем молиться: молитесь о верующих, находящихся в заключении. Молитесь об утешении и силе для них, и о том, чтобы даже в тюрьме они переживали Божье присутствие и любовь.
Периодизация
Христианская традиция, впервые зафиксированная Лактанцием в его трактате «О смертях преследователей», выделяет 10 гонений:
- При Нероне, начавшееся после Великого пожара в Риме в 64 году;
- При Домициане в 81 году;
- При Траяне в 99 году, о которых нам известно из писем Плиния Младшего;
- При Марке Аврелии в 168 году;
- При Септимии Севере в 192 году;
- При Максимине в 235 году;
- Гонения на христиан при Деции в 250 году;
- При Валериане в 257 году;
- При Аврелиане в 272 году;
- Великое гонение Диоклетиана и Галерия с 303 по 313 год.
А точно они гибнут за веру, а не в ходе военных действий?
Большинство христиан гибнет именно за веру. Взрывают храмы, похищают христианских епископов и священников, предлагают отречься от Христа и перейти в ислам или в другие религии. Обвиняют в прозелитизме, запрещают читать Библию и другую христианскую литературу, публично казнят, оскверняют святыни, обвиняют в богохульстве.
Конечно, христиане, например в Сирии, как и другие люди, страдают от войны, но помимо гуманитарной катастрофы есть еще и открытые гонения. Осенью 2013 года в христианском городе Садад в Сирии после его освобождения от боевиков были найдены массовые захоронения с телами 45 обезглавленных христиан.
Пакистан
Тип преследования: исламское притеснение
Приблизительное количество христиан: 4 052 000
Как христиане страдают: Христиане в Пакистане сталкиваются с жестокими преследованиями во всех сферах жизни. Верующие, обратившиеся из ислама, подвергаются самым серьезным преследованиям, и все христиане считаются гражданами второго сорта в этой строго исламской стране. Им дают работу, которая считается низкой, грязной и постыдной, и они могут стать жертвами подневольного труда.
О чем молиться: молитесь о защите пакистанских церквей, особенно во время таких праздников, как Рождество и Пасха, когда в прошлом случались террористические атаки.
Йемен
Тип преследования: угнетение клана
Приблизительное количество христиан: несколько тысяч
Как христиане страдают: христиане в Йемене обычно хранят свою веру в тайне, потому что в случае обнаружения, им грозит смертная казнь. Покидать ислам запрещено, и все йеменцы считаются государством мусульманами.
О чем молиться: молитесь за тайных верующих и тайные домашние церкви, чтобы у них была мудрость и проницательность, когда они поддерживают верующих.
Эритрея
Тип преследования: христианский конфессиональный протекционизм
Приблизительное количество христиан: 2 552 000
Как страдают христиане: христиане из нетрадиционных конфессий сталкиваются с самым жестоким преследованием в Эритрее, как со стороны правительства, так и со стороны Эритрейской православной церкви (ЭПЦ). ЭПЦ — единственная христианская конфессия, признанная правительством, и она жестко контролируется власть имущими.
О чем молиться: молитесь, чтобы эритрейские христиане и церковные лидеры имели мудрость и возможности вовлечь правительство в вопрос о религиозной свободе.
Индия
Тип преследования: религиозный национализм
Предполагаемое количество христиан: 67 356 000
Как страдают христиане: индуистские экстремисты считают, что все индийцы должны быть индуистами, а страна должна избавиться от христианства и ислама. Для достижения этой цели они применяют масштабное насилие, особенно нацеливаясь на христиан индуистского происхождения. Христиан обвиняют в том, что они следуют «иностранной вере», и обвиняют в неудачах, которые имеют место в их общинах. Эти верующие часто подвергаются физическим нападкам, а иногда и их убивают, а также они находятся под постоянным давлением со стороны своей семьи и общины, которые побуждают их к тому, чтобы они вернулись к индуизму.
О чем молиться: молитесь о защите наших братьев и сестер, особенно тех, кто недавно пришел ко Христу, и тех, кто живет в сельской местности и изолирован. Молитесь, чтобы Бог помог их семьям и общинам принять новую веру.
Автор — Джо Картер / thegospelcoalition.org Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Афганистан
Тип преследования: клановая и этническая враждебность
Приблизительное количество христиан: возможно, сотни
Как христиане страдают: если семья узнает, что кто-то из их членов стал христианином, эта семья, клан или племя должны сохранить свою «честь», отрекшись от верующих или даже убив их. Христиане мусульманского происхождения также могут быть помещены в психиатрическую больницу, потому что отказ от ислама считается признаком безумия.
О чем молиться: молитесь, чтобы, несмотря на свою изоляцию, афганские верующие укрепились и ободрились в своей вере. Молитесь, чтобы они нашли безопасные способы доступа к Слову Божьему и общения с другими верующими.
Ливия
Тип преследования: исламское притеснение
Приблизительное количество христиан: 34 500
Как страдают христиане: публично делиться верой в Ливии незаконно, и те, кто пытается это делать рискуют подвергнуться преследованиям с применением насилия и аресту. Без центрального правительства страна фактически находится в состоянии беззаконной анархии. Когда на христиан нападают или убивают, у них мало шансов на правосудие.
О чем молиться: молитесь за крещеных новообращенных. Молитесь, чтобы они нашли группу верующих, к которым могли бы присоединиться, и радоваться, что они обрели Иисуса.