Глава I. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ПЕТРА I


Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге

Святейший Правительствующий Синод
(греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.
Не путать со Священным Синодом — совещательным органом при патриархе
Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

История

В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ,

– говорилось в Духовном регламенте, –
не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».
Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии

, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.

Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.

Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.

При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров.

При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал

, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский, –
и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли».
Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра I восточные Константинопольский и Антиохийский Патриархи в особой грамоте от 23 сентября 1723 года признали каноническое достоинство Синода.

Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.

Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).

Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты.

С 1727 года прежние наименования (вице-президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).

Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потёмкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.

В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.

Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из Православной Энциклопедии

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.
С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение — за № 273 — «О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету». Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: «14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия» [1].

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.


В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Первенствующие члены

  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736)
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754)
  • Сильвестр (Кулябка) (1754 — 1757)
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
  • Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900)
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912)
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917)

↑ Значение Святейшего Синода

Совершенно новую эпоху в жизни Церкви открыло учреждение Синода.

  • Церковь утратила свою независимость от власти почти на 200 лет
  • Коллегия могла быстро и беспрепятственно решать все дела, имея больший авторитет, нежели патриарх
  • Коллегия не была опасна государю, в отличие от патриарха
  • Прирост Православной Церкви увеличился за 2 столетия почти в 15 раз за счет деятельности миссионеров и действия церковной реформы
  • Подъем духовного образования привел к учреждению 46 семинарий, 4 духовных академий. Начался взлет церковной науки
  • Обширная административная деятельность велась по всем направлениям. Открывались новые церкви, приходы, издавались богослужебные книги и пр.

Рекомендации

  1. Рязановский, Николай Валентин и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Vol. I. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011. 211-29. Распечатать. стр. 215-219.
  2. Рязановский, Николай Валентин и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Vol. I. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011. 211-29. Распечатать. стр. 230
  3. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Распечатайте страницы 114–115.
  4. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр.137
  5. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 141
  6. Рязановский, Николай Валентин и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Vol. I. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. 211-31. Распечатать. страницы 230-231
  7. Крафт, Джеймс. «Дипломатические и бюрократические революции, революции и сопротивление». Революция Петра Великого. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. 60-65, 120-130. Распечатать. стр.62
  8. Крафт, Джеймс. «Дипломатические и бюрократические революции, революции и сопротивление». Революция Петра Великого. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. 60-65, 120-130. Распечатать. стр. 120
  9. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать.
  10. Криндач, Алексей. «Изменение отношений между религией, государством и обществом в России». GeoJournal 67.4 (2006): 267-282. Распечатать. стр. 269
  11. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 175
  12. Рязановский, Николай Валентин и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Vol. I. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011. 211-29. Распечатать. страницы 230-231
  13. Рязановский, Николай Валентин и Марк Д. Стейнберг. «Царствование Петра Великого». История России. Vol. I. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2011. 211-29. Распечатать. страницы 230-231
  14. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр. 153
  15. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. стр.165
  16. Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1971. Печать. страницы 183 и 230
  17. Католическая энциклопедия, том 7, статья Адриана Фортескью, издателя: Компания Роберта Эпплтона, 1910.

Состав[ | ]

Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из одиннадцати членов: президента, двух вице-президентов, четырёх советников и четырёх асессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом

, а прочие —
членами
Святейшего синода и просто
присутствующими.
В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода

было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода[1]:239. Особая честь выпала Владимиру (Богоявленскому) последовательно занимать все четыре упомянутые кафедры с 1892 г. и поэтому оставаться одним из четырёх постоянных членов Синода с 1892 по 1917 гг., а с 1912 по 1917 гг. быть его Первенствующим членом.

Литература[ | ]

  • Горчаков М. И.
    Синод правительствующий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXX. — С. 38—43.
  • Алексеева С. И.
    Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
  • Алексеева С. И.
    Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
  • Алексеева С. И.
    Проекты реформы Святейшего Синода // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. — 2005. — № 1. — С. 5—23.
  • Алексеева С. И.
    Традиция «Симфонии» и церковно-государственные отношения в пореформенной России // XVI Ежегод. богословская конф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та: мат-лы. Т. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 99—102.
  • Алексеева С. И.
    Т. И. Филиппов — чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Электронный архив». Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием. — СПб.: Президентская биб-ка, 2022. — С. 115—130.
  • Алексеева С. И.
    Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
  • Бабкин М. А.
    Святейший синод Православной российской церкви и свержение монархии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — СПб.: 2022. Т. 62. Вып. 3. С. 522—544.
  • Барсов Т. В.
    Святейший Синод в его прошлом. — СПб, 1896. — 446 с.
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. Д. И. Раскин, отв. ред. Н. П. Ерошкин. — СПб.: Наука, 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X.
  • Закржевский А. Г.
    Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России // Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы, 2000. — № 1. — С. 263—274.
  • Прот. А. М. Иванцов-Платонов.
    О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
  • Кедров Н. И.
    Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
  • О жалованьи членам Св. Синода. Материалы. / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив. — 1870. — Стлб. 1953—1959.
  • Прот. В. Г. Певцов.
    Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
  • Святейший Синод в истории российской государственности : сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием / науч. ред. С. Л. Фирсов, П. В. Федоров. — 2022. − 738, [1] с.
  • Смолич И. К.
    Гл. II. Церковь и Государство // История русской церкви. 1700—1917 гг. В 8 кн. = Geschichte der Russische Kirche. — Лейден, 1964.
  • Тихомиров Л. А.
    Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
  • Тихомиров П. В.
    Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
  • Прот. Георгий Флоровский.
    Пути русского богословия. — Париж, 1937.
  • Шавельский Г. И.
    Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0

Обязанности

Синод функционировал в соответствии со статутом церковного регламента с целью управления церковью и ее реформирования. Устав гласил, что одиннадцать членов колледжа должны были принадлежать к разным классам и рангам. В состав совета входили один президент, два вице-президента, четыре члена совета и четыре асессора, и каждый член получал один голос при разрешении спора.[15]

Синод, сформированный как реакция на взгляды Петра на Россию по сравнению с Западной Европой, представлял собой концентрацию священнослужителей, получивших обширное формальное высшее образование. Он работал, чтобы получить как много спорного церковное имущество, как это возможно, и после установления контроля патриаршей области синода был ответственным за жизнь 6000 людей. Он должен был почитаться абсолютно во всем и обладать «патриархальной силой, честью и авторитетом».[16]

Основными обязанностями синода были наблюдение за направлением православной веры, наставление людей по религиозным вопросам, празднование праздников и определение вопросов порядка и ритуалов. Как упоминалось ранее, Синод также подавлял еретиков, судил чудеса и реликвии и не позволял гражданам России заниматься колдовством. Синод контролировал церковную собственность и, таким образом, отвечал за создание монастырей и церквей.[17]

Примечания[ | ]

  1. 12345Цыпин В. А.
    Церковное право. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во МФТИ, 1996. — 442 с. — ISBN 5-89155-005-9.
  2. Св. Зак. Основн. Т. 1. Ч. 1. Ст. 43.
  3. Указ Императора Петра I Объ учрежденіи Монастырскаго приказа… (неопр.)
    .24 января (4 февраля) 1701 года
  4. Указ царя и великого князя Фёдора Алексеевича «Объ уничтоженіи Монастырскаго приказа» (неопр.)
    .19 (29) декабря 1677 года
  5. Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314—346
  6. Опубликован осенью 1721 года под заглавием Регламент или устав духовныя коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет
    : Указ № 3718 // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Собрание Первое. — Санкт-Петербург, 1830. — Том 6. — С. 314-346
  7. Указ Императора Петра I «Объ именованіи Монастырскаго приказа Синодального Правительства Камеръ-Конторою» (неопр.)
    .14 (25) января 1725 года
  8. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. Т. 2. Гл. 51. Отношение русских царей к церкви (неопр.)
    . Дата обращения: 30 января 2014.
  9. Шавельский Г. И.
    Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 78, 87. — ISBN 5-98574-011-0
  10. Шавельский Г. И.
    Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Гл. XIX. Церковные дела. Тобольский скандал.
    (неопр.)
    . Дата обращения: 30 января 2014.
  11. Шавельский Г. И.
    Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 486.
  12. Цит. по: «Правительственный Вѣстникъ». 5 () марта 1916, № 52, стр. 2.
  13. Великій актъ довѣрія. // «Московскія Вѣдомости». 6 () марта 1916, № 54. — С. 1.
  14. 12Сапелкин Н.
    «Сеющий скудно, скудно и пожнёт» Архивная копия от 1 июля 2016 на Wayback Machine // Историческая правда, 30.01.2015
  15. Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтомъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ». 1917, апрель — 14 мая, № 9—17. Стб. 181—182.
  16. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16—17. — С. 83.
  17. Губонин М. Е.
    Современники о патриархе Тихоне. Т. II. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — С. 220. — ISBN 978-5-7429-0303-1
  18. «Вѣстникъ Временнаго Правительства». 3 () мая 1917, № 46 (92). — С. 1.
  19. «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3—4 (31 января). — С. 22.
  20. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3. — С. 1.
  21. Государственность России. Кн. 4. — М.: Наука, 2001. — С. 108. — ISBN 5-02-008746-7
  22. Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров) (неопр.)
    . Дата обращения: 30 января 2014.
  23. Архивированная копия (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 июля 2022. Архивировано 25 августа 2022 года.
  24. Культура Ленинградской области
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]