8 греховных страстей и 8 противоположных им добродетелей


Что такое 7 добродетелей?

Христианские 7 добродетелей – перечень добрых поступков или образов внутреннего расположения человека, благотворно влияющих на его душу и приближающих её к Богу. Святитель Тихон Задонский называет добродетелью «всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божьим» («Отечник»).

Список «Семь добродетелей» не является единственным и окончательным. Он приводит лишь наиболее главные качества настоящего христианина. Существует множество других классификаций добродетелей и их перечней.


Добродетель

Грехи против ближнего

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев – вражда в семейной или домашней жизни.

Грехи и 7 добродетелей

Каждая христианская добродетель является противоположностью определённых грехов и одновременно «противоядием» к ним, средством исцеления души от этих грехов. Таким образом, если человек знает свои главные греховные страсти, то для духовного очищения и спасения ему необходимо сосредоточиться на соответствующих добродетелях. Также важно помнить, что все добродетели связаны друг с другом. Усердное исполнение одной из них непременно привлечёт в душу многие другие. Преподобный Паисий Святогорец учил:

«Если ты примешь решение подвизаться против какой-то страсти и возделывать противоположную ей добродетель не пять минут, а продолжительное время, то ты добьёшься того, что вместе с конкретной побеждённой страстью ты избавишься и от других страстей. Кроме того, в тебе разовьются противоположные этим страстям добродетели» («Страсти и добродетели»).

Например, страсти чревоугодия противоположна добродетель воздержания, пост. Если христианин с усердием воздерживается от излишеств в еде, его страсть постепенно ослабевает. Плоть не только перестаёт порабощать волю, а наоборот, переходит в подчинение ей. Не пресыщенному человеку легче противостоять и многим другим страстям, а также возделывать в своей души остальные добродетели. К примеру, такой человек будет более склонен к молитве, чем тот, у кого переполнен желудок. Протоиерей Андрей Ткачёв отмечает:

«Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах».

Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

1-я добродетель: Долготерпение

Эта добродетель выражается в стойком перенесении тягот и скорбей, которые посылаются Богом для нашего духовного возрастания. Терпеливый человек всегда сохраняет душевный мир и не раздражается на ближних.

Терпением христианин побеждает страсти гнева, осуждения, обиды, вражды, вспыльчивости. Священное Писание призывает нас:

«Терпением спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

Приведём также наставление святителя Иоанна Златоуста:

«Когда мы претерпеваем зло, диавол делается пленником и терпит зло, в то время как хочет сделать его нам… Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа – величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния!» (Полное собрание творений).

Основные качества добродетели

Существует не один список добродетелей. Иммануил Кант из трёх категорий, влияющих на нравственность человека, особенно выделял долг.

Долг человека перед самим собой, состоящий из:

  • самосохранения;
  • правдивости;
  • самоуважения;
  • совести.

Долг перед обществом включает:

  • любовь к людям;
  • благодарность;
  • участливость;
  • сострадание;
  • скромность;
  • почтительность.

7 добродетелей в православии: список

В христианской системе ценностей добродетель — одно из основных понятий. Вот его главные, но далеко не единственные составляющие:

  1. Долготерпение — стойкость в перенесении испытаний и способность не раздражаться на ближних.
  2. Молитва — горячее устремление христианской души к Творцу и общение с Ним.
  3. Целомудрие — непорочность тела, красота духа, нравственная целостность, стойкость перед искушениями.
  4. Милосердие и милостыня — проявление сострадания к ближним, самоотверженное и бескорыстное оказание им материальной поддержки.
  5. Самообладание — способность держать в узде свои желания.
  6. Смирение — отсутствие высокомерия, трезвая оценка своих знаний, способностей и качеств.
  7. Любовь — бескорыстное и самоотверженное служение другим, основанное не на чувстве долга, но на признании их творениями Божьими, достойными такой же заботы и уважения, как и мы.

Противопоставление грехам

Добродетели противостоит порок. Это смертные грехи, губящие душу подобно яду. Они лишают вечной жизни тех, кто идёт по пути греха, не желая раскаиваться.

Каждая добродетель противостоит конкретным грехам:

  • смирение — гордости, жаждущей преклонения;
  • милосердие — душевной чёрствости, равнодушию к чужой беде;
  • целомудрие — блуду и распутству;
  • самообладание — чревоугодию и гневу;
  • молитва — унынию и самодовольству;
  • любовь — эгоизму;
  • долготерпение — раздражительности и придирчивости к недостаткам других.

Главная христианская добродетель

Основа всех других добродетелей — любовь к Богу и людям. Это не просто чувство в сердце. Речь идёт об активной, самоотверженной заботе о благе ближних.

2-я добродетель: Молитва

Подлинное христианство невозможно без молитвы – горячего устремления ума и сердца ко Господу и святым. Искреннее обращение к Богу и праведникам никогда не останется без ответа. Господь говорил:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

По словам святителя Феодора Эдесского, в общении с Богом человек обретает защиту от зла, очищение ума и утешение от печали («Добротолюбие»). Поэтому молитва – лучшее лекарство от таких страстей как уныние, отчаяние, праздность, нечувствие, леность. Святой преподобный Иоанн Лествичник учил:

«Само пребывание в молитве есть уже приобретение. Какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» («Лествица»).

3-я добродетель: Целомудрие

Под целомудрием чаще всего подразумевается чистота и непорочность плоти, девство. Однако это понятие может иметь и более широкое значение – духовная красота личности, её нравственная цельность, стойкость в противостоянии соблазнам.

Как мы помним, грехи и 7 добродетелей являются противоположностями. Какие же духовные недуги побеждаются целомудрием? Прежде всего, это блудные грехи, а также нечистые помыслы и сквернословие. Нам следует хранить чистоту души и тела, поскольку они предназначены для обитания в них Святого Духа:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм вы» (1Кор. 3:16–17).

Евангелие говорит нам, что блудники, прелюбодеи, рукоблудники и мужеложники совершают мерзость перед Богом и не обретут Царствия Небесного (1Кор. 6:9-10). Даже мысленный разврат отдаляет человека от Бога и делает рабом низменных страстей, которые ведут ко греховным действиям. В связи с этим святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что прежде всего необходимо

«отчуждение ума от блудных помышлений и мечтаний, а сердца – от блудных ощущений и влечений. За этим последует и отчуждение тела от плотского вожделения» («Аскетические опыты»).

4-я добродетель: Милосердие и милостыня

Эта добродетель подразумевает сострадание к ближнему, бескорыстное оказание ему материальной или иной помощи. Милосердие уничтожает эгоизм в человеке, облагораживает и умиротворяет его душу. Господь призывает нас:

«Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).

Вспомним и другие Его слова:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница» (Полное собрание творений, том 2).

Эта добродетель является действенным духовным оружием в преодолении сребролюбия, алчности, жадности, чёрствости к ближнему. Однако святитель Иоанн добавляет:

«Если ты раздашь, хотя бы тысячи талантов (монет), с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, – подобно тому как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все» (Полное собрание творений, том 3).

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

5-я добродетель: Воздержание

Воздержание – умение контролировать собственные желания. Человеку присущи как естественные нужды (например, пища), так и извращённые грехом страсти. Со вторыми следует беспощадно бороться, а удовлетворение первых требует разумной меры. Без неё даже естественная потребность может развиться в страшную греховную страсть, порабощающую волю человека. Так, излишества в пище приводят к страсти чревоугодия, пьянства и т.п. Священник Георгий Максимов отмечает:

«У человека невоздержанного происходит помрачение ума, память и все способности притупляются, он становится вспыльчивым, раздражительным, не может контролировать себя, становится рабом своей страсти».

Добродетель воздержания укрепляет волю человека и освобождает от греховных зависимостей. Одним из средств воспитания воздержания является пост, который обуздывает плоть и помыслы, делает их орудием для исполнения Божьих заповедей. Приведём поучение святителя Иоанна Златоуста:

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы и лжи» (Творения).

От составителя

Принято считать, что словосочетание «смертный грех» восходит к одной из книг Нового Завета – Первому посланию Иоанна, в котором находим:

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог

даст ему жизнь,
то есть
согрешающему
грехом
не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (5, 16–17). Иными словами, для автора деление грехов на «смертные» и «несмертные» является настолько очевидным, что он даже их не называет.

В Библии можно найти упоминание только об одном «непрощаемом» грехе: «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32). Однако в этом же тексте встречается и следующее предостережение: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (6, 14–15). То есть любой грех может стать смертным, если человек, его совершающий, сам не прощает людям их согрешений.

С другой стороны, в книге Притч (Ветхий Завет) Соломон перечисляет семь «мерзостей», которые ненавидит Господь: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (6, 16–19). Каких-либо других указаний на смертные грехи и их количество в Библии не встречается.

Сама концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, а лишь представляет собой попытку выстроить иерархию человеческих прегрешений. Выделить из них самые страшные, то есть такие, которые приводят к нарушению какой-либо из Десяти Заповедей или обусловливают другие грешные деяния, в конечном же счете – приводя к тому, что душа человека, их совершающего, после Страшного Суда попадает в ад.

Концепция эта формировалась на протяжении столетий и отчасти продолжает развиваться и сейчас. Первые попытки выделить самые страшные грехи обнаруживаются в трудах католических священников начиная с IV в. К таким грехам относили следующие: гнев, гордыня, зависть, лень, скупость, сладострастие, чревоугодие

, – а иногда также и:
воровство, кощунство, неверие, оговор, притеснение убогого и беззащитного, расточительность, ревность, умышленное убийство
, а также
чрезмерное упование на Божие милосердие
и некоторые другие. В это же время греческий богослов-мистик Евгарий Понтийский (345–399) создает учение, согласно которому, для достижения перехода к озарению ума (жизни гностической) другая сторона жизни, практическая, должна включать очищение души от 8-ми таких страстей и помыслов, как:
блуд, гнев, гордость, печаль, сребролюбие, тщеславие, уныние, чревоугодие
. В 553 г. на 5-м Вселенском соборе учение Евгария было осуждено и признано еретическим. Однако сами названия страстей и помыслов были переведены с греческого на латынь и использовались в католических молитвах для обозначения 7-ми самых страшных грехов:
Алчность
(сребролюбие),
блуд, гнев, гордыня
(гордость),
обжорство
(чревоугодие),
отчаяние
(печаль и уныние),
тщеславие
. В 590 г. Римский папа Григорий Великий «исправил» данный список, заменив
отчаяние
на
уныние, блуд
– на
похоть
, а также объединил
тщеславие
с
гордыней
и добавил
зависть
.

Именно в таком виде этот перечень попал в труды Фомы Аквинского (ок. 1225–1274), после появления которых концепция семи смертных грехов получила широкое распространение не только в теологии, но и в философии, литературе и искусстве. А в XIV в. было создано так называемое мнемоническое правило SALIGIA – аббревиатура, составленная из первых букв латинских названий грехов: Superbia (гордыня); Avaritia (алчность); Luxuria (похоть); Invidia (зависть); Gula (обжорство); Ira (гнев); Acedia (уныние).

В православной традиции под смертным грехом понимается любой грех, в котором человек сознательно не раскаивается. Тем не менее существует концепция 8-ми греховных страстей, последовательно представленная в труде епископа Игнатия Брянчанинова (1807–1867) «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями». К таким страстям относятся: гнев, гордыня, печаль, прелюбодеяние, сребролюбие, тщеславие, уныние, чревоугодие

.

Наряду с концепцией семи смертных грехов в христианстве сложилась и традиция противопоставлять этим грехам основные добродетели, позволяющие людям использовать свои возможности и способности только во благо. Так, упоминавшийся выше Фома Аквинский в работе «Сумма теологии» выделял три теологических добродетели – вера, надежда, любовь

, и четыре кардинальных или основополагающих –
благоразумие, справедливость, мужество, умеренность
. Впоследствии католическая церковь пересмотрела этот ряд и остановилась на следующем:
кротость, любовь, смирение, терпение, умеренность, усердие, целомудрие
, – а православная предлагает свой, немного отличающийся список:
воздержание, кротость, любовь, нестяжание, смирение, трезвение, целомудрие
.

Но так, видимо, устроен человек, что, даже желая достичь совершенства, искоренить зло и сохранить свою бессмертную душу, все свое внимание он сосредотачивает не на добродетелях, а на грехах, вероятно, считая, что бороться с грехами – дело более важное, чем следовать добродетелям.

Тема смертных грехов вдохновляла многих. К ней обращались всемирно известные художники (Джотто, Босх, Брейгель, Калло, Тициан), писатели (Данте Алигьери, Ш. де Костер, Э. Ионеско, М. Павич), театральные и кинорежиссеры (Б. Брехт, Э. Де Филиппо, Р. Росселлини К. Шаброль, Ж.-Л. Годар, Р. Вадим, Д. Финчер), скульпторы, фотографы, философы и многие, многие другие.

Не так давно один из католических епископов, глава Апостольской Пенитенциарии монсеньер Дж. Джиротти в интервью ватиканской газете «L’Osservatore Romano» (9.03.2008), говоря об изменении в современном мире внешнего проявления «смертных грехов», официально заявил: «Генетические манипуляции, загрязнение окружающей среды, неравное распределение общественных благ, социальное неравенство – вот новые формы греха, появившиеся на горизонте человечества, как неизбежное следствие процесса глобализации».

И действительно, с горечью приходится констатировать, что для нашего современника «семь смертных грехов» давно уже перестали быть просто христианской концепцией и превратились в атрибуты мира, в котором мы живем и который словно бы забыл о существовании добродетели. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить телевизор…

Конечно, такое положение не может не волновать, и хочется надеяться, что волнует многих, независимо от вероисповедания, места проживания, возраста или пола.

В настоящей книге представлены афоризмы и высказывания мыслителей и философов, известных ученых и общественных деятелей, писателей и музыкантов, художников и актеров, которые, как представляется составителям, не были равнодушны. Хотелось бы надеяться, что их мысли помогут и нам разобраться в существе каждого из семи смертных грехов и убедиться в необходимости соблюдения семи главных добродетелей.

Брейгель П.

Зависть (
фрагмент)

6-я добродетель: Смирение

Смирение заключается в трезвой оценке своего духовного состояния. Это признание себя грешным, которому для спасения необходимо переступить через собственную гордыню и довериться воле Господа. Чем больше человек смиряется, тем больше ему открывается его собственная греховность. Вместе с тем смирение укрепляет раскаявшегося грешника в уповании на Бога. Преподобный Никита Стифат учит:

«Смирение есть нечто величайшее в добродетелях; ибо в ком оно вкоренится через искреннее покаяние и в спутницы к себе приимет молитву с воздержанием, тех тотчас делает свободными от страстей, мир силам их подает, сердце очищает слезами и исполняет его тишины в нашествии Духа» (Творения).

Евангелие учит нас:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

Смирением побеждаются гордыня (оплот всех грехов), высокомерие, своеволие, ропот, зависть, лукавство, самооправдание и лицемерие. В смирении укрепляется вера и любовь человека к Богу и ближним. Этой добродетелью раскаявшийся грешник открывает сердце для Божественной благодати, освящает и преображает свою жизнь.

7-я добродетель: Любовь

Нет выше добродетели в Православии, чем любовь. Она является главным свойством Самого Бога:

«Бог есть любовь. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16).

Любовь побеждает всякое зло и вражду. Эта добродетель, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), является даром Господа, изливаемым в души Его истинных рабов действием Святого Духа («Аскетические опыты»). Любовь к Богу и ближнему – к этим двум заповедям можно свести весь Божественный Закон (Мф. 22:37-39). Без любви все другие христианские добродетели теряют смысл:

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2–3).

При этом нельзя забывать, что подлинная христианская любовь является деятельной (т.е. активно выражается делами, поступками) и жертвенной (бескорыстно служит ближнему, проявляет самопожертвование). Она должна распространяться даже на врагов (Мф. 5: 44), ведь в каждом человеке есть частица Божьего образа. Священник Георгий Максимов отмечает:

«Господь Иисус Христос пришел на землю и принял смерть, чтобы открыть путь спасения для каждого человека, а значит, пролил Свою Кровь и за него так же, как за нас. Уже этого достаточно для того, чтобы любить того, кто обижает нас, будучи болен грехом и ослеплен диаволом».

Краткое определение

Добродетель — это взращённые верой мысли и действия человека, которым свойственны святость, справедливость, праведность и честность. Согласно Писанию, добродетельными являются христианские качества, в совокупности называемые плодом Святого Духа. То есть это не обычная добропорядочность, свойственная многим людям, в том числе неверующим. Речь идёт о стремлении к идеальному состоянию гармонии, совершенства, истины и удовлетворения с этической точки зрения, что достижимо лишь при помощи нашего Небесного Отца.

Интересный факт

Святитель
Тихон Задонский называл добродетелью любое действие, помышление или слово, что согласуются с Законом Бога.

Синонимы и антонимы

Главные синонимы слова:

  • праведность;
  • нравственность;
  • честность;
  • благородство.

Основные антонимы:

  • порок;
  • нечестие;
  • цинизм;
  • злодеяние.

Понятие в философии

Философы интересовались добродетелью с древних времен. В своих трудах они говорили о том, что добродетельным человек не рождается, но становится в результате воспитания и самообразования. В таком случае происходит второе рождение человека как личности.

Выдающуюся концепцию добродетели предложил Иммануил Кант. Он говорил о ней как о моральной твёрдости в исполнении долга. Её нужно постоянно подкреплять правильными мыслями и решениями. При этом Кант не считал добродетель умеренностью между двумя пороками, категорически не соглашаясь с Аристотелем. Одним из главных достижений его мысли было учение о категорическом императиве. Согласно ему, нам нужно руководствоваться теми принципами, которые мы считаем обязательными для всех. Речь идёт о высшем всеобщем законе.

Сократ: «Добродетель есть знание»

Сократа очень волновал вопрос о взаимоотношении знания и добродетели. В отличие от многих он полагал, что человеком может управлять не только страсть, но и знание. Тот, кто познал истину о добре и зле, по мнению Сократа, не станет по своей воле предаваться пороку, ведь добродетель есть прямое и естественное следствие мудрости. Этическое знание объемлет все стороны человеческой деятельности и является тем золотым ключиком, что открывает дверь, ведущую к истинному счастью и процветанию.

Изображения языческих мыслителей и писателей — фрески из столовой в Бачковского монастыря (Болгария) На свитке Платона написано: „Бог существовал всегда, существует и будет существовать, как не имеет начала и не будет иметь конца” У Сократа: „И будет получит плоть от еврейской девы и будет распят. И блаженны те, которые его послушать. . .”

Сократ не мог представить, что тот, кто обладает истиной о добре и зле, может выбрать кратковременное удовольствие, зная, что в конце концов оно приведёт к неимоверным страданиям.

Кроме того, философ полагал, что за знанием об истинном благе возникает и желание творить его. Ведь зло противоестественно для человека.

Учение о добродетели Аристотеля (кратко)

Своё этическое учение Аристотель изложил в сочинении под названием «Никомахова этика». В нём он говорит, что настоящая этика не равна лишь познанию о нормах добра, ведь у человека кроме разума есть ещё и сильные чувства, которые могут преобладать над деятельностью рассудка и побуждать к дурным поступкам.

Для достижения добродетели нужно не только теоретическое знание, но и упражнения души, через которые благо становится привычным и постоянным свойством нашей воли, неотъемлемой чертой характера.

Главная черта аристотелевской этики — учение о том, что нужно держаться середины между крайностями. Например, великодушие — середина между тщеславием и малодушием, а мужество — между трусостью и безрассудной отвагой.

Учение Аристотеля о добродетелях. Таблица

Аристотель считал, что величайшим благом является не наслаждение, но счастье, основанное на послушании нормам добродетели. По-настоящему счастливым может быть лишь тот, чья совесть чиста.

В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда властны и воздержаться от действия.

Аристотель

Добродетели стоиков (обзорно)

Основателем стоицизма был философ Зенон. Он первый из греческих мыслителей высказал убеждение, что главная цель человеческого существования — послушание добродетели. Зенон приравнял это к жизни в согласии с природой.

Он пытался объединить логику, физику и этику в единое целое. Стоики считали, что философия подобна человеческому организму, в котором логика является скелетом, физика — душой, а этика — мышцами. Главными добродетелями стоики считали мудрость, отвагу, умеренность и справедливость.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]