Подборка православных притч для взыскующего мудрости


Подборка православных притч для взыскующего мудрости

По мнению святителя Василия Великого слово «Притча» происходит от слова «притечь» — «прийти» и обозначает короткий поучительный рассказ, путевое изречение, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.

Представляем вниманию наших читателей отраду мудрецов — подборку христианских притч, которые помогут им понять свою веру и правильно выстроить свою духовную жизнь:

1. Послушник и старец

Однажды старый монах и молодой послушник возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась. На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи.

Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и послушник демонстративно от нее отвернулся. Старец же подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку.

Весь оставшийся путь спутники хранили молчание, но у самой обители юный послушник, осуждая, обратился к своему опытному собрату: «Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет! Неужели после этого ты сможешь спокойно войти во врата нашего монастыря?»

Старец на это ответил: «Странно, перенеся женщину я оставил её там же, у ручья, а ты несёшь её с собой до сих пор — в сердце и помыслах».

2. Ум или сердце?

Один старец спросил у другого:

— Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?

— Сердцу, — отвечает тот.

— А на каком основании?

— На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.

3. Страсти

Однажды к одному святому старцу пришли двое юношей и спросили: «Скажи нам, отец, как правильно бороться с худыми наклонностями и искоренять плохие привычки?».

На это пустынник сказал одному из юношей: «Вырви вот этот росток». Кустик был крохотный, и юноша вырвал его легко, одной рукой.

После этого старец опять сказал: «Друг мой, вырви теперь вот это деревце». Юноша и это сделал, но уже с трудом и усилием: куст был значительно выше и крепче первого.

Тогда старец сказал в третий раз: «Теперь же попробуй вырвать вот это дерево». Юноша обнял его ствол и попытался исполнить повеление, но напрасно. Он позвал брата, и они вдвоём старались хотя бы раскачать дерево, но тщетно. Дерево глубоко вросло в землю.

Тогда старец сказал братьям: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи вот на эти деревья. Если они ещё не глубоко укоренились в нашем сердце, то одной твёрдой воли достаточно, чтобы истребить их. Но если они окрепли и пустили корни, то почти невозможно сладить с ними. Искореняйте дурное в себе, пока оно не развилось в нечто большее».

4. Разные ученики

У одного старца был ученик, который отличался послушанием и при этом был хорошим писцом. Старец любил его за послушание. У старца было также одиннадцать других учеников, и они стали скорбеть о том, что старец любит писца больше их.

Услыхав их ропот, другие старцы стали укорять авву. Тогда он повёл их к кельям своих учеников.

– Брат! Подойди скорее сюда! Ты мне нужен, – повторял авва, стучась по очереди в каждую из дверей.

Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой плёл верёвки и боялся из-за поспешности испортить своё рукоделие.

Наконец, очередь дошла до писца. Авва лишь тихонько постучался в дверь и назвал его имя. В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился монах с пером в руке.

– Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? – спросил авва.

Потом он вошёл в келью, взял тетрадь и увидел, что ученик только что начал выводить новую букву, но побежал открывать учителю, даже не докончив её.

Тогда старцы сказали:

– Справедливо ты любишь его, авва. И мы его все любим, и Бог его любит.

5. Осуждение

Одна семейная пара переехала в новую квартиру. Утром жена выглянула в окошко и, увидев соседку, развешивающую выстиранное бельё, говорит мужу:

— Посмотри, какое у неё белье грязное, наверное, она не умеет стирать».

Так происходило всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. Однажды, проснувшись и глянув в окно, она воскликнула:

— Сегодня белье чистое! …Наконец-то соседка научилась стирать.

— Да нет, — сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое стекло…

6. Уметь радоваться

У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил ткани. Когда светило солнце, у старшего сына никто не покупал зонтики, а когда шёл дождь, у младшего сына не сохли ткани. От этого женщина очень скорбела, и жизнь её стала печальной.

Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шёл дождь, она радовалась за старшего, у которого все покупали зонтики. И жизнь наладилась.

7. Рай и ад

Один Монах очень хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад, молился Богу, чтобы наилучшим образом понять это и долго размышлял.

Однажды, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснился сон, будто он попал в Ад.

Осмотрелся монах кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Все изможденные и голодные. У каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Каждый человек них легко черпает из котла, а в рот ложкой попасть не может — длина рукояти больше длины руки.

Внезапно картина меняется и монах оказывается в Раю. И там всё то же самое — люди с ложками на длинных ручках сидят возле котлов с похлёбкой, но их лица при этом лучатся счастьем!

Присмотрелся монах и понял почему: райские жители кормили друг друга…

8. О почтении к старшим

В одной семье жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта.

Сын и его жена очень раздражались видом немощи престарелого родителя и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке… Оттуда старик печально смотрел на красиво накрытый богатый стол, и глаза его становились влажными.

Однажды он так распереживался, что он не смог удержать блюдечко с едой, оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать престарелого отца семейства, а он молча сносил оскорбления, горько вздыхая.

Позже жена уговорила мужа купить отцу дешёвую деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырёхлетний сын с деревянной колодой в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

— Деревянное корытце, — ответил малыш. Из него вы будете кушать, когда я вырасту!

Ответ ребёнка так поразил отца с матерью, что они упали на колени перед престарелым отцом и повинились за своё непочтение.

9. Горшки

Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:

— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с мёдом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался…

— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и говорит:

— Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.

— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности!

10. Трудные моменты

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни…

Тогда он сильно опечалился и стал роптать на Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь ответил:

— Сын мой! Я очень люблю тебя и никогда не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Но это потому, что тогда Я нёс тебя на руках…

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)464

Жанровые особенности притчи

Чаще всего притча представляет собой короткое повествовательное произведение-нравоучение с кольцевой композицией. Оно использует иносказательный сюжет из повседневной жизни и отвлечённые образы. Персонажи в притче условны. Не обрисовываются их характеры и развитие, а также место и время действия. Даже сюжет в притче необязателен. Её задача не описать события или явления, а лишь сообщить о них и использовать для объяснения духовных истин. Прибегающие к простым и узнаваемым образам притчи зачастую более эффективны, чем объёмные богословские трактаты.

Притчам свойственен философский или религиозный аспект. Они повествуют о правде и лжи, добре и зле, жизни и смерти, человеке и Боге. Притчу порой сложно понять вне контекста, так как её смысл определяется поводом, по которому она рассказана. В произведениях этого жанра нередко отсутствует объяснение аллегорий, что уподобляет их загадкам. В то же время евангельские притчи всегда сопровождаются толкованием.

Притчи Соломона

Соломон – живший за тысячу лет до Христа израильский царь и пророк, наследник царя Давида, который также был пророком. Соломон считается автором нескольких ветхозаветных книг, среди которых и «Притчи Соломоновы». Она была написана под вдохновением Святого Духа и представляет из себя религиозно-поэтический сборник поучений, рассуждений и житейских правил благочестивого царя. Иудеи и христиане видят в Соломоне образец ветхозаветной мудрости. Приведём некоторые из его поучений.

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (Прит. 10:3).

Как и во многих других стихах книги, Соломон противопоставляет праведника и грешника. Автор указывает на то, что справедливый Господь никогда не оставит человека, который старается жить в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время сказано, что нечестивые сердцем люди будут отторгнуты от Бога. Он помешает их злым намерениям.

«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]» (Прит. 17:5).

Этим стихом Соломон учит, что каждый человек, независимо от своего социального статуса, является образом создавшего его Творца. Поэтому хула на ближнего является хулой и на Бога. Нанося обиду другому человеку, мы попираем заложенное в нём священное начало. Автор отмечает, что Всевышний не оставляет это безнаказанным. Подобные мысли содержат и другие духовные притчи Соломона:

«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31).

Можно ли раз­де­лить притчи Иисуса Христа по вре­мени?

Да, притчи Иисуса Христа можно раз­де­лить в соот­вет­ствии с тремя пери­о­дами Его обще­ствен­ного слу­же­ния.

К первой группе отно­сятся притчи, рас­ска­зан­ные Спа­си­те­лем вскоре после Нагор­ной про­по­веди, в период между второй и тре­тьей Пасхой Его обще­ствен­ного слу­же­ния. В этих началь­ных прит­чах гово­рится об усло­виях рас­про­стра­не­ния и укреп­ле­ния Цар­ства Божия или Церкви среди людей. Сюда отно­сятся притчи о сея­теле, о пле­ве­лах, о неви­димо рас­ту­щем семени, о зерне гор­чич­ном, о дра­го­цен­ной жем­чу­жине и другие.

Вторая группа притч рас­ска­зана Гос­по­дом к концу тре­тьего года Его обще­ствен­ного слу­же­ния. В этих прит­чах Гос­подь рас­ска­зал о бес­ко­неч­ном мило­сер­дии Божием к каю­щимся людям и изло­жил раз­лич­ные нрав­ствен­ные пра­вила. Сюда отно­сятся притчи о заблуд­шей овце, о блуд­ном сыне, о неми­ло­серд­ном долж­нике, о мило­серд­ном сама­ря­нине, о без­рас­суд­ном богаче, о мудром стро­и­теле, о судье непра­вед­ном и другие.

В Своих послед­них прит­чах (тре­тьего пери­ода), рас­ска­зан­ных неза­долго до крест­ных стра­да­ний, Гос­подь гово­рит о Бла­го­дати Божией и об ответ­ствен­но­сти чело­века перед Богом, а также пред­ска­зы­вает о нака­за­нии, име­ю­щем постичь неве­ру­ю­щих евреев, о Своем втором при­ше­ствии, о страш­ном суде, о награде пра­вед­ным и о вечной жизни. В эту послед­нюю группу входят притчи о бес­плод­ной смо­ков­нице, о злых вино­гра­да­рях, о зван­ных на вечерю, о талан­тах, о десяти девах, о работ­ни­ках, полу­чив­ших равную плату и другие.

Притча 8. Зачем молитесь?

«Жители одного из засушливых мест собрались в храме, чтобы помолиться о дожде. И лишь один человек явился с зонтом. Увидев это, люди стали над ним смеяться: — Зачем ты притащил зонт? Дождя же не будет. – Зачем же вы тогда молитесь? – отвечал он.»

«Животные Бирмы: медведь, единорог, дикий осел, слоненок» миниатюра 15 в.

Притча 3. Перестали низко склоняться

«Молодой человек спросил старца: -Слышал я, что в прошлом, в старые добрые времена, Бог, случалось, ходил по земле, здоровался с людьми, называл их по именам. Почему же сегодня мы не видим его? И где он теперь? – Господь и сейчас там, где был раньше, — отвечал ему старец, — только люди перестали склоняться так низко, чтобы увидеть Бога.»

«Переезд в Москву Максима Грека» миниатюра 16 в.(слева); «Путешествие митрополита Пимена в Царьград» миниатюра 16 в.(справа).

А Сам Иисус объ­яс­нял, почему Он выбрал ино­ска­за­тель­ную форму для Своей про­по­веди?

Спа­си­тель Сам объ­яс­нил, почему Он учит прит­чами: чтобы дать пони­ма­ние истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит: «И, при­сту­пив, уче­ники ска­зали Ему: для чего прит­чами гово­ришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Цар­ствия Небес­ного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и при­умно­жится, а кто не имеет, у того отни­мется и то, что имеет; потому говорю им прит­чами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разу­меют» (Мф.13:10-13, см. также Мк.4:10-12).

Притчи 5. Великий Пост. Ошибки Неофита (2018)

Главному героя цикла фильмов «Притчи» было непросто стать послушником: первые его духовные подвиги были неразумными и зачастую дерзкими. Именно поэтому сразу в монахи не стригут, а дают в монастыре простое послушание — трудиться.

Он совсем недавно пришёл в монастырь. Его любовь к Богу настолько горячая, что берётся наш герой за всё сразу. Именно в это время и допускают новообращённые ошибки.

Но поддержка мудрого наставника помогает неофиту осознать и исправить свои ошибки…

Гово­ри­лось ли в Ветхом Завете о том, что Хри­стос будет учить прит­чами?

Да, что в Ветхом Завете было пред­ска­зано, что Иисус Хри­стос будет учить прит­чами [Пс.77:2]: «Открою уста мои в притче и про­из­несу гада­ния из древ­но­сти». Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий пишет в тол­ко­ва­нии на этот стих [Пс.77:2] так: «Еван­ге­лист [Матфей] ясно про­тол­ко­вал [Мф.13:35], что это испол­ни­лось, когда Гос­подь изрек многие притчи в Еван­ге­лиях». Надо также отме­тить, что хотя притчи были известны еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена, особое совер­шен­ство и кра­соту они полу­чили в устах Бого­че­ло­века.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]