Подборка православных притч для взыскующего мудрости
По мнению святителя Василия Великого слово «Притча» происходит от слова «притечь» — «прийти» и обозначает короткий поучительный рассказ, путевое изречение, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.
Представляем вниманию наших читателей отраду мудрецов — подборку христианских притч, которые помогут им понять свою веру и правильно выстроить свою духовную жизнь:
1. Послушник и старец
Однажды старый монах и молодой послушник возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась. На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи.
Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и послушник демонстративно от нее отвернулся. Старец же подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку.
Весь оставшийся путь спутники хранили молчание, но у самой обители юный послушник, осуждая, обратился к своему опытному собрату: «Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет! Неужели после этого ты сможешь спокойно войти во врата нашего монастыря?»
Старец на это ответил: «Странно, перенеся женщину я оставил её там же, у ручья, а ты несёшь её с собой до сих пор — в сердце и помыслах».
2. Ум или сердце?
Один старец спросил у другого:
— Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?
— Сердцу, — отвечает тот.
— А на каком основании?
— На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.
3. Страсти
Однажды к одному святому старцу пришли двое юношей и спросили: «Скажи нам, отец, как правильно бороться с худыми наклонностями и искоренять плохие привычки?».
На это пустынник сказал одному из юношей: «Вырви вот этот росток». Кустик был крохотный, и юноша вырвал его легко, одной рукой.
После этого старец опять сказал: «Друг мой, вырви теперь вот это деревце». Юноша и это сделал, но уже с трудом и усилием: куст был значительно выше и крепче первого.
Тогда старец сказал в третий раз: «Теперь же попробуй вырвать вот это дерево». Юноша обнял его ствол и попытался исполнить повеление, но напрасно. Он позвал брата, и они вдвоём старались хотя бы раскачать дерево, но тщетно. Дерево глубоко вросло в землю.
Тогда старец сказал братьям: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи вот на эти деревья. Если они ещё не глубоко укоренились в нашем сердце, то одной твёрдой воли достаточно, чтобы истребить их. Но если они окрепли и пустили корни, то почти невозможно сладить с ними. Искореняйте дурное в себе, пока оно не развилось в нечто большее».
4. Разные ученики
У одного старца был ученик, который отличался послушанием и при этом был хорошим писцом. Старец любил его за послушание. У старца было также одиннадцать других учеников, и они стали скорбеть о том, что старец любит писца больше их.
Услыхав их ропот, другие старцы стали укорять авву. Тогда он повёл их к кельям своих учеников.
– Брат! Подойди скорее сюда! Ты мне нужен, – повторял авва, стучась по очереди в каждую из дверей.
Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой плёл верёвки и боялся из-за поспешности испортить своё рукоделие.
Наконец, очередь дошла до писца. Авва лишь тихонько постучался в дверь и назвал его имя. В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился монах с пером в руке.
– Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? – спросил авва.
Потом он вошёл в келью, взял тетрадь и увидел, что ученик только что начал выводить новую букву, но побежал открывать учителю, даже не докончив её.
Тогда старцы сказали:
– Справедливо ты любишь его, авва. И мы его все любим, и Бог его любит.
5. Осуждение
Одна семейная пара переехала в новую квартиру. Утром жена выглянула в окошко и, увидев соседку, развешивающую выстиранное бельё, говорит мужу:
— Посмотри, какое у неё белье грязное, наверное, она не умеет стирать».
Так происходило всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. Однажды, проснувшись и глянув в окно, она воскликнула:
— Сегодня белье чистое! …Наконец-то соседка научилась стирать.
— Да нет, — сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое стекло…
6. Уметь радоваться
У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил ткани. Когда светило солнце, у старшего сына никто не покупал зонтики, а когда шёл дождь, у младшего сына не сохли ткани. От этого женщина очень скорбела, и жизнь её стала печальной.
Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шёл дождь, она радовалась за старшего, у которого все покупали зонтики. И жизнь наладилась.
7. Рай и ад
Один Монах очень хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад, молился Богу, чтобы наилучшим образом понять это и долго размышлял.
Однажды, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснился сон, будто он попал в Ад.
Осмотрелся монах кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Все изможденные и голодные. У каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Каждый человек них легко черпает из котла, а в рот ложкой попасть не может — длина рукояти больше длины руки.
Внезапно картина меняется и монах оказывается в Раю. И там всё то же самое — люди с ложками на длинных ручках сидят возле котлов с похлёбкой, но их лица при этом лучатся счастьем!
Присмотрелся монах и понял почему: райские жители кормили друг друга…
8. О почтении к старшим
В одной семье жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта.
Сын и его жена очень раздражались видом немощи престарелого родителя и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке… Оттуда старик печально смотрел на красиво накрытый богатый стол, и глаза его становились влажными.
Однажды он так распереживался, что он не смог удержать блюдечко с едой, оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать престарелого отца семейства, а он молча сносил оскорбления, горько вздыхая.
Позже жена уговорила мужа купить отцу дешёвую деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырёхлетний сын с деревянной колодой в руках.
— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.
— Деревянное корытце, — ответил малыш. Из него вы будете кушать, когда я вырасту!
Ответ ребёнка так поразил отца с матерью, что они упали на колени перед престарелым отцом и повинились за своё непочтение.
9. Горшки
Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:
— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?
Авва ответил:
— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с мёдом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался…
— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
— Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.
— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности!
10. Трудные моменты
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни…
Тогда он сильно опечалился и стал роптать на Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь ответил:
— Сын мой! Я очень люблю тебя и никогда не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Но это потому, что тогда Я нёс тебя на руках…
Андрей Сегеда
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)464
Жанровые особенности притчи
Чаще всего притча представляет собой короткое повествовательное произведение-нравоучение с кольцевой композицией. Оно использует иносказательный сюжет из повседневной жизни и отвлечённые образы. Персонажи в притче условны. Не обрисовываются их характеры и развитие, а также место и время действия. Даже сюжет в притче необязателен. Её задача не описать события или явления, а лишь сообщить о них и использовать для объяснения духовных истин. Прибегающие к простым и узнаваемым образам притчи зачастую более эффективны, чем объёмные богословские трактаты.
Притчам свойственен философский или религиозный аспект. Они повествуют о правде и лжи, добре и зле, жизни и смерти, человеке и Боге. Притчу порой сложно понять вне контекста, так как её смысл определяется поводом, по которому она рассказана. В произведениях этого жанра нередко отсутствует объяснение аллегорий, что уподобляет их загадкам. В то же время евангельские притчи всегда сопровождаются толкованием.
Притчи Соломона
Соломон – живший за тысячу лет до Христа израильский царь и пророк, наследник царя Давида, который также был пророком. Соломон считается автором нескольких ветхозаветных книг, среди которых и «Притчи Соломоновы». Она была написана под вдохновением Святого Духа и представляет из себя религиозно-поэтический сборник поучений, рассуждений и житейских правил благочестивого царя. Иудеи и христиане видят в Соломоне образец ветхозаветной мудрости. Приведём некоторые из его поучений.
«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (Прит. 10:3).
Как и во многих других стихах книги, Соломон противопоставляет праведника и грешника. Автор указывает на то, что справедливый Господь никогда не оставит человека, который старается жить в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время сказано, что нечестивые сердцем люди будут отторгнуты от Бога. Он помешает их злым намерениям.
«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]» (Прит. 17:5).
Этим стихом Соломон учит, что каждый человек, независимо от своего социального статуса, является образом создавшего его Творца. Поэтому хула на ближнего является хулой и на Бога. Нанося обиду другому человеку, мы попираем заложенное в нём священное начало. Автор отмечает, что Всевышний не оставляет это безнаказанным. Подобные мысли содержат и другие духовные притчи Соломона:
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31).
Можно ли разделить притчи Иисуса Христа по времени?
Да, притчи Иисуса Христа можно разделить в соответствии с тремя периодами Его общественного служения.
К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.
Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.
В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.
Притча 8. Зачем молитесь?
«Жители одного из засушливых мест собрались в храме, чтобы помолиться о дожде. И лишь один человек явился с зонтом. Увидев это, люди стали над ним смеяться: — Зачем ты притащил зонт? Дождя же не будет. – Зачем же вы тогда молитесь? – отвечал он.»
«Животные Бирмы: медведь, единорог, дикий осел, слоненок» миниатюра 15 в.
Притча 3. Перестали низко склоняться
«Молодой человек спросил старца: -Слышал я, что в прошлом, в старые добрые времена, Бог, случалось, ходил по земле, здоровался с людьми, называл их по именам. Почему же сегодня мы не видим его? И где он теперь? – Господь и сейчас там, где был раньше, — отвечал ему старец, — только люди перестали склоняться так низко, чтобы увидеть Бога.»
«Переезд в Москву Максима Грека» миниатюра 16 в.(слева); «Путешествие митрополита Пимена в Царьград» миниатюра 16 в.(справа).
А Сам Иисус объяснял, почему Он выбрал иносказательную форму для Своей проповеди?
Спаситель Сам объяснил, почему Он учит притчами: чтобы дать понимание истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13:10-13, см. также Мк.4:10-12).
Притчи 5. Великий Пост. Ошибки Неофита (2018)
Главному героя цикла фильмов «Притчи» было непросто стать послушником: первые его духовные подвиги были неразумными и зачастую дерзкими. Именно поэтому сразу в монахи не стригут, а дают в монастыре простое послушание — трудиться.
Он совсем недавно пришёл в монастырь. Его любовь к Богу настолько горячая, что берётся наш герой за всё сразу. Именно в это время и допускают новообращённые ошибки.
Но поддержка мудрого наставника помогает неофиту осознать и исправить свои ошибки…
Говорилось ли в Ветхом Завете о том, что Христос будет учить притчами?
Да, что в Ветхом Завете было предсказано, что Иисус Христос будет учить притчами [Пс.77:2]: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности». Святитель Афанасий Великий пишет в толковании на этот стих [Пс.77:2] так: «Евангелист [Матфей] ясно протолковал [Мф.13:35], что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях». Надо также отметить, что хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.