Икона Николая II и его семьи — о чём молятся царю-мученику и его семье

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича.

Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени.

Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества.

Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России — по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора — мученика в великокняжеских одеждах.

Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.

Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева — праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.

Краткое жизнеописание царя

Будущий царь получил прекрасное образование, он знал несколько европейских языков, разбирался в истории, был политически подкован. С детства он воспитывался в традиционной православной вере, любил ходить в храм, знал богослужение.

В юности Николай познакомился с будущей женой, принцессой Алисой Гессен-Дармштадской и сразу же стал просить благословения на брак с ней, но получил он его спустя несколько лет, в 1884 году. Счастливой событие совпало по времени с болезнью отца, правящего императора Александра третьего. Он умер незадолго до венчания.

Перед свадьбой принцесса приняла православие и вступила в брак с именем Александры Федоровны. Тот факт, что Алиса долго раздумывала о смене вероисповедания, говорит о ее глубокой внутренней религиозности. У царственной четы родилось пятеро детей: четыре дочери – Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия, и наследник, цесаревич Алексей.

Современная история до сих пор не может дать однозначную оценку личности св. Николая Второго, однако соборный разум Церкви прославляет последнего русского царя в чине «страстотерпцев» или мучеников. Николай Александрович Романов был канонизирован в 1981 году, сначала Зарубежной Русской Церковью. В России покаянное осмысление трагической смерти царской семьи произошло позже.

Мироточивый образ

Церковью была прославлена именно вся семья, поэтому многие теоретики иконописи полагают, что изображать св. Николая отдельно, не совсем верно. Однако, известны примеры, когда почитание отдельного святого выходит за рамки установленного канона. Так, прототип знаменитой чудотворной «мироточивой» иконы, отчасти послужившей к созданию отдельной иконографии царя, написан, как раз в таком «неисторическом» стиле, что совершенно оправдано ее появлением.

Икона была создана в Калифорнии, в конце девяностых годов, за несколько лет до акта канонизации царя Николая II Церковью. Русской эмигрантке, Ие Дмитриевне Шмит (Подмошенской), проживающей в Штатах, во сне явилась икона, изображавшая царственного страстотерпца в старинном в княжеском одеянии, подходящим скорее, первым Романовым, с предстоящими святыми – св. Иовом Многострадальным и небесный покровителем императора, св. Николаем Мирликийским Чудотворцем.

Женщина пожелала написать икону и обратилась за помощью к иконописцу Павлу Николаевичу Тихомирову, который жил и работал в Калифорнии. Спустя некоторое время, после поисков похожего образа св. царя Николая среди его фотографий и портретов, икона была готова.

С нее было сделано несколько литографических копий и, когда одна из них попала в храм московского Сретенского монастыря, то замироточила, распространяя вокруг себя чудесное благоухание. Икона стала путешествовать по святым местам, побывала на Афоне и на месте гибели царской семьи. В 1998 году мироточение ее стало зримым, икона-литография не просто благоухала, по ней стекали капли густого янтарного миро. Известны случаи исцеления, происходившие по молитве к чудотворному образу.

К иконе святого царственного страстотерпца Николая II возносят молитвы о семейном благополучии, о преодолении невзгод, просят помощи в воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении целомудрия детской души. Святой Государь Николай II прославляется так же, небесным заступником за родное отечество, ему молятся о покаянии всего народа российского.

Автор: Ксения Филина

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Иконография

Первые иконы царской семьи появились задолго до акта канонизации, известно, что уже в двадцатых годах прошлого века существовала традиция особого поминовения невинно убиенного царя Николая II на богослужениях, она была установлена Патриархом Тихоном. В домах верующих, в «красных углах» рядом с иконами вешали фотопортреты царственных страстотерпцев. Иконография зачастую повторяет собой литургическую практику.

Написание икон царской семьи интересно тем, что по сути представляет собой стихийное явление.

Интересный факт

На данный момент, сложившегося канона не существует, каждый иконописец волен взять житийный сюжет или портрет, коих множество, и, создать на его основе, абсолютно новый образ. Можно сказать, что происходит процесс становления иконографии царственных страстотерпцев.

Поясная икона святого страстотерпца Николая II, очень часто встречающаяся в наших храмах, была создана в США, на ней царь изображен в русских княжеских одеждах семнадцатого, восемнадцатого века. Глава его покрыта традиционной царской шапкой «Мономаха», в руке крест — атрибут мученичества. Икона прославляет царское и мученическое достоинство монарха. Ещё один вариант изображает св. Николая в короне Российской империи, в руках он держит державу и скипетр. Такая интерпретация считается не совсем каноничной, так как отстоит от исторической правды.

Когда святой царь Николай II короновался, он был одет совершенно иначе. Художник Валентин Серов, присутствовавший на торжестве, запечатлел момент миропомазания царя в своих акварелях. На монархе был надет военный мундир и коронационная, возможно, горностаевая мантия.

Существует ряд житийный икон Семьи царственных страстотерпцев. В первую очередь это икона, содержащаяся в себе житийную сцену мученичества, — убиения царской семьи большевиками.

Ещё одна расхожая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», находится в Храме Христа Спасителя. Икона изображает царскую семью, композиционно в центре, в окружении новомученников. Часто, из этой иконы берется именно средник и используется для написания отдельного образа. Это очень известная, широка растиражированная иконография.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов.

Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

«Помяни, Господи, царя Твоего…»

Моего внука могли посадить в тюрьму по оговору. Документы были переданы в суд. Сделав всё возможное, я прибегла к последней надежде – молитве о восстановлении справедливости. И в храме пришел внутренний ответ: «Молись царской семье!» Я еще подумала: «Не знаю такой молитвы». И в ответ в сознании четко прозвучали эти слова:

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его.

Помяни, Господи, царя Соломона и всю премудрость его.

Помяни, Господи, убиенную царскую семью и молитвами их святыми помилуй мя, грешную.

После этого я несколько дней подряд читала ее и в храме, и дома. Каждый раз после молитв я излагала просьбу царю своими словами. Результат потряс: следствие установило невиновность моего внука. Суд оправдал его!

Клавдия Рожина, г. Подольск

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.

Мы недооцениваем помощь семьи Николая II

Очень люблю и почитаю святых царственных мучеников. Молилась им о встрече будущего супруга. И встретила его почти сразу же.

На каком-то этапе в семье начался кризис и большой разлад. Дело дошло до развода. Снова молилась Царю и его семье. Просила сохранить мой брак и не потерять дарованного Богом мужа. И Николай Второй меня вразумил. Чувствую их молитвенную помощь нашей семье.

В прошлом году даже дату операции специально выбрала в день памяти Царственных мучеников. И операция прошла лучше, чем планировали врачи по самым благоприятным прогнозам.

Дома, помимо их иконы, есть еще портрет царской семьи. Это мой идеал семьи, к которому я стремлюсь.

Очень печально, что многие семьи не обращаются в молитвах к царской семье. Мы недооцениваем его помощь. А он поможет обязательно. Просите его молитв!

Наталия

О судьбе иконы

Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне.

Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.

Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев.

Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.

Святые Царственные Мученики молите Бога о нас! (Републикация, 2011 года)

Свидетельства об иконе Царственных Мучеников:

«Это случилось 17 июля 1998 г. во время крестного хода на Старой площади, который православные москвичи совершали в день 80-летней годовщины убиения последнего во всей вселенной православного Императора и Его семьи.

Изменения на иконе Царственных Мучеников первым заметил Олег Михайлович Вельминский. Это была блеклая, но в рамке со стеклом, бумажная икона, которую несла на руках Елена Ландышева. Приложившись к иконе, Олег удивился странному кровоподтеку на левой щеке царевны Татьяны. Ничего подобного на других таких же иконах он никогда прежде не замечал. Пытаясь более внимательно рассмотреть непонятное красное пятно, он вдруг с изумлением увидел, что из под головного покрывала Царицы появляется новый кровоподтек, а вскоре и другой, увеличиваясь, показался на виске царевича Алексия. Чудо совершалось на глазах сотен людей, подходивших, чтобы приложиться к «кровоточивой» иконе с 14 часов до позднего вечера. Но это было только начало множества других необыкновенных изменений, которые с того памятного дня происходят с иконой Царственных Мучеников.

История же этой иконы начинается 15 марта 1998 с другого судьбоносного и скорбного события, которое произошло ровно 81 год тому назад. Надеясь остановить своим отречением братоубийственное кровопролитие, Царь, помня предсказание (о необходимости отречения) блаженной Паши Саровской, именно в этот день добровольно оставил Всероссийский престол. Но, как бы указывая на промыслительность этого труднопостигаемого события, в тот же самый день происходит чудо явления благодатной » Державной» иконы Божией Матери. Богородица, сидящая на престоле в русской императорской короне с державою и скипетром в руках с этого момента становится для России как бы хранительницей знаков царской власти и Всероссийского престола.

Итак, в храме богадельни, носящей имя святителя и чудотворца Николая, что в г. Рязани, 15 марта, в день празднования «Державной» иконы, после литургии и молебна Царю-мученику, председатель Попечительского совета богадельни Борисов Н.Д. и настоятель Никольского храма иеромонах Иувеналий подарили гостям из Москвы две иконы: Георгию Баловленкову — икону Царственных Мучеников, а его спутнику, хирургу Бельченко О.И., — образ Царя-мученика Николая Александровича. Обе иконы были написаны в Америке, а в Россию прибыли из Калифорнии в виде выполненных типографским способом бумажных икон. Однако, подаренная Г. Баловленкову икона Царственных Мучеников оказалась не оригиналом, а увеличенной до размера 40 х 26 см копией, которую изготовили в Никольской богадельне с помощью цветного ксерокса. Копия оказалась неудачной и очень бледной. На ней едва угадывались основные цвета, выглядела она почти монохромной, сероватой с нечеткими, кое-где расплывчатыми линиями контуров. Иконы были освящены в храме при богадельне, вставлены в рамки со стеклом и в таком виде прибыли в Москву.

«Взволнованный рассказ Олега Вельминского, который первым заметил кровоточение иконы, вызывал у меня некоторые сомнения, — вспоминает член Союза художников, искусствовед Людмила Павловна Князева:

— Впервые я увидела икону 12 августа. Оказалась, что это примитивная, почти бесцветная ксерокопия, увеличенная до размера 40 х 26 см. 18 августа я вновь побывала в квартире Георгия Баловленкова, и мы вместе прочли Акафист Царю-мученику. Затем икону положили на стол, чтобы внимательно ее рассмотреть. В глубоком потрясении мы увидели проступающие на ликах Царицы и царевен Татьяны и Анастасии темно-вишневые пятна, похожие на кровь. Пятна пульсировали и расширялись. Кровь как бы стекала из под правого глаза по щеке Царицы. На лик Вел. Кн.Татьяны невозможно было смотреть без благоговейного трепета и страха. Пульсация темно- красных пятен шла по всему лицу к шее. Ярко- красная кровавая линия спустилась от края губ к подбородку и до реальной жути напоминала кровь. Лик царя Николая, наоборот, чудесным образом просветлялся. Менялся его взгляд, наполненный добротой и скорбью. Едва мы с Георгием обменялись репликами по поводу того, что лица других детей остаются неизменными, как сразу же лик Ольги начал розоветь, стал оживать и лик Марии, слегка порозовел лик цесаревича Алексия. На наших глазах краски мельчайшими капельками проступали изнутри изображения и разливались по плоскости. Но это еще не все. Как искусствовед с 25-летним стажем, я свидетельствую:

Лик Татьяны стал на глазах прописываться, покрываясь, как под кистью художника, золотисто-коричневым санкирем со светлыми разбеленными пробелами на выступающих частях лица;

Ярко засияли золотисто-желтым цветом почти бесцветные до этого нимбы над головами Царицы и Татьяны;

Блекло-голубой фон иконы стал набирать силу, превращаясь в благородный ярко-синий ультрамарин;

Начали появляться едва заметные нюансировки светло-сиреневого цвета на платье Анастасии, блекло-синее одеяние Татьяны стало насыщаться глубоким тепло-синим цветом.

В течение 45 минут непрерывного наблюдения икона, в целом, стала ярче и насыщеннее цветом. Не могу описать чувств, овладевших мной, когда на моих глазах как бы под невидимой рукой возникала живопись: цвет приобретал глубину, появлялись тонкие его градации на светлых одеждах, четко вырисовывалась графическая пропись внутри каждого цветового пятна.

Как специалист-искусствовед я вела наблюдения за иконой 18,21,22,24 и 27 августа. Живописные изменения шли непрерывно. 21 августа я заметила как на правой щеке Царя проступило изображение прозрачной слезы.

27 августа при чтении Акафиста Царю-мученику я получила исцеление от мучительного радикулита. Пришла я к иконе разбитая, больная и согбенная, а после молитвы перед чудотворным образом Царственных Мучеников боль в пояснице настолько утихла, что я смогла даже распрямиться, а пока шла домой, совершенно исцелилась.

Через несколько дней после окончания регулярной фиксации наблюдений за изменениями, происходящими с иконой, я побывала у кардиолога. Медицинское обследование показало, что у меня теперь, по словам доктора, очень здоровое и крепкое сердце. Должна заметить, что в течение последних 15 лет я страдала от приступов стенокардии вследствие ишемического изменения миокарда и коронарных сосудов сердца. Исцеление, как я глубоко убеждена, произошло во время молитв у чудотворной иконы Царственных Мучеников».

Рассказывает другой свидетель чудотворений иконы — Наместник Свято-Николо-Тихвинского монастыря Ивановской епархии игумен Агафон (Чесноков):

«Впервые я увидел эту икону в день убиения Царственных Мучеников на крестном ходе. Она показалась мне очень бледной, черно-белой и совсем не похожей на икону, но на ликах обращали на себя внимание красные пятна, похожие на кровоподтеки. Спустя несколько недель, когда я увидел ее вновь, мне трудно было поверить, что это та же самая икона. На ней появились сочные цвета, причем каждый день добавлялись все новые оттенки. Вместе со священником из нашей епархии о. Петром Влащенко мы отслужили краткий (30 минут) молебен, во время которого произошло четыре чудесных явления:

С началом молебна от иконы стал источаться, растекаясь по комнате, тонкий, ни с чем не сравнимый аромат;

Толстая свеча у иконы, которая, как я знаю по опыту, должна гореть не менее 3 часов, сгорела необычайно ярким пламенем уже к концу молебна;

Цвета на иконе, по свидетельству о. Петра, а также и по моим наблюдениям, изменились: стали ярче и насыщеннее. На ликах мучеников и на их руках цвета из бледно-розового сгущались до кроваво-красного, фон иконы темнел, приобретая насыщенность и глубину. Состояние от виденного было молитвенное, но несколько тревожное.

Присутствующий на молебне православный писатель Николай Блохин вдруг стал задыхаться от переполнившей его радости. Слезы у него (казалось вовсе неспособного плакать) катились градом. Он с трудом что-то вдыхал: «Меня сейчас разорвет», — сказал он, задыхаясь. Неожиданно выбежав в прихожую, он выхватил из кармана пачку сигарет и выкинул ее в окно».

Предоставим теперь слово самому писателю, Николаю Владимировичу Блохину:

«Во время молебна св. Царственным Мученикам со мною произошло чудо исцеления от табакокурения, а также обновление моего сознания.

Едва оказавшись в квартире, где находилась икона, о которой мне только рассказывали, я был ошеломлен волнами благоухания, которыми была пронизана комната. Ничего подобного мое обоняние никогда не ощущало, и я вообще не предполагал, что такое существует. Вместе с волнами аромата я почувствовал в горле какое-то неописуемое физическое воздействие, словно точечные вспышки что-то выжигали во мне. Было страшно и радостно одновременно. Наконец я впервые увидел и саму икону. Насыщенность благоухания была огромна и свехъестественна. Неожиданно, на моих глазах, ярким золотистым цветом высветился нимб вокруг головы царевны Татьяны, а из уголка рта появилась, стекая к подбородку, алая струйка крови. Тут я припомнил, что именно о ней, о Татьяне, в свое время мною была написана повесть.

Я человек скептический и не экзальтированный, с недоверием относящийся к рассказам о современных чудесах. В рассказчиках подозреваю прелестников, но тут предо мною было ЧУДО. Главное же было в том, что совершенно неожиданно для меня, душу мою вывернуло перед этой иконой так, как никогда в жизни. Я упал на колени и, наклонившись лицом к полу, зарыдал такими слезами, что самому стало страшно. Замечу, кстати, что слезу из меня вышибить невозможно. За всю мою сознательную жизнь я не плакал ни разу (сейчас мне 52 года). Только что исполнилось 40 дней после смерти моего 18-летнего сына, но и тогда я не мог плакать. Однако, эти слезы были не просто слезами, ими Царственные Мученики выжигали во мне мою скверну. Это был ответ моего сокровенного человека на прикосновение Божественной благодати, на дуновение ветра из Царства Небесного.

Я не давал никаких обетов по поводу курения, сознавая бессилие моих попыток бросить курить и физиологическую привычку к дыму моего организма. И вот, в одночасье, вся эта скверна была выжжена благодатью Божией, излившейся на меня от чудотворной иконы. Я обещаю, что буду делать все возможное для скорейшего прославления Царственных Мучеников и всякое промедление буду считать своим личным грехом».

О других сверхъестественных, чудесных явлениях рассказывают Семенова Лидия Михайловна и Елена Андреевна Акимова:

Они пришли в квартиру на Смоленской, где находилась чудотворная икона, 15 августа и по окончании чтения акафиста Царю-мученику решили приложить к иконе Царственных Мучеников свои такие же, но меньшего размера бумажные иконы, чтобы освятить их.

«Приблизившись к чудотворному образу, — рассказывает Лидия Михайловна, — мы увидели, что на открытых частях тела св. мучеников начали проступать красные пятна, которые становились то ярче, то бледнее, как бы пульсировали. Мы приложили к стеклу две свои подобные же иконы и с изумлением увидели, что и на них в тех же самых местах появляются прямо у нас на глазах кроваво-красные пятна. Затем хозяин снова поставил чудотворную икону на высокий сервант. Мы собрались было уходить, как вдруг услышали страшный грохот. Это икона упала с высоты на пол стеклом вниз. С ужасом мы подбежали, чтобы поднять ее. Каково же было наше изумление, когда обнаружилось, что стекло не только не разбилось, но на нем нет даже мельчайшей трещинки.

Свидетельства о чудесах, обильно истекающих от иконы св. Царственных Мучеников умножаются с каждым днем. Многие из них уже зафиксированы на бумаге за подписью многих свидетелей. Объемистая папка, которую они составили, недавно подана в Комиссию по канонизации Святейшего Синода.

В настоящее время Г. В. Баловленков, которому принадлежит икона, по благословению своего духовника, отправился вместе с нею в Грецию, на св. Афонскую гору, чтобы наши братья по вере тоже смогли убедиться в тех явных знамениях, которыми Бог изволил засвидетельствовать чистоту и святость оболганного, оплеванного и преданного своим народом последнего в мире православного Императора и Его семьи.

Священный Кинот (выборный орган управления св. Афонской горы) постановил провезти св. икону по всем 20-ти монастырям Афона, чтобы все монашествующие смогли воздать Царственным Мученикам должную честь и поклонение, а также испросить их молитв, заступничества и укрепления в наше тяжкое время приближающихся грозных и страшных событий.

Свидетельство о благоухающей иконе Царя-мученика Николая Александровича

Напомним читателю, что эта икона, так же как и описанная выше икона Царственных Мучеников, происходит из Свято-Никольской богадельни г. Рязани. Здесь, привезенный из Америки, образ Царя-мученика (размером 31 х 37 см), был освящен и вставлен в деревянную рамку со стеклом.

Все началось с того, что 5-го сентября 1998 г. владелец иконы врач-хирург Олег Иванович Бельченко заметил появившееся на лике Государя Николая II красное пятно над правым веком у переносья. Вечером он сообщил об этом знакомому иеромонаху одного из московских монастырей. Тот посоветовал принести икону в монастырь, чтобы убедиться в происшедших изменениях. На другой день, воскресным утром 6-го сентября Олег Иванович увидел, что и над левым глазом появилось такое же пятно. Для сравнения он достал подобную, но меньшего формата икону Царя-мученика, но красных пятен на ней не оказалось.

После окончания ранней литургии знакомый иеромонах совершал водосвятный молебен. Олег Иванович, собираясь молиться за поздней литургией, пришел несколько раньше и, держа в руках целофановый пакет с иконой, встал среди прихожан, слушающих молебен. В этот день у него был сильный насморк.

Заметив его, служащий иеромонах (тот самый, что посоветовал принести в храм икону) шепнул певчим, чтобы пропели тропарь Царю-мученику.

Во время пения тропаря Олег Иванович вдруг заметил, что стоящий рядом мужчина как-то странно присматривается к нему, потягивая воздух носом. Наконец мужчина не выдержал и, наклонившись, спросил Олега Ивановича: «Доктор, что это Вы так благоухаете?»

— Вероятно пахнет ладаном, — ответил тот, — но я, извините, ничего не чувствую, потому что у меня нос заложен.

— Да нет же, говорю Вам, пахнет от Вас, причем запах более тонкий и ароматный, чем у ладана.

— Как Вам не стыдно, — с некоторым раздражением заметил ему Олег Иванович, — идет служба, а Вы болтаете какую-то чепуху!

Смутившись, мужчина отошел в сторону. Но странное дело, все окружающие тоже стали к чему-то принюхиваться, пододвигаясь все ближе и ближе к доктору. Теперь он заметил, что на него стал поглядывать и служащий священник, тоже потягивая носом воздух. Ничего не понимая, Олег Иванович удивленно следил за странным поведением окружающих, прижимая икону к груди.

-Что у Вас там в пакете? — раздался вдруг чей-то голос.

— Ничего, только икона.

— Покажите!

Он раскрыл пакет, чтобы вынуть ее… и тут все ахнули. По храму разлилось дивное благоухание. Кто-то незаметно вытянул у доктора из рук пакет, и когда он это заметил, пакет уже раскромсали на кусочки и разобрали себе на память оказавшиеся поблизости прихожане. (Эти кусочки до сих пор благоухают по-прежнему, хотя с того дня прошло уже более двух месяцев).

Перед началом поздней литургии икону Царя-мученика поставили в боковом приделе, где обычно молятся только монахи — насельники этого монастыря. К концу службы Олег Иванович вдруг осознал, что насморка больше нет и он, сам того не заметив, дышит уже носом. Когда закончилась литургия, он направился за своей иконой и был несказанно поражен неземным ароматом, исходившим от нее и наполнявшим весь боковой придел. Множество людей устремились вслед за ним, чтобы с благоговением облобызать новоявленную святыню.

Для того, чтобы убедиться в том, что икона не смазана каким-либо благовонием, монахи унесли ее в алтарь и оставили там на три недели. Все это время икона Царя-мученика продолжала благоухать, причем аромат, от нее исходящий, не смешивался с запахом ладана, но всегда ощущался как нечто отдельное и самостоятельное.

К воскресной литургии 1-го ноября 1998 г., в день рождения преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Федоровны, икона Императора-мученика была принесена в домовой храм Марфо-Мариинской обители. Весь этот день оказался связанным с памятными для Дома Романовых датами. Ровно 104 года тому назад, именно в этот день, в Ливадии, скончался на руках св. праведного Иоанна Кронштадтского отец Царя-мученика — Государь Александр III, причем скончался он в День Ангела своего духовного отца — Кронштадтского чудотворца, который молился об исходе его души, возложив на голову умирающего Императора свои святые руки. Рядом, на коленях, у кресла угасающего отца стоял в слезах и Наследник престола. Позже о нем, о его искренности, чистоте и глубокой вере не раз говорил в своих проповедях наш Всероссийский молитвенник и чудотворец, призывая русский народ сплотиться вокруг своего царя-праведника. И если мы считаем себя православными, то свидетельство этого духоносного отца о последнем Императоре должно для нас значить больше, чем все клеветы бульварных борзописцев и прикормленных врагами Божиими историков.

Рассказывает Алла Васильевна Дьякова:

«Перед литургией, 1-го ноября в 9 часов утра икона Царя-мученика возложена на аналой. На другом аналое лежат иконы св. прав. Иоанна Кронштадтского и прмц. Елисаветы. Необыкновенно сильное благоухание волнами разносится по всему храму. Сюда, в домовую церковь, по этой лестнице, касаясь вот этих перил, не раз поднимался Государь. Здесь, у лестницы, он однажды сфотографировался с Вел. Кн. Елисаветой Федоровной, основательницей обители, и всей своей семьей. Теперь он пришел сюда вновь. И ощутимым знаком его прихода явилось это божественное благоухание, исходящее от его св. образа.


После литургии и молебна все прихожане с великим благоговением и трепетом прикладывались к св. иконе. Многие из них молились, встав на колени, и у всех на глазах были видны слезы. Настоятель храма, о. Виктор, сказал проповедь о Царственных Мучениках и еще больше растрогал сердца людей. Слезы заструились еще обильнее, а благоуханное чудо Божией благодати, ощущение Божьего присутствия и близости к нам Государя было таким сильным, что его нельзя и передать. Слезы стояли в глазах Настоятеля, когда он прикладывался к этому св. образу. Отойдя от него на несколько шагов, о. Виктор с удивлением заметил, что дивный аромат, как ни странно, ощущается сильнее на расстоянии.

В этот день к чудотворному образу Царя-мученика пришла и жена внучка великого московского старца о. Алексея Мечева — Екатерина Моисеевна Мечева с дочерью Ириной и ее мужем Юрием. Была здесь и духовная дочь исповедника веры митрополита Трифона Туркестанова — Валентина Ивановна Федулова, и внучка прот. Александра Воскресенского, который 20 лет был настоятелем церкви Иоанна Воина на Якиманке, — Ксения Сергеевна и многие, многие другие. Кто-то первым приложил к иконе платочек, чтобы благодать Божия, исходящая от св. образа освятила его. И что же? К нашему великому изумлению платочек тоже стал благоухать, словно пропитавшись благодатью в ее чувственном проявлении! У меня дома теперь несколько таких платочков для подарков, все они продолжают издавать нежнейший аромат св. мира.

Не могу скрыть и того, что от иконы св. Царя-мученика, которая временно находится в моей квартире, я получаю облегчение от своей болезни, когда с молитвой прикладываю ее к больному месту. Тупая, много лет непрекращающаяся, боль, вызванная панкреатитом, внезапно утихает и я на некоторое время получаю великое облегчение. Говорить о полном исцелении пока еще рано, это как Бог даст, но о благодатном воздействии этой иконы я умолчать не могу».

Через два дня после того, как эта статья была уже закончена, произошло еще одно чудо: от иконы Царя-мученика в течении 3-х часов обильно истекало янтарно-желтое благовонное миро. По телефону Алла Васильевна рассказала следующее:

«В полдень, 7 ноября, ко мне зашел хозяин иконы Олег Иванович Бельченко. Я оставила его у иконы и ушла на кухню готовить кофе. Слышу, он говорит мне из комнаты: «ты сказала, что благоухание стало слабее, а мне кажется — наоборот, оно значительно усилилось». Прошло несколько минут молчания… и вдруг крик: «Алла Васильевна, беги скорее, смотри!» Я вбежала в комнату и увидела, что из под рушника, от верхних углов кивота стекают вниз широкие струйки (5мм) маслянистой жидкости золотистого цвета. Вся комната была наполнена благоуханием. Зигзагообразные струи текли по бокам деревянной рамки и набухали внизу янтарными каплями, под которые я поставила блюдце. Потрясенная увиденным, я сразу же позвонила на Соловецкое подворье и, кратко рассказав в чем дело, попросила, чтобы приехал кто-нибудь из иеромонахов. В это время в дверь позвонила Маргарита Петровна Дегтярева. Она приехала чтобы помолиться перед чудотворной иконой и таким образом стала третьим свидетелем чуда. Около 15 часов с Подворья Соловецкого монастыря прибыл иеромонах Лонгин с о. Ианнуарием, а вслед за ними неожиданно появился Ричард (Фома) Бэттс, глава Российского отделения Валаамского Общества Америки. Все они с благоговейным трепетом наблюдали истечение св. мира. Затем отслужили молебен и о. Лонгин чистой ватой аккуратно собрал благовонную жидкость. Кусочек ваты с миром дали Ричарду, а остальное о. Лонгин увез на Подворье, пообещав написать рапорт о происшедшем на имя Святейшего Патриарха. Истечение мира закончилось после того, как оно было собрано ватой, но на вертикальных частях кивота остались золотистые следы струй, змейкой спускающихся сверху вниз».

О том, почему истечение мира от иконы Царя-мученика произошло в роковой для России день Октябрьского переворота можно только догадываться. Но может быть, это краткое истечение благоухающего масла предвещает возможность прощения русского народа, ибо масло (елей) всегда являлось знаком и символом милости и прощения?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]