Русская философия в XIV–XVI веках: «иосифляне» и «нестяжатели»


На рубеже XV-XVI веков в Российском православии назрели серьезные проблемы, вылившиеся в противостояние двух религиозно-политических групп, известных под названиями «нестяжатели» и «иосифляне».

Между представителями этих ветвей русского православия разразилась жесткая полувековая дискуссия о праве монашествующих на владение земельными угодьями и имуществом вообще, а также о способах борьбы с еретиками, которых в России становилось все больше.

Даты, причины и последствия возникновения

1479 г. – основание Иосифом Волоцким собственного Иосифо-Волоколамского монастыря. В свою обитель настоятель принимал монахов других монастырей. Также принимал голодающих, давая им хлеб. Этот же монастырь был отправной точкой для будущих иосифлян.

Причинами возникновения церковно-политического течения иосифлян являются два основных фактора:

  • Возникновение в 1470 г. в Новгороде ереси жидовствующих;
  • Стремление царя Ивана III ограничить или вовсе ликвидировать церковное землевладение.

Последствием борьбы иосифлян с еретиками (жидовствующими) явился созыв Собора в 1504 годы, где они были преданы проклятию (анафеме).

В том же 1504 году на Соборе Иван III Васильевич изменил свою точку зрения и поддержал иосифлян.

Деятельность иосифлян

Деятельность последователей преподобного Иосифа осуществлялась в нескольких направлениях. Главными направлениями являлись следующие:

  • Как игумены они несли службу в обители монастыря преподобного Иосифа;
  • Были настоятелями в ряде крупных российских монастырей;
  • Трудились на архиерейских кафедрах.

Внутренний распорядок Иосифо-Волоколамского монастыря был направлен на порядок и сплочение в среде монахов. Всё это, наряду с высокими стандартами учения, а также с корпоративной солидарностью, способствовало тому, что выходцы из этого монастыря, занявшие высокие духовные посты, активно продвигали выпускников Иосифо-Волоколамского монастыря.

Во второй половине XVI века монастырь занял 19 место по степени влияния на Руси, согласно «Лествице духовных властей». Игумены-иосифляне играли важную роль в церковных и земских соборах.

Примеры:

  • 1566 г. – подписание, в числе других духовных лиц, игуменом Лаврентием соборного приговора о продолжении Ливонской войны;
  • 1587 г. – игумен Левкий, в числе прочих, подписал грамоту о восхождении на трон Бориса Годунова;
  • 1613 г. – игумен Арсений, в числе прочих, подписал грамоту о восхождении на трон Михаила Фёдоровича Романова.

Преподобные монастырской обители были частыми гостями в резиденции царя, а также Иоанна IV Васильевича во время его военных походов.

Согласно грамоте 1522 года Василия III Иоанновича, дела, связанные с Иосифо-Волоколамским монастырём, мог судить исключительно великий князь. Это постановление было отменено Стоглавом в 1551 году.

Грамота 1556 года указывает, что подсудно теперь волоколамская братия принадлежит Московскому митрополиту святейшему Макарию. В 1563 году к Новгородскому архиепископу. В 1578 году к царскому суду.

В течение всего XVI века государственная власть и церковь стремилась сделать обучение в Иосифо-Волоколамском монастыре обязательной ступенькой карьеры к сану игумена и архимандрита во многих русских монастырях.

Наивысшей точкой влияния иосифляне достигли в период с 1542 г. по 1563 г. В это время должность митрополита занимал Макарий, который почитал преподобного Иосифа Волоцкого.

К 1551 году, когда был созван Стоглавый собор, выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря занимали 5 из 10 постов архиерейских кафедр.

Историческая справка

Со времен Крещения на Руси не было серьезных религиозных конфликтов, и, тем более, репрессий на почве веры. Если на Западе свирепствовала инквизиция, Европу раздирали войны между католиками и протестантами, то Русь, Киевская, а после Московская, оставалась безраздельно преданной Православной Церкви.

И все-таки, хотя основные догматы православия остались незыблемыми, во второй половине XV века и в России наметился внутрицерковный раскол.

Возникновение движений

Спор двух течений русского православия, начавшийся в конце ХV столетия, происходил на фоне успехов страны и во внешней, и во внутренней политике.

В 1480 году великий князь Иван III добился юридической независимости от Золотой Орды, которая в то время распадалась на отдельные ханства.

Тогда же полным ходом шел процесс объединения земель Руси под рукой Москвы:

  • присоединились непокорная Тверь, свободолюбивый Новгород и другие княжества;
  • часть исконно русских земель, захваченных Литвой, перешла под юрисдикцию Москвы.

После падения Византии Московская Русь стала единственной суверенной страной, в которой исповедовалось православие. Царевна Софья Палеолог принесла на Русь новый герб — византийского двуглавого орла, и в обществе постепенно стала формироваться уверенность в том, что русский князь — наследник монарха Византии, а Москва, как единственная хранительница и защитница православия, — «Третий Рим».

Из титула «царь», которым в то время часто начали именовать властителя Руси, и обретения герба не следовало, что Русь унаследовала все принципы государственного и духовного устроения Византийской империи. Но православие, пришедшее из Константинополя, стало в душе народа объединяющей, истинно русской силой.

Это позволило:

  • отринуть Флорентийскую унию с католиками;
  • низложить ее сторонника митрополита Исидора;
  • в 1448 году избрать на престол предстоятеля Церкви первого русского митрополита.

Таким образом, русская церковь перестала зависеть от кого бы то ни было, даже от «колыбели православия», а князья получили в ней большое влияние.

Остатки язычества, которые еще сохранялись на Руси, подверглись решительному наступлению со стороны Церкви, равно как и проникшие на Русь ереси. В основном речь шла о богомильской ереси «стригольников» и пришедшей с литовскими евреями ереси «жидовствующих».

Именно в вопросе о борьбе с еретиками, точнее, о наказаниях для них, «заволжские старцы» и иосифляне впоследствии круто разошлись во мнениях.

В этих условиях внутри самой Церкви появились предпосылки для возникновения дискуссии вокруг духовно-нравственных проблем, оформившейся в противостояние двух группировок. Их лидеры, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский со своими приверженцами, никоим образом не боролись друг с другом, их споры не вели к схизме, а полемика носила конструктивный характер и касалась лишь поиска пути развития приоритетов применительно к новым политическим и духовным реалиям.

Развитие и распространение

Светские власти, конечно же, не устранились от дискуссии. Земли Руси в то время были не столь велики, обеспечить всех служилых людей достойными вотчинами не представлялось возможным, поэтому Иван III вначале принял позицию нестяжателей, согласных предоставить в распоряжение государства монастырские земли.

Но в это время выяснилось, что все больше чиновников примыкает к ереси «жидовствующих», и князь, как гарант соблюдения чистоты веры, перешел в лагерь иосифлян.

Тяжелая болезнь, сразившая в 1500 году великого князя, также сыграла им на руку, потому что соправитель и наследник, княжич Василий, был духовным сыном Иосифа Волоцкого и полностью подпал под его влияние. Во многом благодаря этим обстоятельствам, на Соборе епископов, обсуждавшем проблему еретиков, было принято решение организовать на Руси собственную инквизицию и посылать «жидовствующих» и других еретиков на костер.

Это было поражением нестяжателей, призывавших действовать убеждением, а не огнем.

Впоследствии «заволжские старцы» еще дважды навлекли на себя великокняжеский гнев. Василий III, занявший престол по кончине отца, был бездетен и обвинил в этом свою жену, Соломонию Сабурову. Заточив ее в монастырь, он добился развода и женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.

Инок Вассиан, в миру — князь Патрикеев, в то время виднейший представитель нестяжателей, открыто обвинил князя в отступлении от канонов христианства, запрещавших развод. Тогда Василий ІІІ не стал подвергать Вассиана опале. Но чаша терпения оказалась переполненной, когда монах публично предъявил ему обвинение в предательстве и клятвопреступлении против князей из рода Шемячичей, которых Василий вызвал из Чернигова в Москву, обещав полную безопасность, а потом заточил в темницу.

Терпеть подобные обличения Василий III не стал, и Вассиан под предлогом впадения в ересь был насильно отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался.

Причины конфликта

Причинами многолетнего конфликта между двумя течениями Русской Православной церкви были не просто разногласия между определенными группами священнослужителей, но и отношение к затронутым проблемам светских властей.

Именно власть, в конечном итоге, сделала свой выбор, поставив точку в полувековом споре течений, известных под названием «иосифлянство» и «нестяжательство».

Спор между организациями

Пик конфликта между стяжателями иосифлянами и нестяжателями пришелся на время Собора 1503 года, когда между ними вспыхнула дискуссия о том, кто должен владеть землями и иным имуществом, отписанным монастырям либо постригающимися, либо мирскими людьми «ради неустанных молитв за упокой душ их, дабы в Царствии Небесном пребывали».

Нил Сорский, призвав Церковь отказаться от земли и крестьян, приводил в качестве аргумента заповедь бедности, обязательную для монашествующих, а также утверждал, что монахи, владея богатствами, впадают в грех алчности.

Иосиф Волоцкий, отвечая на это обвинение, утверждал, что богатства необходимы для:

  • украшения церквей;
  • содержания священников;
  • милостыни для нищих и убогих.

Но никак не для личного обогащения монахов, которые и в состоятельном монастыре соблюдают заповеди аскетизма.

Правда, он тут же начал себе противоречить, вопрошая, как можно «честному и благородному» человеку постричься в бедном монастыре. Действительно, привыкшие к достатку знать и купечество, постригаясь, и в монастыре желали вести привычный образ жизни. Кроме того, Иосиф напомнил, что высшие иерархи в большинстве своем имеют знатное происхождение, а если они перестанут принимать постриг, «отколе взятии на митрополию, или архиепископа, или епископа?»

Поскольку большинство на Соборе было за приверженцами Иосифа Волоцкого, Нил Сорский добиться принятия своих требований не смог, а великому князю, хотя и имевшему интерес в секуляризации церковных земель, пришлось покориться мнению большинства.

В постановлении Собора по вопросу нестяжательности был сделан вывод: «Стяжатели церковные — Божии суть стяжатели».

В 1504 году новый церковный Собор вызвал очередной конфликт иосифлянства и нестяжетельства и подтвердил поражение последнего, приняв решение о сожжении еретиков.

Но окончательную победу иосифляне одержали спустя полвека, когда в 1551 году на Стоглавом соборе было отвергнуто предложение священника Сильвестра об ограничении церковных земельных наделов.

Иосифляне и нестяжатели

Иосифляне вели непримиримую войну с, так называемыми, нестяжателями. Возглавлял их движение Нил Сорский. Позиция нестяжателей заключалась в возврате к периоду первоначального христианства, которое выражалось в позиции коллективизма и аскетизма. Это вело за собой отказ от монастырского имущества.

Изначально царь Иван III Васильевич выступил с поддержкой нестяжателей, однако в 1504 году изменил свою позицию. Собор 1504 года вынес постановление об осуждении жидовствующих и предал их анафеме.

В чем разница между двумя течениями

Заволжские старцы, последователи Нила Сорского, проповедовали отказ от земных благ, прощение раскаявшихся, чистоту помыслов. Но главное, в чем они расходились с иосифлянами — отношение к монастырскому землевладению. Нил Сорский считал, что монастыри не должны иметь земель. Монашествующей братии не полагалось приобретать чужую собственность или рассчитывать на чужой труд.

Иосиф Волоцкий, напротив, был уверен, что укрепление монастырей, сосредоточение там богатств, приращение земель очень полезно для укрепления церковной власти. И хотя Иосиф сознавал, что монастырские нравы упали, а устои расшатались, он предлагал бороться с этим при помощи строгой дисциплины.

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий, настоящее имя Иван Санин. Родился в 1440 году в дворянской семье.

В возрасте 20 лет принял монашество и направился в обитель Пафнутия Боровского. Обитель отличалась большими богатствами. Пробыл там 18 лет.

После смерти Пафнутия в 1477 году был назначен игуменом. Однако быстро снялся с этого поста из-за серьёзных разногласий с духовной братией.

В 1479 году основал собственный Иосифо-Волоколамский монастырь, который с первых дней был под протекторатом удельного князя Бориса Волоцкого.

Иосиф Волоцкий был активным сторонником владения землёй монастырями, необходимости украшения церквей росписями, а также богатыми иконостасами и образами. Являлся непримиримым врагом жидовствующим, требовал их смертной казни.

В конце XV – начале XVI вв. авторитет Иосифо-Волоколамского монастыря достиг такого значения, что из его обители выходили знаменитые миссионеры, проповедники, публицисты и церковные иерархи. В середине XVI века представителей и выходцев из монастыря стали именовать «иосифляне».

Многим не нравились взгляды преподобного Иосифа. Его критиковали с позиции милосердия и нестяжательства. Самого старца именовали как «учитель беззакония», «законопреступник», «антихрист».

Скончался преподобный Иосиф 9 сентября 1515 года после длительной тяжёлой болезни.

Период угасания деятельности иосифлян

В последней четверти XVI века выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря стали редко возводиться в ранг епископов различных всероссийских кафедр. Конфликт с царём случился в годы опричнины, когда преподобный Герман отказался от митрополичьей должности и резко осудил деятельность царя в этот период. Вскоре он был убит.

Вследствие этого царь Иоанн IV Васильевич перестал посещать обитель. Влияние монастыря значительно уменьшилось.

Практика крупного владения церковью землёй и политика неотчуждаемости имущества церкви вошли в глубокий резонанс с идеологией формирования самодержавной власти.

Окончательно Иосифо-Волоколамский монастырь утратил своё влияние, как церковно-административный центр, после Смутного времени.

Последним и единственным иерархом в период после 1613 года стал в 1685 году архимандрит Александр. Он был возведён в сан епископа Великоустюжского.

Оценка деятельности иосифлян в историографии

В разные периоды истории церковно-политическое влияние на Русь иосифлянами оценивалось неоднозначно.

В период власти СССР деятельность иосифлян оценивалась с классовой точки зрения, считая их по сути подконтрольными власти великого князя. Считалось, что позиция иосифлян была пронизана феодальными интересами.

Русские писатели за рубежом считали победу иосифлян над нестяжателями, как глубокую трагедию во всей духовной жизни Руси. Они считали, что иосифляне были далеки от состояния духовной свободы и не мыслили категориями мистической жизни.

В иностранной литературе деятельность иосифлян оценивалась в качестве катализатора зарождения теократического абсолютизма.

ИОСИФЛЯ́НЕ

ИОСИФЛЯ́НЕ, сто­рон­ни­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния рус. об­ществ. мыс­ли (кон. 15–16 вв.), по­лу­чив­ше­го назв. по име­ни сво­его гл. вдох­но­ви­те­ля – Ио­си­фа Во­лоц­ко­го. Тер­мин «И.» упот­реб­лял кн. А. М. Курб­ский; в на­уч. лит-ре он поя­вил­ся во 2-й пол. 19 в.

Пер­во­на­чаль­но И. вы­сту­па­ли сто­рон­ни­ка­ми идеи гос­под­ства ду­хов­ной вла­сти над свет­ской. Пра­ви­тель, по мыс­ли Ио­си­фа Во­лоц­ко­го, – зем­ной че­ло­век и про­стой ис­пол­ни­тель Бо­жи­ей во­ли, по­это­му ему над­ле­жит воз­да­вать «цар­скую честь, а не бо­же­ст­вен­ную». Ес­ли на пре­сто­ле ут­вер­ждал­ся ти­ран, то ему не сле­до­ва­ло по­ви­но­вать­ся, ибо он «не Бо­жий слу­га, но диа­вол, и не царь, но му­чи­тель». Сбли­же­ние Ио­си­фа Во­лоц­ко­го с вел. кн. мо­с­ков­ским Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем обу­сло­ви­ло из­ме­не­ние взгля­дов И. на при­ро­ду ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти. При­знав её бо­же­ст­вен­ный ха­рак­тер, Ио­сиф Во­лоц­кий зая­вил о не­об­хо­ди­мо­сти под­чи­не­ния пра­ви­те­лю всех ин­сти­ту­тов го­су­дар­ст­ва и Церк­ви, при этом «свя­щен­ст­ву» от­во­ди­лась вы­со­кая мис­сия – ис­пол­нять роль ду­хов­но­го на­став­ни­ка го­су­да­ря.

В цер­ков­ной по­ле­ми­ке ру­бе­жа 15–16 вв. о мо­на­стыр­ском зем­ле­вла­де­нии, раз­ви­вав­шей­ся на фо­не упад­ка внутр. дис­ци­п­ли­ны об­ще­жи­тель­ных оби­те­лей, И., в от­ли­чие от сво­их идей­ных про­тивни­ков – не­стя­жа­те­лей (см. так­же Нил Сор­ский), сто­рон­ни­ков скит­ни­че­ской фор­мы мо­на­ше­ст­ва, вы­сту­пи­ли за со­хра­не­ние мо­на­сты­рей и об­нов­ле­ние их внутр. жиз­ни на ос­но­ве обя­зат. вве­де­ния стро­го­го об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва. Ут­вер­жде­ние стро­го­го об­ще­жи­тия, по мне­нию И., по­зво­ля­ло со­вмес­тить рост мо­на­стыр­ских вла­де­ний с прин­ци­па­ми лич­но­го мо­на­ше­ско­го не­стя­жа­ния и от­ре­че­ния от ми­ра. По­зи­ция И. по во­про­су о мо­на­стыр­ском зем­ле­вла­де­нии во­зоб­ла­да­ла на со­бо­ре 1503, а поз­днее бы­ла под­тверж­де­на со­бо­ром 1531. Для ио­сиф­лян­ских мо­на­сты­рей бы­ло ха­рак­тер­но при­да­ние осо­бо­го зна­че­ния ин­сти­ту­ту стар­че­ст­ва: ка­ж­дый мо­ло­дой мо­нах со­сто­ял под на­ча­лом опыт­но­го ино­ка, что уси­ли­ва­ло ду­хов­ную пре­ем­ст­вен­ность ме­ж­ду учи­те­лем и уче­ни­ком (Ио­сиф Во­лоц­кий – Кас­си­ан Бо­сой – Фо­тий Во­лоц­кий – Вас­си­ан Кош­ка). И. ак­тив­но за­ни­ма­лись мо­на­стыр­ским строи­тель­ст­вом, воз­во­ди­ли и ук­ра­ша­ли хра­мы, со­би­ра­ли ико­ны и кни­ги. Ио­сиф Во­лоц­кий при­гла­сил для рос­пи­си мо­на­стыр­ско­го Ус­пен­ско­го со­бо­ра (см. Ио­си­фо-Во­лоц­кий мо­на­стырь) луч­ших жи­во­пис­цев – Дио­ни­сия и его сы­но­вей Фео­до­сия и Вла­дими­ра; в мо­на­сты­ре хра­ни­лись ико­ны ра­бо­ты Ан­д­рея Руб­лё­ва, су­ще­ст­во­ва­ли скрип­то­рий и лит. шко­ла. И. вы­сту­па­ли про­тив край­но­стей ас­ке­тиз­ма и ви­де­ли иде­ал ино­че­ст­ва не в от­ры­ве от внеш­не­го ми­ра, а в ак­тив­ной дея­тель­но­сти во всех сфе­рах об­ществ. жиз­ни. Мо­на­ше­ст­во, по их мне­нию, долж­но бы­ло вли­ять на все гос. ин­сти­ту­ты, под­дер­жи­вать ве­ли­ко­кня­же­скую власть, вос­пи­ты­вать бу­ду­щих ар­хи­пас­ты­рей, вес­ти куль­тур­но-про­све­ти­тель­скую и мис­сио­нер­скую ра­бо­ту, про­ти­во­сто­ять ере­сям (так, на со­бо­ре 1504 одер­жа­ла верх ио­сиф­лян­ская по­зи­ция в от­но­ше­нии ере­ти­ков – «рать и нож», каз­ни и за­то­че­ние).

В нач. 16 в. И. за­ни­ма­ли Рос­тов­скую (Вас­си­ан Са­нин), Ко­ло­мен­скую (Мит­ро­фан), Суз­даль­скую (Си­ме­он) и др. ка­фед­ры. При митр. Мо­с­ков­ском Да­нии­ле мн. ие­рар­хи рус. Церк­ви при­дер­жи­ва­лись про­ио­сиф­лян­ских по­зи­ций [епи­ско­пы Ака­кий Твер­ской, Вас­си­ан Ко­ло­мен­ский (То­пор­ков), Сав­ва Смо­лен­ский, Ио­на Ря­зан­ский, Ма­ка­рий Нов­го­род­ский]. Митр. Да­ни­ил, в про­шлом игу­мен Ио­си­фо-Во­лоц­ко­го мон., ак­тив­но под­дер­жи­вал по­ли­ти­ку объ­е­ди­не­ния рус. зе­мель, про­во­ди­мую вел. кн. мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем, обос­но­вал с цер­ков­но-ка­но­нич. точ­ки зре­ния раз­вод вел. кня­зя с С. Ю. Са­бу­ро­вой, вен­чал его с Е. В. Глин­ской. Во­лоц­кие мо­на­хи уча­ст­во­ва­ли в кре­ще­нии бу­ду­ще­го ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча, ру­ко­во­ди­ли чи­ном по­гре­бе­ния Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча, вы­сту­па­ли гл. об­ви­ни­те­ля­ми на про­цес­сах Мак­си­ма Гре­ка и Вас­сиа­на (Пат­ри­кее­ва), М. С. Баш­ки­на и Фео­до­сия Ко­со­го. В 1540–50-е гг., ко­гда ми­тро­по­ли­том Мо­с­ков­ским стал Ма­ка­рий, близ­ко при­мы­кав­ший к И., все важ­ней­шие цер­ков­ные по­сты за­ня­ли его еди­но­мыш­лен­ни­ки. На Сто­гла­вом со­бо­ре (1551) ио­сиф­лян­ское боль­шин­ст­во (ар­хи­еп. Фео­до­сий Нов­го­род­ский, епи­ско­пы Сав­ва Кру­тиц­кий, Гу­рий Смо­лен­ский, Три­фон Суз­даль­ский, Ака­кий Твер­ской, Ни­кандр Рос­тов­ский, Фео­до­сий Ко­ло­мен­ский, Ки­при­ан Перм­ский) окон­ча­тель­но от­верг­ло не­стя­жа­тель­скую про­грам­му, пред­ло­жен­ную А. Ф. Ада­ше­вым и Силь­ве­ст­ром, и ут­вер­ди­ло прин­цип не­от­чу­ж­дае­мо­сти цер­ков­ных зе­мель. Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти митр. Ма­ка­рия и его «дру­жи­ны» бы­ли со­став­ле­ны «Ве­ли­кие Че­тьи-Ми­неи» – свод «всех что­мых» на Ру­си жи­тий­ных и учи­тель­ных про­изве­де­ний, рас­пре­де­лён­ных по дням го­да, про­ве­де­на ка­но­ни­за­ция бо­лее 30 рус. свя­тых (на со­бо­рах 1547–49), соз­да­ны гран­ди­оз­ные па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры, про­слав­ляю­щие мощь Рус. гос-ва (напр., Ва­си­лия Бла­жен­но­го храм). К И. был бли­зок мо­нах псков­ско­го Елеа­за­ро­ва мон. Фи­ло­фей, сфор­му­ли­ро­вав­ший и обос­но­вав­ший в сво­их со­чи­не­ни­ях по­ли­тич. кон­цеп­цию «Мо­ск­ва – тре­тий Рим».

В це­лом со­юз ио­сиф­лян­ской Церк­ви с го­су­дар­ст­вом со­хра­нял­ся до 2-й пол. 16 в. Позд­нее прак­ти­ка круп­но­го мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, идеи не­от­чу­ж­дае­мо­сти цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва во­шли в про­ти­во­ре­чие с идео­ло­ги­ей фор­ми­рую­ще­го­ся са­мо­дер­жа­вия. От­го­ло­ском ио­сиф­лян­ской цер­ков­но-по­ли­тич. док­три­ны в рус. ис­то­рии 17 в. ста­ла по­ли­ти­ка пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, при­вед­шая его к кон­флик­ту с ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]