Святые образы нашего Всевышнего присутствуют практически во всех христианских домах, ведь эти иконы являются главной православной реликвией, которая занимает одно из основных мест в домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь, потому как это лик нашего Спасителя. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Все святые лики Всевышнего в основном характеризуются тем, что несут в себе гармонию и благословение Божье.
Немного истории
С древних времен сложился определенный канон, которому должны были неукоснительно иконописцы. Имена некоторых из них широко известны (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий), другие остались безымянными, но написанные ими иконы до сих пор поражают силой воздействия.
Каждая деталь на иконе имеет свое значение и должна вызывать определенные ассоциации
Так, изображение креста ассоциируется с мученическим подвигом Спасителя, указующий перст символизирует промысел Божий. Символическое значение имеет всё: композиция, позы, жесты, даже выбор цветов. Церковные каноны иконописи регламентируют каждую деталь, чтобы посыл от иконы дошел до молящихся однозначно, не допуская каких–либо еретических толкований.
Характерно, что нет икон, где Богородица была бы изображена вместе с взрослым Иисусом. Тем самым подчеркивается величие ее подвига – Матери, отдавшей своего Сына–младенца в жертву за все человечество. Иконы Богородицы и Спасителя согласно старинному обычаю должны находиться в киоте в красном углу, на который каждый вошедший в дом крестится. Этими иконами родители благословляли жениха и невесту, поэтому они получили название венчальных (парных) икон.
Самые почитаемые иконы Божьей Матери
Иконы Божьей Матери православные чтят особо. Она является их заступницей перед Господом и Своим Сыном Иисусом Христом, а на Руси считалась хранительницей и защитницей Земли Русской.
Обычно иконы Божьей Матери и Христа изображают Иисуса в виде младенца или маленького мальчика, делающего благословляющий жест, на руках у Богородицы. Некоторые самые древние иконы хранятся в музеях, но списки (копии) этих икон широко распространены, их можно увидеть в храмах и в домах верующих и даже неверующих.
Одним из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы является Владимирская икона Божией Матери, которая хранится ныне в Храме Третьяковской галереи. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перевезена в Византию, а затем в Киев, откуда в 1155 была тайно вывезена во Владимир.
Перед этой иконой веками молились, когда наступали бедствия – войны, эпидемии. Ей молятся об исцелении тела и души и о защите от зла.
Казанская икона Божией Матери, великой Заступницы России и драгоценной национальной святыни, была обретена в 1579 году, когда сама Богородица явилась во сне простой девочке Матроне и рассказала, где искать ее образ. И действительно, на месте огромного пожарища чудесным образом была обнаружена икона со свежими и яркими красками. В Москве на Красной площади был построен собор в честь Казанской иконы Богородицы.
Перед ней молились воины накануне Полтавской битвы и во время Отечественной войны 1812 года; в Великую Отечественную войну она помогала жителям блокадного Ленинграда. Известно немало случаев, когда эта икона помогала чудесным образом исцелиться, вернуть зрение, выздороветь умирающим.
Смоленская икона Божией Матери считается родовой иконой русских князей. Она носит название Одигитрия, то есть Путеводительница. Смоленская икона Божией Матери попала на Русь из Византии и спасла Смоленск в 1238 году от войск хана Батыя.
Ей молятся об исцелении от болезней, обретении мира в семье, разрешении сложных жизненных проблем.
Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» отличается от других изображением Христа как щита – символа защиты и победы. В летописи рассказывается удивительная история ее помощи новгородцам в 1170 году. В 1352 году она помогла сотням людей исцелиться от чумы.
Ей молятся о ниспослании мира в семье, об излечении от слепоты и других недугов.
Сколько образов Пресвятой Богородицы написано никто точно не знает. В месяцеслове Московской Патриархии упомянуто 295 названий. А число почитаемых образов во всем православном мире достигает семисот. Нам знакомы и узнаваемы многие иконы Божией Матери: Владимирская, Казанская, Иверская и другие. Но много есть икон, имеющих необычную иконографию, да и просто редкие. Некоторые из них мы и рассмотрим. Защитница сирых и брошенных.
Образ как бы говорит нам, что каждый ребенок нуждается в защите и заботе любящей матери, которая является главным человеком в его жизни. Многие дети лишены родительской любви, и тогда мать им заменяет сама Царица Небесная, которая всегда готова обогреть и поддержать несчастное дитя.
Чаша терпения.
В 2000 году в России, в церкви Мученика Иоанна Воина (г. Новокузнецк, Сибирь) на оконном стекле чудесным образом проявились очертания Богородицы с Младенцем на руках. С этого изображения впоследствии была написана икона и названа «Чаша Терпения».
Равенсбрюкская.
Почитаемая в Русской православной церкви и Российской грекокатолической церкви икона, изображающая Богородицу, обнимающую младенца либо отрока Христа, уже распятого на Кресте. Впервые создана в технике вышивки преподобномученицей матерью Марией в концентрационном лагере Равенсбрюк в 1945 году, отсюда и название.
Звезда Пресветлая.
Икона Пресвятой Богородицы «Звезда Пресветлая» – это довольно необычный и очень редкий образ во всей иконографии Матери Божией. Согласно христианским летописям, данная икона была создана на рубеже XVII — XVIII века. Именно в это время она была обретена в одном из храмов града Мурома. У ног Божией Матери – муромские святые. В княжеских одеждах – Константин, Михаил, Феодор, в монашеских – Пётр, Феврония и Иулиания.
Панагия Ту Хару.
Образ находится в Греции, в одной из скромнейшей византийской церкви, построенной в Липсус в 1600 году монахами с острова Патмос. Они называли этот образ «Богородица Смерти» из-за изображенной на ней Пресвятой Богородицы, держащей в руках не Младенца Христа, а Крест с распятым на нем Спасителем. Это уникальный образ, изображающий плач матери и Её мученичество, которое Её пришлось пережить, приняв в Свои руки Своё мертвое дитя после невероятно жестокого и позорного мучения. Согласно свидетельствам, в апреле 1943 года молодая девушка молилась перед этой иконой и получила исцеление. В благодарность она поместила в икону простой букет лилий. Вскоре лилии увяли, но так и оставались на иконе. Спустя год лилии вдруг вновь зацвели и заблагоухали. С тех пор это чудо ежегодно повторяется в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Успокоительница.
Святая Гора Афон сияет своими чудотворными иконами, как небо звездами, которые светят в ночной мгле. Одним из таких светил, ведущих нас ко спасению, является образ Божией Матери «Успокоительница», который издревле хранится в недрах Святого Афона и сокрыт от глаз праздных туристов. Этот образ открывается только истинным почитателям Божией Матери и ждет своего времени явления миру в последние времена, чтобы успокоить верных.
Благодатное Небо или Солнечная.
Икона имеет глубокий мистический смысл. На ней Матерь Божия изображается стоящей на небе с Богомладенцем на руках внутри сияющего солнечного круга. В досинодальный период икону называли «Солнечной Богоматерью». Это название сохранилось в старообрядческой среде. Икона «Благодатное Небо» изображает Матерь Божию не такой, какой она являлась в своем земном бытии или чудесных знамениях, но представляет Пречистую такой, какой она имеет явиться в конце света. «Благодатное Небо» — в буквальном смысле слова икона последних времен. Это апокалиптическая Богоматерь. В этом и состоит ее тайна.
Прежде Рождества и по Рождестве Дева.
Чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» является одной из самых известных святынь Николо-Пешношской обители. Богородица и Богомладенец показаны с царскими коронами на головах. Иисус Христос держит в руке царский жезл, а Богородица, как бы помогая Ему, придерживает скипетр снизу. Молитвы перед образом Богоматери избавили в 1848 году всю Московскую область от поветрия страшного смертельного заболевания — холеры. Широкое распространение икона получила после спасения царской семьи. По велению царя списки с чудотворного лика появились повсеместно.
Покрой нас кровом крилу Твоею.
Богородица, укрывающая Своим покрывалом тех, кто ищет у Нее помощи, изображена с крыльями. Икона ныне находится в Государственном музее украинского изобразительного искусства в Киеве.
Первые шаги.
Икона очень почитаема на Святой Земле. Она рассказывает о том, как сочетаются Божественное и Человеческое: младенец, делающий первые шаги к маме — и он же Бог, создатель нашего Мира. Икона находится в монастыре св. Герасима Иорданского, что стоит в трех километрах от места на Иордане, где крестился Спаситель.
Остробрамская.
На иконе Божией Матери «Остробрамская» у Девы Марии опущен взгляд и скрещены руки. Кроме нимба на голове у Богородицы — корона, от Нее исходит сияние со звездами в ночном небе. Это — один из самых редких типов иконографического изображения Пресвятой Богородицы, на нем нет Младенца Иисуса. Икона Божией Матери «Остробамская» хранится в Вильнюсе в часовне, которая стоит у ворот при входе в город. Ворота называются Острыми, поэтому икону в свою очередь стали называть «Остробрамской».
Ключ разумения.
История иконы Пресвятой Богородицы «Ключ разумения» тесно связана с историей очень схожего образа «Прибавления ума» , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето, о чём существует множество доказательств. Обитель статуи Пречистой Девы из Лорето — резная ниша, где хранится святыня — также имеет форму арки. Местночтимая икона с таким названием находится в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской области. Пред этой иконой совершаются молебны при начале учения отроков и молятся о даровании способностей к учению.
Геронтисса.
Чудотворный образ монастыря Пантократор на горе Афон — икона Божьей Матери «Геронтисса». Ее еще называют «Настоятельница» или «Старица». Богоматерь является покровительницей людей пожилого возраста, перед Ее ликом просят дети о здравии своих родителей, исцеления страшных недугов. На иконе Богородица изображена в полный рост. Богоматерь стоит, согнув руки в молении. Стоит одна, без святейшего Младенца. Около ее ног находится кувшин, из которого через край переливается елей.
Древо Иессеево.
Икона представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа. На иконе изображена родословная Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы. Согласно ветхозаветным пророчествам, Христос должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева.
Мария обрете благодать у Бога.
В 1830-х годах этот образ Богородицы был принесен одной странницей из Киева и пожертвован в пещеры будущего Белогорского Воскресенского монастыря. Более сорока лет икона находилась в сыром пещерном воздухе Александро-Невского храма и не истлела. Оригинал иконы и ее списки исчезли во время разорения монастыря в 1918 году красногвардейцами. В 2014 году в обитель вернулся один из первых списков этой почитаемой иконы, который теперь находится в храме свт. Спиридона Тримифунтского Белогорского монастыря.
Беседная.
На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в 1383 г., когда Сама Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над новоустроенным в Ее честь храме в Тихвине поставили деревянный крест, а не железный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.
Как молиться перед иконами
Многие считают, что к каждой иконе нужно обращаться с особой молитвой. Вот, например, молитва к Казанской иконе Божией Матери:
О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Однако священнослужители православной церкви считают – главное, чтобы молитва шла от чистого сердца, чтобы помыслы молящего были чисты, и чтобы он был крепок в своей вере. Тогда Пресвятая Богородица, наша заступница перед Господом, непременно исполнит просьбу.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Икона Иконография Иисуса Христа и Богородицы
Иконография Иисуса Христа и богородицы Презентация подготовлена учителем высшей категории МАОУ СОШ № 1 г. Немана Ефимчик О.Л.
Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти. — Для воинов – это символ непобедимой веры — Для страждущих – опора в надежде на окончание страданий. — Для всех верующих – настоящее окно в Царство Божие. И мы на сегодняшнем уроке попытаемся взглянуть на икону и как на удивительное произведение искусства, и как на символ любви, веры и надежды.
Иисус Христос Основные типы изображения на иконах Иисуса Христа: Богомладенец с Богоматерью Спас Еммануил Спас Вседержитель Спас Нерукотворный
Иисус Христос подлинный образ Спасителя всегда интересовал христиан. в начале IV века историк церкви Евсевию. утверждал, что образ Спасителя «не по силам человеческой живописи» и советовал вернуться к «внутреннему созерцанию».
Иисус Христос в 836 г., в послании к императору Феофилу было как бы утверждено каноническое изображение Бога в Его человеческом облике: «. благотелесный. со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. «.
Иисус Христос Образ Христа таким, каким мы видим его сейчас, сложился в Византии к началу IV века, ко времени правления императора Константина Великого (306-337 г.), который покровительствовал новой религии, поддерживал христианскую Церковь и перенес столицу в город Константинополь. Это так называемый исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлиненным лицом, темнорусыми волосами, небольшой бородой.
Иисус Христос Русские иконописцы, изображая Сына Божия в Его человеческом облике, пытались воссоздать Его духовную сущность, отобразить Его божественное происхождение. В иконах всегда сохраняется величавый характер образа; от Него веет строгим вдумчивым покоем, призывом к кроткому послушанию, высокой вере.
Еммануил Есть еще одна особая икона с Христом, называемая «Спас Еммануил». Огрудное или оплечное изображение Христа, но только когда он был юношей. У него еще нет ни волос, спускающихся на плечи, ни усов, ни бороды. Совершенно другое лицо. Человек, незнакомый с этим сюжетом, не догадается, что изображен Христос. Ну конечно, все «Еммануилы», будучи непохожими на взрослого Христа, похожи между собой.
Еммануил в виде отрока Еммануила в соответствии с пророчеством старшего из четырех великих пророков Израиля Исайи: «. се. Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Иммануил, иже есть сказаемо «С нами Бог»» (Ис VII, 14). Господь Еммануил Симон Ушаков, 1697 г.
Спас-Эммануил Икона из деревянного храма в Коломенском (1670). Современная икона, Афон Современная икона, Афон Современная икона, Афон Современная икона, Афон
В 13 лет по иудейской традиции мальчик становится «сыном завета». В присутствии взрослых и — обязательно — родителей он читает отрывок из Книги закона. С этого момента он считается взрослым и обязанным исполнять все заповеди. Детство — и вместе с ним неведение — кончились. Мы как раз и видим отрока Иисуса в Иерусалимском храме в возрасте 12 лет, то есть меньше чем за год до совершеннолетия. Еще Господь ничего не проповедует, потому что по возрасту не имеет на это права. Но Он «сидит посреди учителей, слушающий их и спрашивающий их» (Лк. 2: 46). Он — Слово, пришедшее в мир для избавления нас от бессловесия. От трех болезней: неразумия, похоти, стяжательства — нужно лечиться всю жизнь. Они не проходят с возрастом, как детские болезни или мечты юности. Хотя каждой из них свой возраст соответствует. И Христос, вполне здоровый и душой, и телом, неразлучный от Отца и свободный от всякого греха, именно пришел, чтобы сообщить нам, больным, Свое здоровье. И на Крест Он идет не ранее, чем пройдя все человеческие возрасты, предшествующие зрелости. Протоиерей Андрей Ткачев 04.03.2011
Иисус Христос – Добрый Пастырь так Называемый «идеальный» тип изображения Спасителя. Это юноша с пышными и длинными локонами, падающими на плечи. Во II — III веках складывается символический образ «Доброго Пастыря» — юного пастуха в короткой тунике с овцой на плечах, воплощающего Сына Божьего, посланного в мир пасти Божее стадо.
«Добрый Пастырь» Mозаика мавзолея Галлы Плацидии (середина V века, Равенна, Италия) «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Евангелие от Иоанна) «Добрый Пастырь» Mозаика церкви Сан-Аполинаре (середина V века, Равенна, Италия)
Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой — он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь.
Спас Нерукотворный Икона «Спас Нерукотворный» бывает правильной квадратной или почти квадратной формы. Фоном служит плат. На плате лицо Христа без шеи, без плеч, одно только лицо с прядями волос, более или менее симметрично расходящимися вправо и влево. Глаза иногда смотрят прямо на зрителя, иногда подняты, иногда скошены в ту или другую сторону.
Спас Нерукотворный Вообще же, поскольку на иконе нет никаких лишних деталей, но только лицо во всю доску, а на всяком лице главное, безусловно, глаза, то «Спас Нерукотворный» едва ли не самый выразительный, самый лаконичный иконописный сюжет. Недаром наши предки рисовали его на своих боевых знаменах.
Магазин на Большой Ордынке, 60/2
(495) 778-37-36, 959-12-88
Отдел продаж, Варшавское ш., 37А
(495) 721-88-58, 971-76-24
Магазин на Чайковского, 22
В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.
Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо.
Главная / Холсты / Иконы Спасителя. Иконы Господа Иисуса Христа
Строгого порядка расположения икон в доме не существует. Но все же есть определенные традиции и правила, о которых мы Вам сейчас вкратце расскажем.
Икона «Святое Семейство», в каких бедах помогает
Этот образ призван хранить семейный очаг и напоминать о нерушимости уз бракосочетания. Помогает бороться с мирскими проблемами и неурядицами:
- К этому образу обращаются верующие, чтобы сохранить семью. Оберегает от ссор между супругами, сохраняет мир и понимание в семье.
- Просят образ защитить от супружеских измен.
- Помогает он вернуть честь человеку, которого не справедливо оклеветали.
- Молятся изображению и о грешниках, и о заключенных, чтобы помочь им найти богоугодный путь в жизни.
- Помогает святыня вернуть даже безнадежный долг.
- Помогает в обычных человеческих нуждах.
- Усмиряет несправедливое отношение окружающих.
Но не только супружеские пары обращаются к этому изображению, к нему приходят и люди с просьбами о даровании жены или мужа, с которыми можно провести всю оставшуюся жизнь в любви и понимании.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона «Трех радостей» в чем помогает
А вот и сама молитва, с которой принято обращаться к образу:
«О, Пресвятая Дева, Мать блаженнейшего Сына, и всеблагой обручник Иосиф, заступники и ходатаи всех христиан! Услышьте наши молитвы, умолите Сына Вашего и Бога нашего Иисуса Христа, да дарует каждому по его потребностям: грешникам даст действенное вразумление, исправление и спасение, находящимся в бедах и скорбях – помощь и утешение, озлобленным – умягчение сердец, малодушным – терпение и надежду, живущим в радостях и процветании – постоянную благодарность Господу, больным – исцеление. О, святые Родители божественного Сына, будьте милосердны ко всем, почитающим Вас, и свите нам всем мощный покров вашего заступничества от врагов видимых и невидимых. Утвердите в любви, верности и единомыслии пребывающих в супружестве, детей воспитайте, юношеству даруйте целомудрие и откройте их умы к восприятию учения. Оградите от домашних ссор родственников и наградите их миром. Всем нам подайте друг ко другу любовь, согласие и понимание, благочестие и долгие дни жизни в хорошем здравии. Мы же, обретя в Вас прочных предстателей и ходатаев, возблагодарим и вместе с вами прославим Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Во веки веков! Аминь!»
Правила расположения
Для святых образов отводится обособленное место, подальше от остальных экспонатов быта и интерьера (плакатов, статуэток, книг и т.п.). У такого места много названий — красный (святой) угол, киот, божница и т.д.
Иконы рекомендуется помещать в киоты, а иными словами — шкафчики, где они в меньшей степени будут подвержены эрозии и влиянию внешних факторов.
Как известно, молятся лицом на восток. Поэтому и иконы традиционно размещают на восточной стороне. Но не всегда есть такая возможность, т.к. не позволяет планировка жилого пространства. В таком разе нет ничего страшного, если вы расположите их там, где вам это будет удобно.
Порядок расположения икон
При расстановке икон необходимо придерживаться иерархического порядка. Как говорилось ранее, образам Девы Марии и Иисуса отводится главное место. Образ Христа размещается справа, Богородицы — слева (это может быть Ваш венчальный набор). Эти два образа необходимо расположить либо выше остальных икон, либо на одном уровне.
Именные иконки и образы других святых угодников можно поместить рядом с основными иконами (но не выше). И нелишним будет завершение домашней божницы православным крестом.
Иконы в разных комнатах
Церковь говорит, что можно и нужно рассредоточить иконы по разным комнатам.
В кухне
уместно будет разместить изображения Спасителя. Возле обеденного стола можно повесить икону «Тайная вечеря».
В детской
вешают образ Ангела-Хранителя, в большинстве случаев, или же Небесного защитника малыша, т.е. именную икону.
На входе в жилище
дозволяется разместить крест или икону с изображением Покрова Пресвятой Богородицы.
В спальне
также можно повесить иконы, хоть и существует мнение что этого делать нельзя. Но это не так, ведь супружеская близость не греховна. В спальне иконы нужно размещать у изголовья кровати.
А если у Вас возникли затруднения с выбором икон или дополнительные вопросы, то Вы всегда можете написать нам через форму обратной связи и мы с удовольствием Вам поможем.
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом. С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.
- Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.
- На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
- Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
- Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.
- Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос – это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.
Значение, в чем помогает икона «Святое Семейство»
Для начала следует выяснить, почему не хотят канонизировать этот образ. Это решение связывают как с техникой выполнения изображения, так и с самой композицией. Так икона или картина?
- На образе мы видим, как Иосиф Обручник обнимает Пречистую Богородицу, что, по мнению священнослужителей, символизирует супружеские отношения. А это недопустимо в православии.
- Во время рождения Иисуса Христа, Исосиф был столетним стариком, что уже не соответствует изображению.
- В Евангелии указывается, что отношения между Иосифом Обручником И Девой Марией более схожи на покровительство, чем на брачный союз. По церковному приданию, Иосиф и Мария были обручены, а не состояли в браке.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого апостола Марка
Разбираясь в значении изображения для верующих, а так же, в чем помогает икона «Святое Семейство», следует заметить, что «картина» считается покровительницей брака и семьи. Вокруг образа сложились свои правила, традиции и обряды. Есть и праздники, когда следует преподносить только этот образ:
- Молодоженам – для счастливого брака;
- На годовщину свадьбы – для сохранения целостности семьи;
- На рождение ребенка – чтобы отвадить все несчастья в семье.
Не смотря на то, что у православной церкви есть своя икона — «Трех радостей», образ «Святое Семейство» прижился и обрел популярность в России.
Восстав от гроба, Христос явился прежде всех Божией Матери
«Итак, из повествования свв. Евангелистов о воскресшем Господе видим, что первыми весть о воскресении Христовом от Ангелов получили жены — мироносицы, — что одной из них, Марии Магдалине, было и первое явление Воскресшего; при этом Евангелие совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям возлюбленного ученика (Иоан. 19, 26—27) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы?
Св. Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было Ангелом о воскресении Господа
и — что Ей, восстав от гроба,
Христос явился прежде всех
. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях. Всем известен припев на 9-ой песни Пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся». Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном Богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. («и ныне») 1-ой песни: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла еси, Богомати всенепорочная». В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от Гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. — Как же объяснить, что Евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Св. Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что свв. Евангелисты из земной жизни Иисуса Христа передали не всё, в виду невозможности передать всего (Иоан. 21, 25), а только то, что наиболее служило к укреплению веры в Него как Сына Божия (Иоан. 20, 30—31). С другой стороны, в Евангелиях после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (Лук. 11, 43—51; Иоан. 2, 2—5; Мф. 12, 47; Иоан. 19, 25—27), и конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения (Лук. 1, 48), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнию (Лук. 2, 19), и Ей не могло быть приятным её нарушение. Поэтому-то свв. Евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание.»(1)
Более того,- матерь Божия осязала воскресшего Христа, чего Господь не позволил сделать Марии Магдолине (Ин.20:17): «Ра́дуйся, обра́дованная, я́ко прия́ла еси́ от Арха́нгела ра́дование; ра́дуйся, уте́шенная, я́ко ру́це Твои́ осяза́сте воскре́сшаго Христа́.» Икос 10 Из Акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Всецарица».
(1)- Святитель Димитрий Ростовский «Жития святых» Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 1999г. стр.492 Апрель. Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении
Еще при земной жизни Христа Спасителя появился Его образ, именуемый «Спас Нерукотворный». Однажды правитель города Эдесса, Авгарь V Уккама, страдавший от болезни, услышал о чудесных исцелениях, которые совершает Христос, прислал к Нему своего слугу. Тогда Господь умыл лицо и отер его полотенцем, а на ткани остался отпечаток. Это изображение, посланное эдесскому царю, и стало первой иконой Церкви, а также послужило началом иконографического типа.
Большинство икон можно отнести к тем или иным видам, имеющим общий рисунок, который и называется иконографическим типом. Полотенце на церковнославянском языке — убрус, поэтому икона называется еще «Спас на убрусе».
История гласит, что Нерукотворный образ, установленный в каменной нише в городской стене Эдессы, со временем, когда правителем стал язычник — идолопоклонник, оказался закрытым черепицей или кирпичом. И еще одним вариантом изображения Спаса Нерукотворного стал Спас на черепице (кирпиче). В середине X века образ был перенесен в Константинополь, день его прославления — 16 августа.
Тропарь Нерукотворному Образу звучит также в праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), который связан с восстановлением иконопочитания: «Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».
К другим известным иконографическим типам Господских икон относятся:
«Спас Эммануил», где Христос изображается в виде отрока. Слово «Эммануил» означает «с нами Бог» и связано с древним пророчеством, которое исполнилось, когда Бог пришел к нам в Рождестве.
Господь Эммануил. Икона
«Спас Вседержитель» (по-гречески Пантократор), то есть Тот, Кто все содержит в Своей власти и воле. На этом древнейшем образе Господь в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Евангелие может быть открыто, и тогда на его страницах мы видим слова нашего Учителя: Аз есмь свет миру, Заповедь новую даю вам, да любите друг друга
или другие Его поучения.
Спас Вседержитель. Икона
Пальцы благословляющей руки сложены так, что образуют монограмму имени Иисус Христос на церковнославянском языке — ІС ХС. Прямой указательный палец обозначает букву I, полусогнутый — С, скрещенные безымянный и большой — Х, полусогнутый мизинец — С. Так же именем Господним благословляет нас священник и епископ. Когда благословение звучит на богослужении, мы отвечаем на него поклоном, при личном общении складываем ладони, словно получая Божий дар, и целуем руку священнослужителя, слуги Божьего.
На иконе Господь изображается одетым в хитон царственного пурпурного цвета и в синий плащ — гиматий. Как правило, фон иконы золотой (или светлый), ведь Бог обитает в непреступном свете. На иконе всегда есть надпись, обозначающая, кого она изображает. На иконе Спасителя четыре буквы: ІС ХС, а в крещатом нимбе, окружающем голову, три греческие буквы ο ων — ОН (в греческой традиции расположенные сверху вниз, в русской — слева направо), обозначающие священное имя Сущий, которым Бог назвал Себя в Ветхом Завете. Иногда фигуру Христа окружает мандорла — многоцветный нимб, обозначающий сияние Его святости.
Христос в мандорле, несомой ангелами
Икона «Спас на Престоле» изображает Господа сидящего на Троне, а образ «Спас в Силах» являет Господа, окруженного вписанными в ромб и овал (огненное сияние) изображениями Ангельских Сил. Эта икона основана на видениях пророка Иезикииля и апостола Иоанна Богослова, а также на словах Господа о Своем Втором Пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет
на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы
.
На иконе «Христос Великий Архиерей» Господь изображен в одеждах епископа, ведь Он — Первосвященник Церкви. А на иконе «Спас Царь царей» Господь в царском облачении держит в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу.
Христос Великий Архиерей. Икона
Господь пришел в мир в уничижении, скрыв Божественное величие и умалив Себя. Но все время Своей земной жизни Он оставался Царем мироздания и таким явится во Втором Пришествии.
Икона «Не рыдай Мене, Мати» изображает Господа, уснувшего смертным сном в ожидании Воскресения. Название образу дали стихи преподобного Косьмы Маиумского, звучащие в Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во Гробе… востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верую и любовию Тя величающия».
Не рыдай мене, Мати. Икона
Некоторые иконы, не являющиеся самостоятельными иконографическими типами, имеют удивительные и запоминающиеся названия: «Спас Мокрая Брада» или «Спас Ярое Око».
Икона «София Премудрость Божия» символически являет Христа в виде Ангела, ведь Писание называет Его Ангелом (Вестником) Великого Совета. Великий Совет предшествовал сотворению человека. Всеведущий Бог знал все, что будет, знал, что сотворенный Им человек подпадет под власть греха, знал (когда мы говорим о Боге, пребывающем над временем, формы прошедшего и будущего времени довольно условны), что ради спасения человека Ему Самому придется прийти на землю. В греховном мире это приведет к смерти на Кресте. И Предвечный Совет определяет Воплощение и спасение еще прежде создания мира, а Христос его возвещает и являет.
София Премудрость Божия. Икона
Из книги протоиерея Михаила Бравермана
«Православное богослужение».
Представить духовную жизнь христианина без икон невозможно. Перед ними он молится в храмах и дома, стремясь пополнять свой красный угол новыми святыми образами. Они не только вдохновляют человека, но и позволяют ему настроиться на разговор с Всевышним, почувствовать уверенность в том, что его обращение услышано, а просимое по Его любви и милосердию будет исполнено. Иконы с древних времен являлись своеобразной формой богословия, развивавшейся стремительно не случайно, ведь только она понятна всем без исключения христианам, независимо от того, какой язык и культура являются для них родными. Описание всех икон с изображением Господа Бога — Иисуса Христа.
Православное иконографическое искусство богато на разнообразные вариации изображения Иисуса Христа. Наиболее распространенными иконографическими типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный. Известно множество чудотворных ликов, некоторые из них располагаются в монастырских обителях, соборах, храмах России, Украины, Греции.
II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный (acheiropoietos) Спас. История происхождения первого образа Христова передается нам прежде всего текстами службы Нерукотворному Спасу 16 августа: «Пречистаго Твоего лика зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, возжелавшу Тя видети, по Божеству Херувимы невидимого…»
(Стихира 8 гласа на вечерне)22. Или стихира на утрене (4 гласа): «…ко
Авгарю богоначертанна письмена послав, просящему спасения и здравия сему, еже от подобия Твоего зрака Божественного».
Упоминания об истории Авгаря встречаются довольно часто, особенно в службе, совершаемой в храмах, посвященных в честь Нерукотворного Образа. Но богослужебные тексты не передают подробностей о происхождении образа: они говорят лишь о самом факте23.
Что касается древних авторов, то они не упоминают о нем вплоть до пятого века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи». Аддаи был епископом Едессы (541 г.) и в своем труде (если только «Учение …» написано действительно им) использовал, очевидно, какое-то местное предание или же письменные памятники, нам неизвестные. Древнейший – известный нам – писатель, авторство которого признается неоспоримым, который говорит о Нерукотворном Образе, посланном Христом царю Авгарю, – Евагрий (VI в.). В своей «Церковной истории»24 он называет этот образ «богозданной иконой».
Что же касается самого плата с запечатленным на нем образом лика Христова, то он долго хранился в Едессе как драгоценнейшее сокровище города. Почитание его было широко распространено на всем Востоке, и в восьмом веке христиане праздновали во многих местах Нерукотворный Образ по примеру Едессы25.
Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз. Чтец константинопольского собора Святой Софии, именем Лев, присутствовавший на этом Соборе, рассказал, что во время своего пребывания в Едессе он поклонялся этому образу26. В 944 г. византийские императоры, Константин Багрянородный и Роман I, купили Нерукотворный Образ у Едессы. Он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос, и император Константин сам составил в честь Образа проповедь, в которой прославлял его как палладиум Византийской Империи. Вероятно, к этому же времени относится, по крайней мере в большей своей части, служба праздника, совершаемого 16 августа, в день, когда вспоминается перенесение Нерукотворного Образа в Константинополь. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются27.
Во Франции существует чудотворная икона Нерукотворного Спаса, которая в настоящее время хранится в ризнице собора города Лан. Икона эта считается балканского, может быть сербского, происхождения и относится к XII веку. В 1249 г. икона эта была прислана во Францию из Рима Яковом Пантелеймоном Тарциниусом, будущим папой Урбаном IV, своей сестре, игуменье цистерцианского монастыря28.
День празднования Нерукотворного Спаса о. Однако служба этого дня далеко не ограничивается памятью перенесения Образа из одного места в другое. Главное в ней – догматическое обоснование Образа и его содержание.
Значение выражения «нерукотворный образ» следует понимать в свете Евангелия от Марка, гл. 14, ст. 58: Образ этот – прежде всего Сам Христос, воплощенное Слово, явленное «в храме Тела Его»
(Ин. 2, 21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа (см. Исх. 30,4) теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами воплощения Бога29. Здесь не образ Бога, сделанный по домыслу человеческому, а подлинный лик ставшего Человеком Сына Божия, который Предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. В день Нерукотворного Спаса Церковь почитает первую икону Бога, ставшего Человеком.
Как мы видели, приведенные выше стихиры, а также и другие тексты службы подчеркивают историческое происхождение этого образа. В глазах Церкви особенно важно подчеркнуть, что Личность Иисуса Христа и Его образ не являются некоторым олицетворением высоких моральных качеств или прекрасной идеи, что Спаситель не есть некий идеал, возвышенный и отвлеченный, а конкретное историческое Лицо, жившее в определенном месте и в определенное время. «Возводя на первообразное Спас образ Адамов поползшийся, на земли с человеки поживе, зрим же и осязаем и описуем Неописанный существом»,
– говорит служба праздника (2-я стихира первого гласа на малой вечерне).
Особое значение в плане нашего разбора имеют ветхозаветные и новозаветные чтения службы. Как известно, совокупность читаемых текстов Священного Писания раскрывает смысл празднуемого события: в паремиях показываются его ветхозаветные предображения, а в новозаветных чтениях раскрывается их исполнение, указывается вероучительное содержание праздника и его эсхатологическое значение. И вот подбор этих чтений раскрывает как раз то, что мы уже знаем из творений преп. Иоанна Дамаскина, то есть то, как понимает Церковь ветхозаветный запрет, его смысл, его цель, а также смысл и цель новозаветного образа.
Две первые паремии взяты из Второзакония (первая – гл. 4, ст. 1, 6–7 и 9–15; вторая – гл.5, ст. 1–7, 9–10, 23–26 и 29; гл. 6, ст. 1–5, 13 и 18), третья – из 3-й Книги Царств, гл. 8, ст. 22–23 и 27–30.30
Две первые паремии говорят об откровении Богом закона Израилю на горе Хориве, на пути избранного народа в Землю Обетованную. Смысл этих паремий сводится к тому, что для вхождения в эту Обетованную Землю и для владения ею абсолютно необходимо соблюдение даваемого закона и поклонение единому истинному Богу, поклонение бескомпромиссное, без всякой возможности примеси культа других «богов». В то же время дается уже известное нам напоминание о невозможности изображения Бога, пребывающего невидимым: «Глас словес Его вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас» и «снабдите души своя зело, яко не видесте всякаго подобия…». Другими словами, весь закон и, в частности, запрет поклоняться другим «богам» и запрет образа являются непременным условием исполнения обетования, данного избранному народу, и вселения его в Землю Обетованную. Земля же эта имеет прообразовательное значение: она есть образ Церкви, образ Царствия Божия.
Предобразованием Новозаветного Откровения является и третья паремия. Это молитва Соломона на освящении построенного им храма: «Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли, аще небо и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей, егоже создах Имени Твоему…». Здесь говорится о грядущем пришествии Бога на землю, о Его участии в течении временной человеческой истории и о присутствии Его, Которому «не довлеет и небо небесе», в земном, построенном человеком, храме.
Значение этих паремий раскрывается в апостольском чтении праздника. Это Послание к колоссянам, гл. 1, ст. 12–17: «Благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете: Иже избави нас от власти темныя, и престави в Царство Сына любве Своея: о Немже имамы избавление кровию Его и оставление грехов: Иже есть Образ Бога невидимого, Перворожден всея твари…». Этот текст, как мы видим, указывает на исполнение пророчеств: «Наследие святых», «Царство возлюбленного Сына» – это Церковь, образом которой была Земля Обетованная. Таким образом, все течение событий Ветхого Завета, весь закон, охранявший чистоту избранного народа, вся священная его история раскрывается как предуготовительный процесс к явлению на земле Тела Христова, новозаветной Церкви. И в этом подготовительном процессе ветхозаветный запрет образа ведет к явлению Того, Кто был невидим, к «образу Бога невидимого», явленного Богочеловеком Иисусом Христом. «Боговидения славы древле, темно Твоих задних сподобися Моисей, просив: новый же Израиль лицем ныне в лице Тя Избавителя видит ясно» (2-й тропарь 4-й песни канона).
Евангелие, читаемое в день Нерукотворного Спаса, на утрене и на Литургии одно и то же. Это Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 51–56 и гл. 10, ст. 22–24. «Бысть же егда скончавахуся дние восхождению Его, и Той утверди лице Свое ити во Иерусалим. И посла вестники пред лицем Своим: и изшедше внидоша в весь самарянску, яко да уготовят Ему: и не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим. Видевша же ученика Его Иаков и Иоанн, реста: Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илия сотвори?». Но Иисус укорил их: «Не веста коего духа еста вы: Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти. И идоша во ину весь. И обращься ко учеником, рече: вся Мне предана быша от Отца Моего: и никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыты. И обращься ко учеником, един рече: блажени очи видящий, яже видите, глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша».
Как мы видим, в отношении образа и Апостол, и евангельский текст по своему смыслу противополагаются первым двум паремиям: там – «вы не видели образа Божия», здесь -«блажени очи, видящий яже видите», – видите «образ Бога невидимого» – Христа. Поэтому последние слова евангельского чтения обращены к одним только ученикам. Ведь человека Иисуса видели не только ученики, но и все Его окружавшие; но только ученики видели в рабьем зраке Сына Человеческого – Сына Божия, «сияние славы Отчей». Эти слова, как мы видели, преп. Иоанн Дамаскин понимает как разрешение ветхозаветного запрета. Видимой же для нас стороной этого разрешения и является празднуемый образ: «Прежде виден бысть Человеком; ныне же явися образом нерукотворенным…»
(2-й тропарь 1-й песни канона).
Первая часть евангельского чтения (Лк. 9, 51–56) подчеркивает то, что отличает Апостолов от окружающего их мира, то есть то, что отличает от него Церковь:
они другого духа, и их побуждения и методы действия не те, что в мире. (Напомним, что это отличие обуславливает и отличие средств, которые употребляет Церковь, в том числе и ее искусства.) Если паремии раскрывают цель запрета, то в евангельском чтении, наоборот, раскрывается цель образа. Заметим, что разница духа между Апостолами и миром выявляется Спасителем перед самым входом Его в Иерусалим. И вот, начиная с паремий, через новозаветные чтения, мы видим как бы нарастание Откровения в символических образах: Ветхий Завет есть предуготовление Нового Завета; Обетованная Земля, в которую идет Израиль, являет образ новозаветной Церкви. Новый Завет есть осуществление этих предуготовлений и прообразов. Но и Новый Завет – не конечная цель, а лишь следующий этап на пути человека в Царствие Божие. Образом этого Царствия, образом «горнего Иерусалима» является Иерусалим земной, и вход в него Спасителя есть образ входа в Царствие Божие. В Ветхом Завете исповедание истинного Бога и отсутствие Его образа было непременным условием вхождения Израиля в обетованную ему землю: в Новом же Завете исповедание Христа и Его образ, исповедание веры этим образом, играет ту же роль: это необходимое условие вхождения в Церковь, в Царствие Божие, в тот горний Иерусалим, куда Церковь нас ведет. Поэтому и читается это Евангелие в день Нерукотворного Спаса. Если Апостолов ведет в Иерусалим Сам Спаситель, то нас ведет к Иерусалиму горнему Его образ:
«Славим Тя, Человеколюбце, смотрения образ видяще зрака Твоего: сим невозбранно во Едем вход, Спасе, даруй рабом Твоим»
(стихира на стиховне, Слава, глас 6-й).
Так, самим выбором текстов Священного Писания и их сопоставлением Церковь раскрывает перед нами грандиозную картину, показывая нам медленное и многотрудное шествие падшего мира к обетованному ему искуплению.
Итак, Церковь утверждает изначальное существование подлинного образа Христова. Кроме Нерукотворного Образа были, конечно, и изображения Его, сделанные видевшими и знавшими Его людьми, чему мы имеем и историческое свидетельство. Свидетельство это тем более ценно, что исходит от Евсевия Кесарийского, единственного из древних авторов, которого можно считать иконоборчески настроенным. Он не только утверждает существование христианских изображений: «Он даже думает, что в его время еще существуют подлинные портреты Христа и Апостолов, он утверждает, что сам их видел»31. Действительно, описав известную статую Христа, воздвигнутую в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. Мф. 9, 20–23; Мк. 5, 24–34; Лк. 8, 43–48), Евсевий продолжает: «Говорили, что статуя эта воспроизводит подобие Иисуса; она сохранилась до наших дней, и мы видели ее, когда были в этом городе. Не следует удивляться, что язычники таким образом хранят память о благодеяниях, полученных ими от Спасителя. Мы видели образы Апостолов Петра и Павла и Самого Христа, которые сохранились в красках до нашего времени. Это было естественно, так как древние имели обычай почитать их таким образом, без задних мыслей, как спасителей, согласно существовавшему у них языческому обычаю»32. Евсевия, повторяем, нельзя заподозрить в преувеличении, так как то богословское течение, к которому он принадлежал , далеко не одобряло тех фактов, которые он описывает.
Если икона Христова – основа христианского образотворчества – передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения – обожение человека. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное Ее почитание. Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, – полного преображения всего человеческого естества. Она – единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, которая отделяет время от вечности, и находится уже теперь в том Царствии, пришествие которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. «Бога невместимаго вместившая», «истинно Матерь Божия», – так торжественно провозгласил Четвертый Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Она вместе со Христом правит судьбами мира.
Поэтому и иконы Ее занимают у нас особенно значительное место: в храме и богослужении их место – наряду с иконами Спасителя. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых и икон Ангелов как разнообразием иконографических типов, так и их количеством и интенсивностью их почитания33.
Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление», где изображается взаимное ласкание Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия» – Путеводительница. И Сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисисе, то есть обращенной ко Христу с молитвой.
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь – в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла34. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении Апостольских Правил или апостольской Литургии. Они восходят к Апостолам не потому, чтобы сами Апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой.
Предание о том, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, передается нам, между прочим, текстами богослужения в дни празднования некоторых икон Богоматери, например Владимирской иконы (21 мая, 23 июня и 26 августа), принадлежащей к типу Умиления. На вечерне, в стихире литийной шестого гласа говорится следующее: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси…».
На утрене, в первой песне канона мы слышим:
«Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих».
Если второй из этих текстов лишь указывает на самый факт написания иконы Богоматери святым Лукой, то первый текст, кроме того, утверждает, что Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу. Церковь употребляет этот текст в службе нескольким иконам Божией Матери разных типов, но которые все восходят к прототипам, написанным евангелистом Лукой. Этим Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.
Что касается исторических свидетельств, то древнейшее из них, дошедшее до нас, восходит к VI веку. Оно приписывается византийскому историку Феодору Чтецу, жившему в первой половине шестого столетия († ок. 530 г.) и бывшему чтецом в константинопольском храме Святой Софии. Феодор говорит об отправке из Иерусалима в Константинополь в 450 г. иконы Божией Матери, писанной святым евангелистом Лукой. Послала икону императрица Евдокия, жена императора Феодосия II, своей сестре святой Пульхерии35. В VIII веке святой Андрей Критский и святой Герман, Патриарх Константинопольский (715–730) также говорят об иконе Богоматери Одигитрии, приписываемой евангелисту Луке, но находящейся в Риме. Святой Герман добавляет, что икона эта была написана при жизни Богоматери и послана в Рим Феофилу, тому самому «державному Феофилу», о котором говорится во вступлении к Евангелию от Луки и к Деяниям Апостольским. Другое предание говорит, что икона, написанная евангелистом и благословенная Богоматерью, была отправлена тому же Феофилу, но не в Рим, а в Антиохию.
Так или иначе, в IV веке, когда христианство стало государственной религией и не надо было больше опасаться поруганий святынь, икона, принадлежавшая когда-то Феофилу и хранившаяся в частном доме в Риме, приобретает все большую и большую известность. Из частного дома икона (или ее воспроизведение) переносится в храм, а в 590 г. папа святой Григорий Великий (590–604) торжественным крестным ходом с пением молитв переносит почитаемую икону Божией Матери, «которая считается написанной святым Лукой» (quam dicunt a S. Lucas factam),
в базилику святого Петра.
Кроме икон, писанных евангелистом Лукой, Предание говорит еще о нерукотворенном, явленном образе Божией Матери. Его происхождение вкратце излагается в службе Казанской иконе Божией Матери (8 июля и 22 октября): «Божественный Слова Апостолы, Евангелия Христова велегласнии вселенныя благовестницы, Божественную церковь создавше в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, моляще Тя приити на тоя освященые. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь. Они же шедше обретают тамо на стене церкве Твоего, Владычице, образа подобие…»
(седален 3-й песни канона). Предание говорит, что Апостолы эти были Петр и Иоанн и что храм был построен ими в Лидде. (Празднование Лиддской иконе Богоматери – 12 марта)36. В VIII веке святой Герман, будущий Патриарх Константинопольский, проезжая через Лидду, велел сделать копию с этой иконы, которую впоследствии, во время иконоборчества, послал в Рим. После победы над иконоборчеством образ этот вернулся в Константинополь. С этого времени образ Лиддской Божией Матери называется также Римским (празднуется 26 июня).
Какие образы можно встретить, их отличительные качества
Менее распространенными ликами являются: Царь Славы, Царь Царем, Христос Халки, Агней Божий, Всевидящее око, Добрый пастырь, Единородный Сыне и слове Божий, Недреманное око.
Удалось ли запечатлеть правильный и настоящий образ Иисуса Христа, чтобы Его изображать и почитать это изображение священным? Разночтение на иконах свидетельствует о том, что такого настоящего образа Христа не было и нет.
Ученики Христа были евреями и им бы и в голову не пришло делать изображение Иисуса и поклоняться перед ним. Нет ни единого намека на это ни в одном Евангелии и ни в одном послании Апостолов. Ну а если не было при жизни Иисуса Его изображения, то люди, жившие через несколько поколений никак не могли Его правильно изобразить.
Богу было угодно скрыть от глаз людей телесный вид Христа, чтобы они не делали кумиров из Его изображений и не поклонялись им. Однако, люди таки нарушили это предписание Библии и сделали просто разные, совсем даже не похожие образы Христа и поклоняются им, считая, что через них подается благодать Божья.
Смотрите на разные образы и судите сами! Обратите внимание на разные брови (круглые, прямые), разные губы, разный овал головы, разный разрез и даже цвет глаз. Где правильный образ Христа? Его нет! А художники выдумали и выдумывают Его образ сами по себе, как говорят, кто на что горазд.
Икона Спасителя на заказ – исток зарождения иконописания
Иконы Христа Спасителя занимают главное место в православном храме и в доме каждого верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописи, собственно и само иконописание началось с необходимости запечатлеть образ Христа.
Сегодня, когда купить икону Спасителя может любой чувствующий такую духовную потребность человек, мало кто думает о том, какие трудности стояли перед первыми иконописцами. Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный Человек — Богочеловек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона Спасителя Иисуса Христа— это ни в коем случае не портрет Христа в привычном нам современном понимании портрета. Икона Христа Спасителя — это его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит).
Икона спасителя: эволюция и канонизация образа
Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе в 682 г. эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения для икон Христа Спасителя исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле. Так приблизительно в IV веке в иконописи был выработан специальный канон изображения Богочеловека, который мы привыкли видеть на иконах Спасителя Иисуса Христа.
Такой разный Христос. Редкие и необычные иконы Спасителя
«Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — писал преподобный Иоанн Дамаскин, раскрывая суть христианского богословия иконы.
Символично, что первая христианская икона была именно образом Господа нашего Иисуса Христа и появилась ещё при Его земной жизни — это тот плат («Мандилион»), известный нам, как «Спас Нерукотворный», который Спаситель послал в дар царю Эдессы Авгарю V Уккаме.
Церковный историк Евсевий Кесарийский так сообщает об этих событиях: «…царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни».
«Спас Нерукотворый»
Спаситель не мог отправиться к Авгарю сам, но зная о его крепкой вере, передал царю с одним из своих учеников, апостолом Фаддеем (по другим сведениям — с одним из слуг царя) свой образ на плате (убрусе) икону, которую создал чудесным образом, приложив чистый белый плат к своему пречистому Лику и запечатлев его на ткани.
Позднее, христианские изографы написали множество других икон, в числе которых были и иные интересные образы Спасителя, которые мы хотели бы показать нашим читателям.
Туринская плащаница
Ещё один нерукотворный образ Господа, отпечатавшийся на Его погребальных пеленах. Хранится в Турине (Италия) полноразмерная точная копия является запрестольной иконой в нижнем храме Сретенского монастыря в Москве.
«Спас Благое молчание»
Этот образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру появился на Балканах и в Греции примерно в XIV столетии, а на Русь проникает примерно в конце XV века.
Саккос, митра и богатые одежды свидетельствуют о первосвященническом достоинстве Богочеловека, скрещённые на груди руки о Его жертве во искупление человечества, а крылья — о посланничестве.
Этнические образы Спасителя
Во Христе нет ни эллина, ни иудея. Господь воплотился, чтобы спасти всё человечество. Поэтому, несмотря на то, что Бог вочеловечился именно в еврейском народе и имел семитскую внешность, для других народов Его иконы нередко пишут в облике именно этого народа или расы. Так, известны изображения Спасителя или иконы Богородицы с богомладенцем в облике негров, азиатов или индейцев.
«Спас Недреманное око»
Икона появилась в XIV в. на Святой горе Афон. Изображает Спасителя, возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и ангел, а над ложем парит ангел, держащий в руках орудия страстей.
«Всевидящее око»
Не образ Господа Иисуса Христа в чистом виде, икона аллегорически изображает всеведение Божие. В России появляется с конца XVIII — первой половины XIX века. В центральном медальоне — Христос в образе отрока.
«Спас Эммануил»
Редкий образ Богочеловека в возрасте 12 лет, который соотносят с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». «Эммануил» — переводится, как «с нами Бог».
Смесоипостасный образ Троицы
Подобное изображение трёх совмещённых ликов Спасителя (изображение Пресвятой Троицы) должно было иллюстрировать сущностное единство всех Лиц Божества. Его можно было встретить в русских храмах предсинодальной эпохи. В Синодальный период так изображать Пресвятую Трицу запретили.
«Христос — Агнец Божий»
Икона Спасителя, изображающая Его в виде белого ягнёнка с нимбом с надписью «Сущий» и, зачастую, со знаменем креста на флаге, который говорит о победе над смертью. В поздней церковной традиции такое изображение Господа не применяется.
Второй вариант этой же иконы — изображение Христа отроком в жертвенной чаше, над которой ангелы веют репидами.
«Спас — Великий архиерей»
«Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…», — говорится в 109 псалме. Именно таким Первосвященником Спаситель избображается на этой иконе.
«Спас — Царь царей»
Образ Христа на троне с регалиями царской власти. В отличие от «Великого архиерея», здесь Спаситель держит в руках не Евангелие, а скипетр и державу, на голове корона вместо митры, а на плечах — царские одежды вместо саккоса и омофора.
Спаситель с любимым учеником
Редкий образ Богочеловека с апостолом Иоанном Богословом, который возлежит на его груди. Этот ученик Христов, которого Он любил больше всех, не предал Спасителя до самого распятия и при кресте взял к себе на попечение Пресвятую Богородицу.
«Не рыдай Мене, Мати»
Редкий образ, представляющий Господа Иисуса Христа во гробе с орудиями Страстей Господних за спиной и изображением Богородицы, плачущей над сыном. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу.
Христос в терновом венце («Христос — Царь Иудейский»)
Образ Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат, чтобы попытаться тем самым утолить жажду крови иудеев и сохранить жизнь Господа. Образ перешёл в православную традицию с католического Запада.
«Моление о Чаше»
Ещё один образ Богочеловека, показывающий Его в начале тяжёлого искупительного пути. Ученики Христовы не выдержали и впали в сон, а Спаситель один, по человечеству своему страшась предстоящих мучений, молится Богу Отцу: «Если возможно, да минует меня чаша сия!»
Иисус, благословляющий хлеб и вино
Икона, отсылающая нас к событиям Тайной вечери, когда Господь установил Таинство Евхаристии и ещё раз сообщил ученикам о предстоящем Ему жертвенном пути.
«Христос — Виноградная лоза» («Лоза Истинная»)
Образ, иконография которого имеет целый ряд смыслов. В-первых, аллегорически он напоминает о жертве Спасителя. Во-вторых, представляет собою древо Церкви во главе с её основателем. В-третьих, отсылает созерцающих образ к одной из притч Иисуса Христа.
«Друг друга тяготы носите»
Редкая икона Господа с человеком на плечах. Название взято из евангельского завета: «Друг друга тяготи носите, и так исполните закон Христов».
«Христос — Добрый пастырь»
Ещё один образ, дающий аллюзию на притчу о добром пастыре, который оставляет 99 овец ради поиска одной заблудшей овцы. Также напоминает о жертве Богочеловека: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы…». По композиции и смыслу перекликается с образом «Друг друга тяготи носите».
«Благословение детей»
«Не препятствуйте детям приходить ко мне» — говорил Христос своим апостолам, благословляя маленькие чистые души. Образ напоминает нам события Евангелия от Марка 10:13-16.
«Первые шаги Христа»
Редкий образ Спасителя «Первые шаги Христа» находится в древнем монастыре во имя святого Герасима Иорданского юге Иорданской долины.
«Святое семейство за работой»
Икона изображает Спасителя в отрочестве, который занят столярным ремеслом вместе со своим наречённым отцом — святым Иосифом Обручником. Богородица также присутствует на этом образе, занятая типичной женской работой — прядением нити.
«Искушение Христа дьяволом»
Образ «Искушение диаволом Иисуса Христа в пустыне» напоминает нам о событиях, предшествующих началу общественного служения и проповеди Спасителя, когда ослабленный сорокадневным постом Богочеловек подвергся искушению сатаны и трижды посрамил его.
«Ветхий денми»
Первые изображения Христа, как «Ветхого днями», то есть в образе старца известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). На Руси подобные изображения также известны с древности. Например, такая икона есть в церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век). Название иконы взято из книги пророка Даниила, в видении которого Бог предстал в виде благообразного могучего старца.
Андрей Сегеда
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)140
Образ Господа нашего Иисуса Христа – особенности иконографии
Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.
Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа — на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий — Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) — знак царского достоинства.
Иконы Христа Спасителя не допускают вольности и могут:
- Изображать только канонический лик Иисуса Христа
- Представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
- Изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.
Спас Нерукотворный
Один из самых чтимых образов Иисуса Христа на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно легенде, на полотенце-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.
Спас Эммануил
Образ Христа в детском или отроческом возрасте.
Спас Вседержитель или Панктократор
Основной тип икон Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.
Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия)
Образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.
Спас На Престоле
Представляет Христа как царя и судию, престол — символ царственной славы Спасителя, часто рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Какие есть виды икон Господа:
• Икона Христа Всеповелителя и Небесного Судьи. • Лик Господа образе проповедника среди мирских людей. • Кроме вышеперечисленных изображений Иисуса, существуют святые образы Христа, где он изображается в образе мальчика либо малыша (такие образы Всевышнего не образуют отдельный вид).
На большинстве образов Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественного света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.
Практически на всех образах он изображается держащий в руках книгу: Открытую либо закрытую – Библию, священное послание о спасении, которое Всевышний принес людям.
• Святой образ Господа Вседержителя – икона, которая, обязательно есть любой христианской церкви, обычно, она расположена в центре церкви. На этой иконе он изображен во время своей проповеднической деятельности: волосы гладкие, которые ниспадают на плечи, маленькая борода и усы, правая рука изображается в благословляющем жесте, а в левой руке он держит Библию. • Образ в терновом венце — это страдальческая икона. Потому как это символизирует страдания и грехи людей, которые Иисус, согласно воле своего Отца взял на себя.