Понятно, что после разговора о предательстве Христа ученики чувствовали себя неуютно, поэтому Иисус и дал им понять, что главная их задача — не ослабеть в вере, остальное нужно просто пережить.
14:2 В доме Отца Моего обителей много.
То есть, для всех, кто придёт к Отцу Христа — хватит места в Его доме, никто из пришедших к Нему — не принятым не останется. Важно лишь прийти к Отцу правильным путём по стопам Христа.
А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам
Ученики должны были бы понять, что Иисус покидает их не насовсем и ради того, чтобы у них была возможность однажды попасть к Отцу.
14:3 И когда пойду и приготовлю вам место…
Между уходом Христа на небеса к Отцу и возможностью апостолам попасть туда же, где будет находиться Христос — тесная связь, и это произойдёт не сразу после его ухода.
приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
Говоря о возвращении за апостолами, Иисус говорил о времени звучания последней трубы Божьей, когда он придёт за всеми, кому надлежит воскреснуть из мёртвых и собраться к нему на небеса -1Фессал.4:16,17. Это означает, что ни один христианин, умирая до второго пришествия Христа, не идёт сразу же ко Христу в небесные обители Бога (как учат некоторые Библеисты, говоря о вознесении на небеса после смерти) Итак, Христос показывает, что не ученики придут ко Христу на небеса, а он сам их призовёт в своё время.
14:4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Но главное, что они теперь
знают дорогу жизни, тот самый путь, который приведёт их однажды в обители Божьи (небесные)
14:5-9 Казалось бы, Иисус им доступно разъяснил суть вещей на тот момент, однако ученики не понимали этих речей его даже теперь, перед самым его уходом: Фома так и не понял, куда собирается Христос и почему это они, оказываются, знают путь к Отцу:
5 Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
А Филипп так и не понял, что Иисус УЖЕ показал им своего Отца:
8,9
Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
Филиппу нужно было ещё время, чтобы понять кое-что об Отце Иисуса. Из этого разговора видим, что учатся все у Христа по-разному, кто-то в «старшие классы» переходит, а кто-то в «младших» расположился. Потому-то Христос и указал Филиппу на КОЛИЧЕСТВО времени, чтобы он осознал его скоротечность и активнее соображал, что к чему, учась у Христа.
6 Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иисус — путь к Отцу прежде всего потому, что через свою жертвенную смерть он открыл человечеству «дверь» к примирению с Отцом. Также потому, что проложил для всех следы самого пути к Богу: показал всем нам правдивую картину (истину) того, что нам следует делать, чтобы прийти к Отцу и спастись (жить вечно). Не все пути, как видим, ведут к Богу, путь к Нему только один — путь по следам Христа. Поскольку Иисус сам уходит к Отцу, пройдя свой путь — значит, его пример и есть путь к Отцу на небеса. Другой образ жизни не ведёт к Нему. Так же, как и другие духовные практики.
Как показывает Библия, хотя путь к Богу у всех один, тем не менее, скорости его прохождения для всех — разные: кто-то пройдёт путь Христов ещё в этом веке и дойдёт до Отца (участники первого воскресения), а кто-то — только в самом конце Миллениума сможет прийти к Отцу и стать Ему сыном (участники второго воскресения) – Откр. 20:4,6, 7, 11-15, 21:3,4.
7,9 Видевший Меня видел Отца;
Хочет ли Иисус этим сказать, что он и его Отец — одна и та же личность? Нет. Иисус лишь говорит о том, что он, будучи сыном Отцу своему, по сути мыслит так же, как и Отец его, поступает так же, как поступил бы Отец в подобных обстоятельствах. Иисус очень хорошо знает волю Отца и его собственная воля — заключается в том же. И чем сильнее христиане преуспеют в том, чтобы приобретать ум Христов, тем и у них больше шансов стать с Богом и Христом суть едино, чтобы можно было бы о них сказать: «видевший их — всё равно, что видел Христа и Отца его».
Ветхий завет через Моисея по большей части — в теории — рассказал о Боге, о его намерениях и законах, которые должны исполнять все, кто считает себя народом Его. А Новый Завет через Христа и его поступки, а также через дела и поступки апостолов — показал п р а к т и к о й, какими должны быть Божьи люди на деле.
И ты не знаешь меня, Филипп?
Разговор этот происходил перед самым арестом Христа и можно себе представить глубину его скорби от полного одиночества и отсутствия понимающих его на земле. Однако уверенность в том, что в своё время всё, что будет нужно — откроется, помогало ему продолжать свой путь к Отцу.
14:10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?
Иисус не говорит здесь о буквальном присутствии Отца в нём — всемогущего Духа Вседержителя, втиснувшегося в тело человека Иисуса. И наоборот.
Иисус говорит здесь о полном духовном единении с Отцом, ибо лишь Божье духовное начало делает человека подобным образу Божьему.
Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
Иисус снова и снова терпеливо разъясняет, доколе есть ещё у него время, что же означает его единство с Отцом и как по нему возможно вычислить и Отца: вникая в суть слова, переданного от Отца, исследуя великие дела Христа, сотворённые при помощи Отца, прочувствовав образ жизни Иисуса — возможно прочувствовать и кое-что об Отце. Познать Бога не означает приобрести лишь интеллектуальные знания о Нём. Но означает прочувствовать сущность Отца на себе, поступая, как Он поступает.
Иисус показал всем, как поступает Отец его. Если мы будем поступать, как Иисус — то у нас есть шанс и Отца через познавание Христа познать. Другого способа познать Бога через Христа, кроме как через навык пути Христова – нет. Но есть ещё кое-что, без чего невозможно познать ни Христа, ни Бога:
14:11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;
В то, что Иисус Христос — представляет на земле своего небесного Отца и нашего Бога — нужно верить. Без веры в необходимость принять Христа как спасителя и идти к Отцу по следам его — к Богу не попасть.
Но Иисус понимает, что бренному человеку нужны веские основания для веры: мало ли, кто себя кем называет и кто куда приглашает. Поэтому он снова подсказывает ученикам, как возможно поверить в то, что он — Христос Божий:
а если не так, то верьте Мне по самым делам
. То есть, если им трудно поверить на слово Христу, то громче слов говорят сверхчудесные явления дел, которые Иисус представил ученикам за время своего служения Богу на земле.
14:12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит
Путь Христов (дела его) возможно осилить при условии веры в то, что это — единственный путь в жизни, имеющий смысл и ведущий ко спасению. При таком подходе можно осилить и воспроизвести всё, что делал на земле человек Иисус-Христос и претерпеть то же, что и он претерпел на пути к Отцу. (не имеется ввиду явления сверхъестественного исцеления и воскресения, совершённые при непосредственном участии Бога для подтверждения тому, что Иисус — Христос Божий)
и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
В каком смысле больше и какая связь между большими делами учеников и тем, что Иисус идёт к Отцу? Больше — не в смысле качества (никто не сможет вместить больше святого духа, нежели имел Христос), а в смысле количества: ученикам предстояло показывать путь Христов не только Иудее и Самарии, но и до краёв земли. И — на протяжении всей своей жизни, а не всего лишь 3,5 лет, как выпало Христу.
Почему это станет возможным для учеников Христа? Потому, что Иисус станет свыше им верным духовным помощником до скончания века сего нечестивого. А помощь свыше в виде святого духа — намного мощнее всего лишь физической помощи в пределах земли.
14:13,14 И если чего попросите у Отца во имя Мое
Как видим, христианин мольбы свои и прошения, которые связаны с прохождением пути Христова на земле и исполнением Божьей воли (во имя Христа) должен направлять к Отцу Христа.
то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
Христос же уполномочен просьбы своих последователей выполнять, чтобы все понимали абсолютное единство между Отцом и сыном Его: если просили у Бога, а получили чрез Христа — значит, Отец и сын — верные соратники друг другу, чрез помощь Христа — прославляется его Отец, давший сыну ВОЗМОЖНОСТЬ помогать христианам по молитвенному прошению их.
Если христиане называют Отцом того, кого называет Отцом Иисус Христос, то, значит, и делать должны всё так, чтобы прославился Отец и в них как в сыновьях Его.
Отметим, что употребление имени Иисуса Христа при обращении к Богу не гарантирует того, что любая просьба автоматически исполнится: имя Иисуса не имеет никакой магической силы и не несёт в себе никакой магической формулы. Молиться во имя Христа — значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша просьба полностью отождествится с волей Бога и её исполнение поможет Божьему делу (1 Ин. 5:14).
14:15,16 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Есть один способ доказать свою любовь к Богу и Христу Его — это воплотить её в ДЕЛО исполнения воли Божьей на земле. Иисус показал ученикам, что на этом пути – они не одиноки, за ними стоят и Отец и сын, и помогать будут с небес им этот путь проделывать по молитве их и просьбе их. Единственное, что им нужно будет сделать САМИМ – это не охладеть в любви ко Христу и соблюсти все до единого напутствия его. В остальном – им обязательно помогут свыше:
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
14:17,18 Духа истины, ….вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Дух истины или правды от Бога, который в настоящее время пребывал со Христом, после его вознесения на небо — пребудет с учениками его. Таково намерение Бога о помощи свыше, чтобы ученики Христа имели сверхчеловеческую способность различать, где правда Божья, а где ложь, где святой дух, а где — нечистый. Именно так, через приобщение к святому духу в Пятидесятницу сверхъестественным образом, проявится помощь Христа своим ученикам на земле:
Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Ощутивший на «вкус» дух Божий, правду Божью, Его внутреннюю сущность, Его отношение ко всему — будет иметь возможность и поступать ТАК, как ожидает Бог, по правде Его, а не по образцу духа этого мира, которому образ жизни Божьего человека — непонятен: мир не может принять
(дух истины Божьей)
, потому что не видит Его и не знает Его;
И в получении христианином в дар свыше внутреннее мироощущение и миропонимание Бога через святой дух – огромная помощь для христианина. Оно само по себе отторгает чужеродное, не Божье, не может христианин сознательно прилепиться к нечистоте так же, как, например бабочка не может прилепиться к помойке. Но не потому, что она намного лучше помойки, а потому, что внутренне для неё это противоестественно. Божий дух, пребывающий в христианине, облегчает ему сопротивление греху.
Сегодня дух истины Божьей христиане могут получать через чтение и исследование слова Божьего, Библии, но это не только дух интеллектуальных знаний о Боге и о Христе Его, о Его законах и истории человечества. Это также и дух любви, справедливости, милосердия, кротости, долготерпения Божьего, который можно увидеть, почувствовать, понять, принять для себя и в себя через Писание и размышление над ним. Многие читают Библию и получают знание о Боге через неё, но не многие познают Бога, принимая в себя Дух Божий, сокрытый в ней.
14:19,20 мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
Иисус предсказывает здесь своё воскресение и встречу с учениками после воскресения, во что мир верить не будет.
В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Ученики сейчас вряд ли могли понимать Христа, но он предсказал им всё, чему надлежит быть в скором будущем, чтобы они поняли его слова хотя бы в момент, когда произойдут определённые события: встреча с ним после воскресения и помазание святым духом в Пятидесятницу.
14:21
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;
Любовь больше чувства долга. Но и любви на словах — мало. Она должна проявляться на деле. Если дел христианских не будет, если заповеди Христа, записанные в Библии, исполняться христианами не будут, значит, не любят они Христа, значит, и напрасны ожидания их о спасении.
и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иисус сам решает, кому, когда и в каком проявлении явиться, призывая своего ученика на исполнение какого-либо дела Божьего. Как, например, произошло с апостолом Павлом и с апостолом Иоанном. Но непременным условием откровения Христа кому-то является исполнение им заповедей Христовых, движимое любовью к Богу, ко Христу и к праведному образу жизни.
14:22-25
Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иуда (не предатель) искренне не понимает, если о Христе Божием должен узнать весь мир, то почему у Иисуса такая избирательность и нежелание явить себя миру?
кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих;
Иисус поясняет, что не ко всякому в мире благоволит Отец Его. Нежелание соблюдать заповеди Христа – оно само по себе и оттолкнёт Отца от многих. Отцу в конечном итоге решать, на ком взгляд Свой остановить и кому открыться через Христа: те, кто очень сильно возжелают видеть и понять Отца, кто сможет взглянуть на всё Его глазами – те увидят Его через сына и в сыне. А не желающим Его видеть и понимать – нет смысла и показывать Себя.
«Обитель» для своего «пребывания» сын с Отцом могут себе позволить сотворить только у того, кто способен вместить и оценить это духовное сообщество, не у всех подряд. (потому и процесс избрания и призвания происходить будет на протяжении многих веков)
слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
Иисус поясняет, откуда у Отца такое требование к людям, чтобы они непременно соблюдали слово Христа: на самом деле слово Христа — это слово Отца его, Бога. Христос всего лишь в точности донёс слово Божье до земли.
14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам
Святой дух, посланный в помощь идущим к Богу, как и Христос шёл (
во имя моё
) – и станет залогом тому, что Отец принял решение сотворить здесь, в этом человеке, «Свою духовную обитель». Святой дух станет для христиан не только утешением и помощником в пути Христовом, но и все необходимые знания для этого пути — свыше предоставит -1Иоан.2:20,27
Ученики Христа, например, при помощи святого духа через много лет после общения со Христом на земле, смогли вспомнить всё, что потребовалось для написания Евангелий. А апостол Павел, например, при помощи святого духа смог предоставить собраниям христиан правдивые разъяснения многих непонятных мест Ветхого Завета, свидетельствующих о замысле Бога в отношении Христа и принятия язычников.
14:27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
Иисус показал им внутренний мир СВОЙ или Божье мироощущение и миропонимание. Они отличаются от того, которое может дать кому-то безбожный мир. У не любящих Бога совсем другие представления о смысле жизни и способах её провождения.
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
Иисус просит также учеников не паниковать от предстоящих событий, ибо он вскоре уйдёт к Отцу на небеса, и они должны будут привыкнуть жить лишь верою в него, но без его видимого присутствия. Это нелегко.
14:28,29 Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу;
Почему же это ученики, ЕСЛИ БЫ любили его, то возрадовались бы от сообщения «иду к Отцу», а не боялись бы ухода Христа и дальнейшей жизни без него? Потому, что:
Отец Мой более Меня.
То есть, уход Христа к Отцу означал бы, что Иисус успешно справился с заданием своего Отца, который, будучи «более сына», имел полномочия послать его на землю и принять обратно после выполнения «операции» по спасению человечества. Ученики радовались бы тому, что Иисус сохранил верность Отцу своему, что он останется жив, и пусть его не будет с ними на земле, и пусть им без него будет плохо, но он жив, и это — главная радость для любящих Христа.
Плюс то, что Отец более сына означает, что у Отца больше и полномочий и способностей и возможностей свыше помочь им всем ПОСЛЕ того, как воскрешённый к жизни Христос станет об этом ходатайствовать пред Ним на небесах. А это тоже — немалый повод для радости.
Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
Очень важный момент. ПОВЕРИТЬ Христу — нужно ДО исполнения предсказанного пророчества или будущих событий. Чтобы ожидать его исполнения и распознать его, когда оно исполнится.
14:30,31 идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
Дьявол, действующий через Иуду Искариота, приближался к исполнению своего замысла погубить Божьего сына. Однако князь мира сего не имел ни одного тёмного пятна во Христе, за что возможно было бы ему уцепиться и стащить Христа в ноги себе для поклонения. В веке этом ему разрешено быть хозяином положения и иметь власть уничтожать тех, кто не поклонится ему ни при каких обстоятельствах. В веке этом — смерть как праведному, так и грешному –Еккл.9:2. Но можно умереть, не будучи брошенными под ноги дьяволу — в поклоне ему. А для этого надо умудриться не дать ему места для зацепки в нас.
Надо сильно постараться: Иисус отмывает нас во многом кровью своею, но и омытым — всё равно о каждый день стараться придётся, причём – до самой смерти. Чтобы не дать дьяволу за них уцепиться. (см. разбор Иоанна 13:6-10 о значении умывания ног
)
Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
Иисус знал, что идёт на погибель, однако такую миссию ему поручил Отец его, и ради любви к Отцу он готов был к тому, чтобы погибнуть, исполняя волю Его о спасении человечества.
Текст [ править ]
Первоначальный текст был написан на греческом койне . Эта глава разделена на 31 стих.
Текстовые свидетели [ править ]
Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы:
- Папирус 75 (175-225 гг. Н. Э.)
- Папирус 66 (~ 200).
- Кодекс Ватикана (325–350)
- Синайский кодекс (330–360)
- Кодекс Безаэ (~ 400)
- Александринский кодекс (400-440)
- Codex Ephraemi Rescriptus (~ 450; дошедшие до нас стихи 1-7))
Конец главы (14: 28–31) [ править ]
Когда глава подходит к концу (стихи 28–31), Иисус повторяет, что Он уходит, но вернется. Этот отрывок завершает беседу Иисуса с ближайшими учениками:
Я больше не буду много с тобой разговаривать
(Иоанна 14: 30а)
поскольку Его жизнь сейчас направлена исключительно на задачу послушания Своему Отцу (Иоанна 14: 31a-c).
Готовясь покинуть горницу , Он говорит Своим ученикам:
Встань, пойдем отсюда
(Иоанна 14: 31г). [28]
Их уход логически связан с открывающими словами главы 18 : Когда Иисус сказал эти слова, Он вышел со Своими учениками через ручей Кедрон, где находился сад, в который Он и Его ученики вошли
. Эта связь привела некоторые комментаторы полагают , что главы 15 — 17 представляют собой беседу Иисуса „ как они продвигались на пути к горе Елеонской“, [29] или «что они поднимаются из -за стола и подготовиться к уйдите, но содержимое следующие три главы произносятся перед тем, как покинуть комнату «. [30] В Марка 14:42 и Матфея 26:46 одни и те же слова «встань, пойдем» ( греч . :εγειρεσθε αγωμεν ) появляются в Гефсиманском повествовании, установленном позже в этих евангелиях, описывающих страсти Иисуса . [28]
Молитва [ править ]
Дополнительная информация: христианская молитва
Стих 13 гласит:
Если чего попросите во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне
и стих 14 частично повторяет это:
Если вы попросите [меня] что-нибудь во имя Мое, Я сделаю это
.
Византийский монах и библейский комментатор Евфимий Zigabenos утверждает , что «обещание повторяется … для подтверждения». [25] Булс отмечает, что оба стиха (13 и 14) «явно подразумевают, что верующие будут иметь много нужд», и что обязательство Иисуса делать то, что от него просят и просят от его имени, «приводит к — и имеет своим цель — одежда Отца в великолепии ». [26]
Ссылки [ править ]
- ↑
Halley,
Библейский справочник
Генри Х.
Галлея
: сокращенный библейский комментарий. 23-е издание. Издательство Зондерван 1962 г. - Холман Библии Справочник Illustrated. Holman Bible Publishers, Нэшвилл, Теннесси. 2012 г.
- Комментарий Элликотт для современных читателей на Иоанна 14, доступ1 июля 2016
- ^ a b Бенгельский Гномон на 14 Иоанна, по состоянию на 1 июля 2016 г.
- ↑
Иоанна 14: 1 - Шафф, П. (ред.), Проповеди или трактаты Св. Августина на Евангелие от Иоанна , трактат LXVII, Никейские и постникейские отцы в христианской классической эфирной библиотеке
- ↑
Meyer, H., NT Commentary Meyer on John 14, по состоянию на 31 мая 2022 г. - Августин, Проповеди на Евангелие от Иоанна, трактата 67 , доступ7 июля 2016
- ↑
Фома Аквинский, Summa Theologica , вопрос 93. Счастье святых и их обители , по состоянию на 7 июля 2016 г. - Комментарий Элликотт для современных читателей на Иоанна 14, доступ1 июля 2016
- ср. Матфея 28:20 : «Я с вами всегда, до скончания веков »
- Комментарий Элликотт для современных читателей на Иоанна 14, доступ1 июля 2016
- Кембриджская Библия для школ и колледжей 14 Иоанна, по состоянию на 5 июля 2016 г .; ср. Деяния 1: 6
- ↑
Иоанна 14: 6 NKJV - ↑
Иоанна 14: 7 NKJV - Стронга Concordance 1097: ginóskó
- Стронга Concordance 1492: Эидо
- ↑
См., Например, текст Весткотт-Хорта из Иоанна 14. - Византийский текст, Иоанна 14
- ^ a b Комментарий Элликотта для современных читателей к 14-й главе Евангелия от Иоанна, по состоянию на 1 июля 2016 г.
- Клеть Комментарий от Иоанна 14, доступ7 июля 2016
- ↑
Иоанна 1:43 - ↑
Кембриджская Библия для школ и колледжей, 14 Иоанна, по состоянию на 5 июля 2016 г. - BULS’ Заметки о Иоанна 14: 1-12, доступ9 июля 2016
- ↑
Цитируется в Expositor’s Greek Testament на 14 Иоанна, по состоянию на 10 июля 2016 г. - BULS’ Заметки о Иоанна 14: 31-21, доступ1 июня 2019
- Иоанна 14:26
- ^ a b Беван, HBH, «Есть ли смысл в слове« Встань, пойдем отсюда »(Иоанна 14: 31d)?» , Журнал богословских исследований
, новая серия, т. 54, No. 2 (октябрь 2003 г.), стр. 576-584 - Комментарий Мэтью Пул на Иоанна 14, доступ11 июля 2016, ср Pulpit Commentary on John 14, по состоянию на 7 июля 2016 г.
- ↑
Кембриджская Библия для школ и колледжей, 14 Иоанна, по состоянию на 5 июля 2016 г.