Значение субботы на 3-й седмице Великого поста и тексты православных молитв

В начало


Седмица:
церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла, причем отсчет начинается с воскресенья.
Неделя:
в церковнославянском языке, который является богослужебном языком Русской православной церкви, название воскресного дня: первого (а не последнего!) дня седмицы.

Комментарий: «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Недели и другие дни.» (протоиерей Григорий Дебольский)

Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица

, и преимущественно
первый день ее
, в который Господь Наш Иисус Христос воскрес из мертвых (Мк. 16, 1–6) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного Воскресения Христова и называет воскресным.

Имя недели

указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмой не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно, это имя принадлежит всякому празднику,
и собственно дню воскресному
, который сообразно с четвертою заповедью Божией заступил для христиан место ветхозаветной субботы.

Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице

. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, именем седьмого и главного дня седмицы (Лев. 23, 15); (Лк. 18, 12), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из семи дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковью в день воскресный, или в неделю, и таким образом
все семь дней делает как бы одним днем богослужения
, или неделею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражьей, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но святых дел веры и благочестия (Евр. 4, 9).
«Новый закон
, – говорит св. Иустин мученик, –
хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу»
.

Таким образом, всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней образуя известное продолжение времени, и относительно богослужения христианского составляет особый круг церковного последования

, еженедельно посвящаемого воспоминанию Воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви Православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен-мироносиц, Пятидесятницы и проч.

Недели в Церковном Уставе считаются независимо ни от Нового года, начинаемого январем, ни от индикта, начинаемого с сентября. По указанию, как в каждую седмицу читать св. Евангелие, порядок недель начинается с Пасхи, как главнейшего из христианских событий (1 Кор. 15, 14) и праздников

. В Церковном Уставе порядок недель начинается после дней богослужения непреходящих, разделенных на 12 месяцев, и после августа месяца излагается в Уставе последования триоди.

Третья седмица Великого поста в 2022 году: 29 марта — 3 апреля

.
(отдельная статья с материалами для подготовки к воскресной Литургии: неделя (воскресенье) Крестопоклонная)

Третья седмица Великого поста: ободрение и укрепление подвизающихся

Вступая на подвиг и оканчивая его, мы обыкновенно бываем воодушевлены. Вначале – сознанием сил в себе еще свежих и неиспытанных, а напоследок – надеждою близкого и успешного окончания. Но середина поприща часто бывает для нас опасным камнем преткновения

. Так Церковь, никогда не оставляя чад своих без утешения и ободрения, среди подвигов Великого поста, которыми постящиеся и кающиеся должны распинать плоть свою со страстями и похотями, с третьей седмицы Четыредесятницы начинает
особенно ободрять и укреплять подвизающихся
, представляя сердцу и взору нашему примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. Таким образом на третьей седмице Великого поста она, руководствуя нас
умерщвлять страсти и похоти
, внушает нам —
побеждать их подобно Гедеону
, поразившему мадиамлян; —
одолевать их, подобно Сампсону
, убившему зверя; —
умерщвлять их, как Голиафа
; —
смирять их подобно Даниилу
, укротившему зверей во рве, и более
восхваляет
пост, нежели
предписывает
; чаще
воспевает
вожделенные плоды его, нежели
обнажает
наши язвы греховные, которые врачуются постом.

«Отеческого сокровища, имения чудного, матере всех послуживших Владыце Христу, приидите насладимся, братие, поста: ибо сей укрепляет тело, просвещает ум и сердце.» (Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц)

«Пост возлюбим, души страсти лютейшия действием духа увядающий, и божественная деяния деяти укрепляющий, и ум на небо воссылающий, прощение ходатайствующий от Бога щедрого» (В понедельник вечера на «Господи воззвах»)

Третья седмица Великого поста: особенности богослужений

Чтением Апостола на Литургии в субботу третьей седмицы

Четыредесятницы Церковь внушает нам
не ослабевать в терпении
во имя Господа Христа (Евр. 10:32–38); а из Евангелия благовествует слова о том, что не требуют здравии врача, но болящий (Мк. 2:14–17).

Особенно же для утешения и ободрения

кающихся среди Четыредесятницы Церковь указывает в третью неделю Великого поста на Животворящий Крест Господень, начиная
синаксарь
в эту неделю стихами:

«Кресту вся земля да поклоняется: Имже познала Тебе покланятися, Слове.»

Древо страданий и смерти

Господа, представляемое Церковью постящимся среди Четыредесятницы, по толкованию Церкви, — подобно
райскому древу жизни
; — подобно
древу
, которое во время четыредесятилетнего странствия народа Божия в пустыне, положено было среди горьких вод Мерры для их
услаждения
; — подобно
сеннолиственному древу
, под тенью которого останавливаются для
прохлаждения и отдохновения
утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия
(синаксарь в третью неделю Четыредедятницы)
.

Напоминая постящимся о страданиях и смерти Господа, для спасения мира добровольно претерпенных Им, всечестный и Животворящий Крест благодатно воодушевляет

верующих и для продолжения поста, молитвы и для освящения. Если Господь нас ради распят, то не должны ли и мы Его ради
отречься от мирских удовольствий
, которые препятствуют подвигам благочестия?

«Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотские уды в постех и молитвах и молениях» (служба в среду третьей недели Четыредесятницы)

Благовестив о Кресте и поклонении Ему среди поприща Четыредесятницы, воодушевляя постящихся примером распятого Спасителя, утешительно преднапоминает

нам и о приближающемся светлом празднике славного воскресения Христова. Крест есть
предсретение
празднования Пасхи. При торжественном сретении победителя обыкновенно
предшествуют ему победные его знаки
: так Пасхе Христовой шествие Победителя греха и смерти предшествует знак Его победы – Животворящий Крест. Итак, если мы с Христом
страждем
, то с Ним и
прославимся
, если с Ним
умираем
, то с Ним и
воскреснем
.

К утешению нашему, страдания Спасителя изображаются в церковных песнопениях третьей недели Четыредесятницы совокупно с радостным воскресением

Спасителя. Это
предызображение
воскресения Христова, столько отрадное для верующих, составляют
пасхальные ирмосы
, положенные в каноне на утрене Крестопоклонной недели. К сожалению, эта важная особенность, имеющая, по намерению св. Церкви, цель высокую, остается почти незамеченной, так как и самые пасхальные ирмосы редко где в это время поются.

По великом славословии на утрени, при пении «Святый Боже» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его. При поклонении Кресту и целовании его Церковь возносит: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Это же поется на Литургии вместо «Святый Боже».

Чтением Апостола Церковь проповедует, что несение креста облегчает нам Сам Распятый за нас на Кресте.

«Имуще убо архиерея велика, прошедша небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания.» (Евр. 4:14)

«Не имамы бо архиерея не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха» (Евр. 5:6)

Чтением Евангелия Церковь благовествует, словами Господа, об обязанности самоотвержения и последования

Ему для спасения.

«Иже хощет по Мне ити, говорит небесный Подвигоположник, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет.» (Мк. 8:34)

«Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 9:1)

Молитвы об усопших на этот день

К субботе третьей седмицы принято готовиться заранее. Лучше найти молитвы, которые читают перед иконами, в молитвослове и запомнить некоторые из них. Как правило, христиане обращаются к Иисусу, который дарует покой тем, кто окончил свою земную жизнь, а также просят об успокоении тех родственников или друзей, которые не уверовали в Небесный рай при своей жизни. Одной из самых актуальных молитв становится текст «Отче наш». Кроме того, прихожане обращаются к Святой Троице.

Например, православные верующие могут молиться о тех, кто совершил самоубийство. Несмотря на то, что лишение себя жизни считается особым грехом, просить об успокоении самоубийцы никто не запрещает.

Милость Господа может распространиться на грешников, если о них будет послано большое количество искренних молитв.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, ймене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да прийдет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбие.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков.

Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

Кондак, глас 8-й

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (рабы Твоея), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Неде́ля крестопокло́нная

отдельная статья с материалами для подготовки к воскресной Литургии: неделя (воскресенье) Крестопоклонная
От благовестия о Кресте и поклонения Животворящему Кресту третья неделя

Великого поста называется Крестопоклонною. Начало установления ее относится к древним временам христианства. Между сочинениями св. Иоанна Златоустого есть поучение на эту неделю, в котором он между прочим говорит:

«возвратился к нам ежегодный день, всеми чтимый и светлый, средняя седмица св. постов, приносящая треблаженный и Животворящий Крест Спаса нашего Иисуса Христа, – предлагающая его для поклонения ему и поклоняющихся с искренним сердцем и чистыми устами освящающая и делающая подготовленнее и мужественнее к совершению поприща св. постов»

Св. Софроний, патриарх иерусалимский, в 7 веке в неделю Крестопоклонную в слове своем говорил:

«Посмотрите на путника, идущего к определенной цели. Ежедневно проходя известную часть пространства, он, хотя и изнемогает иногда от продолжительности предпринятого пути, однако, имея в виду отдых, с охотою продолжает начатый путь. И все мы теперь что другое, как не странники? Человеколюбец Бог, чрез предание от святых отец, Сам открывает пред нами предлежащий путь, – говорю, святого и спасительного поста для того чтобы мы, потрудясь на нем, хоть сколько нибудь
, сподобились получить прощение во грехах, и от томящей нас греховной жажды и угрызения похотей избавляет, чрез прикосновение и лобызание честного и Животворящего Креста. То и другое средство с одинаковою пользою могут приготовить нас к достойному сретению св. дня Воскресения;
пост
потому, что поддержит
благую бодрость в теле
, а
поклонение предлежащему
Животворящиму Кресту отвлечет мысли наши
от постыдных помыслов и дел
и устремит взор наш к небесному жилищу. Посему восхвалим пост; но восхваляя его и все блага, проистекающие от него для человека, восхвалим также и предлежащее нам для поклонения честное дерево Креста и воззовем к нему сердцем и устами: радуйся Кресте, на нем же Сын Божий распростерши руки, принял всех нас в свои объяты и примирил с Отцем небесным! Радуйся, очищение наше от скверн греховных! Радуйся, щите великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа! Озари нас, пречестный Кресте, сокровенною в тебе силою; – сотвори, да и
мы свободно возжелаем пострадать
, хотя несколько, для Того, Который первый положил на тебе живот Свой за нас; соделай нас достойными с радостию встретить светоносный день Воскресения, как залог наследия уготованных нам вечных благ»

В беседах Феодора Студита, писателя 9 века, указывается на поклонение Кресту среди Четыредесятницы, как уже на древнее обыкновение Церкви. В том же веке Иосиф и Феодор Студиты написали многие хвалебные песни на третью седмицу Четыредесятницы, ныне исполняемые Церковью.

Эта Неделя — середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

В воскресенье (на утрени), а также в последующий понедельник и среду (на 1-м часе), а также в пятницу (после отпуста Часов) молящимися в храме совершается поклонение честному и животворящему Кресту. Всего поклонение Кресту Великим Постом совершается на богослужении четыре перечисленных раза.

Значение изнесения (выноса) Креста и поклонение ему в Неделю и последующую седмицу объясняется в богослужебных текстах: в Синаксари, в стихирах, каноне. Великий пост для верующих православных христиан сравнивается с пребыванием евреев в пустыни. Как тогда евреи (Ветхий Израиль) страдали от жажды в пустыни, а Моисей опустил дерево и сделал воды Мерры сладкими (Исх. 15:23), ; так и Православная Церковь выносить на поклонение Животворящий Крест посредине Четыредесятницы, услаждает пост для верующих и насыщает духовную жажду православных христиан (людей Нового Израиля).

Среда Крестопоклонной седмицы называется в Типиконе Средопостная, а также Преполовение поста, по причине того, что это середина Великого Поста, об этом говорится и в богослужении, например, в стиховной стихире на утрени:

«Преполови́вше пучи́ну возде́ржания…»

В богослужебном Уставе подчеркивается, что этот день не является праздничным:

«средопо́стную сре́ду, на трапе́зе не достои́т разреша́ти на еле́й и вино́, я́ко па́че де́нь пла́ча есть, а не ра́дости»

Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете?

Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.

Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так:

«Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12:12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Церковный устав

Продолжительность Великого поста составляет 7 недель, а его главная цель — это подготовка к Пасхе. Этот праздник человек должен встретить духовно чистым. Для этого недостаточно всего лишь ограничить себя в пище. Нужно отказаться от всех мирских соблазнов и как можно больше молиться Господу, изучать Священное Писание и посещать церковные службы. Поэтому Великий пост — это не диета, а прежде всего работа над собой, своими мыслями и образом жизни.

В церковном уставе говорится, что миряне должны избегать ссор и конфликтов, а также любых развлечений, стараясь как можно больше времени проводить со своей семьей и за молитвой.

Простой способ вырастить из пенька увядшей орхидеи новый цветок

Фото астероида 2001 FO32, который безопасно пролетел мимо Земли

Эпидемиолог рассказала, возможна ли повторная вакцинация «Спутником V»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]