Обновлено 23 июля 2022 354 Автор: Дмитрий Петров
«Грешник, когда не хочешь ты Печься, вариться, жариться Тысячу лет в чистилище И без конца в аду — Здесь добудь индульгенцию, Тяжких грехов прощение, И за толику малую Всевышний тебя спасет».
Шарль де Костер, бельгийский писатель, «Легенда об Уленшпигеле»
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, прямое значение которых стало уже давно неактуальным, но они по-прежнему активно используются в современном языке (становятся нарицательными).
Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь…
Определение понятия
Индульгенция — это освобождающая грамота, которая подтверждала освобождение человека от грехов, при условии его исповедания и покаяния в этих грехах. Происходит от итальянского «indulgeo» — терпеть или позволять.
Индульгенция — папская грамота о прощении грехов в католической церкви
Часто так называли официальный документ, который жаловал Папа Римский за особые заслуги перед Церковью. Также, индульгенцией называли бумагу, которая была официальным разрешением епитимьи, наложенной служителями ранее. Стоит отметить, что документ был только подтверждением раскаяния в грехах, но не самим отпущением, вопреки распространенному заблуждению.
Существовало понятие полной или частичной индульгенции, которая выдавалась как подтверждение полного прощения или за определенный грех, также можно было получить бумагу как для живых христиан, так и для уже умерших.
По мере развития этого понятия и распространения его, их стали выдавать заранее, перед тем, как человек сделает что-то неблаговидное — так называемое «прощение авансом», которое выдавалось служителями знатным людям или сторонникам Церкви.
Кара за грех
В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.
К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.
Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.
*Средневековые паломники
Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.
Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.
Богословское обоснование
В католическом катехизисе указано, что индульгенция является отпущением временной кары за грехи, при условии, что вина за них уже заглажена. При этом отмечалось, что получить отпускную грамоту может только христианин, который получил определенное расположение Церкви, которая имеет власть распределять и наделять дарами Христа.
Стоит отметить, что Католическая Церковь считала последствием греха:
- вечное наказание — если человек не принял Христа как своего Спасителя, то он был обречен на вечные мучения в геенне огненной;
- временное наказание — ухудшение духовного состояния человека при жизни, как результат греховной жизни и усиление предрасположенности к греховному.
Индульгенция давалась человеку после его покаяния
Индульгенция — свидетельство того, что человек освобожден именно от временного наказания, таким образом это не было «приобретением Спасения за деньги» как считают многие. При этом приобрести бумагу можно было только при обязательном выполнении ряда условий:
- Исповедь греха.
- Участие в евхаристии (причастие).
- Молитва в интенциях Папы.
- Совершение дел милосердия как свидетельство веры.
- Отсутствие греховной привязанности.
Таким образом, отпущение нельзя было просто купить, требовалось совершить ряд действия и освободиться от греха, доказав это делами веры и милосердия.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Злоупотребления, связанные с И., вызывали протесты в католич. Церкви и в обществе, подрывали положение папства, став одним из поводов для начала Реформации. Отрицание власти папы и епископов выдавать И. и призыв к отказу от практики И. как «бессмысленной» и сравнимой с симонией высказывались Джоном Уиклифом, идеи которого были поддержаны и развиты Яном Гусом. Констанцский Собор, осудивший их взгляды, в т. ч. и на И. (Sess. 8. 42 // Denzinger. Enchiridion. N 1192; Sess. 15. 8 // Ibid. N 1208), подтвердил учение о власти папы даровать И. «для отпущения грехов всем христианам, подлинно сокрушенным, которые исповедовались», особенно при совершении ими паломничеств (Христ. вероуч. С. 444).
Популярность И. среди простого народа позволяла Папскому престолу и епископам все более увеличивать количество И., к-рые оставались одним из основных источников церковного дохода. Наибольшего распространения торговля грамотами об И. достигла в кон. XV-XVI в., что было связано с постоянной нехваткой средств в папской казне, вызванной в т. ч. строительством собора св. Петра в Риме и подготовкой к крестовому походу против турок. В Германии др. важной причиной начала широкой торговли И. стала покупка Магдебургским архиеп. Альбрехтом Бранденбургским архиеп-ства и курфюршества Майнц, дававшего княжеские права (1514). Для погашения кредита в 29 тыс. дукатов, выданного банкирским домом Фуггеров, архиеп. Альбрехт получил в 1515 г. от папы Римского Льва Х дозволение на распространение в течение 5 лет папской И. в Бранденбургском и Магдебургском архиеп-ствах; при этом половина полученных сумм от продажи грамот должна была отдаваться на строительство собора св. Петра (такие грамоты получили название «Petersablass»). Отток денежных средств из Германии в Рим был столь велик, что, напр., саксон. курфюрст Фридрих III Мудрый запретил в своих владениях продажу этих И. С янв. 1517 г. в Магдебургском архиеп-стве активной продажей папских грамот об И. руководил доминиканец Иоганн Тетцель, утверждавший в проповедях, что папская И. способна простить самые страшные грехи, приобретающие ее становятся «чище, чем после крещения, и даже чище, чем Адам в раю», а также что покупка И. сразу открывает душе умершего рай — «как только гроши зазвенят, попадая в ящик, так их душа сей же час вылетает из чистилища» (Лютер. 2002. С. 7, 650). Утверждения Тетцеля были отвергнуты Мартином Лютером в обнародованном 31 окт. 1517 г. «Диспуте о силе индульгенций», более известном как «95 тезисов». Лютер еще не отрицал правомерность и действенность самих И. (тезис 71), но осуждал злоупотребления квесторов, к-рые, по его убеждению, были неизвестны папе, т. к. иначе он «предпочел бы, чтобы сожгли собор св. Петра… нежели строили его из кожи, мяса и костей его паствы» (тезис 50). Лютер требовал от епископов и пресвитеров контроля над квесторами, чтобы вместо наставлений папы они не проповедовали «свои собственные мечтания» (тезис 70). Признавая действенность папских И., Лютер уточнял, что папа посредством И. может отпускать наказания за грехи только в конкретных случаях, освобождая от наказания, наложенного Церковью, но не Богом (тезисы 6, 38). В то же время им закладывалась основа для дальнейшей критики учения об И. в протестантизме: Лютер отвергал возможность отпущения вины за грехи умирающему (тезисы 8-10, 13), возможность сокращения времени страданий в чистилище посредством И. (тезисы 18-22), восприятие И. как «гарантии» спасения (тезис 32), уравнивание платы за И. с делами милосердия (тезис 42). Помимо этого он отрицал учение о сокровище Церкви, откуда папа раздает И., поскольку ее содержание никому не известно, а заслуги Христа и святых даруют благодать и без папского посредничества (тезисы 56-60); «сокровища» же И.- «это сети, которыми в наше время ловят богатство людей» (тезис 66). Лютер также утверждал, что искренне раскаявшийся в грехах получает в исповеди полное прощение как вины, так и наказания за грех и без И., т. к. «каждый христианин причастен ко всем благам Христа и Церкви» (тезисы 12, 36-37) (Лютер. 2002. С. 3-16). В Швейцарии поводом для критики И. стала деятельность и злоупотребления продавца папских грамот об И. францисканца Бернардина Сансона в 1518-1519 гг. Против И. высказывался реформатор Ульрих Цвингли, под влиянием к-рого в 1521 г. городской совет Цюриха запретил торговлю грамотами об И.
Продажа индульгенции. Гравюра Й. Броя Старшего из Аугсбурга. Ок. 1530 г. Продажа индульгенции. Гравюра Й. Броя Старшего из Аугсбурга. Ок. 1530 г.
Полемика с протестантами повлияла на дальнейшее развитие католического учения об И. и о «сокровищнице заслуг». В декрете «Cum postquam» (9 нояб. 1518) папа Лев X дал разъяснение учения об И., подчеркнув, что папа Римский, «в силу владения ключами, открывающими врата в Царство Небесное», может избавлять верных от временной кары за грехи посредством И., получаемых «от преизбытка заслуг Христа и святых»; эти И. предоставляются живым через отпущение грехов и наказаний (per modum absolutionis), а душам, находящимся в чистилище,- посредством заступничества (per modum suffragii) (Христ. вероуч. С. 444-445). Буллой «Exsurge Domine» от 15 июня 1520 г. папа осудил учение Лютера, в т. ч. относительно его трактовки И. как «благочестивого обмана», не имеющего значения для отпущения наказания за совершаемые грехи, необходимого лишь людям, закоренелым в тяжких грехах и не склонным к раскаянию (Там же. С. 445-446). Впоследствии учение о сокровище Церкви было подтверждено папой Римским Пием VI в булле «Auctorem Fidei» (1794), осуждавшей определения сторонников янсенизма на Пистойском синоде (1786), в которых И. сводилась лишь к снятию канонических наказаний (епитимии) за исповеданные грехи и отрицалась иная действенность И. (в т. ч. для душ умерших), а учение о сокровищнице Церкви называлось «изобретением хитроумной учености» (Denzinger. Enchiridion. N 2640-2643).
Реформация повлияла на сильное сокращение числа предоставляемых И. В 1525 г. в связи с юбилейным годом папа Римский Климент VII не установил к.-л. требований для полной И., разрешив паломникам в Рим самостоятельно определять размер пожертвований за ее получение. 16 июля 1562 г. Тридентский Собор (1545-1563), констатировав, что ранее принятые постановления по искоренению злоупотреблений квесторов не принесли результата, полностью запретил их деятельность и предписал, чтобы грамоты об И. издавались только правящими епископами, а сбор пожертвований за их получение возложил на 2 каноников капитула, к-рым воспрещалось получать за это к.-л. вознаграждение (Concilium Tridentinum. Sess. 21. Decretum de reformatione. 9 — Mansi. T. 33. Col. 127-128). 4 дек. 1563 г. Собор принял декрет об И., где провозглашалось, что использование И. «особо спасительно» для верующих, а власть предоставлять их была дарована Христом Церкви и осуществлялась ею с древнейших времен, поэтому Собор предписал, чтобы практика И. продолжала сохраняться. Собор анафематствовал тех, кто отрицают необходимость И. или оспаривают власть Церкви даровать их, а также выразил желание ужесточить практику предоставления И., «чтобы слишком легкое их получение не ослабляло церковной дисциплины» (Христ. вероуч. С. 446). Декрет обязал епископов обсудить на провинциальных Соборах меры по борьбе со злоупотреблениями в практике И. и сообщить о принятых решениях Римскому папе, на к-рого возлагалась ответственность по искоренению злоупотреблений во всей католич. Церкви (Concilium Tridentinum. Sess. 25. Decretum de indulgentiis — Mansi. T. 33. Col. 193-194). Во исполнение решений Тридентского Собора папа Римский Пий V буллой «Etsi Dominus» (1567) запретил предоставление И. за пожертвования, конституцией «Quam plenum» (2 янв. 1569) объявил отлучение всякому, кто будет торговать И., а в 1570 г. отменил издание И. в виде к.-л. особых грамот.
Для общецерковной борьбы со злоупотреблениями и упорядочения практики И. в Римской курии было создано особое ведомство, начало к-рому положил папа Римский Климент VIII, учредивший в 1593 г. комиссию кардиналов, занимавшуюся предоставлением И. и контролем за их выдачей. 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» папа Римский Климент IX преобразовал эту комиссию в Конгрегацию индульгенций и реликвий (Sacra Congregatio Indulgentiarum et Sacrarum Reliquiarum), в сферу деятельности к-рой входило предоставление И. и определение условий их получения, а также разъяснение связанных с ними богословских и практических вопросов. 28 янв. 1904 г. motu proprio «Quae in Ecclesia» папа Римский Пий X объединил эту конгрегацию с Конгрегацией обрядов. В ходе реформы Римской курии, объявленной 29 июня 1908 г. конституцией «Sapienti consilio», папа Пий Х упразднил Конгрегацию индульгенций и реликвий, передав ее функции секции по делам И. при Конгрегации Sanctum Officium. 25 марта 1917 г. motu proprio «Alloquentes» папа Римский Бенедикт XV закрепил обязанности предоставления И. за Апостольской пенитенциарией. С 1807 г. периодически издавался сборник постановлений конгрегации (Raccolta di orazioni e pie opere), в к-ром публиковались правила и условия получения И., а также связанные с ними молитвы и духовные упражнения (чтение розария, молитвенные размышления над к.-л. темой и т. д.). С 1877 г. «Raccolta…» получили статус официального издания Конгрегации, в них стали помещаться декреты и рескрипты о даровании к.-л. И. По поручению папы Римского Льва XIII в 1883 г. были опубл. все решения и определения конгрегации с 1668 по 1882 г. (Decreta authentica), в 1885 г. отдельно были изданы все предписания конгрегации (Rescripta authentica).
В период Контрреформации наибольшее распространение получили папские И., складывались их различные виды. С кон. XVI в. одним из них становится т. н. апостольская И. (полная или частичная), получение к-рой связано с использованием получивших папское благословение предметов (четок, крестиков, медальонов, икон и священных изображений и др.). Впервые такая И. была предоставлена папой Римским Сикстом V буллой «Laudemus viros gloriosos» (1587) для тех, кто приобрели получившие папское благословение позднеантичные монеты из обнаруженного при реставрации Латеранской базилики клада. Условием получения этой И. было совершение приобретателем к.-л. дел благочестия или милосердия; в булле подробно регламентировалось, какой вид И. даруется обладателю монеты за те или иные действия (напр., полная И. даровалась после исповеди и причащения). В XVII в. при папе Римском Урбане VIII 100-дневная И., получавшаяся при папском благословении, была расширена до полной; конституцией «Inexhaustum» (1762) папа Римский Климент XIII объявил о возможности любым прелатам, имевшим такое право, преподавать в определенное время и по установленной формуле папское благословение с полной И.
Другой вид папской И., широко распространенный с XVII в., связан с т. н. привилегированными алтарями (altare privilegiatum, altare animarum), т. е. имевшими постоянную или временную папскую привилегию, благодаря к-рой полная И. предоставлялась душе умершего за мессу, совершенную по нему на этом алтаре (в данном случае лишь выражалась надежда на получение полной И. и ее относительной пользы для души умершего — см.: DDC. T. 5. Col. 1340). В 1724 г. бреве «Omnium saluti» папа Римский Бенедикт XIII разрешил иметь 1 привилегированный алтарь в кафедральных соборах архиеп-ств и еп-ств. 19 мая 1759 г. папа Климент XIII предоставил право иметь такие алтари в любой приходской церкви, при условии что правящий епископ получит разрешение от Папского престола для своего диоцеза; с 1761 г. эта привилегия распространялась на любой алтарь, где совершается месса в день поминовения всех усопших (2 нояб.).
В XIX в. практика предоставления И. переживает новый подъем. Папы Пий IX и Лев XIII даровали большое количество И., в т. ч. полные И. при празднованиях чрезвычайного (экстраординарного) юбилейного года в 1854, 1857, 1867, 1869 (в связи с подготовкой к Ватиканскому I Собору), 1879, 1881, 1886 гг., а также во время праздников Святейших Тела и Крови Христовых (1849), Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии (1854), Святого Сердца Иисуса (1856). Эта практика сохранялась и в XX в., когда полные И. были дарованы, напр., при праздновании 50-летия явления Пресв. Девы Марии в Лурде (1907), Благовещения (1931), чрезвычайного юбилейного года (1933), Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии (1944), Успения (1950) и др.
Кодекс канонического права 1917 г. (см. в ст. Codex iuris canonici) отражал сложную систему правил предоставления и получения И., сложившуюся к нач. ХХ в. Основные вопросы, связанные с И., изложены в Кодексе 1917 г. в канонах 911-936. Канонически И. определялась как отпущение перед Богом временного наказания, должного за грехи, уже прощенные в том, что касается вины. Церковная власть предоставляет И. из сокровищницы Церкви живым — через прощение (per modum absolutionis), умершим — посредством заступничества (CIC (1917). 911). Предоставление И. возможно всякому крещеному и не отлученному от Церкви католику, находящемуся «в состоянии благодати» (т. е. без смертных грехов) и по крайней мере имеющему общее намерение (intentio generalis) получить И. (CIC (1917). 925); полученная И. индивидуальна и не может быть передана другим, за исключением душ умерших в оговоренных для этого случаях (CIC (1917). 930).
В Кодексе 1917 г. сохранялось, но не регламентировалось различие между полной (plenaria) и частичной (partialis) И.: полная И. совершенно освобождает от временного наказания за прощенные грехи, частичная снимает лишь определенное количество дней или лет этого наказания в соответствии с предусмотренными сроками епитимий (подлинный срок наказания и та его часть, от к-рой освобождает И., известны лишь Богу). Полная И. может быть получена только раз в день, даже если предписанное для ее получения действие будет совершено неоднократно; частичная И. может быть получена несколько раз в день (CIC (1917). 928). 26 мая 1898 г. папа Лев XIII утвердил декрет Конгрегации индульгенций и реликвий, воспрещавший давать частичную И. на срок более 1 тыс. лет (DTC. Vol. 7. Col. 1627). В разъяснениях католических богословов и канонистов подчеркивалось, что получение полной И. в большинстве случаев практически неосуществимо, т. к. даже 1 незначительный (venialia) грех, не получивший отпущения в таинстве Покаяния, препятствует получению полной И. (см.: DTC. Vol. 7. Col. 1623; DDC. T. 5. Col. 1345-1346). Ввиду этого Кодекс 1917 г. указывал, что полная И. предоставляется т. о., чтобы неспособные получить ее все равно принимали частичную И. (CIC (1917). 926).
Кодекс 1917 г. закреплял полную власть относительно И. за папой Римским, к-рому «вверено Христом распределение всей духовной сокровищницы Церкви» (CIC (1917). 912) и к-рый может даровать любые И. для всякого католика. Лишь папе Римскому дано право предоставлять И. для умерших (CIC (1917). 913 § 2); при этом всякая папская И. может быть применима к душам в чистилище (CIC (1917). 930). В решении вопросов практики и условий предоставления И. Римскому папе помогает Апостольская пенитенциария (CIC (1917). 258 § 2), где регистрируются любые папские привилегии относительно И. для всех верующих (CIC (1917). 920).
Предоставление И. гл. обр. зависело от наличия юрисдикции (potestate ordinaria), а не сана (CIC (1917). 912). Кардиналы могли давать 200 дней И. на территории, где они обладали юрисдикцией, или в к.-л. институтах, находившихся под их протекцией (титулярные рим. церкви; для кардиналов, являвшихся правящими епископами,- в их диоцезах) (CIC (1917). 239 § 1, 24); зап. патриархи, примасы и архиепископы имели право предоставлять 100 дней И. на территории своих провинций и архиеп-ств (CIC (1917). 274 § 2); епископы, а также апостольские викарии и префекты (даже не будучи епископами) — 50 дней во вверенных им еп-ствах или территориях (CIC (1917). 294 § 2; 349 § 2, 2). Декретом Апостольской пенитенциарии от 20 июня 1942 г. количество предоставляемых дней И. было увеличено, составив для кардиналов 300 дней, архиепископов — 200 дней, епископов, др. ординариев, апостольских викариев и префектов — 100 дней (AAS. 1942. Vol. 34. P. 240). В дополнениях к Кодексу 1917 г. право давать 6 раз в год полную И., применимую в т. ч. и к душам умерших, было предоставлено нунциям и апостольским делегатам на территории их миссии в силу делегированной им власти (Vermeersch, Creusen. 1934. T. 2. N 200-221).
Согласно Кодексу 1917 г., правящие епископы на территории своих диоцезов могли 2 (с 1942 — 3) раза в год давать по установленной формуле папское благословение с предоставлением полной И., а аббаты и прелаты NULLius, апостольские викарии и префекты на территории, находившейся в их юрисдикции,- 1 раз (с 1942 — 2) в год (CIC (1917). 914). Также папское благословение с полной И. мог дать любой пресвитер больному в случае близкой смерти (CIC (1917). 468 § 2). За епископами, в т. ч. без к.-л. юрисдикции (титулярными), сохранялось право давать годичную И. при освящении храма (CIC (1917). 1166 § 3). Помимо особых предписаний в Кодексе 1917 г. оговаривалось право кардиналов и епископов предоставлять И. при использовании благословленных ими священных предметов (четок-розариев, медальонов, крестов, икон и статуй и др.) (CIC (1917). 239 § 1, 5; 349 § 1, 1). Данные И. распространялись как на паству прелата, так и на паломников и др. лиц, временно находившихся на территории его юрисдикции (CIC (1917). 927). Кодекс 1917 г. давал право епископам, аббатам и прелатам NULLius, апостольским викариям и префектам, генеральным настоятелям монашеских орденов и конгрегаций создавать привилегированные алтари в кафедральных соборах, аббатских, монастырских и приходских церквах (CIC (1917). 916).
В нек-рых случаях указывалось на необходимость иметь для получения И. «сердечное сокрушение» (corde contrito), как неразрывно связанное с нахождением «в состоянии благодати», а также совершать к.-л. предписанные дела милосердия и благочестия. К общим условиям получения И. относились исповедь, причащение, чтение указанных молитв и посещение церкви или часовни; при этом для получения большинства И. Кодекс 1917 г. оговаривал лишь исповедь и причащение (CIC (1917). 931). Посещение церкви или часовни необходимо для полной И. в дни Господских праздников и Богородичных праздников, имеющихся в общем календаре католической Церкви, полной или частичной И.- в дни памяти мученической кончины апостолов (CIC (1917). 921 § 1-2); требуемое для этого посещения время устанавливалось с полудня кануна праздника до полуночи след. дня (CIC (1917). 923). Другими общими условиями получения И. являлось строгое и полное совершение предписаний, например прочтение требуемого количества молитв в определенном порядке (CIC (1917). 934 § 2), а также личное совершение указанных дел благочестия и милосердия.
В 1938 г. Апостольская пенитенциария издала сб. «Preces et pia opera», где в наиболее полном виде давался перечень молитв и дел благочестия (в т. ч. чтение розария, ношение скапуляра или медальона, поклонение Св. Дарам, участие в молитвах Крестного пути и др.), к-рые требовались для получения полной или частичной И.
История возникновения и развития
Изначально были созданы книги-руководства для священников, которые брали на себя ответственность и принимали в Лоно Церкви христиан-отступников, которые раскаивались в прегрешениях. С конца VII века они активно использовались при исповеди, облегчая священнику процесс принятия раскаяния и помогали выбрать соответствующее наказание/дело милосердия для человека в качестве его доказательства веры.
Смысл индульгенции заключался в уступках человеческим слабостям
Термин «indulgentia» также использовался в светском праве в Средние века в качестве отпускной бумаги для преступников, которым дарили амнистию в честь праздника Пасхи. В Церкви появляется термин в XI веке, а богословски обосновал его Гуго Сен-Шерский в своих трудах.
После этого папа Климент VI в 1343 году официально утверждает догмат, подтверждающий, что правом отпущения грехов обладает только глава католиков.
Развитие продажи индульгенций набирает особую силу в 1300-1500-е гг. и превращается в злоупотребление и «торговлю Спасением». Именно повсеместная продажа отпущений, без соблюдений условий и осознания, что же это такое, стала ключевым фактором в развитии Реформации Мартина Лютера. В 1567 году продажа грамот была официально запрещена папой Пием V.
Неисчерпаемая сокровищница добрых дел
В XIV веке папа Климент VI создал учение, которое логично и красиво объясняло, что значит индульгенция, – это вовсе не погоня церковных чинов за звонкой монетой, а Божья милость, ставшая возможной из-за наличия некой «сокровищницы добрых дел», где накоплены все заслуги Христа, его сподвижников и всех святых.
Эти сусеки добра принадлежат Церкви, и она распоряжается ими по своему усмотрению, как бы покрывая согрешения неразумных христиан запасами святости их благочестивых предшественников.
Виды отпускных грамот
За историю индульгенций, существовало несколько основных видов этого документа, который выдавался просящему. Среди них были:
- временные — имели срок действия, который начинался с момента подписания Папой и заканчивался через определенное время, теряя свою силу;
- постоянные — эти отпущения не имели срока действия и обычно выдавались как местные или предметные;
- личные — выдавали конкретному лицу, обществу или братству;
- предметные — выдавались только при условии постоянного ношения священного предмета (креста, ладанки, медальона);
- местные — выдавались в определенной области, чаще всего конкретной церкви, монастырю или общине;
- полные — подтверждают полное освобождение человека от «временного наказания»;
- частные — даруют освобождение от «временного наказание» на определенный срок (год, месяц и пр.).
Индульгенцию мог получить живой человек, самостоятельно пройдя весь процесс от исповеди до дел милосердия. Также можно было получить отпущения для умершего родственника по ходатайству его семьи.
Процесс спасения души привязывается к деньгам
В Европе, начиная с XI века, началась эпоха Раннего Возрождения.
Часть его стало и то, что любые услуги, товары, обязательства могут иметь денежную цену.
Люди, которые хотели отпущения грехов, отправлялись в паломничества по Святым землям и в Иерусалим. Но не все могли себе это позволить.
Поэтому люди стали задумываться о том, какую полезную работу они могли бы выполнить взамен паломничества, например, поучаствовать пожертвованиями в строительстве храма, больницы или приюта.
Священнослужители постарались не упустить такое рвение христиан.
Так процесс спасения души стал всё больше привязываться к деньгам. Папы всё больше стали поощрять продажу индульгенций.
Индульгенция стала в какой-то степени амнистией грехов за деньги. Иногда индульгенцией стали заменять публичное покаяние.
Применение в религии
В 1727 году на Константинопольском соборе официально был принят догмат о выдачи индульгенций четырьмя патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Это стало причиной распространения практики продажи отпущения грехов за пределы католической церкви.
Инициаторы Реформации активно выступали против покупки индульгенций
В православии
Распространение католического учение об отпущении грехов посредством выдачи соответствующей грамоты распространилось в XVI–XVIII века и на Греческую Церковь. Там также появилась практика продажи спасения за деньги, но она при этом не подразумевала процесса исповедания и раскаяния. Со временем продажа их была запрещена, но выдача подобных отпущений бесплатно практиковалась вплоть до ХХ века.
В католицизме
Изначально, индульгенция была милостью к грешникам, позволяющей даже отступникам вновь получить прощение. Из-за отсутствия четких правил практика переросла в догму, а в последствии и просто бизнес. Несмотря на изначально хорошее основание, жадность и распущенность человека привела к трагедии Церкви, отголоски которой есть и сегодня.
Продажа индульгенций стала одной из ключевых причин распространения Реформации, а также рождения и роста протестантских церквей, т.е. раскола в Западной Церкви.
История индульгенции
Основы доктрины начали закладываться еще в раннем христианстве. В первые века нашей эры остро стояла проблема отступников — людей, которые из-за угроз или преследований демонстрировали внешнее отречение от веры либо формальную лояльность к государственному языческому культу. Таких верующих было немало, для разрешения вновь участвовать в церковной жизни им требовалось пройти суровые процедуры очищения и покаяния. Актуальным стал вопрос смягчения наказания, дабы упростить оступившимся возврат в лоно церкви. Данная практика позднее получила оформление через исповедные книги — своего рода инструкции священникам по части послаблений в отпущении грехов.
Появление и развитие
Однако полноценное оформление концепция получила уже в средневековой Европе с дальнейшим развитием богословской мысли. Рождение самого термина датируется XI веком. Доктрина обретает целостность и системность, в XIV веке догмат о сокровищнице сверхблагих дел принят официально, а единоличным правом полностью прощать грехи стал обладать римский папа.
Дальнейшая судьба
В эпоху Возрождения с развитием товарно-денежных отношений дух наживы проникает и в церковную среду — отпущением грехов начинают активно торговать. Сохранились свидетельства того, когда разрешительными грамотами на разного рода деяния чуть ли не запасались впрок. Поэтому в 1521 году римская курия издает предписание — запретить любые материальные взносы или денежные расчеты при предоставлении свидетельств о прощении грехов.
Современное положение
В 1967 году папой Павлом VI принимается Indulgentarium Doctrina. Этот документ провел ревизию древней практики отпущения грехов и регламентировал ее порядок в наши дни. В 1999 году в него были внесены незначительные изменения.
Недовольство злоупотреблениями индульгенциями
Но в XIV – XV веках люди всё чаще стали жаловаться на продажу индульгенций. Недовольства этим было и с самой Церкви. Это был период ослабления папства. В многих странах были светские правительства. Они стали требовать от папства выделять им долю от продажи индульгенций. Иногда их требования достигали двух третей дохода.
Таким образом папство получало большую часть грехов, а князья и короли – большую часть выручки. Некоторые прихожане стали спрашивать, можно ли получить отпущение грехов умерших через индульгенцию, и нужно ли для этого исповедовать свои грехи? Эти вопросы стали возникать ещё в XIII веке. Только в XV веке на этот вопрос смог ответить папа Сикст IV. Он сказал, что чистилище от этих индульгенций за мёртвых тоже получит пользу. Но на вопрос об обязательности личного признания он так и не ответил. Эта его неопределённость могла полностью разрушить связь между исповеданием греха и спасением.