Дьявол и Люцифер: как языческие божества через кино и книги стали врагом человечества


Христианский мир разделён на два царства: небесное и подземное. В первом правит Бог, ему подчиняется свита ангелов. Во втором узды правления принадлежат Сатане, который распоряжается бесами и чертями. Испокон веков эти два противоположных мира ведут борьбу за человеческие души. И если про Господа нам известно многое (из церковных проповедей, Библии, рассказов набожных бабушек), то про его антипода стараются лишний раз не вспоминать. Кто он? И как его правильно называть: Дьявол, Сатана, Люцифер? Попробуем приподнять занавес над непостижимой тайной.

Кто такой Сатана?

Исследователи утверждают, что поначалу он был величественным ангелом Денницей, венцом красоты и мудрости. Неся на себе печать совершенства, в один прекрасный день он возгордился и возомнил себя выше Господа. Это сильно разгневало Создателя, и он свергнул строптивца и его последователей в кромешную тьму.

Кто такой Сатана? Во-первых, он начальник всех демонов, бесов, тёмных сил, противник Бога и главный искуситель людей. Во-вторых, он является воплощением мрака и хаоса, цель которого — совратить истинных христиан с праведного пути. Для этого он является людям в разных обличиях и сулит несметные богатства, славу и успех, прося взамен, по его словам, самое малое – вечное владение душой.

Часто дьявол не сам искушает праведников, а посылает своих земных помощников, которые при жизни стали соратниками тёмных сил: ведьм и чёрных магов. Его главная цель – порабощение всего человечества, свержение Бога с престола и сохранение собственной жизни, которая, согласно легендам, будет отнята после второго Пришествия Христа.

Средневековье превратило дьявола в пугало

Средневековье — это время упадка и мракобесия. Религиозный мир не стал исключением. Дьявола превратили в пугало, а ад — в потустороннюю тюрьму для тех людей, кто не разделял интересы Церкви.

Соответственно, чем страшнее изображали дьявола, тем лучше. Тут подоспело предание о сделке с дьяволом. Мы хорошо знаем его версию в обработке Гёте, хотя сама история существовала и до «Фауста».


Инквизиторы пытали людей, пока те не сознавались в чём угодно. Средневековье — время мракобесия и истерии на счёт сделки с дьяволом. Фото: vokrugsveta.ru

В XV веке начинается охота на ведьм и разрастается в настоящую истерию. Кандидат исторический Елена Браун часто в СМИ рассказывает реалии тех лет. Практически любого могли обвинить в сговоре с дьяволом, колдовстве, продаже души.

Потом под пытками заставляли признаться, имущество отбирали. Если ты признавался, то следовало наказание, если не признавался, то мог умереть под пытками. В лучшем случае человека ждала инвалидность.

Доносы писали все, кому не лень. Любой священник, решив завладеть чужим имуществом, мог устроить проверку кого угодно. И признаки сделки с дьяволом всегда «находили».

Всякая заключённая женщина имела все шансы быть изнасилованной, и никто бы за неё не заступился. Даже определённые сочетания нот в музыке были запрещены — утверждали, что они имеют дьявольскую природу.

Ранние упоминания в ветхозаветных текстах

Сначала появилось понятие «Сатанаил», означающее некую тёмную силу. Пришло из древних мифов, в которых эта материя описывается как главный противник бога-демиурга. Впоследствии образ формировался под влиянием иранской мифологии и зороастризма. К этому добавились представления людей о злых силах и демонической тьме: в результате мы получили полное и достаточно точное представление о том, кто такой Сатана и что ему от нас нужно.

Интересно, что в ветхозаветных текстах его имя – нарицательное, обозначающее врага, отступника, неверного, клеветника, который выступает против Бога и его заповедей. Именно так он описан в книгах Иова и пророка Захарии. Лука же указывает на Сатану как на персонификацию зла, вселившуюся в предателя Иуду.

Как видим, в раннем христианстве дьявола не считали конкретной личностью. Скорее всего, это был сборный образ всех человеческих грехов и земных пороков. Люди считали его Вселенским злом, способным поработить простых смертных и полностью подчинить их своей воле.

В каких слу­чаях чита­ется молитва отре­че­ния от сатаны?

Отре­че­ние от сатаны входит в после­до­ва­ние чина огла­ше­ния – части бого­слу­же­ния Таин­ства Кре­ще­ния. После молитв запре­ще­ния злых духов свя­щен­ник обра­щает кре­ща­е­мого к западу – сим­волу тьмы и темных сил. В сле­ду­ю­щем за этим обряде кре­ща­е­мый должен отречься от сатаны – отверг­нуться от преж­них гре­хов­ных при­вы­чек, отка­заться от гор­дыни и гре­хов­ного само­утвер­жде­ния, и, как гово­рит апо­стол Павел, отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях (Еф.4:22). Кре­ща­е­мый должен стоять с под­ня­тыми вверх руками, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими его под­чи­не­ние Христу. Свя­щен­ник будет зада­вать ему вопросы, а он должен будет созна­тельно на них отве­чать. Свя­щен­ник спра­ши­вает: «Отри­ца­еши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех а́ггел (демо­нов) его, и всего слу­же­ния его, и всея гор­дыни его?» Огла­шен­ный или его вос­при­ем­ник (крест­ный) отве­чает: «Отри­ца­юся». Вопросы и ответы на них повто­ря­ются трижды. И далее свя­щен­ник спра­ши­вает: «Отре­клся ли еси сатаны?» Огла­шен­ный или вос­при­ем­ник (крест­ный) отве­чает: «Отреко́хся». Свя­щен­ник гово­рит: «И дуни, и плюни на него». После этого кре­ща­е­мый встает под защиту Христа, взяв, по слову апо­стола Павла, щит веры… чтобы воз­мочь уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого (Еф.6:16).

Отождествление в фольклоре и быту

Часто люди отождествляли дьявола со змеем, беря за основу рассказы из Книги Бытия. Но на самом деле эти предположения не имеют основы, так как на страницах упомянутого источника гад – типичный трикстер, мифологический архетип, наделённый негативными человеческими чертами характера. Несмотря на это, поздняя христианская литература считает змея аналогом Сатаны или, в крайнем случае, его посланником.

В фольклоре его также часто называют Вельзевулом. Но исследователи утверждают, что это ошибка. И приводят неоспоримые факты: в Библии Вельзевул упоминается только в Евангелиях от Матвея и Марка – в качестве «бесовского князя». Что касается Люцифера, так он не упоминается ни в Ветхом, ни в Новом Завете. В более поздней литературе таким именем называют некого падшего ангела – демона планеты.

С точки зрения ортодоксального христианства, настоящим спасением от пут дьявола станет искренняя молитва. Сатане же религия приписывают силу, которую он берёт от Всевышнего и обращает ему во вред, парадоксально являясь частью божьего замысла. Эти противоречия нередко приводят христианскую философию в тупик.

Почему мы пишем «сатана» с малень­кой, строч­ной буквы?

Мы пишем слово «сатана» с малень­кой буквы, руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с Небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив данное Твор­цом имя, вместо кото­рого, говоря проще, оста­лось «одно назва­ние». Что каса­ется наиме­но­ва­ния «Ден­ница», то его мы можем писать как с заглав­ной, так и со строч­ной буквы: в первом случае, если гово­рим о нем до того, как он воз­гор­дился; во втором – если гово­рим о нем с того момента, как он решил, что он равен Богу.

***

«Почему же диавол назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком? Врагом назы­ва­ется потому, что он чело­ве­ко­не­на­вист­ник, нена­вист­ник добра и кле­вет­ник; про­тив­ни­ком же назы­ва­ется потому, что он ста­ра­ется пре­пят­ство­вать вся­кому доб­рому делу. Хочет ли кто помо­литься: он про­ти­вится и пре­пят­ствует ему злыми вос­по­ми­на­ни­ями, пле­не­нием ума и уны­нием. Хочет ли кто подать мило­стыню: он пре­пят­ствует среб­ро­лю­бием и ску­по­стию. Хочет ли кто бодр­ство­вать: он пре­пят­ствует лено­стью и нера­де­нием, и так-то он сопро­тив­ля­ется нам во всяком деле, когда хотим сде­лать доброе. Поэтому он и назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком. Сми­рен­но­муд­рием же сокру­ша­ются все оружия врага и про­тив­ника».

пре­по­доб­ный авва Доро­фей

Более поздние упоминания

В Новом Завете Сатана предстаёт в роли обманщика и притворщика, который скрывается под личиной добрых людей. Это волк в овечьей шкуре – утверждается в Деяниях святых апостолов и во втором послании Павла. Наибольшее развитие образ получил в Апокалипсисе, где он описан как конкретная персона – глава царства мрака и пороков, порождающий потомство. Сын Сатаны, Антихрист, тут является также полностью сформированным образом, играющим определённую роль: противостояние Христу и порабощение людей.

В последующей мистической, а также христианской апокрифической литературе Сатана приобретает конкретные черты и линию поведения. Это уже личность, что является врагом рода людского и главным антагонистом Бога. Несмотря на порицание во всех религиях мира, он — неотъемлемая часть вероучения, отправная точка сравнения добра и зла, некий критерий человеческих поступков и мотивов. Без его существования мы бы никогда не смогли стать на праведный путь, поскольку не умели бы отличить светлое от тёмного, день от ночи. Вот почему существование дьявола – важная часть высшего божественного замысла.

Дьявол — это не название или имя, а роль. Выполнять её может кто угодно

Дьявол — это не имя и даже не должность, а ситуационная роль — «клеветник». Каждый из нас способен выступить клеветником в той или иной ситуации, но это не делает нас демоническим созданием.

Слово «диявол» использовали для перевода слова «сатана» в Ветхом Завете на греческий. Разница потери смысла ощутима:

  • обвинитель — это тот, кто справедливо указывает на недостатки;
  • клеветник — это врун, заинтересованный несправедливо облагать кого-то.

Какое впечатление о ветхозаветном ангеле должно было сложиться в античном языковом поле?

Ещё одно значение слова «дьявол» — «подстрекатель». И снова здесь нет ничего демонического или дьявольского. Вот, как много значит перевод!

Другое слово из греческой Библии, которое ассоциируется с дьяволом, — πονηρος. На русский его переводят как «лукавый». Но вообще допустимы варианты: «плохой», «зло», «худо».

Выходит, притча о сеятеле вполне может быть понята метафорично:

«ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге».

(Мф. 13:19)

Т.е. не злой дьявол приходит похищать сердце, а зло завладевает сердцем. А это уже совсем иной акцент: вместо того, чтобы винить в своих недостатках внешнюю силу, человеку следует искать корень проблем в себе. В какой из этих мыслей больше христианского?


На картине «Дьявол» художник Тим Хильдебрандт изображает современное представление о дьяволе. Оно космически далеко от всего того, что нам рассказывает Библия, и состоит из атрибутов разных языческих божеств. Фото: artchive.ru

Тексты Нового Завета преимущественно сводятся не существованию некой злой, противопоставленной Богу или человеку персонифицированной силе, а к абстрактному злу.

Мы видим, что для Христа нет никакой проблемы в виде дьявола. Его, как можно заметить, гораздо больше беспокоит негативное влияние богатства на человека, чем какой-то там монстр с трезубцем.

В любом месте образ дьявола легко укладываются в иносказательную картину. Выражения вроде «князь бесовский» использует не Иисус, а фарисеи. «Князь мира сего» — тоже довольно абстрактное выражение.

Обличья Сатаны

Несмотря на неоспоримые точки зрения, споры и суждения, дьявола называют по-разному. В ряде учений его имя изменяется в зависимости от того образа, в котором он предстаёт перед человечеством:

  • Люцифер. Это Сатана знающий, несущий свободу. Является в обличии интеллектуального философа. Сеет сомнения и побуждает спорить.
  • Белиал. Зверь в человеке. Внушает желание жить, быть самим собой, пробуждает первобытные инстинкты.
  • Левиафан. Хранитель тайн и психолог. Побуждает людей заниматься магией, поклоняться идолам.

Эта теория, которая также заслуживает право на существование, позволяет нам лучше понять, кто такой Сатана. Согласно ей, это определённый порок, с которым борется человек. Он также может предстать перед нами в женском образе Астарты, толкая на прелюбодеяние. Сатана – это также Дагон, обещающий богатство, Бегемот, склоняющий к обжорству, пьянству и праздности, Аббадон, призывающий уничтожать и убивать, Локи – символ коварства и лжи. Все эти особы могут быть как самим дьяволом, так и его верными слугами.

Сатана не может владеть сознанием людей

Действительно, Повелителю Тьмы неведомы мысли людей, он не может проникать в их сознание и контролировать умы. Не верьте, когда человек, совершивший тяжкий грех говорит: «Меня Дьявол попутал». Это самообман – Сатана не может вселить в разум человека дурное семя. Перед каждым человеком есть право выбора и свобода действий, а потому только он решает, как ему поступать.

Ученые из Пущина создали суперсладкие томаты и картошку, которая не портится

В Роспотребнадзоре оценили возможность повторной прививки «Спутником V»

Рассада вырастет на дрожжах в прямом и переносном смысле: эффективная подкормка

Знаки дьявола

Самый священный – змея. Капюшон королевской кобры можно лицезреть на многих египетских росписях и фресках. Это символ расширения сознания, а змея, принимающая позу нападения, свидетельствует о воспарении духа. Другие символы говорят следующее:

  • Пентаграмма, направленная вниз. Символизирует самого Сатану.
  • Простая пентаграмма. Больше используется колдунами и ведьмами для совершения обрядов.
  • Эмблема Бафомест. Знак Сатаны, начертанный на его библии. Это перевёрнутая пиктограмма в виде козлиной головы.
  • Крест Беспорядка. Древний римский символ, означающий отречение от христианских ценностей божественной сущности Христа.
  • Гексаграмма. Она же «Звезда Давида» или «Печать Соломона». Самый сильный знак Сатаны, что используется для вызова злых духов.
  • Знаки зверя. Во-первых, это число Антихриста – 666. Во-вторых, к ним также можно отнести три латинские буквы F – она по счёту шестая в алфавите, и три переплетённых кольца, образующие шестёрки.

На самом деле символов Сатаны очень много. Ними также являются перевёрнутый крест, козлиная голова, череп и кости, свастика и другие древние знаки.

Семья

Жёнами дьявола считаются так называемые демоницы, каждая из которых имеет собственную сферу влияния и является незаменимой в аду:

  • Лилит. Главная жена Сатаны, первая супруга Адама. Является одиноким путникам в образе красавицы-брюнетки, после чего безжалостно их убивает.
  • Махаллат. Вторая жена. Заведует легионами злых духов.
  • Аграт. Третья по счёту. Сфера деятельности – проституция.
  • Барбело. Одна из самых красивых. Покровительствует вероломству и коварству.
  • Елизаздра. Главная советница дьявола по кадрам. Отличается кровожадностью и мстительностью.
  • Нега. Демоница эпидемий.
  • Наама. Искусительница, которую вожделеют все смертные мужчины.
  • Прозерпина. Покровительствует разрушениям, стихийным бедствиям и катастрофам,

У дьявола есть и другие жёны, но перечисленные выше демоницы наиболее могущественные, поэтому знакомы многим народам мира. От которой из них родится сын Сатаны — неизвестно. Большинство исследователей утверждают, что матерью Антихриста станет простая земная женщина, но очень грешная и порочная.

Главная книга дьявола

Рукописная библия Сатаны создана на рубеже XII-XIII веков. Как свидетельствуют источники, написал её монах под диктовку якобы самого дьявола. Рукопись содержит 624 страницы. Она поистине огромна: размеры деревянных обложек – 50 на 90 сантиметров, вес библии – 75 килограмм. На изготовление манускрипта ушло 160 шкур, содранных с ослов.

Так называемая библия Сатаны содержит Ветхий и Новый Завет, различные назидательные рассказы для проповедников, разные формы заговоров. На 290-й странице нарисован сам дьявол. И если легенда о монахе – выдумка, то «сатанинское изображение» – факт. Несколько страниц перед этим граффити залиты чернилами, последующие восемь вовсе удалены. Кто сделал это — неизвестно. Самое интересное, что «бесовская рукопись», хоть и осуждалась церковью, но никогда не была запрещена. Несколько поколений послушников даже изучали по её страницам тексты Святого Писания.

С исторической родины – чешской Праги – манускрипт в качестве трофея в 1649 году увезли с собой шведы в Стокгольм. Теперь только работники здешней Королевской библиотеки, надев на руки защитные перчатки, имеют право листать страницы нашумевшей рукописи.

Современный дьявол — синтетический образ, продукт ереси, суеверий и художественных произведений

Из всего этого и сформировался облик противника Божьего — Сатаны/Дьявола/Люцифера. Почва у этой истории не самая прочная, зато резонанс огромный.

Идея найти виноватого в своих грехах получила большой отклик в сердцах людей. Зло можно творить не потому, что ты допустил ошибку, а потому, что бес попутал. Это удобно, это проще.

Но христианская модель прекрасно работает и без образа сатаны. И для человека даже полезнее исключать его из своего мировоззрения. Личная ответственность за каждый поступок — позиция честная перед собой и Богом.

  • если веришь в дьявола, будешь винить его во всём;
  • если не веришь, присмотришься к себе.

Как ни крути, ни одна нечисть не сможет свести с пути праведника, так что сатана, существуй он, оказался бы фигурой в высшей степени бесполезной.


Так представляли себе шабаш ведьм и дьявола на нём в Средневековье. Нечистый обязательно походил на козла, чей образ взяли у Пана и Астара (картина Ф.Гойя «Шабаш ведьм»). Фото: artchive.ru

Но мы знаем, что Ветхий Завет возлагал на него совсем иные функции. Современное представление о сатане — это фикция, выдумка, заблуждение, но у неё много способов «подпидки»:

  • апокрифы и прочая ересь;
  • средневековое мракобесие;
  • кинематограф;
  • литература;
  • оккультизм.

Также есть различные сатанинские секты — это шоу и намеренное противопоставление себя христианству, а не религиозная система с неким злым богом во главе. Сатанизм — не религия, ибо таковая подразумевает две вещи:

  • соединение с Богом;
  • спасение — т.е. преодоление «ада» (как загробного, так и земного — в разных религиях).

Сатанизм же — это философия, где сатана — просто символ. Это протест против довлеющей над миром христианской идеологии. Не было бы христианства, не было бы и противопоставленного ему сатанизма.

А вот поклонение дьяволу — явление редкое, бессмысленное и в большей степени вымышленное. Мало кто из людей сознательно решается на такую глупость. Хотя сумасшедшие везде есть.

Всё это указывает лишь на то, что мы имеем дело с персонификацией внутренних качеств человека. В этом смысле сатана действительно существует.


Если дьявол и существует, то, по Библии, это нечто подчинённое Богу. Это не конкретное существо, а должность, роль или функция. Он или судит или испытывает людей. Такой дьявол больше похож на Воланда из «Мастера и Маргариты», чем на выдуманного монстра из Средневековья (кадр из сериала «Мастер и Маргарита» В.Бортко). Фото: vladtime.ru

Если же исходить из Библейской картины мира, то в этом случае наиболее близок к реальному сатане Воланд из «Мастера и Маргариты»: это карающая, но справедливая сила, которая проверяет людей на прочность в вере и их благочестивых принципах. Однако она ни в коей степени не противопоставлена Богу и играет свою роль в нашем мире.

В противовес этой идее мы имеем книгу Откровения Иоанна Богослова, но её сложный символизм не позволяет понимать тамошние образы буквально. Есть масса «исторических» расшифровок этой книги. Большинство богословов придерживаются их.

Как легко заметить, есть немало религий, где нет дьявола. И это не мешает им воспитывать верующих, благочестивых, добрых и преданных Богу людей.

Церковь дьявола

Её создал 30 апреля 1966 года американец Антон Шандор ЛаВей. Основанная в Вальпургиеву ночь, церковь Сатаны провозглашала себя антиподом христианства и носителем зла. Печать Бафомета – символ сообщества. Кстати, оно стало первой официально зарегистрированной организацией, которая поклонялась культу дьявола и считала сатанизм своей идеологией. ЛаВей являлся так называемым Верховным жрецом вплоть до своей смерти. Кстати, он также написал ещё одну Сатанинскую библию современного варианта.

Церковь Сатаны принимает в свои ряды всех желающих, достигших совершеннолетия. Исключение – дети уже задействованных активных участников, так как они с младых лет понимают сатанинские практики и учения. Жрецы проводят чёрные мессы – пародию на церковное богослужение, а также практикуют сексуальные оргии и жертвоприношение. Основные праздники сообщества — Хэллоуин и Вальпургиева ночь. На широкую ногу также отмечают посвящение новых членов в тайны дьявольского культа.

От противного

До возникновения монотеизма в Средиземноморье господствовали культы божественных супружеских пар, обряды которых ритуально воспроизводили акт творения мира посредством соединения мужского и женского первоначал, персонифицированных в конкретных божествах. У финикийцев это был культ Баала и Астарты. Жрецы в храмах воспроизводили их супружеское соединение. Обряды носили оргиастический характер (включая однополую связь), иногда сопровождались членовредительством (оскопление) и человеческими жертвоприношениями.

Иудейский монотеизм со времен Авраама формировался как резкая антитеза подобным культам. Причём неприятие было настолько серьезным, что, когда правитель Моисей увидел, что часть его народа вернулась к культам Баала (Золотого тельца), многие были казнены за это смертью.

Поэтому некоторые элементы этих древних культов во времена иудеев, а потом и христиан стали ассоциироваться со злом. Поскольку древние обряды предполагали наличие божественной супружеской пары (Отца-Творца и Великую Мать), а монотеизм исключал женское первоначало из богословия и богослужения, то некоторые атрибуты Отца-Творца и все атрибуты Великой Матери были переведены в область ассоциаций со злом и безнравственностью.

Некоторые древние атрибуты Отца-Творца, которые были ассоциированы со злом:

  1. Фаллос. Языческие культы унаследовали от древнейших обрядов явный половой символизм. Оргии и храмовая проституция осуждались. Вместе с ними «осуждению» подверглись и главные символы этих обрядов
  2. Огонь. Финикийцы и другие народы Средиземноморья приносили в жертву людей (включая детей и стариков) предавая их огню. Поэтому огонь, один из основных древних символов Отца-Творца, у монотеистов приобрел негативную коннотацию и «спустился» в ад, который в свою очередь был «братом» греческого царства Аида, в котором огня не было, а было темно и сыро, как в нормальной горной пещере
  3. Рога. Древние люди выбирали себе животных в качестве «иконы» божества. Для Отца-Творца они выбирали самых крупных и самых сильных животных, в числе которых были пещерный медведь, гигантский олень, бык. Использование крупных рогатых животных закрепило отношение к рогам вообще (любого животного) как к атрибуту божества. Поскольку Баал как идол имел вид быка (или человека-быка), то рога как древний божественный атрибут через осуждение культа Баала также перекочевали в разряд «злых» символов.

Вышеперечисленные атрибуты древнего Отца-Творца и все атрибуты Великой Матери (женские органы, подземелье, пещера, змея, змей, рептилия, дракон, тьма, ночь, луна и др.) перекочевали в «злую» и «безнравственную» область и соединились с образами «сатаны» и «дьявола».

Когда на Западе под воздействием укрепления торгово-ростовщического капитализма начали разрушаться монотеистические религии (христианство и иудаизм), из подполья вылезли оккультные ереси и различные формы неоязычества, некоторые из которых пользовались образом сатаны-диавола в своей практике.

Как уберечься от влияния Сатаны и его слуг

Церковь даёт два практических совета, которые помогут спасти душу от дьявольских козней. Во-первых, следует противостоять соблазнам, и в этом поможет молитва. Сатане трудно бороться с чистыми намерениями, искренностью, которую мы вкладываем в основу обращения к Господу. Не нужно при этом ничего просить, кроме сил и крепости духа, одновременно благодаря за ещё один прожитый день и те мелочи, которые сделали его неповторимым и красочным.

Во-вторых, нужно максимально приблизиться к Богу. Священники советуют посещать воскресные и праздничные службы, поститься, научиться быть доброжелательными и честными по отношению к другим людям, не нарушать заповеди, бороться с пороками, отвергать искушения. Ведь каждый шаг, сделанный по направлению к Господу, одновременно удаляет нас от Сатаны. Служители Церкви уверены: следуя их рекомендациям, каждый человек способен совладать с бесами, живущими внутри, тем самым сохранить свою душу и обрести заслуженное место в райских садах.

Не Сатана заставляет человека совершать грех

Последователи Христа уверены, что не Повелитель Тьмы стоит за каждым прегрешением человека. Христиане знают, что все дети Бога являются некими осколками, которые собираются воедино, чтобы сформировать церковь или тело Христа. В человеческой природе заложен грех, а потому не возникает ни малейших сомнений, что во все времена люди совершали и будут совершать неприглядные поступки.

Ученые создали интерактивную «карту неоткрытой жизни»: 80 % еще предстоит найти

Как Элизабет Тейлор объясняла, что была замужем восемь раз. Причина простая

Как понять, что устала душа, а не тело. План «отпуска» для души

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]