Орловские подвижники, которые стали святыми


Орловская епархия Русская православная церковь

Ахтырский собор в Орле

Основная информация
СтранаРоссия
МитрополияОрловская
Епархиальный центрОрёл
Основана17 мая 1788
Количество благочиний14
Количество храмов157
Кафедральный храмАхтырский собор
Второй кафедральный храмСвято-Сергиевский кафедральный собор г. Ливны
Сан правящего архиереяМитрополит
Титул правящего архиереяОрловский и Болховский
Сайтwww.orel-eparhia.ru/
Архиерей
Правящий архиерейАнтоний (Черемисов)
с5 октября 2011 года
Орловская епархия на Викискладе

Орло́вская епа́рхия

— епархия Русской Православной Церкви на территории городских округов Орёл и Мценск, а также Болховского, Дмитровского, Знаменского, Кромского, Мценского, Орловского, Сосковского, Троснянского, Урицкого, Хотынецкого и Шаблыкинского районов Орловской области. Входит в состав Орловской митрополии.

Православие на Орловской земле

В древности Орловский край населяли представители финского населения, Вятичи и Северяне. Вятичи жили по реке Оке, а Северяне — по рекам Десне, Сулеи Семи. В состав Руси Северяне вошли при князе Олеге в 884 году и подчинились русским князьям. Вятичи, как народ более воинственный, окончательно были покорены Русскими князьми только в начале XII веке.

Первые сведения о распространении христианства относятся к концу первой половины XII веке. Провозвестником христианского вероучения в Орловском крае считается святой равноапостольный священномученик Иоанн Кукша — инок Киево-Печерской лавры. Дальнейшими распространителями христианства в крае считаются Черниговские епископы и князья — Черниговские и Северские. Если первые успешно продолжали заниматься апостольской деятельностью святого Кукши, то усилия вторых были направлены на строительство храмов.

Серафимовское братство

Серафим Чичагов на Орловщине появился в 1906 году, когда был назначен епископом Орловским и Севским. В своём обращении к духовенству и пастве владыка произнёс знаменитое слово: «Держа в одной руке крест, другою я бью набат, возлюбленные!» Он призывал священнослужителей брать кресты и идти в толпу, «поспешать» на площади, деревенские сходы, улицы, перекрёстки дорог, на фабрики и заводы, где волнуется народ, на пожарища, разгромы, побоища и благодатным словом вразумлять озлобленных, совращённых, проповедующих насилие и смуту, готовых на всякие преступления. «Сзывайте всех в храмы для покаяния и благодатного освящения Святыми Тайнами и возрождения в приходах христианских общин, которые только и могут направить свободный русский народ на истинный путь!», — обращался он к священникам.

Обладая даром красноречия и особенным умением убеждать, он доказывал пользу объединения на пастырских собраниях и на епархиальных съездах духовенства, раньше занимавшихся исключительно материальными нуждами епархии. Собственным примером он показывал, как надо работать — ходить по домам прихожан, знакомиться, стараться разузнать их нужды, облегчать их горе участием, советом, хлопотами и залечивать сердечные раны.

В орловских епархиальный ведомостях № 31 от 30 июля 1906 года имеется такое распоряжение преосвященного Серафима: «Господь вновь не благословил урожаем многие местности Орловской губернии и ниспослал, по грехам нашим, новые испытания, уничтожив посевы градом. Предстоит крестьянам величайшая нужда и, в особенности, в Карачаевском и Мценском уезде. Поэтому предписываю священникам непосредственно донести мне о тех приходах, которые нуждаются в продовольственной помощи, дабы я мог своевременно добыть им посильную жертву».

При епископе Серафиме на Орловской кафедре учреждается Мариинское братство, призванное оказывать помощь детям, особенно сиротам в получении образования. В конце первой половины 1907 года учреждается Серафимовское братство, целью которого была помощь нуждающимся учащим и учащимся орловских церковных школ.

Владыка Серафим проявлял особую заботу о церковной школе. Сам разработал систему преподавания, лично посещал экзамены в учебных заведениях губернии. По его инициативе открываются новые читальни.

В октябре 1908 года святитель покинул Орёл: Святейший Синод перевёл его в Бессарабию на Кишиневскую кафедру. Провожали его из Орла со слезами…

Его расстреляли в 1937 году по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Чичагов к тому времени был уволен по состоянию здоровья.

В 1988 года полностью реабилитирован. В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых как новомученик.

Орелтаймс благодарит замдиректора Среднерусского института управления – Орловского филиала РАНХиГС, профессора, Виктора Ливцова за помощь в подготовке материала.

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Instagram, ВКонтакте и Facebook.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: ТОП-5 достижений Орловской области в 2020 году

Автор: Екатерина Козлова

Комментарии для сайта
Cackle

История

Орловская епархия ведёт своё происхождение от Орловско-Севской епархии, образованной указом Святейшего Синода от 17 (28) мая 1788 года на основании Высочайшего указа от 6 (17) мая 1788 года — привести разделение епархий в соответствие с разделением Российской империи на губернии. В отдельные периоды своей истории имела в своём составе Болховское, Елецкое, Ливенское викариатства.

В 1920-х годах некоторые приходы в Орле, Дмитровске, Кромах, Ливнах, возглавляемые Александром (Монастырёвым), подчинились обновленческому Синоду.

В 1937 году правящий Орловский епископ, как и практически весь епископат СССР, был расстрелян; его судьбу разделило большинство духовенства епархии.

С 1937 по 1941 год оставшиеся в епархии приходы существовали без управления.

С октября 1941 года по август 1943 года, в период немецкой оккупации, епархия входила в Средне-европейский митрополичий округ, возглавляемый епископом РПЦЗ Берлинским митрополитом Серафимом (Ляде). Возобновили свою деятельность десятки закрытых при советской власти приходов.

После занятия Орла советскими войсками правящим Московская патриархия командировала в Орёл для обследования церковных дел епископа Ульяновского Димитрия (Градусова)[1].

Епархиальным архиереем с 21 июля 1988 года до своей кончины был архиепископ Паисий (Самчук) († 20 марта 2008 года).

С созданием отдельной Брянской епархии 25 февраля 1994 года — Орловская и Ливенская

.

6 августа 2009 года, по инициативе архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, принято решение о почитании священномученика Кукши покровителем Орловско-Ливенской епархии.

25 июля 2014 года из состава Орловской епархии была выделена самостоятельная Ливенская епархия. Одновременно Орловская епархия была включена в состав новоучреждённой Орловской митрополии.

Молитвенный дар отца Георгия

Георгий Коссов — коренной орловец, родился в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Но местом его подвижничества стало глухое село Спас-Чекряк Болховского уезда.

Когда в 1884 году отца Георгия назначили настоятелем прихода в селе Спас-Чекряк Болховского уезда, это был самый маленький, бедный, с церковью-завалюшкой, приход, в котором не то что ходить молиться в храм, но и жить не хотелось. И предыдущий священник сбежал отсюда в уездный Болхов. Подумывал о том же и отец Георгий. Но, получив благословение оптинского старца Амвросия, он решил, что служить Богу можно и нужно везде. Назначенный священник начал ежедневные службы.

«Молитвенный дар» отца Георгия покорил спас-чекрякцев. А потом в село стали приезжать отовсюду знатные и простолюдины, чтобы повидаться с батюшкой, получить благословение.

За 10 лет – с 1896 по 1905 год — Коссов собрал средства и построил трёхпрестольный Спасо-Преображенский храм, а рядом – приют для крестьянских детей-сирот (трёхэтажное здание на 150 человек, которых обучали не только грамоте, но и ткацкому, башмачному рукоделию, огородным работам, садоводству).

В 1897 году в Спас-Чекряке усилиями и на средства отца Георгия открыли кирпичную одноклассную церковно-приходскую школу, в 1903 году – второклассную школу, которой не было во всём Болховском уезде. Во всём приходе открылось усилиями пастыря ещё несколько школ.

Для мальчиков Спас-Чекрякской двухклассной школы Коссов устроил слесарную и столярную мастерские, купил землю при школе и развёл на ней сад и пасеку. Кроме этого, содержал на свои средства небольшую больницу и кирпичный завод.

Георгий Коссов исцелял людей. К нему привозили бесноватых. Они ужасно мучились, приходили в исступление, кричали, вопили. Батюшка усердно молился, окроплял их святой водой, и тёмные силы оставляли больных.

Вскоре после революции его арестовали. Но настолько велик был его авторитет в уезде, что власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь народного гнева. Потом последовал ещё один арест, и снова власти были вынуждены отпустить священника из тюрьмы. Но Коссова отстранили от приюта, от школ, где он преподавал. Аресты и другие испытания подорвали здоровье священника.

26 августа (по старому стилю) 1928 года отец Георгий скончался, сказав своим верным прихожанам перед смертью: «Всё. Оставляю Вас. Надейтесь теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и прежде, буду за вас молиться и вам помогать».

Перед самой смертью отца Георгия обвалился в Спас-Чекряке колодец, но неподалеку забил новый родник, который считают целебным.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе в Москве Георгий Коссов был канонизирован в чине священноисповедника. Его святые мощи в настоящее время находятся в Спасо-Преображенском храме в Болхове. Частица мощей святого есть и в Ахтырском соборе Орла. Сюда православные идут за исцелением и молитвой. А кто-то просит удачи в делах или молится за другого, близкого или дальнего, за его удачу, за добрый путь, за мир и счастье.

Епископы

  • Аполлос (Байбаков) (5 июня 1788 — 26 октября 1798)
  • Досифей (Ильин) (26 октября 1798 — 4 июня 1817)
  • Иона (Павинский) (22 июля 1817 — 21 июля 1821)
  • Гавриил (Розанов) (18 сентября 1821 — 22 мая 1828)
  • Никодим (Быстрицкий) (15 июля 1828 — 30 декабря 1839)
  • Иннокентий (Сельнокринов) (28 января — 25 апреля 1840)
  • Евлампий (Пятницкий) (27 июня 1840 — 22 ноября 1844)
  • Смарагд (Крыжановский) (12 ноября 1844 — 5 июня 1858)
  • Поликарп (Радкевич) (12 июля 1858 — 22 августа 1867)
  • Макарий (Миролюбов) (29 августа 1867 — 25 декабря 1876)
  • Ювеналий (Карюков) (25 декабря 1876 — 31 декабря 1882)
  • Симеон (Линьков) (13 февраля 1883 — 3 июня 1889)
  • Мисаил (Крылов) (3 июня 1889 — 10 августа 1896)
  • Митрофан (Невский) (10 августа 1896 — 2 января 1899)
  • Никанор (Каменский) (2 января 1899 — 28 марта 1902)
  • Ириней (Орда) (28 марта 1902 — 10 апреля 1904)
  • Кирион (Садзаглишвили) (23 апреля 1904 — 3 февраля 1906)
  • Серафим (Чичагов) (3 февраля 1906 — 16 сентября 1908)
  • Александр (Головин) (31 октября 1908 — 31 декабря 1910)
  • Григорий (Вахнин) (31 декабря 1910 — 28 января 1917)
  • Макарий (Гневушев) (28 января — 26 мая 1917)
  • Серафим (Остроумов) (27 мая 1917 — 1 ноября 1927; до 18 августа 1917 в/у, еп. Бельский) Даниил (Троицкий)
    (8 апреля — 28 октября 1922) в/у, еп. Болховский
  • Николай (Могилевский) (16 сентября 1927 — апрель 1931)
  • Даниил (Троицкий) (апрель 1930 — 12 мая 1931)
  • Иоанникий (Сперанский) (29 апреля — 31 декабря 1931)
  • Арсений (Смоленец) (11 августа 1931 — 27 июля 1932)
  • Александр (Щукин) (27 июля 1932 — 30 сентября 1935)
  • Серафим (Протопопов) (30 сентября — 19 октября 1935)
  • Артемон (Евстратов) (19 октября — 15 декабря 1935)
  • Иннокентий (Никифоров) (18 марта 1936 — 14 февраля 1937)
  • Алексий (Сергеев) (лето — 14 октября 1941)
  • Димитрий (Градусов)
    (декабрь 1943 — февраль 1944) в/у
  • Фотий (Топиро) (26 декабря 1944 — январь 1946)
  • Антоний (Марценко) (17 января — 19 июля 1946)
  • Фотий (Топиро) (19 июля 1946 — 12 декабря 1947)
  • Николай (Чуфаровский) (12 декабря 1947 — 19 октября 1949)
  • Флавиан (Иванов) (19 октября 1949 — 28 ноября 1955)
  • Митрофан (Гутовский) (28 ноября 1955 — 31 мая 1956)
  • Иероним (Захаров) (31 мая 1956 — 21 января 1962)
  • Антоний (Кротевич) (12 января 1962 — 28 мая 1963)
  • Палладий (Шерстенников) (29 мая 1963 — 23 апреля 1976)
  • Глеб (Смирнов) (9 мая 1976 — 25 июля 1987)
  • Варфоломей (Гондаровский) (10 сентября 1987 — 21 марта 1988)
  • Паисий (Самчук) (21 июля 1988 — 20 марта 2008)
  • Иоанн (Попов)
    (21 марта — 2 июня 2008) в/у, архиепископ Белгородский
  • Иероним (Чернышов) (2 июня 2008 — 27 мая 2009)
  • Пантелеимон (Кутовой) (27 мая 2009 — 5 октября 2011)
  • Антоний (Черемисов) (с 5 октября 2011)
  • Ссылки

    • другие страны Аргентинская • Бакинская • Берлинская • Брюссельская • Будапештская • Венская • Виленская • Гаагская • Корсунская • Сурожская
      Автономные церкви
      Китайская ПЦ Пекинская • Синьцзянская • Тяньцзиньская • Харбинская • Шанхайская
      Японская ПЦ Киотоская • Сендайская • Токийская
      Самоуправляемые церкви
      Украинская ПЦ Александрийская • Балтская • Белоцерковская • Бердянская • Бориспольская • Винницкая • Владимир-Волынская • Вознесенская • Волынская • Горловская • Джанкойская • Днепропетровская • Донецкая • Житомирская • Запорожская • Ивано-Франковская • Изюмская • Каменец-Подольская • Каменская • Киевская

      • Кировоградская • Конотопская • Кременчугская • Криворожская • Луганская • Львовская • Могилёв-Подольская • Мукачевская • Нежинская • Николаевская • Новокаховская • Овручская • Одесская • Полтавская • Ровенская • Ровеньковская • Роменская • Сарненская • Северодонецкая • Симферопольская • Сумская • Тернопольская • Тульчинская • Уманская • Феодосийская • Харьковская • Херсонская • Хмельницкая • Хустская • Черкасская • Черниговская • Черновицкая • Шепетовская

      ПЦ Молдовы Бельцкая • Единецкая • Кагульская • Кишинёвская

      • Тираспольская • Унгенская

      Латвийская ПЦ Даугавпилсская • Рижская
      Эстонская ПЦ Нарвская • Таллинская
      РПЦЗ Берлинская • Великобританская • Восточно-Американская • Женевская • Монреальская • Сан-Францисская • Сиднейская • Чикагская • Южно-Американская
      Экзархаты
      Белорусский экзархат Бобруйская • Борисовская • Брестская • Витебская • Гомельская • Гродненская • Лидская • Минская

      • Могилёвская • Молодечненская • Новогрудская • Пинская • Полоцкая • Слуцкая • Туровская

      Митрополичьи округа
      Казахстанский Астанайская

      • Карагандинская • Кокшетауская • Костанайская • Павлодарская • Петропавловская • Уральская • Усть-Каменогорская • Чимкентская

      Среднеазиатский Бишкекская • Душанбинская • Ташкентская

      • Патриаршие приходы в Туркмении

      Патриаршие приходы Московского Патриархата
      Италия • Канада • США • Финляндия

    Отрывок, характеризующий Орловская епархия

    И старый ротмистр Кирстен кричал воодушевленно и не менее искренно, чем двадцатилетний Ростов. Когда офицеры выпили и разбили свои стаканы, Кирстен налил другие и, в одной рубашке и рейтузах, с стаканом в руке подошел к солдатским кострам и в величественной позе взмахнув кверху рукой, с своими длинными седыми усами и белой грудью, видневшейся из за распахнувшейся рубашки, остановился в свете костра. – Ребята, за здоровье государя императора, за победу над врагами, урра! – крикнул он своим молодецким, старческим, гусарским баритоном. Гусары столпились и дружно отвечали громким криком. Поздно ночью, когда все разошлись, Денисов потрепал своей коротенькой рукой по плечу своего любимца Ростова. – Вот на походе не в кого влюбиться, так он в ца’я влюбился, – сказал он. – Денисов, ты этим не шути, – крикнул Ростов, – это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое… – Ве’ю, ве’ю, д’ужок, и ‘азделяю и одоб’яю… – Нет, не понимаешь! И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о том, какое было бы счастие умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия. На следующий день государь остановился в Вишау. Лейб медик Вилье несколько раз был призываем к нему. В главной квартире и в ближайших войсках распространилось известие, что государь был нездоров. Он ничего не ел и дурно спал эту ночь, как говорили приближенные. Причина этого нездоровья заключалась в сильном впечатлении, произведенном на чувствительную душу государя видом раненых и убитых. На заре 17 го числа в Вишау был препровожден с аванпостов французский офицер, приехавший под парламентерским флагом, требуя свидания с русским императором. Офицер этот был Савари. Государь только что заснул, и потому Савари должен был дожидаться. В полдень он был допущен к государю и через час поехал вместе с князем Долгоруковым на аванпосты французской армии. Как слышно было, цель присылки Савари состояла в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В личном свидании, к радости и гордости всей армии, было отказано, и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительное желание мира. Ввечеру вернулся Долгоруков, прошел прямо к государю и долго пробыл у него наедине. 18 и 19 ноября войска прошли еще два перехода вперед, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19 го числа началось сильное хлопотливо возбужденное движение, продолжавшееся до утра следующего дня, 20 го ноября, в который дано было столь памятное Аустерлицкое сражение. До полудня 19 числа движение, оживленные разговоры, беготня, посылки адъютантов ограничивались одной главной квартирой императоров; после полудня того же дня движение передалось в главную квартиру Кутузова и в штабы колонных начальников. Вечером через адъютантов разнеслось это движение по всем концам и частям армии, и в ночь с 19 на 20 поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тронулась громадным девятиверстным холстом 80 титысячная масса союзного войска. Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов. Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результат движения. Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент – зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны. Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно исторической стрелки на циферблате истории человечества. Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем. В 6 м часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, пошел к обер гофмаршалу графу Толстому. Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что то такое, чего другие не знают; и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым. – Ну, здравствуйте, mon cher, – сказал Долгоруков, сидевший с Билибиным за чаем. – Праздник на завтра. Что ваш старик? не в духе? – Не скажу, чтобы был не в духе, но ему, кажется, хотелось бы, чтоб его выслушали. – Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело; но медлить и ждать чего то теперь, когда Бонапарт боится более всего генерального сражения, – невозможно. – Да вы его видели? – сказал князь Андрей. – Ну, что Бонапарт? Какое впечатление он произвел на вас? – Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, – повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. – Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю. – Но расскажите, как он, что? – еще спросил князь Андрей. – Он человек в сером сюртуке, очень желавший, чтобы я ему говорил «ваше величество», но, к огорчению своему, не получивший от меня никакого титула. Вот это какой человек, и больше ничего, – отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина. – Несмотря на мое полное уважение к старому Кутузову, – продолжал он, – хороши мы были бы все, ожидая чего то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших руках. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов. – Но в какой же позиции мы атакуем его? Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, – сказал князь Андрей. Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки. – Ах, это совершенно всё равно, – быстро заговорил Долгоруков, вставая и раскрывая карту на столе. – Все случаи предвидены: ежели он стоит у Брюнна… И князь Долгоруков быстро и неясно рассказал план флангового движения Вейротера. Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен. Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея. – Впрочем, у Кутузова будет нынче военный совет: вы там можете всё это высказать, – сказал Долгоруков. – Я это и сделаю, – сказал князь Андрей, отходя от карты. – И о чем вы заботитесь, господа? – сказал Билибин, до сих пор с веселой улыбкой слушавший их разговор и теперь, видимо, собираясь пошутить. – Будет ли завтра победа или поражение, слава русского оружия застрахована. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Неrr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch… prsch… et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. [Вимпфен, граф Ланжерон, князь Лихтенштейн, Гогенлое и еще Пришпршипрш, как все польские имена.]

    Святые Митрофан и Елизавета

    Пожалуй, справедливо будет объединить рассказ о двух святых — великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой и Митрофане Сребрянском. Их судьбы переплелись именно в Орле.

    Супруг великой княгини — московский генерал-губернатор Сергей Александрович — был орловским землевладельцем. Когда в 1891 году голод из-за неурожая охватил многие губернии России, в том числе и четыре уезда Орловской губернии, московский генерал-губернатор пожертвовал из своего дмитровского имения 5 тыс. пудов (более 80 т) ржи в пользу населения пострадавших уездов. Не осталась в стороне и Елизавета Фёдоровна, она направила 18 вагонов ржи.

    Великая княгиня была августейшим шефом 51-го драгунского Черниговского полка, который был расквартирован в Орле. А настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка был назначен в 1897 году Митрофан Сребрянский. При Сребрянском образовался крепкий приход, что позволило ему приняться за постройку храма, которое он завершил с успехом. Отец Митрофан создал при приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства жертвовал на храм, школу и библиотеку.

    Летом 1904 года великая княгиня прибыла в наш город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Елизавета Фёдоровна подарила драгунам икону Покрова Пресвятой Богородицы и походную полотняную церковь.

    Со своим полком на войну отправился и о. Митрофан. Везде, где представлялась возможность, со своими помощниками ставил походную церковь и служил. В действующей армии священник вёл подробный дневник, который позже печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой.

    Летом 1906 года великая княгиня вновь приезжала в Орёл — для осмотра возвратившегося с Дальнего Востока Черниговского полка.

    Всю свою жизнь Елизавета Фёдоровна шла к высокой цели — основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель труда и милосердия. Для этого она продала все свои драгоценности и трудилась над проектом создания обители. Подал свой проект и отец Митрофан. Его видение будущего храма настолько пришлось по душе великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. И пригласила Сребрянского на место духовника и настоятеля.

    Орёл священник покидал с тяжёлым сердцем — настолько сроднился с местной паствой. В день его отъезда на вокзале собралась такая толпа, что путь поезду, увозившему священника в Москву, удалось расчистить лишь конной полиции…

    В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины просветителя края преподобного священномученика Кукши. «Необыкновенное оживление в народные массы, — сообщили «Орловские Епархиальные ведомости», — и особенное величие и красоту празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны». Она участвовала в торжественных молебнах, посвящённых святому священномученику в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на обширном кадетском плацу, на котором собралось свыше десяти тысяч человек.

    Ещё раз Великая княгиня посетила Орёл в военном 1916-м году, посещая окормляемую ею Свято-Введенскую женскую обитель…

    В ночь на 18 июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была казнена большевиками без суда: живой сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Шахту взорвали гранатами, завалили бревнами и засыпали землей.

    Елизавету Фёдоровну канонизировали в 1981 году.

    Мощи великой княгини находятся в Иерусалиме. Православные просят святую о помощи в трудных родах, при рождении недоношенного ребёнка, при раковых заболеваниях.

    В декабре 2004 года святые мощи преподобномученицы Елизаветы находились на Орловщине. Как говорили тогда орловцы — «просто не верится, что Господь посылает ныне эти радости нашему исстрадавшемуся и много прегрешившему народу». Так великая княгиня Елизавета в очередной раз «вступила» на Орловскую землю.

    Отец Митрофан прожил трудную жизнь. Его несколько раз арестовывали, а потом и вовсе отправили в ссылку сначала в Тобольск, затем в северные края. Последние годы жизни он провёл в Тверской области в селе Владычна. Тайно продолжал служить, несмотря на запрет властей. Умер в 1948 году. Канонизирован в 2000 году. Его мощи покоятся в Воскресенском кафедральном соборе Твери, куда сегодня стекаются паломники.

    Удивительная орловская святыня связывает наш край с Митрофаном Сребрянским и Елизаветой Фёдоровной. Это — кипарисовая доска от переносного престола, который использовался в военных походах священником. Доска была подарена Елизаветой Фёдоровной. Её сохранили верующие, а затем на ней была написана икона и торжественно передана в дар Ахтырскому кафедральному собору в Орле. Сейчас она находится в левом приделе храма.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]