Как и в обычном возрастном описании, так и в церковном, есть определенные названия возраста человека. Они имеют несколько иные названия, а также понятия. Чаще всего их используют при написаниях записок в храмах. Для детей определяют два понятия: младенец и отрок. Возраст отрока в православии принято считать с 7 и до 14 лет. Именно в этот период ребенок уже может принимать решения и нести за них ответственность.
Классификация возрастных периодов в православии
Фото: Lib.orthpatr.ru
Когда человек приходит в храм, чтобы подать записочку о здравии, он часто сталкивается с непонятными сокращениями перед именами в образцах. Например, отр. Евгения или мл. Екатерины. Эти сокращения означают отрок (отроковица в данном примере) и младенец.
В христианстве принято деление жизни детей на три основных этапа:
- Младенец – от 0 до 7 лет;
- Отрок – от 7 до 14 лет;
- Юноша – с 14 до 21 года.
О ЦЕРКОВНЫХ ЗАПИСКАХ
Зачем в храмах пишут записки?
Записка о здравии и упокоении – это разновидность общей молитвы, усилие помочь ближнему живому или усопшему, проявление и развитие любви.
Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда – однако состав и время помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь ему известно, какая помощь полезнее всего на каждом этапе земной жизни человека.
Как правильно написать в храме записку?
Вверху записки изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10-15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
Записки в храме не подают за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных, иноверных, за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
Во время проскомидии (в переводе с греческого «приношение») – подготовительной части Литургии за тех людей, имена которых написаны в записках о здравии и о упокоении, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии после причащения мирян опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
Так писать не принято. К имени поминаемого, написанному в родительном падеже, допускается добавление слов: «младенца», «отрока» (для детей). В заупокойных записках перед именем усопшего в течение 40 дней после кончины обычно добавляют слово: «новопреставленного». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
Для молитвенного поминовения священнику достаточно знать имя человека, данное при Крещении.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
В записках пишу только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егора в Крещении нарекают именем Георгий; Светлана нарекается обычно Фотинией в честь святой преподобной Фотинии Палестинской или Фотиной в честь мученицы Фотины Самаряныни; Оксана – Ксенией в честь святой преподобной Ксении или блаженной Ксении Петербургской.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут имена только крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии будущей матери, а самой матери необходимо чаще бывать в храме, исповедоваться и причащаться – это будет полезно и для нее, и для ребенка, который с момента зачатия уже является человеком, имеющим бессмертную душу.
Что такое «заказная обедня»?
Народные названия не всегда точно обозначают суть явлений, событий, предметов. Обедней в народе называют Литургию – по времени ее совершения и по обычаю древних христиан после Литургии собираться на совместную трапезу. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки подаются в алтарь до начала службы, прочитываются поименно, с изъятием частиц из просфор на проскомидии, подготовительной части Литургии, затем эти имена молитвенно произносятся на ектении во всеуслышание диаконом, повторяются у престола священником (если нет диакона, то только священником), а после Литургии еще поминаются о здравии на молебне и о упокоении на панихиде.
Однако в разных храмах и практика поминовения по запискам может быть различной.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
Что такое вечное поминовение?
Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.
Источник
Отрочество – важный период в формировании личности христианина
Фото: Svlavra.church.ua
С 7 лет в православии ребенок начинает исповедоваться перед причащением. Считается, что ребенок уже достаточно взрослый и уже грешит осознанно, поэтому несет ответственность за свои поступки (грехи) перед Богом и людьми в отличие от младенца, поведение которого обусловлено природными потребностями. Поэтому проступки в грех им не вменяются.
В этот период отрочества родителям следует уделить особое внимание духовной жизни ребенка. Объяснить, что такое «Исповедь», «Причастие», смысл покаяния, молитвы и поста. Помочь подготовиться к первой исповеди.
Отрочество – возраст, благодатный для православного воспитания и формирования личности православного человека. Ребенок смотрит на родителей, подражает им, охотно участвует в общей молитве, посещает богослужения, готовится к исповеди.
Очевидно, что 7 лет – это не отправная точка, когда надо внезапно начать настаивать, чтобы ребенок вел самостоятельную духовную жизнь. Нужно постепенно прививать отроку любовь к постам, молитве и чтению Библии, в первую очередь Евангелия.
Возрастное деление условно, поэтому наступление семи лет, не означает, что конкретный ребенок готов к ответственности за свои поступки. Поэтому, установление возраста для первой исповеди основывается на нравственном развитии детей. Моральная ответственность у отроков может появиться позже 7 лет.
Многие священники, наблюдая за детьми, замечают, что они сильно отличаются по нравственному воспитанию, душевным и интеллектуальным способностям, физиологическому развитию. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и «установить для всех детей единый возраст ответственности нереально» (иеромонах Иов (Гумеров)).
Главное правило – «не навреди»
Дети по внутреннему и внешнему развитию очень отличаются. Поэтому, установление рубежа ответственности – это не требование, а скорее традиция в Православии.
Исповедь для подростка, в некоторой степени, будет стрессом. Есть риск того, что отрок или отроковица, не понимая суть происходящего, могут замкнуться в себе. Преждевременная исповедь может повлечь к формальному перечислению грехов без работы над собой.
Некоторые приходы самостоятельно решают до какого возраста допускать детей к Причастию без исповеди. Семилетний рубеж — это условное ограничение.
Почему отрочество начинается с 7 лет?
Фото: Svlavra.church.ua
Число «семь» в Библии символ полноты, завершенности чего-либо, совершенства. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3). В неделе 7 дней. С начала сотворения мира они упорядочивают и делят время на конкретные промежутки. Каждый седьмой день – праздник, отдых от повседневного труда. Например, по закону земля на седьмой год должна отдыхать, сеять нельзя на ней (Лев. 25:8). В Священном Писании число семь упоминается часто: семь печатей, семисвечник, семь звезд, семикратное окропление искупительных жертв, семь мер и так далее. Поэтому, применительно к человеческой жизни можно сказать, что с семи лет ребенок начинает совершать первые самостоятельные шаги в христианской жизни. Зрелость нравственного сознания и воли развивается постепенно и достигается к окончанию отрочества.
В православии известно житие многих отроков и отроковиц, ставших святыми. Многие из них бесстрашно перенесли мучения и приняли смерть, но не отреклись от Господа. Например: святые Вера, Надежда и Любовь; семь Ефесских отроков, Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л (три отрока в пещи огненной).
(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Семь Еффеских отроков
В III веке во времена гонения на христиан, император Деций издал приказ, для всех жителей города, о принесении жертв языческим богам. Семь мальчиков, находящихся на военном службе отказались выполнить повеление императора, оставаясь верными Христу.
Через 200 лет парней нашли спящими. Очнувшись от сна, они не могли понять, в каком веке живут.
Святых отроков в давних редакциях называли молодыми воинами. В дальнейшем, их на иконах изображали детьми.
Епископ Феодор в то время распространял новую ересь: об отрицании воскресения мертвых. Когда Епископ осознал, что стал очевидцем великого чуда, отроки уснули смертным сном.
Правила написания записки
Когда люди входят в храм, то всегда видим, что в притворе или в церковной лавке люди пишут списки имен на листках бумаги. Такие списки подаются для молитвы о здравии (об упокоении — это другая молитва, и список имен умерших подают отдельно).
Затем листки передаются священнослужителям и прочитываются на литургии в определенные моменты или на молебне.
Как правильно писать записку о здравии:
Простые записки. Имена упоминаются во время богослужения не только священником, но и алтарниками, иногда и самими верующими в храме.
Стоимость каждого вида будет различаться.
Вне всякого сомнения, Вам также стоит прочитать статью о том, как правильно исповедоваться.
За кого молиться
Православная церковь молится о здравии за всех крещеных ныне живущих православных христиан. Не крещеных писать в записках нельзя, но можно поминать на домашней молитве. Исключение составляют особые молебны, например, мученику Уару, где молятся даже за некрещеных.
Здравие означает не только физическое здоровье, но и духовное. Особая молитва требуется за людей, впавших в страшные грехи (пьянство, блуд). Молиться надо об их исправлении, даровании им веры и покаяния. Молиться можно и нужно за своих врагов и недругов, просить, чтобы Господь изменил их, примирил, привел в церковь и к вере.
Имена пишутся на небольших листках, которые всегда можно найти в храме или церковной лавке, где продаются свечи и другие церковные атрибуты. Перечислять нужно имена, данные при крещении, в родительном падеже. Например, Светланы — нужно писать Фотиньи, Юрия — Георгия и т. п. Лучше заранее точно узнать у человека, каким именем его крестили. Обычно пишется 10−12 имен, но если нужно больше — следует подать 2 записки. Нужно постараться написать имена крупным и понятным почерком, ведь священнослужители читают имена сотнями, им нужно быстро и правильно прочитывать имя.
Лексическое значение
Разбирая данное слова на элементы с точки зрения лексики, появляется предположение, что оно состоит из приставки «от» и корня «рок». Они через какое-то время соединились в одно слово, представляющее собой один корень. Русский язык обладает созвучными корню «рок» словами, например: «род», «рог». Даже сейчас многие говорят «выродок», «родня», «отрог». Все русскоязычные люди знают, что отрог является малой частью горы, а родня и выродок — это часть рода. Поэтому, проанализировав лексическое значение слова, получится сделать вывод, кого так именовали.
В итоге часть слова «от» раньше была приставкой, а теперь превратилась в составляющую корня. В нашем языке она нужна, чтобы обозначить явление, которое происходит после того, что представляет собой корень. Либо она является элементом общей части. Это правильно! Если рок обозначает семью (а потом судьбу), то отрок является частью большого клана, отделяющейся и продолжающей его. То есть это мальчик/сын, растущий в семье, но продолжающий ее тем, что родился.
Это интересно: в слове квартал ударение как правильно ставить?