Крещенский вечер или Крещенский сочельник — день народного календаря у славян, отмечаемый 18 января. Завершаются Святки. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года.
Крещенский сочельник: что это такое, история праздника
В Русской Православной Церкви этот день называется Навечерие Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Предпразднство Богоявления
(с 2/15 по 5/18 января)
Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова, начиная с 2/15 января, Церковь приготовляет нас к равноторжественному празднику Крещения специально посвященными ему тропарями и стихирами (на вечерне), канонами предпразднства (на утрене) и трипеснцами (на повечерии). А церковное пение в честь Богоявления начинается уже с 1/14 января: на праздник Обрезания Господня поются в виде катавасии ирмосы канонов Богоявления.
Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и ожидая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает.» «Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос, устами чистыми и душами измовенными, приидите, тайно оставя Вифлеем». «Ангельския, предыдите, силы, от Вифлеема ко струям Иорданским; и предгряди, Иоанне, оставль пустыню»; «готовься, Иордан река, готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим, — вся земля да радуется».
Связь между Рождеством и Богоявлением прослеживается во многих богослужебных текстах, в которых два праздника сравниваются между собой: проводится параллель между событиями, сопровождавшими рождение в мир Спасителя, и событиями, связанными с Его Крещением от Иоанна: «Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий: он Ангела имеяше Благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем: и сей, водам благословенным, многочадна познавается купель.» «Спаситель! Прошедший праздник был светел, но наступающий еще светлее. Тот был предвозвещен Ангелом, а этот предуготован Предтечей. Тогда проливалась кровь, и Вифлеем, лишившись детей, рыдал, а ныне воды благословляются и купель становится многочадной.»
«Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Тамо пастырие, свиряюще, видевше и чудяхуся, зде же глас Отчий Единороднаго Сына проповеда»
Сретение. Богоявление. Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. 1814-1822 гг. Невьянск.
Иисус Христос пришел на реку Иордан, при которой св. Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, достигши по человеческому естеству лет тридцати (Лк.3:23): «В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна (возмужалого, взрослого) Тебе видим», — говорит святитель Софроний, патриарх Иерусалимский.
В литургических текстах подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды: «Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крешшуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию.» «Земля освятилась Твоим святым Рождеством, Слово, когда небеса через звезду возвестили славу Твою. Ныне же, когда Ты крестился плотью, благословляется естество воды и род человеческий возвращается к первоначальному благородству.»
Крещенский сочельник: православные традиции и обычаи
Накануне Крещения соблюдали строгий пост. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник прозвали «голодною кутьей». На праздничном столе обязательно присутствовали кутья, овсяный кисель и блины. На Крещение блины несли в хлев для домового, чтобы обеспечить благополучие для скота. Крестьяне ели блины, чтобы в наступившем году был хороший урожай хлеба.
Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла — Рождество — Сочельник — Крещение — особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник в храм.
Крещенский сочельник – день строгого поста и покаяния. Пост подготавливал верующих к празднику Крещения Господня, который всегда отличался пышностью и торжественностью. Освящение воды занимает в нем главное место. Совершается два обряда освящения воды: один накануне праздника – внутри храма, другой – в день Крещения – на ближайшем водоеме.
Считается, что крещенская вода дает здоровье, освящение, благословение и очищение. На Крещение в полночь ходили за водой на реку. Существует поверье, что в это время вода в реках колышется. В чашу с вечера наливали воду, в полночь она должна была сама колыхнуться. Если так и произошло, то это добрый знак – значит, человек увидел явление Господне.
В Крещенский вечер собирали снег. Считается, что он исцеляет болезни. Его использовали для умывания, поэтому воду из него долго хранили. Также считалось, что только с его помощью можно выбелить весь холст так как надо. Снег собирали и для бани: «Снеговая баня красоты добавит». Верили, что если снег, собранный в этот вечер, бросить в колодец, то вода в нем на протяжении всего года не испортится и не пересохнет.
Царские часы
Вместо обычных Часов накануне Богоявления, 5 (18) января, совершаются особые Часы, называемые «царскими», поскольку за ними молились цари. На них читаются подобранные к теме праздника псалмы, а также соответствующие отрывки из Ветхого и Нового Заветов, поются особые тропари Богоявлению. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и следующие за ними Изобразительны, соединенные в одно богослужение, совершаются в первой половине дня.
На 1-м часе, в особых 31-м и 26-м псалмах Церковь изображает принявшего Крещение Господа Пастырем, Который по предречению царя и пророка Давида «пасет мя и ничтоже мя лишит», Который есть «просвещение мое и Спаситель мой».
Тропари повествуют о том, как пророк Елисей разделил Иордан милотию (грубым шерстяным плащём из овечьей шерсти) пророка Илии. Это прообразовало истинное Крещение на Иордане Христа, которым освятилось водное естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение.
Тропарь предпразднства, глас 4-й: Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою, возне́сшуся Илии́, и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду, и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый, во о́браз вои́стинну Креще́ния, и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие: Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды.
В последнем тропаре изображается чувство благоговейного страха, которое овладело Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь Иисус Христос: «Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды, и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.»
В паремии 1-го часа словами пророка Исайи Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис., гл. 25). Чтением Апостола и Евангелия Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии (Деян. 13:25—32; Мф.3:1—11).
На 3-м часе, в псалмах 28-м и 41-м, пророк изображает власть и могущество крестившегося Господа над водой и всеми прочими стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии».
В паремии содержатся слова пророка Исайи, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: «Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1:16—20), в Апостоле говорится о различии между Крещением Иоанновым и Крещением во Имя Господа Иисуса Христа (Деян. 19:1—8), в Евангелии — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1:1—3).
На 6-м часе, в псалмах 73-м и 76-м Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения. «Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию, и очищающаго всех: прикоснися Божественному Моему верху, и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую. Ты же не усумнися отнюд, ибо таящагося в водах борителя, князя тьмы тщуся погубити, избавляя мир от его сетей ныне, подая яко Человеколюбец живот вечный.»
В паремии пророк Исайя возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис.12); Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6:3—12); Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1:9—15).
На 9-м часе, в псалмах 92-м и 113-м, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?».
Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.
В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49:8—15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2:11—14, 3:4—7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении (Мф. 3:13—17).
Что подать на стол в Крещенский сочельник
Праздничный ужин в крещенский сочельник называли «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.
Вечером было принято кушать сочиво. До начала XX века на Руси это блюдо (как и кутью) готовили, в основном, из зерен ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Именно поэтому многим городским жителям больше знакомы кутья и сочиво, приготовленные из риса.
Чтобы сочиво получилось сочным, есть несколько верных способов. Сначала зерна пшеницы замачивают, а потом кладут в чугунок и заливают большим количеством воды. Чугунок отправляют в духовку на 2,5-3 часа томления. После чего зерна получаются мягкие и вкусные. Ещё очень важно быстро залить зерна горячей сытой (раствором меда с водой). Тогда сочиво получается действительно сочным.
На сочиво никогда не зовут гостей. Кашей можно угостить родных и близких, принеся им домой. Каждому члену семьи нужно съесть хотя бы ложку такого блюда перед основным приемом пищи.
Сочиво готовят не только из риса, но и из зерен ржи и пшеницы. Считается, что каждый ингредиент блюда несет свое сакральное значение. Например, пшеница символизирует плодородие и новую жизнь. Мед олицетворяет сладость бытия и разнообразные блага. Орехи — это символ достатка и изобилия. А изюм — это единство мужской и женской энергий. Мак символизирует богатство, а сухофрукты — красоту.
Чем Жертва Христа отличалась от ветхозаветной?
Ветхозаветные жертвы, которые все-таки не могли полностью очистить совесть людей, являлись своеобразным символом, прообразом того истинного будущего жертвоприношения, которое совершил Христос. Те жертвы и им постоянно приходилось снова и снова приносить одни и те же жертвы. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр.10:1). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр.10:12).
Что нельзя делать в Крещенский сочельник 18 января
Употребление многих продуктов перед Крещением под запретом. Пост длится с вечера 17 января. В связи с этим нельзя употреблять мясные и рыбные блюда. К тому же следует исключить из рациона алкоголь и молочную продукцию.
В Крещенский сочельник нельзя переедать и устраивать шумные вечеринки. Желательно отказаться от просмотра развлекательных программ по телевизору.
Еще 18 января нельзя стирать и выметать мусор из углов.
В этот день не следует ссориться с родными и близкими, а также сквернословить.
Запреты
Нельзя:
- ругаться и сквернословить;
- просто сердиться;
- ставить на стол четное количество блюд;
- думать о дурном или просто думать о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду или воду, которую только собираешься святить;
- есть мясное и пить спиртное, использовать даже растительное масло при готовке – 18 января строгий пост;
- переедать во время праздничного ужина.
Фото из открытых источников/Интернет
Крещенский сочельник — славянские обычаи в Крещенский вечер
Последний раз ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят, медвежьей лапой во всякое окошко стучат. В этот день Коляда «отъезжает на белых конях». В Полесье на оконных рамах и дверях рисуют деревья, коней, людей и телеги. Кое-где «выписывают Коляду»: рисуют на окнах и дверях по три креста мелом, крестясь, имея при себе хлебец, свечу, тарелку, ложку кутьи, держа под рукой шапку. После этого садятся ужинать («вечéрати»).
Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд.
Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.
Болгары в Крещенский сочельник устраивали последний святочный ужин (болг. кадена вечеря): к постным блюдам добавляли грецкие орехи, зерно; ставили свечу, не догоревшую после предыдущих двух святочных трапез.
Хорваты Самобора только в канун Крещения начинали есть обрядовый хлеб летница (хорв. letnica), который каждый раз выкладывали на праздничный стол в канун Рождества, Нового года, Крещения.
Словенцы пекли на святки три хлеба, самый большой из которых (словен. poprinjak, mocen kruh) ели в день Трёх королей, чтобы быть сильными и здоровыми.
В Родопах пекли аналогичный рождественскому хлеб с запечённой монетой, используемой для гадания о счастье. После ужина кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали, обвязывали фруктовые деревья соломой, совершали другие обряды, сходные с магической практикой рождественско-новогоднего цикла.
Какими были ветхозаветные жертвы
В книге Левит, начиная с 1-ой главы, подробно описывается порядок жертвоприношений, установленный Богом, без выполнения которого жертвоприношение не имело никакой силы. Прежде всего, для жертвоприношения нужен был священник, ибо по закону только священники, происходившие из рода Ааронова, имели власть совершать жертвоприношения.
Кроме того, в жертву должно было быть принесено невинное животное, на которого возлагались грехи человека, приносившего эту жертву. Происходило это через возложение священником рук на голову жертвенного животного и последующее принесение его в жертву. «Ибо без пролития крови не бывает прощения». (Евр.9:22)
Раз в год по Закону Первосвященник приносил в жертву двух козлов за грехи всего народа. Первосвященник брал двух козлов (Левит 16), одного приносил в жертву всесожжения за грех, а другого, предварительно возложив на него руки и исповедав таким образом все грехи народа, отпускал в пустынное место, где тот умирал. Таким образом священник очищал раз в год весь народ от всех грехов.
Чем Жертва Христа отличалась от ветхозаветной?
Крещенский сочельник: приметы и поверья
«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. В этот период возможно общение с иным миром и нечестью, которая норовит проникнуть в жилище оборотнем в любом обличье: собаки, кошки, змеи, свиньи. Но зачастую оборотни проникают в дом в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца, могут принять облик знакомого – родственника или соседа.
Представления об оборотнях корнями уходят в далекую древность. Они связаны с верой в то, что шаманы или колдуны обладают способностью принимать облик животного, человека, растения и даже камня. Вера в существование оборотней развилась под воздействием идеи об одушевленности всей природы (анимизм), о происхождении людей от различных животных (тотемизм), о культе плодородия.
Славяне год делили на две половины – зиму и лето. Периоды межсезонья – осень и весна – считались «временами между временами». В эту пору природа находится на грани жизни и смерти. Наши предки считали, что в периоды «межвременья», к которым также относятся полночь и полдень, духи и души проявляют особую активность. По поверью древних, в эти временные отрезки люди, изменив свой облик, могут побывать в ином мире и вступить в контакт с нечистой силой в ущерб или на благо себе. Человеку стоило лишь накинуть шкуру какого-то животного или украсить себя другими атрибутами природы, и он, оставаясь человеком, в то же время превращался в другое существо или предмет, являясь одновременно «ни тем и ни другим».
Со временем в сознании людей развилось представление, что одни люди более способны к подобным превращениям, а другие – менее. У более способных получается быстро и непосредственно контактировать с силами природы, то принося людям пользу, то нанося им вред. На почве этих размышлений и возникла вера в оборотней.
Какую правду пришёл исполнить Христос?
Традиционное толкование в протестантских (и не только) церквях такое: Иисус дал нам всем пример, что нужно принимать крещение, что оно истинно. Однако вспомним, что до Него люди крестились в Иордане во оставление грехов, которые они исповедовали с твердым намерением более не совершать, а Сын Божий был безгрешен, и Ему не было необходимости исповедоваться. Следовательно, Он крестился для того чтобы взять на Себя все грехи мира, что засвидетельствовал Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин.1:29).
Иными словами, Христос пришёл в этот мир по закону Ветхого Завета как жертвенный непорочный Агнец Божий. Пришел исполнить Закон. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).
Как гадали на Крещенский сочельник
На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Девушки выходили за ворота ворожить на первого встречного:
- встретить молодого парня – к скорому замужеству;
- повстречать старика – не к добру.
Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считаются пророческим. Поэтому по пробуждению, обязательно вспомните, что вам приснилось.
Гадали на урожай. По поверью, иней в крещенскую ночь падает на те хлеба, которые уродятся в следующее лето, а те, урожай которых будет плохим, останутся сухими. Для этого на ночь на улицу выставляли в чашках разное зерно, а утром осматривали: на какое пал иней, тому родится.
Крещенское гадание на исполнение желания
В Крещенский сочельник можно погадать на исполнение желания. Для этого вечером перед иконами зажгите свечу, и помолитесь, попросив у высших сил покровительства и защиты. Потом на отдельном листе бумаге запишите по одному своему желанию. В общей сложности их должно быть не больше десяти. Желания должны быть осуществимыми и реальными. Перед сном листочки положите под подушку.
Утром трижды умойтесь крещенской водой и скажите:
«Загаданное желание пусть в волшебную ночь сбудется, Все, что приснилось хорошего, никогда не позабудется. Сглаз и дурной сон смоет крещенская вода, И всё дурное уйдет из моей жизни навсегда».
После этого из-под подушки не глядя достаньте одну бумажку. Желание, написанное на ней, обязательно исполнится в ближайшее время.
Гадания
С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.
Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.
Средствами для гаданий служили предметы, в которых, по поверьям, сосредоточена магическая сила. Это могли быть башмак, юбка, пояс, чулок, наперсток, иголка, кольцо, гребень, зеркало. При гадании девушка должна была соблюсти определенные условия, выбрав правильные место и время. Но прежде всего девушка должна была выйти из-под защиты своей религии и оберегов. Христианки, например, снимали крест, а все без исключения, вне зависимости от религии, развязывали на себе всевозможные узлы, в том числе пояса, распускали волосы, иногда снимали с себя всю одежду, включая и обувь.
Для защиты от потусторонних сил девушка очерчивала вокруг себя магический круг – свечой или лучиной, ножом, кочергой. Если гадали группой, девушки вставали в круг, держа друг друга за мизинцы.
К месту гадания следовало идти молча, в темноте, стараясь оставаться незамеченной. Место для гадания тоже выбиралось особое – «нечистое». Это могли быть либо заброшенной дом, а также хлев или сени, подвал или чердак, иногда даже кладбище, либо «пограничные» места – те, где два мира образуют границу: порог или угол дома, ворота, перекресток, места у воды (колодцы, проруби). Гадали и в домах, гадали и у церквей.
Перекресток издревле считался нечистым местом, которое принадлежит демонам, говорили, что на перекрестке над человеком имеет власть нечистый дух. Это место – «пограничное» между двумя мирами, здесь свершались как опасные, так и, наоборот, исцеляющие действия. Ворота, которые также служили местом для гадания, – символ границы между своим миром и чужим. Через ворота перекидывали девушки башмачки, стоя в воротах, загадывали, кто пройдет мимо (появление мужчины предвещало скорое замужество), на ворота влезали и «окликали долю», по услышанным звукам и голосам угадывая свое будущее.
Гадание на перекрестке
Ровно в полночь придите на перекресток, чтобы «послушать округу». Веселый смех или пение невдалеке означает скорое замужество, веселье. Если послышатся плач или причитания – в этом году свадьбы не будет. Считается, что именно на перекрестке можно услышать голос судьбы, ведь здесь проходит граница между двумя мирами, и, стоя на перекрестке, вы как будто находитесь в двух мирах одновременно.
Гадание на зеркале и месяце
В одну из святочных ночей, когда на небосводе виден месяц, возьмите небольшое зеркальце, подойдите к окну и направьте зеркальце так, чтобы в нем отражался месяц. Смотрите пристально – через некоторое время вместо одного месяца вы увидите несколько. Посчитайте, сколько месяцев вам примерещилось: таким образом девушки гадали о будущей семье – большая она будет или нет.
Гадание с тремя зеркалами
Для этого гадания потребуются три зеркала примерно одинакового размера и две высокие свечи. Начинают такое гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой).
Два зеркала поставьте одно напротив другого по бокам от себя, перед ними зажгите свечи, а третье установите позади. Вы должны видеть в боковые зеркала отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться суженый из зазеркалья позади вас.
Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, скажите три раза: «Чур меня!» – и прекратите гадание, погасив свечи.
Гадание на спичках
По бокам спичечной коробки вставьте две спички и подожгите. Если сгоревшие головки поворачивались друг к другу, значит, «загаданные» парень и девушка будут вместе.
Гадание на нитях
Отрежьте нити одинаковой длины и подожгите их. У кого быстрее догорит нитка, та первая окажется замужем. Если сгорело меньше половины нитки или нитка сразу потухла, то в этом году замуж не выйдете.
Богатство или нищета
Зажженную лучину быстро погрузите в воду. Если она сразу погаснет, значит, ожидается бедная жизнь, а если огонь перейдет выше – богатая.
Гадание по кошачьей лапке
Загадайте желание и подзовите кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, значит, желание сбудется. Если правой – увы! – нет.
Царский сон
Положите под подушку четырех королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться – в образе короля – с короной на голове и в царской мантии.
Приметы на погоду в Крещенский сочельник
- Если в этот день метель, то мести ей и через 3 месяца. Ещё метель на Голодную кутью указывает на то, что пчелы будут хорошо роиться.
- Собаки много лают в этот день – значит, будет много дичи.
- Если утром снег идет, гречка хорошо уродится.
- Чистое и ясное небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.
- Звезды ярко блестят – хлеб будет хороший.
- Полный месяц на Крещенский сочельник – к полноводью весной.
- Если звезд на небе не видно, то грибы не уродятся.
В жертве Иисуса Христа были выполнены все условия Закона
Его жертва покрыла все недостатки Ветхого Завета, из-за которых люди, живущие по Закону, никогда не могли освободиться от чувства вины. Она даровала им разрешение от всех грехов, о чем неложно свидетельствует Апостол.
«Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:17-20).