18 апреля. Великий пост. Преподобный Марк Афинский, Фраческий


МАРК АФИНСКИЙ


Прп. Марк Афинский. Роспись церкви мон-ря вмч. Пантелеимона в Скопье, Македония. 1164 г.

Прп. Марк Афинский. Роспись церкви мон-ря вмч. Пантелеимона в Скопье, Македония. 1164 г.

[Греч. Μάρκος ὁ ᾿Αθηναῖος] († ок. 400), прп. (пам. 5 апр.; пам. греч. 5 марта). Повествование о посещении великого подвижника М. А. аввой Серапионом имеет форму патерикового рассказа, однако представляет собой самостоятельное произведение, не входившее в древние патериковые собрания. Д. Папебрук считал, что данное произведение возникло в результате переработки Жития Павла Фивейского (ActaSS. 1738. Mai. T. 3. P. 358). Это мнение разделяли мн. исследователи, в т. ч. Л. С. де Тиймон и П. Пеетерс. Житие М. А. сохранилось в 25 рукописях XII-XIX вв., Х. Ангелиди делит списки Жития М. А. на 3 группы и отмечает, что группы рукописей B и G переработаны (᾿Αγγελίδη. 1989. Σ. 43). В эпоху расцвета егип. монашества известно 8 подвижников, носивших имя Серапион, в их числе ученик прп. Антония Великого и автор Жития прп. Макария Египетского. В Житии М. А. упоминается и «великий старец» Иоанн, личность к-рого также установить невозможно. Подвижник по имени Иоанн жил в Скиту и стал преемником прп. Макария Египетского на должности пресвитера (Palladius. Lausiac. 17). Гораздо более известным современником М. А., носившим это имя, был прп. Иоанн Ликопольский, живший в Фиваиде, однако «великий старец» Иоанн подвизался в окрестностях Скита.

История о путешествии старца Серапиона к М. А. также сохранилась в сир., арм., копт. и араб. версиях (BHO, N 605-607). Житие М. А. было переведено на слав. язык не позднее 1-й трети XIV в., вероятнее всего на Афоне, и, очевидно, не в составе минейного сборника, чем и объясняется большой разнобой в его календарной приуроченности. На Руси Житие М. А. получило распространение в кон. XIV в., со «вторым южнославянским влиянием», старший список содержится в пергаменном сборнике кон. XIV в. (?) РНБ. Погод. № 66, новгородском по происхождению и принадлежавшем в XVI в. Сильвестру, священнику кремлевского Благовещенского собора.

Во время путешествия в Скитскую пустыню к «великому старцу» Иоанну Серапион получил откровение пойти за благословением на Фраческую гору в Эфиопии к 130-летнему отшельнику М. А., который не имел себе равных среди пустынников и постников и скоро должен был отойти ко Господу. В то время Эфиопией называли территорию, простиравшуюся от Красного м. до Мавритании. Исследователи предполагают, что Фраческая гора (Θράκη), именуемая в вост. версиях Тармака, находилась на территории совр. Ливии.

В Александрии старец Серапион узнал у одного купца, как достигнуть Фраческой горы. Авва Серапион предпринял путешествие по пустыне, к-рое смог совершить только с помощью ангелов, явившихся ему в образах 2 отшельников. Фраческая гора находилась у моря, не имела никакой растительности и была так высока, что старец Серапион взбирался на нее в течение 7 дней. В последнюю ночь он увидел сходящего с неба к М. А. ангела Божия, предвозвещавшего его приход: «Блажен ты, авва Марк, и благо тебе будет! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела зреть душа твоя, так как ты не пожелал видеть никого из людей, кроме него!» (᾿Αγγελίδη. 1989. Σ. 48). Когда авва Серапион приблизился ко входу в пещеру, где жил М. А., то услышал пение псалмов. М. А. обрадовался его приходу и воскликнул: «О, как велик подвиг моего духовного сына Серапиона, который предпринял труд, чтобы увидеть мое обиталище!» (Ibid. Σ. 49). М. А. поведал старцу Серапиону о своей жизни. Он род. в Афинах, изучал философию, но после смерти родителей решил отречься от мира. М. А. отправился в плавание по морю на доске, и волны принесли его к подножию Фраческой горы. Здесь он подвизался 95 лет, за это время не увидев ни одного человеческого лица. Нагой и босой М. А. терпел голод, жажду, холод и диавольские нападения. Он вкушал земную пыль и пил морскую воду. Когда прошло 30 лет, на подвижника излились благодать Божия и Его милосердие. На теле М. А. выросли густые волосы, как у зверя, голод и жажда больше не овладевали им, пищу святому стали приносить ангелы, а бесы не смели приближаться к нему. М. А. был удостоен дара чудотворения: авва Серапион был свидетелем того, как по его слову Фраческая гора сдвинулась и вернулась на свое место. Еще при жизни М. А. удостоился видения рая. Подвижник спросил у аввы Серапиона, продолжаются ли в миру идолослужение и гонения на христиан, и возрадовался, когда узнал, что гонения прекратились и язычество посрамлено.

Последнюю ночь земной жизни М. А. авва Серапион провел с ним в бодрствовании и пении псалмов. Он стал свидетелем блаженной кончины святого. М. А. велел положить его тело в пещере, а вход в нее завалить камнем. Вернувшись в Египет, авва Серапион поведал о М. А. «великому старцу» Иоанну и братии.

В визант. период Житие М. А. включалось в основном в сборники некалендарного состава и не встречается в Синаксарях. Краткие синаксарные Жития прп. Марка Монаха (5 марта) представляют собой компиляцию биографических сведений о 3 др. подвижниках: прп. Марке Пустыннике, Марке Нитрийском и прп. Макарии Александрийском (SynCP. Col. 509-511).

В южнославянских рукописях Житие М. А. встречается под 5 марта (древнейший список — БПБ. № 219, 1381 г.) и под 5 апр. (более ранние списки — Ath. Chil. slav. 473, 2-я часть 1335-1345 гг., Черногория. Цетинский мон-рь. № 67, XV в.) (Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 478-480, 514-515). В ряде древнерус. списков это произведение не имеет даты в заглавии (напр., РГБ. Вол. № 657, 1487 г.; РГБ. Троиц. № 745, XIV в., Троиц. № 752, XV в.) и, возможно, рассматривается (в соответствии с начальными словами: «Поведаше нам авва Серапион…») как патериковая повесть. В ВМЧ Житие М. А. приведено под 31 дек. (ВМЧ. Дек. Дни 25-31. Стб. 2484-2496) и под 1 мая (Там же. Май. Дни. 1-8. С. 149-155). В Минеях-Четьих Иоанна Милютина (1646-1654) это Житие приводится под 19 янв. и под 5 марта. В 1668 г. болландисты поместили сведения о М. А. в «Acta Sanctorum» под 29 марта. Свт. Димитрий Ростовский поместил в свои Минеи-Четьи Житие М. А. под 5 апр., указав источник текста: «от великия Минеи Четьи» (Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 113-116 об.). Дата празднования 5 апр. утвердилась в совр. календаре РПЦ, тогда как в греч. Церкви день памяти святого — 5 марта.

В Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) память М. А. указана под 20 мая, а в Александрийском Синаксаре — под 16 апр.

Ист.: BHG, N 1039-1041n; ActaSS. 1668. Mart. T. 3. P. 40-43; 18633. Р. 33-35; Look A. E. The History of Abba Marcus of Mount Tharmaka. Oxf., 1929 [сир. версия]; ᾿Αγγελίδη Χ. Γ. ῾Ο Βίος τοῦ Μάρκου τοῦ ᾿Αθηναίου (BHG 1039-1041) // Σύμμεικτα. 1989. Τ. 8. Σ. 45-49 [текст]; ЖСв. Апр. С. 87-98.

Лит.: ActaSS. 1668. Mart. T. 3. P. 778-781; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 19, 98-99, 128, 150, 153, 398; Т. 3. С. 132; Sauget J.-M. Marco di Atene, eremita sul monte Tarmaqa, santo // BiblSS. Vol. 8. Col. 701-703; ᾿Αγγελίδη Χ. Γ. ῾Ο Βίος τοῦ Μάρκου τοῦ ᾿Αθηναίου (BHG 1039-1041) // Σύμμεικτα. 1989. Τ. 8. Σ. 33-44 [исслед.]; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2006. Τ. 7: Μάρτιος. Σ. 60-62; The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1. P. 45, 80.

О. В. Л., А. А. Турилов

Жизнеописание[ | ]

Согласно житию, святой Марк изучал философию. Когда его родители приняли смерть, он удалился в Египет и поселился в пещере Фракийской горы, находящейся Эфиопии. Дьявол не оставил его без искушений. Нечистые духи следили и преследовали святого Марка, клялись, что они потопят его в море и, схватив, влекли с горы с сильным криком: «Уйди с нашей земли!» Они непрестанно говорили: «От начала мира никто из людей не приходил сюда — ты же как осмелился прийти?»

В источниках указано, что Марк видел подобие Божественно рая и в нём пророков Божиих Илию и Еноха. Своё видение он рассказывал иноку Серапиону. Марк спрашивал у аввы Серапиона, стоит ли мир в законе Христовым, продолжаются ли гонения на христиан. Также он спросил: «Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем»: «Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, — и ничтоже не возможно будет вам?» (Мф. 17, 20) Моментально после этих слов гора сдвинулась на 5.000 локтей (около 2,5 километров) и придвинулась к морю. Увидев это, Марк обратился к ней: «Я не приказывал тебе передвигаться, вернись на место обратно!» После этого гора действительно вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и просил: «Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь?» — «Нет, отче», — ответил старец Серапион. Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам». Марк пригласил его на трапезу. Еду для трапезы приносили Ангелы Божии. Авва Серапион отвечал, что он ни разу не ел такой вкусной пищи и сладкой воды. «Брат Серапион», — ответил преподобный Марк, — «видел ли ты, сколько благодеяний посылает Бог рабам Своим! Во все дни мне посылалось от Бога по одному хлебу и по одной рыбе, а ныне ради тебя Он удвоил трапезу — послал нам два хлеба и две рыбы. Такой-то трапезой питает меня Господь Бог в течение всего времени за первые мои злострадания».

Отшельничество[ | ]

Источники указывают, что святой Марк пребывал в отшельничестве девяносто пять лет, не видя человеческого лица, птиц и зверей. На протяжении первых тридцати лет это было для него самое тяжёлое время. Ставший босым и раздетым он страдал от зноя и холода. Питался редкими пустынными растениями, иногда ел пыль и пил горькую морскую воду. После тридцати лет на него сошла Божественная благодать. По житию указано, что святые Ангелы Божии приносили ему пищу. Со временем на его теле поросли длинные волосы, которые защищали его от зноя и холода. Прекратил свою земную жизнь на сто тридцатом году жизни.

Смерть[ | ]

До своей кончины святой Марк возносил молитвы о спасении земли, христиан и всех живущих в мире и Любви Христовой. Он заповедал Серапиону похоронить его тело в пещере и завалить вход в нее. Авва Серапион стал свидетелем того, как душа стотридцатилетнего старца — преподобного Марка была принята на Небо около 400 года.

Два Ангела в виде отшельников проводили авву Серапиона обратно во внутреннюю пустыню, где в одном из монастырей авва Серапион смог поведать о жизни и кончине преподобного Марка. Впоследствии он стал учеником великого старца Иоанна.

Жизнеописание

Согласно житию, святой Марк изучал философию. Когда его родители приняли смерть, он удалился в Египет и поселился в пещере Фракийской горы, находящейся Эфиопии. Дьявол не оставил его без искушений. Нечистые духи следили и преследовали святого Марка, клялись, что они потопят его в море и, схватив, влекли с горы с сильным криком: «Уйди с нашей земли!» Они непрестанно говорили: «От начала мира никто из людей не приходил сюда — ты же как осмелился прийти?»

В источниках указано, что Марк видел подобие Божественно рая и в нём пророков Божиих Илию и Еноха. Своё видение он рассказывал иноку Серапиону. Марк спрашивал у аввы Серапиона, стоит ли мир в законе Христовым, продолжаются ли гонения на христиан. Также он спросил: «Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем»: «Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, — и ничтоже не возможно будет вам?» (Мф. 17, 20) Моментально после этих слов гора сдвинулась на 5.000 локтей (около 2,5 километров) и придвинулась к морю. Увидев это, Марк обратился к ней: «Я не приказывал тебе передвигаться, вернись на место обратно!» После этого гора действительно вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и просил: «Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь?» — «Нет, отче», — ответил старец Серапион. Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам». Марк пригласил его на трапезу. Еду для трапезы приносили Ангелы Божии. Авва Серапион отвечал, что он ни разу не ел такой вкусной пищи и сладкой воды. «Брат Серапион», — ответил преподобный Марк, — «видел ли ты, сколько благодеяний посылает Бог рабам Своим! Во все дни мне посылалось от Бога по одному хлебу и по одной рыбе, а ныне ради тебя Он удвоил трапезу — послал нам два хлеба и две рыбы. Такой-то трапезой питает меня Господь Бог в течение всего времени за первые мои злострадания».

Отшельничество

Источники указывают, что святой Марк пребывал в отшельничестве девяносто пять лет, не видя человеческого лица, птиц и зверей. На протяжении первых тридцати лет это было для него самое тяжёлое время. Ставший босым и раздетым он страдал от зноя и холода. Питался редкими пустынными растениями, иногда ел пыль и пил горькую морскую воду. После тридцати лет на него сошла Божественная благодать. По житию указано, что святые Ангелы Божии приносили ему пищу. Со временем на его теле поросли длинные волосы, которые защищали его от зноя и холода. Прекратил свою земную жизнь на сто тридцатом году жизни.

Смерть

До своей кончины святой Марк возносил молитвы о спасении земли, христиан и всех живущих в мире и Любви Христовой. Он заповедал Серапиону похоронить его тело в пещере и завалить вход в нее. Авва Серапион стал свидетелем того, как душа стотридцатилетнего старца — преподобного Марка была принята на Небо около 400 года.

Два Ангела в виде отшельников проводили авву Серапиона обратно во внутреннюю пустыню, где в одном из монастырей авва Серапион смог поведать о жизни и кончине преподобного Марка. Впоследствии он стал учеником великого старца Иоанна.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]