Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске
Розарий – это сочетание устной и мысленной молитвы, совершаемой при помощи четок: мы размышляем об основных событиях жизни Иисуса и Марии и черпаем из них наставление, а к размышлению над каждым событием присоединяем устные молитвы «Отче наш», «Радуйся, Мария», «Слава Отцу» и особенные молитвенные возгласы.
Весь Розарий охватывает 20 событий, или тайн, из которых 5 радостных – из событий в детстве Иисуса Христа, 5 светлых — о Его подвиге постепенного восхождения на Крест,5 скорбных – относящихся к Его страданиям и смерти и 5 славных – напоминающих о вечной славе Иисуса и Марии на небесах. Таким образом, Розарий делится на 4 части, каждая из которых содержит по пять тем для размышления, называемых «тайнами».
Обычно ежедневно прочитывается одна часть Розария. В октябре — месяце святого Розария — все части читаются подряд; 1-го числа — первая часть, 2-ого — вторая, 3-го — третья, 4-го — четвёртая, 5-го — снова первая и т.д. В другие месяцы в понедельник и субботу читается первая часть, во вторник и пятницу — третья, в среду — четвёртая и в четверг — вторая часть Розария. В воскресенье читается та часть, которая соответствует периоду церковного года: во время Адвента и в период Рождества — первая, во время Великого Поста — третья, во все остальные периоды года — четвёртая.
I часть – Радостные тайны (понедельник, суббота)
- Благовещение (Лк 1, 26-38).
- Мария посещает Елисавету (Лк 1, 39-45).
- Рождество Иисуса Христа (Лк 2, 1-14).
- Сретение (посвящение Иисуса Богу в храме – Лк 2, 22-40).
- Двенадцатилетнего отрока Иисуса находят в храме (Лк 2, 41-52).
II часть – Светлые тайны (четверг)
- Крещение Иисуса в Иордане (Мф 3. 17)
- Чудо в Кане Галилейской (Ин 2.1)
- Проповедь Царства Божия и призыв к покаянию (Лк 17.21)
- Преображение на горе Фавор (Мф 17.2)
- Установление Евхаристии (Еф 2.13)
III часть – Скорбные тайны (вторник, пятница)
- Молитва Иисуса в Гефсиманском саду (Лк 22, 39-46)
- Бичевание Иисуса (Лк 23, 17-25)
- Венчание тернием (Ин 19, 2-6).
- Крестный путь Иисуса Христа (Лк 23, 26-32).
- Распятие Иисуса Христа (Лк 23, 33-46).
IV часть – Славные тайны (среда, воскресенье)
- Воскресение Иисуса Христа (Мк 16, 1-14).
- Вознесение Иисуса Христа на небо (Мк 16, 15-20; Деян 1, 14-2, 11).
- Сошествие Святого Духа. (Мф 28,19)
- Успение Богородицы (Взятие на небо Пресвятой Девы Марии – Лк 1, 46-55).
- Венчание Девы Марии небесной славой (Откр 12, 1-10).
ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ РОЗАРИЯ
Совершается крестное знамение, целуется крест на четках и читается вступительная молитва Розария:
Господь наш Иисус Христос! Я посвящаю Тебе этот святой Розарий во славу имени Твоего, в честь Пречистой Матери Твоей и для спасения душ.
Сперва берется пальцами крест и читается «Верую». Затем берется первая бусинка и читается «Отче наш». На трех следующих – 3 раза «Радуйся, Мария» (просим о умножении веры, надежды и любви), 1 раз – «Слава Отцу».
После этого объявляется название части и первой тайны (можно читать текст Евангелия, который указан после тайны). На большой бусинке читается «Отче наш», на маленьких – 10 «Радуйся, Мария». В конце каждой тайны произносится «Слава Отцу» и прибавляются молитвенные возгласы:
О Мария, без первородного греха зачатая! Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих.
О мой Иисус, прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня адского и приведи все души на небо, особенно те, которые наиболее нуждаются в Твоем милосердии.
По завершении молитвы Розария можно произнести молитву «Под Твою защиту» или другой антифон Пресвятой Богородице.
Молитва после Розария
Боже, Твой Единородный Сын жизнью, смертью и воскресением Своим открыл нам путь к вечному спасению. Молим Тебя: даруй, чтобы мы, размышляя об этих тайнах в святом Розарии Пресвятой Девы Марии, последовали преподанным в нем примерам и удостоились исполнения данных нам обещаний. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
По окончании ежедневной молитвы по Розарию читается Литания Пресвятой Богородице.
Читаем Розарий вместе!
Октябрь в Католической Церкви посвящен молитве Святого Розария. С 1 октября в каждом храме (обычно перед Мессой) верующие собираются на эту молитву, также священники призывают молиться на Розарии в семейном кругу. Вместе испрашивая заступничества Пресвятой Девы Марии, семья получает возможность духовно объединиться и получить Божью благодать.
Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Первоначально по 150-ти бусинам розария читались 150 псалмов Псалтири, и лишь впоследствии круг был разбит на десятки, разделённые большими бусинами, и вместо псалмов на большой бусине стали читать Отче наш, а на каждой маленькой — Радуйся, Мария. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическое предание ссылается в этой связи на явление Девы Марии святому Доминику в 1214 году. Именно Ордену доминиканцев принадлежит особая заслуга в распространении молитвы Розария в широких кругах верующих в XV веке, но немалая роль в этом отношении принадлежит также Орденам францисканцев и иезуитов. С молитвой Розария традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой святым Папой Пием V был учреждён праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября). Пресвятая Дева Мария в Своих официально признанных Церковью явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) подтвердила необходимость чтения Розария.
Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо пяти наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины, распятия (креста) и медальона. Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям.
Всегда, когда зло набирало силу, Католическая Церковь горячо и решительно призывала людей к молитве на Розарии, доставленном ей через Деву Марию в качестве лекарства против зла. Если происки духов злобы поднебесной и атаки бесчестных людей усиливаются, необходимо должно возрастать и становиться всё более неуступчивым усердие праведных. Розарий является необычайно эффективным лекарством не только от социального зла, но также и от того зла, которое присутствует в нас самих. Но тут возникает вопрос, как следует молиться, чтобы достигнуть благословенных духовных результатов?
На розарии-четках молятся и дети, и взрослые; только начинающие постигать науку молитвы и великие мистики; простые верующие и ученые-теологи. Розарий является удивительно гибкой молитвой. Много скрытых возможностей заключается в этой простой молитве. Мы здесь назовем только самые основные.
Розарий задуман прежде всего как медитация над великими таинствами, открытыми Богом в Евангелии. Мы размышляем о них вместе с Девой Марией и в Ее духе. Поэтому иногда Розарий называют «Евангелием Христа от Марии». Проговаривая первый десяток Радостной части, кто-то, например, может вообразить себе Матерь Божию в Назарете в момент, когда Ее посетил Архангел Гавриил, и тем самым стать свидетелем диалога Небес с земным человечеством.
Розарий можно воспринимать и как устную молитву с необыкновенно богатым смыслом. «Отче наш…» — это прежде всего молитва, которой научил нас Спаситель. Ее глубина — это глубина Сердца Христа. Размышление о ее словах открывает нам всё новые и новые смыслы. Первая часть Благовещения — это слова Ангела, обращенные к Марии; следующая часть — слова Елисаветы. Далее идет молитва, обращенная от имени Церкви к Богородице. В ней — упование, что Она, Матерь Божия, будет молиться за нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. В нашем распоряжении текст выдающихся достоинств. Нам не нужно искать собственных слов, мы берем только молитву Церкви и позволяем ей вести себя. Произнося ее, мы включаемся в огромное сообщество верующих, которые на протяжении веков молились этими же словами.
Можно молиться на розарии-четках и созерцательным способом. Кто-то хотел бы не просто размышлять об Иисусе и Марии, а с любовью пребывать с Ними или почувствовать себя в безопасности рядом с Небесной Матерью.
Наконец, Розарий может стать заступнической молитвой. Случается, что кто-то из наших близких испытывает жгучую потребность в поддержке или же мы сами начинаем яснее осознавать потребности Церкви и всего мира, вспоминая о войнах, гонениях, господствующем зле. У нас складывается внутреннее убеждение в необходимости срочной молитвы о мире во всём мире или в другом столь же важном намерении. Мы могли бы просто сказать: «Боже, помоги этим людям», но такая молитва была бы слишком короткой, слишком легкой и малообязывающей. Розарий позволяет нам проявить терпение в молитве. Проговаривая десяток или целую часть Розария, мы показываем Богу, что считаем эту молитву весьма значимой и готовы потратить ради нее столько своего времени, сколько это будет нужно.
***
Молитва Розария заключает в себе краткий пересказ основных событий Евангелия, позволяющий, благодаря своей простой форме, пережить главные христианские тайны. Вместе с Марией, Ученицей Христа, исполненной Духа Божия, мы через чтение Розария созерцаем Божественный Лик Христа. Мы хотим быть похожими на Иисуса и в своей жизни воплотить ценности Евангелия. Несмотря на то, что основная молитва Розария — «Радуйся Мария» — обращена к Пресвятой Деве, её центром и вершиной является слово «Иисус» и Сама Личность Иисуса, к Которому обращены все наши чувства и всё наше внимание.
Полный круг Розария состоит из четырёх частей — радостных, светлых, скорбных и славных тайн. Каждая часть включает в себя пять событий из жизни Христа и Девы Марии.
Последовательность молитвы Розария
Начиная Розарий, молимся так:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Касаемся пальцами распятия (креста) на конце чёток и читаем Апостольский Символ веры, в краткой форме воспроизводя основные истины нашего Спасения.
На первой большой бусинке читаем «Отче наш», на каждой из следующих трех малых — «Радуйся, Мария» (дабы приумножились в нас вера, надежда и любовь), и в заключение — «Слава Отцу».
На этом вступительная часть к молитве Розария заканчивается.
В дальнейшем, касаясь очередной большой бусинки, мы произносим название соответствующей части и тайны (например, «Третья радостная тайна. Рождество Господа нашего Иисуса Христа»), затем читаем молитву «Отче наш», а на маленьких бусинках 10 раз — «Радуйся, Мария», и в завершение тайны — «Слава Отцу».
После каждой очередной тайны можно добавить еще такие молитвенные воззвания:
О Мария, без первородного греха зачатая, моли Бога о нас, к Тебе прибегающих!
О мой Иисус! Прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня адского, приведи на небо все души, а особенно те, которые более всего нуждаются в Твоём милосердии.
По завершении молитвы Розария можно прочитать Литанию Пресвятой Богородице и произнести молитву «Под Твою защиту» или другой антифон Пресвятой Богородице.
Радостные тайны (по понедельникам и субботам): 1. Благовещение 2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы 3. Рождество Иисуса Христа 4. Сретение Господне 5. Обретение Отрока Иисуса в храме
Светлые тайны (по четвергам): 1. Крещение Господне 2. Брак в Кане Галилейской 3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению 4. Преображение Господне 5. Тайная Вечеря
Скорбные тайны (по вторникам и пятницам): 1. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду 2. Бичевание Иисуса Христа 3. Увенчание тернием 4. Крестный путь Иисуса Христа 5. Распятие и смерть Иисуса Христа
Славные тайны (по средам и воскресеньям): 1. Воскресение Иисуса Христа 2. Вознесение Иисуса Христа 3. Сошествие Святого Духа 4. Успение Пресвятой Богородицы 5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой
В качестве введения к очередной тайне Розария можно прочитать или спеть подходящий по содержанию гимн или прочесть отрывок из Евангелия, после чего несколько минут поразмышлять в тишине о его духовном содержании.
Радостные тайны: 1. Благовещение: Лк 1, 26-38 2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елизаветы: Лк 1, 39-45 3. Рождество Иисуса Христа: Лк 2, 1-19 4. Сретение Господне: Лк 2, 22-35 5. Обретение Отрока Иисуса в храме: Лк 2, 42-51
Светлые тайны: 1. Крещение Господне: Мф 3 2. Брак в Кане Галилейской: Ин 2, 1-11 3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению: Мф 5, 1-16; 7, 24-29 4. Преображение Господне: Мф 17, 1-13 5. Тайная Вечеря: Ин 13, 1-5. 12-17; Мф 26, 26-30
Скорбные тайны: 1. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф 26, 36-44 2. Бичевание Иисуса Христа: Лк 23, 13-23; Ин 19, 1 3. Увенчание тернием: Ин 19, 2-11. 14b-15a 4. Крестный путь Иисуса Христа: Лк 23, 26-28. 32-38 5. Распятие и смерть Иисуса Христа: Ин 19, 23-27; Лк 23, 44-49
Славные тайны: 1. Воскресение Иисуса Христа: Мф 28, 1-10 2. Вознесение Иисуса Христа: Мф 28, 16-20; Деян 1, 8-9 3. Сошествие Святого Духа: Деян 2, 1-4 4. Успение Пресвятой Богородицы: Ин 14, 1-4. 6b 5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой: Еф 1, 3-10
По материалам katolik-gomel.by
Автор нижнего фото — Анастасия Подлиняева
Октябрь. Зачем и как молиться по Розарию?
1 октября католическая церковь начинает месяц молитвы по Розарию. Эта молитва совершается каждый день после Святой Мессы, также священники призывают молиться на розарии в своих домах: с семьей, с детьми каждый вечер читать хотя бы по одному десятку розария. Однако многие считают, что это устаревшее занятие, которое нужно лишь религиозным бабушкам, которые привыкли так молиться…
Начнем со справки. Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Первоначально по 150 бусинам розария читались 150 псалмов Псалтири, и лишь впоследствии круг был разбит на десятки, разделённые большими бусинами, и вместо псалмов по нему читались Отче наш и Аве Мария. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году. Особую роль в распространении молитвы Розария сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября). По католическому учению Дева Мария в своих явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) подтвердила необходимость чтения Розария.
Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины, распятия (креста) и медальона. Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям.
Всегда, когда зло набирало силу, католическая Церковь горячо и решительно призывала людей к молитве на розарии, данном ей через Деву Марию как лекарство против зла.
Когда зло и атаки бесчестных усиливаются, должно возрастать и становиться все более живучим усердие праведных. Розарий является необычайно эффективным лекарством не только от общественного зла, но также и от того зла, которое есть в нас самих. Возникает вопрос, как молиться, чтобы достигнуть благословенных результатов этой молитвы.
На розарии-четках молятся дети и взрослые, начинающие науку молитвы и великие мистики, люди простые и ученые-теологи. Розарий является удивительно гибкой молитвой. Много скрытых возможностей заключается в этой простой молитве. Назовем основные.
Розарий задуман прежде всего как медитация над великими таинствами, объявленными Богом в Евангелиях. Мы размышляем над ними с Марией и в Ее духе. Поэтому иногда Розарий называют Евангелием Христа от Марии. Проговаривая первый десяток радостной части, кто-то, например, может вообразить себе Матерь Божию в Назарете, когда ее посетил Архангел Гавриил, и таким образом стать свидетелем диалога Неба с землей.
Розарий можно воспринимать и как устную молитву с необыкновенно богатым смыслом. «Отче наш…» — это прежде всего молитва, которой научил нас Спаситель. Ее глубина — это глубина Сердца Христа. Рассуждение над ее словами всегда открывает нам новый смысл. Первая часть Благовещения — это слова Ангела, обращенные к Марии; следующая часть — слова Елисаветы. Далее идет молитва, направленная через Церковь к Богородице. В ней — упование, что Она, Матерь Божия, будет молиться за нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Великолепный текст к нашим услугам. Нам не нужно искать собственных слов, мы берем только молитву Церкви и позволяем ей вести себя. Произнося ее, мы включаемся в огромное сообщество верующих, которые на протяжении веков молились этими же словами.
Можно молиться на розарии-четках и созерцательным способом. Кто-то хотел бы не просто размышлять о Иисусе и Марии, а с любовью пребывать с Ними или почувствовать себя в безопасности рядом с Небесной Матерью.
Розарий может также стать молитвой заступничества. Случается, что кто-то из наших близких испытывает большую потребность в поддержке, или мы сами начинаем яснее понимать потребности Церкви и всего мира: думаем о войнах, преследованиях, господствующем зле. Чувствуем, что должны искренне помолиться о воцарении мира. Мы могли бы просто сказать: «Боже, помоги этим людям», но такая молитва была бы слишком короткой, слишком легкой. Розарий позволяет проявить терпение в молитве. Проговаривая десяток или целую часть Розария, мы показываем Богу, что считаем эту молитву значительной и готовы пожертвовать для нее время.
Молитва Розария заключает в себе краткий пересказ основных событий Евангелия, позволяющий, благодаря своей простой форме, пережить главные христианские тайны. Вместе с Марией, Ученицей Христа, исполненной Духа Божия, мы через чтение Розария созерцаем Божественный Лик Христа. Мы хотим быть похожими на Иисуса и в своей жизни воплотить ценности Евангелия. Несмотря на то, что основная молитва Розария — «Радуйся Мария» — обращена к Пресвятой Деве, её центром и вершиной является слово Иисус, к которому обращены все наши чувства и всё наше внимание.
Молитва состоит из четырёх частей — радостных, светлых, скорбных и славных тайн. Каждая часть включает в себя пять событий из жизни Христа и Девы Марии.
Последовательность молитвы Розария Начиная Розарий, молимся так:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«Верую в Бога»
«Отче наш»
3 раза «Радуйся, Мария»
«Слава Отцу»
Каждую тайну Розария начинаем, произнося название соответствующей части и тайны, затем молитву «Отче наш», затем 10 раз «Радуйся, Мария» и в завершение тайны — «Слава Отцу».
После каждой тайны можно прочесть:
О мой Иисус! Прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня преисподнего и приведи на небо все души, особенно те, которые более всего нуждаются в Твоём милосердии.
По завершении молитвы Розария можно произнести молитву «Под Твою защиту» или другой антифон Пресвятой Богородице.
Радостные тайны (по понедельникам и субботам): 1. Благовещение 2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы 3. Рождество Христово 4. Сретение Господне 5. Обретение Отрока Иисуса в храме
Светлые тайны (по четвергам): 1. Крещение Господне 2. Брак в Кане Галилейской 3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению 4. Преображение Господне 5. Тайная Вечеря
Скорбные тайны (по вторникам и пятницам): 1. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду 2. Бичевание Иисуса Христа 3. Увенчание тернием 4. Крестный путь Иисуса Христа 5. Распятие и смерть Иисуса Христа
Славные тайны (по средам и воскресеньям): 1. Воскресение Иисуса Христа 2. Вознесение Иисуса Христа 3. Сошествие Святого Духа 4. Успение Пресвятой Богородицы 5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой
Как введение к каждой тайне Розария можно спеть соответствующую песню или прочесть отрывок из Библии и размышлять о его тайне.
Радостные тайны: 1. Благовещение: Лк 1, 26-38 2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елизаветы: Лк 1, 39-45 3. Рождество Христово: Лк 2, 1-19 4. Сретение Господне: Лк 2, 22-35 5. Обретение Отрока Иисуса в храме: Лк 2, 42-51
Светлые тайны: 1. Крещение Господне: Мф 3 2. Брак в Кане Галилейской: Ин 2, 1-11 3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению: Мф 5, 1-16; 7, 24-29 4. Преображение Господне: Мф 17, 1-13 5. Тайная Вечеря: Ин 13, 1-5. 12-17; Мф 26, 26-30
Скорбные тайны: 1. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф 26, 36-44 2. Бичевание Иисуса Христа: Лк 23, 13-23; Ин 19, 1 3. Увенчание тернием: Ин 19, 2-11. 14b-15a 4. Крестный путь Иисуса Христа: Лк 23, 26-28. 32-38 5. Распятие и смерть Иисуса Христа: Ин 19, 23-27; Лк 23, 44-49
Славные тайны: 1. Воскресение Иисуса Христа: Мф 28, 1-10 2. Вознесение Иисуса Христа: Мф 28, 16-20; Деян 1, 8-9 3. Сошествие Святого Духа: Деян 2, 1-4 4. Успение Пресвятой Богородицы: Ин 14, 1-4. 6b 5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой: Еф 1, 3-10
Как читать Розарий по четкам
Сперва берется пальцами крест и читается «Верую в Бога…». Это «Символ веры», в котором в краткой форме содержится истина, открытая нам Богом о Самом Себе, о том, как Он сошел на землю, жил на ней, умер и воскрес, для того, чтобы мы могли вместе с Ним по окончании земной жизни взойти на Небо..
Затем берется первая бусинка и читается «Отче наш…». На трех следующих — три раза «Радуйся, Мария…» (для умножения веры, надежды и любви). После этого — «Слава Отцу…».
Эти молитвы составляют вступление Розария.
После этого объявляется название части и первой тайны. На большой бусинке читается «Отче наш…», на маленьких — 10 «Радуйся Мария…». В конце каждой тайны произносится «Слава Отцу…» и можно прибавить молитвенные возгласы:
«О, мой Иисус! Прости нам наши грехи, избавь нас от огня адского и приведи все души на небо, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем Милосердии».
«О Мария, без первородного греха зачатая! Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих».
В статье использованы материалы Википедии и журнала «Любите друг друга».
Светлые тайны Святого Розария
Светлые тайны
16 октября 2002 года, в Апостольском послании Розарий Девы Марии
(Rosarium Virginis Mariae),
Иоанн Павел II включил в Святой Розарий новую его часть: светлые тайны, связанные с общественной жизнью Христа – от Его Крещения в Иордане до Страстей: 1) Крещение Иисус Христа в Иордане; 2) Его Откровение о Себе Самом на брачном пиру в Кане; 3) Возвещение Царствия Божьего и призыв к обращению; 4) Его Преображение; 5) Установление Евхаристии — сакраментального воплощения Пасхальной Тайны. Эти тайны Папа советует проникать верой и сердцем по четвергам. В своем документе Иоанн Павел II объявил 2002 год
Годом Розария.
1. Крещение Иисуса в Иордане«Первая светлая тайна — Крещение Иисуса в Иордане, во время которого, когда Христос погружается в воды реки, – Невинный соделался «грехом» за нас (ср. 2Кор 5,21)
– отверзаются небеса и голос Отца называет Его Возлюбленным Сыном
(см. Мф 3,17 и далее)
, а Святой Дух сходит на Него и призывает к будущей миссии.» (
Розарий Девы Марии, 21)
«Крещение Иисуса, с Его стороны, есть приятие и начало Его миссии страждущего Служителя. Он позволяет причесть Себя к грешникам; Он уже есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29); Он уже предвещает «крещение» Своей кровавой смертью. Он уже приходит «исполнить всякую правду»
(Мф 3,15
), то есть весь подчиняется воле Отца: из любви Он соглашается на это крещение смерти ради отпущения наших грехов. Этому приятию отвечает голос Отца, сообщающий, что все Его благоволение в Сыне. Дух, Которым во всей полноте владеет Иисус с момента Своего зачатия, «сходит» на Него
(Ин 1,32-33)
. Иисус будет источником Духа для всего человечества. При Его крещении «отверзлись небеса»
(Мф 3,16)
, замкнутые грехом Адамовым; и воды освятились сошествием Иисуса и Духа — это введение в новое творение.»
(Катехизис Католической Церкви, 536)
2. Чудо в Кане ГалилейскойЧудо в Кане Галилейской – «это начало знамений в Кане (см. Ин 2,1-12), когда Христос, претворив воду в вино, открывает сердца учеников для веры, по заступничеству Марии, первой из верующих.» (Розарий Девы Марии, 21)
3. Проповедь Царства Божьего и призыв к покаянию
Третья светлая тайна – «проповедь Иисуса, в которой Он возвещает приближение Царствия Божия и призывает к обращению (см. Мк 1,15)
, отпуская грехи тем, кто со смиренным упованием приближается к Нему
(см. Мк 2,3-13; Лк 7,47-48)
– вот начало служения милосердия, которое Он будет исполнять вплоть до конца мира, особенно – через Таинство Примирения, вверенное Им Своей Церкви
(см. Ин 20,22-23)
.»
(Розарий Девы Марии, 21)
— «Приблизилось Царствие Божие»«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1,14-15).
«Христос, чтобы исполнить волю Отца, положил начало Царству Небесному на земле». А воля Отца — «возвысить людей до участия в Божественной жизни». Он делает это, собирая людей вокруг Своего Сына Иисуса Христа. Это собрание есть Церковь на земле — «зачаток и начало» Царства Божия.»
(Катехизис Католической Церкви, 541)
«Христос находится в средоточии этого собирания людей в «семью Божию». Он созывает их к Себе словом, знамениями, которые являют Царство Божие, а также посылая к ним Своих учеников. Он осуществит приход Своего Царствия прежде всего великой тайной Своей Пасхи: смертью крестной и воскресением. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12,32). К этому единению со Христом призваны все люди.»
(Катехизис Католической Церкви, 542)
— Все люди призваны войти в Царство Божие.«Возвещенное сначала сынам Израиля, это мессианское Царство предназначено принять людей со всех концов света. Чтобы получить доступ в него, следует принять слово Христа» (Катехизис Католической Церкви, 543)
— Царство Божье принадлежит бедным и малым
«Царство Небесное принадлежит бедным и малым, то есть тем, кто принял его со смиренным сердцем. Иисус послан, чтобы «благовествовать нищим» (Лк 4,18)
. Он объявляет их блаженными, «ибо их есть Царство Небесное»
(Мф 5,3)
; «младенцам» благоволил Отец открыть то, что осталось скрытым от мудрых и разумных». Иисус разделяет жизнь бедных — от яслей до распятия; Он знает голод, жажду и лишения. Более того, Он отождествляет Себя со всевозможными бедными и деятельную любовь к ним делает условием вступления в Свое Царство.»
(Катехизис Католической Церкви, 544)
— Также грешники призваны к Царству Божьему«Иисус приглашает грешников на пир Царства: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мк 2,17)
. Он призывает их к обращению, без которого нельзя войти в Царство Небесное, но словами и деяниями являет им безграничное милосердие Отца к ним и безмерную радость на небесах «об одном грешнике кающемся»
(Лк 15,7)
. Высшим доказательством этой любви будет принесение Им в жертву Своей жизни «во оставление грехов»
(Мф 26,28)
.»
(Катехизис Католической Церкви, 545)
— Причти о Царстве Небесном«Призывая войти в Царство Небесное, Иисус прибегает к притчам, и это характерная черта Его учительства. Притчами Он зовет на пир Царства Небесного, но в то же время предлагает сделать коренной выбор: чтобы получить Царство Небесное, надо отдать все; слова недостаточны — нужны деяния. Притчи для человека — словно зеркала, показывающие принимает ли он слово Христа — как места каменистые или как добрая земля. Что делает он с полученными талантами? Иисус и присутствие Царства Небесного в этом мире таятся в сердце притч. Нужно войти в Царство Небесное, то есть стать учеником Христа, чтобы «знать тайны Царствия Небесного» (Мф 13,11)
. Для тех, «внешних
» (Мк 4,11)
, все остается загадочным.»
(Катехизис Католической Церкви, 546)
— Знамения Царства Божия«Иисус сопровождает Свои слова многочисленными «силами и чудесами и знамениями» (Деян 2,22)
, которые показывают, что Царство Небесное — в Нем. Они подтверждают, что Иисус есть возвещенный Мессия.»
(Катехизис Католической Церкви, 547)
«Знамения Иисусовы свидетельствуют о том, что Его послал Отец. Они призывают верить в Него. Тем, кто обращается к Нему с верою, Он дает то, чего они просят. Тогда чудеса укрепляют веру в Того, Кто исполняет дела Своего Отца: они свидетельствуют о том, что Он Сын Божий. Но они могут также быть поводом «соблазниться» (Мф 11,6). Они не на то направлены, чтобы удовлетворять любопытство и жажду чудесного. Несмотря на столь очевидные чудеса, есть люди, которые отвергают Иисуса; Его даже обвиняют в том, что Он действует бесовскою силой.»
(Катехизис Католической Церкви, 548)
«Освобождая некоторых людей от земных зол — голода, несправедливости, болезни и смерти, Иисус подал мессианские знамения; однако Он пришел не с тем, чтобы отменить все земные страдания, но чтобы избавить людей от самого тяжкого рабства — порабощения греху, которое препятствует им в их призвании сынов Божиих и порождает все другие виды человеческого порабощения.» (Катехизис Католической Церкви, 549)— Пришествие Царства Божия есть поражение царства сатаны
«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12,28)
. Изгнание бесов Иисусом избавляет людей от их власти4. Оно предвещает великую победу Иисуса над «князем мира сего» (Ин 12,31). Крестом Христовым будет окончательно установлено Царство Божие: «Бог царствует с древа».»
(Катехизис Католической Церкви, 550)
— «Ключи Царства Небесного»«С самого начала Своего общественного служения Иисус выбирает людей, двенадцать числом, чтобы они были с Ним и участвовали в Его миссии. Он дает им участие в Своей власти. Он «послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных» (Лк 9,2)
. Они навсегда остаются в общении с Царством Христовым, ибо Христос через них правит Церковью: И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых
(Лк 22,29-30)
.»
(Катехизис Католической Церкви, 551)
«В собрании Двенадцати Симон Петр занимает первое место. Иисус доверил ему особую миссию. Благодаря Откровению, полученному от Отца, Петр исповедал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». В ответ на это Господь наш сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16,18). Христос, «камень живой»,
(1Петр 2,4)
, дает Своей Церкви, построенной на камне-Петре, верную победу над силами смерти. В силу исповеданной им веры Петр будет несокрушимой скалой — опорой Церкви. Его миссией будет хранить эту веру от оскудения и укреплять в ней своих братьев.»
(Катехизис Католической Церкви, 552)
«Иисус наделил Петра специфической властью: «И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,19). «Власть ключей» — это определение права управлять Домом Божиим, каковым является Церковь. Иисус, «добрый Пастырь»
(Ин 10,11)
, подтвердил это назначение после Воскресения: «Паси овец Моих»
(Ин 21,15-17)
. Власть «связывать» и «разрешать» означает полномочия отпускать грехи, выносить вероучительные суждения и принимать дисциплинарные решения в Церкви. Иисус поручил эту власть Церкви через служение апостолов и прежде всего Петра, единственного, кому Он прямо доверил ключи Царства Небесного.»
(Катехизис Католической Церкви, 553)
— Царству этому не будет конца«То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии, исполнение видения пророка Даниила о Сыне Человеческом: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7,14)
. С этих пор апостолы стали свидетелями «Царствия Его», которому «не будет конца».»
(Катехизис Католической Церкви, 664)
«Иисус Христос, Глава Церкви, предшествует нам в славном Царстве Отца, чтобы мы, члены Его тела, жили в чаянии некогда вечно быть с Ним.» (Катехизис Католической Церкви, 666)— Будущая полнота Царства Божьего
«Уже присутствующее в Его Церкви, Царство Христово еще, однако, не совершилось «с силою и славою великою» (Лк 21,27)
пришествием Царя на землю. На это Царство еще нападают силы беззакония, даже если они уже побеждены в основе Пасхой Христовой. До тех пор, пока все Ему не подчинится, «пока не будут новые небеса и новая земля, на которой обитает праведность, странствующая Церковь в своих таинствах и в учреждениях, которые принадлежат этому веку, несет преходящий образ мира сего; она живет среди творений, которые еще стонут в родовых муках и ожидают откровения сынов Божиих». Поэтому христиане молятся, особенно совершая Евхаристию, о том, чтобы Христос вскоре вернулся: «Гряди, Господи!»
(1 Кор 16,22; Откр 22,17.20)
«.
(Катехизис Католической Церкви, 671)
4. Преображение на горе Фавор«Преображение – светлая тайна в полном смысле этого слова; согласно Преданию, оно произошло на горе Фавор. Божественная слава сияет на Лике Христа, тем временем Отец призывает Апостолов, пребывающих в экстазе, слушать Его Сына (см. Лк 9,35)
и готовит их пережить с Ним агонию Страстей и войти с Ним в радость Воскресения и в жизнь, преображенную Святым Духом.»
(Розарий Девы Марии, 21)
5. Установление Таинства Евхаристии«Последняя светлая тайна – установление Евхаристии, в которой Христос под видом хлеба и вина дает Себя, Свое Тело и Кровь, “в пищу” и “до конца” свидетельствует о Его любви к человечеству (ср. Ин 13,1), ради спасения которого Он вскоре пожертвует Собой”». (Розарий Девы Марии, 21)
Молитвы до и после Розария
Вступительная молитва:
Господь наш Иисус Христос! Я посвящаю Тебе этот Святой Розарий во славу имени Твоего, в честь Пречистой Матери Твоей и для спасения душ.
Завершающая молитва:
Боже, Твой Единородный Сын жизнью, смертью и воскресением Своим открыл нам путь к вечному спасению. Молим Тебя: даруй, чтобы мы, размышляя об этих тайнах в Святом Розарии Пресвятой Девы Марии, последовали преподанным в нем примерам и удостоились исполнения данных нам обещаний. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Тайны Розария
Как введение к каждой тайне Розария можно прочесть соответствующий отрывок из Библии и размышлять о его тайне — см. Размышления.
Первая часть: Радостные тайны
- Благовещение
- Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы
- Рождество Христово
- Сретение Господне
- Обретение Отрока Иисуса в Храме
Вторая часть: Светлые тайны
- Крещение Иисуса в Иордане
- Чудо в Кане Галилейской
- Проповедь Царства Божия и призыв к покаянию
- Преображение Господне
- Установление таинства Евхаристии
Третья часть: Скорбные тайны
- Молитва Иисуса в Гефсиманском саду
- Бичевание
- Увенчание тернием
- Крестный путь
- Распятие и смерть Иисуса Христа
Четвертая часть: Славные тайны
- Воскресение Иисуса Христа
- Вознесение Иисуса Христа
- Сошествие Святого Духа
- Успение Пресвятой Богородицы
- Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой
Молитвы
РОЗАРИЙ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ РАДОСТНЫЕ ТАЙНЫ
- Благовещение.
- Мария посещает Елисавету.
- Рождество Иисуса Христа.
- Сретение (посвящение Иисуса Богу в храме).
- Двенадцатилетнего отрока Иисуса находят в храме.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СКОРБНЫЕ ТАЙНЫ
- Молитва Иисуса в Гефсиманском саду.
- Бичевание Иисуса.
- Венчание тернием.
- Крестный путь Иисуса Христа.
- Распятие Иисуса Христа.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЛАВНЫЕ ТАЙНЫ
- Воскресение Иисуса Христа.
- Вознесение Иисуса Христа на небо.
- Сошествие Святого Духа.
- Успение Богородицы (Взятие на небо Пресвятой Девы Марии).
- Венчание Девы Марии небесной славой.
Ежедневно прочитывается обычно одна часть Розария. В октябре — месяце святого Розария — все части читаются подряд: 1-го числа — первая часть, 2-го — вторая, 3-го — третья, 4-го — снова первая и т.д. В другие месяцы в понедельник и четверг читается первая часть, во вторник и пятницу — вторая, в среду и субботу — третья. В воскресенье читается та часть, которая соответствует периоду церковного года: во время Адвента и в период Рождества — первая, во время Великого Поста — вторая, во все остальные периоды года — третья.
ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ РОЗАРИЯ:
Совершается крестное знамение, целуется крест на четках и читается вступительная молитва Розария:
Господь наш Иисус Христос! Я посвящаю Тебе этот святой Розарий во славу имени Твоего, в честь Пречистой Матери Твоей и для спасения душ.
Сперва берется пальцами крест и читается «Верую». Затем берется первая бусинка и читается «Отче наш». На трех следующих — три раза «Радуйся, Мария» (для умножения веры, надежды и любви). После этого — «Слава». Эти молитвы составляют вступление Розария.
После этого объявляется название части и первой таный. На большой бусинке читается «Отче наш», на маленьких — 10 «Радуйся Мария». В конце каждой тайны произносится «Слава» и прибавляются молитвенные возгласы:
О Мария, без первородного греха зачатая! Моли Бога о нас, к Тебе прибегшающих.
О мой Иисус! Прости нам наши пригрешения, избавь нас от огня преисподнего и приведи на небо все души, особенно те, которые более всего нуждаются в Твоем милосердии.
По окончании ежедневной молитвы по Розарию читается Литания Пресвятой Богородице, а также молитва св. Иосифу.
Во избежание рассеянности при чтении Розария, в каждой молитве «Радуйся, Мария» после слов «благословен плод чрева Твоего Иисус» можно упоминать ту тайну, о которой мы размышляем, например:
Радостные тайны:
1-я тайна:
«… Иисус, Которого Ты зачала от Духа Святого».
2-я тайна:
«… Иисус, с Которым Ты посетила Елисавету».
3-я тайна:
«… Иисус, Которого Ты родила в Вифлееме».
4-я тайна:
«… Иисус, Которого Ты посвятила Богу в храме».
5-я тайна:
«… Иисус, Которого Ты нашла во храме».
Ckoрбные тайны:
1-я тайна:
«… Иисус, Который молился в саду Гефсиманском».
2-я тайна:
«… Иисус, Которого за нас бичевали».
3-я тайна:
«… Иисус, Которого увенчали тернием».
4-я тайна:
«… Иисус, Который нес за нас тяжкий крест».
5-я тайна:
«… Иисус, Который умер за нас на кресте».
Славные тайны:
1-я тайна:
«… Иисус, Который воскрес из мертвых».
2-я тайна:
«… Иисус, Который вознесся на небо».
3-я тайна:
«… Иисус, Который ниспослал нам Святого Духа».
4-я тайна:
«… Иисус, Который взял Тебя на небо».
5-я тайна:
«… Иисус, Который увенчал Тебя небесной славой».
Молитва после Розария:
Боже, Твой Единородный Сын жизнью, смертью и воскресением Своим открыл нам путь к вечному спасению. Молим Тебя: даруй, чтобы мы, размышляя об этих тайнах в святом Розарии Пресвятой Девы Марии, последовали преподанным в нем примерам и удостоились исполнения даных нам обещаний. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Введение
Розарий — это сочетание устной и мысленной молитвы, обычно совершаемой при помощи четок индивидуально или группой верующих. Эта молитва заключает в себе краткий пересказ основных событий Евангелия, позволяющий, благодаря своей простой форме, пережить главные христианские тайны. Через чтение Розария мы вместе с Марией созерцаем Божественный Лик Спасителя. Мы размышляем об основных событиях жизни Иисуса и Марии и черпаем в них наставление. Хотя основная молитва Розария — «Радуйся, Мария» — обращена к Пресвятой Деве, ее центром и вершиной является слово «Иисус», к которому обращены все наши чувства и все наше внимание.
Молитва состоит из четырех частей, каждая из которых обычно читается по определенным дням недели: радостные тайны — по понедельникам и субботам, светлые — по четвергам, скорбные — по вторникам и пятницам, а славные — по средам и воскресеньям. Во время Адвента и в период Рождества по воскресеньям читаются радостные тайны, а по воскресеньям Великого Поста — скорбные. В октябре, посвященном Святому Розарию, все тайны читаются подряд: 1-го числа — первая; 2-го — вторая; … 5-го — снова первая и так далее. Полный Розарий можно читать ежедневно.
Весь Розарий охватывает 20 событий — тайн — из жизни Христа и Девы Марии. Радостные тайны рассказывают нам о воплощении Сына Божия и Его жизни в Святом Семействе; светлые — о Его общественном служении; скорбные погружают нас в страдания и крестную смерть Спасителя; наконец, славные тайны открывают нам вечную славу Иисуса и Марии на небесах. Таким образом, каждая из частей Розария содержит по пять тем для молитвенного размышления, которые и называют тайнами.
Как читать Розарий по четкам
Совершается крестное знамение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», целуется крест на четках и читается «Верую». После этого берется первая большая* бусина и читается на ней «Отче наш». На следующих трех маленьких бусинах читается «Радуйся, Мария» во умножение веры, надежды и любви. Затем на большой бусине читается «Слава». Так совершается вступительная часть Розария.
Теперь следует объявить часть и тайну, если такое объявление предполагается. Например: «Первая радостная тайна. Благовещение». На большой бусине (на той самой, на которой только что читалась «Слава») читается «Отче наш», затем на каждой из десяти маленьких «Радуйся, Мария», а на следующей большой «Слава». Так заканчивается чтение одной тайны. В завершении каждой тайны можно прибавить молитвенные возгласы:
О мой Иисус! Прости нам наши грехи, избавь нас от огня ада и приведи все души на небо, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем милосердии. О Мария, без первородного греха зачатая! Молиcь о нас, к Тебе прибегающих.
После этого начинается чтение следующей тайны в таком же порядке: объявление (если нужно); большая бусина — «Отче наш»; маленькие — «Радуйся, Мария»; большая — «Слава».
В каждой молитве «Радуйся, Мария» после слов «благословен плод чрева Твоего Иисус» можно упоминать ту тайну, о которой мы размышляем — см. Размышления.
По окончании ежедневной молитвы Розария можно прочитать Литанию Пресвятой Богородице с антифоном «Под Твою защиту» (можно без литании), а также молитву святому Иосифу.
* все бусины могут быть и одного размера, принципиально только их расположение.
‹…› Для большинства душ, которые живут в мире, Розарий является ежедневным духовным хлебом, отнять у них или отвести их от этой молитвы означает уменьшить в их умах признательность и добросовестность, с которой они молятся, и в духовной сфере это то же самое и даже больше, намного больше, принимая во внимание то, что духовная сфера превосходит материальную сферу. Иначе говоря, это как если бы в материальной жизни люди были бы лишены хлеба, необходимого для поддержания их физической жизни. К сожалению, большинство людей несведущи в религиозных вопросах и позволяют себе быть брошенными туда, куда несет их волна. Поэтому большая ответственность лежит на тех, кто находится на службе вести их; и все мы являемся лидерами друг друга, потому что мы все имеем обязанность взаимно помогать друг другу и идти добрым путем.
Помимо того, что я уже сказала, было бы хорошо, если бы молитве Розария придали больше подлинного значения, чем было дано до сих пор, чем просто «Богородичной» молитвы. Все молитвы, которые мы произносим в Розарии являются молитвами, формирующими часть Священной Литургии; и более, чем молитва, направленная к Деве Марии, это молитва, направленная к Богу: — «Отче Наш» была дана нам Иисусом Христом, который сказал: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!…» (Мф.6:9); — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…» есть гимн, который пели ангелы, посланные Богом возвестить о рождении Его Слова, Богом сотворенного человека; — «Богородица Дево, радуйся», как вполне понятно, это не меньше, чем молитва, устремленная к Богу: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Я приветствую Тебя, Марие, потому что Господь находится с Тобою. Эти слова были, безусловно, продиктованы Отцом Ангелу, когда Он послал его на землю, чтобы этими словами приветствовать Марию.
‹…›
Возможно, было бы правильно представить цель миссионерского движения не только как исполнение Послания Фатимы, но также как движение молитвы и покаяния за мир во всём мире, в Церкви и в португальских заморских провинциях. И пусть Португалия, настолько преданная Евхаристии и Деве Марии, станет первой нацией, которая осознает, что Молитва Розария не просто Богородичная молитва, но также и Евхаристическая молитва. Поэтому ничто не должно препятствовать людям молиться перед Святыми Дарами. В качестве доказательства этого, Святой Отец Папа Пий XI даровал полную индульгенцию тому, кто молится по Розарию перед Святыми Дарами, а недавно Его Святешество Папа Павел VI снова даровал подобную индульгенцию.
Таким образом, необходимо молиться по Розарию в городах, в посёлках и в селах, на улицах, на дорогах, во время поездок или дома, в церквях и в часовнях! Это молитва доступна для всех, и каждый может и должен молиться. Много таких, которые не ходят к литургической молитве Святой Мессы ежедневно. Если они не молятся по Розарию, какими же молитвами они молятся? А без молитвы кто же может спастись? — «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение …».
Необходимо тогда молиться и молиться всегда. Это означает, что вся наша деятельность и труды должны сопровождаться напряженной духовной молитвой, потому что именно в молитве душа встречается с Богом, и в этой встрече получаемы благодать и силы, даже тогда, когда молитвы сопровождаются отвлечениями. Молитва всегда взращивает веру в душах, даже если это не более чем мгновенное воспоминание тайны нашего Спасения, напоминание о рождении, смерти и Воскресении Спасителя нашего; и Бог будет отпускать и прощать те отвлечения, которые относятся к человеческой слабости, невежеству и ничтожеству.
Маленький трактат о Природе и Чтении Розария:
коллекция выдержек из писем сестры Люсии, написанных между 1969-71
A Little Treatise, by the Seer, on the Nature and Recitation of the Rosary: a collection of excerpts from letters of Sister Lucy written between 1969-71 Letter to Maria Teresa Coimbra, Dec. 4, 1970.