Храм Преображения Господня (Старопечерская церковь)


История строительства

До 1816 года местом проведения ярмарки был Макарьевский монастырь, расположенный в поселке Макарьево, в 88 км. от Нижнего Новгорода. В 1816 году в Макарьеве случился пожар, сооружения ярмарки сильно пострадали и было принято решение о переносе ярмарки в Нижний Новгород. Территория для обустройства новой ярмарки была выбрана очень обширная и живописная — на стрелке, в месте слияния рек Волги и Оки. В 1817 г. государством были выделены значительные средства для строительства ярмарочного комплекса, доминантой которого должен был стать величественный православный собор.

© Александр Орлов

Руководить возведением новой ярмарки было поручено опытному инженеру-механику и строителю, генералу-лейтенанту Августину Бетанкуру (1758–1824), испанцу по происхождению, несшего службу в Российской империи. По замыслу Бетанкура, новая ярмарка в Нижнем Новгороде должна была стать одной из лучших и прогрессивных торговых площадок европейского уровня. Для строительства главного православного собора Бетанкуром был приглашен знаменитый зодчий Огюст Монферран (1786–1858), архитектор французского происхождения, который в это же время работал в Санкт-Петербурге над проектом Исаакиевского собора.

© Ирина Нечаева

Датой заложения Спасского Староярмарочного собора считается 1 августа 1818 года, а 5 июля 1822 года был освящен главный престол Спасского Староярмарочного собора. Среди главных святьнь Спасского Староярмарочного собора — иконы с частицами мощей святого князя Александра Невского, предопобного Серафима Саровского, князей Петра и Февронии Муромских, а также икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», икона Нерукотворного Образа Спасителя.

Храм в честь Преображения Господня

  • Главная
  • Приходы
  • Храм в честь Преображения Господня

Престол

Главный — в честь Преображения Господня (19 августа).
Правый придел — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (22 мая/19 декабря).

Приставной престол — в честь Собора Нижегородских святых.

Престол пещерного храма — в честь святого преподобного Иоасафа, царевича Индийского (2 декабря).

Святыни

Под спудом находятся мощи святого преподобного схимонаха Иоасафа Печерского, Нижегородского чудотворца, которые были обретены в результате оползня, разрушившего Печерский Вознесенский монастырь в конце XVI века.

История

На небольшой терраске, в полугоре высокого правого берега, на подходе к Нижнему Новгороду с волжского Понизовья высятся строения каменной Спасо-Преображенской церкви, отмечая первоначальное местоположение одного из древнейших нижегородских монастырей.

Печерская обитель была основана здесь в 1330-х годах выходцем из Киева монахом Дионисием, видным церковно-политическим деятелем Древней Руси XIV столетия, собеседником и сподвижником святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

Но 18 июня 1597 года произошло несчастье: подземные родники глубоко подточили береговой грунт, и гора огромным массивом сползла в Волгу вместе со строениями монастыря и, как вспоминали очевидцы этого события, посреди реки поднялись «…бугры великие: суды, которые стояли под монастырем на воде, и те суды стали на берегу, на сухе, сажен двадцать от воды и болши… под горой храм Николая Чудотворца да преподобнаго Евфимия Суздалскаго чудотворца совсем сдвинуло…»

После этого Печерский монастырь пришлось возвести заново, уже на иной просторной береговой площадке, на версту ближе к городу, а рубленая церковь Николы так и осталась стоять пустующей на прежнем месте.

4 мая 1640 года в Печерском монастыре случился пожар, уничтоживший бревенчатую ограду и надвратный храм в честь святого Евфимия Суздальского. Тогда же монастырские власти решили отстроить святые ворота каменными, а временно из Старых Печер «…тот пустой храм перенесть в монастырь и поставить на святых воротех и освятить с новым антиминсом во имя преподобнаго Евфимия Суздальского».

Так и было сделано. Место же, где стоял в Старых Печерах Никольский храм, подсыпали землей и огородили, а по центру поставили памятный крест. После того как основные здания Печерского монастыря к середине XVII столетия отстроили кирпичными, в Старых Печерах срубили новый Никольский храм, а земли возле него заселили двумя монастырскими слободками, в которых к 1686 году уже насчитывалось в одной 37, а в другой — 23 жилых двора крестьян, ставших основными поставщиками в монастырь, а затем и на торги Нижнего Новгорода овощей и прежде всего огурцов.

Рубленая церковь Старых Печер простояла до 1782 года, когда во время пожара слободы сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод, во-первых, за разрешением возвести на прежнем месте церковь уже каменную, а во-вторых, с просьбой хотя бы отчасти профинансировать работы. Разрешение на каменное строительство было получено, как и 500 рублей, положенных к выдаче из казны в подобных случаях.

Проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьевичем Ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом.

В 1785 году кирпичный храм был вчерне построен. Тогда же епископ Дамаскин (1783–1794) освятил в трапезной первый теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова, а спустя пять лет — другой придел, в честь святителя Николая. Иконостас же и иконы главного престола выполнялись еще несколько лет.

13 июня 1798 года епископ Павел (1794–1798) освятил главный престол храма. К тому времени на колокольне церкви уже находилось шесть колоколов, в том числе «Большой» весом 54 пуда. Хотя кровли храма и трапезной оставались тесовыми, все главы (включая и главы приделов) были обиты белым железом, а кресты вызолочены.

Минувшие с того времени почти два века привнесли в образ церкви незначительные изменения, поэтому она остается одной из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца XVIII века. В XX столетии храм был действующим.

Обязательные катехизаторские беседы перед таинствами Крещения и Венчания:

пт, сб 10:00–17.00

вс 12:00–17:00

Катехизаторы:

Фомичев Сергей Владимирович, тел. +7 920 060–69–40,

Фомичева Наталья Александровна, тел. +7 908 238–56–25.

Воскресная школа для детей:

Сб 15:30–18:00

Директор — Худина Наталья Николаевна.

Тел. +7 950 340–00–05.

Воскресная школа для молодежи:

Вс 11:00–12:30

В курс обучения входят литургика, катехизис, Новый и Ветхий завет, история Церкви.

Личные беседы со священником:

Вс 12:30

Контакты

Адрес: 603093, г. Н. Новгород, слобода Печеры, 124.

Тел./факс:

8 бухгалтерия

8 храм

E-mail

Проезд до остановок «Маяк» или «Медвежья долина» автобусами № 2, 40, 45, 52, 90; маршрутными такси 2, 17, 45, 57, 178, 198. По набережной Гребного канала до остановки «Церковь» — автобусом №5.

Фотогалерея

Архитектура

Спасский Староярмарочный собор возведен в строгих традициях классицизма, со всех четырех сторон украшен строгими портиками с колоннами. Парадный южный вход представляет собой четырехколонный портик с двумя отдельностоящими богато украшенными колоннами. Северный притвор состоит из четыреколонного портика, восточная алтарная часть и западный притвор оформлены пилястрами. Пятиглавый, построенный из белого камня, своими строгими линиями собор привлекал внимание современников, сегодня также невозможно пройти мимо этого величественного сооружения, высота которого составляет более 40 метров.

© Elena Travnitskaya

Внутри собор богато украшен согласно классическим канонам. Росписью стен собора занимался российский академик А. В. Ступин. Позднее, эти самые первые росписи были утрачены. Автором первого иконостаса собора стал итальянский мастер Ф. Торричелли. Иконы были выполнены в европейском стиле и сильно отличались от православных. Так, например, на некоторых иконах были изображены обнаженные человеческие фигуры, что является недопустимым для православных верующих. Неудивительно, что первые прихожане собора были удивлены и смущены, многие купцы стали приходить в храм со своими иконами и молились. Ошибку пришлось исправлять, вскоре для собора архитектором В. П. Стасовым (1769–1848) был создан новый иконостас, созданный строго согласно православным канонам.

Староярмарочный собор, как и другие строения ярмарки, был построен в низине. Вскоре после завершения строительства выяснилось, что во время паводков эта местность подвергается сильному затоплению. Весной воды вплотную подступали к ярмарочным сооружениям, зачастую затапливая их. Одним из самых сильных затоплений стал потоп 1849 года, когда, по свидетельствам очевидцев, в Староярмарочный собор можно было заплыть на лодке.

© Elena Travnitskaya

Множество работ было предпринято для укрепления грунта под строениями и спасения их от ежегодного затопления, но безрезультатно. В 1873 году насыпной грунт под зданиями просел и по стенам собора пошли трещины, положение стало весьма серьезным. Однако, решение о сносе здания принято не было, нижегородский архитектор Р. Я. Килевейн и его помощник П. С. Бойцов провели масштабные реконструкционные работы по восстановлению фундамента собора. В 1888 году целостность конструкции здания была успешно восстановлена и Староярмарочный собор был вновь освящен.

© Владимир Гайдай

После революции 1917 года и закрытия Нижегородской ярмарки собор планировали снести. Но вместо это, в его стенах разместили склад, в соседних с собором зданиях — квартиры. Иконостасы, настенные росписи, колокола и многое другое ценное имущество собора было утрачено.

Ситуация начала меняться только в начале 1990-х годов. В 1991 году Спасский Староярмарочный собор был официально возвращен Нижегородской епархии. Сразу после этого начался ремонт собора, воссоздание его внутреннего убранства, реконструкция стен и куполов.

Фрагмент памятника ликвидаторам Чернобльской аварии, установленный рядом с собором, © Леонид Гильченко

С апреля 1989 года до сентября 2009 года Спасский Староярмарочный собор выполнял функции кафедрального собора Нижегородской епархии, затем эти функции были возложены на Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского (Новоярмарочный собор), заложенный в 1864 году и освященному в 1881 году. Кстати, Спасский собор получил свое второе название, под которым известен сейчас, Староярмарочный, только после освящения собора Александра Невского, названного Новоярмарочным, то есть в 1881 году.

Спасский Староярмарочный собор на панораме Google maps

Интересный факт: название собора — «Спасский» с одной стороны, является неправомерным, ведь ни один из престолов собора не был освящён в честь Спасителя. Собор получил такое название потому, что официально был «приписан» к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля, который, увы, не сохранился сегодня. Ситуация с названиями усложняется еще и тем, что в Нижнем Новгороде существует еще один Спасский собор — Спасо-Преображенский собор, который, во избежание путаницы, сегодня называют Сормовским, по месту его расположения.

На территории, прилегающей к собору сегодня размещаются также крестильная церковь, часовня и небольшая часовня-усыпальница — место захоронения митрополита Нижегородской и Арзамасской епархии Николая (Кутепова). На аллее перед Староярмарочным собором в 2009 г. был установлен памятник ликвидаторам последствии Чернобыльской аварии. Рядом с собором распологается стоящая на земеле звонница из 8 колоколов. Жилая застройка вплотную подобралась к собору, территория рядом благоустроена, есть детская площадка. Обращает на себя внимание контраст торжественного облика собора и почти «спального» района поблизости.

Святыни

Обычно храмы, которые на протяжении долгого времени не закрывались, не были подвергнуты разорению, сохраняют много святынь. Преображенская церковь в этом смысле не исключение.

  1. Крест XVIII века.
  2. Плащаница с изображением Иисуса Христа также XVIII века.
  3. Икона Преображение Господне с частью камня с горы Фавор.
  4. Ковчег с частицами св. мощей: святые блгв. князья Петр и Феврония, святых князей Бориса и Глеба и Георгия Владимирского, свт. Иоанна Златоустого.


Казанская икона Божией Матери впервые прибыла в Спасо-Преображенский собор

Также в храме находятся почитаемые списки икон Богородицы: «Казанская», «Всецарица», «Знамение», «Иверская», «Тихвинская». Все они помещены в киоты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]