Запрещает ли Библия употребление алкоголя? Мнения

(от редакции: учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции )

«Вот ваши ключи,» – пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. – «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению. На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез. И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве прославления Бога.

На протяжении христианской истории алкоголь редко оказывался под запретом, как это просиходит в определенных кругах сегодня. Джон Кальвин по церковному контракту получал ежегодно 900 литров вина. Жена Мартина Лютера была известным производителем пива, что несомненно размягчило сердце влюбленного реформатора. Семья Гиннесс создала свой сорт пива в качестве поклонения Иисусу Христу. От Бордо до Берлина, вино и пиво всегда были частью церковной традиции. Но то, что однажды считалось нектаром небес, позже почему-то предали осуждению как дьявольский напиток.

Умный подход

Хоть некоторые христиане и проповедуют полное воздержание от алкоголя для всех верующих, в Библии нет призывов последователям Христа воздерживаться от хмельных напитков. Библия осуждает пьянство и пьяное рабство (Ефесянам 5:18, Тит 2:3), но никогда не утверждает, что чаепитие – более богоугодное дело. На самом деле в Библии не говорится о том, что лучший способ избежать пьянства – никогда не прикасаться к алкоголю. Задумайтесь над этим. Алкоголизм был человеческой проблемой на протяжении всей истории, но Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще.

Если христиане ради борьбы с пьянством хотят запретить всякое употребление алкоголя, то, будучи последовательными, им следует отказаться и от зарабатывания денег, дабы избежать влияния материализма и власти мамоны.

Пить или не пить?

Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного.

Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна; вино есть дар Божий, а неумеренность — изобретение диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).

Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.

Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного:

— Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить. — Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну водочки. — Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве я сторож брату моему? — Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.

Кто придёт более оправданным?

Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма.

Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз.

Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом Завете вино было символом земной радости, — «вино веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом Завете вино становится символом духовной радости. Иисус Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме «Осенний марафон»: «Вчера, после грибов пообедали — не хватило! В гастроном — не хватило! Опять поехали — а там эти… дружинники».

Давайте скажем честно, хочется выпить — да пожалуйста, никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется это своё хотение так, как будто сам Христос повелел выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о вине. Действительно, вино — дар Божий. А как быть с другим алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его название. Лукавство, да и только.

Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного, а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не соблазнить своего немощного брата.

Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место: «Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не осмеливается есть, а я говорю, что ты должен воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому, что это зло (ибо все чисто), но потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному».

Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы».

Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата. Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред себе. Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили другого?

Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово. Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.

Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только вином. Под эти слова «и не делать ничего такого» можно подвести почти всё, из чего состоит наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в Одессе.

Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали».

Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям. Например: «Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к воспитанию семинаристов.

Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было, потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек отказывались на время от алкоголя ради одного своего товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно. Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной зависимости окружающих нас людей. Как поступать православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения, в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или уже кого соблазнили: «Видел я одного человека, которому передал другому свою греховную привычку; потом уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было». (Святитель Иоанн Лествичник).

«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет — совсем не пейте, — разве только в крайностях, — в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? — Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл. Ефесянам, 5,18).

Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь, нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению. Если этого не можем, то достаточно не раздражаться проявлением трезвости у окружающих, не показывать по возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не показывать своего раздражения, не называть трезво живущих людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о словах Феофана Затворника.

«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями, совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными, — хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это для не крепко здоровых. У кого же есть желание воздерживаться, — благодарение Господу! — пусть воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом (1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу, для смирения помысла их, — не на всегда, а на время». (Преподобный Феодор Студит).

Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки сорвался, так и спился совсем и умер. Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей. «Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).

Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое: «Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления».

Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных условиях у них всё же больше шансов добиться такого устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно «одновременно и наполняться духом и вином». Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».

Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой. А кому, как не православному христианину стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и перед Богом не будет лукавить.

Алкоголь как свидетельство

Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод. Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими. Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.

Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями. Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» –настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда». На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.

Как Церковь относится к алкоголю, к вину?

Алкогольные напитки ─ это очень опасный продукт!

От алкогольных напитков в России умирает свыше 800 тысяч человек – ежегодно!

Кто-то выпил лишнего и утонул, кто-то перебрал с алкоголем, и уснул с сигаретой в руках, а большинство, регулярно употребляя спиртное, просто убивают себя изнутри.

Так что же, совсем отказаться от спиртного?

Давайте узнаем у доктора медицинских наук, кандидата богословия, профессора, священника Сергия Филимонова, как Православная Церковь относится к алкоголю, к вину?

─ В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15) и «полезно … если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31).

Однако и в священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.

«Пьянство – вражда на Бога… Пьянство – это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа» – писал святитель Василий Великий. «Пьянство – корень всех зол… Пьяница – живой мертвец… Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним… Пьянство … – это многообразный и многоглавый зверь… Здесь вырастает у него блуд, так – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница», наставлял святой Иоанн Златоуст. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны… Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу», – свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Основная причина бегства многих наших современником в царство алкогольных иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь. (Из материалов Архиерейского Собора РПЦ, 2000 г.)

Добавить к словам о. Сергия можно лишь то, что прежде употребления алкоголя, нужно знать размер своей максимальной дозы (две-три рюмки), и стараться никогда их не превышать. Тогда и веселие будет на сердце, и ум не будет искусственно затуманен и “выключен”.

Помоги нам Господи и даруй силы и мудрости быть всегда на верном пути!

Вопросы священнику >>

Совсем не то вино?

Некоторые говорят, что в библейские времена алкоголь был не крепче виноградного сока, поэтому ни Иисус, ни авторы книг из Библии не могли быть защитниками употребления алкоголя. Другие говорят, что вино так сильно разбавляли, что в нем вообще практически не содержалось алкоголя. Но в Писании нет подтверждения ни одной из приведенных теорий. Если вино было всего лишь соком, почему тогда Павел призвал ефесян не упиваться виноградным соком, а исполняться Святым Духом? Что-то не стыкуется здесь. Пожалуй, вино и правда было тогда не таким крепким, как многие сегодняшние напитки. Но какой бы ни была его крепость, люди умудрялись тогда упиваться в хлам (Притчи 20:1, Исайя 5:11). И тем не менее Библия не говорит нам о том, чтобы мы вообще не пили.

Есть еще один напиток, который в Библии упоминается в качестве «крепкого напитка» – сикера. Еврейского слово, от которого произошло это название, переводится как ферментированный солод. Именно поэтому в некоторых переводах «сикера» переведена как «пиво». Крепость сикеры была в районе 6-12 процентов, как у некоторых бельгийских сортов крепкого пива. Как и со всеми алкогольными напитками, Библия запрещает упиваться пивом (Исайя 5:11, 28:7, Притчи 20:1, 31:4). Но в умеренных дозах пить пиво даже рекомендуется (Притчи 31:6). А если уж совсем честными быть, то во Второзаконии 14:26 Бог повелевает израильтянам потратить часть своей десятины на покупку пива, чтобы отпраздновать с Господом. Никогда не слышали, как читают этот стих во время сбора пожертвований в церкви? А еще им было заповедано приносить Богу до двух литров пива шесть дней в неделю, а в субботу еще больше (см. Числа 28:7-10). Именно поэтому отсутствие вина и пива было проявлением Божьего суда на народ.

Что о спиртном говорит Библия?


Фото: Pixabay.com
В Библии имеется немало упоминаний об алкоголе. Еще больше в ней предостережений от злоупотребления спиртным.

«Не напивайтесь допьяна вином, от чего предаются разгулу». Эфесянам 5:18

Указывается об опасности чрезмерного пьянства и в Притче 23:20

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют»

Предупреждением можно назвать и слова из Исаии 5:11

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»

Словом, пьянство православием не приветствуется. Однако можно найти в Библии упоминания о пользе вина, правда, при его весьма умеренном потреблении. Так в Псалмах говориться о вине, которое веселит человека. Помня о целительных свойствах вина, в своих посланиях Тимофею апостол Павел рекомендовал:

«Воду больше не пей, но употребляй немного вина ради своего желудка и частых недомоганий» (1 Тимофею 5:23).

Как мы видим Библия вовсе не запрещает питие вина. Однако осуждение в ней находят злоупотребление алкоголем и пьянство. Кроме того в Библии четко указывается:

«Пьяницы царства Бога не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10).

В Православии грех пьянства стоит в одном ряду с таким грехом как чревоугодие, а сама Библия говорит, что избегать следует как одно, так и другое.

Публикации

На эту тему:

  • Ненаучно о пандемии
  • Стихи Татьяны Феофановой: о церковной службе, о семье, о любви
  • Притча о гневе
  • ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)
  • ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)
  • ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

Ключевые слова: Здоровье Христианская жизнь

Что христианское учение говорит об алкоголе? Лучше пить «в меру» или воздерживаться от спиртного? Что значит пить «в меру»? Кому и какие алкогольные напитки допускается употреблять? Как алкоголь влияет на душу? Об этом и о многом другом в статье Александра Савельева.

Нередко приходится слышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается о том, какова христианская культура употребления алкоголя. Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства – неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими словах, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодежью.

Многие приводят выражение, будто бы из Библии: «Пейте, но не упивайтесь». Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь» и вовсе нет призыва: «Пейте».

Также в Новом Завете написано:

«Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется…» (Рим. 14:21)

Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорит об алкоголе Церковное Предание.

Не позволительно пить спиртное женщинам.

«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на людях». (Домострой)

Также святыми отцами не разрешается употребление спиртных напитков молодежью.

«Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания». (Преподобный Ефрем Сирин)

Священнослужители должны воздерживаться от алкоголя и подавать другим пример трезвости. Также церковнослужители и клирошане.

Святитель Иоанн Златоуст: «Если входившие в святилище вовсе не прикасались к вину, то тем более им (дьяконам) не следовало этого делать».

Собор РПСЦ 2009 г.: «Священники, в силу своей священной обязанности — быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков… Уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни».

Недопустимо пить вино на поминках.

«Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему». (Святитель Иоанн Златоуст)

Взрослым мужчинам допускается иногда употреблять немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше вообще не пить его.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не вино худо, но неумеренность порочна». Что же во времена Златоуста считалось неумеренностью?

Вот что пишет В. В. Похлебкин в книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды – две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т. е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами».

Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.

О какой же умеренности можно говорить, когда мы, вместо того чтобы употреблять натуральное вино, разбавленное большим количеством воды, пьем купленную в магазине отраву – так называемое «вино», в которое производители специально добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными, в их число входит кагор, например), чтобы смесь была покрепче, и пьем это зелье неразбавленным? Про водку, коньяк и иже с ними крепкие напитки и говорить не нужно – всем понятно, что христианину недопустимо отравляться этими наркотиками.

Евфимий Зигабен в толковании на 103 псалом приводит слова святителя Кирилла Александрийского, рекомендующего «смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными».

Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценились не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, а этиловый спирт, названный св. Кириллом острыми и худыми соками, был консервантом, количество которого значительно сокращалось при разбавлении вина большим количеством воды.

Все святые отцы единогласны в том, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не употреблять, а некоторые решительно призывают к отказу от алкоголя.

«Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей». (Святитель Феодор Эдесский)

«Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом». (прп. Феодор Студит)

Свт. Григорий Богослов: «Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень». «Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает».

«Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди». (преподобный Ефрем Сирин)

Святитель Иоанн Златоуст очень точно о.

Современная наука подтверждает мнение Златоуста. В. М. Бехтерев писал: «Доказано, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности». «Вскрытия умеренно пьющих показали, что в их мозге имеются целые кладбища погибших корковых клеток. Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких лет употребления алкоголя. При обследовании 20-и таких человек у всех установлено уменьшение объема мозга или, как говорят, сморщенный мозг. У всех были обнаружены явные признаки атрофии мозга, изменения в коре головного мозга, т. е. там, где происходит мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти». (Ф. Г. Углов)

«Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий». (Прп. авва Исаия)

«Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь». (свт. Василий Великий)

«Воздерживающийся от вина увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.

Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Преподобный Феодор Студит)

«Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: «Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития». Он же возбнув дивися заповеди Пречистыя Богородицы и до кончины живота своего заповедь Пречистыя Богородицы соблюде не пияше вина». (Стоглав, 52 глава)

Миф первый. Совет апостола Павла

Многие говорят: «Апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» — пойду и я выпью немного вина».

Во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка и ради частых недугов, а не для увеселения. Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда. Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который подобен совету апостола Павла. Вот что отвечает Номоканон людям, которые, ссылаясь на слова апостола Павла, говорят, что полезно пить вино в меру: «Постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру».

Святитель Иоанн Златоуст говорит об апостоле Тимофее: «этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель».

Блаженный Феофилакт Болгарский о.

Будем же и мы, подражая Тимофею, воздерживаться от вина. Если же заболит у нас желудок, можно лечиться свежим виноградным соком, имеющим полезные свойства вина, но не содержащим этанола, который вреден для желудка. Благо, в магазинах виноград продается в любое время года, да и соковыжималки можно приобрести по доступным ценам.

Сколь неразумно поступают употребляющие водку, в которой нет полезного виноградного сока, а есть только консервант – этиловый спирт, причиняющий вред и душе, и телу, и желудку! Им апостол Павел, наверное, сказал бы: «Не употребляйте водку, потому что она приносит вред желудку».

Миф второй. О том, что уставы разрешают вино «по чаше»

Многие люди во оправдание того, что они пьют неразбавленное вино, ссылаются на уставы, в которых допускается пить по чаше вина на человека. Они представляют, что объем этих чаш будто бы примерно равен объему чаш для евхаристии и будто бы в уставах разрешается пить неразбавленное вино.

Во-первых, вино разбавлялось большим количеством воды, это был повсеместный обычай. Во-вторых, в тех же уставах написано, что лучше вообще не пить вина. В-третьих, размер чаш был уж точно не такой, как у сосудов для евхаристии. На литургии все причащаются из одной чаши, она общая, поэтому и большая. Всем понятно, что индивидуальные чаши намного меньше, нежели общие. Можно предположить, что индивидуальные чаши по объему были сравнимы с рюмками. В-четвертых, в том же уставе написано, что допускается употреблять вино только в воскресенья и господские праздники, в другие же дни недопустимо. В-пятых, Стоглавый собор повелел не обращать внимания на разрешение пить вино «по чаше». «А еже повелевают Святии Отцы пи́ти по единой ча́ше, или по две, или по три, егоже мы нижé слы́шати хоти́м» (Стогла́в, глава 52). Таким образом, если где и написано в уставах о вине, для нас это не имеет никакой силы, так как Стоглавый собор отменил это разрешение.

По какой же причине Стоглавый собор отменил разрешение пить «по чаше», заимствованное из греческих уставов в древнерусские?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов нейтрализовывать попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих вино, эта способность выше, чем у северных народов. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.

А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма. Стоглавый собор, видя, что питие вина приводит к пьянственному недугу, решил, что греческие обычаи не подходят для Руси.

Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь, неоднократно и подолгу бывавший в России, о.

Михало́н Литви́н, побывавший в России в XVI в., писал: «Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет».

Таким образом, наши предки жили в трезвости, а церковная и государственная политика были направлены на борьбу с винопитием.

Если среди наших близких есть люди, имеющие пристрастие к вину, мы обязаны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этого недуга, а самым действенным средством против алкоголя является личный пример абсолютной трезвости и полного воздержания от спиртного.

Апостол Павел пишет: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Так же можно сказать: «Если вино соблазняет брата моего, не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Составил Александр Савельев.

Источник: https://hristianam.com/hristianstvo-i-alkogol/

Запрещает ли Библия употребление алкоголя? Мнения

В мире вопрос пить или не пить как правило даже не возникает и причин тому много. Но в христианстве к единому мнению прийти не так просто. Кто-то утверждает, что верующим категорически нельзя пить, другие более лояльны и поддерживают употребление алкоголя, но в меру. Мы попытались разобраться и найти ответ на вопрос: пить или не пить. И запрещает ли Библия употребление алкоголя?

ПОДПИСАТЬСЯ ↓↓↓

Новинки христианской музыки (LOGOS | Music)

Христианские цитаты и афоризмы на разные темы (LOGOS)

Предписание к священникам в книге Левит, имеет прямое отношение к христианам

Юрий Сипко, пастор, экс-председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов (Российский союз ЕХБ):

Писание определяет верующих как священство: «и сами, как живые камни, будьте выстраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

В таком случае предписание к священникам в книге Левит, имеет прямое отношение к христианам. «Вина и крепких напитков не пей ты и сыновья твои с тобой, когда входите в скинию собрания или приступаете к жертвеннику, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши» (Лев.10:9). Можно заметить из этого текста и других, что терпимое отношение к употреблению спиртного, было вызвано некоторым снисхождением, как бы болеутоляющим средством для людей, утративших надежду: «Дайте сикеру погибающему и вино – огорченному душой: пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит.31:6,7). Сравните: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда всем угнетаемым» (Прит.31:4,5).

И до сего дня евангельские христиане-баптисты не употребляют алкоголь.

Для лечения по предписанию врача, спиртосодержащие препараты не возбраняются.

Пьянство категорически осуждается Богом

Василий Филат, пастор баптисткой церкви «Благая Весть» в Кишиневе, руководитель ассоциации «Наставление в Слове»:

Пьянство категорически осуждается Богом. В Послании к галатам Апостол Павел написал: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5:19-21).

Употребление вина – это одна из тем категории «спорных мнений».

В 14 главе Послания к Римлянам Апостол Павел затрагивает тему спорных мнений и начинает так: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Римлянам 14:1)

Что такое спорные мнения? Есть определенные темы или аспекты христианской жизни, которым Бог не придает такого важного значения, как это делают некоторые люди. Некоторые думают, что эти аспекты являются решающими в отношении нашего спасения, поэтому и уделяют им большое значение. Ясно одно, что духовно зрелый христианин не разглагольствует, не ссорится, не давит, обосновывая то, что касается спорных мнений. Среди вещей, входящих в категорию этих спорных мнений, в 14 главе перечислены определенные виды еды, мясо, почитание определенных праздничных дней и употребление вина. Апостол говорит, чтобы мы не судили ни кого и не обесценивали по этой причине, но в это же время мы должны избегать дискуссий на эти темы, зная, что это не принесет созидания, но скорее всего может произвести презрение или дух осуждения. В конце главы Апостол пишет: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Римлянам 14:19-23).

В Библии не написано ничего про «пей, но не упивайся»

Олег Подкопаев, пастор церкви «Дом Хлеба – Западный» в Кривом Роге:

Я не претендую на универсальность. Просто надоело слушать заезженные «Так в Библии написано: пей, но не упивайся» и «Ну ведь и Иисус же пил вино», и поэтому я решил объединить все, что я думаю по этому поводу в одну заметку.

Начнем с того, что в Библии не написано ничего про «пей, но не упивайся». Это банальная переделка восемнадцатого стиха пятой главы послания к Ефесянам.

Там сказано: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.

Наши же народные умельцы, которые очень нуждались в таком авторитетном источнике как Библия для подтверждения своей слабости, решили этот стих немного переиначить. Для себя и под себя. Кстати сказать, некоторые из тех, кто «цитируют» этот стих также и ходят – под себя.

И потом очень тонка грань между «пей» и «не упивайся». Сколько надо выпить, чтоб не упиться? Сколько надо выпить, чтобы напиться на всю жизнь?

Что касается «Иисус пил вино»… Тут конечно придется побороться.

Итак – Иисус пил вино.

Все, кого обрадовало это сообщение и кому сразу стало легче, говорю: раз вы такие ярые последователи Иисуса, то обратите внимание, что это касается только вина. Иисус не пил абсент, спирт, первач, коньяк и арманьяк, бальзамы, бренди, виски, водку, граппу, джин, ром, самогонку, текилу, шнапс и даже пиво(!). Если я что-то не добавил в список, а вы обнаружили, что именно я не добавил, и опять обрадовались, опять скажу – Иисус пил только вино (и воду).

И это без всяких глубоких ныряний в то, что в Библии очень часто словом «вино» переводился любой напиток из винограда, даже безалкогольный. И даже без цитирования мест из Притч Соломона, где о вине сказано много интересного, в том числе и то, что оно – глумливо и от него красные глаза.

Теперь. Хочу обратить ваше внимание на то, что Иисус ПИЛ вино. То есть, это происходило когда-то в прошлом. Конечно же, Он еще много чего делал. И как жаль, что всего остального не повторяют за Иисусом любители одного факта Его жизни. К примеру, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих (Матфея 5:44). Вот это было бы интересно.

Но к чему я все это веду? К Евангелию от Луки 22:18. Там написаны следующие страшные слова: «…ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие».

Эти слова Иисус говорит во время тайной вечери. И если уж вы решили следовать за Иисусом в одном, то надо развиваться. Надо учиться следовать Ему во всем. Если уж назвались «христианином», что обозначает «подобный Христу», то надо залезать в христианское лукошко. Потому что может получиться, что на каком-то этапе вы просто перестанете быть подобным Христу. И начнете уподобляться другой, более темной, фигуре. О которой, кстати, нигде в Библии не сказано, что она пила вино. Но, тем не менее, эта фигура в вине и других алкогольных напитках очень хорошо разбирается и погубила не одну душу с их помощью. Я говорю о дьяволе.

Вернемся к словам Иисуса Христа. Перед распятием Он заявил ученикам, что не будет пить от виноградного плода до тех пор, пока не пришло Царство Божье.

Поэтому у вас есть два выхода: либо пить вино и понимать, что это уже не роднит вас с Иисусом Христом, либо дождаться прихода Царства Божьего и уже в этом Царстве вовсю напиться вина с Христом (можно будет даже на брудершафт).

«Один камень куча? А два камня куча? А три….»

Денис Подорожный, пастор, религиовед:

Не разумно отвергать, что в библейские времена пили вино, но, извините, культура потребления его абсолютно отличалась от той, что сформировалась на нашем постсоветском пространстве.

Мы то меру не знали! А если знали, то только не малую.

Всегда смешно слышать оппонирование, построенное на жонглировании фразой «не упивайтесь вином». Дескать, «мы пьем, но не упиваемся!» Где грань? Где точка перехода? Кто-то – стойкий оловянный солдатик, наподобие нашего плененного бойца в «Судьбе человека», который стоял на ногах и после второго стакана спирта («После первой не закусываю»). Другой же начинает петь после первой рюмашки.

Думаю, нет смысла вам напоминать древний софизм «Один камень куча? А два камня куча? А три….». Выпить, пить и упиться – также весьма субъективные понятия. То, что один называет выпить, для другого называется «нажраться до свинячьего визга» (простите за …).

Я не могу понять людей, которые беспечно относятся к вещи под названием алкоголь

Джон Пайпер, богослов и основатель служения «Стремление к Богу» (Desiring God):

«Что сказать тем, кто утверждает, что пить — это нормально, потому что Иисус пил вино?»

Думаю, следует добавить лишь пару слов к этому предложению, например, «пить — это, может быть, нормально»… хорошо? Выражение «Это нормально» может подразумевать (а может и нет) здоровый образ жизни.

Я бы сказал, что в некоторых случаях пить совсем не нормально, например, напиваться до опьянения. Об этом ясно говорит Библия. Другой случай, когда это не нормально, — это пить с человеком, который имеет явно раненную совесть и легко соблазняется и втягивается в зависимость так, что уже провёл шесть лет в реабилитационных программах Тин Челлендж или Анонимных Алкоголиков, чтобы освободиться. А сейчас вы вовлекаете их именно в то, что убивает их! И это убивает миллионы людей в нашей культуре. Это убивает семьи, убивает работы. Алкоголь смертоносен в этой культуре.

Я не знаю, насколько смертоносным это было в культуре Иисуса. Пьянство было реальностью. Библия ясно осуждает его. Но насколько это было реальным и смертельным, я не знаю. Я только знаю то, с чем я имею дело, когда прихожу поговорить с людьми в Тин Челлендж или когда я молюсь за человека, подобного тому, за которого я молился в прошлое воскресенье после служения и который мне сказал: «Когда служение заканчивается, я выхожу и иду напиваюсь, потому что меня всё задолбало. Я думаю, я — отступник, и мне невозможно помочь и меня невозможно простить. И я проходил лечение очень много раз, и это безнадёжно». Я только знаю, что это очень распространено. Я не могу понять людей, которые беспечно относятся к вещи под названием алкоголь.

Итак, я просто говорю: «Добавьте слово к этому предложению».

Протоиерей Георгий Гуляев, настоятель храма святителя Игнатия Мариупольского

7 причин, почему не стоит употреблять алкоголь

Роман Савочка, христианский блогер, привел свои 7 причин, почему он не употребляет алкоголь:

1. Потому что мои родители никогда не пили. Я воспитывался в пятидесятнической семье, где алкоголь был под полным запретом. Вы спросите: как тогда мы расслаблялись по праздникам? Очень просто. На Пасху у нас был компот, а на Рождество — кисель! А другие праздники мы не праздновали. И скажу честно, что я чрезмерно рад и благодарен моему отцу, что он не пил, и научил меня своим примером! Может он имел такие убеждения, потому что за веру в Бога отсидел 7 лет в тюрьме?

2. Я хочу быть примером для своих детей. Когда мои дети вырастут, я бы хотел, чтобы они также гордились мной, как и я своим отцом, и могли сказать: я не пью спиртные напитки, потому что мой папа меня этому научил! Давайте будем честны. Наши дети наблюдают за нами. Хотели бы вы, чтобы ваши дети-подростки по праздникам выпивали стопарик? Поэтому давайте не лицемерить. Если вы сегодня позволяете себе 100 грамм, то не удивляйтесь, что когда ваши дети подрастут, то тоже смогут себе это позволять, или даже больше.

3. Когда ты пьешь алкоголь, ты ходишь по краю пропасти. Где гарантия, что ты не свалишься в неё? Один знаменитый американский пастор, церковь которого достигала 30 тысяч членов, раньше всегда подчеркивал, что пить вино — это круто, если ты себя контролируешь. Дошло до того, что он даже высмеивал тех, кто придерживался «сухого закона».

4. Я не пью, потому что я хочу быть примером для других! В нашей церкви мы много работали с пьяницами. Когда люди проходили реабилитацию, то мы говорили им не только не пить, но даже не смотреть в сторону алкоголя. Потому что много людей, получая свободу от Бога, скатываются назад к старой жизни, потому что они решили выпить чуть-чуть, всего 50 грамм.

Ты не можешь учить других не пить, если сам втихаря иногда потягиваешь.

5. Алкоголь относится к addictive напиткам. Это значит, что он вызывает привыкание. Неужели ты думаешь, что все алкоголики планировали стать такими? Ты представить себе не можешь, сколько из них говорили: я себя контролирую, я знаю меру, я только чуть-чуть по праздникам.

6. Действия алкоголя вначале вызывают развратные мысли, а потом развратные дела. Даже если после 100 грамм ты не начал буянить, тебе не стыдно за твои мысли? Неужели ты думаешь, что Духу Святому приятно находиться в тебе, когда ты выпиваешь и даёшь волю своим фантазиям?

7. Самая важная причина — против алкоголя выступает Библия. Или скажу по-другому: Библия выступает против алкоголя. В первом послании Коринфянам 6:9-10 ясно написано: пьяницы царства Божьего не наследуют! Вы скажете: так я же — не пьяница. Я ведь изредка выпиваю, только по праздникам. Вы знаете, сколько я не общался с пьяницами, никто из них не признает себя пьяницей. Они все утверждают, что ситуация — под контролем, и они могут бросить пить, когда только захотят. Только есть одна проблема, они никак не могут захотеть…

Алкоголь заглушает боль и горе, которые может исцелить только Иисус

Джейми Морган, пастор Life Church (Ассамблеи Бога) в Уильямстауне (штат Нью-Джерси, США) , также в своих причинах отказа от алкоголя добавила:

Я не могу сохранять трезвость ума, если я не трезва физически.

Алкоголь – депрессант. Следует избегать всего, что вызывает депрессию. Даже неверующие знают, что не стоит пить.

Библия в одной руке и пиво в другой – люди вне церкви могут заметить в этом противоречие, сбивающее с толку.

Я хочу быть готовой к пришествию Христа, а не сонной, вялой и с притупленным восприятием действительности.

Никогда не слышала чего-то вроде: «Вау, благодаря этому джину с тоником, я чувствую себя похожей на Иисуса!».

Я хочу избежать любых проявлений зла.

Из-за алкоголя я озвучиваю мысли, не обдумывая их.

Алкоголь – легальный наркотик, затуманивающий сознание.

Алкоголь заглушает боль и горе, которые может исцелить только Иисус.

Маттс Ола-Исхоел, старший пастор церкви «Слово жизни» в России

Колонки — InVictory

Видео

  • Мартин и Катарина Лютер. История семьи реформации

    < Назад

  • Джордж Вашингтон Карвер — ученый, который знал Бога и разговаривал с…

    Вперёд >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]