Как Библия смотрит на людей, употребляющих спиртные напитки?

Поделиться

Поделиться

Vibe

Telegram

WhatsApp

Зачем люди употребляют спиртные напитки? По мнению людей они пьют от скуки, от горя, от радости. Пьют, чтобы расслабиться и отдохнуть. Пьют, чтобы не думать о вещах, которые их пугают — о жизни и смерти, о собственном будущем, о проблемах. Пьют по будням и по праздникам.

Библия всегда осуждает пьянство

В Библии множество высказываний о пьянстве. И все они негативные. Нам не найти места, где говорилось бы, что люди напились, повеселились, и, мол, нет в этом ничего предосудительного. Напротив, пьянство всегда противопоставляется духу:

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».

Еф. 5:18

И это не только христианское или иудейское представление. Оно встречалось также и в Ханаане, а также во многих иных Восточных культурных центрах. Опьянённого человека рассматривали как неспособного вместить Божью благодать.

Пьянство противопоставляется жизни в Боге, человек выбирает или одно, или другое

Да и материальной жизни ничего хорошего ему не сулило:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного».

Прит. 23:29–30

О том же говорит пророк Исайя, он обещает пьянствующим горе:

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют».

Ис. 5:11–12

И даже не только питьё, но и приготовление крепких напитков пророк считает вредной деятельностью:

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток».

Ис. 5:22


Пророк Аввакум предупреждает, что горе ждёт не только пьяниц, но и тех, кто спаивает других

Спаивание других тоже к хорошему не приводи, как сообщает пророк Аввакум:

«Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!».

Авв. 2:15

Так в чём же это жуткое горе? Вероятно, в разрушении жизни человека. Вот как пишет Библия о пьянстве:

«…глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Прит. 23:33–35

«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид».

Прит. 23:31-32

Новое в блогах

Библия о пьянстве
Согласно Библии, употребление спиртных напитков — один из компонентов счастливой жизни:

«И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить* и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.» © Екклесиаст 8:15, а также 3:13, 5:17 * שתה — пить, напиваться, быть пьяным • «[Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Всё, что может рука твоя делать, по силам делай …» © Екклесиаст 9:7-10

«Пришёл я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с мёдом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» © Песня песней 5:1

Обещая Своему народу избавление от врагов и безмятежную жизнь, Господь, как правило, предполагал и употребление вина, а иногда даже призывал пить вино во славу Его:

«И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них.» © Амос 9:14

«Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцою Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить [вино] его во дворах святилища Моего. … Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядёт Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.» © Исаия 62:8-12

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино своё и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое; оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума».» © Притчи 9:1-6

Вино обладает целебными свойствами:

«Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.» © 1-е Тимофею 5:23, а также От Луки 10:34 • «И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне.» © 2-я Царств 16:2

Алкоголь может быть использован как обезболивающее для умирающих, в том числе для осуждённых на смертную казнь:

«Дайте сикеру погибающему и вино огорчённому душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своём страдании.» © Притчи 31:6-7

«После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.» © От Иоанна 19:28-30, а также: От Матфея 27:34, 27:48, От Марка 15:36, От Луки 23:36

Многие библейские герои употребляли вино для веселья и здоровья:

«Вооз наелся и напился, и развеселил сердце своё, и пошёл [и лёг] спать подле скирда.» © Руфь 3:7

«Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида. И пробыли там у Давида три дня, ели и пили, потому что братья их … привозили всё съестное на ослах, и верблюдах, и мулах, и волах: муку, смоквы, и изюм, и вино, и елей, и крупного и мелкого скота множество, так как радость была для Израиля.» © 1-я Паралипоменон 12:38-40

А также: 1-я Паралипоменон 29:22, Неемия 8:12, Есфирь 7:1, Иов 1:13, 18, Псалтирь 68:13, Исаия 22:13, 24:8-9, Иеремия 22:15, Амос 4:6 и др.

Лишение возможности пить вино несколько раз даже выступает как наказание:

«Итак за то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите домы из тёсаных камней, но жить не будете в них; разведёте прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить.» © Амос 5:11

«… Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои. … Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь.» © Михей 6:13-15, а также Софония 1:13

«И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю … тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царём своим, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нём. … обратятся богатства их в добычу и домы их — в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить.» © Софония 1:2-13

Иисус Христос допускал употребление вина, пил его сам, превращение воды в вино стало Его первым чудом:

«Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, … тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: … ты хорошее вино сберёг доселе.» © От Иоанна 2:1-11, а также 4:46

«Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.» © От Матфея 11:19, а также От Луки 7:34

«… буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.» © От Матфея 26:29

Казалось бы — алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве. Ан нет! Декларируя полезные для здоровья свойства вина и допуская его умеренное употребление, Библия предупреждает об опасности злоупотребления алкоголем. Алкоголь лишает человека разума, пьяница не в состоянии управлять собой. Регулярное употребление спиртных напитков меняет психику человека, его мировосприятие, ведёт к деградации личности, заменяет собой весь мир, приводит к алкогольной зависимости, от которой тяжело избавиться: • «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином …»© Исаия 5:11

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток …» © Исаия 5:22

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».»© Притчи 23:29-35

«Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. … приходите, [говорят], я достану вина, и мы напьёмся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да ещё и больше.»© Исаия 56:10-12

Злоупотребление алкоголем опасно! В состоянии алкогольного опьянения человек перестаёт адекватно воспринимать окружающую действительность, теряет контроль над собой вплоть до полной невменяемости и потери памяти. В таком состоянии человек становится опасным для общества, он может совершить неблаговидный поступок и даже преступление.

«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.» © Притчи 20:1

Один случай злоупотребления спиртными напитками патриархом Ноем спровоцировал неблаговидный поступок его сына Хама и предопределил судьбу всех его потомков:

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнажённым в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.» © Бытие 9:20-25

Пьяница производит о себе отвратительное впечатление:

• «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет [чистого] места.» © Исаия 28:7-8

«Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племён его. Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей.» © Исаия 19:13-14

Пьянство — это безумие:

«Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из неё вино и безумствовали.» © Иеремия 51:7

Пьянство ведёт к нищете:

«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.»© Притчи 23:19-21

Пьянство сопутствует другим грехам:

«Привязался к идолам Ефрем; оставь его! Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное.» © Осия 4:17-18, а также Притчи 23:29-35, От Матфея 24:48-49, К Ефесянам 5:18

Пьянство лишает сильных силы, здоровых здоровья, богатых богатства, чистых чистоты, мудрых разума, святых божьей защиты:

«Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сражённых вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян.» © Исаия 28:1-4

Пьянство делает человека беспомощным, Бог не защищает пьяниц:

«В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы, над Израилем в Фирце, [и царствовал] два года. И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце, тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, в двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него.» © 3-я Царств 16:8-10

«Венадад, царь Сирийский, собрал всё своё войско, и с ним были тридцать два царя, и кони и колесницы, и пошел, осадил Самарию и воевал против нее. И послал послов к Ахаву, царю Израильскому, в город, и сказал ему: так говорит Венадад: серебро твое и золото твое — мои, и жены твои и лучшие сыновья твои — мои. … И отвечал царь Израильский и сказал: скажите: пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. … [Ахав] счел слуг областных начальников, и нашлось их двести тридцать два; после них счел весь народ, всех сынов Израилевых, семь тысяч. И они выступили в полдень. Венадад же напился допьяна в палатках вместе с царями, с тридцатью двумя царями, помогавшими ему. Вышли из города слуги областных начальников, и войско за ними. И поражал каждый противника своего; и побежали Сирияне, а Израильтяне погнались за ними. Венадад же, царь Сирийский, спасся на коне с всадниками. И вышел царь Израильский, и взял коней и колесниц, и произвел большое поражение у Сириян.» © 3-я Царств 20:1-21

«Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. … В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.» © Даниил 5:1-31

Пьянство наказуемо:

«Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.» © От Матфея 24:48-51

Пьянство настолько опасно, последствия его настолько страшны, что часто используются в текстах Библии при описании божьих наказаний. Вино часто выступает символом гнева Господнего. Из некоторых библейских стихов можно сделать вывод, что пьянство само по себе и есть средство, с помощью которого Бог наказывает провинившихся:

«… ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли.» © Псалтирь 74:9

«кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем …» © Откровение 14:9-10

«Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима, и сокрушу их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, говорит Господь; не пощажу и не помилую, и не пожалею истребить их. … Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он ещё не навел темноты, и доколе ещё ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою.» © Иеремия 13:13-16

«Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием.» © Иеремия 48:26 • «И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас.» © Иеремия 25:27

«И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь — Господь Саваоф имя Его.» © Иеремия 51:57

«Так говорит Господь Бог: ты … подвергнешься посмеянию и позору … Опьянения и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустошения — чаша сестры твоей, Самарии!» © Иезекииль 23:32-33

Таким образом, пьянство — верный признак вины перед Богом, повод задуматься, покаяться, найти в себе силы противостоять этому и другим грехам. Если срочно не предпринять должных мер, последствия будут катастрофичными.

Пьянство — смертный грех, пьяница подлежит побиению камнями:

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.» © Второзаконие 21:18-21

Пьянство свойственно языческим религиям:

«Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению …» © 1-е Петра 4:3

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» © К Галатам 5:19-21

Употребление спиртных напитков несовместимо со служением Богу:

«… если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зёрен до кожи.» © Числа 6:2-4

«… вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть.» © Левит 10:9 • «И вина не должен пить ни один священник, когда идёт во внутренний двор.» © Иезекииль 44:21

«… явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты … зачнёшь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий … Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чём я сказал жене; пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьёт вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает всё, что я приказал ей. И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон.» © Судьи 13:3-24

«Ангел же сказал ему: … Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей …» © От Луки 1:5-13

«… епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец …» © К Титу 1:7-9

«… епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив …» © 1-е Тимофею 3:2-3

«Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.» © 1-е Тимофею 3:8-10

Пьяница не может быть христианином:

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.» © 1-е Коринфянам 6:9-10

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством …» © От Луки 21:34

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру …» © К Титу 2:1-5

«Так [поступайте], … отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света … будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти …» © К Римлянам 13:11-13

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом …» © К Ефесянам 5:18

«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.» © 1-е Коринфянам 5:11

Воспоминание о Господе (причастие) не может сопровождаться пьянством:

«Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.» © 1-е Коринфянам 11:20-29

Увлечение алкоголем категорически недопустимо для руководителей всех уровней:

«… не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.» © Притчи 31:4-5

Богу противны также призывающие к пьянству:

• «Горе тебе, который подаёшь ближнему твоему питьё с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» © Аввакум 2:15, а также К Римлянам 14:21

«Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.» © От Луки 17:1-2, а также От Матфея 18:6, От Марка 9:42

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» © К Римлянам 14:21

Любой продукт может быть полезен, а может нанести вред человеческому организму. Разница между ядом и лекарством — в дозировке. К сожалению, в Библии нет чётких указаний, что такое пьянство, каким объёмом заканчиваются целебные свойства вина и начинается злоупотребление. Очевидно, всё это очень индивидуально. Но некоторые намёки в Библии всё же есть. Я повторю:

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином …»© Исаия 5:11

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток …» © Исаия 5:22

«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.» © Притчи 20:1

«Лучше не есть мяса, не пить вина …» © К Римлянам 14:21

«… всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» © 1-е Коринфянам 5:12

© Игорь Шиповский, август 2008 — март 2009

Пьянство — это грех, Священное Писание ставит его в один ряд со служением идолам и корыстью

Мы выяснили, что пьянство разрушает материальную жизнь человека. А что же с духовной? Всё тоже неблагополучно. Пьянство — грех, его и перечисляют в списке других грехов:

«…не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив».

1-е Тим. 3:3

И это не шутки, ибо пьяницы не наследуют Царства Божия:

«…ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».

1-е Кор. 6:10

«…ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Гал. 5:21

Ветхий Завет тоже говорит о пьяницах осудительно:

«И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница».

Втор. 21:20

Пьянство — это такой же идол, которому грешный человек может служить.

Пьянство — это ещё один шаг от Бога. Это направление своей энергии в неблагоприятную сферу, а энергия, как мы знаем из античных верований, — тоже своего рода религиозная жертва. Именно потому пьянство Библия ставит в один ряд с идолопоклонством:

«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».

1-е Кор. 5:11

Это не значит, что где-то там есть бог или демон вина, которому пьяницы поклоняются Но поведение человека ничем не отличается от того, кто присягнул бы на верность такому демону.

В конце концов, пьянство становится новой природой человека, ею он заменяет привычные и важные для жизни дела:

«Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью».

1-е Фессал. 5:7

Священникам нельзя быть пристрастными к вину

Хотя ясно, что запреты на пьянство относятся ко всем людям, Библия подчёркивает этот запрет для священников:

«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы»

1-е Тим. 3:8

Можно ли священникам пить алкоголь вообще? Некоторые христианские течения отвечают однозначное «нет», ибо пьянство — смертный грех, так что лучше вообще не вступать на эту тропу. В русском православии преобладают иные взгляды. Обычно говорят что-то вроде: «пейте, но не упивайтесь».

В принципе, Библия позволяет существовать обоим взглядам. Категорического запрета нет, хотя всякому христианину полезно задуматься, нужно ли ему в жизни то, что не приносит пользы. А особенно этот вопрос актуален для священников, которые должны выступать нравственным ориентиром для других.

Мы можем прийти за помощью к Богу

Алкоголь дает лишь временное, фальшивое утешение. Но Бог может утолить нашу жажду, заполнить пустоту, которую больше ничто не может заполнить.

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Св. Евангелие от Иоанна 14:27)

Бог дает нам то, что мир дать просто не способен. Поэтому нет смысла искать в мире утешения, которое способен дать только Бог.

Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Св. Евангелие от Луки 18:27)

Человек не может своими силами выйти из рабства греха, но Бог может помочь ему.

Я молюсь о том, чтобы каждый человек, закованный в рабство этого греха обрел свободу во Христе. Бог никогда не бросает, но заботится обо всех наших нуждах и всегда дает нам самое лучшее. Обратившись к Нему мы никогда не будем обмануты.

Всякий алкоголь вреден, пиво тоже

А что сказано в Библии о других напитках? Можно ли христианам пить алкоголь иного рода? Допустим, ясно, что водка и коньяк — это вредно для души и тела. А грех ли пить пиво?

Тут нам Библия сообщает:

«Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».

Прит. 20:1

Нам ясно дают понять, что употребление алкоголя, как его ни назови, занятие, мягко говоря, бесполезное. Библия выражается жёстче — только неразумный человек за это берётся.

Было бы странно ожидать, что на каждый алкогольный напиток появится отдельная глава из Библии: тут — запрет на вино, здесь — на пиво, а дальше — на вермут, ликёр и т.д. Библию писали почти 30 веков назад. Ясное дело, что её авторы пытались донести мысль. Формализм тут не уместен.

Мы видим, что употребление спиртных напитков никогда не приветствовалось в религиозной жизни. Правда вино происходило из виноградной лозы — важного продукта питания и религиозного символа, потому сохранялась вера в его чудотворную силу, но малых дозах и в разбавленном виде:

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».

1-е Тим. 5:23


Библия подчёркивает важность трезвости. Об Иоанне Предтече в первую очередь сказано, что он не употреблял алкогольных напитков (Бартоломе Эстебан Мурильо, «Святой Иоанн предтеча в пустыне»)

Но это касалось только вина. К остальным спиртным напиткам отношение негативное. Вот в этом отрывке описаны праведные качества Иоанна Предтечи:

«Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери свое».

Лк. 1:15

Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет:

««Сикерою» называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение».

То есть трезвость была столь важным качеством, что её используют, чтобы подчеркнуть величие пророка.

Да и вообще праведнику надлежит вспомнить, как жили люди до времён деградации: не употребляли спиртного, не ели мяса и т.д. Это идеал христианской жизни, о котором редко говорят, но в Библии о нём сказано. К этому идеалу нас призывает апостол Павел:

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

Рим. 14:20–21

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]