Христианство — одна из религий авраамического направления, базирующаяся на описанном в Евангелие акте искупления грехов человечества богочеловеком Иисусом Христом. По распространенности эта монотеистическая религия считается самой крупной в мире, на сегодняшний день число ее приверженцев, по данным ООН, достигает 1,5 млрд. Христианские традиции, основанные на Ветхом и Новом завете, и определяют церковную и домашнюю жизнь верующих.
Основные каноны направления в христианстве
Христианство как религия зародилось в I веке в среде палестинских иудеев и быстро получило распространение среди греко-римлян и других этнических групп. Уникальность этой религии в том, что она предполагает не только вечность души человека, но и воскресение тела после загробной жизни. Правда, не все воскресшие будут достойны пребывания в Царстве Небесном.
Основными направлениями в христианстве сегодня считаются католицизм, православие и протестантизм. И хотя древние христианские религиозные традиции и главные догмы христианства ― вера в грядущее воскресение и божественная сущность Иисуса Христоса ― являются для них общими, у каждого из направлений существуют свои особенности вероучения и различия в толковании некоторых религиозных канонов.
Принципиальное отличие между Католической и Православной Церквями состоит в понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, они считают воплощением Вселенской Церкви каждую поместную Церковь епископата, католики в добавление к этому видят необходимость в едином руководстве всех церквей, которое осуществляет верховный правитель Святого Престола ― Папа.
Черты, отличающие протестантскую Церковь от католической и православной, многочисленнее. Так, протестанты признают Библию, но отвергают Священное Предание Церкви и церковные священнодействия. У них не принято молиться за умерших, веруя, что благодаря молитвам Господь облегчит их посмертную участь. Протестанты отрицают посты и считают, что признания Иисуса Христа Богом уже достаточно для спасения, и никаких дел для этого не нужно. Тогда как католики и православные христиане утверждают, что доказывать свою веру необходимо делами, исполняя заповеди Отца.
Как понятие «духовная традиция» отличается от схожих с ним
В науке существуют различные трактовки понятий духовная традиция, религиозная традиция, культурная традиция, народная традиция. Вот и мы, следуя подобной дифференциации, кратко представим различия и общность данных понятий, которые помогут нам разобраться в особенностях русской духовной традиции. Таким образом, следует различать:
- Духовную традицию
- Религиозную традицию
- Культурную традицию
- Народную традицию
Духовная традиция — это сохранение и продуцирование опыта, ведущего человека к развитию его нетелесной сущности, углублению надмирного опыта, к нравственному тонкому развитию, трансляция знаний и практик, которые не дают сиюминутного материализованного результата. И поэтому духовные традиции могут расцениваться как бессмысленные для людей, не живущих духовной жизнью. Духовная традиция является ядром традиции религиозной.
Но религиозная традиция шире духовной, так как включает в себя помимо духовной практики, имеющей внутреннее выражение (латентное), ещё и внешнюю, обрядовую практику, религиозное поведение, институты. Русская религиозная традиция — это традиция православная. Здесь можно рассматривать эти понятия как синонимы. Являясь культурообразующей религией, православие является основой и русской культурной традиции. Но понятие «культурная традиция» вбирает в себя, помимо религиозной, множество других традиций.
Культурная традиция — это сохранение и трансляция всего богатства культурного наследия, выраженного, кроме религии, в идеях, в философии, в научных и профессиональных знаниях, в искусстве, в памятниках культуры, в особенностях этнографического, существования народа. Можно сказать, что культурная традиция имеет проекцию в сознании народа, это его осознаваемое богатство.
Но можно выделить еще и пласт народной традиции, в котором, аккумулируется кроме сознания ещё и подсознание народа. В народной традиции сохраняются архаические пережитки, архетипы и коды культуры, коллективное бессознательное, которое во многом формирует реальность народной жизни.
Религиозные традиции христиан
В большинстве религий существуют особые ритуальные действия ― таинства, через которые человеку невидимым образом передается спасительная Божия благодать. Первоначально в традициях христианской веры было два таинства – крещение и причащение.
В 1279 году на Вселенском соборе в Лионе в список таинств были включены еще пять церковных обрядов. Они признаются православной и католической церковью, протестанты трактуют церковные таинства как простой религиозный ритуал.
- Крещение ― это трехкратное погружение в воду святой купели (или обливание водой), сопровождаемое чтением молитв. Обряд совершается в знак приобщения человека к Церкви, проводит его священнослужитель. Окрещенный человек носит на шее нательный крестик и имеет право принимать участие в церковных обрядах.
- Причащение (Евхаристия) ― приобщение к Христу путем употребления особым образом освященного хлеба и вина.
- Покаяние (исповедь) ― признание в совершенных грехах перед священником, который имеет право отпущения грехов от имени Господа. Считается, что самообличение и решимость не повторять грехов даруют милосердие Божие.
- Миропомазание ― таинство, совершаемое над верующим обычно после Крещения. Человек получает прощение грехов и «печать дара Святаго Духа» на челе. При проведении обряда священник помазывает определенные части тела верующего составом из благовонных масел ― освященным миром.
- Елеосвящение ― Таинство, совершаемое над больными, помазание тела освященным елеем. Считается, что такой ритуал призывает благодать Божию, и способствует исцелению. В христианстве существует также обряд Елеопомазания, который заключается в нанесении на лоб верующего знака креста елеем. Этот обряд Таинством не является.
- Священство ― обряд посвящения на служение в церкви диаконом, пресвитером или архиереем (епископом). Посвящение в ранг священнослужителя совершается епископом и дает право проводить церковные таинства и обряды.
- Венчание ― основной ритуал христианского свадебного обряда. Благословленный церковью союз мужчины и женщины закрепляет брак на небесах. Венчаясь, христиане дают обет верности Христу и друг другу. Христианские семейные традиции основываются на соблюдении завещанных Спасителем правил: соблюдать нравственную чистоту, жить в любви и согласии.
Водосвятие
Так называется обряд освящения воды. По традиции водосвятие может быть великим и малым. В первом варианте обряд проводится единожды в году, а во втором — совершается много раз за двенадцать месяцев. Делается это во время Крещения или при совершении молебнов.
Обряд проводится в честь великого события — погружения Иисуса Христа в воды Иордана. Этот момент описан еще в Евангелии. Именно тогда Иисус стал прообразом омовения всех людских грехов. Омовение происходит в святой купели, которая открывает людям путь внутрь Христовой церкви.
Христианские праздники
Период формирования христианских праздников и традиций приходится на V-VI века. Самым важным праздником у христиан считается дата Воскресения Иисуса Христа, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Согласно общецерковному календарю, христиане празднуют:
- Рождество (7 января),
- Крещение (19 января),
- Сретение (15 февраля),
- Благовещение (7 апреля),
- Вербное воскресенье (отмечается за неделю до Пасхи),
- Вознесение Господне (отмечается на 40-й день после Пасхи),
- Троицу (отмечается на 50-й день после Пасхи),
- Преображение Господне (19 августа),
- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
- Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),
- Воздвижение Креста Господня (27 сентября),
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).
Все христианские духовные традиции опираются на церковные догматы, основной из которых ― уверенность, что после второго пришествия Христа умершие смогут воскреснуть плотью, а те, кто жил на Земле праведно, смогут войти в Царствие Небесное и получить вечную жизнь.
Церковный раскол
Унификация обрядов Русской православной церкви произошла после раскола церкви. Из-за чего же он произошел? Давайте разбираться.
До сих пор Русскую православную церковь не касались реформы. Последние изменения произошли в семнадцатом веке, а вот будут ли новые, пока неизвестно. Давайте поговорим о предыдущем опыте.
Еще в 1640 году велись разговоры о необходимости проведения церковной реформы. Представители духовенства уже тогда хотели провести унификацию правил богослужения и церковных текстов. Но никак не могли достигнуть единства в выборе образца, на который нужно ровняться. Кто-то хотел в качестве образца использовать греческие церковные книги, а другие — древнерусские книги.
В итоге победили те, кто хотел привести церковные обряды и книги в соответствии с византийскими канонами. На это есть несколько объяснений:
- Российское государство стремилось стабилизировать собственное положение среди других православных стран. В правительственных кругах часто говорили о Москве, как о третьем Риме, эту теорию выдвинул еще Филофей, псковский старец, который жил в пятнадцатом веке. Церковный раскол, который произошел в 1054 году, привел к тому, что православным центром стал считаться Константинополь. Филофей считал, что после падения Византии именно столица русского государства станет оплотом истинной православной веры. Чтобы Москва получила этот статус, русскому царю было необходимо заручиться поддержкой греческой церкви. А чтобы ее получить, необходимо было провести богослужение в соответствии с местными правилами.
- В 1654 году Переяславская Рада решила, что территория польской Украины должна присоединиться к России. На новой территории православная литургия проводилась по греческим правилам, а потому унификация обрядов и правил поспособствовала бы объединению Малороссии и России.
- Не так давно прошло Смутное время, по стране еще проходили народные волнения. Если бы были установлены единые правила церковной жизни, то процесс национального единения прошел куда быстрее и плодотворнее.
- Русское богослужение не соответствовало византийским канонам. Внесение правок в литургические правила считается второстепенными в проведении церковной реформы. Кстати, церковный раскол и был вызван этими правками.
При ком же произошел раскол церкви? Дело было при государе Алексее Михайловиче, который царствовал с 1645 до 1676 год. Он никогда не игнорировал проблемы, которые касались русского народа. Царь считал себя православным, а потому много внимания и времени уделял делам церкви.
Церковный раскол в нашей стране прочно связан с именем патриарха Никона. В миру его звали Никита Минин, он стал священнослужителем по желанию родителей и весьма преуспел. Однажды Никона представили молодому Алексею Михайловичу, дело было в 1646 году. Тогда Минин приехал в Москву для того, чтобы уладить монастырские дела. Семнадцатилетний государь оценил старания Никона и оставил его в Москве. Никон имел очень сильное влияние на государя и активно участвовал в решение государственных вопросов. В 1652 году Никон стал патриархом и начал подготовку к церковной реформе, которая уже давно назревала.
В первую очередь патриарх начал редактировать все книги православной религии и обрядов. Это делалось для того, чтобы они соответствовали греческим законам. Несмотря на это началом церковного раскола считается 1653 год, ведь изменения в это время коснулись богослужебных правил, которые и привели к противостоянию Никона со сторонниками и приверженцев старых обрядов и правил.
Итак, что же совершил патриарх Никон?
- Заменил двуперстное знамение на троеперстное. Как раз это нововведение и вызвало больше всего волнений у старообрядцев. Новое крестное знамение считалось неуважением к Богу, потому как из трех пальцев получался кукиш.
- Патриарх ввел новое написание имени Божьего. Теперь надлежало писать «Иисус», а не как до реформы — «Исус».
- Было сокращено число просфор для литургии.
- Изменения коснулись и поклонов. Теперь нет нужды бить земные поклоны, вместо них появились поясные.
- С момента реформы двигаться во время крестного хода следует против солнца.
- Во время церковного пения теперь произносится «Аллилуйя » трижды, вместо прежних двух.
Итак, в чем причины раскола? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, что называется церковным расколом. Так, называют отделение некоторой части верующих от Православной церкви, староверцы выступали против тех преобразований, которые хотел ввести Никон.
Причины раскола, конечно, сильно повлияли на дальнейшую историю государства российского и вызваны они были недальновидной политикой церковных и светских властей.
Церковный раскол можно определить как конфронтацию или охлаждение, а значит, что это все плохо сказалось на отношениях между церковью и властью. Виноват в этом патриарх Никон, вернее, его жесткие методы. Это привело к тому, что в 1660 году патриарх лишился своего сана. По прошествии времени его вовсе лишили священного сана и сослали в Белозерский Феропонтов монастырь.
Но это не значит, что с отставкой патриарха закончились реформы. В 1666 году были утверждены новые церковные книги и обряды, которые необходимо было принять всей Православной Церкви. Церковный Собор решил, что те люди, которые были сторонниками старой веры, не только отлучались от церкви и даже приравнивались к еретикам.