Чернокожий или казах: безумные теории о национальной принадлежности Иисуса

Божественное и человеческое происхождение Христа

Изучая национальность Иисуса Христа, следует помнить, что Он воплотившийся Сын Божий. То есть Личность, обладающая Божественной и человеческой природами одновременно. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

«Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, не смотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого. И человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного» (Полное собрание творений, том 4).


Икона Господа Иисуса Христа

Боговоплощение было необходимо для примирения падшего человечества с Творцом, для обновления испорченной людской природы. Зачатие Христа было непорочным и произошло при участии Святого Духа во чреве Девы Марии. Её формальным мужем (а значит и мнимым отцом Иисуса) являлся благочестивый плотник Иосиф. Говорить о национальности Богочеловека Христа можно лишь с точки зрения происхождения его земных родителей.

Одна зависящая от милости и любящая милость раса

Иисус родился евреем — и вместе с этим были введены в действие и все остальные части Божьей «неисследимой» и «непостижимой» мудрости — для достижения этой цели. Чтобы заставить замолчать всякую национальную и расовую гордость, включая еврейскую, и чтобы привести каждую расу и каждый этнос к смиренному упованию на милость.

Христос родился евреем, чтобы каждая раса ликовала по причине милости, а не количества меланина; чтобы каждый этнос был более рад милости, нежели своим этническим традициям; и чтобы каждая национальность ликовала больше из-за милости, чем из-за национальных черт. Иисус родился евреем, чтобы подавить всякое хвастовство этническим превосходством. И для того, чтобы создать единую новую, радостную и любящую милость расу.

Автор — Джон Пайпер / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org Перевод — Анна Иващенко для

Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Родословие и национальность Иисуса Христа

Кто по национальности Иисус Христос? Обратимся к первым строкам Нового Завета. Апостол Матфей называет Христа «Сыном Давида и Сыном Авраама» (Мф.1:1), что указывает на Его еврейское происхождение. Авраам – ветхозаветный пророк и родоначальник богоизбранного еврейского народа (через своего сына Исаака). Его потомок Давид – иудейский царь, ставший впоследствии правителем всего Израильского царства. Далее Матфей перечисляет родословную Спасителя от Авраама до Иосифа (Мф.1:1-16).

Почему апостол Матфей упоминает Авраама и Давида отдельно от других предков Христа? Именно этим двум ветхозаветным праведникам было дано Божественное обетование (обещание) о появлении Спасителя в их роду. Всевышний сказал Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22:18). И Давиду: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11). Епископ Мефодий (Кульман) объясняет, зачем Матфей называет Христа сначала Сыном Давида и потом Сыном Авраама:

«Давид особенно славился у иудеев по знаменитости его царственных деяний. Притом Давид жил спустя тысячу лет после Авраама, и обетование, данное Богом Давиду, как недавнее, было у всех Иудеев на устах. Обетование, данное Аврааму, можно было отнести ко всем коленам еврейского народа. Тогда как обетование, данное Давиду, прямо указывало не только на колено Иудово вообще, но в частности и на род Давидов, из которого надлежало ожидать обетованного Спасителя».

Родственники Христа

Почему же род Спасителя ведётся по Иосифу, который, согласно христианским догматам, не является Его отцом? Это объясняется тем, что Иисус долгое время воспринимался сыном Иосифа. Соответственно, наследником царского рода, к которому принадлежал Иосиф. При земной жизни Богоматери нельзя было говорить о Её безмужней беременности. Это неизбежно вызвало бы у людей недоверие. Вначале евреи должны были убедиться, что Иисус – обещанный Мессия и Сын Божий. Лишь после этого смогли бы принять факт Его рождения от Девы.

Также у евреев принято указывать происхождение именно по отцовской линии. Евангелист Матфей не мог нарушить этот обычай, чтобы не смутить своих соотечественников. К тому же Мария тоже была из рода Давида. Значит, изложенное в Новом Завете родословие во многом принадлежит и Ей.

Почему Он так сделал?

Теперь мы можем сделать шаг назад и задаться вопросом: Почему Бог пошёл спасать Свой народ из всех народов, включая евреев, таким обходным путём?

Позвольте мне кратко изложить этот обходной путь Бога:

1. Всё человечество впало в грех и развратилось, когда Адам и Ева отвергли благость Божью ради своей собственной мудрости (Быт. 3:6; Рим. 5:12). Когда в 10-11 главах книги Бытие появились различные этносы, все их отдельные члены были «детьми гнева» (Еф. 2:3). Ни один народ на земле не был достоин Божьего благословения. Все заслуживали уничтожения.

2. Когда Бог привёл в действие план искупления для человечества, Он избрал Израиль в качестве основного фокуса Своей спасительной работы на две тысячи лет (Втор. 7:6; Амос 3:2). Это избрание Израиля не было связано с какими-то особенностями Израиля, которые бы сделали их достойнее других народов. Авраам был идолопоклонником до того, как Бог призвал его (Нав. 24:2,14). «Итак, что же? имеем ли мы [евреи] преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9).

3. В течение двух тысяч лет Бог предлагал спасение Израилю (Рим. 9:4-5) и предвещал Мессию через еврейскую историю и Писание (Лк. 24:27). Их постоянным ответом было в значительной степени неверие, как сказал Стефан: «Жестоковыйные!.. Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Или как сказал Павел: «Об Израиле же говорит [цитата слов Божьих из Ис. 65:2]: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Рим. 10:21).

4. Эффект этого еврейского неверия, несмотря на великие преимущества, состоял в том, чтобы показать, что закон, без Искупителя, не ведёт к оправданию, а только к разоблачению и увеличению греха (Рим. 3:20; 5:20). Из-за этого заграждаются всякие уста. Потому, если Израиль, при всех его преимуществах, «не достиг до закона праведности» (Рим. 9:31), другие народы не должны думать, что они в лучшей ситуации. «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19).

5. Через воплощение, жизнь, смерть и воскресение Мессии, были подтверждены обетования патриархам и была открыта милость для всех народов. «Христос сделался служителем для обрезанных… чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога…» (Рим. 15:8-9).

6. В Израиле произошло ожесточение (Рим. 11:25; 2 Кор. 3:14), продолжающееся до 21-го века. Оно будет оставаться, «пока войдет полнота язычников» (Рим. 11:25).

7. В это время — «время язычников» (Лк. 21:24) — будет великое миссионерское движение ко всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24:14).

8. Когда «войдёт полнота язычников, …весь Израиль спасётся» (Рим. 11:25-26).

9. Христос возвратится и установит Своё Царство (Рим. 11:26).

Это обходной путь, которым Бог планировал искупить Свой народ из всех этнических групп, включая и окончательное обращение «всего Израиля» — всё поколение массово обратится к вере в конце времён. Зачем нужен был такой обходной путь? Вот краткий ответ Павла в Рим. 11:30-32:

«Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать».

Рассматривая этот ответ, мы можем сказать, что:

Народы жили в непослушании после грехопадения. Потому Бог избрал Израиль. Израиль жил в непослушании, несмотря на все свои привилегии. Потому Бог исполнился милостью к языческим народам. Эта милость к народам приведёт к великой милости, заключающейся в обращении Израиля. Таким образом, все народы полностью зависят от милости, а не от заслуг.

Это сложно. Странно. Это обходной путь. Настолько, что следующее, что слетело с уст Павла, было: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33).

Значение родословия Господа

Апостол Матфей писал Евангелие для евреев. Поэтому изложенное им родословие призвано в самом начале сообщить читателю, что Иисус Христос – еврей из рода Давида. То есть Тот, о Ком говорят древние пророчества. Протоиерей Олег Стеняев отмечает, что это было принципиально важно:

«Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия должен был родиться в том самом городе, где родился царь Давид [Вифлеем]».

Протопресвитер Михаил Богословский отмечает, что изложенное Матфеем родословие Христа имеет дополнительный духовный смысл. Оно словно повторяет историю приготовления избранного народа к пришествию Спасителя. Причём в этом перечне имён есть не только праведники, но и грешные представители рода. Священник Виктор Ильенко объясняет:

«Родословие убеждает нас в том, что Христос не гнушается грешниками… Что порочность родителей не обесценивает его добродетелей… Что даже для Господа Иисуса Христа в дохристианском человечестве не нашлось непрерывной линии праведников. Показывает, как трудно достижима была тогда праведность, а значит, пришествие в мир Сына Божия было необходимо».

Библия говорит нам, что Иисус Христос был иудеем не только этнически, но и с религиозной точки зрения. Вскоре после рождения (Лк.2:21) над ним совершили традиционные иудейские обряды обрезания и посвящения Богу (Лк.2:22-40). Иисус посещал синагогу (Лк.4:16) и чтил ветхозаветный Закон (Лк.2:39).

«Весь Израиль спасётся»

Некоторые полагают, что это включение язычников в еврейское наследие — это окончательный шаг в Божьих отношениях с этническим Израилем. Но это не так. Павел учит, что когда «войдет полнота язычников», тогда «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:25-26). Это относится к целому этносу, который обратится ко Христу в будущем — после того, как «войдет полнота язычников».

Некоторые говорят, что выражение «весь Израиль» здесь относится не к этносу, а к полному числу избранных, евреев и язычников. Существует как минимум пять веских причин (на англ.), почему это не так. Я назову две из них.

Во-первых, очень маловероятно, что всего через одиннадцать греческих слов значение слова «Израиль» изменилось с «этноса/народа» на «избранных евреев и язычников» (Рим. 11:25-26). Практически все согласны, что первое использование этого слова относится к этническому Израилю. Поэтому, конечно, и второе также относится к Израилю: «…Ожесточение произошло в Израиле отчасти… Весь Израиль спасётся». То есть, «весь Израиль» — это народ, который когда-то частично ожесточился. Однажды этот народ будет спасён.

Во-вторых, параллель между двумя частями Рим. 11:28 указывает на «весь Израиль» как на этнос. Первая часть 28 стиха гласит: «В отношении к благовестию, они [этнический народ Израиля] враги» Бога. Вторая часть этого стиха говорит: «А в отношении к избранию, [этот же самый народ, который является врагами] возлюбленные Божии ради отцов». Смысл этого стиха — показать, что даже несмотря на то, что этнический Израиль сейчас и является нарушающим завет, неверующим народом, это изменится. Народ, который сейчас является врагом, позже обратится по причине избрания и любви. (См. параллели в Рим. 11:12,15.)

Так ли важна национальность Спасителя?

Итак, Евангелие от Матфея однозначно говорит о древнееврейском происхождении Христа. Но, как уже было сказано, этому апостолу нужно было убедить евреев в свершении пророчеств и приходе Мессии. Для современного же христианина гораздо важнее помнить не о национальности Господа, а о значении Его прихода в наш мир. Поэтому более актуальным для нас является родословие Христа, изложенное другим Его учеником – Лукой. Оно было написано не евреям, а иноземным язычникам, для которых иудейские пророчества не имели значения.

Лука ведёт родословную Христа к самому первому человеку в истории – Адаму (Лк.3:23–38). Таким образом, евангелист делает акцент не на национальности Христа, а на общем для всех людей происхождении. Господь не только сын Авраама и Давида, но и сын Адама, как и каждый из нас. Это Сын человеческий. И пришёл Он, чтобы спасти не одних лишь евреев, а все народы. Протоиерей Вячеслав Резников отмечает:

«Другие народы имеют полное право называть Иисуса Христа своим Царем, своим Господом и Богом. И одновременно – своим братом. Есть глубокая правда в том, что у разных народов икона Иисуса Христа имеет свои национальные черты. У японцев Он похож на японца, у чернокожих – чернокожий. Тем самым каждый говорит: Бог стал человеком именно ради меня, и поэтому уподобился именно мне».

Почему национальность Иисуса Христа была предопределена

Вместе с тем необходимо понимать, что Иисус Христос – Спаситель не только евреев, но и всего человечества – мог родиться только в избранном израильском народе. Его избранничество Богом заключалось именно в подготовке прихода Господа в наш мир. Ведь Боговоплощение могло произойти только во чреве Непорочной Девы. Она, в свою очередь, могла родиться лишь в народе, который был отделён от языческих племён и хранил веру в Единого Истинного Бога. Православный богослов Алексей Осипов отмечает:

«Нет избранничества без цели. Избранник тот, кто способен выполнить порученное дело. И еврейский народ был избран, как наиболее способный сохранить важнейшее Откровение человечеству о пришествии на Землю Спасителя мира – Христа, Который освободит человека от рабства греху».

Конечная цель: все в смирении уповают на милость

Какова же конечная цель такого обходного пути спасения? Павел говорит об этом так: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32). Павел уже сказал, что целью было то, чтобы «заградились всякие уста, и весь мир стал виновен пред Богом» (Рим. 3:19). Это негативная цель. Каждая этническая группа смирилась по причине своего непослушания.

Евреи смирились, потому что, несмотря на свои преимущества, они подобны отломившимся ветвям, а язычники занимают их место в завете Авраама только по вере (Рим. 11:19; 9:30-31). Языческие народы смирились, потому что они держатся только верой (Рим. 11:20), и потому что их поддерживает еврейский корень, а не наоборот (Рим. 11:18). Вам нужно стать «евреем», чтобы спастись (Гал. 3:7). Но ни один еврей не спасается по причине своей этнической принадлежности. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). «И не думайте говорить в себе: ‘отец у нас Авраам’, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9).

Заграждены всякие уста. Гордость и хвастовство каждой этнической группы умолкла. Все заключены в непослушание. Каждый вынужден проглотить свою гордыню. Язычники должны стать евреями (включая нацистов и членов Ку-клукс-клана), чтобы спастись. Евреи должны отказаться от всякого упования на свое еврейство и присоединиться к язычникам в своей зависимости от милости.

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь Ирод Великий, подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве — яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе Иосиф Флавий, не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Иоанна Крестителя. Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Когда была первая икона?

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

Интересные материалы:

Как заблокировать все номера начинающиеся одинаково? Как заказать номер Изи? Как заказать номер Лайф? Как закрасить номера машины на фото на айфоне? Как записаться в Мфц по номеру телефона? Как зарегистрировать номер в Ватсапе? Как зарегистрировать номер водафон? Как звонить на городские номера с мтс? Как звонить на городской номер в Германии? Как звонить по номеру в гта 4?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]