Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь


История

Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.

Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.

Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.

Русская Православная Церковь

(лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник; греч. bema — возвышение), обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы.

В Священном Писании словом алтарь (в том числе — и в слав. переводах) обозначается специально созданное возвышение для принесения на нем жертв Всевышнему Богу (напр., 2 Пар. 26. 16; Пс. 50. 21; 83. 4). В языческих культах классической античности также существовали жертвенные алтари — природные или искусственно созданные возвышения из камней, земляные насыпи и т. п.; позже появились сложные архитектурные сооружения из мрамора со множеством украшений.

В латинских христианских текстах (и, шире, — в древних и современных западных языках) словом алтарь обычно называется стол для принесения евхаристической Жертвы, то есть св. престол. Однако в славянской (и, в том числе, русской) традиции термин алтарь закрепился не за самим св. престолом, а за той частью храма, где находится св. престол и которая называется также алтарным пространством.

В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из наоса ведут одна или несколько ступеней. Уже с III в. алтарное пространство стали ограждать низким барьером, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, в поздневизантийской и русской традициях развившаяся в иконостас.

В пространстве алтаря, кроме св. престола, который располагается по центру и над которым может устраиваться балдахин-киворий (в славянской традиции — сень), вдоль дуги апсиды обязательно располагается одно- или многоступенчатая скамья или ряд сидений (греч. synthronon, слав. — сопрестолие), обычно с епископским седалищем посередине (греч. kathedra — кафедра, горнее место). За св. престолом, как правило, расположены семисвечник, запрестольные Крест и образы.

В предалтарной части вдоль боковых (диаконских) и центральных (святых, царских) врат проходит дорожка-солея (в ранне- и средневизантийских храмах солея располагалась не поперек оси храма, перед алтарем, а соединяла алтарь с амвоном, находившимся в центре храма).

С севера к алтарю примыкает помещение, в котором совершается проскомидия (в современном русском словоупотреблении это помещение называют жертвенником), а с юга — диаконник (или ризница), в котором хранятся литургические облачения и богослужебные книги. Часто в православных храмах (особенно небольших или построенных после XVI в.) алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и диаконника; в этом случае стол для совершения проскомидии (греч. prothesis, рус. жертвенник) находится в алтаре, у северной стены. В алтаре имеются также необходимые в богослужебной практике приспособления (стенные шкафчики-«печуры», умывальник и т. п.).

В византийской и западноевропейской традициях под алтарем могла находиться крипта (небольшое помещение; в IV–VI вв. утвердилась практика помещать в крипте св. мощи; впоследствии св. мощи стали помещать просто в св. престол); на Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид (конхи) принято украшать мозаиками или фресками.

По канонам Православной Церкви в пространство алтаря разрешается входить только священно- и церковнослужителям, но на практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (пономарей и алтарников; в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, немолодые монахини (15 правило Никифора Исповедника)). Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (канонические правила Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14).

В символических толкованиях православного храма алтарное пространство уподобляется небу, раю, Святому святых ветхозаветного храма; особое почитание алтаря связано с тем, что это — место принесения Евхаристической Жертвы.

Из чего состоит храм

Современные храмы строятся обычно в нескольких формах:

  • в виде креста;
  • в виде корабля (символизируя лодку спасения или ковчег Ноя);
  • форма круга (символизирует вечность);
  • как восьмиконечная звезда (символ путеводной звезды).

Наверху всегда бывает купол – символ Неба. Его венчает крест. В некоторых храмах не один, а несколько куполов:

  • 2 купола означают Божественную и человеческую природу Христа.
  • 3 купола – в честь Пресвятой Троицы.
  • 5 куполов – в честь Господа и четырех евангелистов.
  • 7 куполов – в честь Таинств и Вселенских соборов.
  • 9 куполов – по числу Ангельских чинов.
  • 13 куполов – в честь двенадцати апостолов и Христа.

Над входом обычно стоит колокольня.

Внешнее устройство православного храма:

Храм состоит из трех частей:

  1. Притвор. Здесь стоят готовящиеся к Таинству Крещения, а также кающиеся грешники.
  2. Средняя часть. Здесь стоят и молятся верные христиане.
  3. Алтарь. Олицетворяет Небо, здесь молятся священнослужители перед Престолом.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.


Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.


С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.


Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

  • Почему недостаточно верить в душе и не ходить в храм
  • Можно ли ходить в храм во время беременности
  • Как правильно вести себя в храме детям

Что такое алтарь в церкви

Внутреннее пространство христианской церкви разделено на три части:

  1. Притвор.
  2. Середину.
  3. Алтарное помещение.


Алтарь – это главная часть храма, символ Престола Господня

Чтобы войти в любой православный храм нужно подняться по ступеням на паперть (площадку). В притворе совершается обручение, обряд литии, читается молебен родильниц и чин оглашения. Эту западную часть церкви также именуют трапезной.

В среднем пространстве Божьего дома во время церковных служений стоят прихожане и участвуют в службах. Оно отделено от алтарной части иконостасом, который выступает прообразом полноценности Небесной обители.

Алтарь является прообразом Небесной обители, он символично повторяет ту знаменитую горницу, где прошла Тайная вечеря. Здесь всегда соблюдается особенная чистота и святость, сюда позволительно входить только священнослужителям, показывающим мирянам пример смиреной праведности.

На заметку! В католицизме алтарем именуют сам Престол, где совершается Таинство Причастия, а также картину, размещенную выше трапезы.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет — сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить алтарю. Это самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только помазанникам Божьим. Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.


Краткий словарь архитектурных терминов

Апсида — алтарный выступ в храме, полукруглый или многоугольный в плане, где размещается алтарь.
Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, на которой сооружен купол.

Барокко — архитектурный стиль XVII-XVIII веков, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью.

Бочка — форма покрытия в виде двух округлых скатов, сходящихся вверху под конек.

Восьмерик — восьмигранное в плане сооружение.

Глава — купол с барабаном, увенчивающий здание храма.

Закомара — свод, полукруглые завершения верхних наружных стен церкви, обычно соответствующие форме сводов

Иконостас — алтарная преграда в храме, отделяющая алтарь от основной части храма, имеющая несколько ярусов с иконами.

Интерьер — внутреннее пространство здания.

Карниз — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания.

Классицизм — архитектурный стиль XVIII- начала XIX вв.; отмечен обращением и подражанием античному наследию. Классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанность в декоре.

Кокошник — декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна — архитектурно обработанный обычно круглый столб.

Композиция — построение (структура) здания, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Конек

— стык двух скатов кровли.

Контрфорс — вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.

Куб — основной объем храма.

Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка — плоский вертикальный уступ в стене.

Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Наличник — обрамление оконного проема.

Неф — (дословно «корабль») продольная часть храма, отделенная от соседнего аркадой или лопаткой на поверхности стены.

Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм.

Пилястра — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Подклет — нижний этаж здания.

Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Престол — высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря.

Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор — помещение в виде прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция — перестройка, модернизация, обновление здания.

Реставрация — восстановление здания в первоначальном (или близком к первоначальному) виде.

Ротонда — круглая постройка, перекрытая куполом.

Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Свод — ‘пространственная конструкция, перекрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности. Различают крестовые, сомкнутые (коробовые) и др. своды.

Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фасад — одна из сторон здания.

Четверик — четырехгранное в плане сооружение.

Шатер — высокое четырех-шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни.

Ширинка — прямоугольная впадина в стене.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В буддийских храмах также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища – у Будды, его учения и у общины. Правильное место — то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм – замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота – главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм – для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения – это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]