Тот, кто увлекается религиозной и духовной литературой и предпочитает фильмы подобной тематики, может столкнуться со словом «неофит».
О том, кто такой неофит, и что означает одноименный синдром, — будет рассказано в этой статье.
Кто такой неофит
Разберемся подробнее, откуда происходит данное слово, и что означает это понятие.
Происхождение слова
Слово «неофит» греческого происхождения (neophitos). Означает neo — новый и phitos — растение, насаждение, росток. То есть: новое растение или недавно посаженный. Термин имеет непосредственную связь с древними мистериями, закрытыми мистическими сообществами и орденами, религиозными конфессиями. В этой плоскости он выражает понятие «новообращенный», приверженец какой-либо идеологии или духовного течения.
Сегодня этим словом обозначают всех недавно приобщенных к любой религиозной конфессии, однако на протяжении достижимых для изучения эпох, значение этого слова не было таким однозначным.
Значение понятия
Разберемся детальнее со значением термина.
Иные определения в различные периоды истории:
- посвященные в древние тайные сообщества, а также кандидаты и готовящиеся к посвящению (культ Элевсинских мистерий, по преданию основанный богиней Деметрой в честь встречи со своей дочерью Персефоной);
- в Римской империи так называли ранних христиан, принявших христианство, носящих белые одежды в период между Пасхой и первым после нее воскресеньем;
- принявшие монашеский постриг в средневековых и нынешних монашеских орденах и конгрегациях;
- ученик, которого готовили к смене предшественников-иерофантов.
Кроме этого, данное слово еще обозначает новичка в какой бы то ни было сфере деятельности. В ботанике им обозначают растения, осваивающие новый ареал произрастания.
Формы и падежи, склонения имени Неофит
Происхождение имени влияет на его склонения и формирования падежей. Нередко имена иностранного происхождения имеют комплексные правила склонений. Таблица ниже перечисляет все варианты падежей и склонений имени Неофит.
Падежи и формы имени | |
Именительный | Неофит |
Родительный | Неофита |
Дательный | Неофиту |
Винительный | Неофита |
Творительный | Неофитом |
Предложный | о Неофите |
История неофитства
Она достаточно протяженна во времени. Каждая эпоха наделяла это понятие чем-то своим.
Появление и распространение
История этого явления насчитывает не одну тысячу лет. Помянутая нами выше мистерия в Элевсине богини Деметры, закрытые мистические сообщества древнегреческих орфиков, Гермеса Трисмегиста и школа Пифагора предлагали для своих неофитов ряд ступеней-инициаций, предполагавших прохождение испытаний для достижения эзотерических знаний и особых состояний сознания через осознание временности бытия и обретения высокой нравственности во имя освобождения от бренной материальной природы.
Особо хочется выделить пифагорейскую школу, основанную Пифагором в италийском городе Кротоне в шестом веке до нашей эры, в которой происходил очень тщательный отбор учеников, в котором была внутренняя и внешняя сторона.
Внешняя предполагала суровые экзамены:
- воздержание от пищи;
- задержка дыхания под водой;
- восьмидесятикилометровый бег.
Внутренняя сторона экзаменов заключалась в открытии у кандидата определенных черт и качеств характера, таких как:
- честность;
- праведность;
- любовь к окружающему миру.
Если испытуемый успешно проходил экзамены, он допускался к дальнейшим испытаниям, продолжавшимся в течение следующих пяти лет.
На протяжении всех этих лет новообращенный не должен был говорить (ибо многословие плодит ложь), должен был искупаться в кипящей воде, пройти испытание огнем и каленым железом, выдержать проверки на сострадание и добродетель, проявить стойкость в отношении сексуальных желаний.
Дальнейшее распространение духовное новообращенство обрело в христианстве. Это явление выражалось в приобщении к вере новичка, который в вере ничего не понимал. Его опекали, как малое дитя, готовя к истинной христианской жизни.
Начиная с ранних христианских общин через эпоху средневековья и до наших дней, где на новом жизненном этапе новообращенный постепенно входил в новый образ, он менял привычный мирской стиль жизни на новый, который заключался в изменении окружения, поведения, манеры одеваться, либо монашеском постриге, приготовлении стать на путь Господнего служения.
Современное положение
Данное понятие в современном христианстве так же, как и раньше, характеризует приобщение новичков к церковной жизни. Но существует поправка на множественность современных религиозных конфессий, соотнесенную с единицей площади того пространства, в котором они существуют, а также на большее количество и разнообразие соблазнов, встающих между Богом и людьми.
Это особый период первой духовной любви, духовных радостей, но при этом, — и подводных камней. В этом, как и в любом другом явлении жизни имеет место человеческий фактор. Другими словами, — каждый приходит к вере с набором индивидуальных обретенных качеств и черт характера, с личными мотивами, сформированными предшествующим образом жизни. И все же, есть нечто общее в нем для каждого новообращенного.
Вот эти качества:
- пребывание в состоянии эйфории, а не веры;
- преувеличение собственных сил;
- максимализм;
- желание всех спасать;
- нетерпимость к иным духовным позициям и взглядам;
- строгое отношение к себе, граничащее с фанатичным желанием перенять образ жизни христианских подвижников и святых отцов.
Если попытаться завязать разговор с молодым новообращенным в любой христианской конфессии на религиозную тематику, можно увидеть воинственную, иногда даже агрессивную позицию по отношению к иным духовным течениям, сильно отличающимся в методах следования к Богу от взглядов, которые так рьяно отстаивает новичок. Он искренне и наивно верит в свою абсолютную правоту, готовый поучать и обличать, хотя сам еще находится в возрасте духовного младенчества.
Что приводит к неофитству
Само по себе это понятие обозначает вхождение непосвященного в новую духовную среду. В это время новообращенному в помощь дается авансом ощущение особой благодати Святого Духа. При этом не требуется особых усилий и затрат для ее получения. Новичок окрылен любовью, ведь в данный момент Господь действительно рядом, и он учит свое дитя первым осмысленным шагам в духовной жизни.
Вера его пока слаба, поскольку она укрепляется временем и испытаниями. У него мало жизненного и духовного опыта, а поэтому ему сопутствуют ошибки, которые он едва ли признает. Вот Господь и водит его за руку, щедро одаривая благодатью.
Это естественный процесс приобщения новичка к иной системе взглядов и ценностей, весьма отличающихся от мирских. Такова человеческая природа, свойство юной незрелости с присущими ей ошибками, которые придают этому состоянию вхождения негативный оттенок. Но кто не ошибается, тот и не ищет.
Неправильная самоидентификация
Правильная самоидентификация является одной из самых важных задач для личности, тем более для находящейся в процессе поиска и делающей сознательный выбор.
Для приобщающегося и новообращенного характерны перегибы то в одну, то в другую сторону. Новичок склонен к радикальным подходам в сравнении своего образа жизни с тем, который вели подвижники церкви, святые отцы и другие духовные авторитеты. Он старается уподобляться им, не имея духовной мудрости и жизненного опыта.
Стараясь быть похожим на аскетичных подвижников и святых, подавлявших телесную природу во имя духовной благодати, новоначальный может показательно хулить и обличать себя во многих грехах, при этом считая себя лучше других, внутренне гордясь своей мнимой праведностью. И хотя это еще не фарисейство, но уже весьма на него похоже.
Естественным является поиск самого себя. Новообращенный открыл новый мир и желает этим чудесным открытием поделиться с иными, по его мнению — пока еще дремлющими. К сожалению, внешние формы его духовности пока еще не соответствуют внутреннему состоянию.
Преувеличение собственных сил
Преувеличение своих сил, или «ревность не по разуму», является еще одной характерной ошибкой делающих первые духовные шаги. Она истекает из неправильной самооценки, вследствие чего с особой силой может проявиться духовный максимализм.
Его проявление возможно в любой сфере духовной жизни:
- если молиться, то до изнеможения;
- если поститься — по самим строгим правилам;
- если страдать — на полную катушку;
- если спасать — сразу весь мир.
Остеречь от ошибок, упредить опрометчивые поступки этого периода может только опытный духовный наставник или сложившиеся Высшим промыслом обстоятельства и обращенные к душе новичка посылы, если он обладает достаточной восприимчивостью к подобным явлениям.
Осуждение окружающих людей
Это самая распространенная греховная ошибка начинающих. Новички с присущим им максимализмом становятся требовательными не только к себе, но и к окружающим их людям. Они очень внимательны к своему окружению, особенно ближнему, мгновенно замечают в людях изъяны и недостатки.
Для них существует лишь белое и черное при полном отсутствии полутонов. Характерной особенностью их отношения к людям вне церкви является высокомерие. У них коротка память о своем недавнем прошлом, в котором они были такими же, а может — и хуже.
Они уже не в силах понимать, что Бог — «всяческая во всем», что множественность форм, в том числе и идей, делают этот мир не монотонным и однообразным, а пестрым и насыщенным, позволяющим каждому пройти самый разнообразный опыт, чтобы устояться в чем-то своем.
Их еще ожидают внутренние кризисы, связанные с противоречием внешнего и внутреннего. Возможно даже разочарование в незыблемости отстаиваемых ими доктрин, но это будет потом — лет через пять, а может и десять. Пока же они себя зрят не меньше, чем карающий меч Всевышнего правосудия.
Миссионерский максимализм
Это одна из самых печальных и не менее распространенных ошибок новичков, которые не могут просто тихо молиться, тем более — сидеть сложа руки.
Новообращенный сделал для себя потрясающее открытие и хочет поделиться этим с как можно большим числом людей, ибо по его представлению: аморально, недостойно и даже преступно скрывать от них истину, которая открылась ему за какие-то заслуги. Он готов говорить о своих духовных открытиях, о Боге — там, где это уместно и не очень, а порою — даже с агрессивной навязчивостью, ибо само понятие уместности для новоначального бывает слишком размытым.
Весьма неопытный проповедник старается спасти всех вокруг, не подозревая о том, что начинать нужно с самого себя. Ибо, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи».
В результате такой миссионерской деятельности духовно прозревшего (по мнению его самого) о том движении, к которому приобщается новичок, у людей может сложиться весьма негативное мнение. Родственники и друзья неистового поборника правды вынуждены стоически выдерживать проповеди и выходки новоиспеченного проповедника. Цена же за такое непомерное старание может обернуться для «подвижника» потерей знакомых и друзей, восстановить связи с которыми будет весьма затруднительно, а порой и невозможно.
Поиск новых чувств
Эта ошибка присуща не только начинающим молодым новообращенным мужчинам, но и неофиткам-женщинам. Начинающие ищут возвышенных ощущений, глубоких чувств и переживаний, готовы на каждом шагу видеть чудо или знамение. Они ждут знаков свыше в виде ответа на волнующие их вопросы.
В православии это называется «впасть в духовную прелесть».
Люди, склонные к постоянному поиску знаков и чудес, встречая какие-либо подтверждения Божьей знаковости, направленной лично к ним, могут уверовать в свою избранность и возгордиться. Но жизнь сама по себе является чудом, и истинный подвиг заключается в том, чтобы достойно пронести на плечах груз испытаний, которые она посылает, чтобы можно было в этом устоять и быть благодарным ей за ее мудрые уроки.
Избежать ошибки ощущения своей избранности можно через смирение и критический подход к самому себе, ибо не зря говорили еще святые отцы, что тот, кто смог видеть свои грехи — превыше того, кто смог увидеть ангелов.
Из этого видео можно узнать об основных проблемах у новообращенных.
Синдром неофита
Неофитство в православии — это своеобразная болезнь новичков, которая получила название «синдром неофита».
Что собой представляет
Данный синдром характеризуется излишним рвением, чрезмерной импульсивностью, наблюдаемой у новообращенных. Большей частью — это люди, впадающие в крайности, имеющие весьма поверхностное представление о личной ответственности и считающие себя полагающимися на волю Божью.
Подобный сверхгорячий новичок из-за недостатка жизненного опыта, мудрости и гибкости сознания клеймит направо и налево тех, кто мыслит иначе, а своих ближних, более теплых собратьев по вере обвиняет чуть ли не в отступничестве. Такие неумеренно восторженные христиане способны нанести серьезный вред, в первую очередь — себе.
Эти юные неокрепшие ростки с неукоренившейся корневой системой часто претендуют на роль огромного дуба с мудростью столетий. В результате любой более или менее сильный ветерок нагибает их к земле, а под напором серьезной стихии они покидают место своей изначальной высадки и блуждают, подобно перекати-поле к иным, по их мнению, — более благодатным землям.
От чего возникает
В этом явлении есть изначальный положительный момент, ибо в своем стремлении познать Бога новичок действует, прибегая к помощи церкви. И хорошо, если в ее лице помощь придет со стороны опытного духовного наставника.
У младохристианина появляются:
- горячая вера;
- стремление творить добро;
- свойственный возрасту максимализм;
- ревность по вере.
Но эти позитивные качества в нем еще младенческие, нуждающиеся в осмыслении и развитии, требующие корректировки и окультуривания. И благо, если этот труд — совместное творчество неофитствующего и его духовника. В противном случае может произойти «застревание» в возрасте духовного младенчества с недетскими амбициями со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Глубинно же, этот синдром православного неофитства берет начало в неординарной социально-политической ситуации, которую переживает наша страна и имеет непосредственную связь с прошлым.
Духовный семидесятилетний вакуум атеизма был заполнен сверхнормативной религиозностью, где упор был сделан не на качество посетителей прихода, а на количество, с дальнейшей популяризацией и навязыванием церковными иерархами — культа православия с проявлением оттенка коммерциализации. Это привело к искажениям и уходу от чистоты православной веры. Религия иконок и церковных ларьков, идущая по миру с протянутой рукой, попыталась заменить веру чистой глубины и в целом потерпела фиаско.
Младохристиане, пресытившись первой духовной любовью, начинают усматривать прорехи и изъяны в церковной среде. Вследствие этого они с присущей им рьяностью создают православные клубы за пределами церкви, наполняя их своим неокрепшим пониманием христианской правды, ослабляя и без того расшатанные опоры русской православной церкви.
Из этого синдрома может возникнуть и другое явление — прозелитизм, когда некто, разуверившийся в прежних духовных ценностях, меняет свою веру и переходит в иную конфессию, иногда начиная вести боевые действия с бывшими единоверцами.
Опасность синдрома
Эта духовная болезнь таит в себе опасности большие и маленькие, скрытые и публичные.
Вот некоторые из них:
- отсутствие смирения, что мешает трезво разглядеть реальность текущего момента;
- нетерпимость к чужим мнениям и навязывание своего, что отталкивает не только незнакомых, но и близких людей;
- состояние хронического конфликта с социумом;
- невыдерживание испытания временем, попадание под влияние лидеров околорелигиозных сообществ.
Известно немало примеров, когда молодые люди, поддавшись влиянию лидеров новых христианских течений и сект, лишались материальных ценностей, средств к существованию, разрушали свои семьи.
Другим печальным примером попавших под влияние являются мусульманские новообращенные, порой из числа русского населения, которые принимали участие в громких террористических актах. Они — весьма ценный материал для экстремистов всех мастей, поскольку особо не выделяются среди мирного населения, но при этом обладают необходимыми для террориста качествами, такими как решительность, агрессивность, фанатизм.
Для того чтобы эффективно противодействовать развитию и прогрессированию этого синдрома, необходимо прежде всего признать наличие серьезных недочетов в церковном укладе и работать над этим.
Работа с молодежью должна осуществляться без социально-политических нагрузок. Ее внимание необходимо привлечь последовательным неагрессивным рассказом о Церкви без желания чему-то противодействовать либо осуждать иные взгляды и позиции. Ведь подсознанием и душой воспринимается информация не через слова, а посредством считывания внутренней убежденности рассказчика.
На прошедшей в конце сентября в Москве конференции «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия» впервые была открыта площадка для профессионального обсуждения проблем мусульман-неофитов в России. Этот шаг стал закономерным продолжением той работы, которую уже несколько лет активно ведут на местах специалисты разного профиля: психологи, исламоведы, журналисты, имамы.
Собравшиеся говорили о том, с какими проблемами сталкиваются неофиты, почему опасно оставлять эти проблемы без внимания и как интегрировать «новичков» в российское общество безболезненно и наиболее эффективно. Главным итогом такой встречи стало предложение об организации работы с неофитами на системной основе – открытии специальных центров поддержки и психологической помощи.
Определение понятий
Неофит (с др.-греч. «недавно насажденный») — новый приверженец (новообращенный) какой-нибудь религии, учения, общественного движения, новичок в каком-либо деле. Википедия.
Сегодня в мусульманской среде и в различных академических кругах принято считать, что исламский неофит – это непременно представитель славянского народа, тот самый «русский мусульманин», который у всех на слуху. Однако принимают ислам, то есть приходят к пониманию и осознанию себя верующими в Единого Бога – Аллаха и признают пророческую миссию Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, люди разных национальностей и взглядов в самых разных регионах мира.
Среди таких «новичков в исламе» — не только «бывшие православные», как принято считать в России. Есть и бывшие буддисты, и бывшие атеисты, и даже сатанисты, а также немало тех самых «этнических мусульман», которые хоть и родились и выросли в окружении таких же «этнических мусульман», но к пониманию истинных исламских ценностей и основ вероучения пришли только сейчас.
Эмпирические исследования и опыт последнего десятилетия говорят нам о том, что наиболее высокий процент обратившихся к исламу демонстрирует группа молодых людей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Главным побуждающим мотивом для принятия ислама среди девушек уже многие годы остается замужество, любовная связь с мужчиной-мусульманином, а для молодых людей – влияние сверстников или авторитетного взрослого, а также личный интеллектуальный поиск.
Все эти данные, как правило, хорошо известны, вполне поддаются синтезу и анализу и являются общедоступной информацией. Значительно сложнее определить, каков дальнейший путь новообращенного мусульманина, с какими вызовами он сталкивается, как преодолевает возникающие сложности. От понимания этих процессов во многом зависит, каким образом следует выстраивать систему поддержки неофитов, задействуя при этом мусульманские и общественные ресурсы.
Внешние проблемы
Среди комплекса проблем, с которыми сталкивается мусульманин-неофит в нашей стране, можно выделить группу внешних (информационных, организационных, экономических) и внутренних (коммуникативных, психологических) проблем.
Говоря о проблемах информационного характера, следует, прежде всего, иметь в виду дезориентацию «новичка» в имеющихся источниках, его неспособность обработать весь массив противоречивой информации по исламской тематике. Неумение выделять главное и, грубо говоря, отличать ложь от истины, приводят к тому, что неофит, ощущая растерянность и беспомощность иногда в самых элементарных вопросах, испытывает потребность в авторитетном руководстве, становясь «легкой добычей» для тех, кто использует религию в своих корыстных целях.
Недостаточная информированность новичка в сочетании с отсутствием у него религиозного опыта и свойственным всем молодым неофитам рвением нередко приводят его к конфликтным ситуациям, когда он начинает отстаивать позицию, сформированную на основе одной-двух «фетв», случайно выхваченных из интернета. Такое поведение способствует формированию в исламском сообществе своеобразной «субкультуры общения»: перекидыванию друг другу плохих переводов и цитат в качестве «доводов» и абсолютное игнорирование практики собственных размышлений, практики сопоставления сказанного с реалиями и анализа противоположных мнений.
Подобные информационные пробелы, противоречивость фактов и мнений, деструктивное влияние некачественного или заведомо вредоносного контента – проблема всей российской уммы сегодня, которую следует решать журналистам, блогерам, переводчикам и педагогам сообща, создавая и поддерживая в активном рабочем состоянии единое информационное поле, получая обратную связь и эффективно обрабатывая запросы потребителя.
Под организационными проблемами понимается отсутствие развитой мусульманской инфраструктуры, особенно в регионах, неорганизованность местного мусульманского сообщества и часто неспособность этого сообщества обеспечить новичку достаточный уровень комфорта на совместных мероприятиях. Излишнее внимание к неофиту со стороны «опытных» единоверцев может как привлечь человека в общину, так и оттолкнуть от нее.
У новичка возникают трудности с походом в мечеть, с покупкой мяса-халяль или с поиском подходящей одежды. В этой связи появление сегодня электронных сервисов, позволяющих без труда найти ближайшую мусульманскую общину или кафе-халяль, конечно, облегчает жизнь любому мусульманину, независимо от его «стажа» пребывания в исламе.
Говоря об экономических проблемах, следует учитывать, что низкий уровень жизни в целом по стране дает аналогичную картину и в среде мусульман. Однако неофит нередко сталкивается и с дополнительными негативными факторами. К ним, в частности, можно отнести отсутствие финансовой поддержки со стороны родственников как следствие конфликта неофита с родителями и другими членами семьи на почве религии.
Девушка, надевая хиджаб, может потерять работу, а в дальнейшем ее ждут серьезные проблемы при трудоустройстве, если она так и не научится адекватно позиционировать себя в современном обществе. Молодые люди торопятся завести семью, не уделяя должного внимания вопросам финансового обеспечения, — таков результат воздействия «неофитского максимализма» и вырванных из контекста догматов на психику и сознание мусульманина.
Благотворительные фонды, работающие с самыми уязвимыми категориями населения, не способны сегодня обрабатывать весь массив данных о нуждающихся мусульманах, а самоорганизация мусульманских сообществ в деле помощи единоверцам пока находится на начальном этапе и, за редким исключением, выстраивается интуитивно.
Внутренние проблемы
Наиболее часто у новообращенных мусульман возникают коммуникативные проблемы. Это происходит потому, что привычные сценарии общения рушатся: ограничивается круг друзей, меняется алгоритм взаимодействия с противоположным полом, возникают психологические барьеры и даже фобии, которые ошибочно принимаются за «растущий иман».
Под нагромождением искусственных запретов, которые возникают из-за неверного понимания тех или иных требований новой религии, некоторые «новички» оказываются в полной изоляции от общественной жизни, воспринимая такую изоляцию как единственно правильный способ взаимодействия с окружающим «кяфирским» обществом.
Следуя нерациональным советам единоверцев, неофиты часто поспешно вступают в брак, в котором рискуют закрепить и приумножить собственную дезадаптацию. Неумение отстоять собственные границы, которые пока так и не определены, неспособность предъявить партнеру адекватные требования, установленные шариатом, в итоге могут привести к распаду семьи, разочарованиям и подавленности, растущей неуверенности в себе.
В целом, коммуникативные проблемы напрямую перекликаются с психологическими проблемами, возникающими на начальном этапе практически у каждого человека, который пришел в новую для него среду. Это неуверенность в себе, неспособность принимать решения, нередко ощущение одиночества, своей «неуместности», отверженности, отчужденность.
При принятии исламского мировоззрения у людей, воспитанных в духе «европейских ценностей», обостряются гендерные противоречия: пересматриваются роли женщины и мужчины, ценностные ориентиры и вопросы предназначения полов. Несоответствие «себя прошлого» новым религиозным идеалам порождает проблемы с самооценкой, провоцирует нарастание чувства вины и стыда.
У неофита возникают не свойственные ему прежде поведенческие реакции, осмысление которых требует времени и ресурсов. Ограниченность или отсутствие таких внутренних ресурсов приводят к тому, что человек буквальным образом «зацикливается» на догматической стороне религии, пытаясь «спрятаться» за жесткими и простыми формулировками.
Давление на неофита
К сожалению, все эти проблемы могут усугубляться постоянным и усиливающимся давлением, которое на современного мусульманина-неофита оказывает общество. В первую очередь, это давление со стороны родственников и близких, не принимающих его религиозный выбор: известны случаи, когда принявшие ислам молодые люди и девушки подвергаются оскорблениям, издевательствам, угрозам, побоям, лишаются жилья и средств к существованию.
Неадекватную реакцию на «мусульманство» своего знакомого могут проявить и коллеги на работе – вплоть до увольнения или заявления в полицию, и преподаватели и однокурсники в ВУЗе. Неблагоприятную атмосферу вокруг явления «неофитства» создают федеральные и местные СМИ, повышенный интерес к «новичку в исламе» проявляют правоохранительные органы. Добавим к этому не всегда дружелюбное отношение со стороны даже самих братьев и сестер по вере – и вывод о естественной самоизоляции от такого общества напрашивается сам собой.
Следует отметить, что адаптация нового мусульманина происходит менее болезненно, а иногда и почти незаметно, именно в тех сообществах, где принятие и поддержка неофита особенно выражены, а давление сведено к минимуму. Это такие регионы России, как Чеченская республика, Ингушетия, Дагестан. В этой связи выглядит логичным и оправданным стремление некоторых новообращенных покинуть регион проживания и переселиться в республики или страны с более комфортным «мусульманским климатом».
Неблагоприятные сценарии
В зависимости от того, какими личными качествами обладает человек, пришедший в ислам, различается и его реакция на оказываемое давление. Кто-то способен преодолеть этот этап самостоятельно, применяя и перерабатывая жизненный опыт, переосмысливая собственные паттерны поведения. Кто-то находит мощную поддержку в своем окружении: в семье супруга, в мусульманском социуме.
В случаях, когда первоначальная эйфория, сопровождающая момент религиозного выбора, сменяется стрессом, неизбежным при недостатке внутренних ресурсов, отсутствии помощи со стороны и нарастающем давлении извне, дальнейшие неблагоприятные последствия такого стресса, как правило, развиваются по трем сценариям.
В одном случае неофит все ярче ощущает свое бессилие перед возникшими сложностями: он становится безразличным к происходящему или воспринимает давление «как должное», отрицает очевидные личностные проблемы, начинает искать более «легкие» пути для проживания своего состояния и, как следствие, постепенно отказывается от совершенного выбора.
Так, женщины снимают хиджаб, мужчины перестают посещать мечеть, снижается чувство ответственности за выполнение религиозных предписаний. В конечном итоге, такой неофит может и вовсе «уйти из ислама», унеся с собой ворох нерешенных проблем и внутренних противоречий, свой негативный опыт. Для обретения временного равновесия он продолжает духовные поиски и нередко снова становится неофитом другой религии, секты или иного сообщества.
Следующий метод преодоления так называемого «этапа перехода» — от эйфории к осознанному пребыванию в исламе и в обществе – добровольное «затворничество», построение устойчивой преграды между неофитом и социумом. Этот естественный защитный механизм перерастает в настоящую крепость, где неофит проживает реальность, руководствуясь различными теориями о необходимости ограждать себя от окружающих людей ради сохранения «чистоты» своей религии.
Длительное пребывание в состоянии «затворничества» делает мусульманина замкнутым, утрачиваются навыки социализации, увеличивается тревожность, растет чувство безысходности. Неофит «проваливается» в депрессию, нередко принимая ее за естественное состояние верующего человека, который пребывает «в этом бренном мире» вынужденно и скоро соединится со своим Господом. Такое состояние, без должного вмешательства, рано или поздно может привести к возникновению различных психических нарушений.
Наконец, чрезмерно высокий уровень сопротивления неофита тому давлению, которое оказывает на него общество, его устойчивая обида на окружающих за их неприятие и невнимание, его яростное желание принести себя «в жертву», стать «героем» и воплотить свои духовные идеалы в жизнь, способно привести к радикализации его взглядов.
Возникший тут же на горизонте «авторитетный мусульманин», будь то неизвестный шейх из интернета или рекомендованный братьями местный «проповедник», уводит «новичка» от понятия справедливой борьбы за социальное равноправие, от правозащитных инициатив и благородного энтузиазма в сторону объявления войны «всем неверным». И это наиболее сложный и опасный сценарий.
Организация помощи
В ситуации, когда неофит понимает, что нуждается в поддержке единоверцев, он использует те ресурсы, которые сегодня уже имеются в мусульманском сообществе. В первую очередь, это, увы, не мечеть и не джамаат в его городе, а комьюнити в социальных сетях, где он может, как ему кажется, безопасно и анонимно обратиться за советом в сложной ситуации, найти друзей, поделиться своим душевным состоянием.
Как мы знаем, в ответ он рискует получить порцию негодования, оскорблений, быть дезинформированным в вопросах исламских норм и требований, столкнуться с провокаторами, с невежественными людьми, с агрессивными выпадами в свой адрес и множеством других негативных явлений.
Вместе с тем, даже одно грамотно составленное сообщение от профессионального психолога, психотерапевта, лояльно настроенного на диалог, способно произвести благоприятный эффект, вывести человека из временного состояния беспомощности и мотивировать его на обращение к специалистам. Поэтому активное участие представителей профессионального сообщества в виртуальной жизни уммы – это один из наиболее эффективных методов предотвращения неблагоприятных последствий стресса у мусульман-неофитов.
Когда же неофиты, в силу недоступности интернет-сообществ или по совету друзей-мусульман, обращаются к джамаату – общине мусульман своего города, или к имамам в мечети, они снова рискуют столкнуться с равнодушием и безучастным отношением братьев и сестер к своим проблемам. Кому-то эти проблемы могут показаться «надуманными», «преувеличенными», «неважными», новичка могут осудить за его «слабость», «эгоизм», призвать к лучшему соблюдению своих религиозных обязанностей, обвинить в невежестве, лени, «грехах прошлого», за которые следует наказание.
Имамы мечетей, ведущие прием граждан, не всегда обладают достаточной компетенцией в вопросах психологии и, по сути, не могут совмещать в себе сразу множество функций, от хозяйственника и «специалиста по связям с общественностью» до личного консультанта каждого обратившегося. В некоторых мечетях настолько велик поток обращений от населения, в основном по бытовым и семейным вопросам, что заниматься «утешением» молодых людей, находящихся в духовном или психологическом кризисе, просто нет времени.
Но до тех пор, пока мусульманские общины и мечети не возьмут на себя ответственность за психологический комфорт «новоприбывших», остается вероятность, что «новичок» уйдет в «альтернативную» общину, в подпольную мечеть, к людям, которые с радостью примут его и поведут совсем в другом направлении. И именно профессиональное сообщество психологов, психотерапевтов, имамов, журналистов и педагогов должно сегодня предложить мусульманским общинам и мечетям на местах внятные алгоритмы оказания такой поддержки, вплоть до пошаговых инструкций.
Как выстраивать коммуникацию с человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации, попавшим под давление общества? Куда направить неофита для получения грамотной консультации, для участия в групповом тренинге или на индивидуальную сессию психолога? Где неофиту получить необходимые навыки, чтобы ощущать себя уверенно и не совершать ошибок?
Наличие специальных центров, где будут оказывать такую поддержку и помощь, конечно же, заметно упростило бы задачу, однако для этого необходимо, как минимум, регулярно повышать уровень доверия мусульман к специалистам в области психологии – как мы знаем, сегодня область исламской психологии в России нуждается в мощном импульсе для развития.
Придется убеждать умму в необходимости системной работы с новообращенными, доказывать мусульманским, молодежным, общественным организациям, научным и исследовательским институтам, журналистскому сообществу и всем неравнодушным людям эффективность такой работы, привлекать в систему имеющиеся кадры и воспитывать новые. И это задача не на одно десятилетие.