Христианское отношение к страху по учению святых отцов

В Святом письме, молитвословах и богослужениях часто встречается слово «страх». «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое» (из молитв на сон грядущий). Неужели для того, чтобы верить, нужно испугаться? Разве чувство страха не парализует, и не делает людей не способных к сознательным поступкам?

В христианстве известен случай сорока Севастийских мучеников. Их приговорили к смертной казни, и должны заморозить в озере. Во время казни, один из них не выдержал, и побежал в натопленную баню. Один из охранников, увидев Славу Божию, занял его место, и умер христианином. Почему один устрашился смерти, а второй с радостью пошел на смерть?

Эта статья о страхе Божьем.


Икона преодолевших страх смерти «Сорок мучеников Севастийских». Мозаика, церковь в Переславле-Залесском, Ярославская обл.

Есть два вида страха — страх животный, и страх Господень

Человека одолевает животный страх смерти. Это чувство присуще каждому живому существу. Тело дрожит и цепенеет, приходят навязчивые мысли и страхи.

У человека помимо тела, есть бессмертная душа, спасение которой есть смысл жизни христианина. Своим последователям Христос заповедует не бояться смерти.

(Лк, 12,4)

«…не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать»

Страх физической смерти необходимо превозмогать, ради Царства Небесного.

Христианину бояться нужно греха, который удаляет нас от Бога, и ведет в геенну огненную.

(Лк. 12,5) говорит Христос

«…но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»


«Страшный суд». Новгородская икона XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Соломон в своих притчах призывает: «бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч. 3,7). Кто не боится Бога, тот всегда согрешает.

Боязнь согрешить называется страх Божий.

Об этом страхе много написано в Библии. О нем пишут святые.

«Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 к Коринф. 5,11) – говорит апостол Павел.

Любящий человек не имеет страха, ибо любовь изгоняет страх

Ни одна земная философия не способна освободить человека от страха смерти. Можно ли преодолеть это чувство? Да, можно. На это способна любовь — как высшее свойство человека. Ради любви идут на смерть. Мученики и исповедники, имея любовь Божию, претерпевали страдания, и принимали мученическую кончину.

(1 Иоан. 4,18)

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»

Тот, кто имеет животный страх перед смертью, тот не достиг совершенства любви.

Апостол Павел в своем послании пишет:

(Рим. 8, 38-39)

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»

Страх и его негативные проявления

Согласно словарю, страх — это угнетающее человека чувство тревоги и паники, внутреннее беспокойство, вызванное мнимой или реальной опасностью.

С одной стороны, некоторое чувство страха полезно и заложено в человеке Богом. Оно необходимо, чтобы избежать напрасной опасности. Так, например, здоровый страх заставляет не умеющего плавать человека не заходить глубоко в воду. Порожденная этим страхом осторожность побуждает начинающего водителя не использовать в вождении крутые манёвры.

Однако чаще всего гнездящиеся в душе страхи являются надуманными и преувеличенными. Человек боится заболеть, состариться, остаться один. Он страшится темноты и насекомых, злого начальника и просто неизвестности завтрашнего дня. Человек боится самой жизни.

«Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся. И именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало» (игумен Нектарий Морозов).

Святые Отцы причиной всех страхов называют самомнение и гордость. Надежда только на свои силы и желание все контролировать не оставляют в душе места для Божьей помощи и благодати. А без Бога человек теряет опору и точку равновесия. События даже пятиминутного будущего не подвластны никому, кроме Господа.

Человек, стремящийся сам все предугадать и спланировать, неминуемо столкнётся с непредвиденными обстоятельствами, которые посеют панику и тревогу в его душе. Без упования на Бога человек будто стоит на раздорожье, подверженный всем ветрам опасностей и страхов.

«Гор­дая ду­ша есть ра­ба стра­ха; упо­вая на се­бя, она бо­ит­ся сла­бого зву­ка тва­рей, и са­мых те­ней» (преподобный Иоанн Лествичник).

Страх в различных его проявлениях толкает человека на необдуманные поступки и даже преступления. Этому имеется немало подтверждений как в судьбах отдельных людей, так и в истории всего человечества.

Самого Христа еврейские священники и служители приговорили к крестной смерти из боязни потерять свою власть и авторитет. А в советское время страх за своё благополучие вынуждал людей писать доносы на близких.

Страх Господень – ценнейшее качество, восхваляемое в Библии

Святое Письмо указывает на страх Господень, как на важную добродетель.

(2 Паралип. 18,7)

«Итак да будет страх Господень на вас»

В Библии имеется множество пояснений, что этот страх означает:

  • Это «истинная премудрость» (Иова 28,28);
  • Он «пребывает вовек» (Псалт. 18,10);
  • Это «Начало мудрости» (Псалт. 110,10) (Притчи 1,7);
  • Это «ненавидеть зло» (Притчи 8,13);
  • Он «прибавляет дней» (Притчи 10,27);
  • Это «источник жизни» (Притчи 14,27);
  • Он «научает мудрости» (Притчи 15,33);
  • «отводит от зла» (Притчи 16,6);
  • «ведёт к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Притчи 19,23);
  • «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Притчи 22,4);
  • Это «слава и честь, и веселие и венец радости» (Ис. Сирах. 1,11);
  • Он «усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие» (Ис. Сирах. 1,12);
  • Это «дар от Господа» (Ис. Сирах. 1,13);
  • Он «отгоняет грехи» (Ис. Сирах. 1,21);
  • «грешнику же страх Господень ненавистен» (Ис. Сирах. 1,25);
  • «Венец старцев — многосторонняя опытность, и хвала их — страх Господень» (Ис. Сирах. 25,8);
  • Он «всё превосходит» (Ис. Сирах. 25,14);
  • Это «благословенный рай» (Ис. Сирах. 40,28);
  • Он «будет сокровищем твоим» (Исаии 33,6).

Молитвы от страха

Псалом 90

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща {от нападе́ния} и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши.

Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ {селе́нию твоему́}: я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Псалом 45

Бо́г на́м Прибе́жище и Си́ла, Помо́щник в ско́рбех обре́тших ны́ зело́. Сего́ ра́ди не убои́мся, внегда́ смуща́ется земля́, и прелага́ются го́ры в сердца́ морска́я. Возшуме́ша и смято́шася во́ды и́х, смято́шася го́ры кре́постию Его́. Ре́чная устремле́ния веселя́т гра́д Бо́жий: освяти́л е́сть селе́ние Свое́ Вы́шний. Бо́г посреде́ его́, и не подви́жится: помо́жет ему́ Бо́г у́тро зау́тра. Смято́шася язы́цы, уклони́шася ца́рствия: даде́ гла́с Сво́й Вы́шний, подви́жеся земля́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль. Прииди́те и ви́дите дела́ Бо́жия, я́же положи́ чудеса́ на земли́: отъе́мля бра́ни до коне́ц земли́, лу́к сокруши́т и сло́мит ору́жие, и щиты́ сожже́т огне́м. Упраздни́теся и разуме́йте, я́ко А́з е́смь Бо́г: вознесу́ся во язы́цех, вознесу́ся на земли́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль.

Молитва Честному Кресту

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: молитва от страха, молитва от страха и тревоги, молитва от тревоги

Боязливый человек не угоден Господу — говорит Писание

Животный страх — это природное чувство, данное Богом для самосохранения. Человек — образ и подобие Божие, и он должен уподобляться Богочеловеку Иисусу Христу. Идя на крестную смерть, Христос имел человеческую плоть, превозмогал боль и страх. Многие его последователи шли за Ним, преодолевая подобные животные чувства.


Новомученики и исповедники российские. Икона создана с реальных фотографий группой иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

Став на крестный путь, христианин должен знать, что Бог не любит боязливых.

Боязливые, предавшие веру ради временной жизни, Господь называет неверными. В этом случае, страх это грех.

(Откр 21,8)

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»

Молитва от страха

«Великое благо молитва» — говорит святитель Иоанн Златоуст. Какая же молитва от тревоги существует в Православии?

Пример одной из самых ярких молитв в минуты душевного страха и волнения дает Иисус Христос. Как человек страшась грядущих крестных страданий и смерти, Господь до кровавого пота молился в Гефсиманском саду о том, чтобы чаша страданий прошла мимо Него. После сильных душевных борений Спаситель произнёс молитву, которой должен вооружиться каждый христианин: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42).

В этих словах заключается всецелое доверие Богу и Его Промыслу, которое, как летний дождь, тушит огонь страха и волнения.

«Молитва должна быть правильной: «Да будет воля Твоя!». Сам Спаситель, Богочеловек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. И мы должны подражать Господу, по крайней мере, стремиться к этому. В этом подражании и заключается основа нашей христианской жизни» (епископ Покровский и Николаевский Пахомий).

Также Святые Отцы советуют при панических атаках читать псалмы Давида. Ветхозаветный царь Давид не единожды находился в смертельной опасности. Он терпел преследования от бывшего товарища и покровителя царя Саула. Пережил предательство и гонения от собственного сына Авессалома. При этом в его сердце всегда сохранялся покой и уверенность в Божественном Промысле. Псалмы Давида, которые он писал в минуты душевных волнений и переживаний, являются настоящим гимном любви и преданности Богу. Особенно выделяют Святые Отцы псалом 90 и 45, которые читаются как молитва от страха.

«Для ус­по­ко­ения сво­его про­читы­вай­те вы де­вянос­тый пса­лом, в ко­ем Дух Свя­той го­ворит: Не прис­ту­пит к те­бе зло (Пс. 90, 10), и бе­да не приб­ли­жит­ся се­лению тво­ему, и про­чее» (преподобный Антоний Оптинский (Путилов).

Святые отцы: страх Божий — главное, без него невозможно спастись

Отцы и учителя церкви на протяжении веков учили народ Божий, как избавиться от страхов плотского естества, и как научиться страху Божьему.

Лучшее познание истины — чтение цитат самых великих учителей церкви.

Святые отцы о страхе Божьем.

СвятойЦитата о страхе Божьем

Святитель Иоанн Златоуст

Живя без страха, нельзя совершить ничего благородного и удивительного. Посему апостол говорит: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12). И не просто сказал: со страхом, но присовокупил: и трепетом, который есть высшая степень страха. Ибо если житейских дел нельзя совершить без страха,— то не тем ли более духовных? Скажи мне: кто выучился грамоте без страха? Кто сделался опытным в искусстве без страха? Если же там, где не подстерегает диавол, а только леность тяготит, нужен нам такой страх, дабы отвратить нерадение,— то при такой борьбе, при таких препятствиях как можно спастись когда-либо без страха? Как же может родиться сей страх? Если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только дела и слова, но и все происходящее в сердце и в глубине души: «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12) — если так настроим себя, то и не сделаем, и не скажем, и не помыслим ничего худого. … Держи себя крепко, стой со страхом и смотри бодро, дабы не упасть оттуда. Ибо много духов злобы, хотящих низвергнуть тебя

Преподобный Феофан Затворник

Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин всё по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и память о Суде. Как только проснётесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. … Ибо если сего нет, всё другое ничто…

Преподобный Нил Синайский

Когда истинно возлюбишь небесные блага… тогда, именно тогда увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани. Нимало не упадай духом, и не приходи в боязнь, если люди низкие, безбожные и ненавистные поносят тебя…

Преподобный Исаак Сирин

Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если эти гребцы страха не правят кораблём покаяния, на котором по морю мира сего преходим Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть наш корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит нас по смрадному морю жизни и путеводствует к божественной пристани, которая есть любовь. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершён, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой.

Святитель Тихон Задонский

Страх Божий есть «начало премудрости», без которой человек не может достигнуть единственно истинной и необходимой для него цели и смысла земной жизни — единения с Богом для вечного блаженства с Ним в Царстве Небесном. Человек, не имеющий в себе этого благодатного страха, не может сохранить образа и подобия Божия, данного человеческой природе Богом при творении. Без страха Божия человек теряет свою духовность, отходит от своего Творца, становится плотяным (Быт. 6, 3). Только присутствие страха Божия в человеке свидетельствует о его духовности. Кроме того, страх Божий, подобно верному стражу, всегда бдительно охраняет душевный дом христианина от всякого зла.

Преподобный Ефрем Сирин

Блажен тот человек, который имеет в себе страх Божий. Кто боится Господа, тот, подлинно, вне всякого вражеского ухищрения и избежал всех козней врага. В ком есть страх Божий, тот удобно спасается от умыслов злокозненного врага. Кто боится, тот не парит умом туда и сюда; потому что ждёт своего Владыку. В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится. Кто боится, тот не предается сну без меры, потому что бодрствует и ждет пришествия Господа своего. Кто боится, тот не остается равнодушным, чтобы не раздражить своего Владыку. Кто боится, тот не ленится, потому что всегда радеет о достоянии, опасаясь подпасть осуждению. Кто боится, тот всегда предпочитает угодное Гос­поду его и приуготовляет это, чтобы Гос­подь, пришедши, похвалил его за многое.
Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укреплённому граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы.

Преподобный Симеон Новый богослов

Человек должен проводить жизнь в вере, в чистоте, в страхе Божием, в благоговении, в сокруше­нии и слезах, благодаря которым он внутренне очища­ется и исполняется Божественного света и весь стано­вится исполненным Духом Святым в сокрушенной ду­ше.

Преподобный Иоанн Лествичник

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его, и вместе с тем, умножение страха Божия есть начало любви.

Практические советы


Фото: Flickr.com
Чтобы реализовать преодоление боязней, нужно идти им навстречу. Например, боязнь темноты. Можно всю жизнь спать со светом, а можно погасить его и ходить по комнате, сначала с фонарем, потом со свечой, а потом – на ощупь, чтобы убедиться, что ничего страшного в темноте нет.

Кто-то боится заговорить с незнакомыми людьми и это сильно портит ему жизнь. Но нужно настроиться на то, что человек, к которому нужно обратиться, может нагрубить, обидеть. И быть готовым к этому. А когда такого не случится, нужно понять, что общение с людьми может быть приятным и легким. Перешагнуть страх, подготовившись к худшему, но с радостью принимая лучшее.

То же самое касается страха заболеть, стать немощным. Нужно готовится быть здоровым – закаляться, правильно питаться, много бывать на свежем воздухе, двигаться, укреплять иммунитет. И тогда, даже если болезнь наступит, организм ее легко преодолеет. А если сидеть в душной квартире неподвижно, то первая же встреча с инфекцией окончится плачевно. То есть, нужно снова идти навстречу страху, быть готовым к встрече с ним.

Православные священники о страхе согрешить перед Богом

Современному человеку тяжело привить Божий страх. Большинство не боясь Бога, и легко согрешают. Сегодня православие во всех формах информационного поля пытается довести людям проповедь о страхе Господнем.

Ответы православных священников и проповедников о страхе Божьем:

  • Патриарх Кирилл. Что такое страх Божий?
  • Если мучают навязчивые страхи. Ответ батюшки.
  • Протоиерей Вячеслав Тулупов о страхе Божьем.
  • Протоиерей Владимир Головин. Как преодолеть чувство страха?
  • Протоиерей Дмитрий Смирнов. Страх Божий и его роль в познании Бога.
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Страх Божий.
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Кого нам бояться?
  • Профессор Осипов А.И. Что такое страх Божий?

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Страхи современного мира

Современный человек ежедневно подвержен множеству страхов. Аврал на работе, вокруг болезни, очередной террористический акт, а ученые предсказывают скорый конец света. Все это помимо воли вселяет в человека чувства паники и тревоги. Люди записываются на консультации к психологам, прибегают к антидепрессантам, посещают различные курсы и тренинги. При этом никакие многочисленные усилия не помогают современному человеку справится с грузом страхов и волнений. Православный христианин знает, где найти истинный покой. Потому он прибегает к Богу в молитве и доверии к Нему. Рассмотрим, как Православие относится к страхам, и какая молитва от страха и тревоги существует у христианина.

«Страх при­чиня­ет боль­шой вред: те­ло рас­слаб­ля­ет­ся от упад­ка ду­ха и ли­шения спо­кой­ствия, и без бо­лез­ни бо­лезнь прик­лю­ча­ет­ся» (преподобный Макарий Оптинский).


Молитва от страха

ОБЩЕСТВО ХРОНИЧЕСКОГО СТРАХА

Стресс, депрессия – что это, если не состояние хронического страха? Современные люди вечно в депрессии потому, что они одержимы идеей независимости, контроля, планирования. Ну и само собой – все это должно привести к обладанию максимума благ. И вот они, такие «независимые и самостоятельные», попадают в ловушку страха и зависимостей. Вот он – настоящий ад, в который попадают за грехи такие уверенные в себе люди, для которых грех – отжившая религиозная ерунда. Они просто не понимают главного: грех – это зависимость и страх, стресс и депрессия. А вера в Бога – это путь к свободе и счастью. Но «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – это не какая-то «пугалка», это – обещание: «покайтесь, потому что только так вы сможете обрести свободу, счастье и любовь!». «Ибо вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. гл. 5). 

Боялся казни

Если говорить без ложного пафоса и предельно честно, нет на этом свете ничего страшнее боли и смерти. И, наверное, среди прославленных Церковью мучеников были и те, кто трепетал при виде орудий пыток, кто перебарывал ужас перед лицом надвигающейся смерти. Случалось даже, что одолеть этот страх с первого раза не получалось, так что святой мог и отречься от Христа.

Таким оказался подвиг мученика Иоанна (Виленского). Он жил в XIV веке и вместе со своим братом Антонием был приближенным великого князя Литовского Ольгерда, который долгое время оставался язычником. Известно, что в какой-то момент братья решили тайно принять христианство, после чего наотрез отказались следовать языческим обрядам.

Когда об этом узнал князь, он, призвав братьев к себе, приказал им доказать свою верность ему, съев мясо в постный день. Но те ответили Ольгерду, что обязательство перед Богом выше послушания князю, и есть мясо не стали. Тогда правитель повелел бросить братьев в темницу. В неволе они провели целый год. В конце концов пребывание в темнице до предела извело Иоанна, и он втайне от брата выпросил себе аудиенцию у великого князя и заверил его, что отрекается от Христа. Так он оказался на свободе.

Ольгерд приказал освободить из тюрьмы и Антония, надеясь, что он последует примеру брата. Однако тот остался непреклонен и вскоре вновь оказался за решеткой: скорбя об отступничестве брата, он наотрез отказался общаться с ним.

Иоанн был совершенно подавлен. С каждым днем совесть мучила его все больше и больше. Даже придворные язычники насмехались над ним. В конце концов он тайно пришел к священнику, от которого недавно принял крещение, и с глубоким и искренним чувством раскаялся в своем малодушии. Получив наставление и поддержку, он с новой решимостью явился к великому князю и в присутствии ухмыляющихся вельмож громко, отчетливо и бесстрашно исповедовал свою веру во Христа.

Правитель пришел в бешенство: в голосе и глазах святого не было ничего наносного, поверхностного. Он приказал жестоко избить Иоанна, а затем бросить его к брату в темницу.

Но даже теперь великий князь еще надеялся «образумить» своего придворного. Он повелел умертвить Антония, чтобы Иоанн при виде казни брата дрогнул. Ольгерд помнил о его недавнем малодушии и рассчитывал, что в темнице в полном одиночестве он сломается, не вынесет тяжести этого нового испытания. Но правитель ошибался.

Утром 14 апреля 1347 года святой Антоний был повешен на дубе. Но Иоанн после допроса остался непреклонен. Все оставшееся до собственной казни время он бесстрашно проповедовал Христа стекавшимся со всех сторон к окнам его темницы язычникам.

Через десять дней святой был убит. Тело его повесили рядом с братом — на том же дубе. А ночью местные христиане тайно сняли и похоронили их останки.

Путь мученичества Иоанна — это глубокий и пронзительный пример, хотя бы отчасти приоткрывающий, что переживает святой, бросивший вызов смерти. Невозможно даже представить себе, каким нужно обладать мужеством, а самое главное, до какой степени необходимо довериться Богу, чтобы принять всю боль и унижения такого подвига и перешагнуть этот невыносимый страх перед физическими муками и самой смертью.

Боялся своих преследователей

Далеко не всегда и далеко не все святые избирали подвиг мученичества. Бывало, что, опасаясь за свою жизнь или понимая, что физические муки могут их сломать, они бежали от своих гонителей. И как бы парадоксально это ни звучало, этот страх, гнавший праведников все дальше и дальше от смерти, тоже мог стать частью их пути ко спасению.

Такова, например, удивительная история одного из величайших христианских подвижников — преподобного Павла Фивейского. Он родился в III веке в городе Фивы в благочестивой семье, получил хорошее светское образование. Незадолго до своей кончины его родители в своем завещании разделили все свое богатое имение между Павлом и его сестрой, которая тогда уже была замужем.

Однако, как только родители умерли, муж сестры решил отобрать у Павла его часть наследства. Как раз в это время в городе начались гонения на христиан, и зять стал угрожать Павлу, что выдаст его властям, если он добровольно не откажется от наследства. В ту пору это означало мучения и казнь.

Много лет спустя Павел рассказывал преподобному Антонию Великому, как на его глазах с изуверством, о котором лучше и не писать, замучили до смерти двух совсем еще молодых христиан. Сам он тогда оказался между молотом и наковальней: зять с каждым днем все больше распалялся на него злобой, невзирая на слезы и мольбы своей жены, а количество схваченных и убитых христиан в городе с каждым днем росло.

И страх взял верх — Павел оставил свое наследство мужу сестры, а сам тайно ночью бежал из города и скрылся в пустыне, где в полном одиночестве прожил 91 год, непрестанно молясь Богу, питаясь финиками и хлебом, который, по преданию, приносил ему ворон.

И когда уже на закате жизни преподобного другой подвижник, Антоний Великий, пришел его навестить, он приветствовал отшельника такими хвалебными словами: «Радуйся, Павел, избранный сосуд и огненный столп, житель сей пустыни!» Он же через несколько дней со слезами похоронил великого святого, а затем поведал другим отшельникам о его подвиге в пустыни, который начался, казалось бы, с обычного страха.

СТРАХ НЕ ДАЕТ ЛЮБИТЬ

Любовь – основная тема христианства, высшая форма добродетели. Под любовью сейчас понимается все, что угодно. Но чтобы понять суть христианской любви, достаточно обратить все к тем же понятием – страх, свобода и зависимость. Вот например, почему христианская любовь – это жертва? Потому что жертва – это освобождение себя от собственных зависимостей. Когда жертвуешь для другого, отказываешься от чего-то для себя. При этом христианская любовь – это ни в коем случае не та любовь-манипуляция, любовь-контроль, которой окружают некоторые особы любящие мамаши своих несчастных детей. Христианская любовь – это свобода и для другого, когда не боишься потерять и не пытаешься загнать в клетку любимого. Как поется в песне «Агаты Кристи», «там, где страх, места нет любви». Потому что любовь требует открытости и свободы. Бог любит, сатана не может любить, а значит не может быть любимым – и вместо хочет управлять при помощи лжи, зависимости и страха. Слишком часто сейчас любовь – это что угодно, но только не свобода для себя и другого. Вместо любви сейчас страсть, болезненное желание «поиметь» кого-то, завладеть кем-то, а еще взаимная ложь и зависимость – изобрели даже термин «созависимость».

ГРЕХИ ПОРОЖДАЮТ СТРАХИ

Страх продиктован страстями и привязанностями – желанием иметь что-то или нежеланием потерять какие-то земные ценности, к которым мы привязаны – здоровье, жизнь, имущество. Борьба со страстями – это прежде всего борьба с зависимости, это путь к освобождению. Апостол Павел говорит – мне все позволено, но не ничто не должно обладать мной. То есть грехи про власть, управление, владение. Посмотрев список смертных грехов, можно увидеть, что все они про страх, зависимость и попытки владеть или управлять. Все они пытаются сделать из человека Горлума с «его прееееелестью». Чревоугодие, блуд – зависимость от телесных желаний. Сребролюбие связано с жаждой обладания и власти (о том, как деньги сами начинают «обладать» человеком, можно почитать у Пушкина в «Скупом рыцаре»). Тщеславие – зависимость от мнения людей, жажда признания. Гнев, как уже было сказано – результат страха и отчаянной жажды вернуть контроль. Понимая, что зависимость, несвобода и страх – это «корни зла» в любом грехе, можно не напрягаясь уточнять и расширять этот список. Например, алкоголизм почему-то насильно запихивают в чревоугодие, а наркоманию вообще непонятно куда. Но понятно, что это точно такие же зависимости, как зависимость от еды и секса (чревоугодие и блуд). Кстати, внезапно замеченные западным обществом «сексоголики» просто обнаруживают ту же самую суть блуда – зависимость от секса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]