Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают


Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.


Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Народ­ные культы

Исто­рия с Ризой Гос­под­ней под­во­дит нас к еще одному аспекту почи­та­ния мощей и свя­тынь: к все­на­род­ным куль­там. Обра­тим вни­ма­ние на тот факт, что культ почи­та­ния Ризы Гос­под­ней в Москве так и не сло­жился. Чудо­твор­ность свя­тыни была при­знана, свя­щен­но­на­ча­лие почи­та­ние одоб­рило, а мас­со­вый культ не сло­жился. И надо ска­зать, это нор­маль­ное явле­ние. Потому что в древ­ней Руси мас­со­вых куль­тов – таких, как мы сейчас видим, – нико­гда не было. Вплоть до конца XIX века. А почему? Да потому, что конец XIX века – это, во-первых, начало эпохи мас­со­вой инфор­ма­ции, а во-вторых, эпоха дека­данса, рас­пада под­лин­ного цер­ков­ного созна­ния. Это время, когда бла­го­дать начи­нают путать с магией. На мощи начи­нают смот­реть как на маги­че­ское сред­ство: забо­лела коленка – при­ложи мощи, быст­рее выздо­ро­веет. Это очень труд­ный вопрос – раз­гра­ни­че­ния фети­ши­за­ции и истин­ного покло­не­ния, но это очень важно. И, к сожа­ле­нию, мы сами невольно спо­соб­ствуем фети­ши­за­ции своим отно­ше­нием к мощам, даже к под­лин­ным.

Отно­ше­ние к этим свя­ты­ням должно быть более спо­кой­ным и цело­муд­рен­ным. Мы ведь не рвемся все при­ча­щаться в Храм Гроба Гос­подня в Иеру­са­лим. Мы пони­маем, что в момент Евха­ри­стии любой пре­стол любой сель­ской церкви явля­ется Гол­го­фой и Храмом Гроба Гос­подня. У совре­мен­ного же чело­века этот высо­кий сим­во­лизм пра­во­слав­ного цер­ков­ного созна­ния пере­стает рабо­тать, и это очень печально.

Вот напри­мер, сейчас есть такой обычай – носить землю с могилы свя­того. Но ведь этого нико­гда не было. Это дей­стви­тельно из обла­сти народ­ной магии! И глав­ное, это всем пре­красно известно. Но все же стоит оче­редь, как к Мав­зо­лею, за землей от могилы святой Мат­ро­нушки. Вот тут уж дей­стви­тельно, если все сло­жить, полу­чится, что несколько мно­го­тон­ных гру­зо­ви­ков уже унесли. А на Кав­казе подоб­ные формы носит почи­та­ние Фео­до­сия Кав­каз­ского. Уже и свя­щен­но­на­ча­лие при­няло меры, чтобы его мощи были пере­не­сены в храм – и без­ре­зуль­татно! Люди в храм не ходят, а землю с могилы поку­пают. Там стоит ларек, где ее про­дают паке­тами, целую шахту уже вырыли…

Вот почему и Пат­ри­арх Фила­рет в XVII веке, и мит­ро­по­лит Сера­фим в XIX не бла­го­слов­ляли такой спешки. Потому что они очень боя­лись ажи­о­тажа. Вспом­ним, какие урод­ли­вые формы при­ни­мало при­жиз­нен­ное почи­та­ние свя­того Иоанна Крон­штадт­ского. Он сам очень от этого стра­дал. Вместо того чтобы бла­го­го­вейно обло­бы­зать иерей­скую дес­ницу, иные «фанатки» пыта­лись уку­сить его за палец, чтобы с каплей крови свя­того полу­чить какую-то маги­че­скую силу. В послед­ние годы ему при­хо­ди­лось слу­жить за решет­кой, кото­рую ста­вили на амвон, чтобы никто, не дай Бог, его не разо­рвал. Откуда взя­лись «иоан­нитки» – тогда и сейчас? От потем­не­ния рели­ги­оз­ного созна­ния. Это при­знак чего-то нездо­ро­вого в самой атмо­сфере народ­ной и госу­дар­ствен­ной жизни. Тогда это был канун кру­ше­ния. А сейчас? И это страшно. С этим же свя­зано, кстати, и умо­по­мра­че­ние вокруг ИНН и т. п. Уже все: и бого­словы, и свя­щен­но­на­ча­лие, и Свя­тей­ший Пат­ри­арх, – все ска­зали: не бес­по­кой­тесь об ИНН. Нет, целые при­ходы, чуть ли не целые епар­хии готовы идти на раскол из-за ИНН.

Это и есть фети­шизм: ИНН, земелька от Мат­ро­нушки, земелька от Фео­до­сия… При всем ува­же­нии и нашей все­об­щей любви к Сергею Алек­сан­дро­вичу Нилусу нельзя здесь не упо­мя­нуть его «музей анти­хри­ста» – сундук в чулане, где он скла­ды­вал, напри­мер, калоши со знаком тре­уголь­ника, потому что эта про­дук­ция зна­ме­ни­той фаб­рики «Тре­уголь­ник» якобы попи­рает Троицу. Вот это – фети­шист­ское пони­ма­ние, мате­ри­а­ли­сти­че­ское в основе своей, учения Церкви и о знаках при­ше­ствия анти­хри­ста, и о свя­то­сти, и о формах ее почи­та­ния. Вот этого не дай нам Бог!

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.


Святые мощи

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

  • Сергия Радонежского;
  • Св. Амвросия;
  • Св. Луки и многие другие святые.

Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?

  1. Нравственное значение и влияние на души живых людей, так как напоминает о личности праведника, его вере, поведении. Это подталкивает людей брать с них пример и делать те же самые дела, подвиги. Приходит пробуждение в сознании людей, особенно вспоминая великих мучеников, побуждая людей к праведности.
  2. Значение для богослужения, делая его особенным, так как напоминает, что как живые, так и мёртвые — едины в одной Церкви. Что земная жизнь, это не конец. Можно посмотреть на православные кладбища, что до сих пор могилы выглядят, как престолы в храмах. Потому что раньше, там, где не было храмов, верующие могли проводить служения прямо на могилах умерших святых.
  3. Конечно же, практическое значение — это чудеса. Даже в самой безвыходной ситуации, у человека есть надежда на чудо, через нетленный источник силы в святых останках!

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.


Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Про­це­дура

Вер­немся, однако, к мощам. Опре­де­лен­ных сроков, по исте­че­нии кото­рых начи­на­ется почи­та­ние святых угод­ни­ков, не суще­ствует. Напри­мер, когда умер св. Алек­сандр Нев­ский, его везли хоро­нить из Городца во Вла­ди­мир. В Житии свя­того князя ска­зано, что, когда мит­ро­по­лит Кирилл захо­тел вло­жить в руку покой­ного раз­ре­ши­тель­ную гра­моту, князь сам про­тя­нул руку. Почи­та­ние нача­лось мгно­венно, без всяких сроков. Так же было с чуде­сами свт. Петра Мос­ков­ского. Не успели похо­ро­нить, сразу начи­на­ются чудеса и почи­та­ние. А бывает и по-дру­гому: чудеса начи­на­ются лишь через много лет. Вре­мена и сроки знает только Гос­подь. Поэтому Цер­ковь и в древ­ние вре­мена, и сейчас дает время сви­де­тель­ству. Что будет? Гос­подь про­явит. Не надо торо­питься и торо­пить собы­тия, надо подо­ждать. Гос­подь и народ цер­ков­ный скажут свое слово.

Не было прежде и опре­де­лен­ной про­це­дуры вскры­тия, иден­ти­фи­ка­ции и про­слав­ле­ния святых. При нор­маль­ной цер­ков­ной жизни – какие могут быть про­це­дуры и про­то­колы? Да, конечно, должны быть сви­де­тель­ства мощи, сви­де­тель­ства бла­го­дати, сви­де­тель­ство исце­ля­ю­щей силы – это тре­бо­ва­лось всегда. Но какой-либо фор­ма­ли­зо­ван­ной про­це­дуры могло не быть. Это опять-таки все заим­ство­вано из като­ли­че­ского про­то­кола – у като­ли­ков есть гра­да­ция свя­то­сти: беа­ти­фи­ка­ция, кано­ни­за­ция и т. д. А у нас этого нет. Святой – значит святой. Святой – он и при жизни святой.

Иногда люди сомне­ва­ются: а точно ли почи­та­е­мые мощи явля­ются мощами именно этого свя­того. Этот вопрос реша­ется только и исклю­чи­тельно нашим дове­рием к цер­ков­ному Пре­да­нию. Цер­ков­ный исто­рик Н. Н. Глу­бо­ков­ский гово­рил, что Пра­во­сла­вие вообще дока­зать нельзя, это не тео­рема мате­ма­ти­че­ская. Его пока­зать можно, предъ­явить: вот пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, вот отец Нико­лай с ост­рова Залита – это Пра­во­сла­вие. Точно так же обстоит с верой в под­лин­ность мощей. К при­меру, в риз­нице Иеру­са­лим­ского Храма Гроба Гос­подня хра­нится косточка, на кото­рой напи­сано, что это косточка Марии Маг­да­лины. Ника­кого доку­мента при ней не было и не будет. Это дело веры – и дове­рия к Церкви. Хочешь верь, хочешь не верь. Еще автор XI века Иаков Мних, агио­граф св. кня­гини Ольги, писал, что ко гробу с ее мощами можно при­ник­нуть и посмот­реть и видеть ее. Но тот, кто с верой при­ни­кает, видит ее нетлен­ной, а кто без веры – ничего не видит. Кстати, мощи святой кня­гини Ольги, как и князя Вла­ди­мира, были утра­чены, их нет. До мон­голь­ского наше­ствия были, а потом исчезли. И что же теперь, они от этого свя­тыми пере­стали быть? Конечно же нет.

Часто мощи свя­того или отсут­ствуют, или нахо­дятся под спудом, а для покло­не­ния ему в храмах выстав­ля­ется пустая гроб­ница – кено­таф. Это нор­маль­ное и очень тра­ди­ци­он­ное древ­нее явле­ние, и в нем нет ничего предо­су­ди­тель­ного. Одна угод­ница Божия, когда ей в 1903 году ска­зали про пре­по­доб­ного Сера­фима: «Гово­рят, что от вашего Сера­фима одни кости оста­лись, какой же это святой?» – отве­тила: «Мы не костям покло­ня­емся, а Божией бла­го­дати!»

Непра­вильно также пола­гать, что под­лин­ность мощей обя­за­тельно должна под­твер­ждаться какой-либо доку­мен­та­цией. Ведь для одних доку­мен­том может быть житие, а для других – только то, что выдано нота­ри­усом и при­пе­ча­тано печа­тью. Если нам тре­бу­ется второй вари­ант, то надо учесть, что нота­ри­аль­ного сви­де­тель­ства с печа­тью нет ни при каких мощах, этого не дела­лось нико­гда – ни в древ­но­сти, ни в новое время. Другое дело – агио­гра­фия, жития святых. Это обя­за­тельно. Про древ­них муче­ни­ков – муче­ни­че­ские акты, про пре­по­доб­ных – жития, кото­рые, как пра­вило, писа­лись бли­жай­шими уче­ни­ками вскоре после кон­чины угод­ника. Так Епи­фа­ний Пре­муд­рый уже через 20 лет после смерти пре­по­доб­ного Сергия напи­сал его житие, где гово­рит, что видел еще всех оче­вид­цев и раз­го­ва­ри­вал с ними. Какие же нам еще доку­менты тре­бу­ются?

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.


Мощи преподобного Александра Свирского.

В чаянии воскресения

О нетленных телах сказано еще в ветхозаветном пророчестве: «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). Для верующих нетленность тел – напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни, недаром ранние христиане собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили.

Живший в XIX веке митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» характеризовал нетление мощей, как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Однако по церковному учению наличие нетленных мощей еще не является обязательным условием для канонизации. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) писал, что если церковь находит в земле тела, не превращенные в прах земной, то почитает их или как святые мощи, или как тела отлученных. Святыми мощами, по словам архиепископа Вениамина, считаются тела, издающие приятный запах и благоухание – если «сияют некоторыми лучами красоты», а не истлевшие тела отлученных грешников «бывают надуты и подобны колоколу или пузырю, очень черны и безобразны».

При канонизации нетленных мощей большее внимание придается наличию «чудотворений» по молитвам к подвижнику, в противном случае канонизация не совершается.

Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

  • Молитва об удаче и везении
  • Молитва о приобретении жилья
  • Молитва о замужестве

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.


Святая Матрона

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

Молитва Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]