Житие апостола Варфоломея и молитва к нему, иконография и почитание


Апостол Варфоломей

Варфоломей
(арам. בר תלמי, греч. Βαρθολομαῖος; в.), апостол из 12 Память 11 июня — преставление, 25 августа — перенесение мощей на остров Липари и в Соборе двенадцати апостолов

В Новом Завете Варфоломей упоминается только в четырёх списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10, 3; Мк 3, 18; Лк 6, 14; Деян 1, 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арамейским патрономическим именем (отчеством) — «сын Фалмая» (ср. Нав 15, 14), или «сын Толомея» [1].

Ставшее традиционным отождествление Варфоломея с ап. Нафанаилом (Ин. 1, 45-51) аргументируют болландисты [2], ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления [3].

Апостолов Варфоломея и Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя Варфоломей приводится в списках апостолов синоптических Евангелий, тогда как евангелист Иоанн Богослов относит к апостолам Нафанаила, о котором синоптические Евангелия не упоминают. В евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, Варфоломей стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1, 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском озере, т. к. и все другие ученики, свидетели этого чуда, — апостолы (Ин 21, 1-14). Наконец, поскольку Варфоломей — патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и другое имя, Нафанаил (арам. Натанаэл

), тогда полное арамейское имя Варфаломея —
Натанаэл бар Толами
.

Ап. Варфоломей. Фреска монастыря Ставроникита на Афоне. 1546 год. Иконописцы Феофан Критский и Симеон

Византийская агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафанаила как отдельное лицо [4], или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом [5]. Византийская традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей [6]. В новейших трудах греческие агиографы либо склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и Нафанаила [7], либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом [8]. Русская Церковь в XIX веке еще безусловно следовала греческой традиции [9], но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского…» [10] их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя упоминает и другие мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) [11].
О жизни апостола Варфоломея Священное Писание не сообщает ничего определенного, в отличие от Нафанаила (см.).

Согласно апокрифическим «Деяниям апостола Фомы», Варфоломей был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свой удел для миссионерской проповеди [12]. Он проповедовал в Малой Азии (вместе с ап. Филиппом — во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество апостола Варфоломея»), под которой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а другие — Аравию Счастливую [13]. Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского [14] и блж. Иеронима [15] речь идет именно об Индии, где Варфоломей оставил Евангелие от Матфея на еврейском языке (или переведенное на индийский язык [16]), найденное христианским философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.

В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии Варфоломея вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» он отправился в Парфию, затем в Великую Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем [17].

Варфоломей обратил в христианство сестру армянского царя Вогухи и многих вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.

Жизнеописание апостола Варфоломея

Сведения о житии Варфоломея известны из апокрифических источников. Его имя упоминается в числе 12 учеников Христа в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка. Иоанн в Евангелии сообщает, что четвертым Христос призвал в ученики Нафанаила. Ученые-богословы пришли к выводу, что Варфоломей – скорее отчество (в переводе с арамейского – «сын Фалмая»). То есть имена Нафанаил и Варфоломей, упоминаемые в новозаветных текстах, относятся к одному человеку.

Родился Нафанаил в I веке до новой эры в Кане (Галилея). К Христу его привел Филипп. Близкий друг и родственник сообщил Варфоломею, что встретил мессию, которого ожидали Моисей и пророки. Нафанаил засомневался, что из Назарета появится что-то «доброе», ведь Галилея всегда была землей безбожников и грешников.

Иисус принял Варфоломея в число учеников, узнав ближе, посчитал его честным и бесхитростным, истинным иудеем. Святое Писание не содержит сведений о жизни апостола, он там только указан.

Когда Христос покинул учеников, Варфоломей, вместе с Филиппом, призваны были проповедовать Евангелие в землях Малой Азии.

В дороге их сопровождала сестра Филиппа дева Мариамна. Они шли вместе, объясняли людям Слово Божие, иногда их пути ненадолго расходились. Язычники не желали слушать о явлении Христа, проповедников гнали, сажали в темницы, изгоняли из городов. Но Господь поддерживал апостолов, Его милостью они совершали чудеса, помогающие людям уверовать.

В одном из городов, где язычники поклонялись большой ехидне, апостолы уничтожили чудище и обрели сразу много сторонников, которые уверовали во Христа.

Предание сохранило сведения о чудесах, явленных апостолами по милости Божией, в городе Иераполь. Святые пришли в город с проповедью, привлекали сердца язычников рассказами о Христе, лечили больных. Филипп с Варфоломеем вернули зрение Стахию, который был слеп 40 лет. После этого чуда мужчина принял крещение, поверил в Бога.

Язычники бросились к апостолам за исцелением, славили милосердного Бога, крестились. Слухи о том, что вера в языческих богов пошатнулась, дошли до городских властей. Апостолов схватили, посадили в узилище, обвинили в подрыве устоев страны. Темные язычники заподозрили колдовство, посчитали, что сила проповедников таится в их одеждах.

Святых приказали раздеть. Мариамна внезапно оказалась окутана языками пламени, прикоснуться к деве никто не сумел. Филиппа и Варфоломея распяли на крестах. Гнев Божий настиг язычников – во время судилища началось землетрясение. Правитель, стража, судьи и наиболее любопытные горожане сгинули, провалились под землю.

Апостолов сняли с крестов, но Филипп уже скончался. Уходя из Иераполя, Варфоломей положил Стахия в сан епископа, повелел нести Слово Божие. После Иераполя пути Нафанаила и Мариамны разошлись. Апостол ушел проповедовать в Индию, сестра Филиппа отправилась в Ликаонию, где вскоре скончалась.

Мученичество и смерть

В Индии Варфоломей продолжил проповеди. Чтобы сделать для людей понятным Слово Божие, апостол перевел с иудейского языка на местный Евангелие от Матфея. Дойдя до Великой Армении, Нафанаил продолжал обращать язычников, творил чудеса, исцелял. Святой изгнал бесов из армянской царевны, за что властитель Полимий пожелал отблагодарить Варфоломея богатыми дарами.

Но от щедрот царя проповедник отказался, поведав, что желает только спасения душ человеческих. Узнав, что Христос дает великую силу своему ученику, царь с семьей и множество других людей уверовали в Бога. Нафанаил крестил армян во многих городах царства.

Теряя паству, языческие жрецы обратились за помощью к брату Полимия. Астиаг повелел схватить апостола (согласно большинству источников, в городе Альбане, современный Баку). Нафанаила распяли вниз головой, затем содрали с живого кожу, обезглавили. Христиане собрали останки святого в раку из олова, погребли с почетом.

ВАРФОЛОМЕЙ

Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. память В. дана вместе с памятью ап. Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение — Лк 9. 1-10. 1. 16-21, причастен Пс 32.1). Согласно рукописи Hieros S. Crucis gr. 40, X в., на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа «᾿Απόστολοι ἔνδοξοι, πρεσβεύσατε τῷ ἐλεήμονι Θεῷ ἵνα πταισμάτων [ἄφεσιν παράσχῃ ταῖς ψυχαῖς ἡμῶν]» ( ) (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 80; Mateos. Typicon. T. 1. P. 310, 312).

По всем редакциям Студийского устава в день памяти В. и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 169 об.- 170) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 459-460) и Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 157-158) отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны.

В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу» (Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 56). В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 242), что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ.

Только основа (тропарь, канон и некоторые стихиры) совр. корпуса песнопений В. восходит к богослужебным книгам периода действия Студийского устава; в них не встречались песнопения, посвященные обоим апостолам., такие песнопения, как правило, были включены в последования не ранее XVII в. Тропарь общий 3-го гласа « »; кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: « »; канон 2-го гласа, творение Феофана (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону), ирмос: «᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε ποτὲ» ( ), нач. «῾Ο προγνώστης πάντων καὶ Θεός, τὸ τῆς διανοίας σου, θεοειδὲς καθορῶν ἐξελέξατο» ( ); канон В. связан с каноном ап. Варнаве: у них одинаковые ирмосы, в греч. Минее Богородичны есть только у канона Варнавы (как в рус. Минее под 4 дек.), в студийских Минеях каноны помещаются раздельно, Богородичны в песнях 6, 8 и 9 совпадают (напр., в Минее РНБ. F. п. I. 36, XI в.); самогласнов В. нет, только 1 самогласен, в к-ром прославляются оба апостола (др. самогласны в службе — Варнавы); В. посвящена одна группа из 3 подобнов, в др. 2 группах стихир прославляются оба апостола. Седальны взяты из Общей Минеи. В греч. Минее есть иные 2 самогласна, посвященные апостолам В. и Варнаве.

По рукописям известен также канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, творение Иосифа, с акростихом: «῾Υμνῶ γεγηθὼς τὸν καλόν μοι προστάτην. ᾿Ιωσήφ» (Пою с радостию доброго моего предстателя. Иосиф), ирмос: «῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξηρὰν» ( ), нач.: «῾Υπέρφωτος ἥλιος γεγονὼς νώσει τοῦ Λόγου» (Пресветлое солнце, рожденное союзом Слова) (Ταμεῖον. Σ. 214). Акростих этого канона почти совпадает с акростихом канона В. на 25 авг.

Апостольское чтение на литургии — Деян 11. 19-26, 29-30 (выбрано в связи с упоминанием ап. Варнавы); Евангельское чтение — общее. В греч. Минее указано др. апостольское чтение — 1 Кор 4. 9-16 (общее чтение апостолам).


Апостолы Варфоломей и Симон. Перегородчатая эмаль. Фрагмент Хахульского триптиха. Х в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Апостолы Варфоломей и Симон. Перегородчатая эмаль. Фрагмент Хахульского триптиха. Х в. (Гос. музей искусств Грузии. Тбилиси) Служба 25 августа. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. отмечена память В. вместе с памятью ап. Тита, богослужебные указания относятся к др. памятям этого дня (Mateos. Typicon. T. 1. P. 382-383). В студийских Типиконах предписана служба с «Бог Господь», но в отличие от Типикона Великой ц. в Студийско-Алексиевском (Пентковский. Типикон. С. 365), Евергетидском (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 494) и Мессинском (Arranz. Typicon. P. 182) Типиконах, а также в студийских Минеях (Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 76) памяти В. и Тита разделены: 25 авг.- память ап. Тита, а 24 авг.- перенесения мощей В. В Типиконе Георгия Мтацминдели XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 271) память перенесения мощей В. приходится на 25 авг. в соединении со службой ап. Тита.

В древнейших иерусалимских Типиконах (напр., Sinait. gr. 1096, XI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55) память В. отмечается тоже 24 авг. (25 авг.- ап. Тита). Впосл. памяти В. и Тита начинают отмечаться в один день — 25 авг. Согласно описанию службы 25 авг. по первым печатным греч. и слав. Типиконам, последования апостолам почти не содержали общих песнопений, как и последования В. и Варнаве 11 июня. Общими были только тропарь и светилен. Таким же образом последования святых излагаются и в совр. рус. Минее. Служба не имеет праздничного знака. В греч. практике статус этого дня со временем изменился, так что в совр. греч. Минее положена славословная служба. Т. о., служба 25 авг. почти полностью уподоблена службе 11 июня; отличие только в том, что 25 авг. на вечерней стиховне поются стихиры Октоиха. Хотя в службе и не появились общие песнопения апостолам, как 11 июня, но на хвалитех в рамках одной группы стихир попеременно прославляются оба апостола.

Тропарь общий: « »; кондак В. тот же, что и 11 июня, с нек-рыми текстовыми отличиями: « »; канон 4-го гласа, творение Иосифа, с акростихом: «̀λδβλθυοτεΥμνοις γεραίρω τὸν καλόν μου προστάτην» ( ), ирмос: «᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου» ( ), нач.: «῾Υπέρτιμον λίθον σε, ζωῆς ἡ πέτρα ἀνέδειξεν» ( ); 1 самогласен и 3 подобна. В греч. Минее самогласен, седален и светилен иные, также есть стихиры на хвалитех обоим апостолам.

По рукописям на 25 авг. известен иной канон В.- 4-го гласа, со 2-й песнью, творение Иосифа, акростих: «Τοὺς σοὺς ὑφαίνω, Βαρθολομαῖε, κρότους. ᾿Ιωσήφ» (Для тебя замышляю, Варфоломее, рукоплескания. Иосиф), ирмос: «῾Ο πατάξας Αἴγυπτον» ( ), нач.: «Τὴν τοῦ λόγου σάλπιγγα, τὸν οὐρανὸν τὸν ἔμψυχον» (Слова трубу, небо одушевленное) (Ταμεῖον. Σ. 272-273).

Служба на литургии в основном общая апостолов, кроме апостольского чтения — Тит 1. 1-4, 2. 15-3. 3, 12-13, 15 (выбрано из послания того апостола, память к-рого празднуется); Евангельское чтение — Мф 5. 14-19.

А. А. Лукашевич

Значение в православии

Православные почитают Варфоломея за проповедование Слова Божиего, распространение христианской веры. Иисус любил своего ученика, ценил за бесхитростность, прямоту. Всю жизнь апостол терпел гонения, поношения, но, верный завету, шел по земле, чтобы христианское учение распространялось среди язычников. Нафанаил сам окрестил множество людей, объяснял Писание, перевел Евангелие.

Справка: особое почитание ученика Христа сложилось в Армении, куда он принес христианство.

Почитание

Апостола Варфоломея чтят как одного из учеников Христа, избранного Им нести Слово Божие. Иисус увидел в Нафанаиле прямоту, отсутствие лукавства. Апостольская проповедь Нафанаила приводила к обращению язычников, в землях, по которым шел святой, множество людей становились христианами.

Дни почитания апостола в России:

  • 5 мая;
  • 24 июня – день гибели;
  • 13 июля – в день Собора Двенадцати апостолов;
  • 7 сентября – день перенесения святых мощей.

Апостол Варфоломей считается святым покровителем Армении.

Литература

  • Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901;
  • Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110;
  • Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127;
  • Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974;
  • Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus // Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375;
  • Esbroeck M., van. The Rise of St. Bartholomew’s Cult on Armenia // Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178;
  • Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d’apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée // AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70;
  • NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440;
  • Bd. 2. S. 404-408.
  • «Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых». 7. Св. апостол Варфоломей. – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012.
  • Святитель Димитрий Ростовский. «Жития святых. Июнь». Житие и страдания святого апостола Варфоломея. Память 11 июня. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 1997.
  • Basilica di San Bartolomeo Apostolo. Беневенто — часть 2. Кафедральный собор и базилика Сан-Бартоломео.

Иконография

На иконах Нафанаила пишут в традиционных для античных времен одеждах. Волосы и борода чаще черные (иногда седые), характеризуют средний возраст. Руки апостола подняты для благословения, на многих иконах Варфоломей держит свиток с проповедью.

Во многих древних храмах (Равенна 5-6 век) сохранились ранние изображения Варфоломея на церковной утвари, иконах, алтарной части, в нефе. Апостола пишут вместе с другими учениками Спасителя, Нафанаил входит в групповые сценки, иллюстрирующие события Евангелия, рядом с Христом и Богородицей.

Лик Варфоломея можно увидеть на литургических сосудах, окладах икон, на реликвариях, в которых хранятся мощи святого. В России сохранились фрески 12 века в церкви во Владимире. Много древних изображений Нафанаила имеется на Кавказе.

В традициях западной церкви писать Нафанаила на иконах с ножом в руках, истекающим кровью после мучений, накрытым, как плащом, собственной кожей.

Православные иконописцы изображают мученичество Варфоломея в виде распятия, на некоторых образах – вверх головой.

Апостол Варфоломей и апостол Нафанаил — один и тот же человек?

В синоптических Евангелиях и в Деяниях святых апостолов Нафанаил не упоминается. Зато вместе с Филиппом у Матфея, Марка и Луки фигурирует апостол Варфоломей, которого не называет Иоанн. По этому поводу в церковном предании сегодня существует консенсус, что святой Варфоломей и Нафанаил — одно и то же лицо (хотя и по мнению некоторых учителей Церкви, и в византийской традиции, и в древнерусской они не отождествлялись).

Употребление различных имен не должно вызывать смущение, поскольку подобные разночтения в Евангелиях встречаются многократно. Знатоки древних языков и вовсе раскрывают значение имени Варфоломей как сын («бар») Фалмая (имя, встречающееся в Библии). То есть, имя Варфоломей – это скорее патроним, отчество. Но именно под этим именем апостол и далее упоминается в различных апокрифах и священном предании.

Местоположение мощей

Погребенные в Альбане мощи святого явили множество чудес. Паломники стали стекаться к могиле святого. В начале 6 века раку перенесли в город Дара. Когда город захватили персы, христиане пытались спрятать святыню, но их загнали на берег Черного моря.

Тогда отчаявшиеся люди опустили ковчежец в море, и он поплыл. Вместе с мощами Варфоломея острова Липара по морю чудесным образом достигли и раки с мощами других святых. На берег Липары вышел епископ Агафон, которому было видение. Святой отец перенес мощи в храм Божий.

В 9 веке раку перевезли в церковь небольшого городка вблизи Неаполя, в 10 веке мощи с почетом отправили в Рим.

Мощам святого апостола можно поклониться:

  • храм Сан-Бартоломео, остров Тиберина, Рим;
  • собор Жен-Мироносиц, Баку;
  • церкви Афона.

К мощам ученика Христа стекаются тысячи христиан, чтобы удостоиться благодати Божией, обратиться с просьбами и молитвами.

Когда день памяти Апостола Варфоломея (Нафанааила) в 2022 году?

День памяти святого апостола Варфоломея в 2022 году отмечается трижды.

  • 5 мая
    – день памяти Апостола Варфоломея.
  • 24 июня
    – день гибели Апостола Варфоломея.
  • 7 сентября
    – перенесение мощей Апостола Варфоломея.

По старому стилю день памяти апостола Варфоломея отмечался церковным календарем 22 апреля, день гибели — 11 июня. Перенесение мощей апостола Варфоломея по старому стилю отмечается церковным календарем 26 августа. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Апостола Варфоломея отождествляют с апостолом Нафанаилом. Евангелисты Лука, Матфей и Марк, перечисляя имена двенадцати учеников Иисуса, называют Варфоломея. Перечисляя апостолов по парам, Варфоломея называют вместе с Филиппом. Однако, Иоанн Богослов говорит о некоем Нафанаиле, которому Филипп сообщает о Мессии. В этой связи церковная традиция отождествляет Нафанаила с апостолом Варфоломеем.

Молитва святому апостолу Варфоломею

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Варфоломей был избран Иисусом, чтобы проповедовать Божьи заповеди, нести людям свет христианской веры. Честно и достойно ученик Христов исполнял свой долг – обращал язычников, помогал нуждающимся, исцелял больных, принял мученичество, не оставляя проповеди.

Ссылки

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]