Как подготовить маленьких детей к таинству Причастия?


С какого возраста нужно исповедоваться?

Традиционно момент первой детской исповеди определяется в Церкви возрастом семи лет. Этот семилетний рубеж означает условный переход от младенчества к отрочеству. Примерно в таком возрасте чада начинают сознательно давать оценку своим поступкам. Они могут уже отличить плохое от хорошего. С этих пор они несут ответственность за все, что делают.

Часто можно услышать мнение, что до семи лет дети являются безгрешными. Но это вовсе не так. По рождении мы все приобретаем плохие навыки, наши духовные одежды со временем омрачаются грехом. Однако в младенческом возрасте за все проступки своих чад ответственность несут исключительно родители.

Достижение семи лет — это вовсе не показатель, что ваш сын или дочь готовы к первой исповеди. Для каждого человека такой момент наступает индивидуально, он может произойти как раньше, так и позже. Все дети развиваются по-разному. И здесь важно для родителей определить, когда же такой благоприятный возраст наступил.

Главным критерием, определяющим готовность дитя приступить к Таинству впервые, является осознанность. Как только отрок научится анализировать свои поступки с позиции «плохо-хорошо», начнет отвечать за них именно как за свои, считайте, что ему пора идти на исповедь. Нужно помнить также, что девочки в этом возрасте духовно растут быстрее, чем мальчики.

Как подготовить ребенка к первой исповеди?

Прежде всего, любимое чадо ни в коем случае нельзя пугать. Французский писатель-атеист Жан Поль Сартр вспоминал, что в детстве был сильно напуган суровым Богом, который будто бы всегда за ним пристально следит. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Отношение Бога к человеку перед исповедью вашему чаду проще всего объяснить на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.

Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния. Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.

Родителям важно помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата. Дитя нельзя насильно заставить исповедаться, это может вызвать обратную реакцию. Не нужно также пытаться его подкупить. Хотя немного «похвалить» сына или дочь за то, что они покаялись и решили исправиться, вовсе не помешает.

Хорошо было бы заранее подойти к священнику, договориться с ним о времени первой детской исповеди. Будет однозначно лучше, если священнослужитель будет знать, что отрок исповедуется впервые, он сможет уделить ему больше внимания.

Что такое Причастие

Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.

«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).

Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.

Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Причащение ребенка

Советы священников

Поскольку исповедоваться в первый раз — для ребенка дело весьма серьезное и может определить всю последующую жизнь человека в Церкви, необходимо подойти к покаянию с полной ответственностью. Опытные священники называют ряд традиционных ошибок, которые чаще всего допускают родители при подготовке чада к этому Таинству. В связи с этим можно дать несколько основных советов.

  1. Ни в коем случае нельзя насильно тащить дитя на исповедь. Стоит помнить, что только свободное исповедание грехов и искреннее покаяние принимает Господь.
  2. Не нужно использовать детскую исповедь как дополнительный рычаг давления в методе воспитания. Эта задача всецело лежит на родителях. Ни священник, ни само Таинство не могут автоматически изменить чадо, если ему с детства не будут привиты правильные ценности и нормы поведения.
  3. В перечне грехов нужно осторожно обходить «взрослые» пороки. Это касается, например, седьмой заповеди (о прелюбодеянии), таких грехов, которые ребенку еще не могут быть известны в силу возраста. Иначе это может вызвать у него ненужное любопытство и навредить.
  4. Недопустимо расспрашивать отрока о том, что он говорил во время своего покаяния перед Богом. Этим вы нарушите тайну исповеди, навредите и себе, и чаду.
  5. Тем более, не нужно советовать священнику, расспрашивать его, назвал ли ваш сын или дочь какой-то ведомый вам проступок. Такое вмешательство обязательно вызовет разочарование и недоверие ребенка к Таинству покаяния. Родители должны заниматься своими родительскими делами, а Божие дело нужно предоставить Богу.

Детская исповедь: не навреди!

Ста­тья про­фес­сора Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии и насто­я­теля Храма св. муче­ницы Тати­аны при МГУ про­то­и­е­рея Мак­сима Коз­лова каса­ется дели­кат­ного вопроса дет­ской исповеди.

1. Начи­ная с какого воз­раста ребё­нок дол­жен исповедоваться

На мой взгляд, довольно важ­ным про­блем­ным момен­том в сего­дняш­ней жизни Церкви явля­ется прак­тика дет­ской испо­веди. Норма о том, что дети должны испо­ве­до­ваться перед При­ча­стием с семи лет, усто­я­лась с сино­даль­ной эпохи. Как писал в своей книге о таин­стве Пока­я­ния отец Вла­ди­мир Воро­бьев, для мно­гих и мно­гих детей сего­дня физио­ло­ги­че­ское взрос­ле­ние настолько опе­ре­жает духов­ное и пси­хо­ло­ги­че­ское, что боль­шин­ство сего­дняш­них детей в семь лет испо­ве­до­ваться не готовы. Не пора ли ска­зать, что этот воз­раст уста­нав­ли­ва­ется духов­ни­ком и роди­те­лем абсо­лютно инди­ви­ду­ально по отно­ше­нию к ребенку? В семь лет, а неко­то­рые и чуть раньше, они видят раз­ли­чие хоро­ших и пло­хих поступ­ков, но гово­рить о том, что это осо­знан­ное пока­я­ние, ещё рано. Только избран­ные, тон­кие, дели­кат­ные натуры спо­собны в столь ран­нем воз­расте это испы­тать. Есть уди­ви­тель­ные детишки, кото­рые в пять-шесть лет обла­дают ответ­ствен­ным нрав­ствен­ным созна­нием, но чаще всего это дру­гие вещи. Либо побуж­де­ния роди­те­лей, свя­зан­ные с жела­нием иметь в испо­веди допол­ни­тель­ный инстру­мент вос­пи­та­ния (часто бывает, что когда малень­кий ребе­нок плохо себя ведет, наив­ная и доб­рая мама про­сит свя­щен­ника поис­по­ве­до­вать его, думая, что если он пока­ется, то будет слу­шаться). Либо какое-то обе­зьян­ни­че­ство по отно­ше­нию к взрос­лым со сто­роны самого ребёнка – нра­вится: стоят, под­хо­дят, батюшка что-то им гово­рит. Хоро­шего из этого ничего не про­ис­хо­дит. У боль­шин­ства нрав­ствен­ное созна­ние про­сы­па­ется зна­чи­тельно позже. Не вижу в этом ничего ката­стро­фич­ного. Пусть при­хо­дят в девять, десять лет, когда у них появится боль­шая сте­пень взрос­ло­сти и ответ­ствен­но­сти за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребе­нок испо­ве­ду­ется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вме­ня­ются грехи до семи лет. Только с доста­точно более позд­него воз­раста они вос­при­ни­мают испо­ведь как испо­ведь, а не как пере­чень того, что ска­зано мамой или папой и запи­сано на бумаге. И вот эта фор­ма­ли­за­ция испо­веди, про­ис­хо­дя­щая у ребенка, в совре­мен­ной прак­тике нашей цер­ков­ной жизни явля­ется довольно опас­ной вещью.

2. Как часто нужно испо­ве­до­вать ребёнка

Отча­сти на соб­ствен­ных ошиб­ках, отча­сти сове­ту­ясь с более опыт­ными свя­щен­ни­ками, я при­шел к выводу, что детей надо испо­ве­до­вать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худ­шее, что можно сде­лать, — это вве­сти для детей еже­не­дель­ную испо­ведь. У них она более всего ведет к фор­ма­ли­за­ции. Так они ходили и про­сто при­ча­ща­лись каж­дое вос­кре­се­ние или, по край­ней мере, часто, что тоже вопрос, пра­вильно ли для ребенка, а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каж­дое вос­кре­се­ние под раз­ре­ши­тель­ную молитву. Дети очень быстро науча­ются гово­рить пра­виль­ное свя­щен­нику – то, что батюшка ожи­дает. Маму не слу­шался, в школе гру­бил, ластик украл. Пере­чень этот легко вос­ста­нав­ли­ва­ется. И они даже не встре­ча­ются с тем, что такое испо­ведь как пока­я­ние. И бывает, что целые годы при­хо­дят на испо­ведь с одними и теми же сло­вами: я не слу­ша­юсь, я грублю, я ленюсь, забы­ваю молитвы читать – вот корот­кий набор обыч­ных дет­ских гре­хов. Свя­щен­ник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много дру­гих людей, отпус­кает ему грехи и на этот раз. Но по про­ше­ствии несколь­ких лет такому «воцер­ко­в­лен­ному» чаду будет вообще непо­нятно, что такое пока­я­ние. Для него не состав­ляет ника­кого труда ска­зать, что он то-то и то-то плохо сде­лал, «что-то про­буб­нить» по бумажке или по памяти, за что его или погла­дят по голове, или ска­жут: «Коля, не надо воро­вать ручки», а потом: «Не надо при­вы­кать (да, потом уже при­вы­кать) к сига­ре­там, смот­реть эти жур­налы», и далее по нарас­та­ю­щей. А потом Коля ска­жет; «Не хочу я слу­шать тебя». Маша тоже может ска­зать, но девочки обычно быст­рее взрос­леют, они успе­вают при­об­ре­сти лич­ный духов­ный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка пер­вый раз при­во­дят в поли­кли­нику и застав­ляют раз­деться перед вра­чом, то он, конечно, стес­ня­ется, ему непри­ятно, а поло­жат его в боль­ницу и будут каж­дый день перед уко­лом рубашку зади­рать, то он нач­нет делать это совер­шенно авто­ма­ти­че­ски без вся­ких эмо­ций. Так же и испо­ведь с какого-то вре­мени может не вызы­вать у него уже ника­ких пере­жи­ва­ний. Поэтому, бла­го­слов­лять их на При­ча­стие можно доста­точно часто, но испо­ве­до­ваться детям нужно как можно более редко. Взрос­лым мы дей­стви­тельно по мно­гим прак­ти­че­ским при­чи­нам не можем раз­не­сти При­ча­стие и таин­ство Пока­я­ния надолго, но к детям-то, навер­ное, можно было бы эту норму при­ме­нить и гово­рить, что ответ­ствен­ная серьез­ная испо­ведь отрока или отро­ко­вицы может осу­ществ­ляться с доста­точно боль­шой пери­о­дич­но­стью, а в про­чее время – давать им бла­го­сло­ве­ние на при­ча­стие. Думаю, добро будет, посо­ве­то­вав­шись с духов­ни­ком, испо­ве­до­вать такого малень­кого греш­ника пер­вый раз в семь лет, вто­рой раз – в восемь, тре­тий раз – в девять лет, несколько оття­нув начало частой, регу­ляр­ной испо­веди, чтобы ни в коем слу­чае она не ста­но­ви­лась при­выч­кой. Взрос­лым мы дей­стви­тельно по мно­гим прак­ти­че­ским при­чи­нам не можем раз­не­сти При­ча­стие и таин­ство Пока­я­ния надолго, но к детям-то навер­ное можно было бы эту норму при­ме­нить и гово­рить, что ответ­ствен­ная серьез­ная испо­ведь отрока или отро­ко­вицы может осу­ществ­ляться с доста­точно боль­шой пери­о­дич­но­стью, а про­чее – давать им бла­го­сло­ве­ние на при­ча­стие, вве­сти это не в само­де­я­тель­ность свя­щен­ника, а в кано­ни­че­скую норму.

3. Насколько часто надо при­ча­щать малень­ких детей

Мла­ден­цев хорошо при­ча­щать часто, так как мы веруем, что при­ня­тие Свя­тых Хри­сто­вых Таин пре­по­да­ется нам во здра­вие души и тела. И мла­де­нец освя­ща­ется как гре­хов неиму­щий, телес­ным своим есте­ством соеди­ня­ясь с Гос­по­дом в Таин­стве При­ча­ще­ния. А вот когда дети нач­нут под­рас­тать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Хри­стовы и что это Свя­тыня, то очень важно не пре­вра­тить При­ча­стие в еже­не­дель­ную про­це­дуру, когда они перед Чашей рез­вятся и под­хо­дят к ней, не очень заду­мы­ва­ясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребе­нок рас­ка­приз­ни­чался перед служ­бой, довел вас, когда про­по­ведь свя­щен­ника чуть затя­ну­лась, подрался с кем-то из сверст­ни­ков, сто­я­щих тут же на службе, не допус­кайте его к Чаше. Пусть он пой­мет, что не во вся­ком состо­я­нии можно под­хо­дить к При­ча­стию. Он только бла­го­го­вей­нее будет к нему отно­ситься. И лучше пус­кай он будет несколько реже, чем бы вам хоте­лось, при­ча­щаться, но пони­мать, ради чего при­хо­дит в цер­ковь. Очень важно, чтобы роди­тели не начали отно­ситься к при­ча­ще­нию ребенка как к неко­то­рому магизму, пере­кла­ды­вая на Бога то, что мы сами должны сде­лать. Однако Гос­подь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сде­лать сами, в том числе и по отно­ше­нию к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там бла­го­дать Божия вос­пол­няет. Как гово­рится в дру­гом цер­ков­ном таин­стве – «немощ­ная вра­чует, оску­де­ва­ю­щая вос­пол­няет». Но что ты можешь, делай сам.

4. Роди­тель­ское уча­стие в под­го­товке к исповеди

Глав­ное, чего нужно избе­гать роди­те­лям при под­го­товке ребенка к испо­веди, в том числе и к пер­вой, — это наго­ва­ри­ва­ния ему спис­ков тех гре­хов, кото­рые с их точки зре­ния, у него есть, или, вер­нее, авто­ма­ти­че­ского пере­не­се­ния каких-то его не самых луч­ших качеств в раз­ряд гре­хов, в кото­рых он дол­жен пока­яться свя­щен­нику. И, конечно же, ни в коем слу­чае нельзя спра­ши­вать ребенка после испо­веди о том, что он ска­зал батюшке и что тот ему ска­зал в ответ, и не забыл ли он о таком-то грехе. В дан­ном слу­чае роди­тели должны отойти в сто­рону и пони­мать, что Испо­ведь, даже семи­лет­него чело­века, — это Таин­ство. Вме­ша­тель­ство кого бы то ни было в Таин­ство цер­ков­ное, осо­бенно такое дели­кат­ное, как Таин­ство Испо­веди, явля­ется совер­шенно непри­ем­ле­мым. И любое втор­же­ние туда, где есть только Бог, испо­ве­ду­ю­щийся чело­век и при­ни­ма­ю­щий испо­ведь свя­щен­ник, пагубно. Ребе­нок может поде­литься тем, что он гово­рил, если ему самому захо­те­лось. Но не надо пока­зы­вать нашу чрез­вы­чай­ную в этом заин­те­ре­со­ван­ность. Рас­ска­зал – хорошо, нет – ничего страшного…Чаще дети гово­рят не то, что они сами ска­зали на испо­веди, а то, что услы­шали от свя­щен­ника. Оста­нав­ли­вать их в этом не нужно, но вхо­дить в какое-либо обсуж­де­ние и тол­ко­ва­ние слов свя­щен­ника или, тем более, кри­тику, если это не сов­па­дает с тем, что, на наш взгляд, необ­хо­димо было бы нашему ребенку услы­шать, нельзя. Более того, нельзя, исходя из этих слов ребёнка, потом идти и что-то выяс­нять у свя­щен­ника. Или пытаться ему помочь пра­виль­нее обра­щаться с соб­ствен­ным чадом: зна­ете, батюшка, вот Вася ска­зал мне, что Вы ему дали такой совет, а я‑то знаю, что он Вам не вполне пра­вильно все изло­жил, поэтому Вы не вполне разо­бра­лись, и лучше бы Вам в сле­ду­ю­щий раз ска­зать ему то-то и то-то. От такого мате­рин­ского напора, без­условно, нужно себя удер­жи­вать. В тех слу­чаях, когда это созна­ние нужно вос­пи­ты­вать в при­хо­жа­нах, его нужно вос­пи­ты­вать через про­по­ведь, через саму орга­ни­за­цию совер­ше­ния испо­веди, через пред­ва­ри­тель­ное мно­го­крат­ное опо­ве­ще­ние о том, что не нужно под­хо­дить слиш­ком близко, нельзя каким-то обра­зом реа­ги­ро­вать, если вы что-то слу­чай­ным обра­зом услы­шали во время испо­веди. Может быть, про­во­дить осо­бен­ные беседы с роди­те­лями и с пра­ро­ди­те­лями об их дели­кат­ном отно­ше­нии к испо­веди детей и вну­ков. Всё это, без­условно, в том или ином виде может иметь место.

5. Как научить ребенка пра­вильно исповедоваться

Побуж­дать своих детей нужно ско­рее не к тому, как испо­ве­даться, но к самой необ­хо­ди­мо­сти испо­веди. Через соб­ствен­ный при­мер, через уме­ние открыто пови­ниться в своих гре­хах перед близ­кими, перед своим ребён­ком, если перед ним вино­ваты. Через наше отно­ше­ние к Испо­веди, так как, когда мы идем при­ча­щаться и осо­знаем свою немир­ность или те обиды, кото­рые при­чи­нили дру­гим, мы прежде всего должны со всеми при­ми­риться. И все это вме­сте взя­тое не может не вос­пи­ты­вать у детей бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к этому Таинству.

А глав­ным учи­те­лем того, как ребёнку каяться, дол­жен быть совер­ши­тель этого Таин­ства – свя­щен­ник. Ведь пока­я­ние – это не только некое внут­рен­нее состо­я­ние, но ещё и Таин­ство цер­ков­ное. Не слу­чайно испо­ведь назы­ва­ется Таин­ством Пока­я­ния. В зави­си­мо­сти от меры духов­ного взрос­ле­ния ребёнка его надо под­во­дить к пер­вой испо­веди. Задача роди­те­лей – объ­яс­нить, что такое испо­ведь и зачем она нужна. Они должны объ­яс­нить ребенку, что испо­ведь не имеет ничего общего с его отче­том перед ними или перед дирек­то­ром школы. Это то и только то, что мы сами осо­знаем как нехо­ро­шее и недоб­рое в нас, как пло­хое и гряз­ное и чему мы очень не рады, о чем трудно ска­зать, и о чем нужно ска­зать Богу. А дальше эту область учи­тель­ства надо пере­да­вать в руки вни­ма­тель­ного, достой­ного, любя­щего духов­ника, ибо ему дана в Таин­стве Свя­щен­ства бла­го­дат­ная помощь гово­рить с чело­ве­ком, в том числе и малень­ким, о его гре­хах. И ему есте­ствен­ней гово­рить с ним о пока­я­нии, чем его роди­те­лям, ибо это как раз тот слу­чай, когда невоз­можно и непо­лезно апел­ли­ро­вать к соб­ствен­ным при­ме­рам или к при­ме­рам извест­ных ему людей. Рас­ска­зы­вать сво­ему ребенку, как ты сам пер­вый раз пока­ялся, — в этом есть какая-то фальшь и лож­ное нази­да­тель­ство. Мы ведь не для того кая­лись, чтобы кому бы то ни было об этом рас­ска­зы­вать. Не менее ложно было бы рас­ска­зы­вать ему о том, как наши близ­кие через пока­я­ние ото­шли от тех или иных гре­хов, ведь это озна­чало бы хотя бы кос­венно судить и оце­ни­вать те грехи, в кото­рых они пре­бы­вали. Поэтому разум­нее всего вру­чить ребёнка в руки того, кто от Бога постав­лен учи­те­лем Таин­ства Исповеди.

6. Может ли ребё­нок сам выби­рать, у какого свя­щен­ника исповедоваться

Если сердце малень­кого чело­века чув­ствует, что хочет испо­ве­до­ваться именно у этого батюшки, кото­рый, может быть, помо­ложе, полас­ко­вее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, при­влек своей про­по­ве­дью, доверь­тесь сво­ему ребенку, пусть он пой­дет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в гре­хах перед Богом. И даже если он не сразу опре­де­лится в своем выборе, даже если его пер­вое реше­ние ока­жется не самым надеж­ным, и он вско­ро­сти пой­мет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и усто­яться в этом. Обре­те­ние духов­ного отцов­ства – про­цесс очень дели­кат­ный, внут­ренне интим­ный, и не нужно в него втор­гаться. Так вы больше помо­жете сво­ему чаду.

А если в резуль­тате сво­его внут­рен­него духов­ного поиска ребе­нок ска­жет, что его сердце при­ле­пи­лось к дру­гому при­ходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нра­вится – и как поют, и как свя­щен­ник раз­го­ва­ри­вает, и как люди друг к другу отно­сятся, то муд­рые роди­тели-хри­сти­ане, конечно же, пора­ду­ются за этот шаг сво­его отрока и не будут со стра­хом или недо­ве­рием думать: а поехал ли он на службу, и, соб­ственно, почему он не там, где мы? Нужно пре­по­ру­чать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим роди­те­лям важно и полезно своих детей, начи­ная с какого-то их воз­раста, посы­лать в дру­гой при­ход, чтобы они были не с нами, не на наших гла­зах, чтобы не воз­ни­кало этого типич­ного роди­тель­ского иску­ше­ния – боко­вым зре­нием про­ве­рить, а как там наше чадо, молится ли, не бол­тает ли, почему его не допу­стили до При­ча­стия, за какие такие грехи? Может, мы так, кос­венно, по раз­го­вору с батюш­кой пой­мем? Вот от таких ощу­ще­ний почти невоз­можно изба­виться, если ребе­нок ваш рядом с вами в храме. Когда дети малень­кие, то роди­тель­ский досмотр в разум­ной мере поня­тен и нужен, когда же они ста­но­вятся отро­ками, то, быть может, лучше муже­ственно пре­сечь такого рода бли­зость с ними, подальше отойдя от их жизни, ума­лить себя ради того, чтобы было больше Хри­ста, а меньше тебя.

7. Как вос­пи­тать в детях бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к При­ча­стию и к богослужениям

Прежде всего, нужно самим роди­те­лям любить Цер­ковь, цер­ков­ную жизнь и любить в ней каж­дого чело­века, в том числе и малень­кого. И любя­щий Цер­ковь сумеет это пере­дать сво­ему малышу. Это глав­ное, а все осталь­ное – уже про­сто кон­крет­ные методики.

Мне вспо­ми­на­ется рас­сказ про­то­и­е­рея Вла­ди­мира Воро­бьева, кото­рого в дет­стве водили к При­ча­стию только несколько раз в году, но он пом­нит каж­дый этот раз, и когда это было, и какое это было духов­ное пере­жи­ва­ние. Тогда, в ста­лин­ское время, в цер­ковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя уви­дели даже твои това­рищи, то это могло гро­зить не только поте­рей обра­зо­ва­ния, но и тюрь­мой. И отец Вла­ди­мир вспо­ми­нает каж­дый свой при­ход в цер­ковь, кото­рый был для него вели­ким собы­тием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, пере­го­ва­ри­ваться, бол­тать со сверст­ни­ками. Нужно было прийти на литур­гию, помо­литься, при­ча­ститься Свя­тых Хри­сто­вых Таинств и жить ожи­да­нием сле­ду­ю­щей такой встречи. Дума­ется, и мы должны пони­мать При­ча­стие, в том числе и малень­ких детей, всту­пив­ших в пору отно­си­тель­ной созна­тель­но­сти, не только как лекар­ство во здра­вие души и тела, но как нечто неиз­ме­римо более важ­ное. Даже ребен­ком оно должно вос­при­ни­маться прежде всего как соеди­не­ние со Христом.

Глав­ное, о чем нужно думать, — чтобы посе­ще­ние службы и при­ча­стие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуж­даем, а тем, что он дол­жен заслу­жить. Надо поста­раться так пере­стро­ить наше внут­ри­се­мей­ное отно­ше­ние к бого­слу­же­нию, чтобы мы не тянули сво­его отрока при­ча­щаться, а он бы сам по про­ше­ствии опре­де­лен­ного пути, под­го­тав­ли­ва­ю­щего его к при­ня­тию Свя­тых Хри­сто­вых Таин, полу­чал право прийти на литур­гию и при­об­щиться. И, быть может, лучше, чтобы вос­крес­ным утром мы бы не тор­мо­шили сво­его раз­вле­кав­ше­гося в суб­боту вече­ром ребенка: «Вста­вай, на литур­гию опаз­ды­ваем!», а он бы, проснув­шись без нас, уви­дел, что дом-то пуст. И ока­зался и без роди­те­лей, и без церкви, и без празд­ника Божи­его. Пусть он до этого лишь на пол­часа при­хо­дил на службу, к самому при­ча­стию, но все равно не может не почув­ство­вать неко­то­рое несо­от­вет­ствие вос­крес­ного лежа­ния в постели тому, что дол­жен в это время делать каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Когда же сами вер­не­тесь из церкви, не упрек­ните сво­его отрока сло­вами. Быть может, ваша внут­рен­няя скорбь по поводу его отсут­ствия на литур­гии даже дей­ствен­ней отзо­вется в нем, чем десять роди­тель­ских пону­ка­ний «а ну пойди», «а ну под­го­товься», «а ну про­чи­тай молитвы».

Поэтому роди­тели сво­его ребёнка уже в его созна­тель­ном воз­расте нико­гда не должны побуж­дать к испо­веди или при­ча­стию. И если они смо­гут себя в этом сдер­жи­вать, то тогда бла­го­дать Божия обя­за­тельно кос­нется его души и помо­жет в таин­ствах цер­ков­ных не затеряться.

Это только неко­то­рые моменты, свя­зан­ные с совре­мен­ной прак­ти­кой дет­ской испо­веди, кото­рые я изло­жил про­сто как при­гла­ше­ние к тому, чтобы мы прдол­жили это обсуж­дать и, веро­ятно, в очень сла­бой дис­кус­си­он­ной форме. Но хочется, чтобы люди в зна­чи­тель­ной сте­пени более духовно опыт­ные и деся­ти­ле­ти­ями име­ю­щие духов­ни­че­скую прак­тику, выска­за­лись бы по этому поводу.

Источ­ник: Пор­тал Богослов.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]