Архимандрит Андрей Конанос: биография, книги, проповеди

Эпоха безверия создала поколения людей, которые не испытывают ни к чему воцерковленному ни тяги, ни интереса. Да, сегодня малышей крестят, на Пасху освящают куличи, а пары желают обвенчаться. Но лишь немногие проявляют неподдельный интерес к церкви и ее канонам. Практикует ли человек молитвенные правила? Изучает ли? Скорее всего, ответ отрицательный, ведь даже из огромного количества молитв он, как правило, знает только «Отче наш», причем не всегда наизусть. А ведь молитва – это обращение к трехсоставности человеческого существа, его духу, душе и телу. Причем именно в этом иерархическом порядке.

Сложившаяся ситуация вынуждает церковь отказаться от привлечения «паствы» старыми путями и начать использовать новые методы. Священники «стучатся» в человеческие сердца при помощи радиобесед, телепередач, интернета. Архимандрит Андрей Конанос именно такой современный богослов, миссионер и проповедник. Эта статья посвящена ему.

Монашеский чин архимандрита


Понятие «архимандрит» происходит от двух греческих слов: «архон», что означает «старший» или «главный», и «мандра», которое переводится как «овчарня». Интерпретируя их, связывая воедино и придавая смысл, получается, что это тот человек, который является старшим над своей общиной монахов. Этот чин дается монашествующему духовенству как высшая награда. Относится он к «черному», неженатому духовенству, присваивается за «выслуги лет» или за особые заслуги перед церковью. К архимандриту Андрею Конаносу, впрочем, как и к любому другому священнослужителю этого разряда, следует обращаться как «Ваше Высокопреподобие» или «Отец Андрей». Сан относится к разряду почетных титулов, предшествует чину епископа в архиерействе.

Об Андрее Конаносе


Биография архимандрита Андрея Конаноса началась в 1970 году, когда в обычной греческой семье, проживавшей на тот момент в Германии, в городе Мюнхене, родился мальчик. В 1977 году семейство принимает решение возвратиться к себе на родину и обосноваться в столице Греции – в Афинах. Там мальчик получает образование в классическом лицее. Будущий архимандрит уже с детства проявлял интерес к церкви и принял решение посвятить свою жизнь служению Богу.
Он поступает в Афинский Университет на теологический факультет Богословия. Еще на стадии обучения у молодого человека проявляется интерес и склонности к педагогической деятельности. Он начинает преподавать слово Божие в различных учебных заведениях в Афинах, проводит миссионерские встречи с молодежью, ездит вожатым в православные детские оздоровительные лагеря. Этот удачный опыт общения с подрастающим поколением поможет ему в его дальнейшей деятельности во славу Господа.

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис) в 1999 году произвел его в сан диакона, а в 2000 году рукоположил во священника: иерея, а затем и в архимандрита. Андрей Конанос – знаменитый миссионер-проповедник. Огромный опыт общения с молодежью позволяет ему делать это талантливо и легко. В приходе Отца Андрея проходят регулярные встречи с молодыми людьми и студентами, проводятся беседы с ними, он практикует длинные ночные службы, которых требует монастырский устав. В России его проповеди обрели огромную популярность буквально сразу после того, как верующие люди узнали об архимандрите и его миссионерской деятельности.

Работа на радио и в Интернете

Крупнейшая церковная радиостанция Греции «Пирейские митрополии» в 2003 году запускает авторскую программу архимандрита Андрея Конаноса «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα»). В кратчайший срок эта радиопередача оказалась в числе самых популярных в Греции. Ее аудитория – это и женщины, и мужчины, и подрастающее поколение. Архимандрит не просто вел лекции на различные воцерковленные темы, он отвечал на вопросы своих радиослушателей, нашел подход к каждому из них, разговаривал на понятном для всех языке. В 2013 году программа на радио закрылась, но лишь для того, чтобы теперь Отец Андрей продолжил свою миссионерскую деятельность в сети интернет. Здесь он ведет онлайн-дневник, в котором размещает свои размышления, статьи, проповеди.

Что касается российской аудитории, то она может слушать проповеди архимандрита на православном радио Вера, 100.9 FM, ежедневно с понедельника по пятницу в программе «Родники небесные». Приложение для этой радиостанции можно скачать через Play Market, весит оно 200 килобайт. Религиозные сайты «Православие.ру» и «Правмир» регулярно публикуют статьи Андрея Конаноса. Их с великой радостью читают и воцерковленные люди, и только вставшие на путь веры, потому что проповедник говорит с читателями языком любви, а значит языком Христа.

Как правильно советовать

Архимандрит Андрей делится одной житейской мудростью. Как посоветовать человеку что-то и не навредить ни ему, ни себе.

Сделайте так, чтобы человек сам принял решение, а вы его всего лишь к этому решению подтолкнули. Не говорите: «Женись на этой девушке!». Скажите вместо этого: «Ах, какая славная девушка. Повезет же тому, кто на ней женится!».

Если человек сам примет решение, то сам же будет отвечать и за последствия. Когда девушка покажет свой характер и неизбежно возникнут разногласия, мужчина найдет к ней подход. Ведь это он ее выбрал, ему с ней жить.

А если вы навязали ему решение, то первым делом он вас и обвинит: «Что же вы мне насоветовали! Это ваша вина!».

Книги Андрея Конаноса

Работа в радиопрограмме позволила накопить Отцу Андрею огромное количество радиобесед. Они-то и легли в основу книг архимандрита. Андрей Конанос написал две книги, обе они вышли в свет благодаря издательству «Сретенский монастырь». Первая книга называется «Когда Христос станет для тебя всем». Она собрала в себе беседы архимандрита на предмет необходимости присутствия Иисуса Христа в повседневной жизни каждого человека. Вторая книга носит название «Не бойся радоваться! Беседы о православии». Здесь проповедник активно призывает людей не унывать несмотря ни на что, а напротив, радоваться каждому дню и верить, что все будет хорошо. Кроме прочтения бумажных вариантов, имеется возможность прослушивания аудио-книг. Архимандрит Андрей Конанос в аудио-формате звучит на сайтах «Азбука.ру» и «Предание.ру». Мы же остановимся на разъяснении содержания каждой книги подробнее.

Заглянуть внутрь себя и удивиться

Когда человек понимает свои истинные намерения, истинные, а не внешние желания он сначала приходит в ошеломление. Возможно, он даже откажется это принять. Но смирившись, человек преображается. Он становится настоящим.

Когда Андрей Конанос рассказывает это людям многие задают ему вопрос:

Как же это так, смириться со своими грехами. И что же теперь, делать все что хочешь?

А что, вы хотите, чтобы я попросил вас не делать, что вы хотите? — спрашивает у них Андрей.

Люди сами понимают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Для этого у людей есть совесть.

Книга «Когда Христос станет для тебя всем»

Издательство «Сретенского монастыря» выпускает книгу в 2015 году. В ней Отец Андрей рассуждает о том, что современные люди утратили радость Христову в суете и тревогах. Проповеднику не понаслышке известны проблемы современных взрослых и молодых людей, он помогает решать их, предлагает это делать совместными усилиями. Его беседы написаны живым и остроумным слогом, самыми простыми словами, льющимися из любящего пастырского сердца. Он предлагает взглянуть на жизненные трудности и помогает разобраться в них. Речь его полна радости и умиротворения. Рассуждает о православии архимандрит Андрей Конанос в современном обществе, затрагивает самые волнующие и душещипательные вопросы. Темы, описанные в книге, отличаются большим разнообразием: здесь можно прочесть о взаимоотношениях детей с родителями, мужа с женой, взаимодействии людей с окружающей действительностью и церковью, о страхах, стрессах, болезнях. Книга издана на греческом, болгарском, английском и русском языках.

Архимандрит Андрей Конанос «Не бойся радоваться! Беседы о православии»

Спустя 2 года, в 2022 году, издательство «Сретенский монастырь» выпускает вторую книгу Отца Андрея. В ней он изо всех сил пытается убедить читателя в том, что даже если в настоящий момент окружающая действительность кажется враждебно настроенной, если буквально все представляется ужасным, в конце концов ситуация наладится. Все будет хорошо! – архимандрит Андрей Конанос твердо в этом убежден, поэтому позитивный настрой проходит лейтмотивом через всю книгу. Беседы о покаянии и радости каждого дня, тайны молитв и секреты смирения, рассуждения о ценности человека и его эгоизме, об одиночестве и справедливости, и еще очень многое, нашли отражение в книге и настраивают на позитивный лад.

Проповеди Конаноса Андрея


Проповедь, в ее широком понимании – это выражение и распространение каких-либо истин, знаний, верований и учений, осуществляемое их убежденным сторонником. Свои проповеди архимандрит Андрей Конанос ведет особенным образцом. Он обладает великим даром убеждения и все наставления облекает в доступную для понимания форму. К примеру, он предлагает убеждать маленьких девочек в том, что в раю хорошо, говоря им, что там живут щеночки и постоянно раздают мороженое. Любая ситуация, по убеждению архимандрита, достойна рассмотрения, каждый человеческий поступок – утешения и прощения.

«Сколько раз ты был в Иерусалиме?»

Есть верующие, которые с восхищением рассказывают, как видели мироточащую икону. Или разговаривали со старцем.

Я видел, как шевелилась икона! — говорит верующий Андрею Конаносу.

Ну и что, что ты видел? Что поменялось в тебе?

А я уже 35 раз была в Иерусалиме и видела старца! — говорит другая прихожанка.

Ну и что, что ты была в Иерусалиме 35 раз? Что тебе это дало?

Ну как же, редко кто видел того старца, а я видела!


Визит в Чикаго. «Небоскребы… До этого я ощущал себя таким маленьким только перед Богом!»

Но разве поездки по святым местам меняют души людей? Разве чудеса, которые мы видим могут спасти нашу душу? Это всего лишь внешние проявления. Неужели Господь во время Второго Пришествия спросит нас: «Сколько раз вы были в Иерусалиме? Три? Ну это маловато, надо бы хотя бы десять…».

Статья о Божественной литургии

Божественная литургия – это главнейшее христианское богослужение, основная его часть. Переводится с греческого как «общее дело». В своей статье «Святая Божественная литургия» архимандрит Андрей Конанос рассуждает о том, что даже клирики недостойны говорить о ней, о том, что ощущение сверхъестественного от совершаемого таинства зависит и от подготовленности святых отцов, и от желания Бога счесть эти проявления заслуживающими любви. Он сетует на леность прихожан, на то, что у людей пропало влечение к Святой литургии. Взывает к духовной культуре, призывает входить в дом Отца своего благоговейно и вести себя там подобающе. И советует почаще задаваться вопросом: «Что видит обо мне Бог?», потому что ответ на него очевиден: «Каждый эпизод жизни».

Чего на самом деле от вас хотят другие люди?

Андрей Конанос рассказывает, как часто люди скрывают свои истинные намерения, маскируя их под что угодно.

Одна женщина на исповеди могла часами говорить о детях, о соседях, о муже, да только не о себе. Тогда Андрей спросил ее: «Чего же тебе на самом деле нужно? Говори как есть». И она призналась — мне, говорит женщина, не хватает внимания и любви дома. Я много лет хожу к вам на исповедь, потому что вы меня всегда выслушаете, меня это успокаивает.

А отчего возникает неспокойство? Не от того ли, что мы пытаемся подавить в себе истинные желания?

Еще один знакомый Андрея Конаноса, протестант, пишет ему в Фейсбуке: «Расскажите мне что-нибудь о православной вере, отец. Я хочу послушать». Ты же протестант, неужели тебе интересно слушать православного священника? Да мне кого угодно интересно слушать, лишь бы проявили ко мне любовь. Ему в жизни не хватало любви, и он бы пошел в любую веру, где ему это предложат.

Неискренность терзает человека. Подавление своих проблем вызывает нездоровый интерес к проблемам других людей. А у них-то, еще хуже, — думает человек, когда слушает, как ссорятся соседи.

Архимандрит Андрей советует признаться самому себе в своих проблемах, в своих грехах, в своих недостатках. Признаться и принять их.


Андрей Конанос с визитом в Чикаго. «Зимой тут бегают олени!» — пишет он у себя в Фейсбуке

Как-то один священник поведал Андрею: «Я пошел в священники, потому что хотел нести слово Божие людям. Так я думал. А потом понял другое — я ведь был никем до принятия сана. А теперь я уважаемый человек, священник! Ко мне обращаются Отче! Целуют руку! Это мне очень льстит». Этот священник докопался до самой сути своей души. Признался себе, хоть и не без стыда. И теперь у него на душе спокойно. Он знает над чем работать.

Архимандрит Андрей Конанос «Если все раздражает»

Еще одна статья проповедника, в которой он рассуждает о человеке сегодняшнего дня, по-прежнему несовершенном и полном искушения. Архимандрит говорит, что раздражение другими – естественный процесс. И вместе с тем совершенно противоестественный. Каким бы грешником не казался окружающим какой-то человек, Бог видит и душу его, и помыслы. И если даже Господь не осуждает его, то какое на это право есть у смертных. Святой Отец призывает смотреть вглубь себя. И даже тот факт, что человек далек от совершенства, принимать смиренно. Не важно, что люди здесь, внизу, говорят о чем хотят, главное — чтобы Бог наверху смотрел и радовался.

«Нет», но на самом деле «да»

Случалось ли вам наблюдать, как человек, которого вы о чем-то просите сначала отказывает вам категорически, но потом делает? Таких людей архимандрит Андрей называет реактивными. Они не хотят соглашаться в силу разных причин: плохое настроение, что-то болит, вы как-то не так просите или они не хотят, чтобы на них давили.

Внешне такие люди проявляют протест, но внутренне они понимают, как должны поступить.

Это еще раз доказывает, что все люди на самом деле хорошие. И сами прекрасно понимают, как нужно жить. Требовать от людей поступать так или иначе — неправильно.

Простыми словами о главном


В православном мире очень много проповедников. Так почему же именно этот греческий Святой Отец находит такой мощный отклик в сердцах людей по всему миру? Наверное потому, что он говорит с людьми на их же языке. Отдает себе отчет в том, что популяризация церкви должна происходить с использованием всех доступных современных средств коммуникации. Не боится быть осужденным за это. Он несет Слово Божие всеми возможными способами, находит для этого разные пути. Объясняет непостижимые вещи самыми простыми словами. Слово «популярный» отражает сущность отношения людей к нему, но блекнет рядом с ним. Отец Андрей, скорее, прославлен и почитаем.

«Достоевщина»

Подтверждением вышеизложенного «о раздражении» звучат упреки и обвинения некоторых в излишней «достоевщине» проповедей Андрея Конаноса, то есть в избыточном нагнетании и драматизации. Его попрекают тем, что беседы его наполнены не Евангельской трезвостью и строгостью, а звучат как психолого-патологические виньетки, в которые виртуозно вплетены имена и житие Святых.

Оппонентами Святого Отца не берется во внимание тот факт, что люди слышат его, понимают, их сердца открываются, а души возвращаются в церковную обитель. Зато можно вдоволь «насладиться» уверениями о заигрывании архимандрита с публикой, искажении слов Нового Завета, льстивости в общении. Такие псевдо-борцы за истину своим «архаичным правом» способны не только отпугнуть начинающего прихожанина, но и полностью отвратить его от Храма Божьего.

«Милосердный и добрый Бог» архимандрита Андрея Конаноса способен вернуть много заблудших душ, открыть для них веру и спасение. А о том, что Бог – это не только любовь, но и совесть, Отец Андрей умеет донести также красноречиво и художественно.

Андрей Конанос записал новое обращение

Андреас Конанос, неделю назад объявивший о том, что оставляет священнослужение, записал новое видео, которое появилось в его аккаунтах в соцсетях вечером 31 августа. В нем он по-прежнему отказывается назвать конкретную причину своего ухода и комментирует ту реакцию, которую спровоцировало его решение. Причиной нового обращения стала обрушившаяся на него массовая критика православного сообщества.

Телеграмм канал «Батюшка Лютер» перевел для подписчиков несколько моментов из выступления о. Андрея, в которых он отвечает на критику.

***

«Я не развелся со Христом. Я не развелся с Богом. Я развелся с конкретной организацией. … [Не стоит] судить так поспешно о моей [новой] жизни в первый ее день, пока я ничего не сказал о себе, пока я ничего не рассказал о деталях, поводах, причинах, мотивах, пока я вообще не начал говорить. При этом говорили многие обо всем в моей жизни. Они [якобы] знают всё.

… Невероятная ситуация, которая входит в полное противоречие с тем, чему учит Христос. Христос как раз говорит не судить, не торопиться, не делать поспешных выводов. Но все это произошло. Один духовный человек сказал мне еще до того, как случилось это событие в моей жизни: “Послушай, сейчас все станет понятно. Откроется истинное состояние — и твое, и людей вокруг тебя. Станет ясно, кто действительно любит Андреаса как человека, кто хочет от него каких-то конкретных вещей, кто соотносит его исключительно с его ролью и хочет только брать от него, и кто уважает его”.

Доказательство этого — те люди, которые вообще не спросили меня, как я сам себя чувствую в этой ситуации. … И хоть они меня и не спросили, пусть они хотя бы задумаются: происходит определенное изменение, у него есть причина. … Думаю, к этому стоит отнестись с уважением. … [Я хочу] жить так, как чувствую, хочу дышать и чувствовать себя лучше. Это не значит, что раньше я не дышал, не пойми меня не правильно. Хотя, что бы я ни сказал, меня поймут неправильно. Сейчас такой этап, такой период. Некоторые даже просто видят меня и уже недоумевают.

… Если ты недоумеваешь, нажми на кнопочки «отписаться», «заблокировать», «забанить», и не общайся со мной. Общайся с людьми, которые тебе помогают, которые тебя поддерживают. … Я не виноват в том землетрясении, которое случилось. Оно случилось и должно было случиться. Но если что-то стоит прочно, оно не падает. Если что-то внутри тебя упало, значит, у него не было прочного основания. … Я не пострижен в монахи. Мне пишут: “Ты предал обеты!”. Какие обеты? … Я не пострижен. Самое тяжелое, конечно, это [вопрос моего] священства. Но это не значит, что я отрекаюсь от Христа, что я не люблю Христа.

Поверь мне, в эти дни я чувствую [присутствие] Христа очень хорошо. Чувствую, что Он любит меня, что Он понимает меня. И, поверь, я тоже Его очень хорошо понимаю. Понимаю, как Он чувствовал Себя в момент, когда никто Его не понимал, кроме немногих людей. … Кто-то говорит мне: “А вот мы не видели, чтобы ты плакал, волновался, просил прощения”. Послушай, друг, ты видишь меня сейчас в добром расположении, потому что ты не видел, как я плакал все предыдущие годы, как мне было больно в душе все предыдущие годы. Ты не видел всего хода моей жизни. … Я не хотел рассказывать тебе о своих перипетиях, своих волнениях, своих проблемах. Просто сейчас ты видишь меня в ситуации, когда все это прошло. И те, кто был [в эти моменты] со мной, сейчас действительно радуются, но и шокированы этим обрушившимся на меня непониманием. Потому что когда кто-то тебя знает, он понимает, насколько несправедливо к тебе относятся остальные. Но ничего страшного!

… Один молодой человек написал мне: “Я хотел стать членом церкви и то, что ты ушел, не помешало бы мне войти в церковь. Знаешь, кто мне помешал? Все те, кто пишут про тебя то, что пишут. Я подумал, что если я войду в эту организацию и буду с этими … мерзавцами, то я не хочу быть в церкви”.

***

О. Андрей также пообещал, что продолжит писать книги и помогать людям своими размышлениями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]