Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Источник

Лихоимание, лихоимство

Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия.

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит! Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15). Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести. Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)… Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)».

Св. Тихон Задонский

См. МШЕЛОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Грех лихоимства и мздоимства и борьба с ним: разъясняем детально

Считается, что современная жизнь какая-то особенная и названий для проступков современности в Библии нет. Однако это не так.

Одним из распространённых грехов нового времени является старое доброе «лихоимство» и его ответвления.

Оказывается, лихоимство — старый недуг человечества, которому посвящена восьмая заповедь Святого писания.

Что за беда такая «лихоимство»?

Само значение слова лихоимство на современный манер можно перевести, как паразитирующий образ жизни вследствие вымогательства у других людей.

Самыми прямыми лихоимцами и синонимом лихоимства всегда являлись чиновники и люди, находящиеся у власти. Те, кто мог повлиять на ход решения вопроса своим статусом в обществе, всегда пользовались особой «славой» среди простых людей. Ярким примером лихоимнических действий в любые временя, считалось получение взятки. Однако человек, её дающий, тоже причислялся к нарушителям восьмой библейской заповеди, следовательно, тоже считается лихоимцем. Есть простой житейский закон: « Если никто не берёт, то и давать не кому», который можно трактовать и на другой манер, — «если бы не давали, то и не брали бы».

Современное общество настолько погрязло в ежедневном нарушении восьмого табу Святого писания, что это происходит уже «на автомате» и как «само собой разумеющееся», причём подобными неблагочестивыми деяниями пропитаны все слои общества, начина с самого низа. К примеру, для получения какой-либо справки в любом государственном учреждении для ускорения процесса необходимо прибегнуть к «лихоимничеству» и дать взятку должностному лицу.

История

История невозможна без первопричины. Мздоимство — это то, что было присуще людям с самого начала времён, но с течением столетий, к сожалению, только набирало обороты. Конечно же, закон строго наказывал тех, кто брал взятки, но даже кара мало кого останавливала. Чаще всего наказание было слишком простым и недостаточным для того, чтобы достигнуть поставленной цели — раз и навсегда отбить у человека желание брать взятки.

Сам государственный аппарат диктовал такие условия, что решить многие вопросы без посторонней помощи было очень трудно. Естественно, что «за спасибо» никто не собирался оказывать такую помощь. Более того, нельзя забывать о том факте, что само общество считало честных людей, которые не берут деньги и ведут дела «по совести», простофилями, глупцами и дураками. Их очень часто использовали, и мало кто считал их смышлёными.

На этом примере ярко видно как влияет общественное мнение на конкретного человека. Большинство становилось такими же, как все, даже если это противоречило их жизненным и моральным принципам. Увы, но мнение общества воспринимается нами, как более весомое, чем наша собственная точка зрения. И только единицы могли противостоять всеобщему взяточничеству, но с каждым годом таким людей оставалось всё меньше. К сожалению, мздоимство — это такое явление, «испачкавшись» которым однажды потом невозможно «отмыться».

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Скверноприбытчество

Скверноприбытчество – «скверное приобретение», преступная нажива, получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Это понятие включает в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (Православный катехизис).

Скверноприбытчество – это вид страсти сребролюбия, в статье о котором и описаны причины возникновения, гибельные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех её отраслей.

См. тж.: Страсть. Трезвение. Помыслы. Духовная брань.

Св. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями Св. Игнатий (Брянчанинов). О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского Богатство. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними Авва Дорофей. Душеполезные поучения О сребролюбии. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. Глава 8

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Третий помысел – сребролюбия. Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

Святые отцы о сребролюбии Святые отцы о любостяжании Святые отцы о нестяжании

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О второй заповеди Закона Божия Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Мшелоимство

Мшелоимство – страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних, ненужных вещей, а также мздоимство, корыстолюбие (от мшель – (др.-рус.) – прибыль, вещь, имущество; и от мшел – корысть).

Мшелоимство – это вид страсти сребролюбия, в статье о котором и описаны причины возникновения, гибельные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех её отраслей.

Священник Павел Гумеров:

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Преподобный Лев Оптинский:

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия».

Св. Игнатий Брянчанинов:

Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному.

О пагубности мшелоимства

Преп. Максим Исповедник:

«чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога».

Старец Паисий Святогорец так объясняет пагубность пристрастия к вещам:

«Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше — хотеть книгу или вожделевать Христа»?

Св. Тихон Задонский:

«Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, — ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, — употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

Иеромонах Серафим (Калугин):

«Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство. Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока.

Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей),

то эта немощь, по рассуждению святых отцов,

горше и пребедственнее сребролюбия»

(Лев Оптинский)

Мшелоимство

– греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово «мшель» означает прибыль или мзда, корысть.

Существует несколько видов страсти мшелоимства: взятки ценными вещами, любовь к подаркам, коллекционирование и просто собирание всякого хлама. От этой страсти не застрахован ни богатый, ни бедный человек. Многие пожилые люди подвержены страсти мшелоимства. Вещи, которые они хранят, давно не используются по назначению и ни кому не нужны. Но выбросить их жалко, поэтому дом превращается в склад различного хлама из старой и ненужной посуды, одежды, обуви.

Интересный фактПо мнению православного психолога Ирины Яковлевны Медведевой   мшелоимство   – это не только проблема духовная, но и психическая, сродни одной из форм такой психопатологии, как шизофрения.

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

Протоиерей Димитрия Беженарь упоминает и о существовании мшелоимства интеллектуального. Когда в сознании человека хранятся ненужные воспоминания: кто, где, с кем, когда, зачем. И не просто хранятся, а постоянно мысленно перебираются, нарушают покой и сон, доставляют массу хлопот и потерю нервных клеток. И если мусор из вещей можно разгрести и без помощи заболевшего, то интеллектуальное мшелоимство лечится только им самим, с Божьей помощью.

По словам старца Паисия Святогорца:

Интересное сравнение безмерной любви к вещам у святителя Тихона Задонского, он сравнивает ее с великим безумием. Как можно любить мертвое, бессмысленное и бесчувственное создание, которое в ответ любить не может. А потому и человеку ненадобно любить вещь, а лишь Господа и ближнего своего. А если кто возразит: «ведь создано все для человека». Да, чтобы вещь служила человеку, а не наоборот.

С появлением различной техники, смысл которой – помогать людям, получился обратный эффект. Люди стали зависеть от телевизоров, компьютеров, айфонов, микроволновых печей, кофеварок и многого другого. Потакая своим прихотям, стали заложниками предметов, которые в жизни вечной не нужны.

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20).

Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло.

«И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» ( Иер . 29:11-13).

Это интересно: Стяжательство: что это за грех

Что это за грех скверноприбытчество

Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

… А как же быть простым православным? Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех — и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее».

См. тж.: Страсть. Трезвение. Помыслы. Духовная брань.

Св. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями Св. Игнатий (Брянчанинов). О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского Богатство. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского Сребролюбие. — Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними Авва Дорофей. Душеполезные поучения О сребролюбии. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. Глава 8

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Третий помысел – сребролюбия. Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

Святые отцы о сребролюбии Святые отцы о любостяжании Святые отцы о нестяжании

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О второй заповеди Закона Божия Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Писание говорит о множестве грехов, которые свойственны человеку. Отцы Церкви, в свою очередь, разделили их на грехи к смерти и не к смерти, но на самом деле каждый скверный поступок ведет к ухудшению духовного здоровья христианина. И, если тот не исправит свой путь, в итоге приведет к смерти (физической или духовной).

За любой проступок человек понесет наказание, если не раскаяться в нем и очень важно понимать и различать эти неправедные поступки. Например, получение финансовой выгоды неправильным путем — грех ли это? Православие называет это лихоимством и призывает людей каяться, но так ли все плохо?

Лихоимство и идолослужение

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Святое писание говорит, что все мы рождены во грехе. Это наша природа, от которой очень трудно избавиться. Но в помощь человеку даны святые угодники, ангелы и архангелы. Если грешник осознаёт свою испорченную грехом природу и желает исправиться, Бог всегда придет на помощь. Другое дело, если человек не собирается исправляться, если ему уютно жить греховной жизнью. В этом случае никто не придет к нему на помощь, потому что он в ней не нуждается.

Слово лихоимство соответствует греческому слову πλεονεξία, однако, это греческое слово переводится не только как лихоимство. Есть еще два перевода: любостяжание, корыстолюбие. Понятно, что это имеет отношение к незаконному обогащению и откровенному грабежу средь бела дня.

Лихоимец поклоняется одному богу — демону Маммоне, который прельщает людей быстрым обогащением. Это демон ненасытности, которая поражает людские сердца и отвращает от Божьих заповедей. Многие думают, что никаких демонов не существует, потому что их не видно. Что плохого в быстром обогащении, что плохого в изобилии и богатстве? На самом деле ничего плохого в изобилии и богатстве нет, и даже царь Соломон владел несметными сокровищами. Вопрос в другом — какими путями получено это богатство.

Если богатство получено с Божьей помощью, то оно служит прославлением Создателя и Творца жизни. Но если богатством прельщает Маммон, то цель его предельно ясна — растлить душу:

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)

Не каждая душа может противостоять такому напору энергии материальных благ, многие люди готовы променять вечную душу на скоротечные земные блага. До сих пор в интернете можно найти обряды продажи души ради временных земных благ, как будто их можно забрать с собой в могилу. Человек не понимает, что на этой земле он лишь гость, и что пребывание в материальном мире имеет свои временные ограничения — 100 лет. Но люди настолько ослеплены шансом быстро разбогатеть, что просто забывают о том, что это всё временное.

На заметку! Лихоимцы — служители демона Маммоны, даже если они об этом не знают.

Считается, что в подчинении Маммона находится 9-й круг ада. Там он обитает в дворце из чистого золота, инкрустированного самоцветами и драгоценными камнями. Только жертвами этому неправедному богатству становятся дети. Маммон забирает нерожденных и новорожденных детей как дань своему покровительству. Причем забирает он не только тех детей, родители которых отдали ему душу: он будет забирать их у всех поколений. Аборты, выкидыши, мертворожденные — это всё жертвы страшного демона под именем Маммон.

Определение понятий

Существует несколько похожих определений, которые касаются получения какой-либо прибыли неправильным путем, обманом. Несмотря на синонимичность, есть несколько различных определений этому:

Скверноприбытчество — приобретение прибыли или финансов плохим, неправедным путем. Сюда следует отнести любой обвес или обмер, который сделан неправильно и является обманом. Также это определение подходит для заработка средств, который был осуществлен путем разжигания страстей человеческих.

Сюда можно отнести:

Мшелоимство — это чрезмерная любовь к деньгам, получение «мшела» или корысти. Т.е. процесс, в результате которого человека вымогает себе деньги или другие блага.

К этому понятию можно отнести:

Православная церковь осуждает взяточничество

Лихоимство — процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получают физические блага. К этому понятию относят:

У лихоимства есть и более широкое понятие — это любостяжание или жадность, т.е. чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Об этой страсти часто пишет апостол Павел в посланиях к колоссянам и евреям.

Еще о грехах в православии:

Важно! Независимо от того, к какому определению относится поступок, он является грехом, по утверждению Православной Церкви.

Православное понимание лихоимства

В православной терминологии лихоимством или лихоиманничеством называется наживательство на затруднительном положении других людей. Особа, которая любит присвоить чужое, не заработав этого честным путём, стараниями и приложением усилия к результату и является нарушителем восьмой библейской заповеди.

Ещё апостол Павел говорил, что с лихоимцами не стоит садиться за один стол «трапезничать». Примечательно, что если пьянице или распутному человеку грехи отпускались, когда он искренне покаялся, то страдающему греховной страстью к получению чужого для полного очищения души необходимо было не только покаяться и пройти обряд причастия, но и полностью вернуть то, что он получил в течение жизни мошенническим путём. Этот грех считается одним из самых тяжких нарушений Божьего завета, ведь наживаться на горестях и нищете других людей во все времена было аморально и чуждо вере Христианской.

В церковном словаре существует несколько синонимов слова лихоимство. К ним причисляются:

Принято считать, что этому греху подвержены люди неверующие в Бога и его милость. Известно, что в сердце истинного верующего христианина нет места страстям и пагубным влечениям и привычкам. Только жадные, завистливые и алчные люди ступают на шаткий путь лихоимства. К действиям, входящим в разряд нарушения восьмой библейской заповеди относятся:

Примечательно, что даже в одном из виртуальных словарей Интернета есть пояснения слова «лихоимство». Виртуальное пространство Википедии характеризует им такие действия, как мягкий (неагрессивный), но настойчивый процесс взимания и вымогательства чужой собственности, денег или других материальных вещей, для получения которых человек трудился. В качестве синонимов можно назвать несколько вариаций слов:

Как спастись лихоимцу?

Святитель Тихон Задонский в своём труде «Об истинном христианстве» говорит, что лихоимец – враг и Богу, и людям, и самому себе. Богу – потому что нарушает Его заповеди. Людям – потому что разоряет их. Себе – потому как предаёт свою душу вечным мучениям. Но пока грешник жив, он ещё может всё исправить.

Святитель Тихон указывает на то, что для покаяния лихоимцу необходимо не только отказаться от греха. Обязательно нужно возвратить всё похищенное. Деятельным практическим способом борьбы с лихоимством является подаяние милостыни. Таким образом лихоимец идёт наперекор своей страсти, не даёт ей дальше укореняться в сердце. В Евангелии есть пример такого поступка. Сборщик налогов и лихоимец Закхей покаялся и пообещал Христу: “Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк. 19:8).

Святой праведный Иоанн Кронштадский в сочинении «Живой колос» говорит, что Бог примет любого покаявшегося грешника, в том числе и лихоимца:

«Как много бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся вошло в рай и наслаждаются блаженством! Как велико человеколюбие Божие!».

Порок «мшелоимство»

Наравне с лихоимством существует также понятие мшелоимства.

Этот грех означает пристрастие к покупке всё новых и новых вещей или определённых благ, в которых человек не нуждается, а приобретает их из жадности.

Если разобрать слово «мшелоимство» на составляющие, то получим со старорусского языка «мшель», что значит вещь и «мшело», что значит покрываться мхом.

Отсюда дословно образуется, что грех мшелоимства это накопление вещей, которые уже «мхом покрылись», а их всё хранят и не выбрасывают. Примечательно, что можно проследить своеобразную связь между лихоимством и мшелоимством, человек, получая всё больше денег, покупает всё больше не нужных ему вещей, для демонстрации своего статуса.

Однако существует и лекарство от подобного «недуга». Для избавления от ненужного «мшела» необходимо проводить в местах проживания ежемесячные ревизии и попросту выбрасывать вещи, в которых нет нужды или отдавать их тому, кто действительно имеет в них необходимость.

Повествование о мытарствах


Мытарства – нечто вроде застав или таможен, которые встречают на своём пути души умерших людей, возносясь к престолу Небесного Судии. На каждом из этих мытарств востребуется отчёт в особенных грехах… Каждая страсть, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей… Таким образом, мытарства суть не что иное как частный суд, на котором припоминаются душе и беспристратно оцениваются все её дела и после которого определяется ей участь. Суд этот называется частным, в отличие от всеобщего, который будет совершён над всеми людьми при кончине мира, когда Сын Человеческий снова придёт на землю во Славе Своей…1-ое мытарство: Празднословия и смехотворства.2-ое мытарство: Лжи и клятвы.3-е мытарство: Осуждения и клеветы.4-ое мытарство: Чревоугодия и пьянства.5-ое мытарство: Лености.6-ое мытарство: Татьбы.7-ое мытарство: Сребролюбия и скупости.8-ое мытарство: Лихоимства.9-ое мытарство: Неправды.10-ое мытарство: Зависти.11-ое мытарство: Гордости.12-ое мытарство: Гнева.13-ое мытарство: Злопомнения.14-ое мытарство: Убийства.15-ое мытарство: Чародеяния.16-ое мытарство: Блуда.17-ое мытарство: Прелюбодеяния.18-ое мытарство: Содомское мытарство.19-ое мытарство: Ересей и расколов.20-ое мытарство: Немилосердия.

Различия между мздоимством и лихоимством

Чем отличаются понятие лихоимство и мздоимство? Эти понятия синонимичны, но между ними можно найти серьёзную разницу. Для того чтобы ее обнаружить, достаточно посмотреть на начала каждого слова:

Принципиальная разница этих понятий — моральное поведение человека. Если в первом случае плата дается за совершение определенных услуг, то это простая жадность. А вот второе понятие подразумевает отсутствие у человека всякой любви и сострадания к несчастному, есть лишь желание поживиться на его несчастье. Тут отсутствуют всякие христианские и моральные качества.

Если первый поступок нарушает 10 заповедей Ветхого Завета, то второй нивелирует главные заповеди, которые дал Христос: любить Господа и ближнего. Несмотря на то, что лихоимство кажется более серьезным проступком, не следует позволять и давать/брать взятки, поскольку это лишь распаляет жадность.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи — мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается? Людмила

Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.
Скверноприбытчество
, (скверное приобретение) — это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 — 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
Мшелоимство
— это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”. Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» — прибыль (Толковый словарь В. Даля). Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни.

Источник

Мшелоимство

Мшелои́мство – гре­хов­ная страсть, заклю­ча­ю­ща­яся в стрем­ле­нии при­об­ре­тать все новые и новые вещи, без их види­мой пользы для себя, соби­ра­ние ненуж­ных вещей, болез­нен­ное веще­лю­бие. Раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Из лите­ра­тур­ных героев был зара­жён этой стра­стью поме­щик Плюш­кин из “Мёрт­вых душ” Гоголя. В совре­мен­ном языке людей, стра­да­ю­щих этим неду­гом, назы­вают шопо­го­ли­ками (онио­ма­нами).

Мше­ло­им­ство есть форма веще­лю­бия, когда вещи при­об­ре­та­ются ради самих вещей. «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия», – учит св. пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский.

Мше­ло­им­ство, по слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова – это заве­де­ние раз­лич­ных пред­ме­тов при­хоти и рос­коши. Виды мше­ло­им­ства раз­но­об­разны – от взяток вещами, при­стра­стия к подар­кам, бес­по­лез­ного кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния до соби­ра­ния хлама.

В любом случае чело­век под­вер­жен­ный стра­сти пора­бо­ща­ется вещам (от древ­не­рус­ского мшель – вещь, иму­ще­ство; в цер­ков­но­сла­вян­ском – мзда, корысть, при­быль), то есть вре­мен­ному и пре­хо­дя­щему в ущерб заботе о своей участи в веч­но­сти. Чело­веку надо пом­нить, что «чей ум при­вя­зан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Испо­вед­ник). Все вещи пре­хо­дящи, и только бла­жен­ное соеди­не­ние с Богом вечно.

про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов: Один старый батюшка объ­яс­нял это слово от при­ла­га­тель­ного «зам­ше­лый» – порос­ший мхом: заплес­не­ве­лый хлеб в хлеб­нице, старое молоко в холо­диль­нике, про­горк­лая крупа, кото­рую хра­нили «на черный день», старые ненуж­ные вещи – всякое бес­смыс­лен­ное и разо­ри­тель­ное нако­пи­тель­ство в духе Плюш­кина. Это часто бывает грех коры­сти не только бога­того, но и бед­ного.

свя­щен­ник Павел Гуме­ров: Страсть к нако­пи­тель­ству, ску­пость – черта, при­су­щая не только бога­чам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мше­ло­им­ство?», про кото­рое мы читаем в испо­ве­даль­ной вечер­ней молитве. Мше­ло­им­ство – это стя­жа­ние ненуж­ных для нас вещей, когда они от дол­гого хра­не­ния и без­дей­ствия как бы покры­ва­ются мхом. Этим грехом могут стра­дать и люди весьма бедные, при­об­ре­тая и копя посуду, одежду, любые другие пред­меты, запол­няя ими все шкафы, полки и кла­довки и часто забы­вая даже, что где лежит.

св. Тихон Задон­ский (Плоть и дух, 27): «Вели­кое безу­мие – любить созда­ние бес­смыс­лен­ное и бес­чув­ствен­ное, кото­рым вза­имно любимы быть не можем. Вещь бес­чув­ствен­ная, бес­смыс­лен­ная, мерт­вая любить нас не может: и нам не подо­бает ее любить, но одного Бога любя­щего нас, и ближ­него, по образу Его создан­ного. …Если скажет кто, что, мол, созда­ния все сотво­рены ради чело­века, – ему отве­чаю: Первое. Тем самым созда­ния должны чело­веку слу­жить и рабо­тать, а не чело­век созда­ниям; служит же им тот, кто к ним при­леп­ля­ется серд­цем и любо­вью. Второе. Должно их упо­треб­лять, а не зло­упо­треб­лять ими, – упо­треб­лять уме­ренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сла­до­стра­стия. Третье. Созда­ния эти подобны неким следам и сви­де­тель­ствам, по кото­рым Созда­теля познаем и к Нему при­хо­дим: от созда­ния познаем Созда­теля и Его учимся и убеж­да­емся любить, почи­тать, что такое дивное ради нас сотво­рил. Чет­вер­тое. Созданы слу­жить нам, чтобы мы Богу слу­жили; а когда не служим Богу, то и их слу­же­ние нам бес­по­лезно бывает, а Богу оттого вели­кая небла­го­дар­ность про­ис­те­кает. Чело­век, как разум­ный и по образу Божию создан­ный, есть бли­жай­ший Божий слуга, и как посред­ник между Богом и созда­ни­ями, упо­треб­ляя их слу­же­ние, Бога бла­го­да­рить и слу­жить Ему должен. Так, напри­мер, рабы гос­по­дину своему служат для того, чтобы он монарху и обще­ству служил; а если не служит, то и их слу­же­ние, его нера­де­нием, тщетно бывает: так и созда­ния чело­веку служат, чтобы он Богу служил как разум­ный, и за всех них Бога бла­го­да­рил и хвалил. А когда чело­век этого не испол­няет, то и созда­ния напрасно исполь­зует, и потому Созда­телю своему небла­го­дар­ным явля­ется…».

В молит­во­слове в “Испо­ве­да­нии грехов повсе­днев­ных” име­ну­ются грехи – мше­ло­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство. Опи­шите, пожа­луй­ста, что под этим под­ра­зу­ме­ва­ется? иеро­мо­нах Сера­фим (Калу­гин):

Оба эти греха свя­заны с обо­га­ще­нием, накоп­ле­нием мате­ри­аль­ных цен­но­стей.

Сквер­но­при­быт­че­ство, (сквер­ное при­об­ре­те­ние) – это исполь­зо­ва­ние для обо­га­ще­ния слу­жеб­ного поло­же­ния, авто­ри­тета или даже свя­щен­ного сана. Пре­ду­пре­ждая об этом, Апо­стол Павел пишет в посла­нии к Титу: «Суть бо мнози непо­ко­риви, суе­словцы и умом пре­льщени, наи­паче же сущии от обрe­за­ния, ихже подо­бает уста заграж­дати: иже вся домы раз­вра­щают, учаще яже не подо­бает, сквер­наго ради при­бытка… обли­чай их нещадно, да здрави будут в вeрe» ( Тит. 1, 10 – 13 ). Я спе­ци­ально при­вожу сла­вян­ский текст, чтобы это слово зву­чало так же, как в молит­во­слове (на рус­ский оно пере­ве­дено: «ради постыд­ной коры­сти»). В данном случае апо­стол гово­рит об учи­те­лях, кото­рые в корыст­ных целях в угоду слу­ша­те­лям извра­щают цер­ков­ное учение.

Мше­ло­им­ство – это такой вид греха, точнее, такой гре­хов­ный образ жизни, когда у чело­века есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненуж­ное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу при­хо­дит зна­ме­ни­тый гого­лев­ский пер­со­наж, к кото­рому “и дороги-то знать не сове­то­вали”.

Слово «мше­ло­им­ство» про­ис­хо­дит от ста­рин­ного корня «мшель» – при­быль (сло­варь прот. Г. Дья­ченко). В Тол­ко­вом сло­варе В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо пом­нить, что молит­во­словы состав­ля­лись при­ме­ни­тельно к мона­ше­ской жизни. Тогда это слово обо­зна­чало соби­ра­ние мона­хом в своей келии ненуж­ных ему в оби­ходе кра­си­вых, ценных пред­ме­тов, нако­пи­тель­ство.

Один из мона­ше­ских уста­вов гово­рит: «Мона­ше­ству­ю­щим не должно заво­дить в келье лишних вещей, впа­дать в грех мше­ло­им­ства. Лучшим укра­ше­нием ино­че­ской кельи служат святые иконы и книги Свя­щен­ного Писа­ния, а также тво­ре­ния Святых Отцов. Келья монаха содер­жит край­ний мини­мум всего, без чего нельзя обой­тись в ней. Келья должна быть крас­ной не вещами, а духом веры и молитвы живу­щего в ней инока. Свет­ские же и мир­ские вещи и при­над­леж­но­сти не должны нахо­диться в келье» (Из устава Свято-Тро­иц­кого муж­ского мона­стыря).

Святые отцы-подвиж­ники довольно строго выска­зы­ва­ются об этом гре­хов­ном состо­я­нии. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский (1768–1841) гово­рит: «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия». А пре­по­доб­ный старец Паисий Свя­то­го­рец (1924–1994) так объ­яс­няет пагуб­ность при­стра­стия к вещам: «Само по себе сер­деч­ное поже­ла­ние не явля­ется злым. Но вещи, пусть даже и не гре­хов­ные, пленяя частичку моего сердца, умень­шают мою любовь ко Христу. Если я желаю полу­чить что-то полез­ное, напри­мер, книгу, и это полез­ное пле­няет частичку моего сердца, то такое поже­ла­ние недобро. Почему книга должна пле­нять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожде­ле­вать Христа»?

Это гово­рят монахи. А как же быть про­стым Пра­во­слав­ным? Нужно всегда пом­нить, что путь спа­се­ния миря­нина по сути ничем не отли­ча­ется от мона­ше­ского. Монахи уда­ля­ются в пустыню лишь для того, чтобы удоб­нее про­хо­дить этот путь, кото­рый для всех – и мона­хов, и мирян состоит в испол­не­нии Хри­сто­вых запо­ве­дей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верх­нюю одежду, и послед­нюю рубашку, по слову Хри­стову. Однако каж­дому из нас наша хри­сти­ан­ская совесть должна под­ска­зать, не нуж­да­ется ли кто-либо больше меня в той вещи, кото­рая мне совер­шенно не нужна, и если нуж­да­ется, то с легким серд­цем пойти и отдать ее.

Источник

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Плюшкин — наглядный пример. Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Борьба с грехом

Мшелоимство — что это за грех и как с ним бороться? Сначала нужно признать для самого себя греховность своих поступков и необходимость избавиться от подобной страсти. Борьба с грехом заключается в следующем:

  • необходимо провести генеральную уборку в местах хранения накопленных вещей;
  • действительно ненужные вещи, которые хранятся в помещениях только в качестве аксессуаров, лучше выбросить;
  • предметы, которые ещё можно использовать, необходимо отдать нуждающимся — отвезти в детские дома или подарить инвалидам, престарелым, пожертвовать церкви.

Искупить грех можно только при полном осознании и раскаянии в содеянном. Грешник должен сам себе дать зарок о последующем приобретении любого предмета только в случае крайней нужды. Каждый вечер для искупления своей вины нужно читать молитву:

«Исповедую Богу моему и Творцу, Святой Троице — Отцу, сыну и Святому Духу, грехи свои, совершённые за всю жизнь в делах, мыслях, мечтах. Пьянство, уныние, праздность, ревность, гнев, зависть, алчность, клевета, осуждение, небрежность, объедание, мшелоимство, злопамятность, сквернословие, ненависть, лихоимство и другие грехи, коими прогневил я Тебя, о коих жалею я, прости мне, господи Боже мой! Помоги мне, Господи, со слезами молю Тебя, прости мои прегрешения, избави меня от них. Аминь».

Церковь требует от своих прихожан не создавать себе идолов, приобретать и использовать каждую вещь только по нужде, не нарушать заповеди библейские и держать свою душу чистой и безгрешной.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам

Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.

Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг Грехи в православии: 5 категорий

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39)

Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля»

Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Как исповедать грех

Следует отметить, что покаяния за совершенные грехи необходимо выполнять ежедневно. А сама молитва способна помочь верующему православному христианину рассмотреть все совершенные им дневные греховности и сохраняет воспоминания о ранее содеянных, за все прожитые дни.

Важно знать, что те прегрешения, которые исповедуются в Таинстве Покаяния искренне и от всего сердца получают Господнее прощение, однако это совсем не означает, что верующим о них можно забывать. Все, те греховные деяния, которые были совершены в течении жизни будут сохраняться в памяти для сдержанности и сожаления в том, что содеяли.

Как исповедуясь в Таинстве Покаяния, как на каждодневной исповеди Всевышнему свои греховные деяния исповедовать нужно не только осознано, но и раздельно. Поэтому произнося молитву следует остановиться на названных грехах и указать какие именно могут под ними подразумеваться свершенные деяния или поступки, сказанные слова, или даже мысли, но при этом не нужно забывать о наставления подвижников Православной христианской Церкви.

Для того чтобы получить прощение от греха скверноприбытчества в православии нужно произнести следующее молитвенное обращение:

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о грехе скверноприбытчества:

Лучшая статья для Вас, переходите: Праздник Крестовоздвижения

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Отличие от скверноприбытчества и мшелоимства

Скверноприбытчеством можно назвать обвес покупателей на рынке или в магазине. Только когда продавец делает это сознательно: настраивает весы на обвес. Если продавцу поставили неправильные весы, и он об этом не знает, — грех не засчитывается.

Также к скверноприбытчеству относится всё, что является прибылью на разжигании человеческих страстей. Сюда относится индустрия секса, азартные игры, продажа алкогольной/табачной продукции, продажа поддельных документов, скупка краденого, тунеядство, изготовление фальшивых денег. Это всё основано на сознательном обмане ради прибыли и обогащения. Но от лихоимства отличается отсутствием эксплуатации труда: человек как бы добровольно позволяет себя обманывать и даже чувствует себя счастливым.

Читайте также: Что такое обечайка трубы

Мшелоимство — это вымогательство. Человек настолько одержим страстью к деньгам, что только о них и думает. К мшелоимству относится не только грех взяточничества и вымогательства, но также чрезмерного накопительства и складирования ненужных вещей. Это прототип гоголевской Коробочки. Мшелоимство не нарушает права и свободы другого человека, как лихоимство, но тоже относится к грехам.

Как мы видим, мшелоимство и скверноприбытчество не эксплуатируют людей напрямую, а действуют обманом либо ставят перед выбором, как взяточники. Но в любом случае, человек может отказаться взаимодействовать с этими нечестными людьми, и ни в чем не пострадает. Лихоимство намного опаснее, оно манипулирует людьми и использует их зависимое положение. Человек понимает, что его жестоко эксплуатируют, но выбора другого у него нет — работает на лихоимца.

А почему это грешно?

Духовные отцы приводят несколько причин, по которым такой порок причислен к грехам. Главной из них считается неупотребление вещей по прямому назначению. Ведь мшелоимство – это просто хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям. Нарушение предназначения – это пренебрежение Господними указаниями. Далее: вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу. Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.

Лихоимство

Взятка — это тоже лихоимство. Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Лихоимство как вариант обычного воровства

Для многих понятия мздоимство и лихоимство объединены в одном списке неблаговидных дел, но значение их весьма различается.

  • «Мзда» относится к тем видам оплаты, которая взимается с использованием особого положения или определённых усилий. Это своего рода оплата за свою работу, но превосходящая меру.
  • Лихоимец – человек, стремящийся к обогащению без каких-то усилий и затрат с собственной стороны. Он очень смахивает на корыстного лентяя, который наживается на чужом труде или имуществе. Получается крайне неприятная личность, трутень, приспособленец, вор, корыстолюбивец, все это слова как нельзя лучше подходят под понятие «лихоимец».

Можно смело утверждать, оба эти понятия просто разные варианты кражи, но с большей или меньшей степенью бессовестностью. Грешник, живущий за счёт других практически не отличается от вора, мошенника, бандита. Оболочка разная, но смысл один и тот же.

В то же время разобраться в каждом из понятий необходимо, в любом из данных грехов есть свои отличительные детали. Осудить человека проще простого, а вот разобраться в мотивах и деталях греха – это дело обязательное. Нельзя всех «чесать» под одну гребёнку, тогда как проявление чуткости и одновременно строгости будет способствовать искоренению грехов. Господь учит нас терпению, вниканию в детали, деликатности, осуждая или клеймя нельзя нарушать заповеди.

Православное понимание

Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.

Библия осуждает грех лихоимства

Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.

Заповедь «Не кради»«Не сотвори себе кумира»Заповедь «Не поминай Господа в суе»

Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.

Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны

Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Лихоимец нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Значение слова


Изначально этот термин восходит к айхке (айхка) или лихве, то есть взиманию процентов от займа, взятки, вымогательство. Значение слова «лихоимство» — стремление получать богатство не совсем благовидными методами, к примеру, стремится вымогать взятки или зарабатывать не своим трудом.
Пожалуй, именно как заработок не своим трудом следует, в основном, понимать этот грех, а остальные примеры являются просто частными вариантами этого общего вектора.

Интересно! Что считается смертным грехом в православии: список

Многие часто объединяют мздоимство и лихоимство, но эти термины являются немного разными. Первый исходит от слова «мзда», то есть получение оплаты, взятки за собственную работу или положение. Кто взимает мзду, наживается на собственном положении, тот требует сверх меры за свою работу или положение.

В отличие от этого лихоимец стремится получать финансовые ресурсы, вообще ничего не делая. Такой человек не считает нужным трудиться и, по сути, хочет присваивать себе чужой труд и имущество.

Важно! Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Если рассмотреть оба эти термина более подробно и поразмыслить над ними, то становится понятно, что каждый фактически является частным вариантом кражи, то есть нарушением заповеди. Тем не менее, не следует воспринимать слово «мздоимство» как синоним.

На самом деле, эти понятия различаются, они просто относятся к крупной категории греха, являясь частными вариантами такового.

Обратите внимание! Лихоимство, мздоимство и некоторые другие грехи являются кражей, и такой грешник не особенно отличается от мошенника или воришки. Просто оболочка у этих грехов немного разная, а суть одинакова.

Конечно, понимание этих различий является в некоторой степени тонкостью, но разбираться в этом полезно, ведь искоренение грехов и соблюдение заповедей требует чуткости и некоторой строгости, нужно обращать внимание на детали.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]